В своём сочинении Шостакович использовал сразу две композиторские техники: атональную нововенскую и привычную ладовую старовенскую. Седьмая ("Ленинградская") симфония Дмитрия Шостаковича является примером большого искусства, заявил президент России Владимир Путин в видеообращении к участникам концерта на стрелке Васильевского острова в Петербурге, которая посвящена. Симфонию Дмитрий Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. В Санкт-Петербурге состоялся концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвящённый 80-летию первого исполнения Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. 5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, получившая название Ленинградской.
Как в Петербурге отметили юбилей Седьмой симфонии Шостаковича
9 августа Академический симфонический оркестр филармонии исполнит Седьмую симфонию Шостаковича. В своём сочинении Шостакович использовал сразу две композиторские техники: атональную нововенскую и привычную ладовую старовенскую. Создание и исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича стало одним из уникальных свершений Второй Мировой войны.
Читайте также:
- 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича
- Блокадная симфония Дмитрия Шостаковича
- Подпишитесь на новости «МО»
- «Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича
- Рустэм Заляй: Правду о «Ленинградской» симфонии Шостакович рассказал Фуату Мансурову
- В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
Снова та же - соединяющая в себе черты квазиимитационной, подголосочной и контрастной - полифония, со все возрастающим количеством голосов. Тот же способ набирания динамической мощности. И то же стремление к преобразованию фона в Рельеф, причем, в Финале данный процесс, благодаря словесному тексту в хоровой партии, приобретает вполне конкретный характер. Однако едва ли не в двух шагах от его завершения, все вновь срывается в пучину неиндивидуализированной фактуры, возвращающей нас к самому началу.
Сильнейший удар по концепции «Пробуждения». Зато - серьезный довод в поддержку изложенной точки зрения: перед нами продолжающийся процесс самоорганизации мрачной массы, что пришла в движение в начале Второй симфонии. Выше уже шла речь о противопоставлении диатонической и хроматической сфер в «Посвящении».
Репрезентантом светлых сил, воплощенных в сфере диатоники, явиляется альтернативная тема ц. В рассматриваемом эпизоде она, наконец, появиляется у хора и вытесняет начавшееся вновь хроматизированное, сопровожденное ревом гудка, квазиалеаторическое движение в оркестре. Завершение этой темы переходит в ликующую, явно под влиянием революционной песни, октав-ную интонацию, которая, разомкнушись, обрушивается в абсолютно ритуальный С-Dur.
Вот он, «свет победы». Но опять - в который раз - собственно музыкальная драматургия выходит из повиновения внешней схеме. Итог вновь представляет собой демонстрацию интонационного опустоше- ния.
В Скерцо кульминацию обозначает удар литавр, в Финале - хоровой выкрик. Не пение. Не речитатив.
Выкрик: «Знамя! Чему в немалой степени способствует дробь малого барабана, каковая не столько создает атмосферу торжества, сколько вызывает ассоциации с многочисленными кинокадрами казней и расстрелов [2, с. В начале коды в третий раз все возвращается к исходному типу движения.
Не удержавшись в C-Dure, оно «сваливается» в H-Dur. Диатонический лад отнюдь не скрадывает впечатления по-прежнему хаотичного движения. Здесь оно, лишенное сколько-либо индивидуализированных черт, достигает своей высшей точки.
Это апофеоз движения огромной массы, смыслом существования которой является само безостановочное, лишенное цели движение. Решающим аргументом и доказательством тому является «загнанная» буквально в подполье С-bassi, Celli, fg-ti фанфара. Задавленная махиной остинатного оркестра, практически непрослушиваемая, наконец-то оформившаяся в рельеф, венчающая развитие всего сочинения и уже почти завершившаяся в победных фразах у хора интонация светлого апофеоза, никоим образом не прорвется сквозь толщу могучего tutti.
Порыв, увы, едва различим. Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. Вторая симфония представляется художественной летописью своего времени и одновременно гениальным взглядом в будущее.
У Шостаковича, как и у Гоголя, в творчестве отсутствует то, что называется «положительным героем». Также как у Гоголя, этот «герой» находится за пределами художественного текста. У Гоголя этот герой - «смех», у Шостаковича -«страдание», возвышающее чувство, пронизывающее его творчество.
Вне сомнения, Симфония-трагедия носит вселенский и всевременной характер. Позволим себе предположить, что Симфония, как и все, написанные после Второй - есть художественное осмысление катастрофы, настигшей мир в XX веке. Во Второй симфонии впервые в музыке воплощена трагическая идея движения без цели, осознаваемая, впрочем, не одним только Шостаковичем.
В «Котловане» А. Именно такое движение является одной из основных художественных метафор Второй симфонии. Также в «Посвящении Октябрю» впервые в творчестве Шостаковича появиляется образ исчезающей, будто испаряющейся жизненной энергии.
Музыкальный материал эпизода, названного композитором «смерть младенца», носит очевидно трагический характер и ведет к сходным по состоянию и колориту кодам Четвертой симфонии, Первой части Пятой, Восьмой и т. Этот мертвенный удаляющийся свет трагического прощания являет собой одну из характернейших особенностей выразительного мира Шостаковича. И, наконец, нигде больше, ни у самого композитора, ни у кого-либо из его современников, не обнаруживает себя с такой ясностью тщетность попыток романтического стремления к обновлению.
Формировавшаяся на наших глазах на протяжении всей Симфонии тема - символ этого обновления так и осталась незавер- шенной, растворившись в вихре неостановимого всесокрушающего, и одновременно лишенного конечной цели движения. Всякий, кто слушает Вторую симфонию сегодня, волей-неволей сравнивает ее с последующими симфониями. Мы допускаем, что сравнение это далеко не всегда будет в пользу Второй, но сколь много в ней найдено, сколь провидческим оказался взгляд композитора, с какой точностью, скорее интуитивно, почувствовал и предсказал совсем еще молодой Шостакович трагизм грядущих перемен.
Если позицию Шостаковича можно объяснить тем, что для него Вторая оказалась в тени последующих его шедевров, то невнимание ко Второй симфонии со стороны исследователей объяснить чрезвычайно сложно. Переоценить значение «Посвящения Октябрю» не только для эволюции стиля композитора, но и с точки зрения ее места в симфонической музыке XX в.
Дед умер в 2000-м, на 82-м году. Я прожил рядом с ним 14 лет. Ему я обязан тем, что стал музыкантом, дедушка рассказывал мне о блокаде, о Ленинградской филармонии и, естественно, о том удивительном случае, который произошёл с ним буквально за несколько дней до легендарного выступления в блокадном городе. Ведь если бы дед не попал в этот оркестр, не готовился к исполнению симфонии Шостаковича, вряд ли он выжил бы.
Начнётся концерт в 21:30. Вход свободный. Напомним, сегодня Ростральные колонны зажгут в честь Дня окончания битвы за Ленинград.
Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Трансляция исполнения велась на весь Ленинград: по радио и через уличные громкоговорители. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.
Путин: Седьмая симфония Шостаковича вызывает сильные чувства и в новых поколениях
«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. В гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Симфонию Дмитрий Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады.
Седьмую симфонию Шостаковича сыграли у НОВАТа в Новосибирске в День памяти и скорби
В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра. Между тем, впоследствии выяснилось, что Вальс входит в совершенно другое сочинение Шостаковича - Сюиту для эстрадного оркестра, предположительно с большой долей вероятности , созданную во второй половине 1950-х годов и впоследствии, в 2006 году опубликованную в собрании сочинений композитора том 33. Поэтому "наш" вальс и носит порядковый номер: в сюите, кроме него, еще два вальса. Сюита оркестрована для какого-то конкретного исполнительского коллектива с достаточно своеобразным составом, в частности, с разделением скрипок на три группы вместо обычных двух: Violini I; Violini II и Violini III, и с двумя роялями. Эти особенности могут создавать некоторые практические сложности, поскольку требуют наличия двух роялей, дополнительной расписки партий Violini III. Очень обаятельная музыка, однако, совершенно не джазовая, а скорее напоминает музыку варьете или мюзик-холла.
Лебедев пишет: «Тайна вальса номер 2 еще сгустится , если узнать, что он прозвучал в фильме «Первый эшелон» Михаила Калатозова апрель 1956 г. А что мы так привязались к этому вальсу? У Шостаковича много вальсов, даже в этой сюите три. А потому, что он очень известен на Западе, даже имеет название «Русский вальс», но почти совсем неизвестен в России. Живущий в США пианист Саша Избицер сообщает о том, что его много раз просили исполнить этот вальс, называя его «Русским», иностранцы.
А русские — не просили. Что вдруг произошло с 2000 года? Отчего вальс получил такую известность на Западе?
Трубач пришел в валенках, несмотря на лето: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций». День первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича выбран не случайно.
В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие, что город практически мертв.
Здесь действовали музыкальные классы и появился первый в Горьком школьный хор.
Дети замирали от восторга, общаясь с легендой. Ребята понимали, что им несказанно повезло. Ведь главное, зачем Шостакович приехал в Горький, - участие во Втором фестивале "Современной музыки".
Собственно симфоническая часть без участия хора написана в атональной технике никогда она больше не представала у Шостаковича вот так — в чистом виде. В пределах этой части выделяются три раздела.
Первый — Largo — это хаос и анархия. Сначала вступают низкие струнные, затем последовательно солирующая скрипка, кларнет, фагот, прочие деревянные духовые и струнные. Пласты оркестровой фактуры движутся совершенно независимо друг от друга — ни интонационно, ни тонально они не связаны. Создается впечатление неорганизованной толпы. Призывные реплики труб вносят организующее начало в этот звуковой массив, ускорение темпа подводит к следующему разделу — Allegro molto с чертами маршевости.
Третий раздел — фугато в темпе Presto — являет собою наиболее сложную полифоническую часть произведения. Она вызывает ассоциацию со стремительным движением к некой цели — но когда кажется, что цель достигнута, облик музыки неожиданно меняется, и далее следует лирическое соло кларнета, а затем — скрипки.
Симфонии: пятая и седьмая
- Дмитрий Шостакович. Симфонии: пятая и седьмая
- Играем с начала | Статьи | ВООБРАЖАЕМЫЕ ДИАЛОГИ И НЕПРИЗНАННЫЕ ШЕДЕВРЫ
- Другие альбомы исполнителя
- Все на борьбу с врагом
- «Посвящается городу Ленинграду»
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
Создавая этот своеобразный «музыкальный монумент», Шостакович не лгал — впрочем, гениям вообще не свойственно лгать. Единственное, что расстраивало композитора — это навязанный ему бездарный текст Александра Безыменского, предназначавшийся для хорового раздела. Программная симфония, получившая название «Октябрю», стала необычной и по форме, и по составу исполнителей. Она одночастна, что сближает ее с жанром симфонической поэмы. Некоторые исследователи усматривают в ней признаки вокально-симфонического диптиха, поскольку в ней задействован смешанный хор. По своему образному строю и эстетическим принципам она весьма близка агитационному искусству той эпохи — ярким образцом его было, например, действо «Взятие Зимнего дворца» с участием нескольких воинских подразделений, разыгранное на площадях и набережных Петрограда в 1920 г. Вместе с тем, Шостакович применяет здесь новую для той эпохи атональную технику — которая, впрочем, как нельзя более подходила для музыкального воплощения общественных катаклизмов. Собственно симфоническая часть без участия хора написана в атональной технике никогда она больше не представала у Шостаковича вот так — в чистом виде.
Дворцовый мост в Петербурге развели под Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича "И это свидетельство настоящего, большого искусства, где великими на все времена становятся произведения, которые славят истинные, вечные ценности, объединяют людей всех возрастов, национальностей и религий, утверждают правду и свет, которые всегда берут верх над ложью, над силами тьмы", — подчеркнул Путин. По словам российского лидера, Седьмая симфония — одна из вершин мировой культуры, уникальная по содержанию и выразительности, легендарная историей своего создания, тем величайшим влиянием, которое она оказывает на чувства, надежды и судьбы людей. Чемодан Шостаковича и полевое радио: На что посмотреть в музее "Бессмертного полка" в Петербурге "Ровно 80 лет назад — 9 августа 1942 года — состоялась самая главная премьера этого гениального произведения. К тому времени оно уже прозвучало и в Советском Союзе, и за рубежом, но всё это не могло сравниться с масштабом и значением исполнения в блокадном Ленинграде", — сказал Путин. Дата премьеры, напомнил он, была назначена на тот день, когда нацисты собирались праздновать покорение города, но "их планы сломить ленинградцев изначально были обречены на провал".
Премьера в Самарском театре оперы и балета. Дирижер — Евгений Хохлов 24 сентября.
Ленинградскую симфонию, исполненную оркестром Нью-Йоркского радио транслировали на всю Америку. Ее услышало около 20 миллионов человек. Сборы Но с особым нетерпением свою "родную" симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Но когда дирижер Карл Элиасберг открыл первую тетрадь, он не поверил глазам — вместо обычного состава три трубы, четыре тромбона, четыре валторны у Шостаковича значилось в разы больше. Да еще и добавились ударные. Эта партия вообще была одной из самых важных — именно малый барабан и создавал эту страшную атмосферу нацистского вторжения. Выяснилось что для исполнения симфонии требуется около ста человек, а у Элиасберга было всего 15 музыкантов. Часть находилась в эвакуации, часть на фронте.
Многие погибли той страшной зимой 1941 года. Мало того, на партитуре стояла приписка, сделанная рукой Шостаковича: "Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно! И слово "обязательно" вдобавок подчеркнуто жирной линией. Начались сборы коллектива. По радио объявили, что городская филармония ищет музыкантов, которых просят явиться в Радиокомитет. И люди откликнулись. Вот как вспоминает об этом флейтистка блокадного состава оркестра Галина Лелюхина: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить.
У меня была цинга, и очень болели ноги.
Загадка Шостаковича: вальс №2
Концерт покажут в прямом эфире в городах, с которыми была тесно связана биография Шостаковича — в Самаре (где прошла эвакуация и завершение работы над Седьмой симфонией), Новосибирске. Концерт покажут в прямом эфире в городах, с которыми была тесно связана биография Шостаковича — в Самаре (где прошла эвакуация и завершение работы над Седьмой симфонией), Новосибирске. В Самаре отметили 80-летие Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. Накануне поздним вечером, 9 августа, на Стрелке Васильевского острова в рамках концерта «Ленинградская симфония на берегах Невы» звучала Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор Дмитрия Шостаковича.
АРСМ II, Том 40. Шостакович: Симфония No. 7, соч. 60 "Ленинградская"
В самом центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова, состоялся торжественный концерт, приуроченный к 80-летию со дня первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. В Гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Сегодня, спустя многие десятилетия Ленинградская симфония Шостаковича продолжает вызывать в новых поколениях самые сильные чувства», — добавил Путин. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской. В Санкт-Петербурге состоялся концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвящённый 80-летию первого исполнения Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. С 23 сентября по 2 октября в Самаре и Тольятти пройдет второй фестиваль «Шостакович.
На Стрелке Васильевского острова прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов | Как Седьмая симфония Шостаковича помогла ленинградцам пережить блокаду. |
Дмитрий Шостакович. Симфония №2. Дирижер - Валерий Гергиев. | В Северной столице прошел ряд торжественных мероприятий, которые связаны с юбилеем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. |
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Дмитрия Шостаковича | Концерт покажут в прямом эфире в городах, с которыми была тесно связана биография Шостаковича — в Самаре (где прошла эвакуация и завершение работы над Седьмой симфонией), Новосибирске. |
Д.Д.Шостакович Симфония №12 "1917 год" 2 часть "Разлив" | Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. |