Форма правления в Молдове — Унитарная парламентская республика. Полиция Молдавии отпустила после допроса делегацию Гагаузии, вернувшуюся из РФ, РИА Новости: памятник советским солдатам демонтировали в украинском Ровно. Экономическая и политическая ситуация в Молдавии, получение статуса страны-кандидата в Евросоюз, прозападное правление Майи Санду и поддержка санкций против России, заготовка. в Новости.
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
Порядка 12 процентов территории Молдавии не контролируются официальными властями страны — это непризнанная Приднестровская Молдавская республика, которая была образована в 1990 году. По форме правления Молдавия — парламентская республика. Президент страны — Майя Санду. Официальные языки — молдавский и румынский, до 2021 года русский обладал статусом языка межнационального общения.
За них бы проголосовали 35 и 21 процент опрошенных соответственно. Инфографика опубликована на сайте newsmaker. Однако оба эти факта могут свидетельствовать о падении популярности крупнейших в республике партий. Даже если учитывать погрешность опросов в несколько процентов, разница все равно есть. Можно предположить, что фактор неопределившихся сыграет значительную роль в голосовании. Что говорят Санду и Додон? Майя Санду Майя Санду ранее выразила уверенность в следующем: «Молдова избрала путь европейской модернизации. Этот выбор граждане нашей страны неоднократно подтверждали. Голосование за меня как президента является доказательством этого — и я уверена, что досрочные выборы 11 июля подтвердят этот путь». Экс-президент Молдовы и глава Партии социалистов ПСРМ Игорь Додон полагает , что объединиться в блок с коммунистами было правильным решением для политической силы под его началом. Надеюсь, это позволит нашему блоку получить хороший результат на выборах. И в будущем мы не намерены расходиться», — утверждает политик. При этом Игорь Додон опасается, что голоса за другие левые партии, которые отказались объединиться с блоком социалистов и коммунистов, могут сыграть на руку прозападным партиям. Игорь Додон Выводы Несмотря на то, что в июне ПДС прогнозировали уверенное большинство в парламенте, сейчас однозначно утверждать этого нельзя, хотя результат партии все равно наверняка будет выше, чем у блока социалистов с коммунистами. При этом немаловажную роль сыграют те граждане, которые ранее не смогли определиться с выбором во время социологических опросов. Важно понимать, что в двух из трех возможных вариантов исхода выборов Молдова встанет на путь политического противостояния между президентом и парламентом — это может усугубить кризис в стране.
Кандидатуру на должность премьер-министра выдвигает президент после консультаций с парламентскими фракциями. На основании вотума доверия программе деятельности и всему составу правительства, выраженного парламентом, президент формирует правительство, которое осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового парламента. В соответствии с программой деятельности, одобренной парламентом, правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики республики, осуществляет общее руководство органами публичной власти. Центральными отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства, которые проводят в жизнь политику правительства, его постановления и распоряжения, осуществляют руководство вверенными им областями и несут ответственность за свою деятельность. Также в целях осуществления руководства, координации и контроля в области организации экономики и других областях, не находящихся непосредственно в ведении министерств, могут создаваться и другие органы власти. Судебная система состоит из Высшей судебной палаты, апелляционных палат и судов. Для отдельных категорий дел могут создаваться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено. Коврижкина Мария Сергеевна Политические партии Молдавия является республикой с многопартийной системой и пропорциональной в 2017—2019 смешанной избирательной системой. На ноябрь 2023 г. После выборов 2019 г. В выборах участвовали 22 партии и один независимый кандидат. В состав парламента вошли три партии: либеральная проевропейская партия «Действие и солидарность» рум. Конституционный суд Республики Молдова признал ППШ неконституционной и постановил, что партия «Шор» должна считаться распущенной, депутаты от «Шор» сохраняют свои мандаты, но становятся независимыми депутатами, не имея права вступать в другие партии. В июле парламент Молдовы утвердил для членов партии запрет на участие в выборах, однако в октябре запрет был отменён Конституционным судом. Радиовещание с 1928 г. Крупнейшая общенациональная радиостанция — Radio Moldova вещание с 1939. Первым общенациональным молдавским каналом является общественный канал Moldova 1.
