Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Несмотря на то, что купцы, даже первой гильдии, по своим привилегиям не дотягивали до дворянства, со временем это динамично развивающееся сословие по своей роли в обществе стало не менее значимо.
Купец и Купечество
А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. В зависимости от размера капитала дохода купцы причислялись к третьей гильдии (от 500 руб. до тысячи), второй (от тысячи до десяти тысяч) и первой (десять тысяч и более). Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. #купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Это были все школьные новости, до встречи в эфире!
Статьи по предмету Коммерческое право
Прежде всего, речь шла о раскладке и сборе податей. Но, так или иначе, купечество, как торговое сословие, играло огромную роль в городской жизни, и его собственный образ жизни в той или иной мере накладывал отпечаток на жизнь всего города. Несколько богатейших купцов порой ворочали не только городской торговлей и промышленностью, но и владели… администрацией, заставляя ее плясать под свою дудку. Уже говорилось о богатейшем нижегородском мучном торговце на его водяных и паровых мельницах перемалывалось более 3 млн пудов хлеба в год , миллионере Н. Бугрове, поднесшем губернатору на блюде груду надорванных губернаторских векселей. Мог ли такой губернатор-должник не «потрафлять» своему кредитору?
Старообрядец-беспоповец Бугров не только устроил Филипповский, Малиновский, Городецкий и другие раскольничьи скиты, но и обеспечил их спокойное существование в эпоху нового всплеска гонений на староверов. Достаточно было всучить обер-прокурору Синода К. Победоносцеву деньги на устройство при Великом сибирском пути передвижных вагонов-церквей. В свое время променял Бугров помещику Турчанинову свой огромный родительский дом на лесное имение. Позже дом перешел к городу, и в нем был устроен театр.
Бугров, не желавший, чтобы там, где жили его родители, «голые бабы через голых мужиков прыгали», выкупил дом у города, а через неделю подал в городскую думу бумагу: «Желая в мере сил моих придти на помощь Нижегородскому Городскому Общественному управлению в удовлетворении особых городских нужд, имею честь предложить Городской думе приобретенное мною здание на Благовещенской площади бывшего театра гг. Турчанинова и Фигнера в полное распоряжение Городского Управления безмездно с тем, чтобы в этом здании впредь никогда не допускалось устройство какого-либо театра или увеселительного заведения» 163; 493. Вот и возьми его «за рупь за сорок», ежели он и синодские церквипередвижки по Сибирскому пути устраивает, и дома городу дарит… Все более или менее представляют себе облик купца так: окладистая борода, длиннополый кафтан нараспашку на объемистом чреве, с жилеткой и рубахой-косовороткой в горошек навыпуск, лаковые сапоги… Но современник-петербуржец писал в 1900 г. В своей частной жизни они стараются не отставать от петербургских чиновников: те же театры, клубы, рестораны и кафе. Последние годы… наложили свой отпечаток и на эту группу лиц, заставив их интересоваться политическими, общественными и профессиональными вопросами» Цит.
Так что время и место делали свое дело. Конечно, здесь речь идет, скорее всего, о приказчиках, которые всегда были галантнее своих хозяев, но все же… Однако это — к началу ХХ в. Прежний купец был индивидуалистом, ведшим дела на свой страх и риск и норовившим «вывернуть шубу», «пригласить на чашку чая», облапошить, объегорить, надуть своего же брата-купца, с которым только что в трактире сидел за «парой чая» или обмывал в «растеряцыи» сделку «холодненьким». А к рубежу веков появились и укоренились понятия «торговый дом», «товарищество», «акционерное общество». Откуда появлялись купцы?
Вот род петербургских купцов Лейкиных, из которых последний, Н. Лейкин, выйдя из купечества, стал известным в свое время писателем. Прадед — крестьянин Ярославской губернии, приехал в Петербург, торговал пирогами, записался в ораниенбаумское купечество пирожного торга. Дед уже записался в петербургские купцы, имел лавку в Гостином дворе по Суровской линии, торгуя кружевами, лентами и т. Отец, ввиду плохого состояния дел в лавке, поступил приказчиком в контору Герике, торговавших иностранными товарами в Гостином дворе.
Сам мемуарист, окончивший Реформатское училище, также сидел в кладовых с приказчиками, стал описывать гостинодворские нравы и так «вышел в писатели». Был когда-то у графов Шереметевых садовник Петр Елисеев а отец его, скорее всего, был просто — Елисей. То ли за успехи в выведении на редкость крупной земляники, то ли за иные заслуги, но году в 1812 г. В 1813 г. После его смерти в 1825 г.
Как и какими винами они торговали — достоверно сказать трудно, но в 1843 г. Уже через два года фирма закупила в Голландии три собственных корабля, а в Бордо, Хересе, Опорто и Мадейре были заложены собственные винные погреба. Были годы, когда фирма скупала на корню урожай целых винодельческих районов Франции! Этого показалось мало: в 1864 г. Григорий Елисеев совместно с финансистом Брандтом основал частный коммерческий банк и стал первым председателем его правления.
Тут вскоре и кончилась купеческая династия Елисеевых: Григорий Петрович получил личное дворянство. С 1892 г. Григорий Григорьевич стал управлять делом единолично и создал акционерное товарищество на 600 паев с капиталом в 3 млн руб. Товарищество теперь владело не только винными погребами, пароходами, конными обозами, но имело свои кондитерские и рыбные цеха, крымские виноградники, конные заводы и 117 доходных домов в Петербурге. Оборот товарищества за 15 последующих лет составил более 396 млн руб.
А в начале ХХ в. Елисеев приобрел и радикально перестроил выстроенный некогда Казаковым для золотопромышленницы Козицкой огромный дом на Тверской и такие же роскошные дома-магазины выстроил на Невском проспекте и в Киеве. Москвичи и петербуржцы нескольких поколений знавали «Елисеевские»… В 1910 г. Григорию Елисееву было пожаловано потомственное дворянство. Портрет ярославского купца Соболева.
Или вот Н. Макарьевский мещанин, он имел небольшой кирпичный завод, доходы от которого даже не покрывали потребностей семьи, включавшей семерых детей. Сын его, И. Чумаков, уехал в Кострому и поступил приказчиком в табачную лавку. Через семь лет он открыл собственную табачную торговлю, взяв туда своего брата.
Табак братья по дешевке закупали в Малороссии, куда ездили по очереди. Через три года, в 1839 г. Тут уж пришлось записаться в купцы 3-й гильдии. В 1843 г. Привод на фабрике был конский.
Затем был куплены лабаз на Нижегородской ярмарке и земля в Костроме, построен двухэтажный дом на каменном подклете. В 1863 г. В 1866 г. Впоследствии куплен еще дом с землей, где устроены склады и типография для печатания этикеток со станком! Кроме того, выпускалось в год около десяти — пятнадцати пудов высшего сорта нюхательного табака, который употреблялся состоятельными людьми… Эти табаки изготовлялись каждый раз по особому заказу, чтобы были свежи.
Для раздушки употреблялись дорогие естественные духи: розовое масло, бергамотное и т. Мало того, по жалобе соседки на отравление воздуха при расширении фабрики были поставлены воздушные насосы, фильтры и высокие вытяжные трубы вот когда началась охрана окружающей среды! Для нового трехэтажного корпуса был куплен двухцилиндровый дизель и построено машинное отделение, оборудование куплено было частично в Петербурге, у фирмы Сан-Галли, а частично в Германии, в Кельне. Но кроме того, с 1855 г. Чумаковы занялись торговлей хлебом.
Была приобретена лавка в Мучном ряду, а в 1872 г. Для обоих корпусов была заказана двухцилиндровая паровая машина, а оборудование закупалось в Цюрихе 94; 20—38. Вот откуда начиналось предпринимательство в России. С малого. Не одни мещане и купцы становились предпринимателями.
Уроженец Чухломского уезда Ф. Чижов был дворянином, хотя его отец всего-то служил учителем в Костроме. Побывал Чижов за границей и за связь с революционной эмиграцией даже посидел в Петропавловской крепости, занимался распространением шелкопрядного червяка, а там и организовал постройку железной дороги от Москвы до Троице-Сергиева Посада, выкупил казенную убыточную Курскую железную дорогу и сделал ее доходной, играл большую роль в торгово-промышленных и банковских кругах Москвы. Нажил миллионное состояние. И завещал все его на создание промышленных училищ в Костромской губернии.
Впрочем, несколькими годами позже, в 1714 г. Однако уже вскоре это значение окончательно вышло из терминологического обихода. В 1720-е годы, начиная с городской реформы, слово "купечество" стало употребляться по отношению к посадским людям, занимавшихся торговлей. В последующие годы купцами называли не только собственно торговцев, но и тех из них, которые стали вкладывать капиталы в производство. В целом торговый капитал в России предшествовал возникновению промышленного капитала и создавал условия, необходимые для развития индустрии. В XVII веке купцы, вкладывавшие капиталы в промышленность, не порывали с торговой деятельностью.
Вплоть до конца этого столетия торговый капитал господствовал над промышленным.
Основная масса импортных товаров реализовывалась потом на ярмарках уже за пределами Сибири. При этом иркутские купцы вынуждены были конкурировать в русско-китайской торговле с купцами из Европейской России. И это была неравная борьба: например, в 1699 году китайских товаров «иркутской покупки» в основном хлопчатобумажных и шелковых тканей местные купцы вывезли из Иркутска «на Русь» всего на 7,7 тыс. Как следует из книги росписи частных товаров, отправлявшихся в казённом караване 1703 г. До 1703 года основные караванные пути из Китая пролегают через Нерчинск, но потом маршрут меняется и основная роль в торговле с Китаем переходит от Нерчинска к Селенгинску и Иркутску. Китайские товары впоследствии продаются на московский ярмарке, а Иркутск, наряду с Тобольском и Енисейском, становится крупнейшим торговым центром Сибири. Глазунов, Ф.
Чечеткин, Т. Бречалов, П. Пивоваров, И. Почти треть задействованного во внешней торговле капитала сибирского купечества приходилась на иркутских купцов, концентрировавших свои капиталовложения преимущественно в русско-китайской торговле. Из 57 иркутских купцов, производивших торги «к портам и пограничным таможням», 7 человек вели торговлю в Охотском порту на сумму 23 тыс. Торговые дела в Кяхте имели 25-40 иркутских купеческих домов. В 1765 г.
Несколько тысяч купеческих семей заставили переехать в только что основанный Санкт-Петербург, где не было ни обширной торговли, ни развитой инфраструктуры путей сообщения, складских помещений, гостиниц и т. При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 г. Все торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: 1-я гильдия — владельцы капитала свыше 10 тыс.
При этом купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии — внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3-й — только мелочную торговлю. Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства. В 1858 г. После отмены крепостного права сословие купечества стало доступным для всех социальных слоев, число гильдий сократилось до двух. При Николае II разрешалось заниматься торгово-промышленной деятельностью без записи в гильдии: купцы получили паспортную льготу, дававшую свободу перемещения по империи. Самые крупные купеческие общества со значительными денежными капиталами и недвижимостью действовали в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Они занимались главным образом благотворительностью — содержанием больниц, богаделен, странноприимных домов, учебных заведений, выдачей пособий неимущим см. Благотворительность и меценатство в России.
Купечество
пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. Например, в начале 19 века к первой гильдии относились купцы с капиталом в размере 50 тысяч рублей и больше, ко второй — 20 тысяч. Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска.
Кто такой купец
Разница между купеческими и дворянскими хозяйствами состояла в том, что в дворянских деревнях постройки, сады, лес сохранялись, а у купцов вырубались наголо. пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. Это были все школьные новости, до встречи в эфире!
Весовое хозяйство купцов
В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям.
Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества.
Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность.
Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых. Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство. Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры.
Литература Белоусов И. Ушедшая Москва. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. Бурышкин П.
Москва купеческая. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде, собранные Н. Лисснера и А. Карамзин Н.
История государства Российского. Румянцев М. Религиозные основания хозяйствования. Благих, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук ivan-blagikh yandex. Бардашевич, зам.
Авторы рассматривают композитное агрегированное, составное, сложное и т. Выделены следующие направления развития теории композитного блага в порядке их возникновения : 1 концепции композитного блага, основанные на идее создания стабильной денежной расчетной единицы У. Джевонс, Р.
В романе Василия Нарежного « Российский Жилблаз » 1814 год один из героев — купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг.
Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин. Главная тема романа — становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться благодаря личным качествам, а не происхождению. В 1840-е годы купцы появляются в водевилях.
Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках , и так далее. Вероятно, прототипом Костонжогло в «Мёртвых душах» Н. Гоголя стал известный откупщик поручик Бенардаки, с которым Гоголь был хорошо знаком.
В 1845 году появляется «Соломея» А. В этом произведении купцы уже осознают собственную значимость. Дворянство вытесняется успешным купечеством. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию».
Некрасов в соавторстве с А. Панаевой в 1848 — 1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа — дворянин, занявшийся торговлей. В 1859 году И.
Гончаров , сам сын симбирского купца, публикует роман « Обломов ». В романе выведен образ энергичного, предприимчивого купца Штольца. Но русский немец Штольц — отвергается обществом, а лентяй Обломов — воспринимается обществом, как «свой». В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А.
Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма в среде русского купечества. Пословицы и поговорки о купцах Купец божится, а про себя отрекается. Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера. Купец, что стрелец : попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
Leiden — Boston: Brill, 2003. Pronk-Tiethoff S. The Germanic Loanwords in Proto-Slavic. Amsterdam — New-York: Rodopi. Etymological dictionary of Latin and the other Italic languages. Leiden — Boston: Brill, 2008.
Портрет купца Тюменева. Портрет купца Сапожникова. Борис Михайлович Кустодиев купец в шубе. Кустодиев Боярин. Кустодиев купец считающий деньги. Купец картина.
Купец живопись. Купец Фалеев Калуга. Василий Григорьевич Перов портрет купца Кузнецова 1873. Кустодиев купец и Купчиха. Одежда купчихи 19 века. Одежда купчихи 19 века в России.
Вербилки купец Купчиха купечество. Кустодиев купец старик с деньгами. Борис Кустодиев. Купец старик с деньгами. Кустодиев купец в шубе. Григорьев портрет Шаляпина.
Борис Кустодиев картины купец. Боярин в шубе. Купцы 19 века. Купечество в 19 веке. Купец 19 век. Купечество 18 века в России.
Садко купец. Иллюстрация Садко купца. Новгородские купцы 12 века. Русский купец 13 века. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси.
Купец это имя. Чем заняться. Боярин Морозов портрет Маковского. Константин Маковский бояре. Боярин Борис Иванович Морозов портрет. Маковский Боярин с Кубком.
Портрет и. Купцы Торубаевы Калуга. Купец логотип. Купец с надписью. Купец рисунок. Вывеска купец.
Портрет купца Прокопия Ефремовича Ефремова. Прокопий Ефремович Ефремов. Ефрем Ефремов купец. Купец Ефремов Чувашия. Купец 1 гильдии а в Антонов. Купец Михаил Григорьевич Бородин.
Купец Дмитрий Владимирович Возничихин. Роберт Купцов. Русский купец 19 век. Купечество на Руси. Казначей Боярин. Купцы в древней Руси.
Казначей в древней Руси. Одежда Купцов в 19 веке в России.
Где найти предков купцов
- Словарь Ушакова
- Сословия. Купцы - Nasledie Digital
- Что такое купец
- Как возникло русское купечество
- Содержание
"Честный" купеческий миф
Былинный герой Садко именовался «купцом, богатым гостем», который «продавал товары новгородские; получал барыши великие». О «купующих», то есть покупателях, и «продающих» жителях российских городов упоминал в своих сочинениях писатель и богослов первой половины XVI века Ермолай-Еразм. В ранее время наряду с купцами — группой населения, соотносившейся, прежде всего, с посадскими людьми, чей правовой статус закреплялся в Соборном Уложении 1649 г. В дальнейшем, в XVIII веке, эволюция социальной жизни в России, формирование буржуазного уклада способствовали постепенной консолидации торговых людей в одну общую группу и появлению устойчивых формулировок, обозначавших принадлежность к определенной категории населения. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года — Киров 2015 г.
Что завтра купишь?
Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно.
За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума.
Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст.
Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево.
Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить.
Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет.
Гостиный двор до создания музея Кстати сказать, современным людям легче понять, что такое Гостиный двор. Приученные за годы Советской власти к восприятию торговли в виде огромных или больших магазинов, хозяином которых было государство, мы лишь в два последних десятилетия вернулись к первозданному значению слову «лавка» — небольшой частный магазинчик тут уместно даже двойное уменьшение.
Правда, современные торговцы предпочитают более звучные имена — салон, универсам, бутик, шоп, галерея. Но все едино — магазин. А что такое современный гостиный двор легко представить, пройдя по этажам ЦУМа или «Детского мира», где масса хозяев, арендующих квадратные метры согласно своим доходам — у кого-то отдельное помещение, а кто-то довольствуется открытым прилавком. В настоящем Гостином дворе у каждого хозяина — свой магазин. Не каждый мог открыть здесь свою лавку или арендовать амбар для хранения товара. Как свидетельствуют авторы сборника «История Казани», подготовленного к печати Институтом языка, литературы и истории им.
А в пресс-релизе самого музея говорится, что первое упоминание о Гостином дворе, тогда деревянном, встречается еще в писцовых книгах XVI века. Город тогда считался крупным военно-административным центром. Расширение и развитие ремесел и торговли привело к тому, что Казань стала играть важную роль в формировании российского внутреннего рынка. Благодаря выгодному географическому положению Казани в следующем веке стала развиваться и торговля на внешних рынках Российской империи. Подтверждение этому утверждению мы нашли в книге «Казань. Времен связующая нить», изданной в 2000 году Казань, изд-во «Титул» , в статье, которая так и называется — «Гостиный двор».
Перед статьей — цитата из «Книги Казанского торгу…», датированной 1566 годом: «Против же города за таможенною избою по стороне Спасские улицы двор гостин, а от городовые каменные стены до гостина двора, площадь порозжего места 52 сажени». Во времена Казанского ханства, утверждается в этой книге, на территории Гостиного двора или недалеко от него стояла колония-поселение торговцев и ремесленников, выходцев из далекой Бухары. Поселение было обнесено деревянным частоколом, а с 1500 года, после набега ногайских мурз на Казань, по велению казанского хана Абдыл-Летифа по двум сторонам поселения появились насыпные валы со рвами. Через 30 лет колонию бухарцев, как и все посадские поселения, обнесли острожными стенами, которые хан Сафа-Гирей выстроил в преддверии ожидаемой войны с Москвой. Позже, с уходом русских войск и завершением строительства оборонительных укреплений вокруг Казани, валы бухарского посада были срыта, а рвы за ненадобностью зарыты. Большим разрушениям подвергся бухарский посад во время осады Казани войсками Ивана Грозного летом-осенью 1552 года.
После взятия города власти вернули на прежнее место два базара — нижний, Так як, прямо под кремлем воды Казанки в ту пору плескались довольно далеко от кремлевских стен , и верхний, бывший бухарский. Недалеко от новых каменных стен кремля, прямо напротив Спасской башни, появились 82 казенных амбара и 5 изб для заезжих гостей — так звались в то время крупные купцы. Все это было обнесено деревянным забором с тремя воротами и официально названо Гостиным двором. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина — более 3 рублей в неделю. Как указывается в книге «Казань…», в то время на эти деньги можно было купить 3 лошади или 6 коров. От Гостиного двора лучами расходились по ближним улицам и переулкам более 200 торговых рядов с лавками.
Пять лавок, как указывается в этой книге, принадлежало татарским купцам, которые торговали в основном привозным товаром — персидскими тканями и шелком. В конце XVI века в Гостином дворе насчитывалось 635 торговых точек. Сведения эти взяты из материалов археологических раскопок, и у нас нет оснований им не доверять. Но все-таки это еще не был Гостиный двор в известном нам смысле. Каменное строительство началось здесь на исходе XVII века. В 1695 году близ новых главных ворот Гостиного двора была освящена церковь во имя Алексея Божия Человека.
К 1739 году уже все постройки были из камня. Кафтырев построил новое здание на месте старого, которое не сохранилось. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани — Петр Рычков в 1767 году: «Гостиный двор каменный, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды». В Гостином дворе размещались также каземат, гарнизонная канцелярия, а над ней — трактир. Это было центральное место городской торговли.
В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения. Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе. Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора.
В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора. Автором проекта стал архитектор Ф.
Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком.
Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Она одновременно выполняла роль и летнего пальто , и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , иногда фраки и цилиндры.
Значение слова «Купец»
Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности. Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда. пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов.
Купечество в России
Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город.
Глава 8 Купечество
Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей. Пушкин, Сцены из рыцарских времен. С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. Горький, Трое. В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству. Купец второй гильдии.
Гиляровский, Москва и москвичи. Никитин, Кулак.
В поместьях становится больше промышленных мануфактур и предприятий, на которых трудились крепостные. С 1818 года крестьянам разрешалась открывать свои фабрики и заводы. Таким образом, крестьянское сословие начинает дифференцироваться. Накопившие капитал крестьяне вкладывали средства в промышленность и торговлю.
Некоторые крестьяне переезжали в город, открывали лавки и начинали теснить купечество. На протяжении всего XIX века купцы играли важнейшую роль в хозяйственной жизни российского общества. Сословные границы в то время были довольно подвижны. Принадлежность к купеческому сословию не передавалась по наследству. Если предприниматель не мог его заплатить, то ему приходилось выходить из купеческого сословия и приписываться к мещанам.
Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич 1843—1901 дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию.
Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец — это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия — Мамонтовы и Морозовы легендарный Савва Морозов , Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы.
Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов. Образы положительные и отрицательные Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец — это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Кустодиевские купцы и купчихи олицетворяют то, что с насмешкой называют «купеческим вкусом». К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев.
Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле. Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе. Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен. Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров. Они имели возможность торговать и совершать сделки без дополнительных финансовых обременений, что сделало их влиятельным сословием в обществе.