Новости великоморавская держава

Великоморавская держава Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Однако Великоморавская держава была раздроблена в конце IX века в результате конфликта между приверженцами славянского письма и адептами латинского письма. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)

Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии Великоморавская держава: основные события и история Период существования Великоморавской державы можно разделить на несколько основных этапов.
Возникновение славянских государств • История, Всеобщая история. Средние века • Фоксфорд Учебник собирание русских земель и народов, заявил лидер "Справедливой.
Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций | Крымское Эхо Бойцы группы "Вагнер" взяли под контроль расположенный к западу от северных районов Артёмовска (Бахмута) посёлок Ягодное. Об этом заявил 25 февраля журналистам основатель.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)

Обмен товарами, культурное влияние, сдерживание угроз Византийская империя Обмен культурой, религией, торговля Религия и верования Великоморавская держава была многонациональным государством с разнообразными религиозными и культурными традициями. На территории Великоморавии преобладали христианские верования, особенно католическая и византийская версии христианства. В начале своего существования Великоморавская держава была погружена в языческие верования славянского населения. Однако, в 9 веке монархия Великоморавии приняла христианство в качестве государственной религии, и этот процесс был официально завершен во времена князя Ростислава. Важную роль в распространении христианства сыграл знаменитый миссионер, богослов и писатель Кирилл Константин-Философ. Он внёс значительный вклад в перевод важных христианских текстов на славянский язык, известный как старославянский, что позволило славянским народам лучше понять христианскую веру и культуру.

Великоморавская держава впитала культурные и религиозные влияния как из Византии, так и из Западной Европы. Существовало множество монастырей и церквей, где распространялись христианские идеи и ценности. Важной центральной фигурой был архиепископ Мефодий, брат Кирилла, который с успехом продолжил его миссионерскую работу. Он также был создателем славянского алфавита, известного как глаголица или кириллица, на основе которого был разработан современный русский алфавит.

После раздробления державы, моравское государство прекратило свое существование, а его территории были вовлечены в политические и культурные сферы других государств. Кроме того, распад Великоморавской державы повлек за собой потерю единой культурной и религиозной идентичности для этого региона. Таким образом, причины распада Великоморавской державы включали в себя конфликты внутри страны, а также недовольство внешних сил. Распад державы оказал долгосрочное влияние на политическую и культурную карту Средней Европы. Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в истории Европы. Она стала одним из самых значимых политических и культурных центров Средневековья и оказала влияние на формирование европейской истории и культуры. Великоморавская держава была мощным и прогрессивным государством, смогшим объединить множество различных этнических групп под своей властью. Здесь формировались основы единого славянского письменного языка — глаголицы, которая затем стала основой для развития исторических славянских письменностей. Великоморавская держава стала также центром распространения христианства в регионе. Благодаря активной деятельности моравских князей Константина и Методия, здесь создались свои алфавиты — глаголица и кириллица, которые способствовали распространению глаголического и кириллического письма на всей территории Великоморавской державы, а также на прилегающих землях. Кроме того, Великоморавская держава играла важную роль в политическом развитии Европы. Здесь осуществлялись активные дипломатические контакты с соседними государствами, что способствовало укреплению органических связей между различными архитектурными и культурными школами, что оказало влияние на развитие архитектуры и искусства. Великоморавская держава оставила неизгладимый след в истории Европы. Ее значимость заключается в формировании единого славянского письменного языка, распространении христианства, активном развитии политических и культурных связей с соседними государствами. Она стала полигоном для экспериментов и развития новых идей, которые в дальнейшем повлияли на развитие не только региона, но и всей Европы. Вопрос-ответ Какая роль играла Великоморавская держава в истории Средней Европы? Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках, играла значительную роль в истории Средней Европы. Она была одним из самых мощных государств своего времени и оказывала влияние на соседние территории. Держава просуществовала около ста лет и имела собственную сложную административно-территориальную структуру, основанную на признании власти великого князя. Великоморавская держава занимала значительную часть современных территорий Словакии и Чехии, а также небольшую часть Венгрии и Польши. Каковы основные факторы развития Великоморавской державы? Развитие Великоморавской державы было связано с несколькими основными факторами. Во-первых, это было географическое положение державы, которое обеспечивало удобный доступ к торговым путям и соседним регионам. Во-вторых, важную роль играло формирование централизованной власти, позволяющей эффективно управлять территорией и действовать внешнеполитически. В-третьих, значительное влияние на развитие державы оказало распространение и принятие христианства, которое способствовало закреплению власти и интеграции с соседними государствами. Какие архитектурные памятники сохранились на территории Великоморавской державы? На территории Великоморавской державы сохранились несколько важных архитектурных памятников. Один из наиболее известных это Великоморавский Дворец, который был резиденцией великого князя и центром политической и культурной жизни державы. Этот дворец представлял собой комплекс строений, включающих жилые помещения, залы для приемов и административные здания. Кроме того, на территории Великоморавской державы сохранился Шторцский курган — похоронное сооружение, связанное с погребальными обрядами древних славян. Изучение Великоморавской державы имеет большое значение для современной истории, так как оно позволяет лучше понять процессы формирования европейских государств и их взаимодействия в средние века.

