Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем, когда сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого.
Почему на Масленицу пекут блины, сжигают чучело и приносят жертвы медведям
Грядёт окончание Масленичной недели,а вместе с ним и Прощеное воскресенье. В языческие времена сжигание чучела и удобрение земли ее пеплом было мистическим ритуалом, который якобы мог повлиять на плодородие земли. Церковь терпимо относится к Масленице, однако сжигание чучела не поощряет, относя этот ритуал к языческим. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри.
Топили и рвали чучело. Загадочные традиции Масленицы, о которых забыли
Результат зафиксирован даже в книге рекордов России. А самым большим в мире считается блин, испеченный в Великобритании в 1994 году, диаметром в 15 метров. Сжигать чучело не означает проводить зиму. Это обряд, похожий на жертвоприношение. Дело в том, что чучело издавна считалось символом плодородия. Сжигая его, люди считали, что делают почву более плодородной. Именно поэтому пепел сожженного чучела раскидывали по полям.
Напомним, что в этом году Масленица проходит с 20 по 26 февраля. Расписание праздничных мероприятий в Тюмени, Ялуторовске и Тобольске вы найдете здесь.
Кроме дня заключительного - Прощеного воскресенья. И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Так же, как и без усердного посещения богослужений. Про блины чуть позже, сначала о том, зачем нам нужен этот праздник весны.
Все просто: семь дней Масленицы готовят нас к Великому посту 18 марта - 4 мая. И церковное название праздника - Мясопустная неделя - от слова мясопуст, которое означает, что мы "отпускаем" мясо и больше его уже не едим. Другое имя Масленицы - Сырная седмица неделя - говорит о том, что это время, когда еще можно есть молочное и яйца. Но радость Масленицы - это не праздник желудка, а ликование щедрой души. Вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания.
Молясь за них, верующие включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до них. Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам.
Сжигание чучела: зачем это делают С древнейших пор наши предки предавали огню все то, что готово покинуть мир, и эти обряды воплотились в сжигании чучела в конце масленичной недели. Чучело — символ долгой зимы: она подходит к концу, и ее нужно проводить с честью. Яркий огонь символизирует очищение и возрождение, а само чучело по преданию — дар богам и своеобразное жертвоприношение взамен на их благосклонность. Традиционно чучело мастерят из простых и подручных материалов, которые в прежние времена можно было найти в каждом доме. Сено, старая одежда, мешки, длинная палка — вот и все нехитрые приготовления. Соломой или старым сеном набивали мешки, наряжали в платок и юбку с рубахой, закрепляли на длинном шесте. С чучелом Масленицы было принято кататься по деревне, распевая веселые песни и ронять его в сугробы, чтобы зима поскорее прошла.
Сожжение чучела — это не только забава, но и старинный обряд, во время которого каждый может осуществить задуманное или попрощаться с тем, что уже не нужно.
Почему бревно, венчающее дом, называется коньком? Почему на его конце, развернутом на улицу, вырезали голову коня? Дом, по представлениям древних, «вырастал» из тела жертвенного животного, из тела коня.
Поэтому конская голова и венчала жилище. В какой-то момент петух в качестве жертвы заменил коня: строить стали больше, кони стали дороже. Но ведь и конь когда-то заступил место человека. До него в жертву будущему дому, месту, дающему приют огромной семье на долгие годы, приносили первенца, ребенка.
Это для нас непостижимо. Это для нас страшно. А для древних, которых мы почитаем своими предками, такое было в порядке вещей, традицией. Обряд сжигания Масленицы, между прочим, стоит в том же ряду.
Он напоминает: когда-то люди поклонялись Солнцу, почитали его и приносили ему человеческие жертвы. Одно из свидетельств тому — сказка «Снегурочка». Это самая что ни на есть «масленичная» сказка. Девочка из снега погибает с наступлением весны в пламени костра.
Как объясняют нам историки, сказка — слепок с древнего, исчезнувшего обряда. В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь. Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом.
Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка. Дети воспринимают сказку здесь и теперь, внутри контекста той культуры, в которую рождаются и в которой живут, внутри современного ассоциативного ряда. И праздник для ребенка становится празд-ником не потому, что он был значимым событием в глубокой древности, а потому, что имеет смысл сегодня и отвечает психологическим запросам детства. Психологопедагогический критерий в «отборе традиций» для внедрения их в жизнь детсковзрослого сообщества, учет детского восприятия мира при работе с детьми совершенно необходим.
Прежде чем водружать куклу на костер, нужно подумать, чем она по природе своей является для ребенка. Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия. Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется.
И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали.
Почему на Масленицу пекут блины, сжигают чучело и приносят жертвы медведям
Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. История Масленицы в России и у славянского народа в целом кульминацией праздника называет сжигание чучела. “Масленице” и сожжении чучела. Когда по традиции веков надо сжигать чучело на Масленицу, когда это произойдет в 2024 году. Сжигание чучела на Масленицу — это одна из самых популярных традиций праздничного события.
Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви
На Масленицу в Липецкой области сожгли 4-метровое чучело Хагги Вагги. В языческие времена сжигание чучела и удобрение земли ее пеплом было мистическим ритуалом, который якобы мог повлиять на плодородие земли. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Провожали зиму сожжением чучела Масленицы, то есть символическими похоронами. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. В последний день Масленицы принято сжигать чучело – это символизирует переход от зимы к весне.
Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?
Почему на Масленицу сжигают именно бабу Сначала стоит напомнить, как появилась Масленица. По одной из версий, ранее перед Великим постом мясо и изделия из него есть нельзя было, а ежедневный рацион состоял из блюд из молочных продуктов — молока, сметаны, сыра, масла. Вероятно, именно поэтому неделю окрестили масленичной, а праздник — Масленицей. Каждый день Масленицы сопровождается своими традициями. Например, начинается неделя с выпекания блинов, которыми угощают нищих, чтобы они помянули души усопших. Затем парни приходят в гости к девушками, чтобы свататься.
На 3-й день мужчины идут в гости к мамам своих жен на блины, и чем сытнее будет тещин стол, тем сильнее она любит зятя.
День седьмой — «Проводы» или «Прощённое воскресенье» Апофеозом Масленицы было воскресенье. Этот день начинался со сборов по дворам старой соломы, тряпок, лоскутков и ненужных вещей. Занимались этим дети. Они же складывали свою «добычу» в специальном месте. По словам специалистов, как правило, это было на берегу реки, на льду озера, за околицей в поле, на горке, на перекрестках дорог, а порой и на могильниках.
Жгли чучело с песнями и хороводами. Детям полагалось вырывать горящую солому и подбрасывать её в воздух. Смех и веселье, сопровождавшие обряд, имели магический характер: они способствовали усилению производительных сил природы: урожаю хлебов, трав, плодов. Чучело, сгорая, возвращало эту силу земле, это обряд уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть ради будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил», - объясняет Мария Польская. Чучело жгли всегда с хороводами и песнями. Из цикла «Псковская Масленица» После костра народ всё с теми же песнями расходился по домам.
Напоследок полагалось просить прощения за все причинённые обиды и кланяться в ноги. А обижаться ведь было на что! У наших предков, рассказывает главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы, бытовали несколько «диковатые» по сегодняшним меркам масленичные традиции. Вот некоторые из элементов праздника, без которых жители Псковской области не представляли Масленицу: I. Воровство невест Свадьбы на Руси было принято играть до начала масленичной недели. Эти семь дней перед началом Великого поста церковь называла также Мясопустной неделей, последней подготовительной перед постом.
В это время запрещалось есть мясо и венчаться. Тот, кто не успел сыграть свадьбу до Масленицы, теперь вынужден был ждать окончания поста ориентировочно в конце весны. Терпеть так долго готовы были не все. Именно поэтому, пользуясь всеобщим весельем и ослаблением контроля, в масленичные дни парни воровали невест. Делалось это в большинстве случаев на ярмарках. К нарядным девушкам подъезжали на санях, предлагая прокатиться, а после, сделав несколько кругов по деревне, завозили в дом и держали там до утра.
Зима и весна женского пола. Чучело наряжают в старые, рваные костюмы. Углем рисуют лицо, свеклой — губы. Сжигание чучела означает обновление: в костер специально бросают старые ненужные вещи, чтобы сжечь все плохое, печальное, грешное.
С костром даже связывают примету: чем он выше, сильнее, тем более ранней будет весна, а урожай —- обильным. Как сделать чучело-бабу на Масленицу Сделать чучело-бабу не сложно: взять пару брусков, один из которых — длинный, и сделать из них крест; при помощи сена, соломы или бумаги сформировать тело. Можно использовать даже веники, главное, чтобы они горели; затем соломой набивают мешки, сшивают, и получается голова.
Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе.
Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.
Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.
Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы.
Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды.
Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира.
Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов. Так что над масленицей умничать нечего. Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя.
Гори ясно: Как зовут масленичное чучело и зачем его сжигать?
Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Праздник завершился сжиганием семиметрового чучела Масленицы [6]. Ритуальное сожжение чучела Зимы, которое приходится на последний день Масленницы, берет свое начало с незапамятных времен, когда этот праздник был языческим. Праздник завершился сжиганием семиметрового чучела Масленицы [6]. Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства.
Поговорим о масленице
Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело Фото: традиционное чучело Масленицы/ Если вы решили сжечь чучело на Масленицу – внимательно присмотритесь к деталям, изучите, из чего оно сделано. Ритуальное сожжение («похороны») чучела Масленицы также должно было обеспечить хороший урожай. Сожжение чучела Масленицы, которое принято мастерить в понедельник, пройдёт 17 марта. Сжигание чучела означает обновление: в костер специально бросают старые ненужные вещи, чтобы сжечь все плохое, печальное, грешное.