Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют? У шиитов нет традиционного для суннитов института муфтиев, вместо него существует институт Марджа ат-таклид (тот, кому подражают), т.е. это духовное лицо, который дает ответ на те или иные религиозные вопросы и обладает авторитетом в области богословия. потомственный имам, выходец из г. Касимова.
Мусульмане СУННИТЫ и ШИИТЫ – КАК так вышло?
В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты , суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. Идейные течения в исламе[ править править код ] С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов: Вопросы сущности Аллаха и его атрибутов, а также возможное и невозможное в отношении Аллаха и его качеств возможность толкований качеств сущности и качеств действия и др. Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами , каррамитами , муджассимитами и мутазилитами.
Вопросы связаные с предопределением , Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека касб. По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты , кадариты , каррамиты и наджжариты. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты , каррамиты , мурджииты и мутазилиты.
Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата. Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты [11]. Исламские течения в России[ править править код ] Карта распространения мазхабов. Основная статья: Ислам в России Большинство российских мусульман — сунниты , придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов.
Ханафитами являются большинство татар , башкир , казахов , ногайцев , кабардинцев , балкарцев , карачаевцев , черкесов , адыгейцев , абазин , шапсугов при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба , так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба , а также исповедующих ислам осетин. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана , кроме ногайцев. Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин с.
Религиозно-политические идеологии[ править править код ] Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население , а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата [12].
Совместный религиозный обряд верующие, принадлежащие к разным течениям ислама, провели в мечети Гейдара, сообщают азербайджанские СМИ. Мечеть Гейдара считается одной из крупнейших в республике. Она носит имя бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева.
Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха с.
Кроме того, еще при жизни Мухаммада с. Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось. Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка с. По их мнению, выросший в доме Пророка с. Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али - шиитами.
Как известно, преемником Посланника Господа с. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада с. То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.
В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий макрух , согласно маликитскому мазхабу - запретных деяний харам , а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным халяль. Особенности шиизма Шиизм - исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада с. Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али р.
Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана. В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции.
Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба р. В частности, джафариты шииты-двунадесятники признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых - имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка - имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией.
Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али. Основные различия между суннитами и шиитами 1. Принцип власти и преемственности Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада с. В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов - Абу Бакра р.
Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с. Шииты же, наряду с Мухаммадом с. При произнесении азана - призыва на молитву - шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего.
Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества. Подход к рассмотрению сунны Пророка с. Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка с. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка с.
У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости. Вот что он говорит: Приветствую Вас! Разрешите предложить следующую тему - различные религиозные течения в исламе. Сунниты, шииты, ваххабиты, сасаниды, мюриды и прочие. Как они появились, что в основе их убеждений, что отстаивают, где территориально живут их приверженцы?!
Обобщенно - история исламских течений. Давайте посмотрим, с чего все началось. В Исламе существуют два основных направления: сунниты и шииты. Раскол этот, положивший начало огромному числу восстаний и войн, уходит в глубь веков ко времени кончины Пророка Мухаммеда. Пророк, умирая, хотел видеть своим преемником халифом — заместителем Пророка арабск.
Дело в том, что Али с юных лет рос в семье Пророка, так как его собственный отец был не в состоянии обеспечивать все свое потомство необходимым достатком, и родственники, в том числе и Мухаммад, взяли некоторых из его детей к себе на воспитание. Али вырос в семье Пророка и наполнился внутренним духом исламской религии. Он был практически примером истинного мусульманина, прекрасно знакомого не только с внешней стороной обрядов, но, что намного более важно, с внутренним духом исламской религии. Али был воспитанником Пророка, а это значит, что языческие предрассудки и ложные обычаи не коснулись его. Простые люди уважали его за смелость в бою, бескорыстие, желание помочь ближнему и справедливость.
Он участвовал во всех битвах и походах молодой исламской общины. Али еще десятилетним мальчиком принял Ислам. Он был третьим человеком в Исламе после Пророка вторым была первая супруга Пророка Хадиджа, мать дочери Пророка Фатимы, которая станет супругой и соратницей Али. В течение последнего года своей жизни Мухаммад часто на людях подчеркивал исключительное положение Али среди других сподвижников, что отражено в мусульманском предании хадисах. Пророк хотел, чтобы мусульмане обратили внимание на его слова, и, выбирая халифа, после того, как Пророка не станет на этом свете, учли бы его волю, так как это одновременно и воля Всевышнего.
Он хотел лишь их добровольного подчинения, а не результата, достигнутого жестким диктатом сверху. Таков Ислам. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии». Однако, сподвижники, многие из которых сформировались как личности еще в язычестве и несли с собой все пережитки и предрассудки невежественной эпохи, в большинстве своем отвергли волю Посланника Аллаха и путем закулисных интриг, тайно, когда Али и члены его семьи были заняты подготовкой похорон Мухаммада, выбрали правителем Абу Бакра, одного из представителей племени курайш арабской племя, которое владело священным городом Меккой. Таким образом, права семьи Пророка на свое законное наследие были попраны, а первый камень в основание халифата был положен криво.
Напрасно дочь Пророка Фатима, супруга Али, пыталась открыть наиболее влиятельным сподвижникам Пророка глаза на происходящее. Все ее попытки достучаться до людей прошли в пустую. В знак протеста, она, умирая, велела похоронить себя тайно ночью, и до сих пор неизвестно, где находится ее могила. Начав отступать от чистоты первоначального Ислама, сподвижники Пророка зашли очень далеко на неправедном пути. Они, в большинстве своем, продолжали жить старыми языческими категориями.
Слабые протесты отдельных личностей не дали эффекта. Это привело к последующим еще большим искажениям, появлению угнетения среди мусульман, расслоению общины на богатых и бедных, постепенному нарастанию внутренних противоречий. Результатом явилась междоусобная смута и убийство третьего халифа Усмана, при котором пропасть между богатством и бедностью стала особенно огромна. Наиболее деятельная часть мусульман, которые помнили о чистоте религии времен Пророка, избрали халифом Али. Но наместник Сирии Муавийя из рода Омейядов, очень богатый человек, представитель влиятельной семьи, владевшей несметными сокровищами, доставшимися мусульманам в ходе покорения новых земель, выступил против нового халифа, что привело к гражданской войне внутри халифата.
Сторонников Али называли — «шиат Али», то есть партия Али. Отсюда пошло название «шииты».
Она больше, чем население такие мусульманских стран как Оман 4 млн , Кувейт 4,2 млн , Туркмения 6 млн , Киргизия 6,5 млн и даже Азербайджан 10 млн. Примерно сопоставимое число мусульман живет в Сирии 15,5 млн — а это достаточно крупная страна. В прошлой статье мы разбирались, чем сунниты отличаются от шиитов. Думаю, у многих тогда возник вопрос — а к какому течению относятся мусульмане России? Если смотреть на вещи фактически, то большая часть мусульман в нашей стране не относят себя ни к суннизму, ни к шиизму. Ведь, как мы и разбирали в прошлой статье, сунниты и шииты — изначально это две силы, возникшие в результате религиозного раскола на Ближнем Востоке 1300 с лишним лет назад. Этот раскол вовсе не означает, что вообще все мусульмане мира обязательно должны занять ту или иную сторону. Но тем не менее, по формальным признакам считается, что мусульмане России в подавляющем большинстве сунниты.
Ну, то есть они не называют себя именно суннитами, но их вера больше похожа на ислам суннитского направления. Есть в России и небольшая доля шиитов. В основном это часть азербайджанцев, некоторые народы Дагестана и некоторые приезжие из Таджикистана таджики — родственники иранцев, а Иран — шиитское государство. Вообще, разобраться во всех течениях, направлениях и братствах ислама еще сложнее, чем в христианстве а в нем тоже, если вспомнить, десятки и сотни течений — православные, католики, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники, кальвинисты и т. Вот просто для примера. Сунниты сами по себе тоже делятся на 4 группы 4 мазхаба и одновременно имеется такое течение как суфизм. При этом суфизм делится на тарикаты направления, школы. Например, в Чечне есть два основных тариката — накшбандийя и кадирия. Они названы в честь основателей данных направлений в 14 и 11 веках соответственно. Но и тарикаты делятся на так называемые вирды братства, кланы.
И вот одних только вирдов в одной только Чечне — больше 30 штук. В общем, тема действительно очень сложная и запутанная. Нужно иметь специальное образование, чтобы разбираться во всех тонкостях и оттенках ислама. У меня, например, родственники по линии отца — мусульмане. Но до распада СССР они и не слышали про суннизм или шиизм.
Президент Ирана назвал шиитско-суннитское единство национальной стратегией
Авторство также шейх Туси ум. Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма махр [14] Разрешен. Шииты утверждают, что временный брак был разрешён в аяте «... А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чем вы согласитесь между собой после установления. Количество временных браков у шиитов не ограничено. Сунниты придерживаются четырьмя общепризнанными мазхабами: ханафитский , шафиитский , маликитский , ханбалитский.
Деление мусульман на группы. Мусульмане делятся на. Конфессии Ислама. Религия Турции презентация. Веротерпимость к мусульманам. Татары сунниты или шииты. Карбала Ашура. Кербела шииты. Шиит Карбала.
Мусульмане шииты Иран. Шииты и сунниты различия. Шариат и сунниты. Зарождение шиизма. Международный день шиитов картинки 12 июня. Имам Хаменеи Западная держава мафия. Шиизм одежда. Сунниты девушки. Алавиты мусульмане.
Шииты и сунниты братья. Суннитский Ислам. Имам суннитов. Шиитские имамы. Имам шиизм. Шафиитский мазхаб суннизма. Мусульманство шиизм. Мусульманин суннит. Ибадиты фото.
Таджуддин Татаров. Татары мусульмане. Татары религия. Мусульманские праздники татар. Различие суннитов и шиитов. Мусульмане сунниты и шииты. Разделение Ислама. Сунниты и шииты по странам. Сунниты и шииты на карте.
Шииты и сунниты на карте мира. Шииты и сунниты на карте ближнего Востока. Иран и Саудовская Аравия, сунниты и шииты. Иранские сунниты. Сунниты в Иране. Президент Ирана шиит или суннит.. Суннит и шиит.
Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов само слово с арабского переводится, как «приверженец, последователь Али» было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда — Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник — Али. Однако этого не случилось. Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей — Хасана и Хусейна — тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично. Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран. Имамат — вера в особый статус 12 имамов преемников Пророка, мир ему и благословение Шииты верят, что после смерти Пророка мир ему и благословение руководство исламской общиной перешло к Али да будет доволен им Аллах и его потомкам — непогрешимым имамам. Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты, сейчас находится «в сокрытии» в ином мире, откуда посылает некие сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины — аятоллам. Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам Махди который появится незадолго до Судного дня. Каждый имам наделен особыми полномочиями, практически равными пророческим — они обладают явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны, как и пророки и т. Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов. Шииты Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением — это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама. Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие. Шииты-двунадесятники Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба. Исмаилиты Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого — начале двенадцатого веков. Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов. Зейдиты Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.
Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан — призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси 988 год. Волжская Булгария — именно оттуда пошло зарождение. У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся. У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог. Джума: Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат. А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином? Аббясов: Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний — обязанность каждого мусульманина. Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации! Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как.
Кто такие сунниты и шииты
Особо занудливые добавляют сунниты, ну и один процент шиитов среди татар наверняка есть они естественно уточняют что они шииты. Татары сунниты или шииты. Естественно, русские или татарские шииты — это меньшинство от общего числа шиитов, но среди них есть весьма колоритные фигуры.
Российские мусульмане — это сунниты или шииты?
Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам. Так, улем Санаулла Амритсари запомнился современникам не только знанием исламского права и литературными сочинениями, но и весьма активными (и не всегда мирными) диспутами с индуистами, христианами и шиитами. Просто наши интересы больше совпадают с интересами шиитов – в частности прекратить произвол воинствующего ислама – суннитов – ИГИЛ (запрещенной в РФ группировки). Теперь рассмотрим открытые данные по месторасположению шиитов на территории империи и их количеству по отношению к мусульманам-суннитам.
УМК предупредил религиозных деятелей относительно разговоров о суннитах и шиитах
Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али. Основные различия между суннитами и шиитами 1. Принцип власти и преемственности Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада с.
В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов - Абу Бакра р. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с.
Шииты же, наряду с Мухаммадом с. При произнесении азана - призыва на молитву - шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества. Подход к рассмотрению сунны Пророка с.
Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка с. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка с. У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.
Ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются, рассказывает АиФ. Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов? Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам.
Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али в Арабском халифате возникли споры о том, кто займёт его место.
Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника например, в Иране — аятолла. Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию. О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну — это Йемен, Ирак и Сирия.
Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться. Алавиты Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны. Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе.
Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений. Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные». Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.
Мусульмане в России В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин. На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается хотя в мире этого достаточно.
В 1956 г. Соборная мечеть была возвращена верующим. Этому событию способствовали налаживавшиеся дружеские связи СССР с мусульманскими странами. Просьба президента Индонезии Ахмеда Сукарно включить ленинградскую мечеть в программу визита способствовала открытию мусульманского храма в январе 1956 г. Прихожане сами освобождали и ремонтировали здание, грузили складированное в нем имущество Ленгорздрава в присланные грузовики, выносили мусор, передавали в дар мечети ковры. Имам-хатыбом Соборной мечети с момента ее открытия был утвержден А. Исаев, который, помимо собственно религиозных функций, выполнял и представительские, принимая прибывающие в Ленинград иностранные делегации. Первой из них была делегация из Индонезии: Сукарно посетил мечеть в августе 1956 г. В ходе своего визита в город на Неве 10 мая 1958 г. Посещение этой мечети стало важным элементом культурной программы визитов в Ленинград делегаций из различных стран Азии и Африки - Ирака, Йемена, Ирана, Нигерии и т. Постоянными прихожанами Соборной мечети, кроме проживающих в городе мусульман, были студенты-мусульмане из развивающихся стран и приезжавшие в качестве туристов татары из Финляндии. Численность верующих на праздничных богослужениях особенно возрастала в том случае, если праздник совпадал с общевыходным днем. Совет по делам религии отмечал слабость атеистической пропаганды среди ленинградских мусульман. Разрушение купола Соборной мечети и протечки продолжались, что привело к необходимости начала реставрационных работ. Большие суммы передавались прихожанами, мусульмане зарубежных стран также оказывали помощь в восстановлении мечети. Ремонт затянулся на десятилетия; в ходе него майоликовое убранство купола было заменено техническим фарфором. С января 1972 г. С августа 1977 г. После окончания восстановительно-реставрационных работ в 2003 г. Собчаку, В. Путину, В. Яковлеву и др.
В то же время и азербайджанские сунниты не ставят цель добиться собственного доминирования и оттеснить шиитов на второстепенные роли в религиозной и общественной жизни, как это сделали представители алавитского меньшинства в Сирии или суннитского в Бахрейне. Таким образом, в стране сохраняется устойчивый межконфессиональный баланс, а все попытки сыграть в пользу одной из ветвей Ислама пресекаются еще на низовом уровне. Также следует учитывать, что распространение суннизма в Азербайджане не связано с переходом собственно шиитов в суннизм. Большинство азербайджанцев, ставших суннитами, до этого не были убежденными и последовательными шиитами. Так, в республике значительная часть населения считает себя «мусульманами» достаточно условно, не разбираясь в различиях направлений ислама, также среди азербайджанцев много агностиков, деистов или просто атеистов. Именно за счет этих групп населения в стране и увеличивается численность суннитов. Таким образом, распространение суннизма в Азербайджане объясняется скорее советским прошлым и сохраняющейся глубокой секуляризацией общества, которая вывела многих азербайджанцев из традиционного для страны шиизма, но, с другой стороны, открыла им возможности для религиозных поисков. Как отметил историк-востоковед Иса Джавадов, в данном случае интерес представляет феномен влияние турецкого soft-power, а также фактор информационного освещения, из-за которых среди азербайджанцев растет интерес к суннизму. На территории Азербайджана действуют филиалы турецких суфийских джемаатов, люди смотрят турецкие сериалы, такие как Эртугрул, Абдулхамид, Осада Эль-Кута, которые создают позитивный образ воина, практикующего суннитский толк ислама. В конце концов, президент Алиев чувствует себя комфортнее именно в кругу лидеров суннитских государств — взаимоотношения Азербайджана с Турцией или Саудовской Аравией, Катаром и Бахрейном не носят такой сложный характер, как с Ираном. Также Иса Джавадов обращает внимание на специфику самого азербайджанского общества, где шииты и сунниты давно живут в мире и взаимоуважении и не имеют по отношению друг к другу агрессивных интенций. Однако подобные благостные картины межконфессионального мира очень быстро меняются, в случае, если в стране происходит социальный взрыв. Как это случилось, например, в Сирии, где враждующие стороны стали активно использовать конфессиональные противоречия для обоснования собственной правоты и привлечения новых сторонников в ходе начавшейся гражданской войны. Исламский мир и шиитский фактор Вместе с тем именно Азербайджан и карабахский конфликт стали триггером, выявившим серьезные изменения отношений между суннитами и шиитами и в исламском мире в целом. И эти изменения носят позитивный характер. То, что большинство населения Азербайджана считается шиитами, не стало препятствием для азербайджанско-турецкого альянса. Хотя в отношениях Анкары и Баку именно этническая близость и принадлежность азербайджанцев и турок к тюркскому сообществу играет ключевую роль, однако, если речь идет об использовании конфессионального фактора, то даже весьма консервативные турецкие суннитские джамааты выступили в поддержку Азербайджана, несмотря на то, что большинство населения этой страны по-прежнему составляют шииты и она воспринимается, в первую очередь, как шиитская.
Совет муфтиев России обеспокоен проблемами суннитов в Азербайджане
Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют? Татары, как сунниты, придерживаются широко принятых практик и учений суннитского ислама. Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али. Возникновение суннитов и шиитов относят к VII веку, когда после смерти пророка Мухаммеда ислам раскололся на несколько толков.
Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют? Мусульмане России – это сунниты или шииты?
На территории России преобладают мусульмане-сунниты (Приуралье, Поволжье). Шииты преимущественно проживают в ближайших к границе районах Северного Кавказа. Шииты и сунниты в чем разница кратко простыми. Сунниты и шииты верят в одного пророка, читают один и тот же Коран и совершают намаз в сторону Каабы.