Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В 1883 году Н. А. Римский-Корсаков, завершив оперу «Хованщина», стал договариваться о постановке в Петербургской императорской труппе для сцены Мариинского театра[7]. Однако разговоры зашли в тупик — опера не была принята; причины были религиозно-идеологические. Сценографию «Хованщины», одной из самых «церковных» опер в истории русской музыки, пришлось развернуть от главного храма и ориентировать на другие визуальные доминанты исторического места.
Фестиваль "Русские оперы в Астраханском кремле" отметил первый юбилей
"Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Учитывая корректировки самого Баратова, редакцию Эмиля Пасынкова 1989 года и последовавшие возобновления, нынешняя постановка «Хованщины» существует уже почти 70 лет. Музыкальную цельность спектакля обеспечил Валерий Гергиев. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Страшное дело!.. Он уводит ее, утешая при этом. С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь.
Вот он появляется, запыхавшийся. Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье! Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом.
Крестьянки за рукоделием. Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него исполняется балетный номер в восточном стиле.
Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.
Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына.
Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал. Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет.
Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов... За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это.
Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. Стрельцы молча встают.
К Кремлю направляется Преображенский полк Петра. Лунная ночь. Стасову от 6 августа 1873 года. Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам.
После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились.
Взгляд в прошлое», зрителям показали отрывки из одноименного фильма. На территории Кремля военно-исторические клубы Москвы и Тулы показали реконструкторское шоу «Стрельцы и Петровцы».
Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. Постановка московского режиссера Александра Тителя 2015 года получила широкую известность и завоевала премию «Золотая маска» как лучший спектакль в опере. Более того — она была показана под открытым небом!
На это событие собрались около 3500 рязанцев и гостей из Воронежа, Ульяновска, Липецка, Тамбова, Москвы и многих других городов. Двор Рязанского кремля превратился в уютный зрительный зал под куполами храмов, с импровизированными местами на лужайках, кубах из сена, дачных креслах. Действо происходило на огромной сцене, вмещавшей одновременно более ста человек.
Репетиции проводили под дождем, но в день спектакля погода не подвела. Говоря об итогах фестиваля, министр культуры Рязанской области Марина Кауркина отметила, что проект «Русская опера» был интересен не только программой, но и новым опытом в сфере организации подобных мероприятий.
В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра.
Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват. Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен. Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью.
У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи.
Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру оба они — в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи : князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея. Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского «Белому лебедю путь просторен». Князь обращается к народу: его долг — защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня! На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож терцет «Так, так, княже! Но не такой смертью Должен он умереть, пророчествует Марфа. Андрей презрительно называет ее бесноватой. Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты.
Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру с хором «Боже, отжени». Действие второе Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки.
Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета «Силы потайные». Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга дуэт «А мы без докладу, князь: вот как». Досифей прерывает их спор терцет «Князья, смири ваш гнев». В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко.
Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать». Действие третье Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени «Исходила младешенька» , Досифей утешает ее дуэт «Ах ты, моя касатка». Шакловитый оплакивает участь Руси «Спит стрелецкое гнездо». Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского «Батя, батя, выйди к нам». Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.
Хованщина (опера)
В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье.
Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить. Она напевает песню «Исходила младёшенька». Подслушавшая эту песню фанатичная раскольница Сусанна грозит Марфе судом.
Вновь появляется Досифей, который защищает и утешает Марфу и прогоняет Сусанну. Появляется Шакловитый, которого беспокоит судьба страны. Когда он слышит песни стрельцов, то скрывается. Появляются стрелецкие жёны и отчитывают мужей с песней: «Ах, окаянные пропойцы!..
Он сообщает, что приближаются петровские рейтары. У стрельцов мгновенно меняется настроение, и они просят Хованского выступить в ответ. Однако князь указывает всем идти по домам и ожидать «судьбы решения».
Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра.
Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье.
Стасов посоветовал ему сделать их основой оперы. Так родился замысел произведения, получившего название «Хованщина». В отличие от «Бориса Годунова» , литературного первоисточника у этой оперы не было — композитор, самостоятельно создавая либретто, опирался только на документы эпохи и исторические исследования.
Дирижер -- Валерий Гергиев песня Марфы Марфа - Ольга Бородина В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Наряду с реально существовавшими историческими личностями в опере действуют вымышленные персонажи например, Марфа , имеются и отступления от исторических фактов: исторический Иван Хованский был казнен вместе со своим сыном — в опере он погибает от руки убийцы в своей вотчине, а его сын совершает самосожжение вместе с раскольниками. Музыкальный стиль оперы «Хованщина» яснее всего охарактеризован словами самого М. В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии песня Марфы «Исходила младёшенька», раскольничий гимн «Враг человеков» , но и речитативы основываются на тех же интонациях. По словам Б. Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники.
Он же представил ее для постановки Дирекции императорских театров. На сценической судьбе оперы серьезнейшим образом сказались российские идеологические приоритеты конца XIX века. Сначала произведение не было допущено даже до рассмотрения: прежде всего чиновников смущало изображение церковных распрей.
Первыми «Хованщину» воплотили артисты-любители из петербургского Музыкально-драматического кружка. Затем произведение вошло в репертуар «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова. Государственный театр, Мариинский, впервые осмелился на постановку лишь в 1911 году. Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым.
Фестиваль "Русские оперы в Астраханском кремле" отметил первый юбилей
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». - musicseasons | В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. |
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. | | На этой неделе состоится премьера оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, плодотворная работа над которой длилась несколько месяцев. |
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
М. Мусоргский. Хованщина | 100 опер. Оперная музыка | Однако в МЕТ «Хованщина» исполнялась в редакции Шостаковича 1956 года, а финал (впервые в истории театра) «одолжили» у Стравинского. |
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина» | Весной 1959 года «Хованщина» вышла на экраны. |
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины" | Весной 1959 года «Хованщина» вышла на экраны. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. |
«Хованщина» в честь Федора Шаляпина | Таким образом, я предложил решение, как сделать драматургическое построение оперы "Хованщина" более стройным и логичным, только переставив эпизоды и чуть подкорректировав слова пастора, ничего оттуда не выкидывая и ничего не добавляя, кроме дуэта Марфы и Андрея. |
Опера о русском Холокосте
это быстро, легко и просто. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. «Хованщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях, произошедших в России в период между 1682 и 1689 годами. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. В июне 2022 год на Историческую сцену Большого театра вернется опера «Хованщина».
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки.
Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить.
Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям.
Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев.
Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д. Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн.
Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый.
Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего.
Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.
Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина». Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата.
Бангкок состоится выступление Государственного академического русского народного хора им.
Начало в 19:00 Московские истории Премьера «Аладдин- музыкальные путешествия» Известный российский композитор Рашид Калимуллин, 27. По приглашению Валерия Гергиева это событие 27. Его первым событием станет праздничный концерт в 26.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте mk-pskov. Использование материалов, опубликованных на сайте mk-pskov. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-pskov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.
Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила.
Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал. Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов... За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это.
Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра. Лунная ночь. Стасову от 6 августа 1873 года.
Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение. Марфа свечою зажигает костер.
И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?.. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н.
Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду.
Report Page
- Нашим партнерам!
- Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
- Опера о русском Холокосте · Родина на Неве
- Хованщина: стрельцы против Софьи - Статьи
- Постановщики
- Хованщина - Khovanshchina
Хованщина - Khovanshchina
Опера «Хованщина» в Мариинском театре | Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | Получается, что «Хованщина» — это первая символистская опера, заслуживающая называться символистской даже больше, чем «формально» более соответствующие такому определению оперные опусы Дебюсси или Прокофьева. |
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать».
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии
Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.
В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный.
Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого. Всегда все сложно, многогранно, неоднозначно. В «Хованщине» у Мусоргского мы не можем однозначно сказать — Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек. Нельзя сказать, хороший это поступок или плохой — он сложный.
Князь Голицын пытается умилостивить пастора и предлагает какую-то форму политического преимущества, которое пастор обещает получить позже, хотя Голицын категорически отказывается позволить ему построить еще одну церковь; затем князь задается вопросом об истинных мотивах действий пастора]. Князь нанимает Марфу, чтобы та тайно гадала ему судьбу. Она предсказывает, что он потеряет власть и столкнется с изгнанием; он отпускает ее и приказывает своему слуге убить ее. Оказавшись в одиночестве, он обдумывает все действия, которые он предпринял для продвижения России, но прерывается, когда князь Иван Хованский входит без объявления. Иван по иронии судьбы неуважительно относится к Голицыну, который сам реформировал традицию объявлять дворянских гостей. Князь Хованский жалуется, что Голицын мешает своим друзьям из дворянства и умаляет дворянские привилегии, и заявляет, что только татары считают, что все люди равны, и задаются вопросом, станет ли Россия «тартаризованной». Возникает ссора, [каждый делает оскорбительные замечания по поводу военных кампаний друг друга], но входит Досифей и отвлекает их внимание от их спора, критикуя их обоих: Голицына за его современные взгляды и князя Ивана за то, что он позволил стрельцам напиться и сбежать. После нее входит Шакловиты, который угрожающе заявляет, что царь предупрежден о планируемом восстании и отдал приказ арестовать князей Хованских. Не разрешив драму, действие заканчивается. Акт 3 Оформление сцены Константин Коровин. Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1911 Стрельцовский квартал, к югу от Москвы-реки Пока старообрядцы поют гимн будущему России, Марфа воспевает утраченную любовь к князю Андрею Хованскому. Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность. Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца. Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя. Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку.
Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии — гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни. В этой сцене, так же как и в финале оперы самосожжение раскольников , Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания. Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен — «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения. Никто из композиторов не создавал до Мусоргского опер, с такой могучей силой раскрывавших эту тему. Он задумывал возвратиться к ней еще раз — в третьей опере, посвященной пугачевскому восстанию.
Премьера оперы "Хованщина"
Политика, — рассказывают нам в МАМТе, — грязное дело. Все — и западники Голицын и квасные патриоты Хованские, и даже настоящие патриоты Шакловитый суть негодяи, озабоченные лишь борьбой за власть. Это не наигранный цинизм, это имеющее под собой основания мироощущение спектакля — в конце концов, настоящий Фёдор Шакловитый сразу после убийства Хованских стал начальником стрелецкого приказа а после стрелецкого бунта 1689 года был казнен победившим царем Петром. Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира. Так, открыто лесбийское решение сцены между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной пуританизм вашего автора слегка шокировало, хотя замысел Тителя в отношении Марфы, главная черта ее характера — это сверхчувственность, и странность сцены которую ваш автор раньше относил на сумасшествие Сусанны становится понятной и достаточно убедительной. Однако дело в том, что тот факт, что добро и зло относительны, вовсе не означает отсутствие разницы между добром и злом. И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии. Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках.
Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки.
Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра.
Все первое действие проходит на фоне громадной стены, из-за которой выглядывают купола кремлевских церквей. Ярко-красные кафтаны стрельцов и князей, хоругви и бутафорские иконы, под которыми шествует народ, — все складывается в красивую картинку оперной Руси. Постепенно лубок уступает место более сложному пониманию мира, а условный оперный народ, трафаретно поющий славу «белому лебедю», — многоперсонажным хорам. Хотя актуального осовременивания в этой «Хованщине» и нет, режиссер настаивает на созвучности шедевра Мусоргского нашему времени. Кажется, режиссера интересовало состояние всеобщего смятения, выход из которого может быть только индивидуальным, путь спасения каждый выбирает для себя сам. Центральная фигура этой «Хованщины» — Марфа.
Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась. Князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей об убийстве его отца, и тщетно пытается созвать свой полк. Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, Андрей понимает, что всё погибло, и в страхе просит Марфу спасти его.