Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. В этот день, 5 января 1949 года, по решению руководителей ряда стран Восточной Европы был создан СЭВ – Совет экономической взаимопомощи, предназначенный для. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС.
Строка навигации
- Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
- Единая валюта БРИКС и опыт Совета Экономической Взаимопомощи — Фонд стратегической культуры
- СЭВ - очередная чёрная дыра СССР: takoe_nebo — LiveJournal
- Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие
Почему создали СЭВ. Создание СЭВ: цели, задачи и значение для международных отношений
Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами. Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР.
Конференция к 70-летию создания Совета экономической взаимопомощи открылась в Калининграде
Военные и экономические союзы: СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) — создан в 1949г. для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. день образования СЭВ, Совета экономической взаимопомощи стран социализма, созданного в 1949 году. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС.
28 июня в 1991 году прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи
Совет экономической взаимопомощи. Большая российская энциклопедия | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. |
СЭВ: забытые заветы Сталина | Вашему вниманию предлагаются уникальные документы о подробностях создания СЭВ. |
Опыт Совета экономической взаимопомощи для ЕАЭС: взгляд из Беларуси | Евразия эксперт | Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. |
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию
Вашему вниманию предлагаются уникальные документы о подробностях создания СЭВ. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) создавался в противовес Бреттон-Вудской системе. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. Совет экономической взаимопомощи, призванная способствовать установлению тесных экономических связей меж. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами. Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах.
28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи"
Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла», присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к опыту валютно-финансовых взаимоотношений середины 1960-х – первой половины 1980-х годов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)был учреждён 5 января 1949 года по результатам экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), межправительственная организация, координировавшая экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах.
Опыт СЭВ востребован и сейчас
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.
Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике?
Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран.
Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе.
Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка.
Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи. В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса.
Это предполагает необходимость рационального разделения труда между странами, с тем чтобы путем объединения их усилий увеличить производство сырья и топлива на экспорт. С развитием в странах СЭВ машиностроения более остро встала также проблема дальнейшей специализации и кооперирования производства, а также другие вопросы. В решении всех этих задач важную роль сыграло Совещание представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ, состоявшееся в мае 1958 года. Оно положило начало новому этапу в развитии их экономического и научно- технического сотрудничества. Совещание дало Совету Экономической Взаимопомощи программу работы на длительный период.
Было отмечено, что многостороннее сотрудничество социалистических стран, основанное на принципах полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов и взаимной помощи, успешно служит делу строительства социализма и коммунизма, позволяет максимально использовать преимущества мировой социалистической системы хозяйства для развития производительных сил каждой социалистической страны и укрепления экономической мощи социалистического содружества в целом. Совещание обратило внимание на необходимость при координации планов на 1961 -1965 гг. Было рекомендовано в практике сотрудничества больше учитывать взаимные потребности и интересы стран СЭВ при разработке перспективных планов на пять лет и на более длительный срок, что должно находить свое отражение в долгосрочных соглашениях о взаимных поставках товаров. В процессе сотрудничества имелось в виду содействовать индустриализации менее развитых стран. Обращалось внимание на целесообразность проведения работ по координации капитальных вложений в соответствии с требованиями развития международного разделения труда, улучшение принципов установления цен в торговле между социалистическими странами.
Органам СЭВ поручалось разработать "Основные принципы международного социалистического разделения труда". Совещание признало необходимым повысить роль СЭВ в осуществлении экономического сотрудничества. Сессия постановила сосредоточить внимание СЭВ и его органов на задачах углубления специализации и кооперирования производства с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в продукции машиностроения, в черных и цветных металлах, химических продуктах, топливе и энергетике, а также в сельскохозяйственном сырье. Важное значение для расширения деятельности СЭВ по развитию прямого сотрудничества в ведущих отраслях народного хозяйства имели решения сессии об образовании ряда новых постоянных комиссий: по экономическим вопросам, строительству и транспорту. Чтобы добиться наиболее полного учета взаимных интересов в перспективных планах стран СЭВ, сессия признала, что им необходимо до конца октября 1958 г.
Кроме того, им рекомендовалось своевременно информировать СЭВ о двусторонних переговорах по вопросам, имеющим отношение к многостороннему сотрудничеству, с тем чтобы органы Совета могли учесть их в своей работе. В целях дальнейшего совершенствования цен в торговле между странами СЭВ IX сессия разработала принципы их установления. Она указала, что при установлении цен, которые, как правило, должны оставаться стабильными в течение длительного, времени, необходимо исходить из цен, сложившихся в торговле между социалистическими странами на базе мировых цен за ряд лет, очищенных от вредного влияния конъюнктуры и кризисных явлений капиталистического рынка. Реализуя программу Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ 1958 г. Одной из крупнейших проблем, решенных в этот период, являлось создание в ряде стран нефтехимической промышленности на основе советской нефти, поступающей по нефтепроводу "Дружба".
Другим важным мероприятием явилось объединение энергосистем стран СЭВ. Эти рекомендации были выполнены. К концу 1964 г. Объединение энергосистем стран СЭВ создало возможность использовать имеющиеся энергоресурсы рационально и во взаимных интересах, развивать энергетику на более высокой технической основе и более эффективно использовать капиталовложения. XI сессия СЭВ приняла решения по важнейшим вопросам развития сырьевой и топливной базы на 1961 - 1965 гг.
При координации планов народного хозяйства широкое развитие получило взаимное содействие в строительстве промышленных объектов путем кредитного участия. Кредиты погашались продукцией того объекта или отрасли, на строительство или развитие которых они были предоставлены. Устава Совета Экономической Взаимопомощи. При его разработке страны СЭВ руководствовались положениями Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Москве 14 - 16 ноября 1957 года. В Уставе нашли также отражение принципиальные рекомендации по развитию и совершенствованию форм экономического сотрудничества стр.
В нем были учтены ранее принятые Советом Экономической Взаимопомощи решения, например, Учредительные положения 1949 г. Таким образом, Устав закрепил многолетнюю практику экономического сотрудничества социалистических стран и дал такие основополагающие положения, которые остаются в основном действующими и в настоящее время. Согласно Уставу, цель СЭВ - содействовать путем объединения и координации усилий планомерному развитию народного хозяйства стран СЭВ, ускорению их экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния трудящихся. Эта цель находится в полном соответствии с требованиями экономического и политического развития государств, входящих в СЭВ. Второй период в истории СЭВ явился шагом вперед по пути совершенствования сотрудничества между странами - членами СЭВ, и его деятельность способствовала быстрому росту их экономики.
Были заложены основы межгосударственной специализации и кооперирования производства; в основном решены задачи обеспечения потребностей быстро развивающегося народного хозяйства в топливе, энергии, важнейших видах сырья, материалах и оборудовании на 1961 -1965 гг. Координация народнохозяйственных планов - основной метод деятельности СЭВ 60-е годы для СЭВ характеризовались углублением сотрудничества стран в области координации народнохозяйственных планов как основного метода его деятельности и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Работы по координации планов были направлены на решение проблем, содействующих дальнейшему быстрому росту экономики, совершенствованию структуры народного хозяйства, в особенности развитию машиностроения, химической промышленности и электроники на основе углубления международной специализации и кооперирования производства и научно-технического сотрудничества. Основные задачи развития экономического сотрудничества на этом этапе были сформулированы Совещаниями представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ в 1962 и 1963 годах. Эти совещания позволили обменяться опытом, подвести итоги сотрудничества, проанализировать объективные тенденции развития производительных сил в мире и наметить дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, отвечающие задачам строительства социализма и коммунизма.
Совещание, которое состоялось в Москве 6 - 7 июня 1962 г. Непременным условием дальнейшего развития мировой системы социализма является наиболее полное использование экономических возможностей каждой страны и всех преимуществ экономического сотрудничества. Такое органическое сочетание развития национальной экономики с развитием и укреплением мировой экономической системы социализма создает в каждой стр. Совещание отметило, что для дальнейшего успешного достижения целей, намеченных Совещанием представителей 81 коммунистической и рабочей партии 1960 г. Совещание одобрило "Основные принципы международного социалистического разделения труда" и поручило содержащиеся в них теоретические и практические положения положить в основу практической деятельности органов СЭВ.
Оно признало координацию народнохозяйственных планов стран СЭВ основным методом деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и главным средством успешного развития и углубления международного социалистического разделения труда. Совещание рекомендовало обратить особое внимание при координации народнохозяйственных планов на ускорение работ по специализации и кооперированию производства, в особенности производства машин и оборудования, которые являются дефицитными, а также производства оборудования для новых отраслей машиностроения, играющих решающую роль в техническом прогрессе, на максимальное развитие сырьевой, топливной и энергетической базы в странах СЭВ, а также на выработку мер по рациональному расходованию сырья, топлива и энергии. На Совещании было признано целесообразным, чтобы страны - члены СЭВ приступили по мере необходимости к созданию совместных предприятий, практиковали создание объединенных научно-исследовательских центров и проектно-конструкторских бюро и проводили совместными усилиями другие мероприятия. Сессия приняла решения по организационному укреплению и усилению деятельности органов СЭВ. Были созданы Исполнительный комитет Совета, состоящий из представителей стран на уровне заместителей глав правительств, Бюро Исполкома по сводным вопросам хозяйственных планов, в котором каждая страна представлена заместителем председателя государственного планового органа, а также принято решение образовать новые постоянные комиссии- по стандартизации, по координации научных и технических исследований и по статистике, а также Институт СЭВ по стандартизации.
Она признала также необходимым укрепить Секретариат СЭВ путем создания соответствующих отделов. Секретариат стал экономическим и исполнительно-административным органом Совета. Оно подвело итоги деятельности СЭВ по претворению в жизнь принятых год назад стр. Совещание рассмотрело состояние работ по международной специализации и кооперированию производства, особенно в области машиностроения, химической промышленности и черной металлургии. Исходя из того, что координация народнохозяйственных планов является основным методом деятельности СЭВ, Совещание констатировало, что важнейшая задача развития экономического сотрудничества стран СЭВ на ближайший период состоит в подготовке и практическом проведении координации этих планов на 1966 - 1970 гг.
При этом главное внимание рекомендовалось уделить узловым вопросам и направлениям международной специализации и кооперированию производства, полному удовлетворению растущих потребностей стран СЭВ в топливе, электроэнергии, сырье, развитию химической промышленности, машиностроения, электроники и других наиболее прогрессивных отраслей народного хозяйства. Участники Совещания одобрили сроки проведения координации планов на очередную пятилетку 1966 - 1970 гг. В целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения непрерывно растущих потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье Совещание признало необходимым наряду с дальнейшими усилиями каждой страны по подъему сельского хозяйства расширить многостороннее сотрудничество в обеспечении сельскохозяйственного производства материально-техническими средствами химическими удобрениями и машинами и усилить обмен передовым производственным опытом. Были одобрены разработанные в СЭВ предложения о переходе к многосторонним расчетам в торговле между странами СЭВ и организации в этих целях Международного банка экономического сотрудничества. Она выработала практические мероприятия по реализации рекомендаций Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран СЭВ 1963 г.
Было принято решение создать постоянные комиссии по радиотехнической и электронной промышленности, по геологии, а также разделить постоянную комиссию СЭВ по легкой промышленности на две постоянные комиссии - по легкой промышленности и по пищевой. Организацию и руководство работ по координации планов систематически осуществлял Исполком СЭВ, который рассматривал предложения, направленные на углубление сотрудничества, и принимал практические меры по выполнению этих работ. В целях организации всех работ по координации планов Исполком принимал соответствующие программы работ, предусматривающие взаимную увязку во времени всех этапов и направлений работ по координации планов, проводимых странами и органами СЭВ. Работы по координации планов проводились путем двусторонних консультаций стран - членов СЭВ, а также на многосторонней основе в органах СЭВ. В ходе двусторонних консультаций каждая страна увязывала намечаемые ею проектировки экономического развития и экономического сотрудничества с каждой другой страной СЭВ.
Использование метода двусторонних консультаций позволило странам взаимно информировать друг друга об основных направлениях и проблемах развития народного хозяйства, намечаемых объемах производства и потребления важнейших видов продукции, о направлениях развития экономического сотрудничества, о предварительных объемах взаимных поставок топлива, электроэнергии, машин и оборудования, а также других товаров. Двусторонние консультации проводились параллельно с работой по подготовке национальных плановых проектировок, что позволило странам стр. Так, в ходе координации планов на 1966 - 1970 гг. В целях содействия дальнейшему увеличению обмена электроэнергией и более эффективному использованию мощностей существующих электростанций они договорились о строительстве дополнительных межсистемных линий связи между заинтересованными странами. Большое значение также имела совместная работа стран, направленная на организацию производства, обеспечение потребностей заинтересованных стран - членов СЭВ в смазочных маслах, удовлетворение потребностей стран в поставках железной и марганцевой руды, металлургического кокса, чугуна, ферросплавов, проката и стальных труб, координация планов развития машиностроения.
Взаимные поставки машиностроительной продукции между странами - членами СЭВ систематически увеличивались, возрастал их удельный вес во взаимной внешней торговле. Страны договорились о дальнейшем углублении специализации и кооперирования производства. В ходе координации планов страны также решили важные проблемы сотрудничества в области развития химической промышленности например, проблему обеспечения потребности в горно-химическом сырье , согласовали взаимные поставки продукции и сырья для производства этой отрасли и решили ряд других вопросов. Было уделено также внимание сотрудничеству в вопросах обеспечения сельского хозяйства машинами, удобрениями, гербицидами, высокоурожайными семенами. В целом координация народнохозяйственных планов стран - членов СЭВ на 1966 - 1970 гг.
Она имела комплексный характер, охватывая не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, а также научно- исследовательские работы. Для содействия работе по координации народнохозяйственных планов в отдельных странах -членах СЭВ были созданы специальные органы, в частности двусторонние межправительственные комитеты. Однако объективная необходимость углубления международного социалистического разделения труда требовала совершенствования координации народнохозяйственных планов, проведения ее на период более чем пяти лет, для чего в тот период не было еще необходимых условий. Недостаточно развивалось сотрудничество в производственной сфере, особенно в области специализации и кооперирования производства. Дальнейшего совершенствования требовали формы и методы работы по координации планов, приведение их в соответствие с новыми условиями экономического и научно- технического развития стран - членов СЭВ.
На встрече руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ в Бухаресте 7 июля 1966 г. Участники встречи единодушно высказали свое стремление и впредь прилагать усилия, направленные на развитие взаимного сотрудничества, содействовать дальнейшему укреплению стр. Во второй половине 60-х годов страны и органы Совета сосредоточили свое внимание на координации планов развития народного хозяйства на 1971 - 1975 годы. Исполнительный комитет рекомендовал странам - членам СЭВ и поручил органам Совета при проведении координации планов на многосторонней основе рассматривать и комплексно разрабатывать представленные странами отдельные проблемы экономического сотрудничества на 1971 - 1975 годы. При проведении координации планов на 1971 -1975 гг.
Такая информация осуществлялась в ходе двусторонней координации планов и на многосторонней основе в органах СЭВ. В мае 1970 г. В ходе координации планов на 1971 - 1975 гг. Страны согласовали ориентировочные объемы взаимных поставок на 1971 -1975 гг. В ходе координации планов органы СЭВ: постоянные комиссии, Исполнительный комитет - выявили проблемы экономического сотрудничества, которые представляли интерес для нескольких или для всех стран СЭВ и которые можно было бы более эффективно решить на многосторонней основе.
В восьмидесятые неповоротливость социалистической экономики приводит к отставанию и глубочайшему кризису СЭВ. В конце восьмидесятых в восточноевропейских странах один за одним менялись режимы. Новые правительства радикально пересматривали свои взгляды на политику и экономику. Большинство выбрало интеграцию с технологически развитой Западной Европой. Правда, остались долги Советского Союза бывшим партнёрам в размере 15 миллиардов рублей. Это была программа «То время» с рассказом о Совете экономической взаимопомощи. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР
В целом координация народнохозяйственных планов стран - членов СЭВ на 1966 - 1970 гг. Она имела комплексный характер, охватывая не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, а также научно- исследовательские работы. Для содействия работе по координации народнохозяйственных планов в отдельных странах -членах СЭВ были созданы специальные органы, в частности двусторонние межправительственные комитеты. Однако объективная необходимость углубления международного социалистического разделения труда требовала совершенствования координации народнохозяйственных планов, проведения ее на период более чем пяти лет, для чего в тот период не было еще необходимых условий. Недостаточно развивалось сотрудничество в производственной сфере, особенно в области специализации и кооперирования производства. Дальнейшего совершенствования требовали формы и методы работы по координации планов, приведение их в соответствие с новыми условиями экономического и научно- технического развития стран - членов СЭВ. На встрече руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ в Бухаресте 7 июля 1966 г. Участники встречи единодушно высказали свое стремление и впредь прилагать усилия, направленные на развитие взаимного сотрудничества, содействовать дальнейшему укреплению стр. Во второй половине 60-х годов страны и органы Совета сосредоточили свое внимание на координации планов развития народного хозяйства на 1971 - 1975 годы. Исполнительный комитет рекомендовал странам - членам СЭВ и поручил органам Совета при проведении координации планов на многосторонней основе рассматривать и комплексно разрабатывать представленные странами отдельные проблемы экономического сотрудничества на 1971 - 1975 годы.
При проведении координации планов на 1971 -1975 гг. Такая информация осуществлялась в ходе двусторонней координации планов и на многосторонней основе в органах СЭВ. В мае 1970 г. В ходе координации планов на 1971 - 1975 гг. Страны согласовали ориентировочные объемы взаимных поставок на 1971 -1975 гг. В ходе координации планов органы СЭВ: постоянные комиссии, Исполнительный комитет - выявили проблемы экономического сотрудничества, которые представляли интерес для нескольких или для всех стран СЭВ и которые можно было бы более эффективно решить на многосторонней основе. Страны договорились об углублении сотрудничества в области топливно- энергетических отраслей. В ходе координации Постоянные Комиссии СЭВ по электроэнергии, по угольной промышленности, по нефтяной и газовой промышленности, по геологии и использованию атомной энергии в мирных целях подготовили доклад "Об уточнениях ориентировочных расчетов по топливно-энергетическому балансу стран - членов СЭВ на 1980 г. Согласно рекомендации Постоянной Комиссии СЭВ по использованию атомной энергии в мирных целях страны СЭВ сотрудничают в строительстве атомных электростанций.
Все большее значение в решении важной проблемы обеспечения народного хозяйства отдельных стран - членов СЭВ нефтью, имеющей огромное значение для развития экономики и в особенности для расширения сырьевой базы химической промышленности, приобретает нефтепровод "Дружба". В процессе координации планов был решен ряд проблем в области черной металлургии, в результате значительно увеличиваются поставки железных и марганцевых руд, кокса, чугуна, ферросплавов, проката стальных труб, с тем чтобы более полно удовлетворить потребности в этих видах продукции. Страны сосредоточили свои усилия также на решении вопросов специализации и кооперирования производства отдельных видов проката, труб, ферросплавов, увязывая эти вопросы с координацией строительства отдельных объектов между заинтересованными странами. В процессе координации планов на 1971-1975 гг. Они согласовали значительные и устойчивые объемы взаимных поставок продукции машиностроения, договорились о дальнейшем углублении специализации и кооперировании производства и заключили ряд соглашений по специализации и кооперированию в области энергетики, металлургического и химического оборудования, автомобильного машиностроения и т. Координация планов охватила также химическую, легкую, пищевую промышленность, транспорт. В результате работ, проведенных по развитию сотрудничества в области транспорта, страны наметили расширить транспортные связи, договорились об обеспечении транспортом возрастающих внешнеторговых перевозок грузов. Важную роль в этой области играет созданный странами - членами СЭВ Общий парк вагонов образован в конце 1963 г. Совместная эксплуатация более ста тысяч грузовых вагонов Общего парка способствовала улучшению международных железнодорожных перевозок, повысила эффективность использования вагонов благодаря сокращению их порожнего пробега и уменьшению времени оборота вагонов.
Страны согласовали меры по развитию контейнерных перевозок в контейнерах грузоподъемностью до 20 тонн. Постепенно создается единая контейнерная система СЭВ, включая в себя контейнеры, специальный подвижной состав для их перевозки и средства механизации для погрузки контейнеров на подвижной состав и перегрузки с подвижного состава. В ближайшие годы намечается ввести специальные контейнерные поезда на важнейших направлениях. Страны - члены СЭВ развивают сотрудничество также в области воздушного транспорта, которое направлено на то, чтобы создать единую транспортную систему, обеспечивающую непрерывно возрастающий поток взаимных перевозок. Одной из важнейших особенностей координации планов на 1971-1975 гг. Согласованные планы координации научно-технических исследований предусматривают широкое сотрудничество в области атомной энергетики, черной металлургии, химической, горной, нефтяной, газовой промышленности и т. Изучается и разрабатывается комплекс проблем, связанных с освоением космоса, включая разработку программ научных исследований, установку на спутниках приборов и др. Такое сотрудничество осуществляется при запусках искусственных спутников Земли "Интеркосмос". Весь опыт проведенных работ по координации планов показывает, стр.
Она позволила решить ряд крупных народнохозяйственных проблем путем развития экономического сотрудничества, объединения сил и ресурсов этих стран. Это сотрудничество стран - членов СЭВ по координации планов отвечает объективным условиям существования национальных государств как экономически самостоятельных единиц, плановой системе развития их национального хозяйства. Каждая из стран полностью самостоятельна в планировании своего народного хозяйства, в определении основных направлений экономического сотрудничества, в решении всех вопросов своих экономических отношений с другими странами - членами организации. Следует подчеркнуть, что СЭВ как экономическая организация социалистических стран, которая занимается развитием многостороннего сотрудничества, не носит наднационального характера. В 60-х годах координация планов стран - членов СЭВ совершенствовалась в соответствии с требованиями повышения эффективности развития народного хозяйства стран - членов СЭВ, отвечающими более высокому уровню развития производительных сил и проводимым в странах мерам по совершенствованию управления и планирования народного хозяйства. Все большее участие в ходе координации планов принимают министерства, ведомства, хозяйственные организации всех стран СЭВ. В ходе координации планов укрепляются методические, организационные и правовые основы этой формы сотрудничества. В частности, большое внимание уделяется заключению договоров в целях правового закрепления результатов достигнутой договоренности между странами СЭВ. Страны СЭВ стремятся к тому, чтобы их усилия при координации планов были направлены на повышение качественных показателей, на обеспечение более глубокого экономического подхода к решению проблем координации, на более глубокий и всесторонний учет экономических законов.
Вместе с тем в современных условиях, когда все большую актуальность приобретает задача развития более тесных экономических связей между странами - членами СЭВ, когда масштабы производства быстро растут, требуется обеспечить дальнейшее улучшение и расширение работ по координации планов в целях еще более полного использования преимуществ международного социалистического разделения труда. Требуется более активная разработка предложений по объединению сил и средств стран в решении наиболее важных народнохозяйственных задач, которые представляют взаимный интерес. Требуется комплексное и всестороннее рассмотрение важнейших проблем сотрудничества. Вместе с тем жизнь требует дальнейшего совершенствования форм и методов работы органов СЭВ. Все эти проблемы совершенствования координации планов страны СЭВ рассмотрели в связи с переходом к новому этапу сотрудничества - социалистической экономической интеграции. Социалистическая экономическая интеграция В 60-х годах экономика стран СЭВ достигла значительного развития. Содружество этих стран является сейчас наиболее динамичным индустриальным районом мира. Их совокупный индустриальный потенциал почти вдвое выше потенциала "Общего рынка" и превосходит потенциал США. Для экономи- стр.
Изменилась структура внешней торговли. Страны, ранее не производившие изделий машиностроения и других продуктов промышленности, стали поставщиками их. Страны СЭВ занимают авангардные позиции на многих решающих участках науки и техники. Последовательно проводится линия на опережающее развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс всего народного хозяйства: электроэнергетики, машиностроения, особенно производства электронной техники и средств автоматизации, химии. Все возрастающее влияние на повышение экономической эффективности производства оказывают проводимые в этих странах хозяйственные реформы. Во внешнеэкономических связях также произошли существенные изменения. Все большее значение стали приобретать специализация и кооперирование в производстве и науке. Углубляется и совершенствуется экономическое и научно-техническое сотрудничество стран СЭВ. В этой области упор делается на качественную сторону, на повышение эффективности общественного производства.
К настоящему времени объективный процесс хозяйственного сближения стран - членов СЭВ приобретает новое качество, свойственное социалистической экономической интеграции. Необходимо этот объективный процесс использовать более планомерно, чтобы преимущества социалистической системы давали максимальный эффект для развития стран -членов СЭВ. Как отмечалось на международном Совещании коммунистических и рабочих партий в июне 1969 г. Этому способствует разработка и внедрение более совершенных экономических и политических форм, соответствующих потребностям зрелого социалистического общества, развитие которого опирается уже на новую социальную структуру"9. Социалистическая экономическая интеграция является, с одной стороны, естественным следствием достигнутых результатов экономического и научно- технического сотрудничества стран СЭВ и реализации его основных целей, а с другой - придает ему специфические черты, что свидетельствует о качественно новой ступени в процессе хозяйственного сближения стран СЭВ. Новые условия развития экономического сотрудничества определяются, во-первых, достигнутым странами высоким экономическим и научно-техническим потенциалом, во-вторых, возможностями и требованиями происходящей в мире научно-технической революции, в-третьих, усилением действия тенденции интернационализации хозяйственной жизни. В современных условиях консолидация хозяйственной и политической жизни стран, строящих социализм и коммунизм, выступает как объективная закономерность. Обеспечение национальных интересов в условиях экономического соревнования и идеологической борьбы с капиталистической системой требует защиты интернациональных интересов братских стран, еще более активного участия их во взаимном эко- 9 "Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы.
Москва, 5 - 17 июня 1969 г. Практика привела нас к общему выводу: необходимо углублять специализацию и кооперацию производства, теснее увязывать народнохозяйственные планы, словом, двигаться по пути экономической интеграции социалистических государств"10. На нынешнем этапе существует возможность и необходимость еще более полного использования преимуществ социалистической организации жизни как в национальном, так и в интернациональном масштабе для более успешного продвижения по пути строительства социализма и коммунизма. Задачи дальнейшего углубления и совершенствования экономического сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ определяются потребностями развития производительных сил. Научно-техническая революция, повышение эффективности производства связаны с ростом концентрации производства, со сложными организационными связями внутрипроизводственного аппарата, постепенным слиянием научно- технической деятельности непосредственно с материальным производством. В этих условиях планомерное объединение промышленного и технического потенциала стран СЭВ становится объективной необходимостью. Требуется совместными усилиями решать на долгосрочную перспективу топливно- энергетические и сырьевые проблемы, развивать специализацию и кооперирование производства, объединять силы и средства в области науки и техники для переоснащения новой техникой всего народного хозяйства. Таким образом, возникла объективная необходимость, в силу которой все эти сложные проблемы экономического развития можно успешно решать только путем социалистической экономической интеграции. В ее работе участвовали руководители коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ.
Сессия рассмотрела насущные проблемы дальнейшего развития взаимного экономического сотрудничества, подтвердила единодушное стремление стран СЭВ к более тесному объединению усилий для изыскания новых, более эффективных его форм и методов. Ее участники подчеркнули огромное политическое значение всестороннего развития экономического сотрудничества и отметили, что содружество социалистических государств, объединенных общностью коренных классовых интересов и целей и руководствующихся единой идеологией марксизма-ленинизма, должно опираться на систему прочного и устойчивого международного социалистического разделения труда, обеспечивающего тесное взаимодействие экономики всех стран СЭВ. Сессия решила разработать рассчитанную на перспективу Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Страны СЭВ считают, что главным средством осуществления интеграции на основе прочного и устойчивого разделения труда служит развитие многостороннего сотрудничества в области плановой деятельности. Такое сотрудничество должно носить непрерывный характер и обеспечить комплексное решение координируемых проблем, охватывая сферу научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ, производства, обращения, капитальных вложений и сбыта. В этом состоит глубокий смысл и важность того нового, что внесено в сотрудничество в области плановой деятельности. Без координации планов, ко- 10 Л. Это требование отражает учет объективного действия закона планомерного, пропорционального развития в области международных экономических связей.
Считается, что с этой задачей она справилась, однако в дальнейшем для развивающейся мировой торговли понадобилось больше средств расчета, чем доллары США, которые обеспечивались наличным золотом. Поэтому к 1976 году обмен валюты на драгметалл был полностью прекращен.
