Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941). Скульптор, чье имя стало известно благодаря созданию целой серии рисунков и скульптур, изображения которых затем появились на советских рублях. При работе над скульптурой лётчика, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс, Шадр решил отказаться от темы воздуха и летательных аппаратов.
3 апреля — День памяти скульптора Ивана Шадра
В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста. Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. Впервые фигуру девушки с веслом создал в 1934 году скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Родина Ивана Дмитриевича Шадра – город Шадринск на Урале. Еще сейчас на углу Советской и Уральской улиц стоит небольшой деревянный дом, в котором свыше ста лет жили Ивановы, мастера плотницкого дела.
Другие работы автора
- Шадр Иван Дмитриевич. Юноша со звездой (Рабочий со знаменем). 1936 (Отлив 1978)
- Оружейник пролетариата - Великие реалисты - Статьи - Журнал Свой - Газета «Культура»
- Art Investment
- Этот день в Русской истории - День памяти преподобного Серафима Вырицкого
- Иван Дмитриевич Шадр и его «денежные мужики»
- Иван Дмитриевич Шадр и его «денежные мужики» – Союз Бонистов
Красноармеец. Скульптура
Иван Дмитриевич Шадр » Музей СССР | Иван Шадр – автор Булыжника, который оружие пролетариата. |
Девушка-гребец с эрегированными сосками... К 80-летию произведения Ивана Шадра | Иван Дмитриевич Шадр – советский скульптор-монументалист. |
Иван Шадр - последние новости - | При работе над скульптурой лётчика, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс, Шадр решил отказаться от темы воздуха и летательных аппаратов. |
«Освобожденная воля» | МБУК "Гуманитарный центр - библиотека имени семьи Полевых" | Если Вы не читали книгу «Иван Дмитриевич Шадр», Вы можете купить её в магазинах. |
Пусть я выполню лишь часть, это неважно. Мысль должна брать более широко, чем руки. Мечты помогают мне как-бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы? Борьба с землёй. Эскиз-вариант горельефа основания скульптуры «Штурм земли» не осуществлена. ГТГ В 1923 году архитекторы Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки пригласили Шадра принять участие в её оформлении. Был объявлен конкурс на скульптуру для центрального фонтана выставки. Шадр предложил три различных варианта. Первую премию получил его проект «Штурм земли». Машина, словно конь, вставший на дыбы, диагональю уходила ввысь, и тракторист едва сдерживал стремительное движение.
Композиция находилась на постаменте в виде глыбы, в которую был вмонтирован горельеф «Борьба с землёй». Он показывал тяжелый крестьянский труд до наступления эры механизации. Был отлит в гипсе лишь семиметровый горельеф. Макет всего проекта не сохранился. Отлив 1946 года с отлива в гипсе 1941 года, выполненный после смерти автора с незаконченного эскиза в глине. Второй вариант. Его нельзя поставить на площадь… Наденем на него тяжелую шинель. Пусть Пушкин вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона. Да, памятник сразу изменился. Но в нём ещё не хватало величия.
Давайте поставим его на обломки колонн и капителей. Таким сложными путями и возникает образ у скульптора». Архитектор М. Барщ И. Серго Орджоникидзе. Активный участник революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны, советский государственный деятель. Скульптура повествует о зимнем переходе в период борьбы с войсками Деникина через горный перевал Кавказского хребта группы бойцов и местных жителей. Отлив 1939 года с экземпляра в гипсе 1939 года. Проект неосуществлённого памятника для Нижнего Новгорода. Степан Разин.
Эскиз к проекту неосуществлённого памятника. Гипс тонированный. Рабочий с молотом. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1936 года. Эскиз к проекту неосуществлённого памятника обороны Луганска. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922 года. Шадр предложил вылепить скульптуры, с которых граверы могли бы создать изображения, найдя наиболее выгодные ракурсы и освещение. Гознак предоставил скульптору мастерскую, в которой им были выполнены «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель».
Иван Дмитриевич Шадр, настоящая фамилия Иванов 1887-1941 - советский скульптор. Иван Шадр родился 11 февраля 30 января по старому стилю 1887 года в селе Такташинское ныне деревня Такташи , Оренбургской губернии Российской империи. Фамилию-псевдоним "Шадр" Иван Иванов взял в 1908 году в честь города Шадринск, откуда происходили его родители.
Работы после его смерти заканчивала соратница Вера Мухина. Выставка продлится до 19 марта.
Ленину, он был демонтирован в 1991 году. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» 1922 , скульптуру « Булыжник — оружие пролетариата » 1927. В 1926 году Шадр едет за границу: он посещает Францию и Италию. В Париже он лепит бюст Л. Красина, бывшего тогда полпредом СССР, и повторяет затем портрет в мраморе. В 1931 году была создана Шадром надгробная плита В. Основной моделью скульптора стала В. Волошина , студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская Белоручева. Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Иодко с тем же названием, но фигура девушки была в купальнике и c веслом в левой руке, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. В 1939 году создал скульптуру А. Горького в образе Буревестника бронза , Третьяковская галерея. В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. Мухиной при помощи Н. Зеленской и З. Большинство работ И.
Шадр в Омске
Иван Шадр — последние новости | Скульптор Иван Дмитриевич Шадр. |
Люди города: художник и скульптор Иван Шадр | Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941). Скульптор, чье имя стало известно благодаря созданию целой серии рисунков и скульптур, изображения которых затем появились на советских рублях. |
Иван Дмитриевич Шадр
Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941) | Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области. |
Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ | Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода». |
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) | Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки. |
Свежие записи
Смотрите канал Шадр‑инфо онлайн! В 1901 году Иван Дмитриевич без подготовки сдал экзамен для поступления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где проучился до 1906 года. Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки. (настоящая фамилия Иванов) (1887 1941), советский скульптор. Учился в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903 07), в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1907 08), в Париже (1910 11), где пользовался советами О. Родена и Э. А. Бурделя, и в Риме.
Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич(1887—1941)
Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL. В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa или MasterCard SecureCode для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля. Настоящий сайт поддерживает 256-битное шифрование.
По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств и Музыкально-драматическую школу.
В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в армии. В 1910 году Шадр уехал за границу. Затем парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию.
В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года, выступая с лекциями по искусству.
Будущий скульптор родился в семье плотника Дмитрия Евграфовича Иванова 30 января 11 февраля 1887 года.
Его отец жил в городе Шадринск Пермской губернии. Позднее по названию города Шадр придумал себе псевдоним. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
В 1901 году Иван Дмитриевич без подготовки сдал экзамен для поступления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где проучился до 1906 года. В 1907 году отправился путешествовать по России и пешком дошел до Санкт-Петербурга. Там его рисунки увидел знаменитый русский художник И.
Репин, который дал им высокую оценку. Затем Шадр учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а в 1910 году отправился учиться в Париж и Рим. Вернувшись в Россию, учился в Петербургском археологическом институте, а в 1914—1917 годах работал у известного российского кинопромышленника А.
В 1918 году уехал в Омск и оставался там до 1921 года, выполняя заказы колчаковских властей. Затем вернулся в Москву. В 1920—1930-е годы Шадр был успешным и известным советским скульптором, мастером ленинианы.
Помимо его «денежных» работ, он известен как автор скульптур «Борьба с землей» 1923 , «Булыжник — орудие пролетариата» 1927 , «Девушка с веслом» 1934, 1936 , памятника В. Горькому 1939. В 1930 году совместно со скульптором П.
Таёжным Шадр создал модель первого варианта ордена Ленина. Умер скульптор в Москве 3 апреля 1941 года. В собрании Гознака сохранилось немало материалов, связанных с работой Шадра, — гипсовые копии скульптур «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» , их фотографии, сделанные при разработке денежных знаков, эскизы и образцы продукции Гознака, фотографии мастерской Шадра, которая находилась напротив здания 2-й Московской фабрики Гознака на Мытной улице.
Идея передать облик человека на банкноте посредством изображения скульптуры была не новой. Еще в 1895 году скульптурный портрет Петра I появился на одном из эскизов «императорской серии» Р. Рёсслера и впоследствии был «перенесен» на 500-рублевую банкноту образца 1898 года.
Однако в 1920-е годы эта идея наполнилась новым содержанием: теперь на банкнотах и других государственных бумагах планировалось показать новых хозяев жизни — через их скульптурные портреты. Именно противопоставление старых банкнот и марок с портретами императоров и новых с изображениями простых людей подчеркивается едва ли не во всех публикациях, связанных с историей создания советских банкнот 1920-х годов. Уже в отчете Технического отдела Гознака за январь — сентябрь 1922 года скульптурам Шадра дана высокая оценка как символу «идеи рабоче-крестьянской власти».
В более позднем отчете Гознака отмечено, что «теплый прием, оказанный этим фигурам в художественных сферах и в широких массах пролетариата, послужил гарантией, что идея взята правильно».
Вместе с учащимися школы он участвовал в политических демонстрациях на улицах Екатеринбурга в дни революции 1905 года. В демократическом журнале «Гном» появились его карикатуры, разоблачающие царизм.
В 1906 году, окончив школу, Иван Иванов вместе со своим другом Дербышевым отправились в путешествие по России. Пройдя пешком тысячи верст, Шадр побывал на Кавказе, добрался до Петербурга, где хотел поступить в Академию художеств. Однако прежде чем учиться любимому делу, ему пришлось выдержать немало жизненных испытаний, в частности, быть уличным певцом.
Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра М. Дарский, который принял живое участие в судьбе даровитого юноши. Он помогает ему поступить на Высшие драматические курсы столичного театрального училища.
В училище Иван продолжал рисовать, упорно занимался скульптурой. Его рисунки попали к знаменитому русскому художнику И. Илья Ефимович дал им высокую оценку.
Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначает ему стипендию. Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства.
«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»
Иванов) Иван Дмитриевич [30.1(11.2).1887, с. Такташинское близ Шадринска, ныне Курганская обл. Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. Новости. Выставки. Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра.
Основное меню
- «Освобожденная воля» | МБУК "Гуманитарный центр - библиотека имени семьи Полевых"
- Новости на эту же тему
- Иван Дмитриевич Шадр – выдающийся русский советский скульптор - Студенческий научный форум
- «Освобожденная воля» | МБУК "Гуманитарный центр - библиотека имени семьи Полевых"
Сегодня в Новой Третьяковке открылась выставка Ивана Шадра.
Тем самым она «оживила» историю, побуждая участников экскурсии к изучению прошлого нашего города. Важным моментом является выбор методических приемов проведения экскурсии, которые подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности. Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику. Из воспоминаний Н. Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е. Береговая К примеру, в ходе экскурсионного маршрута в фойе первого корпуса УрГАУ рассказ развертывается у барельефа, посвященного столетию Ивана Шадра, на котором изображены портрет скульптора и его знаменитое произведение «Булыжник — оружие пролетариата». Экскурсовод рассказывает о трудных детских годах Ивана Иванова в Екатеринбурге, используя эмоциональный по содержанию отрывок из воспоминаний самого скульптора.
Также в экскурсии используются воспоминания уральского художника Н. Сазонова о педагогах школы, однокашниках, повседневной жизни, позволяющие реконструировать события прошлого. Сцена из воспоминаний И. Шадра автор иллюстрации Е. Береговая В рамках словесного литературного монтажа автор и разработчик экскурсии применила метод театрализации. Рассказывая об одном из преподавателей — Александре Николаевиче Трапезникове, экскурсовод приводит в пример курьезный случай, демонстрирующий об умении его претворять камень в живую скульптуру: «Как-то раз в один из уроков ученики направились в мастерские, они находились во дворе. Входим в класс мастерских. Напротив дверей стоял стол для шлифовки, и мы увидели, что на столе сидит мышь с поднятыми лапками. Один из нас сказал: «Ребята, тише, не шевелитесь».
Взяв курант, он начал продвигаться к мыши. Только он замахнулся, чтобы ударить мышь, как из-за печи выскочил Трапезников, схватил его за руку и становил: «Что ты, Петя, делаешь, мышь то каменная! Мы подошли близко и тогда только убедились, что она действительно каменная]. В данном отрывке экскурсии принимают участие несколько человек в качестве героев сценки. Такая технология подразумевает передачу и восприятие информации через максимальное число органов чувств. Занятия в мастерской автор иллюстрации Е. Береговая Из арсенала методов показа Екатерина использовала иллюстрационный прием и прием зрительного сравнения. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восполнить пробелы зрительного ряда объектов. Этот методический прием называется зрительной реконструкцией, когда несохранившийся объект реконструируется посредством рассказа или наглядного иллюстративного материала из «портфеля экскурсовода».
К примеру, в начале маршрута экскурсанты не могут увидеть Дом Зотова, на месте которого сейчас расположены старинные корпуса университета. Экскурсовод в ходе рассказа демонстрирует копию фотографии дома Г. Зотова и описание его. Также уникальной особенностью экскурсии является использование в качестве элемента «портфеля экскурсовода» созданные по воспоминаниям иллюстрации, которые демонстрируются на точках показа и рассказа Апробация экскурсии Екатерина и ее помощники успешно провели экскурсию для учащихся шестых классов школы. Ребятам было интересно узнать о начале зарождения художественного образования на Урале, жизни их ровесников более ста лет назад. Викторина в конце экскурсии закрепила знания экскурсантов. Например, участники успешно отвечали на вопросы: Кому принадлежало одноэтажное здание, приобретенное для школы?
Так получилось что «главной» девушкой с веслом в СССР стала скульптура Шадра, а моделью для ее создания послужила красавица-студентка «Московского института физкультуры» - Вера Даниловна Волошина. Вера родилась 30 сентября 1919 года в городе Щеглов сегодня Кемерово Томской губернии, в семье шахтера и учительницы. Советская власть предоставила пионерке Волошиной, как и миллионам других детей право на всестороннее развитие личности. С детства она занималась легкоатлетическими дисциплинами, а в старшей школе выиграла городские состязания по прыжкам в высоту. Ее другом, одноклассником, а впоследствии и женихом был будущий герой Советского Союза — Юрий Двужильный. В 1937 году после окончания десятилетки девушка приехала в Москву и с легкостью поступила в «Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры им. В столице она увлекалась стрельбой из винтовки. Однажды в институтском бассейне ее увидел Иван Шадр. Скульптору хватило одного взгляда, чтобы понять, вот его виденная не единожды во сне «Девушка с веслом». После установки «Девушки» в парке Горького, белоснежные копии Верочки Волошиной появились в сотнях советских городов.
Его рисунки попали к знаменитому русскому художнику И. Илья Ефимович дал им высокую оценку. Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначает ему стипендию. Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства. Возвратившись в 1913 году в Россию, Шадр полон творческих замыслов. Он создает проект памятника мировому страданию, выполняет ряд работ, отмеченных печатью символизма. Но прочная связь Ивана Дмитриевича с народом помогает ему все же определиться как зрелому реалисту. Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта. Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве. В 1922—1923 годах по заказу «Гознака» он создает замечательные скульптурные образы крестьянина, красноармейца, рабочего.
Михаил Нестеров, друг Шадра, подчеркнул в одной из публикаций, что автору удалось совместить «красоту духа с вечной красотой формы». На выставке можно увидеть изображения функционеров и первых лиц государства. Невероятно хорош посмертный портрет Леонида Красина 1926 — дворянина, интеллектуала, революционера со стажем. Тонкое и, вместе с тем, грубовато-волевое лицо — так слить воедино все противоположности Шадр умел, как никто. Случались у скульптора и неудачи, и унизительные отказы, и творческое бессилие. Уже в первой половине 1930-х сменилась эстетическая парадигма — резкое и зовущее искусство Революции перестало удовлетворять. Оно казалось громким и гиперактивным. Закрутился очередной виток неоклассики, а питерский зодчий Иван Фомин, сторонник дорического ордера, вещал: «Классика ценна еще тем, что она необычайно гибка и способна к безграничным трансформациям. Новый совершенный стиль народится и уже нарождается помимо нашей воли. Но, взявши за основу классику, мы включаем в работу весь накопленный опыт многих веков и сразу продвигаемся ближе к цели, так как мы берем от классики все здоровое и логичное и отбрасываем всю ненужную мишуру, орнаментику и изнеженность». Это происходило во всём мире, а Венера Милосская, Афродита Каллипига и леохарова Диана сделались эталоном женщины и — образцом телесного совершенства. На античной волне Шадр создал свой главный и... Двенадцатиметровая богиня высилась над чашей фонтана — прямо на аллее парка Горького. В этом виде она простояла недолго - скульптуру подвергли партийной критике и пикантным остротам. Несмотря на повсеместное внедрение античных форм, полная обнаженность, скорее пугала и смущала, нежели радовала. Одно дело — музей и какие-то древние Фрины да Аспасии, а это — наша современница с модной завивкой «перманент». Провокационную статую не разбили и не спрятали — её тихо направили в Луганск, а Шадр довольно быстро создал новую Девушку — более скромных размеров и менее вызывающих форм. Существует необоснованная версия, что Шадру позировала юная пловчиха и гимнастка Вера Волошина, однако, ей на момент возможного знакомства со скульптором было всего пятнадцать лет, и Шадр не пошёл бы на такой риск, да и фигура подростка не годилась для Афродиты. Помимо Хоменковой, Бедринской и Волошиной, искусствоведы называют ещё ряд возможных прототипов. Разночтения возникли ещё и потому, что Шадр ваял не точный портрет, но силуэт эпохи, и, как говорилось у Ильфа-Петрова о Зосе Синицкой: «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки». В годы хрущевской войнушки с архитектурными излишествами, то бишь со сталинским духом, именно её, «Девушку с веслом» — преподносили этаким образчиком исторического хлама. Глумились не над конкретной работой Шадра, а над советской античностью. В экспозиции представлена небольшая бронзовая копия «Девушки», её голова, фотоматериалы и рисунки, повествующие о работе над скульптурой. Предвоенное десятилетие было непростым для Шадра — его проекты чаще всего не нравились устроителям конкурсов. Так, вариант «Рабочего и колхозницы» сочли дурацким, а «Рабочего со знаменем» и «Девушку с факелом» 1937 , предложенных для советского павильона в Нью-Йорке после недолгих колебаний, всё же отвергли. На выставке мы встречаем эти несостоявшиеся шедевры — в них слишком много движения и — мало пафоса.
Иван Дмитриевич Шадр – выдающийся русский советский скульптор
- Рабочий со знаменем
- Иван Дмитриевич Шадр и его «денежные мужики»
- Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения
- Основное меню
В Новой Третьяковке открывается выставка автора «Девушки с веслом» Ивана Шадра
Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра Михаил Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы Иван мог учиться на певца. В училище Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию.
К 135-летию со дня рождения». Это будет первая экспозиция, посвящённая работам скульптора, за 60 лет. Такой информацией с журналистами поделились в Третьяковской галерее. В рамках экспозиции продемонстрируются 34 графических и 30 скульптурных произведений советского скульптора.
В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в армии. В 1910 году Шадр уехал за границу. Затем парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года, выступая с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву. В 1926 году Иван Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.
Автор у них один — уральский скульптор Иван Шадр. Ученик Родена, несостоявшийся уличный певец, заядлый путешественник — и человек, однажды решивший прославить родной город Шадринск на весь мир… Иван Шадр в мастерской и за работой. На самом деле он появился на свет и был крещен в селе Такташи в Оренбургской губернии — там его отец, Дмитрий Иванов, сезонно работал плотником, а мать последовала за мужем, хотя и должна была вот-вот разродиться третьим ребенком всего в семье будет двенадцать детей. Но большую часть года семья жила в Шадринске, а потому Иван — так назвали мальчика — всегда считал именно этот город своей родиной. В 1898 году он оказался на шерстяной фабрике купцов Панфиловых в Екатеринбурге. Жизнь его там была нелегка. Мальчик на побегушках, сторож, грузчик… Жалкие гроши, скука, холод - эти три года были для него пыткой. Однако он сдружился с сыном владельца фабрики, а тот сразу разглядел в нем «божью искру» и все настоятельнее подговаривал искать дело по душе. В 1901 году Иван поддался на уговоры и сбежал с фабрики. Существует легенда, что сбежал он с целью… самоубийства. Измученный тяготами работы и бессмысленностью существования, он намеревался покончить со всем в ледяных водах Исети, однако повстречал на набережной очаровательную девушку, разговорился с ней и топиться передумал. Девушка была дочерью Михаила Каменского, основателя художественно-промышленной школы в Екатеринбурге. Вскоре Иван безо всякой подготовки сдал экзамен в ту самую художественно-промышленную школу и… поступил! Пять лет он успешно постигал тайны рисунка и живописи, перспективы и колористики под началом художника-монументалиста Теодора Залькалнса. Памятник мировому страданию. В те годы молодой художник прославился своим непримиримым отношением к несправедливости. Ходил на митинги и шествия, протестовал против черносотенных погромов, , создавал политическую карикатуру для журналов… Школу он покинул со справкой о неоконченном образовании, но, похоже, не слишком огорченным этим фактом.
Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич(1887—1941)
Поэтому искусство Шадра живет и сегодня, и сегодня оно помогает нам идти к великой цели. Обо всём этом и не только в книге Иван Дмитриевич Шадр Ю.
Так, в неординарном по композиции, но так и не реализованном проекте памятника А. Желябову 1934 в виде тяжелого куба, олицетворяющего Российскую империю, скульптор у его основания также поместил два рельефа с борющимися с царским режимом народовольцами. Наряду с выдающимися скульпторами Н. Андреевым и С. Меркуровым Шадр стоял у истоков возникновения советской Ленинианы, создав шестнадцать памятников В. Ленину, лучшим среди которых стал монумент 1927 г. Между тем даже в советское время не все проекты Шадра на ленинскую тему были реализованы. Так, осуществлению эскиза памятника Ленину для Днепропетровска 1934 помешала ранняя смерть скульптора и Великая Отечественная война.
Самые запоминающиеся среди них — памятники В. Чкалову, челюскинцам, М. Советский павильон. Рабочий со знаменем. Отлив 1948 года с экземпляра в гипсе 1937, Львовская картинная галерея. Девушка с факелом. Именно эту задачу он решал, разрабатывая проекты памятников А. Пушкину для Ленинграда и М. Лермонтову для Москвы, которые также не были реализованы. Пусть я выполню лишь часть, это неважно.
Мысль должна брать более широко, чем руки. Мечты помогают мне как-бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы? Борьба с землёй. Эскиз-вариант горельефа основания скульптуры «Штурм земли» не осуществлена. ГТГ В 1923 году архитекторы Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки пригласили Шадра принять участие в её оформлении. Был объявлен конкурс на скульптуру для центрального фонтана выставки. Шадр предложил три различных варианта. Первую премию получил его проект «Штурм земли». Машина, словно конь, вставший на дыбы, диагональю уходила ввысь, и тракторист едва сдерживал стремительное движение.
Композиция находилась на постаменте в виде глыбы, в которую был вмонтирован горельеф «Борьба с землёй». Он показывал тяжелый крестьянский труд до наступления эры механизации. Был отлит в гипсе лишь семиметровый горельеф. Макет всего проекта не сохранился. Отлив 1946 года с отлива в гипсе 1941 года, выполненный после смерти автора с незаконченного эскиза в глине. Второй вариант. Его нельзя поставить на площадь… Наденем на него тяжелую шинель. Пусть Пушкин вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона. Да, памятник сразу изменился. Но в нём ещё не хватало величия.
Давайте поставим его на обломки колонн и капителей.
Правда, это один из немногих рисунков, где предметом сатиры являются конкретные личности, а не общие политические темы. Беглым, рваным штрихом Шадр обрисовывает лишь внешние черты образа. Вводя аллегорические мотивы, Шадр пользуется лишь таким иносказанием, которое понятно широким массам.
Большую роль играют в его композициях аксессуары и надписи. Последние, впрочем, не всегда обязательны, так как смысл самого рисунка довольно ясен. Но, рассчитывая на широкие массы читателей журнала, Шадр стремился сделать рисунок предельно понятным. В доходчивости образов, в обостренности ситуации, в применении пояснительных надписей и, наконец, в использовании аллегорических мотивов живо ощущается связь некоторых рисунков Шадра с народными сатирическими листами.
Сотрудничество Шадра в журнале «Гном» не стало известным; Шадр был оставлен в школе и переведен в пятый класс. Весной 1907 года он окончил школу. В жизни молодого художника наступил момент, когда следовало предпринять решительный шаг для осуществления своей мечты об учении «большому искусству». Не дождавшись выпускных экзаменов, назначенных на осень, Шадр отправился вместе со своим другом Дербышевым в Петербург.
Петербург и учение в Академии художеств были конечной целью путешествия. Но по дороге друзья решили побывать в местах, которые так романтически были описаны в ранних повестях и рассказах Горького; личность и судьба писателя служили для них вдохновляющим примером. Следует указать, что уже в то время Шадр любил читать Горького, увлекался его ранними повестями. По собственному признанию Шадра, в пробуждении жажды путешествий по родной стране особенную роль сыграл рассказ «Емельян Пиляй», прочитанный им на Нижегородской ярмарке во время поездки с обозами купцов Панфиловых.
Изредка по случайным «заказам» писали портреты, большей же частью работали грузчиками, носильщиками. В Одессе Шадр выполнил декоративное панно «Вихрь» для местного театра об этом он упоминает в своих автобио- графических записях. Есть основание полагать, что через посредство одесских художников, с которыми в частности, с К. Костанди друзья близко познакомились, Шадр по приезде в Петербург тесно сошелся с Н.
Кравченко, принявшим горячее участие в его судьбе. Побывав в Москве, где их прежде всего привлекала Третьяковская галерея, друзья лишь в конце лета добрались до Петербурга. Поступить в Академию художеств не удалось. Беклемишев не признал Шадра достаточно подготовленным.
В Екатеринбургской школе рисованию и то подчиненному специальным художественно-промышленным целям уделялось лишь шесть часов в неделю; поэтому даже при хороших преподавателях ученики все же не могли овладеть рисунком в той степени, которая требовалась для поступления в Академию художеств. У Шадра возникла мысль поступить в Училище технического рисования Штиглица. Каменский в письме к директору школы Г. Котову горячо рекомендовал своего бывшего ученика как «очень талантливого художника, особенно хорошего композитора художественно-промышленного производства» I Но училище Штиглица увело бы Шадра от его мечты о большом, настоящем искусстве.
Не в меньшей степени, чем изобразительное искусство, его привлекала артистическая деятельность, способности к которой он проявил еще в Екатеринбурге. Наступала холодная петербургская осень. Голодный и плохо одетый, Шадр ходил по улицам Петербурга с шарманщиком, распевал «жестокие романсы». Один из таких бродячих концертов привлек внимание режиссера императорских театров М.
По его рекомендации Шадра допустили к приемным экзаменам на Высшие драматические курсы С. Успешно выдержав экзамен у В. Давыдова и В. Петрова, Шадр был 1 сентября 1907 года принят в числе 27 учеников на I курс по классу В.
Год пребывания на драматических курсах был счастливейшей порой для Шадра во многих отношениях. Ему пришлось учиться в то время, когда на сцене Александрийского театра еще выступали блестящие представители русского реалистического искусства — К. Варламов, В. Давыдов, М.
Савина, В. Стрельская, В. Игра их развивала в Шадре понимание подлинного искусства, исполненного глубокой правдивости и человечности. Многие из них с участием отнеслись к Шадру, а его учитель проявил поистине отеческую заботу о талантливом самородке.
Выдающийся артист-психолог и опытный педагог, В. Давыдов был серьезным и чутким воспитателем. С благодарностью вспоминает Шадр о Давыдове, сыгравшем большую роль в его жизни. Но, занимаясь на драматических курсах, успешно выступая для заработка на любительских концертах в качестве драматического актера, певца и декламатора, Шадр не оставлял и изобразительного искусства.
Он посещал школу рисования Общества поощрения художеств, много работал дома. В каком направлении формировались художественные симпатии и каковы были первые опыты самостоятельного творчества Шадра? Судить об этом можно, опираясь лишь на отрывочные записи и высказывания Шадра, так как ранние его произведения не сохранились. Попав из далекой провинции в центр художественной жизни страны, Шадр с интересом изучал современное искусство.
Вспоминая о первых днях пребывания в Петербурге, он ни словом не обмолвился о скульптуре. Только в живописи он нашел немногие полотна, которые произвели на него глубокое впечатление. Шадр упоминает «ДемонаДемон сидящий. Врубеля Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Учился в петербургской Академии художеств 1880—84 у П. Брал уроки акварели у И. С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой…, «БойНебесный бой.
Рериха Рерих Николай Константинович [1874—1947] Известный русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского символизма и модерна. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Серов «Юдифь».
Живописец, график и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1881-1890 у , , , в Академии Ф. Коларосси Париж у Ж. Под влиянием картины М.
В 1891 руководил постройкой… Шадр писал эскизы, в которых отражалось модное увлечение символикой «вечных идей». Терновец, использовавший в своей статье о Шадре личные беседы со скульптором 1 Интересны записанные Шадром реплики современников по поводу его работ. Дмоховский, видимо, имея в виду его упорную работу над образом Иуды. Верно мнение Ю.
Колпинского о том, «несмотря на все эти увлечения, все же неверно было бы считать, что Щадр встал на путь символизма и модерна… Было бы правильнее считать, что дань духу времени отдал не Шадр-художник, а Шадр — юноша романтик», но это верно лишь отчасти. Конечно, нельзя ожидать глубоко сознательного определения своего творческого пути от двадцатилетнего художника, только что покинувшего провинциальную школьную скамью. Интерес к символической тематике был вызван и желанием испробовать свои силы в направлении, возглавляемом прославленными художниками современности.
Уже в Петербурге, будучи студентом Высших драматических курсов театрального училища, занимаясь также и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Иван придумал себе творческий псевдоним, чтобы выделиться из тысяч однофамильцев. Как другой известный скульптор, Степан Нефёдов, взял псевдоним Эрьзя, чтобы мир узнал о народе, к которому он принадлежал, так Иван Иванов решил стать Шадром, чтобы прославить родной город Шадринск. Малая родина отвечала ему взаимностью: в 1910 году Шадринская городская управа назначила талантливому земляку стипендию на обучение за границей.
Дело в том, что Ивановы переселились в село из Шадринска Пермской губернии на время, пока глава семейства выполнял сезонную работу. В 1929 году Шадр создал один из самых известных своих образов — «Сезонник», прототипом которого был его отец. Копия этой скульптуры стала частью мемориала Ивану Шадру 1984 года в Шадринске. Учителя и помощники Леа Давыдова-Медене. Портрет Теодора Залькална. Временами, помимо плотницких заказов, он зарабатывал тем, что расписывал и подновлял церкви.
Вероятно, от отца Иван унаследовал художественные наклонности и получил первые навыки рисования, благодаря которым выдержал вступительный экзамен в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. Большое участие в нем принимал директор школы Михаил Фёдорович Каменский, с которым у Ивана сложились дружеские отношения. Выпускник Академии художеств, Каменский несколько лет преподавал в Санкт-Петербургском художественно-техническом училище барона Штиглица, прежде чем получил предложение возглавить первое на Урале художественное учебное заведение. Выпускником и пенсионером училища барона Штиглица был и скульптор Теодор Залькалн, в классе которого Иван занимался с 1903 по 1907 год. Стажировка у Родена и Бурделя, изучение коллекций Лувра, особенно древнеегипетского искусства, существенно повлияли на пластическую манеру Залькална и, конечно, поднимали его авторитет в глазах учеников. Благодаря стипендии Шадринской городской управы в 1910 году Иван Шадр и сам отправился в Европу.
В Париже он посещал Высшие муниципальные курсы скульптуры и рисования и занимался в Академии Гранд Шомьер, где его наставниками как когда-то у Залькална были великие художники Огюст Роден и Эмиль Антуан Бурдель. В 1911—1912 годы Шадр провел в Италии, копировал фрески Рафаэля, посещал музеи и даже поступил в Римский институт изящных искусств. И в Париже, и в Риме Иван Шадр много рисовал с натуры, учась у Природы — главной наставницы художников. Выбор профессии: художник, певец, археолог? Иван Шадр. Пешком за славой.
Приглашение на вечер памяти скульптора И. Оттиск рисунка Шадра "Пешком за славой" на лицевой стороне приглашения. На рисунке изображен сам Шадр и его друг П. Дербышев, идущие весной 1906 г. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей. Однако первой профессией будущего знаменитого скульптора, как и многих выходцев из многодетных семей в те годы, была «мальчик на побегушках».
В одиннадцать лет Ивана отдали на фабрику купцов Панфиловых в Екатеринбурге, где он выполнял черную работу. Лишь через пять лет поступление в недавно учрежденную Художественно-промышленную школу Екатеринбурга избавило его от тяжкой доли.