С 14 по 18 июня в Манеже проходит вторая петербургская ярмарка искусства «1703».
Открылась выставка в Манеже
Музей истории денег АО "Гознак" открыл выставку "Три стороны медали" в залах Дома фондовых капиталов Петропавловской крепости. Она приурочена к 300-летию Санкт-Петербургского монетного двора, сообщил гендиректор "Гознака" Аркадий Трачук. Она по-своему особенна. Все предыдущие были сфокусированы вокруг исторических артефактов, значимых событий в прошлом.
Его директорство запомнилось горожанам громкими выставками с неприлично большими бюджетами и неуместно превалирующим дизайном экспозиций чего стоят одни футбольные ворота в натуральную величину и поле на две трети второго этажа Манежа выставки «Дайнека-Самохвалов»; или растянутая над экспозицией русского портрета маскировочная сетка, сделанная то ли из мусорных пакетов, то ли из океанического пластика; или выставочные залы, превращенные дизайнерами в психушку с койками, больничными ширмами и «историями болезней» художников на выставке к юбилею МИСПа — список этих «шедевров» манежного дизайна, бессмысленного и беспощадного, можно продолжать долго. Но, справедливости ради, нужно сказать, что выставки эти привлекли к площадке большое внимание, оживили институцию, за это время петербуржцам было показано много интересных работ, в том числе и из региональных музеев. И хоть к руководству Манежа у профессионального сообщества города уже давно много вопросов, и пусть все эти выставки Пригары были чуть более попсовыми, чем хотелось бы, и даже несколько хромала их научная часть особенно по части этикетажа, каталогов и сопроводительных текстов , но все же директор отлично понимал, что его возможности, как «автора концепции» не безграничны, и приглашал к работе над каждым конкретным проектом узких специалистов-искусствоведов, часто при посредничестве ректора Академии Художеств Семена Михайловского. Я, батюшка, режиссер тонкий, но такой тонины не видывал! Начнем с подбора экспонатов — первой, самой важной и сложной части любого выставочного проекта.
Чтобы собрать материал, его нужно, как минимум знать: знать историю русского театра, в частности балета, понимать, где артефакты с ним связанные хранятся, и какие из них будут интересны для готовящейся экспозиции. Обо всем этом авторы выставки в Манеже, судя по результату, узнали буквально незадолго до начала работы над ней. Выбор предметов, мягко говоря, удивляет. Зачем, пытаясь рассказать зрителю историю развития танца и музыкального театра в России, в первой части выставки, нам, например, показывают серию скульптур Императорского Фарфорового завода «Народности России» модели П. Каменского , выпущенную в период 1907-1917 годов? Какое отношение народы России, ИФЗ и практически советский фарфор так как большая часть показанных скульптур изготовлена в 1920-е годы имеют к зарождению российского музыкального театра времен царя Алексея Михайловича? Спору нет — серия сама по себе прекрасная, редкая, очень ценная, но что она делает на выставке про русский балет? Почему соседствует с вещами, посвященными музыкальному спектаклю — «Орфей и Эвридика» 1673 года?
Или с эскизом Константина Коровина к «Коньку-Горбунку» 1901 года? Или с дичайшим макетом машинерии «Корсара» а-ля Адам Роллер? Какое понимание о русском балете даст зрителю весь этот винегрет из вещей, имеющих несомненное отношение к танцу, но показанных совершенно неуместно, вне контекста, разбросанных по экспозиции в угоду представлениям организаторов проекта о теме выставки? Бессвязное повествование, выстроенное кураторами, не дающее даже хронологической связанности, и уж тем более не раскрывающее историю русского балета через вещественным мир театра, еще больше разбивается какофонией из музыкальных, поэтических и бог весть каких еще цитат в наушниках. Но вернемся к макету — экспонату из серии «чем бы дитя не тешилось», лишь бы бюджет был освоен. По информации издания «Блокнот» на выставку было выделено более 100 миллионов рублей. Думается, на такие средства можно было бы провести и научные изыскания, показав на экспозиции, если организатором очень этого хочется, и настоящую реконструкцию роллеровской машинерии — благо, материал для этого есть.
Выставка посвящена творчеству современных художников-медальеров, работающих в дизайнерском центре АО "Гознак" и определяющих облик сегодняшней продукции Монетного двора.
На выставке представлены десятки монет, созданных при участии художников дизайнерского центра, а также их эскизы и лепки. Среди них - монеты серий "Красная книга", "Сохраним наш мир", "Памятники архитектуры России". Особое внимание уделено монетам второй половины 2010-х - начала 2020-х годов.
Перевозить предметы необходимо с вооруженной охраной, на специальном автотранспорте. В обязанности подрядчика входит упаковка экспонатов. Она должна производится квалифицированными упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку сотрудника. Всего в «Манеже» будет представлено 505 экспонатов, многие из музеев Москвы и Ленобласти.
Уникальный «спектакль»: в петербургском «Манеже» откроется выставка «Город-герой Ленинград»
Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы». Экспозиция состоит из работ Бурлюка, Малевича, Модильяни и многих других.
По обеим сторонам портика стоят фигуры диоскуров. Это уменьшенные копии скульптур перед римским Квиринальским дворцом, которые заказали в Италии. За свою историю манеж несколько раз перестраивали. В советское время его превратили в гараж НКВД.
Корсакова» «Меняю картину И. Айвазовского на продукты. Срочно» Увидеть тематические секции. На выставке воссоздана сгоревшая квартира с обугленными предметами мебели: конструкция из сваленных друг на друга шкафов, диванов, фортепиано, зингеровских швейных машинок и стульев защищала квартиру от промерзания, закрывая разбитые после артобстрелов окна.
Рядом с каждой картиной размещена биографическая справка с датой смерти автора. Спецпроект ленинградской пейзажной школы получил своеобразное название «Ижители», он раскрывает жизненный путь талантливейших петербургских художников. Тема современного искусства объединяет более семисот работ, но каждый автор понимает и изображает её по-своему. Впрочем, даже среди такого количества экспонатов можно найти перекликающиеся идеи. Например, многие галеристы остановились на теме природы. Кто-то сравнил внутреннюю жизнь микрорайонов на постсоветском пространстве с густыми и пышными лесами, кто-то оживил моховые кочки и ветки, сделав из них причудливых четырёхногих спрутов с уставшими лицами. Ещё один автор использовал нарочито яркие краски, чтобы показать, как человек постепенно уничтожает природу, а его коллега изобразил африканских животных, стоящих рядом с мишенями.
Более всего среди экспонатов этой тематики меня впечатлила статуэтка мёртвой золотой пчелы в луже из оранжевой смолы и баян со скрипкой, из которых росли деревянные опята. Ещё одна чуть реже встречающаяся тема — цензура. Одному галеристу удалось создать скульптуру головы с полностью размытым лицом. Ещё один автор написал на фоне розового неба полностью обнажённую девушку, глаза которой также были закрыты серыми пикселями. Многие авторы вдохновлялись архаичной культурой. Под это описание подходили причудливые глиняные животные с лицами людей, огромные соломенные шляпы и тканые ковры, искусственные камни, статуи, вдохновлённые сюжетами из греческой мифологии, и пёстрые вазы, напоминающие гигантские африканские бусы. В ещё одну неформальную группу выделились экспонаты, наводящие ужас и отвращение.
Дети, играющие с чудовищами, картины, выполненные из гвоздей, зарисовки бассейна с чёрной водой, человеческие силуэты, сваренные из листов металла, необычные и даже немного жуткие детские игрушки с не менее странными названиями: «челобрек маленький», «челобрек средний». Красные стены, приглушённый цвет и танец множества монстров по стене. Жуткие крылатые создания и зубастые чудовища на деле оказывались знакомыми героями. Чиполино, покемон, минотавр кружились, взявшись за руки вместе с демонами и адскими птицами.
В Петербурге открылась выставка работ художников-медальеров "Гознака"
В ещё одну неформальную группу выделились экспонаты, наводящие ужас и отвращение. Дети, играющие с чудовищами, картины, выполненные из гвоздей, зарисовки бассейна с чёрной водой, человеческие силуэты, сваренные из листов металла, необычные и даже немного жуткие детские игрушки с не менее странными названиями: «челобрек маленький», «челобрек средний». Красные стены, приглушённый цвет и танец множества монстров по стене. Жуткие крылатые создания и зубастые чудовища на деле оказывались знакомыми героями. Чиполино, покемон, минотавр кружились, взявшись за руки вместе с демонами и адскими птицами. В единственном пятне света висело чёрное пальто с красной подкладкой, из которого росли алые маки. Ещё одно напоминание о всесильности природы. Среди произведений встречались не только скульптура, живопись, графика и цифровое искусство. На ярмарке можно было встретить вышивку, скрапбукинг, экспонаты, изготовленные при помощи гончарного ремесла или эпоксидной смолы, выцарапанные на камне узоры, издалека похожие на объёмные клочки волосы и даже слова, сделанные из проводов, подключённых к розетке. Авторы никак не ограничивали себя в выборе материалов и экспериментировали с ними, чтобы создать различные визуальные эффекты. Некоторые экспонаты могли двигаться, искажаться.
Какие-то приводили в действие механизмы, другие пользовались иллюзиями, но естественнее всего на их фоне выглядели работы из сферы цифрового искусства. Один из творцов выстроил композицию из двух слоёв, где дальний — это изображение, а передний — его метатекстовая совокупность. В результате получилось самостоятельное произведение, слепок нейросетей в эпоксидной смоле. В одном из залов представлены ракушки и кораллы, созданные из керамики. Естественные брачки и потёртости лишь усиливают реалистичность. Если бы не табличка, их было бы не отличить от настоящих творений природы. Ещё один впечатляющий проект — коллаборация художницы и специалиста по нейросетям.
Особенно впечатляет инсталляция «Небо»: над картой, словно тучи, нависли «заградительные аэростаты» — гигантские дирижабли, которые хорошо знакомы современному человеку по документальной хронике того времени. Начало выставки — карта Ленинграда и окрестностей в дни блокады Кинотеатр открывает экспозицию на втором этаже Проходим по однотонным фантастическим коридорам и поднимаемся на второй этаж, где расположена основная часть выставочной экспозиции. Начало экспозиции на втором этаже, кинотеатр Почувствовать атмосферу предвоенной поры можно особенно остро, попав в зрительный зал кинотеатра, где демонстрация одного из довоенных фильмов позволяет ощутить, как в одно мгновение разрушилась мирная жизнь, о которой напоминают старые афиши кинокартин, а ей на смену пришло время страдания и потрясающего героизма ленинградцев. Импровизированный кинотеатр, где демонстрируются довоенные фильмы Афиши нескольких старых кинокартин Углубляемся в блокадную эпоху Эта выставка требует времени: здесь нельзя пробежать по залам, взглянув на экспозиции мельком. Надо смотреть, слушать, читать документы. Медленно, шаг за шагом двигаться из зала в зал, рассматривать деталь за деталью. Тогда героика и трагедия ленинградской блокады откроется во всей полноте. Двенадцать разделов выставки помогут многое узнать и почувствовать. На стенах висят жуткие выдержки из документов вермахта. Выдержки из документов вермахта Выдержки из документов вермахта Первый раздел «Органы власти Ленинграда в годы войны» Начинаем свой путь с того момента, когда изменилась жизнь огромной страны. В день начала войны функции государственных органов были переданы Военным советам фронтов. В Ленинграде военный совет, в который в течение всей блокады входили А. Жданов и А. Кузнецов, решал сложнейшие вопросы эвакуации населения, трудовой мобилизации, он же устанавливал нормы отпуска хлеба рабочим и иждивенцам, определял программы выпуска продукции промышленными предприятиями. Экспозиция даёт возможность увидеть кабинет должностного лица c реальными атрибутами, в котором принимались судьбоносные решения. Воссозданный кабинет должностного лица в годы блокады Каждая из зон-комнат отделена от следующей «вспышкой» — белым пространством, небольшим тамбуром-переходом, там можно выдохнуть и переключиться. Стрелки на стенах ориентируют на элементы выставки, соответствующие конкретному году блокадной жизни. Переходим в раздел, посвящённый спасению памятников архитектуры. Белый тамбур-переход от одного раздела выставки к другой, для того, чтобы выдохнуть и переключиться Стрелки на стенах указываю на следующий раздел выставки и год, которому он соответствует Спасение уникальных памятников архитектуры В страшных условиях блокады делалось всё возможное, чтобы сберечь уникальные здания и памятники великого города. Для этого многое делали специалисты по маскировке, придавая кварталам вид «зелёных массивов» или «руин». Когда наступало новое время года, декорации менялись. Не могут не привлечь внимание подлинные проекты укрытий, которые были использованы для спасения Медного всадника и памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади. Проект защитного сооружения памятника Николаю I Проект защитного сооружения памятника Петру I Медный всадник защищали мешки с песком, поверх которых установили футляр из дерева. На выставке установлен макет укрытия Медного всадника в натуральную величину. Макет замаскированного памятника Петру I О том, как шли такие работы, можно составить представление по документам и фотографиям 1941 года, на которых изложен и запечатлён этот сложный процесс. Как маскировали памятники во время блокады Ленинграда Связь с Большой землёй помогала жить Ленинград, оказавшийся в блокаде, не смог бы продержаться без помощи Большой земли. Судьба города, который жил, боролся, воевал в условиях блокады, бомбёжек и артобстрелов, во многом определялась действиями, которые должны были хотя бы как-то облегчить участь мирных жителей, а также обеспечить жизнь города, в том числе работу предприятий. Об этом расскажет фильм: вы узнаете о том, как прокладывались подводные коммуникации по дну Ладожского озера их общая протяжённость составила 112 километров! Комната, где демонстрируется фильм о налаживании связи с Большой землёй В дни блокады был издан указ о сдачи гражданами всех радиоприемников и передающих устройств для того, чтобы ограничить фашистскую пропаганду и эффективнее пресекать радиосвязь шпионов. Выставка в Манеже «Город-герой Ленинград» воспроизводит склад, в котором хранились собранные таким образом не только радиоприемники, но еще и фотокамеры и печатные машинки. Жители блокадного города обязаны были сдать на временное хранение все радиоприёмники Музейная жизнь продолжалась Ленинград — город музеев. Война возложила на плечи музейных работников огромную ответственность: нужно было спасти коллекции, подготовив их в очень короткие сроки к эвакуации. Однако вывезти всё не представлялось возможным. Многие предметы, особенно больших размеров, были спрятаны в городе например, в подвалах Исаакия , скульптуры закапывали в садах и парках. Экспонат, напоминающий о том, как закапывали памятники в садах и парках Поразительно, но Эрмитаж и Русский музей проводили экскурсии в пустых залах, где висели только рамы, но экскурсоводы рассказывали посетителям об эвакуированных картинах так, что казалось: все полотна на месте и по-прежнему радуют посетителей, как и раньше. На выставке воссоздан зал Эрмитажа с пустыми рамами без картин. Воспроизведение пустых залов Эрмитажа, где проводились экскурсии в блокаду Также представлены экспонаты их Этнографического музея. О них и идёт речь в аудиогиде. История про блокадную шкатулку можно послушать через аудиогид, если прикоснуться к метке Владелица этой шкатулки работала в музее Этнографии и будучи беременной постоянно шила вещи для своего будущего ребенка она была беременна. Ребенок, к сожалению, умер меньше чем через месяц. Блокадная швейная шкатулка из Этнографического музея Медицина в годы блокады Нельзя остаться равнодушным и к экспозиции, посвящённой тому, какое место занимала в эти годы медицина. В городе, который враги обрекли на гибель, велась неустанная борьба со смертью. Нельзя было допустить появления эпидемий опасных болезней. В блокадных условиях это было очень важно.
В основе экспозиции, построенной по принципу «пути» из блокадного Ленинграда в эвакуацию в Горьковскую область, — около 50 произведений живописи, графики и скульптуры из коллекции Русского музея. Нижегородский художественный музей представил на выставке живописную работу Николая Дормидонтова «Ленинград в блокаде» и 6 автолитографий Алексея Пахомова из серии «Ленинград в дни блокады». Художественная часть дополнена историческими предметами и инсталляциями, которые раскрывают связь горьковчан с блокадой Ленинграда. Один из ключевых экспонатов выставки — оригинал дневника Тани Савичевой, а также впервые экспонируемые письма и документы из личного архива семьи Савичевых. Шедевры с только что закрытой выставки «Помним! Сотрудники Русского музея подготовили и отправили в город на Волге известнейшее произведение военного времени Владимира Серова «Прорыв блокады 18 января 1943 года», посвященное эпохальному событию Великой Отечественной войны — встрече бойцов Ленинградского и Волховского фронтов на берегу Ладожского озера после прорыва обороны противника в ходе операции «Искра». Реставраторы фрагментарно укрепили живописный красочный слой картины, выровняли грунт и восполнили мелкие утраты живописи. Такой выставки по составу, по подходу, по концепции не было никогда, несмотря на то, что нашей победе уже 80 лет. Блестящие решения приняты Министерством культуры Нижегородской области, Нижегородским художественным музеем — основным партнером Русского музея в нижегородском регионе. Мы впервые демонстрируем дневник Тани Савичевой, предоставленный Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Этот уникальный экспонат стал для всей страны и для нашего города в первую очередь символом блокадной трагедии. Впереди у Русского музея и Нижегородского художественного музея огромные планы.
Выставочный проект 2023 года фокусирует внимание посетителя исключительно на ХХ веке — как наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде в контексте развития русской скульптуры. XX век» продемонстрирует более 300 уникальных произведений из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний: работы более 200 ваятелей, в том числе Михаила Аникушина, Евгения Вучетича, Анны Голубкиной, Дмитрия Каминкера, Сергея Конёнкова, Веры Мухиной, Эрнста Неизвестного, Зураба Церетели, Михаила Шемякина и многих других выдающихся творцов. Одна из редких и самобытных работ, представленных в экспозиции,— монументальное керамическое панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара,созданное в конце 30-х годов ХХ века. Произведение, в котором соединились элементы разных стилей, разнообразные приемы лепки, многоярусный принцип построения композиции, более 10 лет проходило реставрацию в Екатеринбургском музее изобразительных искусств ЕМИИ. При поддержке ЦВЗ «Манеж» весной 2023 года реставрационные работы были завершены, и впервые после восстановления скульптура будет представлена посетителям. На выставке будут также экспонированы произведения скульпторов, оказавшихся — в силу различных обстоятельств — в тени и оцененных лишь с течением времени.
В Манеже открылась ярмарка современного искусства
Центрально выставочный зал манеж Санкт-Петербург. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 11/4. 8 июня 2023 - Новости Санкт-Петербурга - ЦВЗ «Манеж» (Спб).
Сообщество
- Открылась выставка в Манеже
- «Манеж» в Петербурге продолжает знакомить с русской скульптурой
- «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» в Манеже
- Лента новостей
- В Петербурге открылась выставка работ художников-медальеров "Гознака"
Манеж не в той позиции: выставка о русском балете в петербургском ЦВЗ
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга объявил о временном закрытии экспозиционно-выставочного комплекса Горэлектротранса и интерактивного центра истории ГУП "Петербургский метрополитен" в период с 23 по 24 марта. Центральный выставочный зал «Манеж» — крупнейшее экспозиционное пространство в центре Санкт-Петербурга. Официальный канал Центрального выставочного зала «Манеж» Центральный выставочный зал «Манеж» – крупнейшее экспозиционное пространство в центре Петербурга. 21 мая в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге завершилась масштабная выставка «Первая позиция. 27 января в петербургском «Манеже» откроется выставка о жизни блокадного Ленинграда.
Центральный выставочный зал Манеж
Поражает своим масштабом бюст Фердинанда Лассаля работы Виктора Синайского. Он выполнен из гранита. Говорят, весит не менее 4 тонн, поэтому нести его в глубь зала не решились и выставили в начале экспозиции. За кулисами искусства На втором этаже — настоящий зверинец. Цапли, дикобраз, рыбы и, конечно, «Полярный медведь» Бориса Воробьева — прообраз тех советских статуэток, что были когда-то в каждом доме. В центре зала — святая-святых скульптора — его мастерская. Здесь лестница-стремянка, принадлежавшая Вере Мухиной, и инструменты, которыми пользовался Михаил Аникушин.
Добавляют ощущения мастерской кадры хроники, которые во всех подробностях показывают процесс рождения скульптуры. Выставка сопровождается обширной просветительской программой. Она включает в себя экскурсии, арт-медиации, лекции, дискуссии, а также дополнительные мероприятия для детской, подростковой и инклюзивной аудитории. Выставка «Сопряжение форм.
XX век» продемонстрирует более 300 уникальных произведений скульптуры из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний: работы более 200 ваятелей, в том числе: Михаила Аникушина, Эрнста Неизвестного, Степана Эрьзи и многих других выдающихся творцов. На выставке будут также экспонированы произведения скульпторов, в силу различных обстоятельств оказавшихся в тени и оцененных лишь с течением времени. Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике — основной лейтмотив проекта. Анна Ялова, директор Центрального выставочного зала «Манеж» о выставке «Сопряжение форм. XX век» Анна Ялова, директор Центрального выставочного зала «Манеж»: «Выставка «Сопряжение форм» продолжает исследование истории развития скульптуры как самостоятельного вида изобразительного искусства. Неслучайно выбрано название проекта «Сопряжение форм» — единение разных форм искусства, новаторские взгляды на художественные проявления, а также стремительное развитие исторических, политических и социальных изменений страны нашли отражение в выставочном проекте.
ХХ век также изменил и подход к личности скульптора, поиску его индивидуального стиля, творческого почерка, визуальных эффектов, контрастов фактур и материалов. Также неслучайно выбор кураторской группы проекта пал на появившиеся именно в ХХ веке новые виды искусств — как то телевидение и кинематограф.
Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике — основной лейтмотив проекта. Экспозиция выстроена по тематико-хронологическому принципу, с аллюзиями на кинематограф. Завершающая часть экспозиции — «Широкий формат» тема труда в скульптуре, включающая в себя «Мастерскую скульптора», где посетители увидят документальную хронику создания знаковых скульптур выдающимися ваятелями ХХ века.
На выставке команда Манежа представит обширную просветительскую программу, включающую в себя экскурсионные туры, арт-медиации, лекции и открытые дискуссии, а также дополнительные мероприятия для разных аудиторий, в том числе для детской, подростковой и инклюзивной.
Ее основной нерв — детская тема, ведь более 5000 ленинградских детей нашли приют, помощь и заботу в Горьковской области. Основой раздела стал образ Тани Савичевой, навеки ставший одним из символов блокадного детства, а ключевым экспонатом — ее дневник, впервые представленный за пределами Санкт-Петербурга. Выставка доступна для посещения с 27 апреля 2024 года до 4 августа 2024 года. Дополнительная программа.
Выставка «Первая позиция. Русский балет»
Выставки в Санкт-Петербурге. 14 июня в выставочном зале “Манеж” на Исаакиевской площади начнётся 2-я Санкт-Петербургская ярмарка искусств “1703”. С 23 марта по 4 апреля в Санкт-Петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет выставка «Прикосновение». В Нижегородском государственном художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда», она создана совместно с Русским музеем в Петербурге.
Манеж не в той позиции: выставка о русском балете в петербургском ЦВЗ
Горы в фотографиях Кирилла Иванова приобретают человеческое измерение, они не подавляют человека своей красотой и величием. Снег и лед здесь превращаются в абстракцию, а ландшафты — в графические произведения. В 2008-м учился в творческой мастерской итальянского фотографа Паоло Дель Эльче. В 2011-м окончил Факультет фотокорреспондентов имени Ю. Гальперина при Санкт-Петербургском Доме журналиста.
Выставка является совместным проектом Русского музея и Нижегородского государственного художественного музея. Она посвящена годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Как рассказала директор Русского музея Алла Манилова, выставка имеет огромное значение для Нижнего Новгорода. Когда кольцо блокады сомкнулось, Русский музей сразу стал готовить к эвакуации свои шедевры. Никто не знал, куда они передут и где их будут спасать. Только когда состав с шедеврами тронулся, машинист вскрыл конверт и увидел «Горький», — рассказала Алла Манилова.
Из всего множества посвященных ей материалов — исследований, монографий, воспоминаний, художественных и документальных произведений — одними из наиболее ценных можно назвать дневники. Большая редкость: вести личные записи многим категориям граждан например, работникам оборонных предприятий было нельзя, да и было не до них. Тем ценнее сохранившиеся. В 2004 году Музей истории Санкт-Петербурга лучше известный как Петропавловская крепость издал дневник инженера судостроительного «Завода им. Марти» Василия Федоровича Чекризова 1902-1999. В его записях есть все: бомбежки, быт, голод, текущая рабочая деятельность, собственное здоровье, судьбы коллег, подвиги и бюрократы. О многих вещах он, конечно, не написал — на то «были причины», как он признается сам в записи, датированной уже 3 ноября 1968 года. Ниже мы приводим некоторые цитаты по альманаху «Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга», выпуск 8, 2004 г. Пунктуация и орфография автора полностью сохранены. Даже когда снаряды ложатся очень близко, очередь не расходится, только при каждом разрыве жмутся ближе к стенкам и прячут головы в плечи. К черту обычное стеснение и скромность. Вопрос идет о жизни. Будешь скромничать и гордится, соблюдая приличие, — протянешь ноги. Не гнушаться попросить, а иногда быть нахальным. Сахар получил без всякой очереди.
В этом году он отмечает свой 30-й день рождения. Посетители увидят и узнают или вспомнят более 100 имен и графических или живописных произведений. Среди них — работы В. Белаковской, А. Ведерникова, Р.