Реализация декрета привела к ликвидации помещичьего землевладения, вызвала снижение товарности сельского хозяйства, способствовала возникновению трудностей в снабжении городов продовольствием. Помещичья собственность на землю была ликвидирована 8 ноября (26 октября) 1917 года. Главная» Новости» Помещичья собственность на землю была ликвидирована после февраля 1917 декрет о земле. Помещичья собственность на землю была ликвидирована 8 ноября (26 октября) 1917 года. Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. Декретом о земле после разгона Учредительного собрания в ходе столыпинской аграрной реформы Помещичья.
1. Ленинский декрет о земле и его осуществление
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч. О земле Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием. Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: 1 Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.
За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования. Все мелкие реки, озера, леса и проч. Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян. Наемный труд не допускается.
При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Подобные выводы встречались и в советской литературе 1920-х годов[1]. Ленин писал, что в основу декрета действительно был положен крестьянский наказ, составленный эсерами в соответствии с эсеровской программой социализации земли[2]. Но в условиях социалистической революции формулы крестьянского наказа «…заполнились новым содержанием»[3]. Национализацией земли при диктатуре пролетариата был создан «… земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму»[4]. Значение Декрета о земле Включение крестьянского наказа в декрет обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудящихся крестьян. Крестьяне на собственном опыте убедились в недостаточности уравнительного раздела и в необходимости перехода к общественной обработке земли. Декрет о земле дал основу для организации социалистического хозяйства: государственных советских хозяйств, товариществ и артелей крестьян. Изъятие земли из частного оборота, трудовой характер землепользования и уравнит.
Рожков, Д. Земельные преобразования 1917 года Декрет о земле 1917 г. Вопросы, не касающиеся земли Декрет о земле 1917 года коснулся не только земельных вопросов. В нем упоминается, что конские заводы, племенные птицеводства и скотоводства также становятся национальным достоянием и переходят в госсобственность, в пользу общины или могут быть выкуплены вопрос оставался на решение Учредительного Собрания. Хозяйственный инвентарь с конфискованных земель переходил к новым собственникам без выкупа, но при этом теоретически не допускалось оставить без такового малоземельных крестьян. Когда был принят Декрет о земле, предполагалось, что пользоваться наделами могут все, кто способен их обрабатывать своими силами, семьей или в товариществах без применения наемного труда. В случае недееспособности человека сельское общество до восстановления трудоспособности помогало обрабатывать его землю, но не более двух лет. А когда земледелец состаривался и не мог лично работать на земле, он терял право на пользование ею в обмен на пенсию от государства.
Каждому по потребностям Стоит отметить и такие условия, как распределение земли по потребностям в зависимости от климатических условий, формирование общенародного фонда, которым управляли общины на местах и центральные учреждения по области. Земельный фонд мог быть перераспределен, если изменилась численность населения или производительность надела.
Только летом 1918 года началась настоящая пролетарская революция в деревне. Если бы мы не сумели поднять эту революцию, работа наша была бы негодна. Первым этапом было взятие власти в городе, установление советской формы правления. Вторым этапом было то, что для всех социалистов является основным, без чего социалисты — не социалисты: выделение в деревне пролетарских и полупролетарских элементов, сплочение их с городским пролетариатом для борьбы против буржуазии в деревне» [ 4 ]. В первые месяцы существования советской власти в ее распоряжении не было никакого административного аппарата для проведения своих декретов. Благодаря этому, предписываемая декретом 19 февраля 1918 г. Книпович, «не была проведена в общегосударственном масштабе; представлявшееся в свое время социалистам-революционерам обращение всей России как бы в единую передельную общину, со сложной задачей уравнения земли по всей России, не могло быть выполнено. Практически земля осваивалась местным населением; случаи переселения из малоземельных губерний в многоземельные были единичны.
Уравнение внутри селений производилось неукоснительно; межволостное уравнение норм производилось уже реже, межуездное — еще реже, о межгубернском не приходится и говорить» [ 5 ]. Как рассказывает П. Першин, «в некоторых уездах волостные нормы точнее их было бы назвать «получки» разнятся в два и даже три раза между собой, — в зависимости от величины близлежащих и ликвидированных имений и численности населения в волости... Неравномерность распределения земель внутри уездов не ограничивается межволостными отклонениями. Отступления, или точнее — игнорирование общей нормы и установление своей — самостоятельной и независимой, спускается еще ниже — до первоначальной коллективной единицы землепользования — отдельного селения — внутри волости». Общий вывод Першина состоит в том, что «распределение земли, совершившееся в 1918 году, в общем не представляет собою государственно-организованной земельной реформы. Оно скорее всего и больше всего является местным земельным «самоопределением» земледельческого населения в замкнутых пределах уездных, а зачастую и волостных территорий. Оно целиком проникнуто основной социально-политической идеей аграрной революции: разделить поровну те земельно-хозяйственные блага, которые остались «свободными» или «принадлежащими всему народу» после отмены собственности на землю [ 6 ]. И лишь в немногих местах были разделены на уравнительных началах и надельные земли. Черный передел, при котором вся земля поступает в общий котел и делится поровну между всем населением, производился сравнительно редко.
Как указывалось на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов в феврале 1922 г. На Украине черный передел был осуществлен в некоторых местностях Киевской и Подольской губ. Чаще делились купленные зажиточными крестьянами земли, а также отруба и хутора. В первые же месяцы после октябрьского переворота, крестьянское движение направилось наряду с разделом частновладельческих земель также и против купленных крестьянами земель, и выделенных на хутора и отруба. По данным анкеты, произведенной в 1922 г. Центральным Статистическим Управлением, в раздел пошло четыре пятых купчих земель и половина хуторских и отрубных [ 9 ]. Прежде всего крестьяне предъявили претензии на соседние с ними участки бывших частновладельческих земель, купленные мелкими поселенцами с помощью Крестьянского Банка. Там, где земли эти до покупки их Банком арендовались крестьянами, их требования принимали зачастую острую форму вплоть до выселения отрубников и хуторян и разгрома их усадеб. Затем общинное крестьянство начало делать попытки ликвидировать прежние частичные выделы домохозяев из общины на отдельные участки, особенно, когда выделившиеся дворы воспользовались при выделении особыми выгодами и преимуществами в отношении размера или расположения выделенных участков. Сильно разлилось это движение против хуторов и отрубов в поволжских, центрально-земледельческих и некоторых южных губерниях.
Напротив, в других губерниях, главным образом северных, подмосковных и западных, где участковое хозяйство успело перейти к многопольному севообороту, ввести травосеяние и улучшить уход за скотом, было признано необходимым сохранить эти хозяйства и предупредить или пресечь попытки их ликвидации. Когда деревня несколько успокоилась, в 1920 г. В результате этого первого этапа аграрной революции, помещичье землевладение было ликвидировано, а крестьяне получили в свое владение значительный земельный фонд. По сведениям Центрального Управления Землеустройства, на 1 ноября 1920 г. По данным анкеты, произведенной Центральным Статистическим Управлением в 1922 г.
Декрет 11 Всероссийского съезда Советов (О земле)
Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным. Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших. Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации коренные улучшения , поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены. Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению. Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным. Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших. Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации коренные улучшения , поскольку они ire использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены. Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению. Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч.
Принято считать, что площадь конфискованных помещичьих, удельных, монастырских и церковных земель составила свыше 160 млн га. Реализация декрета привела к ликвидации помещичьего землевладения, вызвала снижение товарности сельского хозяйства, способствовала возникновению трудностей в снабжении городов продовольствием. Принятие Декрета о земле позволило оформить правительственный блок между РСДРП б и партией левых социалистов-революционеров. Реализация декрета обеспечила поддержку советской власти со стороны большей части крестьян в конце 1917 — 1-й половине 1918 гг. Опубликовано 21 сентября 2023 г. Последнее обновление 21 сентября 2023 г.
Значительная часть помещичьих земель была заложена в банки. Декрет СНК от 25 ноября 1917 г. Лишались права собственности на землю фабриканты и купцы, владевшие перед революцией почти 19 млн. Следует, однако, подчеркнуть, что национализация земли существенно отличается от национализации других средств производства. В условиях социалистической революции национализация фабрик, заводов, рудников, железных дорог и т. Национализация земли не утверждает социализма в сельском хозяйстве, для этого необходима еще организация общественной обработки земли. Ликвидация частной земельной собственности означала уничтожение абсолютной ренты. С уничтожением абсолютной ренты общество освобождалось от той дани, которую налагали на него частные земельные собственники; это вело к снижению цен на сельскохозяйственные продукты на сумму абсолютной ренты. Уничтожая абсолютную ренту, национализация земли передавала дифференциальную ренту в распоряжение государства. Ленин указывал, что национализация земли в экономическом отношении «есть передача ренты государству, не более и не менее»175. Это ленинское указание отражено в декрете «О социализации земли»: «Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти»176. Передача дифференциальной ренты государству укрепляла экономическую мощь Советского государства — дифференциальная рента использовалась на общенародные нужды, на дело социалистического строительства. Национализация земли в СССР, установив общенародную форму земельной собственности, создала новые условия для развития крестьянского хозяйства. Одна часть средств производства — земля находилась в общенародной собственности, другая — средства обработки земли — в собственности крестьян; отсюда двойственный характер произведенного продукта: одна часть его — земельная рента — собственность государства, другая — собственность крестьянского хозяйства. Рента поступала государству в порядке налогового обложения землепользователей, дифференциации заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и т. Установление общенародной собственности на землю изменило характер товарооборота между городом и деревней. Его организация стала государственным делом. Уже в декрете «О социализации земли» указывалось, что «торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией»177. Национализация земли означала также передачу государству права распоряжаться землей. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей»178. В Декрете о земле указывалось, что право распоряжения землей переходит к местным органам Советской власти. Декрет «О социализации земли» определял основные задачи в этой области: уравнительное распределение земли, создание условий, благоприятствующих росту производительных сил увеличение плодородия земли, развитие сельскохозяйственной техники, повышение уровня агрономических знаний , создание коллективного хозяйства в целях перехода к социалистическому земледелию179. Право государства распоряжаться землей было широко использовано для преимущественного наделения конфискуемой помещичьей землей организующихся совхозов и колхозов. Национализация земли, обратившая в общенародную собственность главное средство сельскохозяйственного производства, значительно укрепила экономические позиции Советской власти. Она упрочила союз рабочего класса с крестьянством, была использована в борьбе с контрреволюционными силами и в дальнейшем — в социалистическом переустройстве деревни. В соответствии с Декретом о земле происходила конфискация помещичьего землевладения. Ее осуществляли местные Советы и земельные комитеты, избранные в декабре 1917 — январе 1918 г. Эти органы брали на учет помещичьи имения, составляли описи имущества скота, инвентаря, орудий, машин и т. В имения назначались комиссары, принимались меры по охране имений. Иная обстановка сложилась в отдельных районах черноземного Центра и Поволжья, в которых земельные органы возглавляли правые эсеры. В этих районах в ноябре — декабре 1917 г. Инициаторами разгромов обычно выступали кулаки, захватывавшие большую часть скота и инвентаря. С укреплением Советской власти конфискация помещичьих имений и здесь приобретала организованный характер. В январе — феврале 1918 г. Сельские Советы пресекали погромы180. Нужно отметить, что в целом по стране разгрому подвергалось сравнительно небольшое число помещичьих имений. Конфискация основной массы помещичьих имений, таким образом, происходила организованно.
6.2. Декрет о земле
Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. Помещичья собственность на землю была ликвидирована.
1. Ленинский декрет о земле и его осуществление
Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно и безо всякого выкупа. Ликвидация помещичьего землевладения после октябрьского переворота пошла совсем не тем организованным путем, который предписывался законом о земле. 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. Декрет отменял помещичью собственность на землю без выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. февраля 1917г ом о земле разгрома Учредительного собрания Г.в ходе столыпинской реформы. 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
Помещичья собственность на землю в России была - Ответ на вопрос по истории №10602
Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Впрочем, крестьянский съезд даже без рекомендаций со стороны большевиков примет решение о ликвидации помещичьего землевладения. Согласно его вступительной части, упразднялась собственность помещиков на землю без всякого выкупа. Неделимость земельных участков: Декрет запрещает раздел земельных участков на более мелкие фрагменты, если это может привести к снижению их качества или. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. февраля 1917г ом о земле разгрома Учредительного собрания Г.в ходе столыпинской реформы.