В августе 1944-го севернее Шауляя, близ местечка Жагаре, командир танковой роты Михаил Шуйдин получил приказ организовать у дороги засаду и надежно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Михаил Шуйдин, Юрий Никулин клоун, манеж на развлекательном портале. В 1950 году Никулин и Михаил Шуйдин составили клоунский дуэт, который стал знаменитым в кратчайшие сроки. Андрей Шуйдин стал трехкратным чемпионом СССР с юниорскими и молодежными командами ЦСКА, а потом всю жизнь проработал в цирке. Юрий Никулин, Татьяна Никулина и Михаил Шуйдин за кулисами цирка. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (1978). Сохранено в Цирк Разное.
Рассылка новостей
- Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (Репризы 1950-1980 год)
- На войне, на манеже, на экране. Сегодня — 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
- фотографии >>
- Фото "Юрий Никулин и Михаил Шуйдин", 1955 - 1960 - История России в фотографиях
Шуйдин Михаил Иванович: биография
Немцы стремительно атаковали, а будущий артист, находясь буквально в самом пекле на передовой, направлял удары зенитной батареи. Перенос огня по нескольким десяткам целей под непрерывную корректировку с поля оказался настолько эффективным, что противник бежал врассыпную. Победу старший сержант Никулин встретил в Прибалтике. Клоун-танкист Михаил Шуйдин встретил военные годы слесарем. Но уже через год он обучался в танковом училище, из которого вышел лейтенантом. Летом 1943 года его 35-я гвардейская танковая бригада под командованием Ази Асланова участвовала в боях Белгородско-Харьковской операции.
Обычно журналы боевых действий танкистов этого периода выглядят примерно одинаково. Бронетехника изнашивается и гибнет за считанные дни или недели сражений. Боевые машины, оставшиеся на ходу, поступают на вооружение более боеспособных частей, а остатки танкового отряда отправляют в тыл на пополнение и переукомплектование. Танки теряли в каждом бою, и теряли помногу. Но Шуйдину повезло — и он, и его боевая машина остались целы.
Сотрудничество с ним подарило колоссальный опыт. Но это не мешало видеть начинающим артистам недостатки мэтра. У человека был взрывной характер, терпимость и доброжелательность — это не про Румянцева. Осенью 1950 года Никулин и Шуйдин после очередного скандала от учителя ушли. Тот негодовал и безмерно злился.
Ведь выступали по-прежнему на одной арене цирка на Цветном бульваре в Москве. А тут еще у «балбесов» стало получаться. А Карандаша в это время рвало в уборной… Публика их полюбила. О, как бесился Румянцев!
Шло время, но память настойчиво возвращалась к рассказу ветеранов. В конце концов, я решил: надо ехать! Подольск встретил меня приветливо. Почему—то сразу подумалось: именно здесь, в этом городе, и должен был жить добрый и мужественный человек, объединивший в себе две совершенно противоположные профессии: танкиста и... Кстати, у этого необычного человека и адрес оказался необычным: Государственный цементный завод, дом имени М. Калинина 28, квартира 89.
В этом именном доме при заводе и прошло нелегкое сиротское детство Миши Шуйдина. Рано потеряв отца, многие годы он мог рассчитывать только на маму Елизавету Григорьевну, простую труженицу на заводе. И кто бы в те тяжкие годы подумал, что из невысокого худенького паренька вырастет выдающийся артист, которым будет гордиться весь древний Подольск. В пропитанном цементной пылью доме жилось голодно и холодно, но Мишина душа стремилась на сцену, она хотела праздника, аплодисментов, радости. Драмкружок при заводском клубе, джаз—оркестр подольского Дома пионеров стали его первыми ступеньками на долгом пути к профессии артиста. Миша самозабвенно учил роли, читал со сцены заводского клуба рассказы Чехова, Зощенко и с удивлением замечал: публика на его выступлениях хохочет! Выходит, он может, он способен дарить людям радость! Однажды Миша случайно попал в цирк на представление. И понял: этот храм радости и веселья создан для него! Особенно потрясли выступления акробатов—турнистов.
Месяцы упорных тренировок — и уже ловкий, жилистый Мишка выходит на сцену заводского клуба с акробатическими номерами. Елизавета Григорьевна доброжелательно, но спокойно относилась к творческим успехам сына, поэтому по—житейски мудро посоветовала ему после окончания семилетки получить все же рабочую профессию. В 1937 году Миша оканчивает ФЗУ по специальности слесарь—лекальщик. И в ФЗУ он был одним из лучших. Скупые на похвалу мастера не стеснялись называть золотыми руки своего ученика, предрекая ему успехи на трудовом поприще. И действительно, полученная профессия впоследствии оказалась ему очень полезной. В 1940 году Миша Шуйдин поступил—таки на акробатическое отделение Московского государственного училища циркового искусства. Но в 1941 году зазвучали залпы зенитных орудий: немецкие самолеты летели бомбить Москву. Михаила, имеющего «стратегическую» профессию слесаря—лекальщика, отправили на подольский 187—й завод. Предприятие было оборонным, что гарантировало «бронь», освобождавшую от призыва в армию.
Были и такие, кто завидовал Михаилу: дескать, повезло тебе, парень... Но надо знать характер Шуйдина. Не прошло и месяца, как подольский райвоенком уже не знал, куда прятаться от настырного девятнадцатилетнего парня, который требовал немедленно отправить его на фронт. В октябре 1941 года Подольск стал прифронтовым городом. На Ильинских рубежах героически сражались подольские курсанты, ценой своей жизни преградившие гитлеровцам путь к Москве. Однако военком стойко продолжал сдерживать Мишкину осаду аж до мая 1942 года, пока, в конце концов, не сдался. Учитывая образование, небольшой рост и отменную физическую подготовку парня, направил его в 1—е Горьковское танковое училище. Учится прилежно, на «отлично» осваивает материальную часть танка Т—34, проявляя при этом весьма неординарные технические способности. А если к этому добавить еще и лучшие показатели в спорте, активное участие в художественной самодеятельности — получится портрет образцового курсанта. Что вновь спасало Шуйдина от фронта и вновь давало ему шанс выжить.
Потери в танковых войсках были огромными, он хорошо это знал, но от очередной «брони», ниспосланной ему судьбой, отказался. Как отличник Шуйдин выпускается из училища лейтенантом троечники получали на звезду меньше и направляется в одну из лучших танковых частей — 35—ю гвардейскую танковую бригаду, которой командовал Герой Советского Союза гвардии полковник Ази Асланов. Бригада входила в состав 3—го гвардейского Сталинградского танкового корпуса, золотыми буквами вписанного в историю советских танковых войск. Танкисты именно этого корпуса замкнули кольцо окружения под Сталинградом и отбили все попытки группировки Манштейна прорваться к окруженной армии Паулюса. Затем последовали тяжелейшие бои за Ростов и Мамаев Курган, в которых корпус понес большие потери. Весной 1943 года корпус был выведен в тыл на отдых и пополнение.
Новости культуры На этой странице вы можете посмотреть видео «Дуэт клоунов. Данная видеозапись опубликована на видеохостинге Youtube 16 декабря 2021. На нашем сайте можно смотреть остальные передачи, архив эфира телеканала «Культура», и другие видео загруженные на Youtube канал «Культура».
Никулин и Шуйдин: лед и пламень
Если долго находился не в духе и мог что-то резкое сказать Татьяне Никулиной. Тут Юрий Владимирович взрывался. Но через день-два все шло по-прежнему». У Шуйдина были золотые руки. Трюки в номерах дуэта придумывал он и сам же изготавливал реквизит. Часто на гастроли клоуны выезжали с семьями. А жены Татьяна и Зинаида участвовали в их репризах. Шуйдины вырастили двоих сыновей Вячеслава и Андрея, тоже ставших артистами цирка. А единственный наследник Никулина Максим, выучившись на журналиста и поработав по специальности, бросил профессию, чтобы помогать отцу.
В эфире представлен широчайший спектр программ, посвященных различным направлениям культурной жизни — музыке, живописи, театру, литературе, кино и другим. Канал производит большое количество собственных программ и циклов, над которыми работают лучшие специалисты в тех или иных областях культуры. На канале отсутствует коммерческая телевизионная реклама.
Вынуждены были работать вместе, поскольку это приносило весомую прибыль их цирку.
С самого начала эти два человека были совершенно разными по характеру людьми. И в повседневной жизни практически не встречались, не дружили семьями. Например, Шуйдин был дома у Никулина всего лишь… один раз — когда принес фотографию для зарубежного паспорта. Они почти не говорили на общие темы.
И вообще долгие годы между ними шло скрытое соперничество. Причем особенно это касалось Шуйдина, который завидовал той славе, которую обрел его партнер благодаря кинематографу. У него самого, как мы помним, на этом поприще дела так и не пошли. В итоге Никулин всегда шагал впереди Шуйдина — и по зарплате она была сначала на сто рублей больше, а потом, учитывая гонорары Никулина в кино, эти цифры стали и вовсе астрономическими , и по званиям.
Видя эти переживания, Никулин, как мог, старался их хотя бы минимизировать. Еще Шуйдина раздражало, когда к ним в гримерку приходили разные люди и восторгались только его партнером, а его практически не замечали.
Летом это было. Шло дневное представление. В зале на 1500 мест — в основном дети. И вдруг за кулисами пролили бензин.
Кто-то, видно, неосторожно чиркнул спичкой, вспыхнула вся стена. Выскакиваем на манеж. Я срываю огнетушитель, и мы начинаем танцевать. Для нас это была страшная импровизация. А в зале, набитом до отказа — от смеха со стульев сползают. Мы танцуем, я поливаю из огнетушителя то стену, то Мишу, то инспектора.
Зрители так и не заподозрили опасности, настолько сильна уверенность, что у клоунов моет случиться все, даже пожар настоящий. А ведь стоило произнести слово пожар и страшно представить, что бы произошло. Это была импровизация не от хорошей жизни, тем более, что назавтра наши костюмы распались от кислоты: поливал-то я щедро. Известно также, что кроме таланта клоуна у Шуйдина были золотые руки. Для многих номеров реквизит изготовлял именно он. Это признавал и сам Никулин.
Миша вырос в глазах Карандаша после случая со шкатулкой. Готовя реквизит к представлению, один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио уронил за кулисами трюковую шкатулку. Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди. Опытный столяр цирка Иван Щепкин, осмотрев внимательно остатки шкатулки, глубокомысленно сказал: «Здесь и краснодеревщик не поможет». Узнав об этом, Миша предложил свои услуги.
Он подобрал обломки шкатулки и унес в столярку. Весь день он, пилил, строгал, клеил, красил, а за пять минут до начала представления принес шкатулку и вручил ее Кио. Кио расцеловал Мишу, и вечером «шуйдинская» шкатулка, как ее потом окрестили, «работала» в аттракционе». Свободных мест в зале не было «У Карандаша им было довольно трудно, потому что у него тяжелый, деспотический характер, — считает Александр Калмыков. Там сложился дуэт сангвиника, немного заторможенного Юрика и хитрого, энергичного Миши Шуйдина. Они вместе создавали репризы, объехали с этим репертуаром весь мир.
Успех везде был необыкновенный. У Михаила Ивановича очень мощный клоунский талант. Он был яркий буффонадный артист. Прослужил до самой пенсии, участвовал в пантомимах, спектаклях, которые разыгрывались на манеже. Программка гастролей Никулина и Шуйдина в Туле. При этом Шуйдин был замкнутый в себе, серьезный человек.
Клоуны часто бывают в жизни грустными. Он был типичный фронтовик, человек после войны. Весь в семье, в работе, в творчестве, в манеже. Сердитый бывал часто. Принципиальный, когда молодые ребята приходили с ним работать. Он на них и кричал, и топал ногами.
Хорошая семья, двое сыновей. Они были и хоккеистами, и в то же время интересными артистами.
Почему многолетний партнер Юрия Никулина клоун Михаил Шуйдин выходил на манеж только в перчатках?
Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных | Осенью 1950 года Никулин и Шуйдин после очередного скандала от учителя ушли. |
Клоун Михаил Шуйдин командовал взводом американских танков «Шерман» | Донбасс Times | 40 лет назад из жизни ушел выдающийся советский артист, напарник Юлия Никулина Михаил Шуйдин. |
Клоун Михаил Шуйдин командовал взводом американских танков «Шерман» | Новости культуры. На этой странице вы можете посмотреть видео «Дуэт клоунов. |
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (Репризы 1950-1980 год) | Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (1978). Сохранено в Цирк Разное. |
Михаил Шуйдин: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу | 40 лет назад из жизни ушел выдающийся советский артист, напарник Юлия Никулина Михаил Шуйдин. |
Последние гастроли Юрия Никулина
Шуйдин пришел в студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре спустя 2 года после Юрия Никулина. Юрий Никулин на фронте. Популярность клоунского дуэта Никулин-Шуйдин была настолько велика, что зрители часто приходили в цирк только для того, чтобы посмотреть на их выступление. 1960. Выставки «10 лучших фотографий цирка», «10 лучших фотографий клоунов» и «Цирк!», видео «Цирк на Цветном», «Делайте, что хотите, но чтобы публика сегодня смеялась» с этой фотографией. Юрий Никулин, Татьяна Никулина и Михаил Шуйдин за кулисами цирка. Знаменитый тандем "Никулин – Шуйдин" действовал на манеже почти 30 лет.
Руслан Марчевский и Ильдар Мухамеджанов Россия Реприза Юрия Никулина и Михаила Шуйдина Лошадки
В их дуэте генератором идей цирковых номеров был Шуйдин, т.е. он создавал оправу для бриллианта — Никулина. Жаль, конечно, что новое поколение клоунов не дотягивает до уровня Никулина и Шуйдина настоящих маэстро. Никулин и Шуйдин на гастролях, 1976 г. Фото:kino-teatr. Кадр 2 из видео Легендарные Репризы Юрия Никулина И Михаила Шуйдина. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1964 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов. 1960. Выставки «10 лучших фотографий цирка», «10 лучших фотографий клоунов» и «Цирк!», видео «Цирк на Цветном», «Делайте, что хотите, но чтобы публика сегодня смеялась» с этой фотографией.
Михаил Шуйдин: подольчанин, танкист, клоун, народный артист
Актер так же регулярно посещал матчи клуба, но теперь еще и близко общался с людьми из мира футбола. Причем, не только с динамовцами. РИА Новости Разинский славился не только отличной реакцией, шикарной игрой ногами и умением забивать голы, но и нефутбольными качествами, главным из которых было чувство юмора. Однажды вратарь решил испытать свое остроумие на друге и так жестко разыграл Никулина, что тот наверняка запомнил шутку на всю жизнь. Как-то перед представлением у Разинского созрел гениальный план.
Он предложил Кио разыграть товарищей и налить им прямо на арене по стакану водки. Тот идею оценил и согласился воплотить задуманное.
Звучали песни в исполнении Юрия Никулина, в том числе «Постой, паровоз, не стучите, колеса…».
Леонова, который посещал все цирковые премьеры вместе с супругой Надеждой Ивановной, которую за глаза калининская номенклатура называла «мамой родной» с ударением на первом слоге. Программа состояла из двух частей. На арену, возможно, впервые за все существование цирка, были водружены стол для президиума и трибуна.
Звучали здравицы в честь юбиляра. Выступали П. Леонов и приглашенные столичные знаменитости.
Публика, пришедшая на представление, а не на выслушивание речей, была ошеломлена. Виновник торжества готовился к выступлению за кулисами. Цирковая часть программы сгладила впечатление от заседательской.
Каждое появление клоунов встречали овацией. На манеже возникали непредвиденные паузы, Никулин с Шуйдиным должны были импровизировать. Никулин приехал в Калинин загодя.
Его встречали высокие партийные и советские чины, были организованы встречи артиста, как тогда говорили, с производственными коллективами. Захотелось организовать встречу с Никулиным и в редакции областной газеты «Калининская правда». Все знаменитости, приезжая в Калинин, считали за честь выступить перед журналистами.
Совершенно бесплатно. Сейчас это кажется фантастикой. Никулина по телефону разыскали в профкоме Калининского вагоностроительного завода.
Артист согласился, но потребовал гонорар, равный месячному заработку редактора областной газеты, — 300 рублей. В редакционном профкоме таких сумм отродясь не водилось. Попробовали скинуть цену хотя бы в три раза, но получили отрицательный ответ.
До сих пор автор этих строк, который вел переговоры, думает, что артист так пошутил. Его удалось лицезреть только на манеже.
Если всем давать Героя — никаких звёзд не напасёшься», - говорил он. Из него же мы унесли «дядю тёзку» на Ваганьковское. Первый и последний раз я видел Юрия Владимировича плачущим.
С ним мы продолжали поддерживать самые тесные отношения. Во многом и потому, что оба в разное время принадлежали к Войскам ПВО. Для Никулина та принадлежность никогда пустым звуком не являлась. Он всегда откликался на все мероприятия, проводимые в Войсках. Очень дружил с фронтовых времён!
Поэтому лучше процитирую из моих записей его воспоминания. Вот его рассказ: «В армию меня призвали в 1939 году. Ей-богу, я был горд и счастлив тем, что в числе многих ребят меня не забраковала призывная комиссия. Попасть служить тогда мечтали все, но не каждому это удавалось: в вооруженные силы отбирали жестко по классовому принципу. Прибыл я служить во второй дивизион 115-го зенитного артиллерийского полка ЗАП , где меня определили на шестую батарею.
Она тогда располагалась невдалеке от Сестрорецка под Ленинградом, вблизи границы с Финляндией. Вид мой, как и остальных новобранцев, оставлял желать, конечно, лучшего. Шинель болталась как на палке — я был страшно худющим и длинным. Сапоги на ходу сползали с ног. Когда старшина украинец Войтенко заставлял меня пройти строевым шагом, ребята хватались за животы и покатывались со смеху.
Меня же это злило не на шутку. И если выдержал насмешки товарищей, как теперь говорят, не закомплексовал, то только благодаря спасительному чувству юмора. На шутки отвечал шутками. Так что все скоро поняли: со мной лучше не связываться. Началась финская компания.
Мне было тогда восемнадцать, только в душе я ощущал себя гораздо старше. Перед боем отнёс политруку заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем... Думалось: а вдруг пуля сразит и умру беспартийным — это ж какой позор! Не успели мы отойти от потрясений финской компании, как началась Великая Отечественная. Уже на рассвете 23 июня я увидел над нашей батареей «юнкерсы».
Наши пушки открыли огонь по вражеским самолетам. Так 115-й ЗАП вступил в бой с фашистами. Мы полагали — на пару недель, а оказалось на долгих четыре года. Потом всю войну я провел, защищая блокадный Ленинград.
Началась финская компания.
Мне было тогда восемнадцать, только в душе я ощущал себя гораздо старше. Перед боем отнёс политруку заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем... Думалось: а вдруг пуля сразит и умру беспартийным — это ж какой позор! Не успели мы отойти от потрясений финской компании, как началась Великая Отечественная. Уже на рассвете 23 июня я увидел над нашей батареей «юнкерсы».
Наши пушки открыли огонь по вражеским самолетам. Так 115-й ЗАП вступил в бой с фашистами. Мы полагали — на пару недель, а оказалось на долгих четыре года. Потом всю войну я провел, защищая блокадный Ленинград. Выполняя задание командования, часто бывал в героическом городе, видел своими глазами потрясающие стойкость и мужество его защитников.
Картина осажденного города до сих пор перед моими глазами: разбитые трамваи, разрушенные дома, люди, медленно передвигающиеся по узким тропинкам между сугробами. Такой огромный мегаполис был напрочь лишен электричества, воды, топлива. Ну а о размерах ленинградского хлебного пайка все знают. В то время и снабжение нашей части резко сократилось, а мы были молоды, здоровы и потому вечно голодны. Потуже затянув ремни, мы с ожесточением и ненавистью сражались с немцами.
Желание бить врага, желание воевать и воевать, казалось, вытеснило все остальные наши чувства. В блокаду концертов мы, естественно, не устраивали — не до того было. Художественной самодеятельностью по-настоящему занялись лишь в 1944 году, вступив в Латвию. Поэтому я был немало удивлен, когда однажды меня вызвал замполит и сказал: «Никулин, солдаты перед Новым годом должны хорошо отдохнуть! Организуй концерт художественной самодеятельности.
Нужна помощь — обращайся». Приказ есть приказ. Набрал я человек двадцать: кто на балалайке, на гитаре играет, кто пляшет, кто песни поет, стихи читает... И сам усиленно готовлюсь к выступлениям. Во-первых, в роли конферансье, во-вторых, пою в хоре.
В-третьих, договариваюсь с приятелем: «Давай выступать клоунами — Белым и Рыжим». Шутили мы тогда незамысловато, но какой имели успех — это тебе словами не передать. А всё потому, что люди устали от войны, от крови и смерти, соскучились по человеческим эмоциям. Вообще, должен сказать, шутка на войне нам здорово помогала. Помню, совершали мы ночной переход.
До назначенного места добрались уставшие, голодные, а еще надо было траншею рыть.
Очень народный артист
На войне, на манеже, на экране. Сегодня — 100 лет со дня рождения Юрия Никулина | Никулин Шуйдин Лошадки, Водка HQ. Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. |
27 сентября - Михаил Шуйдин - 100 лет со дня рождения | РИА Новости Медиабанк | Жаль, конечно, что новое поколение клоунов не дотягивает до уровня Никулина и Шуйдина настоящих маэстро. |
Руслан Марчевский и Ильдар Мухамеджанов Россия Реприза Юрия Никулина и Михаила Шуйдина Лошадки
Директором калининского цирка в ту пору был человек по фамилии Ауде. У него была колоритная внешность. Он ходил в бурке, в папахе и с кинжалом на боку. Человек это был своеобразный, однако не слишком грамотный. Отсюда и возник конфликт. Когда стали рисовать афишу, он возмутился: «Почему вы пишете, что у вас сценка из французской жизни?
Какие могут быть Пьеры во Франции? Пьеры — в Англии! Растолковать разницу между французским Пьером и английским пэром ему было невозможно. Положение спас только телефонный разговор с одним крупным цирковым начальником из Москвы. Немалую трудность для Никулина и Шуйдина вызвало и то, что в калининском цирке не было круглого фойе.
Публика из зала сразу выходила в парк. Полицейские в сценке «Маленький Пьер», гоняясь за мальчишкой, все время появлялись в разных проходах. В Москве, где первоначально репетировали этот номер, все было просто: беги как можно быстрее по фойе и появляйся в разных проходах. В Калинине же перебегать от прохода к проходу приходилось через городской сад на глазах прогуливающихся людей.
Чем еще запомнилась первая программа Уфимского цирка и что не понравилось зрителям. Об этом рассказала газета «Советская Башкирия» в июле 1953 года. Безукоризненно исполняли фигуры гимнасты на кольцах Смирновы. Много увлекательных трюков, требующих большого мастерства, показывали акробаты-эксцентрики Осташенко. Струю веселья вносила в программу сценка «Комический бокс», представленная артистами Венедиктовыми и Ванчуговым. В программу представления в Уфимском государственном цирке были включены два массовых номера, отмеченные масштабностью и красочностью.
Затем начал вместе с Юрием Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Вскоре, уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе. Клоунский образ Михаила Шуйдина был в виде разудалого рубахи-парня, который всё умеет и всё знает, в отличие от образа Юрика Никулин , который был ленив и меланхоличен. Таким образом, их совместная работа строилась на противоречии характеров. В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали — сказывалась большая разница в характерах и образе жизни.
Успех пришел к Юрию Никулину, когда Леонид Гайдай снял его в своих комедийных короткометражках о приключениях знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого. Гайдай сразу же стал выделять Никулина за его бесконечные импровизации, которые рождались как бы сами собой и украшали фильм. Максим Никулин открыл нам секрет: если бы не веселые истории и анекдоты Никулина, то некоторых смешных эпизодов в гайдаевских фильмах не было бы совсем. Юрий Никулин всю жизнь собирал анекдоты и потрясающе их рассказывал. Зрители Первого канала впервые увидят раритетную записную книжку, в которую он записывал все анекдоты. Их больше двух тысяч и все они пронумерованы. В это трудно поверить, когда пересматриваешь любимую «Кавказскую пленницу» или «Самогонщики», но отношения в легендарной комической троице были сложными. Никулину завидовали, и уже в фильм «Бриллиантовая рука» Гайдай взял его одного. И в этом фильме он сыграл самую любимую народом роль. Некоторые эпизоды с Семеном Семеновичем Горбунковым Никулин придумывал сам. Например, сцену «Ты что, глухонемой, что ли? Он сам пришел! Никулину было сложно от него освободиться, сложно было доказать, что он может гораздо больше. Ему не предлагали серьезные драматические роли, говорили, что у него не тот типаж и не то амплуа. Каким-то чудом режиссер Лев Кулиджанов разглядел в клоуне умение перевоплощаться в совсем несмешного героя. Он предложил Никулину роль Кузьмы Иорданова в фильме «Когда деревья были большими» 1961г. Потом Никулин блестяще сыграл роль лейтенанта Глазычева в картине «Ко мне, Мухтар! Настолько правдив был этот образ, что зрители в кинозале плакали, сопереживая Никулину-милиционеру. Но, тем не менее, после сыгранных им ролей хулиганов и пьяниц актера не хотели брать на главную роль майора Лопатина в фильм «Двадцать дней без войны». В апреле, когда съемочная группа уже работала в Калининграде, из Ленинграда пришло сообщение, что худсовет студии требует заменить Юрия Никулина на другого актера — на «Ленфильме» успели посмотреть отснятый материал. Это порочит наши устои! Вы решайте, какой у вас будет Жданов.
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
А двум настоящим героям нашей страны. Михаил Шуйдин и Юрий Никулин были прежде всего солдатами, - сказал открывая памятник глава Росгосцирка Александр Калмыков, специально приехавший в Курск по случаю праздничного события. Право снять белую ткань, накрывавшую памятник предоставили главе Росгосцирка, а также руководству региона и директору курского цирка. Под торжественную музыку перед собравшимися курянами предстали две фигуры - Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.
Как отмечается, «в выступлении коверного клоуна Григория Чайченко недостаточно глубоких по содержанию интермедий, мало злободневности, отдельные эпизоды его выступлений устарели». Слабым были признаны выступления артистки Александровой в жанре музыкальной сатиры. Также в программе была «бедно представлена дрессировка зверей, любимое зрителем цирковое представление». Показанная артисткой Янушевской дрессировка обезьян и попугаев не могла заполнить этот пробел. Отставляла желать лучшего и игра оркестра, сопровождающего выступления. Напомним, знаменитые артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин вначале работали помощниками известного клоуна Карандаша.
Потом сосуществование. Оба приняли условия игры. Я могу понять раздражение Михаила Ивановича. Вроде бы работали на равных. Но Юрий Владимирович всегда получал на 100 рублей больше.
Опережал Шуйдина по званиям. Иногда они ссорились. Если Михаил Иванович слишком много выпивал и срывал представление. Если долго находился не в духе и мог что-то резкое сказать Татьяне Никулиной.
Полицейские в сценке «Маленький Пьер», гоняясь за мальчишкой, все время появлялись в разных проходах. В Москве, где первоначально репетировали этот номер, все было просто: беги как можно быстрее по фойе и появляйся в разных проходах. В Калинине же перебегать от прохода к проходу приходилось через городской сад на глазах прогуливающихся людей. Более двух месяцев они прожили в Калинине. Быстро почувствовали себя в программе своими людьми. После представления купались в Волге, ходили в театр и кино. В этом году исполнилось 68 лет со времени первого самостоятельного выступления Юрия Никулина в цирке. Как выяснилось, эту дату сам он помнил всегда. Декабрь 1981-го года. На протяжении нескольких недель калининский цирк не мог вместить всех желающих, которые приезжали в наш город даже из других городов нашей страны. Это были последние выступления Юрия Никулина. И вот 21 декабря состоялся его прощальный вечер. Что происходило в Калининском цирке, не рассказать словами. В первом отделении Юрий Никулин и Михаил Шуйдин привычно вышли на манеж, а во втором юбиляр, которому три дня как исполнилось 60 лет, принимал нескончаемые поздравления. Олег Попов и Юрий Куклачев, его коллеги,преподнесли ему огромный торт.
Михаил Шуйдин
40 лет назад из жизни ушел выдающийся советский артист, напарник Юлия Никулина Михаил Шуйдин. Обычно Никулин и Шуйдин, заселяясь в квартиру на гастролях, придерживались лишь одного условия: только бы недалеко от цирка. Посвящен он был открытию уникального памятника Юрию Никулину и его напарнику по сцене Михаилу Шуйдину.