На 1000 женщин приходилось 927 мужчин, против 912 в 1989 году. Несмотря на то, что снижение численности женского населения в межпереписной период было значительнее, чем снижение численности мужского населения, преобладание женщин сохранилось. Женщины более многочисленны после 30 — летнего возраста. В межпереписной период возрос на 3,5 года средний возраст населения и составил 35,3 года, для женщин — 36,8 года, для мужчин — 33,6 года по данным переписи 1989 г. На 1000 жителей Республики Молдова в 2005 г. История До XIV века территория современной Молдавии была частью владений различных племенных союзов гето-даки , готы , анты и государственных образований Древнерусское государство , Галицкое княжество , Золотая Орда. В 1917 провозглашена Молдавская Демократическая Республика. С 1918 года — Бессарабия в составе Румынии. Во время Великой Отечественной войны была оккупирована в 1941 — 1944 немецкими и румынскими войсками. В 1994 принята Конституция , действующая до сих пор. Государственное устройство.
Все Новости
Читайте также Политолог нашел в Молдавии семена нового военного конфликта «Официальный Кишинев любит говорить о стремлении в Европейский союз, стремлении к демократическим принципам, а на самом деле в стране действуют откровенно фашистские порядки: неугодные СМИ закрывают, журналисты выдворяются, против политических оппонентов заводятся уголовные дела», — ответила она на соответствующий вопрос «Известий». Захарова обратила внимание на то, что западные ценности в Молдавии проявляются в репрессивных методах воздействия на оппонентов. Сейчас это превратилось в визитную карточку нынешнего молдавского руководства. Именно поэтому молдавская оппозиция вынуждена собираться за пределами страны, в том числе в России, где нет таких гонений и запретов.
И тому есть целая масса причин. За три года мандата нам удалось сохранить мир дома, укрепить независимость страны, у нас правительство, близкое к народу, также нам удалось начать переговоры о вступлении Молдовы в Европейский союз… Я обязалась сделать все, что в моих силах, для выполнения миссии европейской интеграции... Нам еще предстоит предпринять многие важные шаги, и я готова продолжать, если вы окажете доверие для получения нового мандата в 2024 году». Такими словами президент Молдавии Майя Санду обратилась в воскресенье к молдавскому народу по случаю трехлетия вступления в должность. И дала понять, что хочет вновь претендовать на этот пост.
Интересные в этом контексте результаты принес социологический опрос, проведенный недавно Институтом маркетинга и социологических опросов по заказу молдавской компании Public Media. Опрос проводился с 29 ноября по 16 декабря, было опрошено 954 человека, результаты обнародованы 19 декабря. Согласно опросу, популярность Санду в стране значительно снизилась. С тех пор рейтинг президента начал падать. Чем же вызван такой отток симпатий людей от еще недавно всеобщей любимицы Санду, типичной «европринцессы», управленки из нового поколения политиков постсоветских стран? Став президентом в 2020-м, Санду добилась убедительной победы своей партии «Действие и солидарность» два года спустя и активизировала курс на сближение Молдавии с Западом, после чего страна получила статус кандидата в члены ЕС. Однако далеко не всем по душе такой вектор развития страны.
При этом, несмотря расследований в отношении Шора, он смог занять должность главы города Огеев и основать свою партию «Равноправие». Шор был и остается ярым противником действующего президента Майи Санду. Его читают главным организатором антиправительственных санкций. Источник фото: Фото редакции В Молдавии Илану Шору вынесен заочный приговор к тюремному заключению и конфискации имущества, однако он успел покинуть республику еще в 2019 году. Сегодня Шор живет в Израиле, откуда заявляет, что за решетку скоро отправятся сами судьи.
Мысль о «ненужности» формата СНГ, о том, что Молдова недополучила от России и Содружества некие миллионы, тогда как Запад этими миллионами Молдавию забрасывает, — один из главных треков на финансируемом западными неправительственными фондами молдавском телевидении уже несколько лет. С приходом Майи Санду на пост президента в ноябре 2020 и партии PAS к власти в июле 2021 тема прекращения сотрудничества на восточном направлении и окончательного разворота на запад стала звучать громче. До последнего времени руководство страны всё же не осмеливалось решиться на этот шаг. В конце концов, граждан Молдовы с Россией и странами СНГ связывают многовековые культурные, исторические, экономические узы. Резкий разрыв мог бы стать шоком для населения. Однако сейчас, в разгар боевых действий на Украине и антироссийской истерии в молдавских СМИ, момент для выхода из СНГ может показаться подходящим. Как нельзя вовремя произошло 5 мая и голосование в Европарламенте о поддержке молдавской заявки на вступление в Евросоюз. Буквально в начале марта, подписывая письмо с заявкой в адрес Брюсселя, президент Майя Санду сказала: «Когда мы достаточно далеко продвинемся по европейскому пути, мы рассмотрим и подходящий момент, когда Республика Молдова должна будет отказаться от СНГ». Судя по заявлениям её однопартийцев, это «далеко» уже гораздо ближе, чем казалось.
