Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы Корейского полуострова. БРИКС на практике доказал свое значение и востребованность для решения общих задач в самых разных сферах сотрудничества.
БРИКС расширяет географию: как решение Египта повлияет на мировую торговлю
В этих условиях экономический союз БРИКС сводит свою внешнеполитическую повестку к сотрудничеству с другими торговыми блоками и отдельными странами создание ЗСТ, активизация работы в регионах мира, диверсификация портфеля проектов , однако основной задачей союза является углубление экономической интеграции. Страны БРИКС осуществляют единую внешнеторговую политику с тысячами общих торговых домов по всему миру. Более того, в условиях сохраняющейся экономической нестабильности на внешних рынках и распада еврозоны в экономическом союзе БРИКС создается единое министерство планирования и прогнозов, которое стремится сочетать компетенции и производственные мощности стран БРИКС в комплексных долгосрочных стратегиях. Ключевые вызовы, стоящие перед экономической интеграцией БРИКС: низкий уровень взаимной торговли, слабость экономических связей и взаимная конкуренция на третьих рынках. С переходом на этот уровень важнейшим показателем развития БРИКС стала его глобальная конкурентоспособность. Представленные на ключевых континентах, которые являлись источником не только глобального роста, но и основных мировых проблем, члены БРИКС, превращаясь в главного агента работы с цивилизационными вызовами, вынуждены ставить перед собой задачи, выходящие за рамки их политических и экономических интересов. Постоянно растет плотность контактов между странами — экономических, цифровых, культурных, образовательных, общества стран БРИКС учатся проектировать совместное будущее для всего мира. Компании из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР реализуют проекты развития глобального масштаба, и политическая подсистема альянса поддерживает его экономическую мощь. Показательным примером является масштабный инфраструктурный проект «Африканский перекресток», который связал транспортными артериями крупнейшие города Центральной, Восточной, Южной и Западной Африки.
Для реализации этого проекта свои компетенции объединили более 300 компаний из стран пятерки, а Силы быстрого реагирования БРИКС по мандату ООН обеспечили безопасную постройку этой континентальной транспортной артерии. Таких примеров становится все больше и больше — Латинская Америка стала глобальным центром биотехнологий, северо-восток Китая производит больше высокотехнологичной продукции, чем остальные страны АТР, Россия становится глобальным хабом фундаментальной науки. Приоритет на более глубокую интеграцию не привел к ее расширению, и вместо включения каждая страна-участница становится политическим, технологическим и экономическим лидером в окружающем ее регионе, беря на себя ответственность за развитие составляющих его стран. Модели поведения и распределения общественного богатства, модели образования и государственного управления, бизнес-практики и здравоохранение, практики устойчивого развития имплицитно интегрированы в любые проекты стран БРИКС. Система управления БРИКС строится по корпоративной модели, где Парламентская ассамблея выполняет роль «наблюдательного совета», а непосредственное управление осуществляется «президентом корпорации» и «советом директоров» из глав исполнительной власти стран. Объектом их управления являются конкретные функции по решению проблем — комитеты и комиссии по инновациям, культуре, обороне, социальным вопросам, развитию бизнеса и т. Мы понимаем, что помимо присущих ему одному внутренних вызовов БРИКС — необходимость создания новой модели межгосударственных отношений и действенной системы сдержек и противовесов такого масштаба — этот сценарий интегрирует вызовы и возможности предыдущих сценариев. Само по себе наблюдаемое развитие событий не дает никаких предпосылок для появления БРИКС в таком виде, и успешная реализация этого сценария будет зависеть от способности стран БРИКС спроектировать общее будущее.
Согласно оценкам ООН, достижение целей развития тысячелетия потребует более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива. По некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов Заключение Безусловно, рассмотренные выше сценарии являются предельными. Учитывая масштаб глобальных вызовов, препятствий внутри БРИКС, сложную страновую динамику и сложное пространство поиска консенсуса, мы понимаем, что траектория движения БРИКС будет включать в себя те или иные элементы из всех сценариев. Мы признаем, что вероятность раскрытия потенциала пятерки мала. Неудачных попыток формирования альянсов в мире насчитывается гораздо больше, чем успешных. Одна из причин провала — неспособность к трансформации для ответа на новые вызовы и выбора политической или экономической реакции на них. Другая причина — незавершенность такой трансформации даже при правильном выборе ее вектора.
Успех БРИКС будет зависеть от его адекватности современным глобальным вызовам, способности выработать последовательную интеграционную стратегию и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. При этом мы считаем, что судьба БРИКС касается не только этих пяти стран, но и всего мира, который сейчас как никогда остро нуждается в новых международных институтах, позволяющих отвечать на глобальные вызовы.
В принципе страны Персидского залива — антироссийские, мы смогли с ними договориться только в отношении нефти. Китаю присоединение новых стран позволит укрепиться среди бывших стран третьего мира, для Индии это выгодный своеобразный возврат к Движению сопротивления, Бразилии это выгодно в меньшей степени, но она тоже останется в выигрыше.
Проиграют только ЮАР и Россия. ЮАР — потому что она будет терять свое значение на фоне стран, превосходящих ее по политическим, экономическим и культурным параметрам», — добавил эксперт.
Оно подчеркивает, что благодаря развитию этих стран во многом будет строиться дальнейший рост всей мировой экономики.
Первые встречи в формате БРИК состоялись в 2006 году. В июле 2008 года краткая встреча глав государств и правительств содружества прошла в японском городе Тояко в рамках саммита «Большой восьмерки», где лидеры Бразилии, Китая Индии и России договорились о необходимости проведения саммита и утвердили место следующей встречи. Тогда целью объединения обозначили «развитие последовательного, активного, прагматичного и открытого диалога и сотрудничества между странами».
Внутри БРИКС работают еще десятки групп и объединений по различным направлениям, которые закрывают поставленные на саммите задачи. Первый создан для поддержания финансовой стабильности в странах «пятерки». Он служит своеобразной «заначкой» из которой можно задействовать средства в случае серьезных финансовых проблем в странах-участницах объединения.
Примерно столько же составляет бюджет Нового банка развития, цель которого — расширение финансового сотрудничества между странами и финансирование инфраструктурных проектов стран-участниц.
Сейчас они достаточно сильны, чтобы отстаивать свои соответствующие позиции», отметил южноафриканский дипломат. Эксперты объясняют, что у этих стран есть целый ряд причин для подачи заявок: от интереса к конкретным экономическим инициативам, таким как переход на местные валюты, до вызова Соединенным Штатам. Главным фактором привлекательности группы является ее растущий экономический вес. Несмотря на это, они получают лишь 15 процентов голосов в Международном валютном фонде МВФ.
В сочетании с недовольством по поводу таких дисбалансов на Глобальном Юге растут опасения, что США могут превратить доллар в оружие с помощью санкций, как это было сделано в отношении России. Это привело к тому, что страны БРИКС индивидуально и коллективно пытаются уменьшить свою зависимость от американской валюты, одновременно увеличивая двустороннюю торговлю в своих собственных валютах, поясняет Al Jazeera. Новые участники, обладающие экономическим влиянием, могли бы стимулировать способность группы перестраивать или создавать альтернативы существующим глобальным институтам власти, отмечает CNN. Африканских кандидатов в члены, таких как Эфиопия и Нигерия, привлекает приверженность блока реформированию ООН, которое придало бы Африке более весомый голос на глобальной арене, отмечает The Guardian. Другие страны полагают, что расширенный БРИКС, возможно, сможет провести изменения во Всемирной торговой организации, Международном валютном фонде и Всемирном банке.
Также, по мнению экспертов, включение в список стран, которые открыто настроены антагонистически по отношению к Западу, таких как Иран и Венесуэла, может еще больше подтолкнуть БРИКС к превращению в антизападный блок. Появление новых членов, вероятно, окажет, по крайней мере, некоторое положительное влияние на самого влиятельного члена группы, Китай, особенно в связи с тем, что Си Цзиньпин пытается позиционировать свою страну как лидера в перестройке возглавляемой США системы, которая, по его мнению, направлена на сдерживание роста его страны, подчеркивает CNN, добавляя, что широкий интерес стран к вступлению в БРИКС также является стимулом для Путина.
Не упустить главное: о плюсах и минусах расширения БРИКС / Сергей Лавров
Ранее журналист Сергей Лисин сообщил в своем телеграм-канале, что организаторы Игр дружбы получили отказы от основных национальных сборных команд КНР и Бразилии участвовать в соревнованиях по спортивной и художественной гимнастике. Какой-то официальной или неофициальной информации от этих стран по поводу первых или вторых составов не было, в оргкомитет - точно нет. Не знаю, откуда [эта информация]". Всемирные игры дружбы пройдут с 15 по 29 сентября в Москве и Екатеринбурге.
После того как ряд мировых государств заявили о закрытии границ для туристического путешествия из Российской Федерации, существенно ограничили в вероятности получения визы, партнерские страны обрели переориентированный поток путешественников из Российской Федерации. Экономики государств БРИКС благодаря своей распространенности по континентам являются векторами развития, способны идеально дополнять друг друга. Страны-участники имеют существенные природные запасы, в число которых входят и уникальные резервы в экологической отрасли, запасы пресной воды, леса. Посредством своей экономической и ресурсной базы, союз способен гарантировать потребности большей части населения планеты. Из-за этого он провоцирует высокий интерес к союзу со стороны государств, которые развиваются более активно.
Простыми словами, его нельзя назвать самой деятельностью союза, скорее — это подведение итогов. Согласно перспективе, союз может трансформироваться их диалогового форума в полномасштабный механизм стратегического влияния относительно ключевых запросов в экономике мира, политике, безопасности.
Есть предположение, что такой формат поможет сформировать широкую партнерскую сеть для крепкого и постоянного сотрудничества.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Структуры объединения Работа организации не ограничивается ежегодной встречей лидеров государств. Внутри организации осуществляют деятельность ряд рабочих объединений по различным направлениям, которые закрывают поставленные на саммите задачи. Бытует мнение, что с усилением авторитета БРИКС США планирует увеличивать давление на страны-участницы объединения, чтобы не потерять звание центра технологий и производства.
Эта структура обеспечивает финансированием проекты создания, расширения и улучшения инфраструктуры в государствах, входящих в объединение. Также в 2015 году был создан Пул валютных резервов. В организации действует Сетевой университет, учрежденный в 2015 году и запустивший двумя годами позже семь программ для магистров.
Университет базируется на основе действующих вузов стран-участниц, от России представлены более 10, а штаб-квартира располагается в Уральском федеральном университете. Также под именем организации в России выпускается международный деловой журнал руководит редакционным советом российский миллиардер Рубен Варданян и вещает телеканал. Возможно, в будущем к пяти странам присоединятся новые участники Какие задачи решает БРИКС Во время масштабных событий, а именно саммитов, лидеры государств обсуждают глобальные проблемы всего мира.
Это вопросы культуры, сельского хозяйства, уровня жизни, науки, финансов, а также политики. Все страны-участницы слишком различаются по уровням богатства, социального развития и науки, но их объединяет одно — высокие темпы развития экономики стран БРИКС. Группа ставит перед собой глобальные задачи, которые улучшат этот мир.
Именно для этого создаются рабочие группы, которые проводят исследования и принимают взвешенные решения для устранения проблем.
В результате проведенного исследования установлено, что БРИКС - это союз суверенных и равноправных государств, активных участников интеграционных процессов, основными направлениями которых выступают борьба с современными глобальными угрозами и вызовами с помощью совместных усилий, а также ориентир на выстраивание взаимовыгодных отношений с различными странами, в том числе и с Западом. Stages of its formation and factors of unification of countries are considered. The policy towards the Western countries and the role of Russia in the functioning of the group were emphasized. The current political situation, in connection with the special military operation of Russia in Ukraine and the active pursuit of sanctions policy by the collective West, has allowed a new look at such entities, such as BRICS. In this connection, the author used SWOT-analysis to identify the supposed prospects and scenarios of the future of the «club».
As a result of the study, it was established that BRICS is a union of sovereign and equal States, active participants in the integration processes, the main directions of which are the fight against modern, global threats and challenges through joint efforts, as well as a focus on building mutually beneficial relations with various countries, including the West. Введение Сегодня поддержанию мирового порядка способствуют различные многосторонние институты сотрудничества, имеющие глобальное значение и масштаб - это Организация Объединенных Наций ООН , Европейский Союз ЕС , «G20» «Большая двадцатка» , «G7» «Большая семерка» и др. Это группа, состоящая из пяти развивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики ЮАР , и основывающаяся, в первую очередь, на экономическом и энергетическом сотрудничестве. В современной мировой повестке «Пятерка» играет значительную роль в защите международного права и борьбе с политикой стран Запада, главным инструментом которой выступают односторонние санкции. Поэтому, можно смело заявить, что БРИКС - это сила, способная выдвигать общие цели, балансировать их и предлагать пути достижения, несмотря на имеющиеся внутренние проблемы и противоречия между странами-членами. В перспективе группа из пяти стран станет в основе нового формирующегося миропорядка.
Следовательно, исследование влияния группировки стран БРИКС на мировой политической арене является достаточно актуальной темой. Целью данной статьи является комплексный анализ функционирования БРИКС на современном этапе, тенденций развития его политики в отношении Запада и перспективы сотрудничества в сложившейся политической ситуации. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: изучить эволюцию, деятельность и особенности БРИКС; исследовать взаимоотношения между группой БРИКС и западными странами; выявить перспективы трансрегионального объединения. Методы В качестве специальной методологии использовался системный подход, с помощью которого стало возможным рассмотреть неформальное объединение БРИКС как комплексный феномен, зависящий от множества факторов, и на основании этого выделить его характерные черты и инструменты взаимодействия. Исторический подход позволил наблюдать эволюцию интеграционной группировки, а также акцентировать внимание на значимых тенденциях данного союза. Структурно-функциональный метод был использован для раскрытия структурной целостности БРИКС, где каждый элемент, в первую очередь, страны, в него входящие, имеет определенное функциональное значение.
В качестве прикладной методологии был использован метод SWOT-анализа, который позволил качественно определить, какими сильными и слабыми сторонами обладает БРИКС, а также выявить возможности и угрозы со стороны внешней окружающей среды. В ходе выполнения работы применялись принципы историзма, объективности и научной доказательности, требующие сопоставления различных оценок и суждений. Результаты и обсуждение Проведенное исследование позволило всесторонне изучить БРИКС как межгосударственное объединение, проследить динамику его отношений со странами Запада в условиях нестабильности и определить наиболее перспективные тенденции функционирования группы. Полученные результаты могут быть использованы, во-первых, в образовательном процессе при подготовке специалистов в области политологии, международных отношений и истории; во-вторых, органами государственной власти Российской Федерации при определении концепции стратегического развития страны; в-третьих, представителями научного сообщества при проведении исследований по тематике БРИКС. Предпосылки же к формированию неформального союза возникли достаточно давно. Еще в 1998 г.
Примаковым была предложена идея о создании стратегического евразийского треугольника «Россия - Индия - Китай» [17, с. Поначалу предполагаемые страны-участницы скептически отнеслись к озвученной мысли председателя Правительства Российской Федерации. Однако, с наступлением нового тысячелетия ситуация сильно изменилась. Сообщество российских и зарубежных экспертов стало активно дискутировать на тему возможности образования такого треугольника и его жизнеспособности. С 2003 г. Таким образом, БРИКС представляет собой интеграционное объединение, состоящее из пяти стран, с быстро растущими экономиками, - Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики, имеющих возрастающее влияние на мировой арене.
Во-первых, в группе отсутствуют централизованные институциональные структуры, так как за странами-участницами закреплено право лично определять общие цели и основные рамки сотрудничества, а также группа не имеет доминирующей страны, которая бы диктовала свои условия остальным участницам. Во-вторых, в основе интеграционного объединения не лежит никакого учредительного договора. Такая форма взаимодействия, с одной стороны, направлена на исследование конъюнктуры международных отношений для продвижения собственных интересов и достижения поставленных целей перед организацией. С другой -придает группе гибкость во взаимоотношениях с иными акторами и окружающей средой. В основе проекта БРИКС, с самого начала его существования, были заложены принципы многополярности, взаимозависимости экономик стран, приоритета международного права при укреплении мира и стабильности, а также коллективности в решении проблем глобального характера [13, с. Помимо этого, среди целей создания группы важно подчеркнуть расширение языкового, культурного и информационного блока взаимодействия.
Объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в межгосударственную организацию было обусловлено следующими факторами: во-первых, страны имеют приблизительно одну весовую категорию и подобные интересы на мировой арене; во-вторых, у них схожий тип влияния на международные отношения. Государства Россия, Китай и Индия являются ключевыми акторами в евразийском регионе. Что касается Индии и Китая, то они доминируют по численности населения и обладают большим потенциалом рабочей силы. Также восточные страны в течение последних двадцати лет сохраняют стабильно высокие темпы экономического роста. ЮАР отмечена достаточно высоким развитием финансового рынка и более низким уровнем восприятия коррупции [6, с. Стоит отметить, что присутствие одного из лидеров Африканского союза в коалиции Бразилии, России, Китая и Индии расширило географию и сферу влияния группы, усилило ее совокупный экономический и политический потенциал.
Поэтому можно сделать вывод о том, что группировка этих стран закономерна. От «клуба интересов» до многомерного стратегического партнерства БРИКС прошел долгий путь, в результате которого группировка приобрела статус крупного международного актора, способного активно участвовать в принятии важных геополитических решений. Интеграционный процесс группы можно условно поделить на 3 этапа: I этап 1990 - 2006 - характеризуется возникновением предпосылок для консолидации стран-участниц. Налаживание консультативного механизма в формате РИК на постоянной основе, формирование Шанхайской организации сотрудничества в 2001 г. II этап 2006 - 2010 - зарождение и укрепление сотрудничества. Именно по предложению президента Российской Федерации В.
Путина в 2006 г. С этого момента активизировалось формирование иерархичной системы форумов и встреч стран БРИК.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
В 2024-м к БРИКС присоединяются пять новых стран. Открыто заявляются цели по экономическому сближению со странами вне БРИКС с использованием площадок БРИКС. Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. В этом смысле БРИКС напоминает ситуацию, когда лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть воз с места. Я бы не называл БРИКС аналогом G7, потому, что G7 заточена под США. Главные темы саммита BRICS — уход от доллара и перевод торговых расчетов стран-участниц организации в национальные валюты. Появится ли единая валюта BRICS, выясняли Финансы
Что мешает созданию единой валюты БРИКС: мнение экспертов
Как в достижении совместно поставленных задач, так и для его понимания сторонними наблюдателями, мышление которых выстроено в рамках уже давно и прочно утвердившегося канона. И если первое ещё может, как мы видим, постепенно преодолеваться странами-участницами, то решить вторую проблему пока совершенно не представляется возможным. А возможно, и не является необходимым. В первую очередь потому, что привело бы к созданию нового шаблона, начинающего генерировать совершенно бессмысленные ожидания. Нам в действительности ещё предстоит, во-первых, оценить пределы сотрудничества стран БРИКС в динамично меняющихся условиях, а во-вторых, создать некую рамку для оценки эффективности её деятельности.
БРИКС и глобальные альтернативы в современном мире Олег Барабанов Современное геополитическое противостояние России и Запада, которое, очевидно, не прекратится в ближайшие годы, остро ставит на повестку дня вопрос о глобальных альтернативах. Этот вопрос теперь приобретает не только теоретическое или футурологическое значение — для России он напрямую связан с тем, насколько успешно страна сможет развиваться в сложившейся ситуации. Поэтому речь идёт в первую очередь о реализуемости, устойчивости и эффективности альтернативных моделей глобального социально-экономического развития, мирового порядка и восприятия ценностных нарративов, пишет Олег Барабанов, программный директор Валдайского клуба. Мнения Также рассуждения о том, что реально БРИКС может, а чего не может, стоило бы начать с понимания того, насколько достижения или провалы других международных институтов связаны с их индивидуальными особенностями.
Второе, однако, является теоретической задачей. Группа БРИКС — если кратко — это объединение государств, разделяющих стратегическое видение справедливого мирового порядка, но преследующих свои национальные интересы в практических вопросах мировой экономики и политики. Поэтому, во-первых, мы не можем рассчитывать на то, что группа БРИКС создаст международные финансовые институты и инструменты, сопоставимые по масштабам влияния с теми, которыми управляет Запад — с Международным валютным фондом или Всемирным банком. Во-вторых, вряд ли стоит ожидать от БРИКС решений конфронтационного или репрессивного характера в отношении других участников международного сообщества.
Мы понимаем, конечно, что в своём современном положении страны Запада воспринимают как конфронтационное любое действие или решение, которое не обслуживает их специфические интересы.
А поскольку рычаги управления многими экономическими и политическими процессами находятся в Вашингтоне, то получается, что и страны — основатели БРИКС, и государства, желающие к нему присоединиться, фактически выступили против диктата американцев и их союзников по различным военным и политико-экономическим блокам. Идея организовать «многоплановое, четырехстороннее» сотрудничество принадлежит Президенту России Владимиру Путину. В сентябре 2006 года прошла встреча министров иностранных дел «четверки», а уже в 2008 году, опять-таки по инициативе российской стороны, состоялась встреча и глав Бразилии, России, Индии и Китая. И если к четырем учредителям вопросов нет, то вхождение ЮАР требует пояснения.
Экономики этих стран дополняют друг друга: Китай и Индия выступают как мировые поставщики промышленной продукции и услуг, а Бразилия и Россия обладают значительной сырьевой базой. ЮАР же занимает скромное 32-е место. Однако отсутствие в БРИК представителя Африканского континента выглядело парадоксально, поскольку учредители объединения поставили своей целью создание многополярного мира. Игнорировать в таком масштабном деле континент, который больше других пострадал от глобального Запада, учредители посчитали нелогичным. Выбор пал на Южно-Африканскую Республику, особую заинтересованность в членстве которой выразил Китай.
Тому было несколько причин: во-первых, Китай был да и является сейчас! Важным обстоятельством было и то, что ЮАР располагает разнообразными природными ресурсами: золотом, платиной, алмазами, различными рудами. Поэтому именно ЮАР была приглашена присоединиться к «четверке». Есть еще один показатель, который характеризует возможности государств — членов БРИКС и о котором мало говорят, хотя именно от этого показателя во многом зависит будущее нашей цивилизации, — это пахотные земли. БРИКС существует уже 17 лет, но учредители сумели организовать его деятельность без уставных документов, без официального руководителя, а также без постоянной штаб-квартиры и прочих формальных признаков существования, свойственных другим межгосударственным организациям.
Лидеры стран БРИКС встречаются, обсуждают насущные проблемы, приходят к приемлемым для сторон решениям, при необходимости подписывают согласованные документы, разъезжаются по своим странам и начинают работать на реализацию достигнутых договоренностей. Минимум бюрократии и максимум эффективности, поскольку в основе отношений между государствами — членами БРИКС заложены принципы взаимной выгоды, равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. В структуре БРИКС, помимо нескольких рабочих групп, особое место занимает Новый банк развития — договор о его создании был подписан в июле 2014 года с уставным капиталом в 100 млрд долл. НБР в перспективе должен заменить Всемирный банк, репутация которого оставляет желать лучшего. Такие незначительные доли стран — членов БРИКС и других незападных стран фактически делают невозможным их реальное участие при принятии важных решений как в МБРР, так и в других международных финансовых институтах.
Серьезное испытание НБР выдержал во время пандемии коронавируса. На финансирование государственных программ по восстановлению экономик стран БРИКС банк выделил около 9 млрд долл. Это, кстати, не осталось незамеченным другими странами, ставшими членами НБР. В мае 2022 года совет управляющих НБР принял стратегию развития на 2022—2026 годы. В документе вызывают интерес следующие направления деятельности НБР: привлечение новых членов банка и расширение областей деятельности здравоохранение, изменение климата, продовольственная и энергетическая безопасность и ряд других.
Планируется создание пула валютных резервов, который в перспективе должен заменить Международный валютный фонд, к деятельности которого доверие многих стран оказалось подорванным из-за доминирования в фонде, равно как и во Всемирном банке, США и западных стран. Взносы в пул распределились следующим образом: Россия — 38 млрд долл. Как отметил российский президент, необходимость создания такой комиссии, которая занялась бы вопросами логистики, вызвано появлением «…новых устойчивых безопасных транспортных магистралей». Если не расширяться, то почему? Вопрос расширения БРИКС — далеко не праздный, поскольку как в привлечении новых членов, так и в ограничении их притока есть свои плюсы и минусы.
Но в то же время, отметил Сакс, чем больше в этом объединении стран со слабой экономикой и неразвитой финансовой системой, тем меньше у него перспектив в реализации серьезных проектов. У всех перед глазами печальный опыт Евросоюза, который погнался за количеством и проиграл в качестве своей деятельности. Страны недовольны диктатом Брюсселя, бунтуют, и о единстве Евросоюза говорить не приходится. Но возникают вопросы: всегда ли цели претендентов будут совпадать с целями, озвученными странами-основателями? И не повлечет ли увеличение числа членов объединения к уменьшению влияния самой «пятерки»?
Надолго ли удастся сохранить принцип равноправия в деятельности объединения, понимая, что слабая экономика рано или поздно все равно попадает в определенную зависимость от экономики более сильной? Ответить на эти вопросы может только время. Поэтому, рассматривая заявки на вступление от первой партии претендентов, «пятерке» пришлось решать нелегкую задачу: кого принимать, а кому отказать. По его словам, надо учитывать вес, авторитет и значение страны-претендента, ее позицию в международном плане. Что это означает на практике?
Ясно, что в первую очередь «пятерку» интересовали страны, обладающие реальным суверенитетом.
Теперь им придется забыть о тех вольностях, которые они позволяли себе на Ближнем Востоке. Интересен и тот факт, что к БРИКС проявляют внимание государства, сильно отличающиеся друг от друга», — отмечает политолог. В организации собрались далеко не близкие по культуре страны, которые, однако, желают совместно идти навстречу будущему. Это открывает возможности для вступления в объединение и других важных стран, например, Мексики и Индонезии», — подчеркивает эксперт. Это и привлекает новых членов. Для них блок становится своеобразной возможностью усиления позиций на международной арене.
Кроме того, сотрудничество в рамках организации позволяет усилить и собственную независимость от политических и экономических институтов западных стран», — акцентирует собеседник. Теперь Москва получает возможность высказываться по линии организации от имени большей части мира.
Если исходить из принципа формирования первоначальной «пятёрки», а главное — следовать логике укрепления репрезентативности БРИКС как ведущей структуры, выражающей интересы коллективного Глобального Юга, то бесспорными первоочередными кандидатами должны были стать региональные гиганты — Индонезия и Нигерия или даже Венесуэла в качестве представителя сообщества стран Карибского бассейна. В рамках такого подхода отечественные эксперты видели одним из ключевых критериев для присоединения лидерство страны-кандидата в своём регионе и своей региональной интеграционной группе. Две первые крупные экономики развивающегося мира были бы логичным выбором и с точки зрения следования принципу вхождения стран-претендентов в «Группу двадцати». Как можно понять комментарии, доносящиеся из околосаммитных кругов, этот принцип —значимости в мировой экономике и механизмах глобального управления — был взят в качестве одного из определяющих критериев при отборе претендентов. Но если это объясняет приглашение Аргентины и Саудовской Аравии, то по каким основаниям в первую волну попала Эфиопия или ОАЭ, которые не входят в «двадцатку»? Участие в деятельности G20 могло бы стать объединяющим признаком и по отношению к «пятёрке» нынешних членов БРИКС, поскольку все они также входят в «Группу двадцати».
И, кстати, важен конечный, практический результат от совместного обсуждения проблематики G20. Значит ли это, что следующим неизбежным шагом должно быть принятие документов, регламентирующих обязанность стран-членов отстаивать и следовать коллективно зафиксированной позиции? Весьма спорными выглядят рассуждения о соблюдения при принятии решения в Йоханнесбурге «принципа соблюдения баланса в представительстве географических регионов». Некоторые обозреватели уже окрестили новый БРИКС «ближневосточно-центричным», обыгрывая тот факт, что в итоге расширения почти половина пять членов блока из одиннадцати расположены в небольшом регионе, условно, между Красным морем и Персидским Заливом: Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Египет выходит побережьем напротив Саудовской Аравии и почти там же Эфиопия, отделяемая от моря узкой полоской Эритреи. А огромный латиноамериканский массив представлен всего двумя участницами. Недопредставлена и вся континентальная Азия, кроме региона Ближнего и Среднего Востока, поскольку Китай, Индия и Россия — не региональные, а мировые державы-цивилизации. Разве наличие в течение пятнадцати лет этих трёх держав Евразии из пяти стран-членов объединения мешало БРИКС добиваться более справедливого миропорядка? Расширение объединения как экономического блока — ресурсного, финансового обеспечения — позволит перейти к формированию дедолларизированной системы расчётов, надёжной сети цепочек поставок.
Уже просматривается формирование трансконтинентального энергетического коридора Ближний Восток-Китай. Но остаётся целый ряд стран, которые едва ли могут рассчитывать на признание их региональными лидерами, они не входят в «двадцатку», но зато последовательно отстаивают принципы равноправия и свободы выбора путей развития, активно содействуют формированию многополярного мира. Что особенно важно для России — они не раз оказывали ей политическую поддержку в период проведения специальной военной операции на Украине. Принципиально иное измерение в характеристику БРИКС вносит его особенность как «сообщества цивилизаций».
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе. «БРИКС притягивает всё больше сторонников и единомышленников — государств, которые разделяют принципиальные установки, лежащие в основе его деятельности. БРИКС объединил 11 стран с разным уровнем экономики, культурой, историей и политикой. В этом смысле БРИКС может сыграть свою роль. Но сегодня Запад наконец-то осознал, что союз БРИКС способен перевернуть с ног на голову как всю геополитику, так и международную монетарную систему. Логичнее рассматривать и подвергать анализу БРИКС, понимая под ним некую глобальную конфигурацию, своего рода транснациональный пятиугольник, функционирование которого способствует улучшению отношений между всеми его участниками.
Страны — участницы БРИКС
- БРИКС стал серьезным противовесом США и ЕС на мировой арене, заявил Пушков
- ВЗГЛЯД / Как новые страны БРИКС усилят Россию :: В мире
- Что означает аббревиатура БРИКС ?
- Что такое БРИКС — расшифровка, страны участницы, что это за организация и чем она занимается
Что такое БРИКС и чем занимается эта организация?
Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США. Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок. За последние годы влияние БРИКС в мировой экономике значительно усилилось, пишет infoBRICS. Сенатор отметил, что в состав объединения БРИКС уже входят 10 государств, которые намерены отстоять свой суверенитет и сохранить собственный уклад жизни, без влияния извне. В этом смысле БРИКС может сыграть свою роль.
Воображая БРИКС. Четыре сценария будущего
Происходит сближение стран, увеличение товарооборота. И многие страны уже сейчас понимают, что будущее в стремительно меняющемся мире именно за таким типом коммуникации — без давления со стороны представителей однополярного мира. И поэтому, конечно, всё больше стран присоединяются к БРИКС и заявляют о своих идеях относительно вступления», — рассказал эксперт в беседе с RT. Однако общая платформа с её планами по развитию, в том числе по обеспечению логистических и финансовых цепочек, эти противоречия сглаживает и даёт значительно более широкие возможности для взаимодействия, чем любые другие объединения и блоки. Учитывая год председательства России, для РФ очень важно укреплять стабильность в мире с позиции взаимоуважения, соблюдения принципа суверенитета, культурных особенностей, равного представительства интересов, а не в логике доминирования Запада», — сказал Асафов. В частности, оказывать максимальное политическое давление на те страны, которые открыто изъявляют желание присоединиться и поддержать это объединение. Европа, особенно бывшие колониальные державы, будут предпринимать большие усилия, чтобы и страны Африки не становились частью объединения. Ошибка в тексте?
Это страны, имеющие значительные рычаги влияния на геополитику.
Эти "колеблющиеся" государства глобального Юга не являются полноценными союзниками ни одной из сверхдержав и поэтому могут свободно создавать новую динамику власти. Эти шесть государств также служат хорошим барометром для более широких геополитических течений". Но эта угроза вряд ли материализуется. Эти страны, возможно, отвернулись от Соединенных Штатов - но это не то же самое, что присоединиться к организации под руководством Китая и при поддержке России, активно противостоящей Вашингтону. На данный момент БРИКС не продемонстрировал способности разработать и реализовать общую повестку дня, поэтому у Китая очень мало институциональных сил для кооптации". Шоры уже надеты. Западный истеблишмент просто не "понимает" этого. В заключение своей статьи Купчан пишет: " Соединенные Штаты играют в догонялки - и не особо преуспевают даже в этом". Он предупреждает, что Вашингтону необходима хорошо продуманная стратегия в отношении каждого из основных " колеблющихся" государств чтобы остановить их "уход" от США в объятия России и Китая.
Предполагается, что, как всегда, это будут манипуляции с оружием, угрозы, санкции и принуждение.
И вы получаете страну совершенно другого политического профиля.
В этом заключается риск", — рассказал эксперт. Однако возможности развития ОАЭ ограничены. Присоединение Эмиратов не так уж много добавляет.
Они скорее выступают как финансовый офшор, как страна с посреднической функцией", — полагает Колташов. С 60-х годов большую роль в ней играли промышленность и экспорт нефти. Основные залежи черного золота располагаются в районе Суэцкого залива и Синайского полуострова.
Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС — хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. Проблема в том, что Египет имеет склонность маневрировать и искать компромиссы с Западом. В то время как Алжир имеет более твердую позицию и обладает при этом ценными ресурсами.
С одной стороны, Египет — хорошее приобретение, но с другой — американцы могут влиять на его поведение в рамках БРИКС", — убежден эксперт. Как отметил Колташов, Эфиопия имеет специфическую историю. Это единственная африканская страна, которая не была колонией.
Таким образом, у Эфиопии есть уникальный опыт сопротивления западной колонизации — и это может быть ее сильной стороной. У Эфиопии серьезный экономический потенциал, но не очень четкая перспектива развития.
Первый представляет собой этакую "заначку" для государств-членов объединения, призванную помочь им в случае появления сильных финансовых сложностей. Капитал Пула составляет 100 миллиардов долларов. В свою очередь, Банк развития БРИКС создан для финансирования различных инфраструктурных проектов стран-участниц, а его бюджет ровно такой же, как и Пула, - 100 миллиардов долларов. К слову, сейчас Банк возглавляет экс-президент Бразилии Дилма Руссефф.
Учреждение Пула валютных резервов и своего Банка развития отражает стремление стран-членов БРИКС создать альтернативу Международному валютному фонду и Всемирному банку - международным финансово-экономическим структурам, которые де-факто находятся под контролем Запада во главе с США и, по сути, продвигают исключительно западные интересы. И хотя капиталы того же Пула валютных резервов и МВФ объективно несравнимы, государства-участники БРИКС ясно показали: мириться с политической ангажированностью институтов Бреттон-Вудской системы они не намерены. По крайней мере, создавалось оно именно с прицелом на углубление экономического сотрудничества между государствами-членами. Между тем со временем БРИКС эволюционировал в сторону и политического объединения, собравшего те страны, которые не приемлют навязанного Западом и в первую очередь США как его безусловным лидером мирового порядка - как в экономическом, так и в политическом плане. Вот почему Соединенные Штаты очень тревожит планомерное и гармоничное развитие БРИКС: в Вашингтоне понимают, что это ярко выраженный вызов американскому глобальному доминированию.