В результате ведущие державы заключили новое международное соглашение, создавшее так называемую Ямайскую валютную систему, действующую до сегодняшнего дня. Обо всем этом я написал во вчерашней своей статье «Как США завоевывали мир». Предусматривал двухконтурную систему денежного обращения. Появился переводной рубль, как коллективная валюта для организации многосторонних расчетов стран-членов СЭВ, в противовес доллару США. Уже к концу 40-х годов соседям СССР, да и всему Миру, было очевидно превосходство советской экономической модели над той, которая активно применялась в странах Запада. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран - членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. Позже, 22 октября 1963 года, странами-членами СЭВ был утвержден Переводной рубль - коллективная валюта для организации многосторонних расчётов стран-членов СЭВ с функциями: мера стоимости, средство платежа и накопления. Данная надгосударственная валюта, хоть и называлась рублём, но не имела к внутренней валюте СССР никакого отношения.
Внутри страны, как известно, применялась двухконтурная система денежного обращения, о которой так же стоит сказать несколько слов. Два контура денежного обращения представляли собой безналичные и наличные деньги. Безналичные деньги использовались для обеспечения оборота товаров группы отраслей А, то есть для взаиморасчетов между предприятиями. Эти деньги, а точнее сказать - учётные единицы, не имели никакого материального носителя, а были лишь записями на счетах предприятий.
Но уже через год после смерти Сталина, в 1954 году Югославия начинает участвовать в деятельности ряда структур СЭВ: экономические интересы оказались выше разногласий. Напомним, что интеграция Западной Европы началась с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС , а в 1957 году - Европейского экономического сообщества. К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм. Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития страны проявляли и определенную долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование. В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов.
Туда были приглашены представители ряда стран Восточной Европы, которые с 5 января принимали участие в закрытом совещании, где обсуждались дальнейшие перспективы хозяйственного взаимодействия. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января, официально об этом было объявлено 25 января 1949 года — именно эта дата и считается днём основания организации. Замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся Холодной войны нужна была контр-организация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла. Ведь Чехословакия, Венгрия и Польша были заинтересованы участием в этой американской программе, несмотря на то, что она требовала сохранения рыночной экономики. Такое требование было неприемлемым для Сталина, поскольку неизбежно привело бы к более тесным экономическим связям этих стран с Западом, чем с Советским Союзом. Советский лидер в июле 1947 года приказал правительствам Чехословакии, Венгрии и Польши отозвать своих представителей с Парижской конференции по программе восстановления Европы. Это стало своеобразным "моментом истины" в разделе Европы после Второй мировой войны. Кто виноват? Как Янукович вел Украину в Евросоюз, а привел к госперевороту и войнеДаже спустя 10 лет после Евромайдана в массовом сознании господствует миф о некой "пророссийскости" Януковича и "Партии регионов", которая вызвала неодобрение националистических и проевропейских сил, а затем и государственный переворот. Но стоит последовательно рассмотреть реальные дела Януковича, как миф развеивается в прах Важным фактором в создании СЭВ была и "внутренняя холодная война": в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы состояла в том, чтобы способствовать переориентации на себя балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Стоит отметить, что экономическая интеграция стран Западной Европы началась несколько позже, с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС. Но она резко ускорилась в 1957 году, когда было создано Европейское экономическое сообщество ЕЭС, или Общий рынок. Однако если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной в результате, например, Греция потеряла такие отрасли как судостроение и выращивание оливок , то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки административным путём определить, какая страна будет специализироваться на той или иной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития управляемые коммунистами страны проявляли и определённую долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование в рамках СЭВ.
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 году приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Формально СЭВ был распущен в 1991 году. Связанные статьи.
Участники СЭВ перешли на систему расчётов по всем видам платежей в коллективной валюте — переводный рубль в 1963 образован Международный банк экономического сотрудничества, начавший операции в 1964 и систему среднесрочного и долгосрочного кредитования в 1970 образован Международный инвестиционный банк. Основополагающими документами стали Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ 1971 , Организационно-методические, экономические и правовые основы научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ и деятельности его органов 1972. В 1972—1974 гг. В 1975 г. К концу 1970-х гг.
В условиях перестройки в СССР, отказа советского руководства от политики конфронтации с Западом и США была предпринята неудавшаяся попытка реформировать деятельность СЭВ на основе рыночной стратегии принята 44-й сессией в 1988.
Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. В Москве был построен в 1963 — 1970 годах специальный комплекс зданий СЭВ. Весь ансамбль зданий СЭВ состоит из трёх зданий и занимает территорию в 4,6 га. Главный административный корпус — это 31-этажное высотное здание, выполненное в виде двух плавно изогнутых крыльев, объединённых центральным стволом.
С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.
Конференция к 70-летию создания Совета экономической взаимопомощи открылась в Калининграде
На пике развития страны СЭВ обеспечивали до тридцати процентов мирового промышленного производства. В начале семидесятых годов СЭВ пытался наладить отношения с Европейским экономическим сообществом. Это могло стать реальным шансом на сближении двух систем - капитализма и социализма. Через год в Восточной Европе начались "бархатные революции".
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ напомнил о картах, которые украинские националисты, главари Центральной Рады и петлюровцы — идейные предки нынешних киевских неонацистов, издавали в 1918-1919 годах. Там в составе Украины были обозначены и территория нынешней Белгородской области, и Курск, и вся Кубань, то есть современный Краснодарский край, и даже некоторые южные районы Белоруссии. Сегодня в Киеве лукаво уверяют, что «защищаются», а завтра могут открыто заявить о своих претензиях на эти земли — ждать от них можно и такого. Россия должна быть готова к такому повороту событий, чтобы адекватно ответить на притязания бандеровцев. Юрий Вячеславович рассказал, что общался с белгородской молодёжью — парнями и девушками, которые записались в территориальную оборону и прошли обучение военному делу.
Однако сам термин «тероборона» — не из нашего лексикона. Правильнее было бы использовать такое понятие, как «доброволец», «народные добровольческие дружины». Сам факт создания таких формирований показывает: наш народ сплачивается перед лицом внешней угрозы, демонстрирует готовность защищать родную землю. Потому что у всех нас есть чёткое понимание: либо мы победим этих неонацистов, либо они так и будут терроризировать мирное население нашей страны. Однако, нашлись в России и крайне немногочисленные отщепенцы-предатели, которые с оружием в руках выступили против своей же Родины. В студии вспомнили: во время Великой Отечественной войны и в ходе показательных процессов сразу после её окончания изменники получали самое суровое наказание вплоть до смертной казни. Юрий Афонин рассказал о своих беседах с ветеранами, тружениками тыла, блокадниками, детьми войны.
Он был частью биполярного мироустройства и поддерживал геостратегическую стабильность в мире.
Будучи конкурентом ЕС, СЭВ невольно способствовал совершенствованию институтов европейской интеграции, особенно в части планирования и создания механизмов сближения уровней развития и благосостояния стран-участниц. Жаксылыков: пенсионное соглашение ЕАЭС обеспечит соцзащиту граждан и справедливость 20 декабря 2019, 21:53 Благодаря СЭВ была создана инфраструктурная сеть, связующая экономики стран-участниц, которая и сейчас широко используется во взаимных экономических связях России и других стран СНГ с Евросоюзом, да и между странами ЕС. Сегодня действуют и нефтепровод "Дружба", и газопровод "Ямал — Европа", и Усть-Илимский целлюлозный завод, и многие другие объекты, возникшие в ходе социалистической интеграции и сохраняющие свое международное значение. Для стран СЭВ интеграция стала базой индустриализации, способствовала прогрессивным в то время изменениям в структурах их экономики. Она вызвала бурную урбанизацию и рост доходов населения во всех социалистических странах Восточной Европы. А самое главное, она способствовала росту человеческого капитала. Это обстоятельство впоследствии сыграло важную роль в адаптации этих стран к условиям ЕС и вхождению в европейскую экономическую систему. Сильно различаются и механизмы.
Но цели во многом совпадают. Какие уроки СЭВ можно извлечь для проекта евразийской интеграции? Для интеграционного проекта чрезвычайно важна роль лидера.
По мнению одного из наиболее компетентных историков СЭВ М. Липкина, воссоздавшего сложнейшие политико-экономические перипетии интеграционных процессов в Европе середины 1940-х — конца 1970-х гг. Еще одна важная тема — особенности вступления в организацию и функционирование хозяйственного механизма стран-участниц [18]. Компьютеризация архивного наследия СЭВ откроет новые горизонты в его изучении. Список литературы Кондрашин В. Деятельность СССР по укреплению торгово-экономических отношений с Германской Демократической Республикой и Европейским экономическим союзом в рамках Совета экономической взаимопомощи в 1960-е гг.
Поволжский регион. Гуманитарные науки. Леонов М. Липкин М. Совет экономической взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства 1949—1979. Ассоциации «История и компьютер». Опыт автоматизации поиска персональных данных студентов Московского университета за 1813—1917 гг. Опыт автоматизации поиска персональных данных студентов Московского университета… С. Тюрина «Правовой статус международного архива Совета экономической взаимопомощи», «Правовые, организационно-финансовые вопросы подготовки международного проекта создания электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду СЭВ»; Н.
Салтыков «Принципы создания научно-справочного аппарата к фонду СЭВ». Протокол о намерении относительно разработки международного проекта по созданию электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду Совета экономической взаимопомощи от 22 мая 2001 г.
28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи"
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. СЭВ-3 В 1949 году 5 января создан Совет Экономической Взаимопомощи. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. участниц совещания на основе равноправного представительства. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к опыту валютно-финансовых взаимоотношений середины 1960-х – первой половины 1980-х годов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи.