В чем ценность метода майевтики? практическая по философии, и там такой вопрос. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".
Ценность метода майевтики в философии: основные принципы
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы | Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог. |
Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы | Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. |
Майевтика: ценность метода и его философия | Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей. |
Метод майевтики: ценность и применимость в философии | Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. |
Метод майевтики: ценность и краткое описание философии
А упорство, соединенное с благоразумием, не будет ли прекрасной и хорошей вещью? Каково же оно будет без благоразумия? Очевидно, противоположной вещью, то есть дурной и плохой? Стало быть, ты не назовешь нечто дурное и плохое хорошим? Не назову, Сократ. Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее. Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство. Надеюсь, это тебя удовлетворит.
Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное». Благоразумное в чем? Во всем? И в большом и в малом? Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет.
Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество. Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство? Мне кажется, последний мужественнее.
Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь.
Майевтический подход подразумевает, что заключение или ответ, полученные в результате диалога, должны быть достигнуты за счет активного и самостоятельного мышления человека. Сократ не давал ответов, а просто помогал их найти. Существует несколько основных принципов метода майевтики: Ирония — философ задает простые вопросы, которые приводят собеседника к самоопровержению или осознанию своих незнаний. Майевтика — подробное исследование истинности приводимых ответов.
Майевтика Сократа была одним из ключевых элементов практики и изучения философии в Древней Греции.
Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.
В контексте нашего исследования в этом парадоксе вызывает интерес соотношение реальной деятельности, определяющего эту деятельность интуитивного уровня ценности и попытки ее рефлексии на понятийном уровне.
При таком подходе отрицательный результат диалога будет выглядеть иначе, поскольку неудачу в поиске надлежащего определения мужества можно рассматривать как закономерное выражение смысловой природы этой традиционной ценности. Во-первых, при общем согласии относительно объема этого понятия как отмечалось, и у Лахета, и у Никия не возникало разногласий по поводу конкретных примеров мужества , в отношении содержания оба полководца выдвигают совершенно различные его отличительные признаки, что говорит о различных способах осмысления данного объема. Однако при этом можно говорить об изначальной интуитивной целостности подобных смыслов, поскольку они содержательно определяют общее значение данной добродетели, интуитивное понимание которой также присутствует у всех участников диалога. Тем самым вскрывается внутренняя смысловая подвижность самоочевидного значения традиционной ценности. Во-вторых, показательны итоги смыслового раскрытия признаков мужества.
И критерий стойкости, и разумная предусмотрительность в своем развитии выходят за предметные рамки мужества и даже противоречат ему. Здесь можно говорить о смысловой подвижности традиционной категории, вплоть до значения, противоречащего изначальному. Так, во время Пелопонесской войны изменилось привычное значение слов: безрассудная отвага считалась храбростью, благоразумная осмотрительность — замаскированной трусостью см. В-третьих, попытка придать ценности ту или иную понятийную определенность ведет к ограничению, искажению и, в пределе, превращению ее в псевдоценность. Такое перерождение представлено в понятном современникам Платона историческом контексте.
Ко времени написания диалога все его активные участники погибли. При этом гибель полководцев была связана со значимыми трагическими событиями в истории Афин: битвой при Мантинее гибель Лахета и катастрофой сицилийской экспедиции пленение и казнь Никия. И можно согласиться с аргументированным мнением Д. Панченко, утверждающего, что рассматриваемый диалог можно считать продолжением апологии Сократа, поскольку в нем на конкретных примерах Платон опровергает выдвинутые обвинения против своего учителя. Вместе с тем, диалог показывает, что в своем мужестве и полезности для города Сократ не уступает, а даже превосходит прославленного Никия см.
Однако нельзя согласиться с данным автором в том, что диалог «Лахет» малозначителен в философском плане. Выше мы показали логическое исследование добродетели мужества как системообразующей ценности человека, которое является одной из центральных тем в философии Сократа. При этом данная ценность рассматривается не в качестве понятия, которое не так уж и сложно определить, а как концепт, схватывающий смысл предмета в его конкретной целостности, что предполагает активную субъектную позицию человека, диалогичность и интенциональность см. И такая конкретность концептуального исследования органически связана с судьбой главных героев диалога. Так, Лахет прославился своими десантными операциями на Сицилии, успех которых был связан с дерзостью и стремительностью, что приводило к победе над более многочисленным противником.
Однако в битве при Мантинее эти же качества при отсутствии продуманного плана сражения обернулись окружением афинян, гибелью их стратегов и поражением всего войска союзников. Действия Никия, напротив, отличала осторожность и расчетливость. Но именно эти качества стали причиной рокового для афинян затягивания осады Сиракуз, что, в конечном счете, привело к гибели всего войска. Таким образом, прекрасно известный современникам Платона исторический контекст является неотъемлемой частью диалога. Обстоятельства гибели мужественных полководцев являются конкретизацией тупиков в их подходах к определению мужества и, соответственно, однобокости в осмыслении данной ценности.
Вместе с тем, смерть Сократа предстает не только примером подлинного мужества философа и гражданина, но и концептуально схватывает суть данной ценности в ее конкретности. Соответственно, осмысление ценностных оснований добродетели мужества не сводится лишь к индукции, выявлению в единичных случаях каких-либо общих признаков. Оно направлено на удержание парадоксального сопряжения универсального и уникального, вневременного и конкретно-исторического в личностной самотождественности человека. Рассуждение о мужестве в данном контексте носит не столько логический, сколько экзистенциальный характер, помогающий родить в душе собеседника эту добродетель во всей ее конкретной полноте. Еще одна любопытная особенность в осмыслении таинственной неопределенности ценности связана с взаимопереходом и даже тождественностью одной ценности всем остальным.
Мужество в своих ценностных основаниях сопряжено со справедливостью, рассудительностью и, в целом, с мудростью. Увидевший это Платон и неоплатоники показывали подчиненность и даже изначальную тождественность всех добродетелей единой идее Блага. Поэтому осмысление ценностей представляет собой не построение системы отдельных понятий, а логику эманации, при которой каждая выделенная добродетель сохраняет внутреннюю содержательную связь со всеми остальными. Таким образом, исследование мужества в диалоге «Лахет» нельзя назвать неудачей. Неспособность собеседников достичь явного и непротиворечивого определения этой добродетели вскрывает ее апофатический смысл, преодолевающий ограниченность тех или иных рационализаций этой добродетели.
В ходе диалога концептуально схватывается единство общего значения мужества и многообразие его единичных проявлений; соединяются волевой и рациональный аспекты человеческой деятельности, указывается генетическая связь всех добродетелей в их причастности к благу. Список литературы Платон. Литература Аполлонов, И. Запесоцкий, А. Теория культуры академика В.
Кессиди, Ф. Котляров, И. Под общ. Стрябковой, А.
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы
При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода? Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом.
Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным. Пожалуй, все слышали эту фразу, которая, как считают исследователи, принадлежит именно Сократу. По этому принципу он и жил. Известно, что философ не оставил после себя ни строчки. О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона.
Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память. К истине своих учеников мыслитель подводил с помощью умело выстроенного диалога. Именно в беседах и диалогах он и создал свой метод, известный ныне под названием майевтика. Это можно назвать огромным вкладом в философскую мысль. Суд над Сократом и смерть философа В 399 году до нашей эры великого мудреца обвинили в богохульстве и развращении подрастающего поколения.
На майевтике основана винрарная научно-популярная книжка о философии «Мир Софии».
Майевтика на Одинчане[ править ] Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических , религиозных , экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. Одинчанская философская школа ставит во главу угла два философских вопроса: цель «Зачем? Один из вышеозначенных вопросов обозначает приглашение к участию в учёной беседе.
Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. Название закрепилось в научном обороте благодаря одноименной работе Хаима Перельмана. Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология англ. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности. Осевое время нем. Achsenzeit — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени которые в изменённом виде существуют до сих пор отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших... Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя? Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм, при котором материя обладает... Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон , вслед за итальянскими неоэпикурейцами Лоренцо Валла , в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов... То есть признающее божество началом и основой всех вещей всё есть Бог , обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия. Само по себе слово «безобразное» означает «отсутствие образа», то есть нечто хаотичное и бесформенное: психологическое понятие, производное от деструкции или инстинкта смерти. Апейрон греч. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении.
Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей. Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад. Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно.
Майевтика - это... Майевтика в философии
Также метод майевтики может применяться с целью коррекции личностных качеств, например, излишней самоуверенности, хвастливости, завышенной самооценки. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением. Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей.
Метод майевтики: ценность и краткая философия
Попробуем более подробно разобраться, что же это такое, каковы его особенности. Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому. Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге. Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена.
Майевтика Сократа — оружие в интеллектуальном споре Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня. Никто не будет отрицать, что именно диалог, дискуссия, конструктивный спор является важным инструментом получения нового знания и осознания уровня своей некомпетентности. В целом, Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал вопросы. Ему очень нравилось беседовать с самоуверенным человеком, наблюдать за тем, как он, запутавшись в его каверзных вопросах, моментально утрачивал всю свою спесь и уверенность. Нужно отметить, что диалог по принципу «вопрос-ответ» активно использовался и другими философами, в частности — софистами. Однако у них такой спор был лишь самоцелью. А вот Сократ никогда не занимался словоблудием, он считал, что любой диалог должен вести к определенной цели. В своих беседах он и сам пытался отыскать ответы на фундаментальные вопросы бытия: "Что такое добро из зло?
Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности самости. Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением, любопытством и двусмысленностью, которые формируют "обреченность миру", растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. Бодлера: современность - умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип "die Neuzeit" или "нового времени" сформулировал Гегель. По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1 индивидуализмом нравов; 2 правом на критику или свободой совести; 3 автономией поведения то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки ; 4 идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики... Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой". Проект модерна, сформулированный в 18 в. Как итог, - утверждает Хабермас, - с тех пор, "модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени".
Задавайте вопросы, уточняйте информацию и проявляйте эмпатию. Будьте открытыми и терпимыми: Важно помнить, что каждый человек имеет право на свое мнение. Будьте готовы выслушать и понять точку зрения других людей, даже если она отличается от вашей. Не прибегайте к агрессии или оскорблениям, а старайтесь поддерживать вежливую и уважительную атмосферу. Будьте ясными и конкретными: Стремитесь излагать свои мысли четко и понятно. Используйте простой язык и структурируйте свою речь, чтобы избежать путаницы и недоразумений. Если вам нужно объяснить что-то сложное, используйте примеры или иллюстрации. Уважайте личное пространство: Выражайте уважение к личному пространству собеседника. Не прерывайте его, не перебивайте и не вмешивайтесь в его личные дела без разрешения. Учтите его комфортные границы и уважайте его личные предпочтения и привычки. Избегайте монополизации разговора: Не доминируйте в беседе и не позволяйте одной стороне говорить все время. Слушайте и участвуйте активно, но предоставьте возможность другим людям высказаться и выразить свое мнение. Проявляйте взаимоуважение и равноправие. С практикой и опытом, вы сможете стать лучше вести беседы и создавать глубокие и продуктивные диалоги. Помните, что у каждого человека есть что-то уникальное для сказать, и ваше умение вести беседу поможет вам открыть это. В чем смысл майевтики? Смысл майевтики заключается в том, что она помогает людям более глубоко понять себя и свои убеждения. Сталкиваясь с вопросами и конфликтными точками зрения, мы можем раскрыть свои слабости и противоречия в своих убеждениях. Это позволяет нам пересмотреть их и, возможно, найти более осознанные и истинные взгляды на мир. Майевтика также способствует развитию критического мышления и способности анализировать информацию. Она тренирует нас задавать глубокие и смысловые вопросы, а не принимать все слова так, как они звучат. Таким образом, майевтика помогает нам стать более самостоятельными мыслителями и принимать более обоснованные решения в жизни. Сократ считал, что путь к истине лежит через самопознание и осознание своей невежественности. Майевтика помогает нам осознать, что мы много не знаем, и в этом осознании можно начать настоящее обучение и прогресс. В конечном счете, майевтика призвана помочь нам обрести мудрость и достичь глубокого понимания мира и нашего места в нем. Подсознание Метод Сократа предполагает исследование и разговор об этих скрытых подсознательных процессах. Он призывает к осознанию своих убеждений, предположений и предрассудков через диалогический подход. Сократ верил, что понимание самого себя и своих подсознательных понятий и установок является ключом к истинному знанию. Он считал, что разговор с другими людьми позволяет нам задавать вопросы, сомневаться и анализировать свои убеждения и идеи.
Метод диалога и поиска истины через вопросы и обсуждение стал одним из фундаментов западной философии. Ценность метода майевтики Сократа Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет огромную ценность в философии и практической жизни. Он призван помочь человеку развивать свое критическое мышление и достигать истинного понимания. Майевтика представляет собой диалогическую методику, основанную на постановке вопросов и анализе ответов. Сократ практиковал этот метод в своих беседах с людьми, задавая им простые, на первый взгляд, вопросы и побуждая их к самостоятельному мышлению и поиску истинного знания.
Основные преимущества метода майевтики Сократа
- В чём ценность метода Сократа (Диалог)
- Подробнее о компонентах
- Похожие термины:
- Майевтика — Рувики: Интернет-энциклопедия
Основатель майевтики как способ ведения диалога
Сегодня мы разберем метод майевтики, который придумал сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения. Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы. В данном контексте майевтика ведет к переоценке привычных жизненных ценностей, поскольку под напором наводящих вопросов теряется ее самоочевидность и изменяется, порой даже в противоположную сторону, ее смысловой вектор. Саморефлексия и самопознание: Применение метода майевтики позволяет глубже понять себя, обнаружить собственные убеждения и ценности, а также проанализировать мотивы своего поведения.
Методы познания истины
Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме.
Майевтика в педагогической деятельности
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике | Несмотря на древность майевтики, она до сих пор один из самых эффективных методов психотерапии. |
Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа | В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. |
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Что значит слово диалектика? Диалектика — это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. По своему происхождению термин «диалектика» греч. Каковы основные философские идеи Сократа? Сократ выдвинул концепцию прямой логической обусловленности, нравственности, знания. Ее основные положения: 1 добродетель всегда есть знание, порок это всегда невежество.
Метод Сократа. Что такое семинар Сократа? Сократовский семинар — это тип формального группового обсуждения, основанного на методах обучения и преподавания, которые использовал Сократ, древнегреческий философ, которому часто приписывают основание западной философии. Что такое истина по Сократу?
Кюльпе, А.
Мессером и др. Как самостоятельная школа критический реализм сформировался в США, когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А.
Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. Селлерс и Ч. Стронг выпустили в 1920 «Очерки критического реализма», где была дана детальная... Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека.
В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Мейнеке, Г. Риккерта, М.
Вебера, Э. Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории. Абдукция от лат. Понятие применяется в философии, физике, психологии, политологии, географии, пространственном анализе, медицине, богословии и биологии в отношении причин разнообразных феноменов и сущностей, вне контекста их свойств. Этиологическим называется миф, объясняющий происхождение отдельных вещей или явлений например животных , имён, фамильных родов или рассказывающий мифическую...
Противоположностью синтетического суждение является аналитическое суждение. Истинность синтетических суждений может быть установлена «только в процессе их сопоставления с той реальностью, о которой они говорят». Примером синтетического суждения является утверждение «Все лебеди белые» при условии что слово лебедь не подразумевает белый цвет птицы , поскольку оно обобщает и дает новую информацию о таком предмете... Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру напр.
Каково же оно будет без благоразумия? Очевидно, противоположной вещью, то есть дурной и плохой? Стало быть, ты не назовешь нечто дурное и плохое хорошим? Не назову, Сократ. Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее. Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство. Надеюсь, это тебя удовлетворит. Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное». Благоразумное в чем? Во всем? И в большом и в малом? Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет. Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество. Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство? Мне кажется, последний мужественнее. Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь. Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок?
Сократ считал, что истинное знание не может быть передано извне, оно возникает в результате усилий мышления и самостоятельных открытий. Майевтика позволяет человеку раскрыть свои скрытые знания и найти ответы внутри себя. Кроме того, метод майевтики Сократа имеет практическое применение в повседневной жизни. Он помогает развивать коммуникативные навыки, улучшать взаимодействие с другими людьми и решать проблемы, основываясь на логическом анализе и аргументации. В целом, метод майевтики Сократа вносит существенный вклад в развитие мыслительных способностей человека и помогает достигать глубокого понимания истины.
В чем ценность метода майевтики Сократа?
Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества | уничижения оппонента. |
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы | Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. |
Майевтика в педагогической деятельности | Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). |
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. "не в майевтики Метод является классическим в педагогике, можно также говорить о неординарности его использования педагогической практике. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики).
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества
- Майевтика: уникальный подход к раскрытию своей ценности
- Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы
- Философские основы метода майевтики
12. «Майевтика» как метод познания Сократа.
Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. Метод майевтики Сократа Суть майевтики («повивальное искусство») была не в том, чтобы научить истине через постулаты, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Подробнее о компонентах
- Похожие термины:
- Ценность метода майевтики Сократа в нескольких словах
- Что такое майевтика: в чем ценность метода Сократа (Диалог) - полное объяснение
- Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины
- Описание метода майевтики