Новости ссср луноход

Репродукция рисунка летчика-космонавта СССР Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова «Первое утро «Лунохода-1». Почему советский луноход — это космическая танкетка, а не лунный трактор, и как операторы «Лунохода-1» поздравили женщин из своей команды с 8 марта в 1971 году. Лайф разбирался, какие причины привели к закрытию амбициозного советского проекта "Луноход". Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021). Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии.

Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы

Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Да-да, старый Луноход ее антенной сбил На самом деле ушло 2 поколения, нет преемственности, спецам платят крохи. Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов.

«Луноход-1»

Советские луноходы: обзор, история и интересные факты В итоге луноход в три раза перекрыл свой гарантированный ресурс.
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся В апреле 2011г. на Луне был обнаружен "Луноход-1", прилунившийся в ноябре 1970 года и затем потерянный СССР, пишет ABC.
Невозможное сделали молодые. Полвека назад начал работу Луноход-1 Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии.
50-летие «Лунохода-2» Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход».

Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом

Почему в 2023 году не получилось сделать то, что советские лунные станции делали полвека назад? Вопросы вроде бы правильные, но неужели все забыли, что отечественная лунная программа была завершена в 1976 году? После миссии станции «Луна-24», кстати, весьма успешной. И что за прошедшие 47 лет, и особенно за последние 32 года, прошедших с момента уничтожения СССР, советский опыт освоения Луны был практически полностью утрачен. Не стоит забывать, что за прошедшие десятилетия отечественная космонавтика лишилась многих ценных инженерно-конструкторских кадров, которые в силу возраста или других причин уже не могли передать свой опыт нынешним инженерам НПО Лавочкина, разрабатывавшем «Луну-25». Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа». Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы.

Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные.

И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун».

Здесь никогда не занимались космической техникой, но начальник отдела новых принципов движения Александр Кемурджиан, которому было поручено руководство новой темой, увидел в ней не временную, частную, а стратегическую государственную задачу: создать новое направление, сочетающее технологии и лучшие качества внедорожной транспортной и космической отраслей машиностроения. Кемурджиан сохранил функции главного конструктора самоходного шасси лунохода и тогда, когда Сергей Королев передал тематику автоматических космических аппаратов в ОКБ-301 Машзавода им. Лавочкина МЗЛ. Главным конструктором лунохода стал Георгий Бабакин. Общая задача объединила опытное производство, ряд отделов и служб института; количество участников достигало примерно пятисот человек. Уже летом 1968 года на МЗЛ в Химки было поставлено несколько комплектов самоходного шасси. Помимо ходовой части и электромеханической трансмиссии, компактно встроенных в четыре блока мотор-колес, они включали блок автоматики шасси и прибор для исследования физико-механических свойств лунного грунта. Средний возраст коллектива составлял 26 лет. Впоследствии это дало повод Александру Кемурджиану так ответить на вопрос журналиста: «Как вы решились взяться за невозможное?

Всего в большой работе по проведению лунных исследований помимо ВНИИ-100 участвовало более тридцати ленинградских предприятий, институтов и вузов. Из числа ветеранов ВНИИ-100 пятидесятилетие Лунохода-1 в нынешнем году встречают только три автора главного изобретения — самоходного шасси Лунохода-1.

В результате длительных, систематических траекторных измерений были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны. В интересах будущих пилотируемых экспедиций на Луну были проведены измерения потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей.

Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения. Этот космический аппарат был предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта. В процессе полета проводились научные исследования в окололунном пространстве, испытывались новые навигационные системы. Программа полета «Луны-15» не была выполнена, т.

Растиражированные вымпелы были с изображением лунохода. Но в результате, луноход был доставлен на Луну другим космическим аппаратом «Луна-17». Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-16» Космический аппарат « Луна-16» была запущен с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К» , совершил рейс «Земля-Луна-Земля» и впервые в мире доставил на Землю образцы лунного грунта. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-17», доставивший на Луну первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1» 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли.

На аппарате и посадочной ступени станции были установлены флаги и вымпелы с изображением герба Советского Союза и барельефом В. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-20» Космический аппарат «Луна-20» был запущен 14 февраля 1972 года. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-24» Многие называют вымпелы, оставшиеся на Земле, копиями, но это не так: все предметы подлинные. Это те самые предметы, которые были сделаны для запуска в космос, одни из них полетели, а другие остались.

Любой из этих вымпелов мог быть отправлен в космос. Вымпелы выпускались тиражом от 100 до 300 штук.

Второй этап — аппарат выводит искусственный спутник на орбиту вокруг Луны, совершает мягкую посадку на лунную поверхность, фотографирует, выходит на устойчивую связь с Землей. И, наконец, третий этап — доставка на спутник Земли автоматических станций Е-8 луноходов , которые способны передвигаться по лунной поверхности, анализировать состав лунного грунта, радиоактивное и рентгеновское излучение и другие параметры. Луноход-1, который стал первым в мире планетоходом, был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года. Он начал свой маршрут в Море дождей, и проехал по лунной поверхности 10540 метров. Площадь, обследованная первым луноходом, равняется 80000 кв. Луноход передал на Землю 25 000 фотографий. Двигался он со скоростью 2 км. За время работы лунохода-1 состоялось 157 сеансов связи с Землей.

Последний сеанс связи с первым луноходом состоялся 14 сентября 1971 года. Таким образом, аппарат проработал в три раза дольше запланированного ресурса три месяца. Луноход-2 был доставлен на спутник Земли 15 января 1973 года. Местом посадки стал кратер Лемонье. Луноход-2 проработал 4 месяца. За это время он прошел 42 километра и передал на Землю более 80 тысяч кадров телесъемки.

Неизвестные факты о советских луноходах

16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий. В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий.

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров». Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления. Такая подробная «история болезни» первого лунохода и внимательно проделанная работа над ошибками позволили провести вторую лунную миссию на очень высоком уровне и существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными автоматическими станциями для исследования других планет. Уже несколько поколений специалистов РКС постоянно оттачивают технологии приборов на основе постоянного анализа опыта реальных космических полетов. Вот уже почти полвека с момента описанных в публикуемом документе событий «работы над ошибками» делаются по итогам каждой миссии и позволяют совершенствовать космические приборы с использованием лучших из доступных технологий. Сегодня РКС продолжает вести разработки в области систем телеметрии , связи и управления , которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению Луны. Специалисты холдинга в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан с нуля Восточный командно-измерительный пункт , модернизирован наземный комплекс управления, в том числе комплекс средств дальней космической связи, который успешно работает в рамках проекта «Экзомарс».

В ближайшее время РКС примет участие в создании системы дальней космической связи на космодроме «Восточный». Одновременно инженеры холдинга постоянно повышают возможности и совершенствуют технологии производства бортовых систем телеметрии и готовы разработать и производить такие приборы для перспективных российских лунных аппаратов.

Например, у "Лунохода-1" была установлена кремниевая солнечная панель, а вот у "Лунохода-2" уже использовался арсенид-галлиевые элементы. Благодаря им, на борту второго лунохода производилось до 1 кВт мощности. Кроме того, атомное топливо, имевшееся на борту "Лунохода-2" использовалось для обогрева аппарата во время длительной лунной ночи, составляющей, бе малого 14 дней, что очень долго, а значит, сложная аппаратура могла бы за это время, попросту, замерзнуть. Ну и теперь, вернемся с Луны на Землю. Тут имеется ввиду то, что "Луноходом-2", как и "Луноходом-1" управлял целый экипаж, находящийся на Земле. Численность экипажа составляла 5 человек. Взято из открытых источников Управление аппаратом осуществлялось через специальное оборудование, имевшее большое количество кнопок. Наблюдение за ходом аппарата и окружающей обстановкой, шло с помощью трех телекамер, одна из которых была установлена на специальной выносной башне, примерно так же, как это сделано на американских марсоходах в наше время.