Формирование Великоморавской державы сопровождалось культурным расцветом. Это период, когда славянские племена обрели свою политическую и культурную идентичность. Они создали собственное письменное языческое словесное наследие и научились адаптировать христианские ценности и технологии, проникавшие с Запада. Формирование Великоморавской державы связано с приходом славянских племен на эти земли. Главной фигурой в объединении славянских племен был князь Моимир I. Формирование сопровождалось культурным расцветом. Таким образом, происхождение и формирование Великоморавской державы отражает важный этап в истории Средней Европы, когда славянские племена смогли создать сильное государство и развить собственную культуру и идентичность. Территория и границы Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. Ее границы были сложной и неоднозначной темой в исторических исследованиях и могли меняться в зависимости от политической ситуации. В начале своего существования Великоморавская держава включала в себя большую часть Моравии и Словакии, а также некоторые территории на севере Венгрии и Чехии. Были предприняты попытки расширить границы державы за счет окраинных славянских племен, однако эти попытки в итоге оказались неуспешными. Соседние государства, такие как Венгрия, Чехия и Польша, тоже имели свои интересы и претензии на эти территории, что приводило к конфликтам и войнам. Испанская корона претендовала на территорию современной Словакии, что привело к ослаблению государства и его окончательному подавлению. Таким образом, границы Великоморавской державы были изменчивы и зависели от множества факторов, включая политическую ситуацию, конкурирующие интересы соседних государств и внешние влияния. Она представляла собой важный культурный и политический центр славянской цивилизации и оставила значительный след в истории региона. Политическая система и правление Великоморавская держава имела сложную политическую систему, которая включала в себя несколько уровней власти. На вершине пирамиды стоял князь, который был главой государства и обладал полной властью. Князь был выбираем народным собранием — вече, и его власть передавалась по наследству внутри династии. Княжеская власть была ограничена советом ветров — совещательным органом, в который входили представители различных областей и сословий при дворе князя. Чтобы облегчить управление государством, Великоморавская держава была разделена на административно-территориальные единицы — краи. Каждый край был управляем маршалком, который был назначен князем. Маршалки были ответственны за сбор налогов, поддержание порядка и решение споров внутри края. Значительную роль в политической системе играли виты — высшие служащие двора, назначаемые князем. Они выполняли роль советников, а также занимались административными и судебными функциями. Виты назначались из представителей различных сословий, что позволяло сбалансировать власть и представить интересы разных групп населения. Наряду с управленческими структурами, в Великоморавской державе существовала иерархическая система церкви. Католическая церковь была слишком сильна и влиятельна в государстве и влияла на политические решения и религиозную жизнь. Князь и его советники тесно взаимодействовали с духовенством и осуществляли контроль над церковью. В целом, политическая система Великоморавской державы была достаточно комплексной и структурированной. Хотя князь обладал верховной властью, он должен был учитывать мнение совета ветров и сотрудничать с витами. Такая система позволяла обеспечить относительно стабильное управление и учет интересов различных сословий и областей.

Он отправил послов в Византию с просьбой прислать священников для распространения в Великой Моравии христианства и организации независимой церкви. Византийский император откликнулся на просьбу Ростислава, отправив к нему в 863 г. Обучать славян христианской вере оказалось сложно: почти все церковные книги в то время существовали на греческом и латинском языках, которых славяне не понимали. Своей письменности у населения Великой Моравии не было. Кирилл и Мефодий, чтобы познакомить славян с Библией, создали азбуку для славянского языка. Это была первая славянская азбука, которая называлась глаголица. Так появилась возможность писать церковные книги для славян на их родном языке с использованием славянского алфавита. Происхождением букв глаголица связана с греческим алфавитом. Отдельные буквы похожи на символы христианского вероучения. В настоящий момент вышла из употребления. Написанная глаголицей страница Евангелия. Болгарская рукопись рубежа X—XI вв. Со временем выяснилось, что глаголический алфавит слишком сложный и требует доработки. Ученики Кирилла и Мефодия создали новую славянскую азбуку, буквы которой стали ближе к греческому и латинскому алфавитам. Имён создателей новой азбуки мы не знаем. Кириллица очень быстро распространялась среди славян, поскольку отлично передавала особенности славянского языка. Благодаря собственной письменности славяне, в отличие от многих соседних народов, читали Библию и совершали христианское богослужение на родном языке. Центром славянской письменности стало Болгарское царство. Отсюда в X в. Многие славянские и неславянские народы в настоящее время продолжают использовать кириллическую письменность. Кириллица стала основой для целого ряда современных алфавитов, в том числе русского. Узнать больше Кириллица постепенно вытеснила глаголицу. К XIII в. Однако у отдельных славянских народов глаголица в ограниченном и изменённом виде употреблялась вплоть до XX в. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Фотография Энциклопедия Кругосвет Распространение христианства в Великой Моравии византийскими миссионерами вызывало недовольство со стороны правителей Восточно-Франкского королевства. Это приводило к новым вторжениям франков в великоморавские земли. Раздираемая внешними и внутренними конфликтами Великая Моравия к концу IX в. Нашествие кочевников-венгров в 907 г. Её политической наследницей стала Чехия. Чешское княжество Племя чехов входило в состав Великой Моравии. Необходимость самоорганизации для защиты от врагов подталкивала чехов к централизации власти и увеличению роли их князя. Происхождение первой династии чешских князей ведётся от Пржемысла, который, согласно народному преданию, был крестьянином. Первым чешским князем, принявшим христианство, был Борживой I ок. Он помогал правителю Великой Моравии в войне с франками. Во второй половине IX в. Однако в начале X в. Такая политика позволила чешским землям избежать разорения венграми.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Возникновение славянских государств А все началось с того, что православная Великоморавская держава (сейчас это территория Чехии) стала испытывать всяческие притеснения со стороны католической Европы.
Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском Великоморавская держава была одним из важнейших звеньев политической истории раннего славянского и центрально-европейского средневековья.
KMSAuto Net – активатор Windows 7, 10, 11 скачать официальную версию Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла.

ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА

Основателем Моравской державы стал Моймир I. Он был вождем племени мораван. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Святоплуке, который активно развивал культуру и дипломатические связи со соседними государствами. Основателем Моравской державы стал Моймир I. Он был вождем племени мораван. В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры. в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава).

Расселение славян

  • Что значит великоморавская держава
  • НОВЫЕ ДАННЫЕ О ВЕЛИКОМОРАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
  • НОВЫЕ ДАННЫЕ О ВЕЛИКОМОРАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
  • Бесплатные достопримечательности Праги
  • Бесплатные достопримечательности Праги

Великоморавская держава

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. раннефеодальное государство западных славян в 9 - нач. Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии, является одной из самых значимых. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Ростиславе, который правил с 846 по 870 годы. Российские войска освободили и полностью контролируют укрепрайон украинских националистов «Зверинец» на марьинском направлении. Об этом 21 июня сообщил врио главы Донецкой. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии и Австрии, оказала значительное.

Великоморавская держава: распад, обзор и последствия

Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился. Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет. Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты , 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию. Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс.

Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях. В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине. Уникальность создания русинской национальной идентичности заключается в том, что лозунгом этого движения была принадлежность русинской народности к большому русскому народу. При этом надо заметить, что представление о своей общности с русскими возникло в русинской среде до возникновения в России концепции триединого русского народа.

Современный чешский исследователь Мирослав Грох писал, что формула «создания» малой нации, то есть нации, живущей в подчинённом положении, в условиях многонациональной империи, необходимо пройти в три этапа: — первый этап заключается в появлении интеллектуалов, которые осознают инаковость своего народа. Точками сбора таких интеллектуалов становятся, как правило, кружки по изучению фольклора и народного быта. По мысли Гроха, далеко не все национальные движения доходят до третьего этапа, но история — дама терпеливая, со своими причудами, к которым относится благоволение дерзающим, поэтому из десяти попыток, как правило, хотя бы одна срабатывает. Сама история русских в Галиции, это история борьбы «с вековыми своими врагами — поляками и их орудием, так называемыми украинцами», а в Закарпатье — таких же боёв за язык и историю «с мадьярами, этими самыми свирепыми гонителями всего русского, стремящимися к искоренению русского языка».

Я думаю, что русинам есть за что бороться и что защищать, ведь уже «Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г. В 1944 году Подкарпатская Русь была занята советскими войсками. Так было полностью ликвидировано русинское движение на Подкарпатской Руси и ликвидирована сама Подкарпатская русь. С тех пор Подкарпатскую Русь называют Закарпатской областью, а русинов — украинцами».

Желаю появиться четвёртому русскому государству Подкарпатская Русь ныне Закарпатская область , которая будет занимать юго-западные склоны северной части Восточных Карпат и северо-восточную часть Среднедунайской низменности по реке Тисе и её притокам. На севере Подкарпатская Русь будет граничить с Польшей, на западе со Словакией, на юго-западе с Венгрией и на юге с Румынией. Столицей Подкарпатской Руси, а ныне административным центром Закарпатской области скорее всего будет Ужгород. Город основан в 872 году.

Численность населения составляет более 115 тысяч человек. Бревном на пути к независимости лежит Украина, декларирующая свою европейскую ориентацию, которая в русинском вопросе продолжает позорную тоталитарную практику фактического этноцида русинов, отказываясь признавать русинское население Закарпатья в качестве отдельного народа. Подобная политика выглядит особенно архаично и дико на фоне того обстоятельства, что русины в качестве отдельного восточнославянского народа официально признаны всеми европейскими государствами, на территории которых они проживают как национальные меньшинства. О том, что русинское государство имеет право на существование, говорит вся его история.

По данным переписи населения 1810 г. Спустя 120 лет, в 1930 г. Примечательно, что украинцы составляли менее одного процента от всего населения края, а точнее — 2116 человек. В январе 1941 г.

А вот как выглядели в то время статистические данные школьного населения Подкарпатской Руси. Так, в соответствии с законодательством Чехословакии об образовании все дети в возрасте от 6 до 15 лет должны были обучаться в школах.

По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование.

Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства.

Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г.

Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями. Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни.

Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы. Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя. Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В. Грубым - исследователем Старого Места.

Не ограничившись раскопками в городе, он произвел широкие исследования в его окрестностях. При этом были обнаружены следы нескольких десятков небольших сельских поселений великоморавского времени и, что особенно интересно, два населенных пункта, которые правильнее всего рассматривать в качестве феодальных поместий. Таким образом, великоморавскому времени были свойственны три типа поселений: город, деревня и помещичья усадьба, что характерно для феодализма. В 3 - 4 км от Старого Места, на возвышенном урочище Дорфле, не имеющем следов какого-либо укрепления, были обнаружены остатки поселения великоморавского времени, а также руины церкви, окруженной кладбищем. Церковь отличалась своеобразным планом: она была как бы трехнефной, абсида у нее имела прямоугольную форму стр.