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
О ситуации, сложившейся в Молдове после выборов башкана Гагаузии, мы поговорили с политологом, в прошлом сотрудником министерства госбезопасности Приднестровья, Дмитрием Соиным. Состояние экономики Молдовы стало показательным маркером на экваторе правления прозападного режима Майи Санду. парламентская республика (до 2000 г.- парламентско-президентская республика). В парламенте Молдавии рассматривают вопрос о внесении изменений в закон об особом статусе Гагаузии. МИД Молдавии исключил введение визового режима с РФ из-за ответных мер. Форма правления в Молдове — президентская республика; в государстве собственная валюта — молдавский лей, на сентябрь 2023 года 1 лей равен ~ 6 российским рублям.
"Втягивает в военный конфликт". Социалисты Молдавии назвали правление Санду антинародным
Президент избирается парламентом на четырехлетний срок и является главой государства. В стране действуют Верховный суд и Конституционный суд. Столица - Кишинев , другие крупные города - Тирасполь , Дубоссары , Унгены. Религия Подавляющее большинство населения исповедует Православие. Православная Церковь Молдавии. Использованные материалы.
Напомним, там уже и государственный язык — румынский — с легкой руки президента Майи Санду. Она четко следует проевропейскому курсу. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. Сейчас на нее завели уголовное дело, явно сфабрикованное, как говорит сама Гуцул.
Существуют также общины баптистов, христиан-адвентистов седьмого дня, романо-католиков, иудеев. Преобладающая религия — православное христианство. Славянские меньшинства и гагаузы — тоже православные христиане. Крупнейший город и столица Молдавии — Кишинев 734,2 тыс. Это самый крупный промышленный центр Молдавии.
Второй по величине город Тирасполь 203,7 тыс. Это важный административный, транспортный и промышленный центр. Среди других крупных городов выделяются Бельцы 156,7 тыс. В обоих городах молдаване составляют меньшинство населения. По Конституции Республика Молдова является демократическим правовым государством, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм провозглашены высшими ценностями. В Конституции оговаривается, что при наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами, приоритет имеют международные нормы. Согласно ст. Провозглашает свой постоянный нейтралитет. Государственный язык — молдавский на основе латинской графики.
Вместе с тем признается право на сохранение русского языка и других языков, используемых на территории страны. Государственное устройство. Молдавия — парламентская республика, Конституция которой основана на принципе разделения властей. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, состоящим из 101 депутата, избираемых свободным и тайным голосованием на основе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу. Срок полномочий парламента — 4 года. Парламент принимает законы и дает их толкование, назначает референдумы, утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью, утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением, ратифицирует международные договоры. Сессии парламента созываются два раза в год. Парламент принимает конституционные то есть — по пересмотру конституции , органические и ординарные законы. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов.
Ими регламентируется, в частности, избирательная система, организация и деятельность парламента и правительства, судебных инстанций, организация местного управления, режим местной автономии, организация и деятельность политических партий, общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита, режим чрезвычайного и военного положения и некоторые другие области. Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум. Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и правительству. Глава государства — президент, избирается парламентом тайным голосованием; избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Президентом может быть гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживающий на территории республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Срок полномочий президента — 4 года, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. В случае совершения деяний, которые нарушают положения конституции, президент может быть отстранен от должности парламентом двумя третями голосов избранных депутатов. Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов.
К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования. При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры.
Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых — 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также — 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто.
Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе. Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие — генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров — 5 лет. Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции.
Конституционный суд: — осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, — дает толкование Конституции, — высказывается по предложениям о пересмотре Конституции, — подтверждает результаты республиканских референдумов, — подтверждает результаты выборов парламента и президента, — констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента, — разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, — принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое — президентом и двое — Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001. В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат , автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ПМР. Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994.
На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений — 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции. Политические партии. Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова. Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти.
По инициативе ПКРМ летом 2000 парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию. Воронин был избран президентом Республики Молдова. Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы 1989—1992 и Христианско-Демократического Фронта Молдовы 1992—1998. Входит в Христианско-Демократический Интернационал. Является главным оппонентом компартии. Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы создана в 1991 , Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие. Социал-либеральная партия — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейский союз.
Партия была создана 9 мая 2001 День Европы , ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм. Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политический кризис конца советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Со стороны радикальных партий появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья. Эта непризнанная Кишиневом республика была образована в сентябре 1990, еще во время существования СССР, ее жители выступили против выхода из состава Советского Союза вместе с Молдавией. Власти Молдовы пытались вооруженным путем занять территорию мятежной республики с конца 1991 до середины 1992, однако эта попытка не удалась, автономия устояла.
В конце 1992 — начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов членов фракции независимых депутатов заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. Молдавские национальные прорумынские партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья. В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП.
Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок.
В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем.
Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. ЭКОНОМИКА В досоветский период Молдавия была сугубо аграрной страной, в 1940-х ее экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве и производстве товаров народного потребления.
В советский период началась индустриализация, в первую очередь в Кишиневе и Приднестровье. Наряду с пищевой появились текстильная промышленность, машиностроение и электроника. Экономика Молдавии, не имевшей практически никаких минеральных ресурсов, в значительной степени зависела от импорта. Например, электростанции работали исключительно на привозных энергоносителях нефти, нефтепродуктах и угле.
Представители власти бросились отбирать и рвать эти плакаты, в зале возникла потасовка. Впрочем, драка не помешала правящему большинству поставить закон на голосование и собрать пятьдесят шесть голосов всего в парламенте сто один депутат. Надо признать, что "языковой закон", принятый пока только в первом чтении, меняет конституцию в обход устоявшихся норм.
В основном законе Молдавии предусмотрена процедура, по которой могут происходить такие изменения, но она не была соблюдена — в частности, изменение конституции прямо запрещено в условиях чрезвычайного положения, которое продолжается в Молдавии. Да и двух третей голосов, которые необходимы для внесения конституционных изменений, у партии власти нет. Обойти эти ограничения позволила юридическая лазейка, которую еще в 2017 году предложил конституционный суд страны. Мол, если на рассмотрение вносятся не "изменения", а "технические правки" для воплощения предыдущих решений суда — то на процедуру можно закрыть глаза. Здесь стоит добавить, что конституционный суд образца 2017 года в Молдавии считают крайне одиозным и политически зависимым; он нередко выносил политически мотивированные решения в пользу тогдашней олигархической власти Влада Плахотнюка — впрочем, конкретно это решение до сих пор не было отменено. Поэтому формально парламент имеет действующее разрешение конституционного суда на то, чтобы изменить конституцию в обход процедуры. Но вернемся к "техническим правкам", которые КС разрешил внести в конституцию.
Сейчас ст. После "технических изменений" эта статья станет короче и будет иметь следующий смысл: "Государственным языком Республики Молдова является румынский язык". Кроме того, решение парламента обязывает страну отказаться от любых упоминаний о молдавском языке в правовых документах и вносит изменения в другие действующие законы. Этот процесс, кстати, будет непростым — кое-где упоминание о молдавском языке есть также в ратифицированных межгосударственных и межправительственных соглашениях, изменить которые можно только с согласия обеих сторон. Например, в соглашении с Украиной о разделе собственности. И не факт, что все подобные соглашения сейчас имеют двустороннюю поддержку. Сейчас с упоминаниями о языке в договорной базе — полный хаос.
Например, базовый договор о добрососедстве между Украиной и Молдавией содержит упоминание о том, что он заключен на румынском языке, а взаимное уведомление о вступлении в силу — уже на молдавском. Впрочем, вернемся к главному вопросу — к тому, почему власти Молдавии так настойчиво хотят "изменить государственный язык", даже если для этого приходится драться в парламентском зале. Объясняем почемуПрежде всего, надо констатировать: с лингвистической точки "молдавского языка на основе латинской графики" действительно не существует. Это просто факт, с которым нет смысла спорить. Да и слово "Молдавия" означает не только соседнее с нами государство; это название носит исторический регион, самая большая часть которого расположена в современной Румынии. При этом язык, на котором столетиями разговаривали в этом регионе, называется румынский. Именно такое название употребляли жители Древней Молдавии упоминания, о чем датированы еще семнадцатым столетием.
Да и сейчас нет различия между языком жителей по обе стороны Прута — то есть реки, разделяющей современную Румынию и Республику Молдова. А различие между румынским в Бухаресте и в Молдавии — примерно такое, как между "киевским" и "полтавским" наречиями а ведь никому не приходит в голову утверждать, что это — два разных языка! Более того, в Республике Молдова в школах с начала 1990-х годов изучают именно румынский язык, то есть школьный предмет имеет именно такое название.
«Максимальное отталкивание от России»: Молдавия начинает процесс вхождения в ЕС
Процедура изменения Конституции Молдовы для перехода к президентской республике будет запущена в ближайшие недели. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти. В Молдавии у оппозиции должна быть общая стратегия на президентских, и на парламентских выборах. Прозвище «Железный христос» появилось в период, когда Веллингтон был изредка непопулярен и как опасность, и как нар молдавия новости сегодня. Власти Молдавии ради вступления страны в Евросоюз готовы даже пойти на отказ от государственности, заявил премьер-министр страны Дорин Речан, которого цитирует Sputnik. Спецслужбы Молдавии предотвратили якобы предпринятые Россией попытки "нарушить конституционный порядок".
ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов? | Оппозиционная партия социалистов Молдавии обвинила президента Майя Санду и правящую партия "Действие и солидарность" в бездарном правлении. |
ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС | Президент Майя Санду пытается изменить форму правления в республике с парламентской на президентскую, заявил бывший председатель конституционного суда Молдавии Александр Тэнасе 25 февраля, сообщает Timpul. |
ВЗГЛЯД / Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление :: В мире | Молдавия, Республика Молдова, государство на юго-востоке Европы. |
Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление | это попытка руководства страны нанести удар по оппозиции в преддверии президентских выборов. |
Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией. Новости. Первый канал | Последние Новости Молдовы, Украины, России и мира сегодня и каждый день онлайн: видео репортажи, аналитика и интервью, прогноз погоды и курсы валют. |
Республика Молдова
РИА Новости: Молдавии вынесли приговор, политическая система Майи Санду теряет поддержку. Он напомнил, что "даже в России не сразу удалось победить олигархов": "В России, где действует президентская форма правления, Владимиру Путину это тоже удалось не сразу. Власти Молдавии ради вступления страны в Евросоюз готовы даже пойти на отказ от государственности, заявил премьер-министр страны Дорин Речан, которого цитирует Sputnik.
Кто такая Санду и как смена президента Молдавии отразится на отношениях с Россией
Захарова указала на репрессивные методы воздействия на оппозиционеров в Молдавии Фото: www. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отреагировала на задержание и обыски оппозиционных политиков, которые прибыли в Молдавию из России после объявлении о создании блока «Победа». Методы Кишинева она назвала репрессивными. По словам российского дипломата, молдавские оппозиционеры столкнулись с западными ценностями, которые Кишинев продвигает под видом реализации «европейского проекта».
Этот закон убирает из конституции упоминания о молдавском языке, как о государственном языке в Молдавии. Кроме того, из всех ныне действующих законов и подзаконных актов Республики Молдовы должны быть вычищены такие термины, как "молдавский язык", "государственный язык" и "официальный язык", а также упоминания о термине "родной язык" в тех случаях, когда он употребляется для ссылки на государственный язык в Молдавии. Все перечисленные термины закон обязывает заменить на "румынский язык", который по этому закону приобретет в Молдавии статус государственного языка. Это все может звучать очень странно и может даже показаться, что власти Молдавии собственноручно уничтожают свой родной язык — но не спешите с выводами. Потому что на самом деле молдавского языка просто не существует. Это — искусственный термин, или искусственный "язык", который придумали в Советском Союзе, чтобы разделить нацию на две части. Хотя сторонников "молдавского языка" в Молдавии до сих пор остается немало. А для партии Майи Санду этот смелый шаг может иметь далеко идущие негативные последствия. Между тем одним из немногих мест на планете, где до сих пор считают, что "молдавский язык" существует, является... Минобразования до сих пор готовит учебники, учебные программы и тому подобное, а детям несуществующий язык записывают в аттестаты, что создает проблемы для дальнейшего обучения. Это должно измениться. К тому же, отказавшись от "молдавского языка" как можно быстрее, Украина может еще и ускорить процесс своего вступления в ЕС. В этой статье "Европейская правда" объясняет, как все это взаимосвязано. Парламентские битвы за языкВторого марта в парламенте Молдавии было горячо. Партия власти PAS, которая в Молдавии контролирует монобольшинство, имеет свое правительство и президента — внесла на рассмотрение проект изменений в языковую статью конституции. Результат голосования был предсказуемым — парламентское большинство проголосовало "за". Голосов против не было, потому что оппозиция в это время пыталась сорвать разбирательство. С плакатами, нарисованными в спешке и от руки потому что о рассмотрении конфликтного закона не было известно заранее , оппозиционные депутаты заблокировали трибуну и принялись кричать слово "Молдавия" в микрофон. Содержание плакатов — это слова "Молдавия. Молдавский", требования "Уходите" очевидно, в адрес действующей власти и "Не издевайтесь над конституцией", а также предложение провести референдум. Представители власти бросились отбирать и рвать эти плакаты, в зале возникла потасовка. Впрочем, драка не помешала правящему большинству поставить закон на голосование и собрать пятьдесят шесть голосов всего в парламенте сто один депутат. Надо признать, что "языковой закон", принятый пока только в первом чтении, меняет конституцию в обход устоявшихся норм. В основном законе Молдавии предусмотрена процедура, по которой могут происходить такие изменения, но она не была соблюдена — в частности, изменение конституции прямо запрещено в условиях чрезвычайного положения, которое продолжается в Молдавии. Да и двух третей голосов, которые необходимы для внесения конституционных изменений, у партии власти нет. Обойти эти ограничения позволила юридическая лазейка, которую еще в 2017 году предложил конституционный суд страны. Мол, если на рассмотрение вносятся не "изменения", а "технические правки" для воплощения предыдущих решений суда — то на процедуру можно закрыть глаза.
Нам запретят говорить на русском языке?! А терпение лопнуло именно сейчас потому, что русофобия в Молдавии достигла немыслимых масштабов. Так, спустя недолгое время после начала спецоперации России на Украине Кишинёв запретил гражданам использовать символы Победы и спецоперации — георгиевскую ленточку и знаки "Z", "V" и "O". При этом символика другой стороны — флаги Украины и её националистических формирований — продолжает оставаться в свободном доступе. Семья проходит мимо бывшей советской гостиницы "Националь", ныне заброшенной и окрашенной в цвета украинского флага, 3 мая 2022 года, Кишинёв, Молдова В республике заблокировали доступ к РИА "Спутник", интернет-порталу Первого телеканала и ряду других российских медиа, транслирующих официальный взгляд Москвы на украинский конфликт. Для обратной стороны — полная свобода. Для гагаузов, известных своей любовью к России и общей с нашей страной исторической памятью, это не иначе как плевок в лицо. Будущее региона На фоне перекройки границ на территории бывшего СССР кажется, что у Гагаузии появляется шанс на долгожданное освобождение. А отсылки к дискриминации русского языка, прозвучавшие в речи депутатов, наводят на мысли о приднестровском или даже крымском пути. Эти территории отделились от Молдавии и Украины ровно по тем же причинам, что названы в депутатском обращении. И они будут возрастать со временем. Шансы, что Гагаузия начнёт отделяться от Молдавии, будут увеличиваться в зависимости от того, как Россия будет продвигаться на юге Украины. Чем больше Россия освободит территорию Южной Украины вдоль Чёрного моря, особенно Одесской области, тем больше вероятность, что Гагаузия отделится. И новое государство должно будет отойти России. Важно помнить, что в том регионе и всё Приднестровье должно отойти России, — сказал в беседе с Лайфом военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец.
Все идет ко дну. А власти живут в своем мире и обещают молочные реки и кисельные берега в виде европейской интеграции", - констатировал бывший президент Молдавии.