«Украинский законопроект о признании независимости республики Татарстан является подлой и гнусной провокацией украинских нацистов,» — депутат Госдумы Шеремет.
Татарстан вновь воскрешает разгромленный Путиным сепаратизм?
- Украинская Рада признала независимость Татарстана-грядет ли развал России?
- Читайте также:
- Декларация о государственном суверенитете Татарстана: двадцать лет спустя
- «Может ли Татарстан стать независимым от России?» — Яндекс Кью
- Наши проекты
В Верховной Раде намерены признать «независимость Татарстана»
Расчёт Хасбулатова был прост. Обе стороны в то время усиленно готовились к открытию 1 декабря Съезда народных депутатов. Главный вопрос повестки дня — подчинение исполнительной власти законодательной. То есть всех министров должны были назначать депутаты, а не президент. Поэтому если Ельцин подчинится и введёт войска, он всем покажет, кто в доме хозяин и с кем теперь надо договариваться. Если же не подчинится, то Ельцина всегда можно обвинить в потворстве развалу страны. Но Ельцин решил сыграть по-своему. Пока депутаты шлифовали текст ультиматума к властям Казани, он первым обратился к жителям города, предложив им особый статус — то есть, по сути, государства в государстве. И после этого перестал вообще вспоминать о существовании Казани.
Полной независимости в тех условиях желали лишь радикально настроенные лидеры национального движения, которые начали объединять под свои знамена всё больше людей. В тот день депутаты отказались рассматривать проект. На следующий день, сторонники независимости собирают в центре Казани несколько тысяч человек. На улицах города начинают происходить столкновения с сотрудниками милиции и сторонников, и противников независимости Татарстана. Манифестанты пытаются прорваться в здание парламента, в центр города стягиваются усиленные наряды милиции. К концу рабочего дня манифестанты добиваются своего, при повторном голосовании Верховный Совет принял к рассмотрению проект декларации о независимости Татарстана. Понимая, что «лед тронулся», татарские националисты продолжают подогревать тему независимости. Сейчас для татарского народа настали самые трудные, решающие для нации дни. Сохранится ли в будущем татарский народ, как нация зависит сегодня от того, сумеем ли мы добиться государственной независимости. Народ в эти дни вышел на майдан, требуя лишь одно — независимости. Сейчас идет кровавое избиение татар, говорящих «Азатлык» Свобода. Это делается с одной целью: не допускать впредь никогда татарский народ на площадь с требованием свободы — независимости. Что бы не случилось, мы не прекратим борьбу за национальное освобождение, за спасение от Российской империи. Из выступления Ф. Шаймиев, который изначально был противником независимости Татарстана начинает искать компромиссы, чтобы стабилизировать ситуацию в Республике и не допустить реального противостояния с Москвой. В итоге 24 октября 1991г Верховный Совет Татарстана, под давлением партии национального возрождения «Иттифах» и татарского общественного центра приняли решение о необходимости проведения всенародного референдума по вопросу независимости Татарстана. Бурные дебаты не прекращались 4 месяца. Только 21 февраля Верховный совет определился с точной формулировкой вопроса, вынесенного на референдум и назначил дату проведения референдума: 21 марта 1992г. Всё это время, начиная с августа 1990г российские власти фактически никак не реагировали на события в Татарстане, также, как и на аналогичную ситуацию в Чечне. Но в феврале 1992г президент Чечни фактически начинает вооруженный сценарий отделения республики от России, и российские власти понимают, что нужно предпринимать хоть какие-то шаги, чтобы не допустить подобного в Татарстане. Татарские националисты расценили этот шаг как проявление Москвой имперских амбиций. Давление националистов на М. Шаймиева усиливалось, укреплялись их позиции в Верховном Совете. Уже в конце марта 1992г был принят «Закон о порядке формирования республиканского бюджета республики Татарстан до заключения договора с Российской Федерацией». Пока Татарстан оставался частью России он обязан был платить отчисления в федеральный бюджет. В этом законе была установлена фиксированная сумма — 4 млрд. Это оказалось в разы меньше, чем ожидала Москва и на республику стало оказываться всяческое воздействие. Самым чувствительным были рекомендации смежным предприятиям из других регионов не работать с татарскими предприятиями на грани остановки оказался автогигант «КАМАЗ» и сокращения выплат из федерального бюджета работникам бюджетной сферы. Действия руководства и прессы России ведут неприкрытое давление на Татарстан и его народ. Не способствует консолидации общества и экономическая политика центра, ведущая страну к краху, а народ к обнищанию… Наша самостоятельность — это естественная реакция республики в защиту своих прав, а любое другое утверждение ничем не обосновано. Из выступления депутата А. Колесника на сессии Верховного Совета республики Татарстан 16 марта 1992г. В таких условиях многие депутаты Верховного Совета настаивали на введении собственной валюты. Окончательно отказываться от российского рубля депутаты не решились и остановились на выпуске социальных жетонов и чеков. Жетоны и чеки были предписаны к принятию наравне с рублями всеми предприятиями торговли. В дальнейшем до 1995г было выпущено еще 4 типа чеков, стоимость и номинал которых ежегодно индексировались. Социальные чеки были в обращении до 31 декабря 2004г. Чеки Татарстана Чеки Татарстана Первый жетон — «хлебный» был отчеканен в Югославии в ноябре 1992г, он выдавался органами социальной защиты малоимущим вплоть до 1 июня 2001г. Ценность жетона регулярно пересматривалась и была привязана к стоимости 1 кг хлеба.
На фоне проблем центра в Казани понимали, что под «шумок» и дальше могут играть в независимость, расширяя полномочия местных властей и сужая степень влияния на ситуацию со стороны Москвы. Так, в ноябре принимается Конституция Татарстана, где республика названа суверенным государством. В то же время Казань перестает отчислять налоги в российский бюджет. Более того, Шаймиев прибирает к рукам торговлю нефтью. Татарстан становится де-факто независимым государством. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Окончательный этап «суверенизации» Татарстана совпал с нарастанием проблем в Чечне, где избранный в 1991 году президентом республики Джохар Дудаев путем захвата складов с военной техникой создал собственную армию, а также вступил в контакты с главами монархий Персидского залива. На этом фоне Ельцин осознал, что «второй Чечни» на Волге он не потерпит. И Шаймиев, еще со времен ГКЧП научившийся хорошо чуять преобладающую конъюнктуру, понял, что в Кремле больше не намерены терпеть самовластного татарского царька, присвоившего себе не полагающиеся ему по чину полномочия. Шаймиев и Ельцин В результате начавшихся между Москвой и Казанью переговоров в 1994 году был подписан «Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией», который до сих пор является базовым документом во взаимоотношениях двух сторон. В соответствии с ним республика получала огромные, самые широкие среди других национальных образований в России полномочия, при этом выторговав для себя наиболее благоприятные условия в рамках системы бюджетного федерализма. Казань должна была платить в центр лишь 13-процентный налог на прибыль, подоходный налог с физлиц в размере одного процента и устанавливаемый ежегодно НДС. Шаймиев добился от Ельцина того, чтобы в республике оставались доходы от земельного налога, от приватизации госсобственности, акцизы на алкогольную продукцию и, самое главное, нефтяные доходы, которые полностью оказались в ведении Казани. Местная нефтяная компания «Татнефть» по сути стала одной из вотчин президента республики, на «кормление» в которую он посадил своих родственников и соратников. А что же националисты? Начиная с этого времени их выступления в республике сходят на нет. Да потому, что в новых условиях Шаймиеву ратующие за полную независимость Татарстана политические маргиналы были явно не нужны. Своих целей руководство республики достигло — условия соглашения с Москвой были более чем благоприятны. Политическая верхушка региона получила все, ради чего, собственно, и дозволяла весь этот националистический балаган: неограниченную власть в республики, право оставлять у себя половину налогов, возможность распоряжаться нефтяными доходами и прочими ресурсами. А чего еще желать? После того, как свою задачу националисты выполнили, их движение по-тихому списали в утиль. Собственно говоря, примерно ту же ситуацию можно наблюдать сейчас на Украине.
Проводят татарские активисты и работу с мобилизованными военными, убеждая их вернутся домой и покинуть войсковые части. Они выкрикивали лозунг "Шатай режим". Это толчок к всеобщему бунту", — уверен Кашапов. Последствия русификации татар Для татар в Татарстане можно сказать татарский язык уничтожен, отмечает Кашапов. Так в сфере образования уже почти не изучают татарский язык, а в тех немногих татарских гимназиях и школах дети говорят на русском языке. Если у нас в Татарстане такая плачевная ситуация, то для татар, которые живут в субъектах РФ наблюдается трагедия. Жаль, что путинский фашистский режим уничтожает наш татарский язык. Только путем деколонизации, создания своего национального татарского государства мы получим возможность заново изучать наш родной татарский язык", — сообщил заместитель премьер-министра Татарстана в изгнании Рафис Кашапов.
Похожие публикации
- Украина собралась признавать независимость Татарстана. Что об этом говорят местные политики?
- Верховная Рада рассматривает проект о независимости Татарстана —
- Верховная Рада рассматривает проект о независимости Татарстана —
- Татарстан спустя несколько лет дискуссий лишится президента - Ведомости
- В той же категории
Рустам Минниханов: Конституция Татарстана соответствует духу времени
30 лет назад Верховный совет ТАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарстана. В конце декабря на 39-м заседании Госсовета Татарстана депутаты предложили новое наименование должности президента республики – «Глава – Раис Республики Татарстан». Татарстан всеми силами демонстрировал свою независимость. В частности, он по-своему проводил экономические реформы, не копируя слепо либеральный эксперимент Гайдара.
Смотрите также
- Все материалы
- В Верховной Раде намерены признать «независимость Татарстана» - ANNA NEWS
- Украина собралась признавать независимость Татарстана. Что об этом говорят местные политики?
- Карта референдума о суверенитете Татарстана 1992 года
- Действительно ли Татарстан может отделиться от России: мнения / ИА REX
- Совет молодежи традиционно собрался в Полпредстве Татарстана
Татарстан стал могучим исполином… 30 лет Декларации о суверенитете
Проект закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан» был опубликован на сайте Госсовета вчера вечером. 21 марта состоялся референдум о независимости Республики Татарстан. Татарстан пытался выйти из состава России в 90-х годах, но до конца план по выходу из состава России выполнить не удалось.
«Воевать против матери не буду»: Татарстан ответил на «признание независимости» из Киева
Кроме того, такие заявления играют на руку и в общении с федеральными властями: «Вести финансовые переговоры с федералами с Минфином, Минтрансом и прочими министерствами будет легче, если они в заголовках видели, что Татарстан — особый субъект». Это просто тактическая работа по укреплению своих позиций, считает политолог. Комментируя слова Шаймиева, Колядин отмечает, что нынешние тенденции к укрупнению регионов направлены в первую очередь на то, чтобы сосредоточить бразды управления в одних руках, например, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, или объединить знаменитую матрёшку ХМАО, ЯНАО и Тюменская область. Укрупнение регионов имеет как свои достоинства, так и недостатки, добавляет Колядин: «Есть несколько регионов, которые при объединении позволят упростить их управление. Из одного центра будут устанавливаться налоги и распределяться ресурсы. Всё это в совокупности с одной стороны, усиливает центр, а с другой стороны, ослабляет регионы.
Договариваться с двумя людьми а в нашем случае с 10 по всей России сложнее, чем дать команду трём или одному, которые управляют большим конгломератом», поясняет он. С этим, по мнению политтехнолога, связана и идея Шаймиева — с увеличением и укрупнением регионов начнутся проблемы и у отдельных регионов с точки зрения федерализации, определённых самостоятельностей, в то время центр хочет централизации, чтобы повысилась управляемость и все регионы больше зависели от Москвы. В то же время Колядин поддерживает экс-главу Татарстана.
Россия всячески старалась предотвратить проведение референдума. Сначала Конституционный Суд РФ признал формулировку вопроса незаконной. Затем, непосредственно накануне референдума, Ельцин обратился к гражданам Татарстана по радио с увещеваниями. Но законодательные вердикты, просьбы и угрозы оказались тщетны. Однако диалог продолжался, и в итоге татарстанские политики во главе с президентом Минтимером Шаймиевым добились своего. По уникальному в некотором роде договору от 1994 года Республика Татарстан была объявлена не субъектом РФ, а суверенным государством, ассоциированным с РФ. Такое положение вещей сохранялось до того момента, пока Конституция по требованию России не была пересмотрена в начале 2000-х.
В редакции от 19 апреля 2002 года Татарстан был уже назван субъектом РФ, сохраняющим суверенные полномочия. В конце июля 2017 года истек срок последнего договора о разграничении полномочий РФ и Татарстана, заключенного десять лет назад. Это подогревает сепаратистские настроения, и время от времени в политических верхах республики раздаются призывы потребовать у России независимости. Однако по собственной инициативе и без согласия России присвоила себе полномочия, не предусмотренные Федеративным договором 1992 года.
Отмечу, что такое братство и взаимоуважение прочувствовали на себе люди, которые в начале этого года прибыли в наш регион с бывших украинских территорий в поисках мирной и нормальной жизни. Они получили здесь всестороннее внимание и поддержку. Такими провокационными действиями Украина лишь способствует укреплению единства российского народа», — сказал Метшин. Украинский проект постановления о независимости республики — это довольно слабая провокация, поскольку она не несет за собой никакой силы, считает депутат Госсовета РТ Марат Галеев. Мы не заявляли о независимости. Как они могут что-то там признавать или нет?
С нашей стороны таких заявлений нет, мы живем спокойно. Я думаю, что их инициатива останется незамеченной», — заявил собеседник. Он подчеркнул, что попытки расшатать Россию изнутри были предсказуемы, но предпосылок для дестабилизации ситуации в стране нет. Татарстан, в свою очередь, выступает за федерализм, о независимости речи не идет. Он уже более 30 лет в составе Федерации и будет продолжать оставаться частью страны.
Касательно же 30 августа, он отметил, что Декларация о государственном суверенитете определила современное развитие Татарстана. Важнейшая мысль, которую также обозначил Минниханов: без нашего прошлого мы не добились бы вершин настоящего. А найдется ли тот, кто решится поставить под сомнение тот факт, что за истекшие 30 лет Татарстан из рядовой автономной республики превратился в ведущий регион страны, чей положительный опыт развития внимательно изучают, а о достижениях в разных сферах говорят на международной арене? Спустя почти два года, в марте 1992 года, после исторического дня объявления Татарстаном своей обновленной статусности, был проведен референдум, подтвердивший принятую парламентом ТАССР 30 августа 1990 года Декларацию о государственном суверенитете. А уже 6 ноября 1992 года Верховный Совет республики принял конституцию РТ. Два обозначенных года исторически зафиксировали новую политическую действительность. Она ненадолго установила подлинно федеративный принцип государственного устройства Российской Федерации. Примечательно, что Татарстан первым среди всех субъектов РФ принял Основной закон. При этом общероссийская конституция была принята годом позже — в декабре 1993 года. То есть здесь республика оказалась более политически зрелой, готовой к новой конфигурации отношений, социально-экономической и правовой системе. А в 1994 году было подписано историческое соглашение — Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между Татарстаном и Российской Федерацией на 10 лет. Документ лег в основу взаимоотношений Казани и Москвы, переучредив новую федеративную реальность. Уже при Владимире Путине договор с весьма урезанными полномочиями переподписали в 2007 году, хотя его действие истекло в 2004-ом. Третий заход в реку так и не состоялся. Федеральный центр в 2017-м году отказался пролонгировать договор. Но это создало правовую коллизию. Отношения между Татарстаном и РФ выстраивались на основе данного документа, иного регламентирующего акта нет. Кремль считает, конечно, что это ничего не стоящая коллизия, которая покрывается федеральными законами, а юридические нюансы на то и нюансы, что их можно проигнорировать. Татарстан долгое время был одним из региональных флагманов федерализма, отстаивал его принципы на политическом и судебном уровне. Но инерция политической реакции оказалась сильнее демократических устремлений регионов. С приходом к власти Владимира Путина началось утверждение принципа «приведения региональных законодательств к федеральному стандарту» и выстраивание вертикали власти. Москва требовала синхронизировать законы и конституции с общефедеральными юридическим нормами, добивалась полной унификации, без различий и многообразия — естественного для большой федеративной страны. Центр тяжести сместился строго в Администрацию президента, статус Совета федерации, бывшего полномочным представителем регионов, был резко понижен. По сути, региональная политика закончилась с того момента, когда глав субъектов федерации стали назначать, а над ними поставили надзорный институт — полпредов президента РФ. Голос регионов, составляющих само тело страны, понизился до еле слышимого шепота. Регионализм и федерализм для российского политического класса выступают сегодня как вызовы, с которыми надо бороться.
Суверенитета - сколько хочешь: как Ельцин и Шаймиев удержали Татарстан
Площадь пожара составила 60 квадратных метров, сообщает РИА Новости со ссылкой на ГУ МЧС России по Татарстану. Проект Верховной рады Украины о признании независимости. Политика - 10 ноября 2022 - Новости Казани. По словам Щеглова, русские, проживающие в Татарстане, как и татары, отнесутся к признанию независимости негативно или вовсе не придадут этой инициативе значения. Он и многие такие как он в Татарстане были убеждёнными сторонниками независимости Татарстана. Президентом Татарстана был тогда Минтимер это понимал и был противником такого референдума.
«Независимость Татарстана»: киевская хунта бьет по слабым местам
Проект закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан» был опубликован на сайте Госсовета вчера вечером. Недавно Украинская Рада приняла постановление, которым признает независимость Татарстана в соответствии с референдумом о государственном суверенитете еще 1992 года. Главная Политика«Это провокация и сотрясание воздуха»: Украина собирается признать независимость Татарстана.