Данные установленные телекамеры были высоко разрешения и могли передавать изображения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Также, для полного комплекта, так сказать, на "Луноходе-2" были установлены четыре фотокамеры, которые позволяли экипажу аппарата делать фотоснимки поверхности Луны. Единственным минусом, по мнению автора данного материала, было то, что установленные фотокамеры могли производить фотографии только в черно-белом формате. Панорама лунной поверхности, сделанная "Луноходом-2".

Две телевизионные камеры стояли на «Луноходе-1» слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи лунохода приноравливались. Работа экипажа была чрезвычайно сложная. Через два часа они уже были измотаны, но экипаж продолжал свою работу. Если за неполный первый лунный день луноход прошел лишь 197 метров, то за второй уже полтора километра. Три первых «гарантийных» месяца помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств а не по старой колее вывести луноход к посадочной ступени. Это удалось. Однако «Луноход-1» не собирался «умирать». Пришлось разрабатывать программу работ на следующий лунный день, и еще на следующий, и еще... В итоге луноход в три раза перекрыл свой первоначально рассчитанный ресурс. Всякое случалось за это время. В 6 лунный день, 12 апреля 1971 года прямо в День космонавтики луноход попал в сложный кратер с очень сыпучими, крутыми краями. Выбраться из него было очень сложно. Экипаж, посовещавшись, принял рискованное решение: закрыть солнечную батарею и выбираться вслепую назад. Все закончилось благополучно. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10. Это была очередная победа СССР в освоении космического пространства.

Почти 40 лет о судьбе лунохода ничего не было известно, пока в 2010 году американский зонд LRO не сделал фотографии, из которых стало ясно, что луноход ожидаемо так и стоит там, где сломался. Месяц спустя группа учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего смогла получить больше сведений о советском аппарате, направив в его отражатель луч лазера. Надо думать, если с тех пор луноход не забрали пришельцы, он и сейчас стоит там же. Луноход и космический аппарат Луна-17 были обнаружены в 2010 году американским зондом LRO.

Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы

Обратная сторона «Лунохода-1»: как комплексом рулили вслепую | Статьи | Известия Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли Спустя всего три года советские ученые отправили на Луну еще один аппарат, брата-близнеца "Лунохода-1".

«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?

Так было 50 лет назад, так происходит сейчас, так будет всегда». Отчет о работе радиотехнического комплекса «Луны-17» и «Лунохода-1» делится на четыре части, в каждой из которых приводится разбор подготовки, наземной отработки и работы в реальных условиях отдельных систем. Первая часть документа посвящена системе дальней радиосвязи и работе соответствующей бортовой аппаратуры, затем рассматривается работа системы малокадрового телевидения и фототелевизионной системы, а в заключение приводится анализ функционирования наземного оборудования от антенных систем до рабочих мест «водителей» лунохода. В частности, в документе так описывается первый сеанс радиосвязи с только что приземлившейся «Луна-17»: «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне». А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения: «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно. Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов. В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К».

Причина неполадок была в конструкции и технологии изготовления диодов. Изменения были внесены максимально оперативно. Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов».

Мог разогнаться до 340 метров в час. Предшественник - «Луноход-1» двигался со скоростью 140 метров в час. На них видны и станция «Луна-21» и сам луноход и следы, которые он оставил. И по одной из легенд, поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже. Вроде бы «Луноход-2» должен был передать на Землю изображение оставленной астронавтами техники. И подтвердить, что они там действительно были. Следы "Лунохода-2". Путь, пройденный "Луноходом-2" за 5 лунных дней. Ныне известно и место расположения «Лунохода-1», который долгое время считался пропавшим без вести. О его судьбе ничего не было известно почти 40 лет. И найдя, положили конец разным мистическим домыслам.

Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Кроме того, четыре фотокамеры позволяли делать снимки поверхности Луны. За время работы миссии «Луноход-2» сделал 93 панорамных изображения лунной поверхности и около 89 тыс. Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются. Научное оборудование миссии включало магнитометр. С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность. При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже.

Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме. Поэтому надо снизить ходовые параметры — скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом». В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. Лавочкина ныне НПО им. Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом. Техническое задание на ходовую часть лунохода главный конструктор Бабакин подписал 18 июня 1966 года. Выбор движителя — колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур — вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси. И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники. Каркас каждого колеса — три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска — пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса — если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод — там выполняли балансировку и «спицевание» колес. Первая — вперед! Сообщалось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи ЦДКС с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности». Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может. В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Система теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДСК, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем». Завеса тайны была приоткрыта — есть у лунохода водители. Их многоступенчатый отбор и дальнейшее обучение навыкам вождения лунного «внедорожника» проходили в обстановке строжайшей секретности.

Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке

50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности. Рассмотрим историю первого лунохода, разработанного и запущенного в Советском Союзе. Как Советский Союз совершил посадку на Луне. 17 ноября 1970 года приступил к работе разработанный в СССР «Луноход-1» — первый в истории человечества планетоход, успешно функционировавший на поверхности другого. В итоге луноход в три раза перекрыл свой гарантированный ресурс. Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую.

50-летие «Лунохода-2»

Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17». 17 ноября 1970 года начал работу первый в истории планетоход – советский "Луноход-1". В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий. «Луноход-3» так и не состоялся, хотя программы по дальнейшей разработке космических планетоходов Советский Союз вел достаточно активно.

Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом

Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды. Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней. На Землю с Луны было передано свыше 20 тысяч кадров. Фототелевизионная система, которая передавала на Землю знаменитые панорамы Луны, в целом также отработала хорошо.

Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут. Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров».

Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления.

Методом проб и ошибок советские учёные прокладывали дорогу в космос. Вот уж действительно — первопроходцам всегда тяжело!

Ещё Циолковский мечтал о «лунной карете», которая будет сама передвигаться по Луне и совершать открытия. Великий учёный как в воду глядел! Но при разгоне головной обтекатель, закрывавший луноход, под воздействием силы трения и высоких температур начал разрушаться — обломки попали в топливный бак, что привело к взрыву и полному уничтожению уникального планетохода.

Этот проект получил название «Луноход-0». Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам.

Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро — КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны — твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату.

После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение. Всемирно известный луноход Бабакина В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.

Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить.

В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств а не по старой колее вывести луноход к посадочной ступени КТ. Это удалось. После этого аппарат пошел на север, продолжая научную программу. Однако, так как ресурс лунохода превысил проектный, группа управления вместе с учеными начала разработку дополнительной программы работ на следующий лунный день, затем еще на следующий, и еще...

В итоге луноход в три раза перекрыл свой гарантированный ресурс.

В экипаж входили водитель, оператор антенны, штурман, бортинженер и командир. Было две смены, команды менялись каждые два часа. Находился центр управления под Симферополем, а длительность контакта с «Луноходом» составляла 9 часов в сутки.

Зачем трудились «Луноходы»? С одной стороны, «Луноходы» не могли собрать принципиально новой информации о Луне. Ну да, изучали мелкие кратеры, делали фото. Конечно, роль их во многом была политической.

И экспериментальной. Планировали, что следующее поколение «Луноходов» будет возить уже советских космонавтов. Снимок лунной поверхности, сделанный советским дистанционно управляемым самоходным аппаратом «Луноход-2». Январь 1973 года Источник: Getty Images Тем не менее научная работа «лунных тракторов» не ограничивалась фотосъемкой поверхности.

Они собрали массу полезной информации. Упомянутый выше блок приборов «Рифма» был рентгенофлуоресцентным спектрометром и измерял химический состав лунного грунта. С помощью прибора оценки проходимости изучали физико-механические свойства лунного грунта. На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий