При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Академии наук с самого начала создавалась государством и находилась на его содержании. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту.
Решение о создании Российской Академии наук
Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук — читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики", а в третьем - "гуманиора, история и права". Несмотря на издание Указа, Петербургская Академия при жизни Петра продолжала существовать только в качестве проекта. Действительное основание и регулярная работа Российской Академии наук началось только год спустя после того как Екатериной I был издан «Именный, данный Сенату, указ о заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста 7 декабря 1725 г» Сначала академия находилась близ домика Петра I, в двухэтажном доме вице-канцлера П. В 1728 году Академия занимала уже дворец Прасковьи Федоровны на Васильевском острове, а также часть помещений Кунсткамеры.
Академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для Академии, университета и гимназий. Перспективные молодые учёные направлялись на учёбу и стажировку в европейские университеты и академии. Прежде всего, это В. Татищев , а также узкие, но высококвалифицированные специалисты, такие, как геодезист и астроном Ф. Соймонов , адъюнкт по астрономии А. Одним из первых российских учёных начал работать в академии Михайло Ломоносов , который вернулся в 1742 году из заграничной командировки в Германию и впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии.
Новый Устав Академии появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.
Этому решению способствовали примеры европейских государств, где уже были открыты подобные учреждения. Петру I из его окружения поступали многочисленные проекты создания академии ввиду успехов Парижской академии, а также бесед с основателем Берлинской академии, выдающимся немецким учёным Г. Доклад одного из его соратников Генриха Фика, поданный царю на рассмотрение, удостоился такой резолюции: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Избрание фон Генриха в члены Парижской академии наук укрепило намерение российского самодержца создать аналогичное учреждение на родине. В своём ответном письме французским академикам Петр I отметил: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Денежные средства для создания академии предполагалось ассигновать из государственного казначейства. Из рукописей, полученных в качестве трофеев, была составлена библиотека, дополненная закупкой книг за границей.
А из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера. Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и ежедневно по часу заниматься с воспитанниками «публичным преподаванием» своего предмета, а затем — подготовкой одного или двух из них для замещения со временем академической должности. На портале Президентской библиотеки читатели могут ознакомиться с электронной копией раритетного издания «Материалы для истории Императорской академии наук» , в котором публиковались архивные документы, начиная с 1716 года. Здесь содержится информация, извлечённая из указов, протоколов канцелярии, контрактов, книг текущих дел, а также переписка руководителей и сотрудников Императорской Академии наук на русском и немецком языках. В предисловии к изданию сказано: «Рукописи, сохранившиеся в архиве академии, заключают в себе много любопытных данных не только для истории Академии наук, но и вообще для истории образованности и распространения знаний в России, а также для характеристики быта и общественных нравов». О многом могут рассказать эти рукописи.
Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
На портале Президентской библиотеки М. Ломоносову посвящена обширная коллекция электронных копий документов, в которой представлены исследования, очерки и архивные материалы, посвящённые жизни и деятельности учёного, его труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, отдельные письма. Ряд произведений крупного русского научного деятеля раскрывает его литературный талант. Символично, что день Российской науки совпадает и с днём рождения другого выдающегося русского учёного — Дмитрия Ивановича Менделеева.
Его жизни и деятельности также посвящена размещённая на портале Президентской библиотеки электронная коллекция. В подборку вошли труды Менделеева, переписка, архивные документы и исследования его научной, педагогической, общественной деятельности и многое другое. Материалы коллекции показывают, что научные интересы Д.
Менделеева не ограничивались изучением химии. Он занимался исследованиями в области физики, метеорологии, геологии, приборостроения, экономики и даже воздухоплавания, был одним из основателей современной метрологии. В работе Б.
Модзалевского «Список членов Императорской академии наук, 1725—1907» , электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки, сведения о членах Академии наук с 1725 по 1907 годы представлены по таким категориям: «Президенты; Директора и вице-президенты; Секретари, конференц-секретари и непременные секретари; Председательствующие в Отделении русского языка и словесности; Действительные члены; Почётные члены отечественные и иностранные; Члены-корреспонденты отечественные и иностранные; Казначеи». Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Миллер, а в 1727 году — Леонард Эйлер.
В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М.
Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами.
Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения.
Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с.
Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России. Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург».
При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев. Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006.
Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А. Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования. Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г. Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии. Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г.
Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах. В 2015 г. СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г. В декабре 2020 г. Университет вошел в первую сотню 91-е место лучших вузов мира по версии международного предметного рейтинга Round University Ranking в области гуманитарных наук.
В этом рейтинге оценивается эффективность вузов мира по шести укрупненным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, технические науки и социальные науки. Знаменательно, что по сравнению с предыдущим годом СПбГУ поднялся в рейтинге сразу на 87 пунктов. Университет постоянно улучшает свои позиции во многих престижных рейтингах по конкретным направлениям наук. Нынешние успехи Университета во многом связаны с многолетней деятельностью на посту ректора и президента вуза Людмилы Алексеевны Вербицкой. Мне довелось сотрудничать с Людмилой Алексеевной в составе президиума Совета ректоров Санкт-Петербурга, участвовать вместе с ней в подготовке многих городских мероприятий в качестве почетных граждан Санкт-Петербурга.
Лепехин, Н. Озерецковский, В. Зуев, математик С.
Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. При ней состояли университет и гимназия.
Российская академия наук празднует 300-летие
Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А. Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения. Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации.
В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса. В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации.
Под руководством И. Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г. Игорь Васильевич Курчатов, советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Нашей страной был проложен путь в космос. Запуск в 1957 г. Гагарина 1961 , ознаменовавшие начало космической эры человечества, стали возможны благодаря работам многих научных коллективов, в том числе возглавлявшихся С.
Королевым, М. Келдышем, В. Работы Л. Ландау по теории конденсированных фаз отмечены Нобелевской премией по физике за 1962 г. Разработка Л. Канторовичем экономико-математических методов отмечена в 1975 г.
Нобелевской премией в области экономических наук. К середине 70-х годов значительно возросло количество научных сотрудников Академии: В 1975 г. В научных учреждениях Академии обучалось до 5 тысяч аспирантов. Широкое признание получили труды И. Виноградова и его школы в области теории чисел. Предложены новые подходы в теории дифференциальных уравнений и функционального анализа, в теории вероятностей, алгебре, топологии, математической логике А.
Колмогоров, С. Соболев, И. Петровский и др.
Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием.
Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды.
Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых. В 1727 г. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям или «классам» : математическому, физическому естественному и гуманитарному.
Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны.
В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный.
Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика».
Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами. Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П. Я Черенков, И.
Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н. Басов, А.
Прохоров, П. Капица, А.
В этот день в 1724 году был опубликован сенатский указ об основании Академии наук. Высшее научное учреждение страны, созданное по распоряжению Петра I, отмечает в этом году трехвековой юбилей. История создания Петербургской академии наук Как известно, царь Петр I был великим реформатором и за годы правления многое сделал для развития страны. Для воплощения в жизнь его идей нужны были образованные в разных сферах люди: врачи, инженеры, астрономы, химики, архитекторы, картографы и многие другие. Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было.
Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам. Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России. В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
Книги о науке давно утратили скучную монотонность и навязчивую дидактичность, они представляют разные жанры: научный триллер, арт-детектив, биографии не только людей, но и уравнений. 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по ст. стилю) в присутствии Екатерины Первой прошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Пете. Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук».
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Сейчас — библиотека Российской академии наук. В 1718 году библиотека разместилась в Кикиных палатах, а спустя десять лет ее перенесли в здание, где сейчас располагается Кунсткамера. На протяжении многих лет библиотека подвергалась несчастьям. Правда, это ускорило строительство нового здания для библиотеки. Его возвели в 1914 году, однако тут же передали военному министерству из-за начавшейся войны. Занять законные помещения библиотека смогла только в 1925 году.
На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке. Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница. Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год. К январю 1724 года царь склонился к идее создания Академии наук, способной выполнять одновременно функции и университета, и гимназии.
На основании колонны — вензель Петра I, ниже — надпись С. В центре три подростка подают ангелу цветы. Справа на земле лежат глобус, горшок с цветами, книга. Справа над обрезом инициалы I. Почему же медаль в память 50-летнего юбилея датирована 1776 годом? Как мы знаем, Императорская Санкт-Петербургская Академия наук — в ысшее научное учреждение Российской Империи — была основана по проекту Петра I, утвержденному Сенатом 28 января 8 февраля 1724 года, однако до начала реальной работы Академии было еще далеко. Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г.
Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук 7 января 1726 года Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. В то время это каменное здание было одним из лучших и роскошных в городе, оно строилось за счет казны, а потом было перестроено и расширено самим владельцем. Вместе с дворцом в распоряжение Академии наук перешла и обширная библиотека Шафирова, включавшая в себя 484 издания на иностранных языках, в основном книги по истории, философии, географии, а также словари. Открытие Академии наук стало торжественным мероприятием. В нем приняли участие не только ученые, но и представитель императорского двора и духовенства. Выступившие на первом академическом заседании академики Я.
Указ об учреждении Академии наук. Указы Петра I. Государственная грамота
это высшее научное учреждение Российской империи в период 1725-1917 годов, находившееся в городе Санкт-Петербурге. Официальным днем открытия Академии наук считается 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по старому стилю), когда Екатерина I устроила торжественный прием академикам. это высшее научное учреждение Российской империи в период 1725-1917 годов, находившееся в городе Санкт-Петербурге. Петербургская академия наук — принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724—1917 годах[1]. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I[2]. С февраля[3] (или мая[2]) 1917 года — Российская. Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше.
Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг
Для того, чтобы академия соответствовала зарубежным аналогам, Петр I пригласил многих иностранных ученых, специалистов в своих областях. Радея за процветание Отечества, император всевозможными способами лично способствовал развитию российской науки. По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью.
Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера».
На его рабочем столе журналистка Лукреция Немро находит записки о сенсационном научном открытии в вопросе о происхождении человечества. Лукреция предлагает эту тему журналу «Современный обозреватель», но главный редактор забраковывает материал. Тогда журналистка начинает собственное расследование.
Неизвестные личности пытаются остановить парочку всеми способами, вплоть до убийства. Множество научных гипотез и мистификаций, погонь и перестрелок, расследование убийства профессора и происхождение человечества сливается в научный детектив. Возможно, эта книга не даст вам новых знаний, но вашим детям точно, а заодно и заинтересует их естественными науками. Дэвид Боданис.
Биография самого знаменитого уравнения в мире Никогда не думала, что книги о физике могут быть настолько интересны! Эта книга читается порой как научно-популярный триллер — особенно история о разработке немцами атомной бомбы, о том, как союзники пытались им помешать. Словно у тебя на глазах норвежцы устраивают диверсию на заводе в Веморке, люди пытаются спастись с взорванного плота, цепляясь за бочки с тяжелой водой. Рассказ Боданиса о каждом знаке уравнения, о судьбах ученых, причастных к открытию, так мало похож на унылый школьный урок физики, так понятны его объяснения, что такое масса, энергия, скорость света, атомный распад, что начинаешь восхищаться полётом человеческой мысли и жалеть, что книга не попала тебе в руки раньше.
Но русские ученые-физики в книге проигнорированы, как и победы русских войск во второй мировой войне. Да и сброс атомной бомбы на Японию я тоже не считаю оправданным.
С ним можно ознакомиться по оцифрованной копии многотомного издания « Материалы для истории Императорской Академии наук » 1885 г , представленного в коллекции Президентской библиотеки. Пётр I пожелал, чтобы утверждение проекта Академии было сделано публично. Таким образом, император хотел подчеркнуть его важность и значение. Создание нового научного учреждения обсуждалось в начале 1724 года на заседании Сената. Председательствовал сам царь, который во время заседания вносил в документ собственноручные правки. Присутствовали и ближайшие сподвижники реформатора: князь Александр Меншиков, адмирал Фёдор Апраксин, канцлер Гавриил Головкин, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский и другие. В ходе обсуждения проект был принят. Одобренный Петром проект остался неопубликованным, поэтому не являлся официально утвержденным уставом.
Однако именно он определил основы, на которых была создана и функционировала Академия наук до 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна официально утвердила « Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге ». Изначально Академия состояла из трех классов наук: первый — математический, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; второй — физический, с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники; третий — гуманитарный со специальностями «красноречие и древности», «история древняя и новая», «право», «политика и этика». В момент создания учреждение выступало не только научным, но и образовательным центром — в его состав входили университет и гимназия. По идее Петра I они должны были готовить новые кадры для Академии. Первыми академиками стали иностранные ученые. Некоторые из них уже были известными европейскими светилами, другие приобрели мировую известность и научный авторитет благодаря своей деятельности в России. Создание Университета при Академии предполагало замещение в будущем иностранных ученых русскими. Так и случилось. Первым русским действительным членом адъюнктом Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 году стал Василий Евдокимович Ададуров, до этого закончивший академическую гимназию, а затем университет. Среди учеников Ададурова был Михаил Васильевич Ломоносов.
Он и поэт Василий Кириллович Тредиаковский стали первыми русскими профессорами учреждения. Фактически создание Академии наук привело к возникновению в России новой профессии — ученого, который пришел на место древнерусского книжника.
Самый первый тип работ — это как раз научные выступления академиков.
Это могли быть как собственные работы, так и обзоры научных трудов коллег. Надо сказать, что уже в «Проекте» положения об Академии Петр Первый и Лаврентий Блюментрост писали: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр.
То есть создатели Академии сразу же требовали научной дискуссии: Петр видел, как это работает в Европе, и хотел такого же для России. А работы были очень, очень разные. Например, 21 и 25 февраля 1727 года делается два совсем разных доклада.
Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы. В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае. А академик по кафедре зоологии и анатомии упорно изучает и делает множество докладов по анатомии слона!
Но не только заседаниями занималась Академия. Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Академии наук с самого начала создавалась государством и находилась на его содержании. – Почему первым президентом Академии наук стал лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост? Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. «Академия наук в 1725-1742 годах» и второй, основной части, - «Жизнеописания президентов и членов Академии наук, вступивших в нее в 1725-1742 годах» (51 очерк).
Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг
Смотрите видео онлайн «Указ об учреждении Академии наук. 13 $a Регламент Императорской Академии наук тысяча восемьсот третьего г. – Почему первым президентом Академии наук стал лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост? «Физическое» открытие Академии наук состоялось в С.-Петербурге уже в царствование Екатерины I. Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г., когда Императрица устроила торжественный прием академикам. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах».