Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о заработке столичных священников Русской православной церкви. Подробно разбираем сколько зарабатывают русские священники, и отличается ли этот заработок от прибыли иностранных священнослужителей. Сколько получает батюшка в церкви в России: статья для сайта. При этом зарплаты молодых священнослужителей не бывают высокими и редко превышают 35 тысяч рублей в месяц. Сколько получают священники в россии? Как и сколько зарабатывает священник в церкви разных стран. Какая зарплата у священнослужителей и от чего она зависит? Доход российского священника нестабилен и зависит от многих факторов, поэтому точные цифры назвать трудно. некоторых отдаленных деревнях батюшки зарплату вообще не получают, трудятся во Славу Божью.
Церковные специальности
- Рабочий день священника храма в РПЦ
- Сколько зарабатывают Священники
- Не верой единой: сколько зарабатывает священник в России
- Приход и доход: как живут в Москве люди церкви - Москвич Mag - 05.08.2021
- На что живет батюшка
- На что живут священники
РПЦ рассказала о зарплатах священников
Абсолютное большинство людей церкви (кроме епископата и той части батюшек, которые завязаны на крупных спонсоров) на практике кормятся только из этого источника. Сколько зарплата у батюшки в церкви? Священники в церквях получают около 20-40 тысяч рублей в месяц. Помимо официальной оплаты, служители Церкви получают вознаграждения и за совершения различных треб (освещение квартиры, причащение на дому, крещение). Расчет зарплаты батюшки: основные факторы Зарплата батюшки в церкви в России зависит от нескольких факторов.
Доходы священнослужителей в России и других странах – мифы и правда
Экс-клирик Успенского храма в Московской области Максим Каскун назвал вопрос о росте зарплаты в церкви самым большим грехом для православных христиан. Приходской священник анонимно рассказал, как получить место в богатом храме, на что живет приход, какова наценка на свечки и куда идут никами становятся только те, кто получил духовное образование и окончил семинарию. В регионах зарплата священника колеблется от 20 до 200 тысяч рублей в месяц, а только пришедший на службу священнослужитель может получить зарплату примерно 35 тысяч рублей. Зарплата священника в 2021 году: сколько зарабатывают в россии, получают ли заработную плату от государства, сколько получает батюшка в церкви, из чего складывается официальная заработная плата.
Свежие записи
- Есть ли у священника зарплата? - Православный журнал «Фома»
- Структура доходов
- Парень инсценировал бандитское нападение, чтобы сделать предложение: девушка была в шоке
- О доходах духовенства
- На что живут священники
Приход и доход: как живут в Москве люди церкви
Стало известно, сколько получают служители Русской православной церкви. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Месячная зарплата священника достигает 1 млн рублей, что в несколько раз выше заработка чиновника. в Москве настоятель храма получает от 100 000 рублей до миллиона, а рядовой священник — от 60 000 до 80 000 рублей.
Зарплата священника: свято место пусто не бывает? ☦️
© Служба новостей «». Вырученные деньги батюшка направляет в храм, чтобы его поддерживать, и сам с семьей живёт на эти средства. А сколько получают в Мск заштатные батюшки в приходе в обеспеченном районе?
Священники в России оказались богаче чиновников: данные зарплат в РПЦ утекли в Сеть
Православному священнику, понятное дело, приходится там туго. Католические и протестантские храмы там выглядят намного богаче, имеют солидную финансовую подпитку со стороны... Хотя, кто знает, может быть РПЦ и отстёгивает что-либо этим свои папуасским братьям во Христе. Но в такое верится трудно...
При этом рядовой священнослужитель в столице может смело рассчитывать на ежемесячный доход в размере от 60 до 80 тысяч рублей. В регионах зарплата священника колеблется от 20 до 200 тысяч рублей в месяц, а только пришедший на службу священнослужитель может получить зарплату примерно 35 тысяч рублей. Издание отмечает, что формально представитель духовенства не может быть наемным работником, что регламентируется специальным законом "О свободе совести".
Не считаются также и целевые взносы — пожертвования, гранты и пр. Но есть нюанс — чтобы исключить эти поступления из налоговой базы, надо доказать в отчете в ФНС, что все они были потрачены на уставную деятельность. Так что хватает простых человеческих хлопот и церковным бухгалтерам. Должность — священник Петербургская епархия — это отдельное юрлицо.
Оно тоже имеет статус религиозной организации, единственный учредитель — «Московский патриархат». В, если так можно выразиться, офис епархии в Александро-Невской лавре наб. Монастырки, 1 МЧС по вполне понятным причинам также наведывается часто. Уже у епархии в качестве учрежденных ею некоммерческих организаций — многочисленные приходы соборов, храмов и церквей по всему городу, а также отдаленные монастыри. Митрополит-то у нас не только Санкт-Петербургский, но и Ладожский. И уже вот в этих «внучатых» для РПЦ в юридическом смысле слова юрлицах и значатся руководителями действующие настоятели. При этом на священнослужителей нормы, прописанные в законе, не распространяются — трудовые договоры с ними обычно никто не заключает, разъясняют на сайте Московской епархии юристы. Однако это не значит, что священнослужители по месту работы автоматически лишаются всех благ мирских. Пунктом 4 этого же закона определено, что они подлежат социальному и пенсионному обеспечению и социальному страхованию, так что в старости без хлеба насущного они не останутся. При этом у священников, как и у всех, есть еще и трудовая книжка.
Ее заводит епархия: когда владыка дает батюшке приход, в пункте «организация» указывают адрес этой церкви, рассказал протоиерей одной из региональных епархий Иоанн Бабяк. Должности и карьерные перспективы в сфере духовной тоже имеются. А потом уже можно дальше продвигаться по карьерной лестнице: от священника к епископу и так далее. Тогда меняется и должность в трудовой книжке», — пояснил он. Хотя трудовой договор со священниками обычно никто не заключает, подношениями и благодарностями они не живут. По нормам Трудового кодекса, каждая религиозная организация должна платить сотрудникам зарплаты не ниже МРОТ и, как оказалось, действительно платит.
В РПЦ подобные вопросы считаются страшным грехом. Обсуждение зарплаты церковников карается тяжелее брани на Святого Духа. Каскун же придерживается альтернативной точки зрения. По его мнению, плохо думать, что священники должны жить в нужде.
Зарплата священников в России: красиво жить не запретишь
Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии. Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа.
Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём».
Церковный устав Согласно церковному уставу, священник обязан служить, даже если это приходится делать бесплатно. И это происходит в новых неосвоенных приходах, где ситуация такова, что доходов практически нет и приходится подрабатывать, дабы содержать храм в порядке и себя не забыть. Священнику зарплата не полагается, равно как трудовой договор и трудовая книжка. Однако простые служащие оформляются в соответствии с ТК. Во всяком случае, она не меньше минимальной по России.
В отдаленных храмах служат Богу бесплатно - просто приходят желающие и выполняют необходимую работу, а если таковых не находится, то священник с матушкой делают все сами. В Москве, например, настоятель может получать от 100 000 рублей, а рядовой священник от 60 000 до 80 000 рублей. А вот в деревне - как повезет. Примерный реестр выглядит так: в областном центре рядовой священник может получать от 20 до 200 тысяч рублей; если священник начинающий, то его месячный доход будет около 35 тысяч рублей. Но если мы говорим о Москве, то в каком-либо из центральных храмов доход настоятеля может составить и миллион рублей. Вот такая география.
В богатых странах с сильными религиозными традициями зарплаты священнослужителей выше. Заработок священника в России в 2024 году В России, стране с обширными территориями, зарплата священнослужителей разнится кардинально, иногда на порядок, в зависимости от места расположения храма, в которых они служат.
На проповеди. Пастве нужны молодые и образованные священники В большинстве случаев оплата труда священника зависит от настоятеля церкви, который назначает ее для конкретного соискателя по результатам собеседования. В руках настоятеля сосредоточен доход, получаемый храмом от проведения обрядов, продажи книг и свечей, пожертвований при проведении служб, доходов от коммерческой деятельности. Ее размер ориентирован на среднюю заработную плату работников социальной сферы в разных регионах. Самыми высокооплачиваемыми могут считаться батюшки Приморского края; 100 тыс. В Северной столице попы получают в два раза меньше — 50 тыс. Вдвое, а иногда и втрое меньше эта сумма для священников маленьких сельских храмов российской глубинки. Сколько получает священник в Москве Рядовые столичные клирики зарабатывают в среднем в 60—80 тыс.
Бывший настоятель Елоховского Богоявленского собора в Москве Александр Агейкин, ныне председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; его зарплата исчисляется суммой с шестью нулями Настоятели московских храмов, по свидетельству издания «Рамблер. Финансы» со ссылкой на информацию Businessman. Льготы и выход на пенсию Все священнослужители имеют трудовые книжки, зарегистрированные в Пенсионном фонде, и медицинские страховки. Отчисления в Пенсионный фонд совершаются настоятелем и имеют стандартный размер, определенный Трудовым законодательством.
К примеру, в Москве средний заработок составляет около 60 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге этот показатель чуть ниже и доходит до 45—50 тысяч рублей. В периферийных регионах, особенно находящихся в не самых благоприятных финансовых условиях, средняя зарплата может составлять 20—25 тысяч рублей. Предоставляемые льготы В 2009 году для упорядочивания ряда финансовых вопросов было создано Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата. Помимо распределения центрального бюджета и ряда других задач, эта служба занимается назначением поощрительных и прочих выплат сотрудникам. Так, священник может обратиться в службу в том случае, если получаемого дохода не хватает, и ему могут быть назначены поощрительные выплаты. Данное правило действует в отношении многодетных отцов и в ряде других случаев, когда компенсация действительно необходима. В остальных случаях зарплата священнослужителей остается без каких-либо повышений и дополнительных бонусов. Вопреки расхожему мнению, рядовые служители РПЦ, священники и другие работники часто получают оклад ниже среднего по региону. Это обусловлено не всегда логичным и добросовестным распределением бюджета или мизерными доходами храма.
Какая зарплата у священника в России и кто ее платит
Первые 15 лет оно так и простояло в руинированном виде, и только при новом настоятеле, около шести лет назад, началась активная реставрация. Сейчас она уже близка к завершению: осенью леса уберут, и церковь будет иметь свой первоначальный внешний вид, только в окружении типовых советских многоэтажек. Андрей проводит экскурсии по церкви и территории бывшего приюта довольно часто. Он неплохо изучил историю этого места и увлеченно о ней рассказывает. У него к тому же широкий кругозор: он без усилий и с видимым интересом поддерживает разговор и об истории русской революции, и о войне, и, конечно, о философии с богословием. За его плечами десять лет профильного образования — сначала семинария, потом духовная академия. Сейчас он вернулся к своей кандидатской диссертации на тему «Анализ теории Уильяма Джеймса о сущности религии». В настоящее время Андрей работает в миссии прихода, и у него довольно большой круг поручений. Помимо экскурсий он проводит огласительные беседы для тех, кто собирается принять крещение или стать крестным родителем; произносит проповеди по основам христианской религии для прихожан; ведет кружок по изучению Священного писания для детей в период работы воскресной школы; раз или два в месяц ездит в СИЗО — социальное служение прихода связано с духовным окормлением заключенных. Бывают дела и попроще.
Например, во время карантина Андрей занимался организацией бесплатной доставки продуктов пожилым прихожанам храма. Все эти активности — внутри рамок основной оплачиваемой должности — псаломщик храма. Но немногие согласились бы на нее в Москве. Мои представления о людях церкви связаны со скандалами вроде того, что произошел с иеромонахом Илией, который за рулем своего джипа Mercedes G500 совершил наезд на дорожных рабочих, двое из которых погибли. Андрей лишь пожимает плечами и приглашает взглянуть на свою служебную комнату. Это крохотное — примерно три на три метра — помещение у крыльца храма. Внутри стоят две двуспальные кровати. На стареньком столе — потрепанный дешевый ноутбук с затертыми клавишами. Полукруглое окно создает даже своеобразный уют, но комната все равно очень скромная.
Церковная экономика Экономика Русской православной церкви — тайна за семью печатями. Патриархия очень неохотно рассказывает о своих доходах и расходах. Почти никакой статистики не публикуется. Но и рядовые батюшки не любят рассказывать о деньгах. Именно они покупают что-то в церковных лавках и делают пожертвования. Затем каждый приход платит епархиальный взнос — он может быть очень разным в зависимости от местных условий, епископа, настоятеля и т. Но в целом настоятель не заинтересован в том, чтобы раскрывать доходы своего прихода. С него немедленно могут потребовать больше денег в церковную кассу. Авторы выделили несколько главных источников пополнения бюджета РПЦ.
Это государственное финансирование, направленное, например, на восстановление и реставрацию возвращенных церкви зданий или строительство новых храмов. Его размеры увеличиваются все последние годы. Сохраняют свое значение спонсорские пожертвования. Существенную роль играют доходы от принадлежащих церкви предприятий, от скромного кафетерия возле прихода или «свечного заводика» до гигантов вроде художественно-производственного предприятия «Софрино»», изготавливающего церковную утварь и предметы культа. Наконец, это отчисления епархий, которые формируются из денег, собранных с прихожан. Каждые полгода ко мне обращается очередной журналист, которому кажется, что писать про церковные деньги — это гарантированный хайп. А мне просто грустно становится: я заранее знаю, что это тупик. Из 5,6 млрд рублей, в которые доходы РПЦ оценивала налоговая служба в 2014-м, на самую «земную» часть православной экономики то, что в церкви оставляют сами верующие приходится сегодня около трети общего бюджета Русской церкви, считают журналисты. Абсолютное большинство людей церкви кроме епископата и той части батюшек, которые завязаны на крупных спонсоров на практике кормятся только из этого источника.
В России, по данным на 2019 год, было 40,5 тыс. По данным городской епархии, на конец 2020-го московское духовенство включает 32 архиерея, 1378 священников и 407 дьяконов, распределенных между 1204 столичными храмами. В реальности действующих церквей со своей общиной меньше — всего 307 и еще 66 приходских часовен. К этому можно прибавить 121 временный храм и 153 в стадии строительства.
Но со временем финансово содержать учебные заведения стало сложно. Да и конкурс снижался, особенно в регионах с плохой демографией. Поэтому один из возможных путей решения проблемы — переформатировать «отстающих». Возможно, некоторые семинарии будут давать лишь базовую богословскую подготовку, после которой студенты решат, идти в священство или нет. Кроме того, малочисленные учебные заведения смогут примыкать к более крупным. Этому, по словам главы Учкома, поспособствует дистанционный формат. О причинах нехватки священников размышляет в телефонном в интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев : Тема очень интересная и близкая для меня. В Брянской епархии я прослужил 18 лет. Один раз в неделю служил в зоне, иногда мероприятия проходили два раза в неделю. Ритм был серьёзный, поэтому я хорошо знаком с этой проблемой. Например, перед отъездом из Брянской епархии мне предложили должность штатного сотрудника в воспитательном отделе колонии. Я согласился, но такая традиция имеет под собой непостоянный и несистемный характер. В каждой зоне складываются особые отношения начальника ИК и духовенства. В течение 10 лет окормления тюрьмы мне не платили оклада. Я мог окормлять тюрьму, потому что у меня был хороший приход, было на что жить и что подарить заключённым. Мы привозили в ИК кресты, иконы, утварь, всё необходимое для Богослужения. И никто нас не финансировал. В служении тюремного и военного духовенства есть прорехи: до сих пор священники не являются штатными сотрудниками ведомств. Наш батюшка, отец Константин Голубев, в прошлом офицер Флота, ныне пытается заняться решением этого вопроса. Он ищет взаимодействия с военным руководством. Отец Константин рассказывал, что до сих пор священники в зоне СВО ничего не получают. Всё держится на энтузиазме и внутренних порывах. Государство не принимает таких законов, которые позволяли бы духовенству Русской Православной Церкви сотрудничать с военным и тюремным ведомствами. Если эта проблема решится, то и решатся все остальные. Нужно священников сделать штатными сотрудниками ведомств. Это касается и медицинских учреждений. Теперь о проблеме нехватки священников. У нас из прихожан Ропшинского прихода, где я являюсь настоятелем, до десятка людей учатся в духовных семинариях, в основном в СПбДА. И это только с одного нашего прихода. Что является неправильным на первом этапе призыва к священству?
Перед ним стоит выбор: срочно вступить в брак и искать место в церкви, либо остаться холостым и постричься в монахи. Первый вариант более привычный. Также смотрите Ремонтные работы в выходные и праздничные дни После женитьбы семинарист может рассчитывать на посвящение в духовный сан путем прохождения рукоположения. Ему нужно написать прошение епископу для дальнейшего определения в священники. Второй путь реализуют реже, поскольку вести такой образ жизни достаточно сложно. В церковную иерархию входят церковнослужители и священнослужители. Первые только помогают проводить службы. Вторые же проходят рукоположение и имеют право на совершение таинств, могут управлять приходом. Они делятся на диаконов, иереев и епископов. Сколько месяцев, лет или десятилетий семинарист потратит на то, чтобы стать священником, зависит только от его способностей и послушания. В приходах назначают своего главу. Если в нем малое количество прихожан, то священник выполняет основную часть работы сам и с помощью матушки. Если же людей больше, то могут нанять свечниц, уборщиц, привратников присматривают за храмом. Священник же будет приходить только на служения. Уволить могут за проступки, повлекшие для церкви репутационный и публичный ущерб. Виновник для начала может перейти в приход в другом населенном пункте, после — в отпуск без компенсации. При серьезных нарушениях могут вовсе уволить. Как формируется бюджет церкви Денежными средствами распоряжается настоятель. Это глава юрлица — православной религиозной организации в определенной местности. Храмы регистрируются в установленном законодательством РФ порядке как некоммерческие организации. У них есть свои уставы и бухгалтерия. Приходы существуют на пожертвования от прихожан и захожан. Люди покупают свечи, иконы, записки, и другие предметы, заказывают требы священнодействия, совершаемые по просьбе, например, освящение, крещение, венчание. Приобретая крестик, человек по сути делает пожертвование на рекомендуемую сумму. Если рассматривать эту операцию юридически, то вернуть религиозный аксессуар нельзя, поскольку он получен бесплатно. Какую сумму устанавливать на те или иные товары, также решает настоятель. Летом доход церкви ниже, чем в другие времена года. Люди разъезжаются по отпускам и больше занимаются личными делами. Наиболее прибыльное время — это церковные праздники, особенно Пасха, Рождество и Крещение. В крупных городах денег жертвуют больше. В деревнях бабушки могут приносить еду с собственного огорода, какие-то заготовки и вещи. Храмы областных столиц могут собирать доход около 1—2 млн. В Москве — еще больше.
В центральных регионах — 20-40 тыс. В Тюменской области — 60-85 тыс. Во Владивостоке — 20-40 тыс. В Екатеринбурге и Челябинске — 30-35 тыс. В маленьких городках Зауралья — 7-10 тыс. Доход также зависит от стажа. Даже в популярных посещаемых храмах вчерашний выпускник не может получить более 35 тыс. Зарплату ему увеличат только при стаже от 5 лет. Читайте также Как рассчитывается пенсия по баллам. Какой должен быть пенсионный коэффициент в 2024 году Как рассчитывается размер пенсии по баллам Размер страховой пенсии рассчитывается путем умножения количества накопленных пенсионных баллов IPK на стоимость одного балла, установленную законом на… Какие льготы положены священникам в России То, что РПЦ — отделена от государства и является самостоятельной структурой, не означает, что у духовников свои правила. Приходы и епархии могут быть оформлены как юридические лица. То есть они платят все предусмотренные законом налоги и отчисления в доход государства. Все служители имеют трудовые книжки, им начисляется трудовой стаж и пенсионные баллы.
Приход и доход: как живут в Москве люди церкви
От этого много разводов среди нашего брата. Словом, те деньги, которые остаются от храмовых расходов, перепадают батюшкам и их семьям. Естественно, этих денег не хватает. Даже если бы я, например, все деньги забирал себе, то всё равно моя семья жила бы существенно ниже прожиточного минимума. И такая ситуация у многих, весьма многих настоятелей… На что вы тогда живёте, спросите вы? Отвечаю: мы питаемся Святым Духом. Это происходит примерно так: ты не можешь, но ты стараешься любить людей, миловать их, как в той притче о неверном домоправителе, а Господь не оставляет тебя. Приведу ряд примеров.
Дом, который нашему приходу выделила администрация, нуждается в постоянном ремонте, он просто весь гнилой. Покосились у нас ворота, и я боялся, что крытый двор зимой под тяжестью снега может рухнуть на детей. Есть в посёлке человек, хороший человек, один из лучших сварщиков в районе, он переживает сейчас далеко не лучшее время в своей жизни, и я как могу помогаю ему, поддерживаю, а он нашему дому в благодарность ворота сварил. Ну где бы я взял 50 тыс.
И они, как правило, складываются в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге. Влияет на доходы храма и его место расположения в городе, и то, новое ли здание у церкви или старый исторический памятник. По словам митрополита Илариона, чем дальше в глубинку, тем, как правило, приходы менее состоятельные. В деревне священники могут жить не только скромно, но и бедно. Приходы за пределами России, особенно в дальнем зарубежье, обычно являются "очень бедными", так что во многих приходах священники вообще не имеют зарплаты, получая лишь символическое пособие.
Про Шигирского идола Также он прокомментировал свое отношение к Шигирскому идолу. У меня много вопросов к этому. Я бы не стал делать Шигира символом Екатеринбурга, — заявил глава митрополии. Про зарплату священника Один из свердловчан поинтересовался, сколько зарабатывают священники. Ближайшая аналогия — зарплата учителей. Священник в Екатеринбурге получает 30—35 тысяч рублей, — ответил владыка. Митрополит уже не в первый раз высказывается против абортов в России.
Со своей женой я познакомился еще в школе. Потом мы несколько раз расставались и общались, когда я был семинаристом. Все то же самое. Такая же милая и немного приторно-противная романтика. Это греховно? Просто да, я пытаюсь держать себя в руках, пытаюсь чаще включать голову, разум и совесть, чем какие-то другие органы. Наверное, так должны делать все молодые люди, которые настроены на серьезные отношения и хотят вступить в брак. Церковь за секс. Посмотрите хотя бы тексты нашего таинства венчания. Другой вопрос, что такое секс в нашем понимании. Мы считаем грехом любой секс вне брака. С другой стороны, в брачную жизнь, в спальню к супругам мы не лезем. У нас нет православной «Камасутры», мы не вешаем графики на стенах и не раздаем советов. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще» Если ты считаешь себя обезьянкой, то в мире обезьянок вообще не важно, кто, где, как и с кем спит. Но если ты не обезьянка, возникает вопрос: кто такой человек? В христианской системе определение человека, кроме прочего, затрагивает такие важные аспекты, как мое естественное желание размножения. В нашем понимании секс должен быть в браке как наивысшая точка супружеской любви. Поэтому мы не считаем, что секс должен быть только для зачатия и рождения детей. Нет, это естественная часть супружеской жизни. Для них важно вытатуировать на себе крестик — либо на запястье, либо на лбу. С одной стороны, это какой-то вызов арабскому миру, что вот мы христиане, с другой — это просьба в случае чего похоронить по-христиански. Это религиозная татуировка, к которой у меня нет вопросов. Это оправданная традиция. В других случаях церковь относится к татуировкам сложно. Потому что мы видим в теле человека храм Святого Духа. И не каждое изображение, даже если внешне оно благочестиво, может хорошо смотреться на нем. Поэтому мы не то чтобы запрещаем, но относимся к тату с осторожностью. Я таких видел. Их не очень много. Обычно это татуировки из прошлой жизни. Их оставляют как память о бурной молодости и прочих приключениях. Потому что у нас нет линейки, которая замеряет степень веры каждого человека. Я читал дневники и истории постреволюционных священников, которые писали, что давно уже не верят, но люди они в возрасте и потому просто делают привычные для себя вещи. Я не знаю. Понимаю, речь о более проработанном имидже и большей привлекательности. Вопрос: почему у нас в храме столько бабушек? Зайди к тем же католикам — там намного больше молодежи. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще. Смысл в том, что у нас ведется очень хорошая работа с бабушками как с целевой аудиторией. Тон нашей церковной проповеди очень соответствует запросам именно этой группы людей. То есть то, как мы говорим, близко женщинам, которые прожили жизнь. С одной стороны, они смотрят в свое прошлое. У людей есть потребность в покаянии. Не в том смысле, что «прости, Господи». Просто люди старшего возраста хотят исправить ошибки прошлого. С другой стороны, они смотрят в будущее. Но понимают, что там их ждет медленное увядание и затухание. Они чувствуют дыхание смерти. И вот получается, что наша традиция и тон проповеди подходят таким людям. Оттого бабушкам и заходит православие. Но наша проповедь по форме чужда и непонятна условному программисту, который только-только окончил универ. Он не мыслит нашими материями, у него другие формулы в голове. К нему нужен другой подход. В своем блоге я и занимаюсь тем, что пытаюсь подобрать подход к своему поколению и к самому себе. Но, насколько я помню, первоначальная задача опиума — не быть дурманом, а снимать боль. И религия во многом — да, снимает боль. Поэтому я бы выкинул из церковного обихода все эти ритуальные византизмы — обращения вроде «Ваше Высокопреподобие, Преподобие, Преосвященство» и так далее. Знаешь, если ко мне официально обращаться, а это происходит редко, то я «Ваше Преподобие». Церковь — очень традиционное общество. Но уже настал другой мир. Самый яркий элемент из прошлого — поцелуй руки священника. Да, мы говорим о том, что священник — это образ Христа, поэтому люди целуют не руку священника, а божью десницу. Но в реальности это часто развращает священников, которые перестают видеть в окружающих людях ближних, а видят подчиненных. Наверное, в византийской культуре такое смотрелось гармонично и естественно. В нашей — уже нет: дико и непонятно. Я бы от этого отказался, чтобы церковное общество стало человечнее. О каком равенстве может идти речь, когда я тебе целую руку каждый раз, когда с тобой здороваюсь? Это первое. Я хотел бы перевести наши службы на адекватный язык, на котором мы общаемся. На белорусский или русский. Да, каждую субботу в Петропавловском храме проводятся службы на «мове».
Приход и доход: как живут в Москве люди церкви
© Служба новостей «». Помимо официальной оплаты, служители Церкви получают вознаграждения и за совершения различных треб (освещение квартиры, причащение на дому, крещение). Заходя в церковь, вы вряд ли думаете о том, какую зарплату получают священники и служители – Самые лучшие и интересные новости по теме: Россия, общество, православие на развлекательном портале Заходя в церковь, вы вряд ли думаете о том, какую зарплату получают священники и служители – Самые лучшие и интересные новости по теме: Россия, общество, православие на развлекательном портале Главная» Новости» Служащие в церкви получают зарплату. Рядовые священники, в том числе служащие в этих роскошных храмах, настоятели церквей в деревнях и маленьких городках имеют средний заработок, если не сказать низкий.