Внутри церкви обнаружено несколько богатых захоронений в больших гробницах, принадлежавших взрослым и детям. Самая большая каменная гробница занимала центральное положение в отдельном помещении с абсидой. Несомненно, что это помещение являлось усыпальницей какого-то знатного светского лица. Второе погребение в усыпальнице, как бы соподчиненное первому, принадлежало, вероятно, близкому родственнику умершего. Маленькое прямоугольное помещение между усыпальницей и церковью являлось второй усыпальницей, содержащей одно захоронение.

Возможно, что усыпальницей являлась также часть притвора, ограниченная абсидой. Вокруг церкви и в основной части ее притвора обнаружено более 200 могил, в большинстве случаев "рядовых", не содержащих никакого имущества. Усыпальницы светской знати при церкви, расположенной в сельской местности, могли принадлежать лишь местным властителям. Никакого другого объяснения этот факт получить не может. Мы имеем, следовательно, хотя и косвенное, но, во всяком случае, весьма убедительное доказательство существования в Великой Моравии землевладельческих поместий, что, в свою очередь, позволяет выдвинуть предположение о существовании ленной системы.

Раскопки в Дорфле, произведенные В. Грубым в 1959 - 1960 гг. Правда, весьма возможно, что церковь в Модре принадлежала монастырю, который был известен здесь по данным более позднего времени. Но это не меняет существа дела. Судя по обилию храмов, церковная организация в Великоморавском государстве являлась большой силой.

Как и в соседних, с Моравией странах, она уже владела в то время, несомненно, большими землями, на которых работали зависимые крестьяне. Следы земледельческих поселений великоморавского времени известны не только в окрестностях Старого Места, но и во многих других областях Моравии. Моравская земля была не только страной городов; прежде всего это была густонаселенная страна с весьма высокой для своего времени земледельческой культурой. Земля обрабатывалась плугом с асимметричным железным лемехом; населению были известны виноградарство и садоводство. В заключение остановимся еще на одном вопросе - на гибели Великоморавского государства.

Археологические данные уже сейчас позволяют значительно конкретизировать картину, нарисованную письменными источниками, касающимися вторжения кочевников-венгров на территорию Моравии в 906 году. Обращаясь к этим событиям, следует говорить не только о распаде государства, о разрушении его политической организации, как это бывало не раз во время крупных завоеваний в эпоху средневековья: в данном случае следует говорить, прежде всего, об опустошении страны, о гибели ее городов и селений. Ни один из исследованных ныне великоморавских городов не вынес венгерского вторжения. Отдельные могилы X в. Микульчицы и в Старом Месте, свидетельствуют, что жизнь в этих пунктах после венгерского нашествия едва теплилась, и то лишь в течение непродолжительного времени.

Эти города не возродились подобно многим русским городам после татаро-монгольского нашествия ; именно 7 V. Hruby, V.

Она представляла собой важный культурный и политический центр славянской цивилизации и оставила значительный след в истории региона. Политическая система и правление Великоморавская держава имела сложную политическую систему, которая включала в себя несколько уровней власти. На вершине пирамиды стоял князь, который был главой государства и обладал полной властью. Князь был выбираем народным собранием — вече, и его власть передавалась по наследству внутри династии. Княжеская власть была ограничена советом ветров — совещательным органом, в который входили представители различных областей и сословий при дворе князя. Чтобы облегчить управление государством, Великоморавская держава была разделена на административно-территориальные единицы — краи.

Каждый край был управляем маршалком, который был назначен князем. Маршалки были ответственны за сбор налогов, поддержание порядка и решение споров внутри края. Значительную роль в политической системе играли виты — высшие служащие двора, назначаемые князем. Они выполняли роль советников, а также занимались административными и судебными функциями. Виты назначались из представителей различных сословий, что позволяло сбалансировать власть и представить интересы разных групп населения. Наряду с управленческими структурами, в Великоморавской державе существовала иерархическая система церкви. Католическая церковь была слишком сильна и влиятельна в государстве и влияла на политические решения и религиозную жизнь. Князь и его советники тесно взаимодействовали с духовенством и осуществляли контроль над церковью.

В целом, политическая система Великоморавской державы была достаточно комплексной и структурированной. Хотя князь обладал верховной властью, он должен был учитывать мнение совета ветров и сотрудничать с витами. Такая система позволяла обеспечить относительно стабильное управление и учет интересов различных сословий и областей. Экономика и торговля Великоморавская держава являлась центром активной экономической деятельности. Разнообразные отрасли экономики были развиты в регионе, включая сельское хозяйство, ремесла, торговлю и строительство. Сельское хозяйство занимало важное место в экономике Великоморавской державы. Основные культуры, которые выращивались, включали пшеницу, ячмень, овес, горох и лен. Охота и рыболовство также были важными источниками питания.

Ремесленники играли значительную роль в экономике Великоморавской державы. Они занимались различными видами ремесел, такими как кузнечное дело, плотничество, кожевенное дело, стеклодувные и керамические производства. Мастера производили предметы повседневного использования, такие как орудия труда, посуда, одежда и украшения. Торговля также была одной из основных отраслей экономики Великоморавского государства. Местные товары, такие как сыр, мед, воск и дерево, экспортировались в другие регионы, в том числе в соседние славянские земли, Восточную Франкию и Адриатическое побережье. За счет своего географического положения на перекрестке торговых путей, Великоморавская держава стала важным торговым центром. Достоинством Великоморавской державы являлся также активный трудовой рынок, где находили работу и торговые агенты, и купцы, и ремесленники. Купцы, играя важную роль в экономике, путешествовали на дальние расстояния, и составляли соглашения и заключали контракты с иностранными партнерами.

Они являлись мостиком между различными регионами и народами, способствуя развитию торговли и распространению культурных и экономических связей.

Увлеченные враждой они упустили вторжение венгров. Венгры — потомки гуннов-кочевников, просто пришли и заселили часть Великой Моравии, как-будто тут всегда и жили. Выбить их с этих земель не получилось.

Венгры консолидировали силы и окончательно захватили страну, разбив объединенную армию Великой Моравии. И в 907 году Великая Моравия перестала существовать. Таким образом, первое славянское государство продержалось всего 85 лет. Венгрия же, в свою очередь, стала одним из самых сильных и влиятельных государств в Европе.

Только нашествие татаро-монголов положит конец сильной Венгрии, сделав это государство всего лишь одним из мелких рядовых игроков в Восточной Европе. Какой мы и знаем Венгрию сейчас. Преемником традиций Великой Моравии, фактически, стала Киевская Русь, которая во многом повторила путь своего славянского собрата. Но это уже совсем другая история.

Термин Киевская Русь - основа привычной догмы о мифическом государстве, он устраивает многих — за рубежом и в России. Как раз отсутствие политического центра на юге позволило католическому Риму занять Поднепровские земли без германцев, силами одной католической Польши. Как термин «Киевская Русь» изобретен совсем недавно и к реальной истории отношения не имеет. Автором выражения «Киевская Русь» является историк С.

Соловьев, именно он ввел в научный оборот такое словосочетание в своей книге «История России с древнейших времен», изданной тремя томами в 1851—1853 гг. Жанна Н. В статье много неточностей и вообще путаницы, поэтому не надо бы афишироваться термином "популярная наука". Альбина Селиванова Не было Киевской Руси.

Что значит Великоморавская держава?

в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава). Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. Великоморавская держава — Великая Моравия VIII век — 907 Столица Микульчицы Преемственность ← Аварский каганат Венгрия → Великая Моравия во времена Святополка Великая Моравия — славянское государство. Однако Великоморавская держава была раздроблена в конце IX века в результате конфликта между приверженцами славянского письма и адептами латинского письма. Великоморавская держава была одним из важнейших звеньев политической истории раннего славянского и центрально-европейского средневековья.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Святополк, отпущенный на свободу он дал обещание помогать немцам , перешел на сторону восставших. Моравы нанесли поражение германским феодалам и освободили страну. Мефодий вместе со своими учениками продолжал миссионерскую деятельность. После смерти Мефодия 885 г. Впоследствии там утвердилась католическая церковь. Раннефеодальное Великоморавское государство достигло во второй половине IX в.

Однако в результате развития феодальных отношений началась борьба знати против княжеской власти. Сепаратистские тенденции ослабляли государство, особенно усилились после смерти Свято-полка, когда начались конфликты между его сыновьями. Велико-моравская держава распалась на уделы. Отделились серболужиц-кие земли, Чехия стала самостоятельным княжеством 895 г. В 906 г.

Великоморавское государство перестало существовать. Чешское государство. У чешских племен, расселившихся в бассейне рек Верхней Лабы, Влтавы и Огржи, весьма интенсивно развивалась хозяйственная жизнь — пашенное земледелие, скотоводство, добыча и обработка металлов и другие ремесла. Через чешские земли проходили торговые пути, соединявшие придунайские области с побережьем Балтики и Русью, со странами Западной Европы. В центре этих путей находилась Прага — главный чешский город, в котором уже в Х в.

В IX-Х вв. Но значительная часть крестьянства еще сохраняла личную свободу и земельную собственность. Знать эксплуатировала рабов, госпитов и кабальных людей. Крупные землевладельцы захватывали крестьянские земли и превращали свободных людей в зависимых. До распада Великоморавского государства чешские земли входили в его состав.

В конце IX в. Борьба за верховенство между этими княжескими династиями продолжалась в течение всего Х века и закончилась победой Пжемысловичей. Одной из причин победы Пражского княжества было выгодное хозяйственное и стратегическое положение его столицы. Княжеская власть в Чехии значительно усилилась уже в первой трети Х в. Вацлав I покровительствовал христианской церкви, которая способствовала утверждению феодализма и укреплению княжеской власти.

Церковь получила большие земельные пожалования и устанавливала в своих владениях крепостнические порядки. Духовенство требовало со всего населения уплаты десятины.

Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни.

Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась. Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения.

К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим.

Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос.

Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии. Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап.

Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Kириллица и глаголица Мефодий и Кирилл создали азбуку алфавит , но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно.

Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками.

Термины: ассимиляция, глаголица, кириллица, царь. Соседями германцев были славянские племена. Когда и в каких условиях появились первые славянские государства? Какие факторы влияли на развитие славянских государств? Расселение славян В ранее Средневековье к востоку от германцев и к северу от Византии расселились славянские племена. В V—VII вв. Они заняли земли от р.

Эльбы на западе до р. Днепр на востоке, от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. Одной из причин столь широкого расселения были непрерывные конфликты с германскими племенами, а также с племенами кочевников, которые вторгались в Восточную Европу из Азии и оттесняли всех, кого встречали на пути. Славянские племена обособились друг от друга и разделились в соответствии с регионами проживания на три ветви: западные, южные и восточные. Они занимались земледелием, жили поселениями-общинами. Для решения важных вопросов собирались на совет племени, вождей выбирали из числа наиболее знатных людей. Когда начиналась война, славяне составляли ополчение из свободных мужчин племени. О религии древних славян сохранилось очень мало сведений.

Известно только, что славяне были язычниками: они обожествляли силы природы, делали святилища с идолами богов, которым приносили жертвы. Вероятно, X в. Высота 2,67 м. Фотография из Краковского археологического музея. Silar Во главе славянских племён стояли вожди-князья, которые были военными руководителями. В распоряжении князей были боевые дружины, с которыми они совершали набеги на германские и византийские земли. Со временем соседние славянские племена объединялись в союзы племён. Так они становились организованнее и сильнее.

Известные нам по историческим источникам общности славян — ободриты, лютичи, хорваты, висляне, дудлебы — являются скорее союзами племён, а не отдельными племенами. Некоторые из этих союзов со временем превратились в первые централизованные государства славян. Однако во всех указанных случаях они не смогли объединиться в сильные государства и оказывались в даннической зависимости от соседних народов. Первое Болгарское царство Кочевники болгары или булгары во время Великого переселения народов пришли из южных районов Западной Сибири на территорию Поволжья. В VII в. Здесь на землях по нижнему течению р. Дунай в 681 г. Столицей царства сначала был г.

Плиска, затем с конца IX в. Государственной и военной элитой Болгарского царства стали кочевники-болгары. Правители были потомками болгарских ханов, однако большую часть населения страны составляли южные славяне, которые расселились на Балканах раньше болгар. Славяне принимали активное участие в нескончаемых болгарско-византийских войнах на стороне болгар. Византийцы неоднократно, но безуспешно пробовали расколоть Болгарское царство, поссорив славян с болгарами. Постепенно болгары ассимилировались со славянами. Ассимилируемый народ постепенно перенимает культуру другого народа, растворяется в нём.

Грубому высказать предположение, что именно здесь находился Велеград - главный город Великоморавского государства. Косвенным свидетельством в пользу этого предположения является и то, что в нескольких километрах от Старого Места имеется поныне небольшое селение, носящее имя Велеград. В 1954 г.

Микульчицы вблизи г. В отличие от предыдущего пункта, где территория древнего городища, занятая современным городом, имеющим длительную строительную историю, сохранилась очень плохо, что неизбежно порождало у исследователей различные вопросы и сомнения, городище Микульчицы отличается превосходной сохранностью. Его территория свободна от построек и не запахивалась; такой она оставалась в течение всего того длительного времени, которое отделяет нас от эпохи Великоморавского государства. Великоморавский город в местности Валы состоит из двух неравных частей. Примыкая к правому берегу Моравы, располагался обширный "град"-детинец, окруженный укреплениями в виде вала с деревянными и частично каменными стенами. В плане он имел форму неправильного многоугольника: его длина вдоль реки составляла более 400 м, ширина - около 250 м, площадь - 6 гектаров. К "граду" примыкала вторая часть - огромное "предградье" посад , превышающее "град" во много раз. Его размеры составляли более 50 гектаров. Это был, следовательно, весьма крупный город. Раскопки, производимые на городище археологом-славистом Й.

Поуликом, до последнего времени сосредоточивались преимущественно в пределах "града", где уже исследовано в общей сложности около одного гектара. В наиболее возвышенной, центральной части "града" стр. Другого такого комплекса раннероманской архитектуры в Средней Европе указать нельзя. Одна из церквей, находившаяся около дворца, являлась большим трехнефным храмом с двойным притвором длина - 35 м, ширина - 10 м ; остальные имели сравнительно небольшие размеры, напоминая первую церковь из Старого Места. В руинах обнаружены остатки штукатурки со следами многоцветных росписей, некогда покрывавших стены этих каменных зданий. Около большой церкви было открыто свыше 400 могил, а в ее нефах и притворе оказались каменные гробницы с богатыми погребениями. В шести погребениях были обнаружены мечи, серебряные и золотые украшения, в большинстве своем тех же самых типов, что и на Старом Месте. В одном из погребений лежала золотая византийская монета времен Михаила III, относящаяся к 856 - 866 годам. В одной из маленьких церквей, также находившейся вблизи дворца, открыты остатки двух больших каменных гробниц, оштукатуренные стены которых были покрыты некогда росписями. Обе гробницы оказались ограбленными еще в древности, но не приходится сомневаться, что они принадлежали каким-то весьма выдающимся представителям знати или церковнослужителям.

Отдельные погребения знати были обнаружены и в других церквах в пределах "града". Одна из этих церквей имела около своей прямоугольной абсиды небольшую квадратную усыпальницу, где находилось три погребения. Мужские погребения содержали мечи, дорогие пояса и позолоченные шпоры, женские - серебряные и золотые украшения, детские - также различные драгоценности; в погребениях мальчиков иногда имелись дорогие пояса и шпоры. Раскопки в "предградье", начатые Й. Поуликом в 1958 г. Здесь вскрыт значительный участок городской застройки, включающий остатки нескольких десятков небольших деревянных домов срубной конструкции, с глинобитными полами и печами. Дома образуют улицу; они близко расположены один к другому и не имеют хозяйственных пристроек, характерных для жилищ населения, занимающегося сельским хозяйством. Обитатели домов были не земледельцами, а, прежде всего ремесленниками. На городище обнаружены следы разнообразных ремесел: кузнечного, ювелирного, бондарного, гончарного, ткацкого. В другом месте в "предградья" открыты фундаменты церкви и обширного кладбища.

В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья". Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше. Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с.

Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с. Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам. В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала.

В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий