Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия.
Почему славяне в сентябре мух хоронили
Новолетие начали отмечали со временем Римской империи. Здесь был установлен так называемый индикт — период в несколько лет, в конце которого собирали налоги с населения. С 462 года индикт решили начинать с 1 сентября, при этом налоги собирали раз в 15 лет. Указом императора Юстиниана на законодательном уровне в 537 году было утверждено 1 сентября началом нового года.
Греки словом «индикт» стали обозначать не только год, а целое лето. Индикт начал символизировать Новогодие, Новолетие, ставшее церковным праздником. Ежегодно он отмечается 14 сентября 1 сентября по старому стилю.
Как возникло Новолетие в России В конце 10 столетия после Крещения Руси в календаре православных праздников появилось Новолетие. Изначально первым днем гражданского календаря было 1 марта, церковного — 1 сентября. Однако в 1492 году на Руси единым днем начала нового года объявили 1 сентября.
Здравствуй, осень, Новый год XV век — из лоскутков удельных княжеств московские великие князья суровыми нитками сшивали единое государство. А еще ранее, в XIV столетии на церковном Никейском Соборе начало года было окончательно перенесено на 1 сентября, ведь, согласно библейской легенде, именно в этом месяце Бог сотворил мир. Московский великий князь Иван Васильевич дед Ивана Грозного сделал 1 сентября единой датой для празднования Нового года во всем государстве. Была эта дата еще и фискальной — 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались подати, выплачивались оброки и прочие платежи, подобно тому как сегодня нас призывают «заплатить все налоги и спать спокойно» не позднее 1 декабря.
Однако такая нагрузка отнюдь не омрачала праздника, тем более что в этот день можно было еще подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы. В столице первое лицо обращалось к народу. Вечером семьи собирались за трапезой.
Роль шампанского играли медовуха и пиво. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Кстати, церковный Новый год до сих пор отмечается 1 сентября. Правда, не все верующие об этом знают.
Виват Новый год! Царь Петр I уже на заре своего правления развернул преобразования, задумав сделать Россию державою европейскою, а русский народ ввести в семью «цивилизованных» народов. Пришло время расставаться со многими дедовскими обычаями и традициями: бородами и затворничеством женщин, старорусскими кафтанами и привычной кухней… Правда, это коснулось пока лишь «элиты» — боярства, дворянства, высших слоев купечества, ориентированных на заграничную торговлю. Прочие купцы, а тем более огромные массы крестьян, в европейские преобразования были не вовлечены.
Но одна из ключевых петровских реформ коснулась всех и каждого. И продолжает свое действие и поныне. В 1699 году, в преддверии нового, 1700 года, Петр I издал указ, согласно которому начало года следует отсчитывать с 1 января по примеру всех христиан, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Менялось и летосчисление.
Если раньше оно велось от сотворения мира, то теперь — от Рождества Христова. Именной указ провозглашал: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Случилось это 15 декабря. Барабанный бой.
Толпы народа заполняют Красную площадь. С высокого помоста царский дьяк громко читает указ о том, что Петр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». Далее описывалось то, как нужно встречать «новый» Новый год: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...
Первый день нового, 1700 года начался с парада на Красной площади в Москве. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером черное небо озарилось разноцветными всполохами — пораженные москвичи вскинули головы, любуясь невиданным прежде зрелищем фейерверка. Как и повелевал царский указ, люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга. Дарили презенты.
Фейерверк был устроен опять же на Красной площади, а самим москвичам было велено стрелять из мушкетов и прямо как сегодня пускать ракеты возле своих домов. Боярам и служилым людям наказали облачиться в европейские кафтаны. Женщины должны были примерить наряды заграничных модниц. Празднества продолжались и последующие дни, закончившись 6 января крестным ходом на Иордань.
Все это очень напоминает то, как мы празднуем Новый год и сегодня. Но есть, конечно же, и различия. Рождество, сиречь Новый год Главное из них заключается в том, что Петр I не довел до конца преобразования календаря, то есть не заменил юлианский календарь григорианским. Спустя двести с лишним лет назад эту работу доделали большевики, хотя и новая реформа календаря, и введение современного правописания вынашивались еще Временным правительством.
В результате мы имеем такое труднопонимаемое иностранцами понятие и праздник, как старый Новый год. И Рождество, отмечаемое 7 января. В старой России, жившей по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года. В общем, в нашем сегодняшнем праздновании Нового года слились старые — и новогодние, и рождественские — традиции.
Тем временем в Европе, после заката Западной Римской империи, римская традиция отмечать новолетие 1 января на долгое время прервалась и была восстановлена только в 1582 году в ходе календарной реформы, проведенной при папе Григории XIII. По прошествии чуть более ста лет она была принесена и в Россию. Императорским указом Петра I от 20 декабря 1699 года страна перешла на новое летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше , а празднование нового года было перенесено с 1 сентября на 1 января. К этому же времени относится введение в России обычая украшать дома и общественные места еловыми ветвями и устраивать веселые народные гуляния. А первая нарядно украшенная елка появилась в публичном пространстве при Николае I, после чего практика наряжать елки распространился повсеместно. До революции в России действовал юлианский календарь. Новый год выпадал на святки — и без того один из самых веселых и праздничных периодов года. И православным людям ничто не мешало его отмечать. Все изменилось после 1918 года, когда молодое советское государство перешло на новый, григорианский календарь, а Церковь продолжила жить по старому, юлианскому.
Если какие-то споры не были завершены, в этот день они обязательно решались самим Государем. Его решение — царёв суд — приравнивался к Божьему, о чём говорилось и в приговорах: «Пойманы вы есть Богом и Государем Великим». Этот день именовался ещё и «срочным днём» — он был последним для уплаты податей и пошлин. Сезон заканчивался и вместе с ним заканчивались все хозяйственные договоры. Семёнов день — праздник псарных охотников. Они отправлялись в первый выезд в поля, притравливать зайцев. Говорили, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи». Что делали в Новолетие русские крестьяне Важен был Семёнов день для крестьян — «Семён лето провожает» и «Семён бабье лето наводит». В этот день встречали осень и начинали «старое» бабье лето. Оно в то время продолжалось до 8 21 сентября — до дня Рождества Богородицы. Неделю потепления называли «семёновской» или «семенскою» и приговаривали: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а всё глядит осенина — матушка. На дворе сентябрь — в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина! С 1 14 сентября связано много народных примет, говорящих о будущей погоде осенью и зимой: Если на Семён-день тёплая погода — вся зима будет тепла Сухая осень, коли на Семён-день сухо На Семёновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная «тенетник» — это осенняя паутина, летающая по воздуху У крестьян свободного времени становилась чуть больше, и они могли себе позволить подумать о завтрашнем дне — то есть о своей смене. Известна поговорка: «На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Она связана с обрядом «постригов» и «сажания на коня», главными героями которых были крестьянские и вельможные сыновья 3-4 лет. Волосы, состриженные с детской головы, матери зашивали в ладанку маленькие мешочки с ладаном и её было принято хранить всю жизнь. После этого мальчика сажали на объезженного смирного коня и, держа лошадь под уздцы, проводили несколько кругов. Потом передавали ребёнка куму и куме, а те уже — матери.
История Нового года: как отмечали праздник наши предки
На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома и справлять новоселье.
На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне.
Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома и справлять новоселье.
Таким образом, 7208 год превратился в 1699-й. Только в 1699 году Новый год в России стали отмечать 1 января Стоит отметить, что Петр I изменил систему летоисчисления, но не календарь — Россия, в отличие от других европейских стран, продолжала жить по юлианскому.
Разница между принятым в Европе григорианским календарем и юлианским в XVIII веке составляла 11 дней — таким образом, Новый год в России наступал на 11 дней позже, чем в Европе. Как отмечали Новый год в России при Петре I Указ Петра I, изданный 30 декабря 1699 года, предписывал новые порядки празднования Нового года — большинство из них правитель позаимствовал у европейцев. При Петре I на Новый год стали запускать фейерверки. Праздничные гулянья в то время продолжались целую неделю.
Разница между юлианским и григорианским календарем каждые 400 лет увеличивается на три календарных дня. Сейчас она составляет уже 13 дней. Дата празднования Нового года в России и Европе стала идентичной чуть больше 100 лет назад — григорианский календарь в России начали использовать только в 1918 году После перехода на новый календарь Новый год в России стали отмечать раньше. Это неофициальный праздник, который считается обычным рабочим днем — при этом его отмечает всего четверть жителей страны.
После революции празднование Нового года продолжало существовать только как традиция, сохраняемая в народе. Государство не уделяло внимания Новому году до середины 1930-х годов, а все торжественные мероприятия, связанные с праздником, имели строгую коммунистическую направленность. При этом в середине 1920-х в СССР началась активная кампания по искоренению религиозных предрассудков — под запрет попали Дед Мороз и елка, которые считались символами Рождества. В правительстве даже предлагали перенести праздник с 1 января на 7 ноября, чтобы дата Нового года совпадала с Днем Октябрьской революции, однако в итоге от этой идеи было решено отказаться.
Власть стремилась сохранить новогодние традиции и при этом отделить Новый год от запрещенного в стране христианского Рождества.
На старый Новый год хозяева лепили вареники с сюрпризом. Что кому из сидящих за столом попадется — то и суждено. Фасоль обещает пополнение в семействе, перец — острые ощущения. Вареник с сахаром сулит сладкую жизнь, с укропом — здоровье, с лавровым листом — карьерный рост. В вареники кладут даже пуговицы к обновкам , монетки к богатству и достатку , нитки к путешествию , соль к слезам , кольца к свадьбе. В этом случае важно только не забыть предупредить гостей. Правильный Новый год Старый Новый год принято отмечать не только в России.
Традиция сохранилась и в бывших советских республиках. А, например, в Черногории праздник называют правильным Новым годом, в Сербии — малым Рождеством или сербским Новым годом. Старый Новый год отмечают и в северо-восточных кантонах Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 года. В Аппенцеле его называют Днем святого Сильвестра. Их календарь похож на юлианский, но с небольшими отличиями.
Семин день и Новолетие. Почему в славянский Новый год нужно заводить новые знакомства
Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В преддверии Нового года хотелось бы поговорить немного об истории этого праздника, конкретно, как назывался, как отмечался, когда начинали отмечать новый год древние славяне, наши предки. Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III. Сведений о праздновании восточными славянами Нового года в дохристианские времена не сохранилось.
Славянский Новый год: история праздника
Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Тогда Петр I вновь принял решение изменить праздничные даты «гражданского календаря», ориентируясь на Западную Европу и балканских славян, которые праздновали Новый год зимой. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября.
Старый Новый год - традиции и обычаи празднования
Славянский Новый год традиционно наступает 14 сентября (по старому стилю 1 сентября). Традиция праздновать наступление нового года насчитывает не одну тысячу лет. Славянский Новый год всегда символизировал огонь: накануне 14 сентября гасили очаг, утром праздничного дня – разводили новый огонь, читая старинные приговоры.