13 апреля 1934 года на материк был доставлен последний член экипажа затонувшего парохода «Челюскин» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Арктика, истории, летчиков на развлекательном портале
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». об этом и так все известно, - рассказывал о войне и прочих событиях. 13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева. Отто Шмидт в лагере.
Из Хабаровска на помощь челюскинцам вылетает Водопьянов. Решено отправить на север ещё один пароход с самолётами лётчиков Доронина, Липпа и Галышева. Спешно ремонтируются ледокол «Красин» и ледорез «Литке», которые также должны пойти на помощь экспедиции Шмидта.
Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости.
В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости.
Водопьянов, И. Доронин, Н. Каманин, С. Леваневский, В. Молоков и М. Не всё шло гладко, и они действительно проявили мужество и стали первыми Героями Советского Союза 20 апреля 1934 г. Все члены экипажей самолётов были награждены орденами и медалями, а все челюскинцы, кроме детей, орденом Красной Звезды. История экспедиции на пароходе «Челюскин» и операция по спасению его команды потрясли весь мир. Само спасение такого количества людей с льдины в тяжёлых полярных условиях не имело прецедентов в истории. А сама страна чествовала челюскинцев как героев. Спасательная операция проходила после что закончившегося 10.
Переход «Челюскина» должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути простыми транспортными кораблями, а не только ледоколами. Историческое плавание парохода началось 2 августа 1933 года. Начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля был опытный полярный исследователь Владимир Иванович Воронин, совершивший ранее знаменательный сквозной переход «Сибирякова» по Северному морскому пути. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Несмотря на это начальником экспедиции было принято решение продолжить путь. В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды. Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Сразу же после того, как 104 человека , среди которых были 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время плавания, высадились с тонущего судна на лёд и поставили палатки, знаменитым полярным радистом Эрнстом Кренкелем была отправлена радиограмма в ближайший посёлок Уэллен: 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин», затонул, раздавленный сжатием льдов. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.
13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»
13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта.
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике
Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. 13 февраля 1934 года он затонул у берегов Чукотки. Героическая история спасения экипажа и пассажиров известна всему миру. Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь.
Спасённые из ледового плена
Путешествие оказалось сложным. Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку.
Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю.
Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена.
Пароход «Челюскин» в Чукотском море. Источник: beta. Среди них были десять женщин и двое детей. В СССР развернулась грандиозная, не знающая аналогов в мировой истории, спасательная операция. Эвакуация осуществлялась с помощью авиации. Первый самолет, пробившийся к льдине и вывезший детей и женщин на материк смог приблизится к льдине 5 марта 1934 года. А последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего было осуществлено 23 авиарейса. В итоге были спасены все 104 человека, которые выживали на льдине два месяца. Схема операции по спасению экспедиции «Челюскина». Источник: teachron. От Владивостока до Москвы участникам спасательной операции предстояло проехать на поезде.
Необходимо было доказать возможность прохода через Севморпуть обычных судов, которые могли перевозить значительные грузы. Ледокольные суда возили в основном уголь, который был необходим им самим. Его построили по советскому заказу в Дании. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. В Ленинград пароход прибыл 5 июня 1933 года. Хотя судно не совершило ни одного испытательного плавания, в этом же году оно было отправлено в сложную экспедицию. Командиром парохода был опытный капитан В. Собственно экипаж судна составлял 52 человека, члены экспедиции - 29 человек, остальные полярники и рабочие, которые направлялись на остров Врангеля. Костяк экипажа составляли 19 моряков и научных работников во главе с капитаном В. Ворониным и штурманом М. Марковым, которые участвовали в экспедиции «Сибирякова». Самым опытным полярником, не считая капитана Воронина, был радист Э. Кренкель он был специалистом радиосвязи в арктических условиях. Кроме того, на борту судна было 9 женщин. В том числе беременная жена геодезиста В. Васильева, семья направлялась на остров Врангеля. Начальник зимовки на острове Врангеля П. Буйко также отправился с женой и маленькой дочерью. Надо отметить, что работа на Севере тогда была столь же престижной и почётной, как в будущем космонавтика. Арктические достижения стали одной из героических страниц молодого советского государства. Подвиги и достижения полярников тогда не сходили со страниц газет и книг. Возвышенное и прагматичное сочетались в освоении Севера. Одной из задач экспедиции была смена зимовщиков на острове Врангеля его обитатели уже 4 года были без связи с Большой землёй. Также хотели закрепить опыт предыдущей экспедиции. Для проводки в тяжелых льдах экспедиции выделили ледокол «Красин». Кроме того, «Челюскину» придали для разведки самолет-амфибию Ш-2 с опытным пилотом М. Математик Отто Юльевич Шмидт стал тем человеком, который смог сделать решающий вклад в развитие Северного пути. Блестящий математик, принявший активное участие в создании советской системы образования, Шмидт был основателем и главным редактором Большой Советской Энциклопедии. Учёный увлекался альпинизмом и должен был принять участие в Таджикско-Памирской экспедиции. Однако экспедиция не состоялась и Шмидту предложили принять участие в исследовании другого малоисследованного района — Земли Франца-Иосифа. Острова находились в пределах русских полярных владений. Все известные и неизвестные земли между меридианами Берингова пролива — на востоке и полуострова Рыбачий — на западе были объявлены русскими позднее советскими владениями. Но для практического узаконивания этого объявления необходимо было начать хозяйственное освоение этих территорий. В ходе экспедиции на Землю Франца-Иосифа в 1929 году Отто Шмидт, который имел полномочия правительственного комиссара, впервые в жизни получил полярный опыт. Это новое направление деятельности целиком захватило его. Через год Шмидт исследовал Северную Землю. Затем в качестве директора Всесоюзного арктического института Севера он на судне «Сибиряков» впервые в истории одолел Севморпуть без зимовки. Это был большой успех, который отметил лично Сталин. Шмидт возглавил его. Его задачей окончательно проложить путь и оборудовать его от Белого моря до Берингова пролива. Переход через Карское море сопровождался несколькими событиями. Было уточнено расположение острова Уединение. Теперь экипаж мог рассчитывать только на себя.
Следующий рейс был совершен только 7 апреля. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учрежденный знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Звания Героя Советского Союза был удостоен также летчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолета ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. Герой Советского Союза летчик Анатолий Ляпидевский Семеро смелых Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — стать первым среди первых Героев Советского Союза — был одним из самых молодых моложе него, и то всего на год, только Каманин участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков. В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров. Спасение челюскинцев Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал всех десятерых женщин и двоих детей станет для него и последним в спасательной эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Самолет удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. О том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация. Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Николаю Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год.
Спасение «Челюскина»
Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин". Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства.
Челюскинцы во Владивостоке
Спасение «челюскинцев» стало настоящим триумфом советской авиации. 29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению челюскинцев в Арктике. Научная экспедиция на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска летом 1933 года для проверки возможности прохода Северным морским путём. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений.