Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Важно избегать навешивания ярлыков, например, токсичного употребления слов «жертва», «спаситель», «ребенок». Какие еще опасности скрыты и как их нейтрализовать: психолог может начать «играть» с клиентом — важно ответственно подходить к личной терапии; клиент может начать «играть» с психологом — важно не пренебрегать супервизией; человек неправильно истолковывает концепцию транзактного анализа — важно внимательно выбирать психолога, остерегаться мошенников. Например, в эзотерике сейчас популярна тема работы с Внутренним Ребенком. Есть много тренингов и практик для этого, но обычно они не имеют ничего общего с научной психологией. В лучшем случае человек просто потеряет деньги, а в худшем может получить ретравматизацию. А можно насколько заиграться с укреплением Ребенка, что в итоге стать инфантильным. Человеку нужны естественный Ребенок, заботливый Родитель и сильный Взрослый. Все три эго-состояния важны. Они должны быть сбалансированы, тогда как на деле часто доминируют Родитель или Ребенок. А Взрослый бывает «загрязнен» ими, то есть смешан с состоянием Ребенка или Родителя контаминирован. Контаминация — это состояние, при котором одно эго-состояние вторгается в другое.
Подобно тому, как вирус проникает в организм и маскируется под его клетки. При контаминации человек думает, что рассуждает как Взрослый, но на самом деле в нем говорит Родитель и его предубеждения или Ребенок и его мании. Обычно контаминация проявляется себя во время стресса. Хорошо объяснил этот процесс Виктор Викторович Макаров, психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор. Развивая идеи Берна в книге «Транзактный анализ. Восточная версия», он пишет, что загрязнение Родителем обычно проявляется в расовых, гендерных, возрастных и сексуальных предрассудках, например: «Мужчины должны быть сильными, а женщины — слабыми». Загрязнение Ребенком обычно проявляется в заблуждениях, фантазиях, иллюзиях и страхах. Часто это иллюзия собственного величия или никчемности, мания преследования и страх смерти. А также вера в «волшебную таблетку» и синдром отложенной жизни, например: «Когда я разведусь, то я…» или «Когда дети подрастут, то я…» Контаминация может быть односторонней или двойной. В любом случае с ней можно справиться в терапии через деконтаминацию: транзактный аналитик помогает клиенту заметить загрязнения и отказаться от них, научиться выдерживать границы эго-состояний при любых условиях.
Главное в этой работе — укрепление Взрослого. Тогда, как отмечал Берн, контаминации «снимаются с его поверхности как шелуха». И человек начинает видеть реальность более объективно, выбирать более эффективные модели взаимодействия с ней, более трезво воспринимать себя и окружающих.
Этот метод активизирует ваши внутренние ресурсы, помогает вам осознать свой потенциал, ограничения.
Эта техника способствует расширению сознания, восприятия себя и мира. Вы учитесь видеть ситуацию с разных точек зрения, слышать и слушать себя и других, беседовать и молчать, действовать и отпускать. Упражнение основано на нескольких важных принципах, таких как: Принцип здесь и сейчас. Вы фокусируетесь на том, что происходит с вами в данный момент, на своих ощущениях, эмоциях, страхах, поведении.
Вы не уходите в прошлое или будущее, не анализируете, не интерпретируете, а просто наблюдаете и описываете свой опыт. Принцип ответственности. Вы берете на себя ответственность за вашу жизнь, выбор, действия. Вы не вините других, не ждете и не требуете ничего от них, независимы от них и не подчиняетесь им.
Вы признаете свою свободу и ответственность. Принцип контакта. Вы устанавливаете контакт с собой и с окружающим миром, с разными частями своей личности и с другими людьми. Вы выражаете свои потребности, желания, чувства, эмоции и мысли, учитываете потребности, желания, чувства, эмоции и мысли других.
Вы стремитесь к гармонии, сотрудничеству, взаимопониманию. Принцип эксперимента. Вы экспериментируете с разными способами быть, думать, чувствовать, реагировать. Вы пробуете новые роли, варианты.
Вы открываетесь для нового опыта, знаний, изменений. Как ее применять? Методика «Пустого стула» применяется как в индивидуальной, так и в групповой или семейной терапии. В индивидуальной терапии клиент работает под руководством и с помощью психотерапевта.
В процессе психотерапевт помогает ему выбрать тему, задать важные вопросы, поддерживать разговор, давать обратную связь. В групповой терапии клиент также работает с пустым стулом, но уже самостоятельно, в присутствии других участников, которые могут выступать в роли свидетелей или группы поддержки, которая помогает и подбадривает. Для того, чтобы использовать этот прием, нужно выполнить важные шаги по следующей инструкции: Выбрать тему. Это может быть любая тема, которая вызывает у вас интерес, волнение, затруднение, конфликт.
Например, можно выбрать тему самооценки, прощения, отношения к родителям, выбора профессии, страха смерти, отношения к партнеру или друзьям и т. Выбрать собеседника. Это может быть любая часть личности, любой человек или понятие, с которым вы хотите поговорить.
Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств. Несмотря на то что изначально под гештальтом понималось нечто целое и состоящее из разных компонентов, сейчас он приходится к слову, когда посещают такие мысли: «Наконец-то у меня будет Айфон, о котором я мечтаю с самого детства»; «Я так и не смог высказать бывшей все, что о ней думаю, до того как она меня заблокировала, и теперь постоянно вспоминаю об этом»; «Когда мы внесли последний платеж по ипотеке, почувствовали такое облегчение. У нас теперь есть свой дом»; «Часто прокручиваю конфликт у себя в голове и думаю, как бы я сейчас ответил на грубость. Надеюсь, что мы встретимся еще раз и я смогу отыграться»; «Я эту статью пишу уже почти год. Надо все же ее закончить, а то мысли о ней давят»; «Не понимаю, почему новый знакомый перестал отвечать. Мы же нормально общались.
Теперь хочу выяснить, что было не так». Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга.
Как внутри нас, так и вовне.
Техника: «Монолог телесных переживаний» Этот метод разработан для помощи клиентам в лучшем осознании и переживании своих чувств, а также для исследования отмеченных ранее эмоций. В рамках данной техники пациенту предлагается выразить монолог от лица различных частей своего тела или предметов, находящихся в его окружении. К примеру, если в процессе коммуникации он активно использует жестикуляцию, то гештальт-терапевт предлагает ему выразить несколько фраз, словно это голос его собственных рук.
А в случае, если пациент страдает от головной боли и рассматривает ее как свою проблему — ему предоставляется возможность произнести монолог от лица самой головной боли. Этот подход помогает пациентам глубже понимать свои эмоции и переживания. А также предоставляет возможность исследовать их с новых ракурсов.
Это способствует лучшему самопониманию и возможности более эффективно работать над своими внутренними состояниями. Методика «Переключения внимания» Подход, известный как методика «Переключения Внимания», представляет собой процесс перемещения внимания с одного переживания или вида деятельности на другой, и обратно. К примеру, он может совмещать произнесение слов и внимательное прослушивание собственного голоса.
В данном случае, психотерапевт играет важную роль в облегчении этого процесса. Он направляет клиента на осознание того, что было сказано, и как это было сделано. Психолог может задавать вопросы по принципу: «Вы осознаете это предложение?
Этот процесс сопровождается внутренними ощущениями и способствует завершению соответствующей задачи или дела. Усиление или амплификация Если клиент сталкивается с трудностями в распознавании и ощущении своих эмоций, гештальт-терапевт предлагает специальную методику. Она называется «Техникой Усиления» или «Амплификацией».
Суть этой методики заключается в том, чтобы клиент усилил свои эмоции, принял экстремальную позу и усиленно выражал любые телодвижения и проявлял свои чувства.
Что такое гештальт
- Ольга Некрасова
- «Пустой стул» в гештальте
- Способ забыть человека со стулом
- Психологическая интервенция
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности
Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. Эффект разговора с пустым стулом с точки зрения гештальт-терапии прежде всего в том, что составление завершенного текста проясняет послание и делает переживание более стройным. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания.
«Пустой стул» в гештальте
это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Откуда эта техника? Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты.
Для того, чтобы от них избавиться. С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта.
В чём заключается это упражнение? Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник.
В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется».
Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, профессиональных консультантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современными направлениями психологии. Из этого очерка ясно, что в профессиональном смысле Перлза прошел необычный путь клинической и творческой трансформации.
Когда она высказала мальчику, как бы сидящему на этом пустом стуле, всё, что ее так волнует, выразила все свои неприязненные чувства, наши занятия стали гораздо более продуктивными, чем это было тогда, когда я позволяла ей использовать меня в качестве объекта для своих излияний. Иногда на таком пустом стуле можно поместить какую-то составляющую личности или какой-то предмет, символизирующий эту составляющую. Салли — шестнадцатилетняя девушка, которая на тот момент пыталась справиться с проблемой переедания,— усадила на такой пустой стул ту часть самой себя, с которой связывала обжорство. И причины ее переедания в значительной мере прояснились в диалоге межцу двумя составляющими ее личности — обжорой, сидящей на пустом стуле, и той частью личности, которая была заинтересована в снижении веса.
Посадив внутреннего критика на пустой стул, можно взглянуть на его доводы и увидеть их источник. Такой диалог поможет осознать и преодолеть негативные убеждения и ограничения, наложенные внутренним критиком. Родительская фигура На пустой стул можно посадить родительскую фигуру, которая может символизировать отца, мать или другого взрослого, играющего значимую роль в жизни человека. В процессе диалога с воображаемым родителем можно выразить свои чувства и обсудить проблемы, связанные с отношениями с родителем. Это позволяет осознать свои эмоции и взглянуть на отношения с родителем с новой перспективы. Важный человек На пустой стул можно посадить важного человека из своей жизни, с которым у вас есть нерешенные проблемы или незавершенный диалог. Такая воображаемая встреча может помочь высказать свои мысли, переживания и эмоции в отношении этого человека, а также получить более глубокое понимание ситуации. Это может быть полезным для разрешения конфликтов и принятия дальнейших решений.
Части личности На пустой стул можно посадить различные части личности, которые могут быть внутренними субличностями или представителями разных аспектов личности. Такая техника позволяет провести диалог между разными частями себя, чтобы лучше понять свои внутренние конфликты и стремления. Фантазийные объекты На пустой стул можно посадить фантазийные объекты или персонажей, чтобы провести диалог с ними или взаимодействовать с ними воображаемым образом. Это может быть полезным для развития творческого мышления, преодоления страхов или получения новых идей. Заключение Техника «Пустой стул» Ф. Перлза предлагает широкие возможности для работы с различными воображаемыми или реальными объектами и людьми. Посадка на пустой стул позволяет создать ситуацию диалога или конфронтации, что способствует осознанию и преодолению проблем. Попробуйте использовать эту технику в своей практике и исследовать себя и мир вокруг с помощью воображения.
Условия и результаты техники Условия проведения техники «Пустой стул»: Клиент должен согласиться на проведение данной техники и быть готовым к открытому и честному разговору. Необходимо наличие двух стульев, которые будут использоваться в качестве символов взаимодействия.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул». Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
Если первый этап пройден и ничего не произошло, возможно, стоит попробовать это. Важно представлять себе не только сам процесс, но и реакцию мужчины на то, что ты делаешь. Его взгляд, то, как он получает удовольствие от происходящего, возможно, даже постанывает. Чем реалистичнее будет картинка, тем лучше. Предполагается, что если ты ничего не напутала и достаточно отдавалась медитативному процессу, уже через пару дней он напишет тебе , позвонит или как-то проявится. А если нет — можешь попробовать другую технику, а вдруг… Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого». А затем в течение дня смотреть ему прямо в глаза, как бы приманивая к себе. К сожалению, нет. Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать.
Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других. Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки» Мы поговорили о популярных в тиктоке «привязках», теперь настала очередь «отвязок». Эзотерические гуру в социальной сети считают, что чем больше ты думаешь о человеке, с которым вы уже не вместе, тем больше он напитывается твоей энергией. Как только , так он обязательно вернется. Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций с родственниками, друзьями, коллегами , в которых осталась недосказанность. Техника «Пустой стул»: как делать Найди время, когда тебе никто не будет мешать.
Поставь напротив себя пустой стул на расстойнии примерно 1,5-2 метра. А теперь представь, что на этом стуле сидит тот, без которого, как тебе кажется, ты не можешь, но при этом понимаешь, что так вам обоим будет лучше. Начинай диалог с ним: выскажи, что ты к нему чувствуешь, в чем винишь себя и где, как тебе кажется, он поступил неправильно. Если тебе хочется кричать, плакать — сделай это. Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации. Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче. Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности.
Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола. Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма. То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути.
А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя? Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль? Зал полный или пустой? Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля?
Досмотрит ли его до конца? Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете? Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь?
Кто и что говорит вам? Что вы отвечаете? Аналогично представьте свой школьный возраст, юность и последующие периоды жизни до сегодняшнего дня. Последняя сцена — ваша смерть. Во сколько лет и как вы умрете? Что и кто вас окружает? Вернитесь в настоящее.
Как вам то, что вы увидели? Нравится ли вам ваш сценарий жизни? Вы хотели бы что-то изменить в нем?
Можно налить себе воды снова, но эта мелкая неприятность надолго испортит настроение, ведь логичного удовлетворения своего желания получить с первого раза не удалось. Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии. И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей.
Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем.
Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов.
Закрыть гештальт означает довести какую-то жизненную ситуацию до завершения Психолог подчеркнула, что «завершение гештальта» — это проживание чувств, которые долгое время были невыраженными и мешали спокойно жить, это чувство облегчения и освобождения, возможность строить отношения не по привычным сценариям, а более осознанно, выбирая то, что хочется, а не то, что «надо» или «привычно». Современные психотерапевты не закрывают гештальты. Это скорее понятие, которое стало популярно в медийной среде. Она открывает возможность для того, чтобы пробовать что-то новое в той области, с которой уже долго связано ощущение замкнутого круга. Когда ситуация разрешается, человек чувствует облегчение.
Это и называют «закрытым гештальтом». В процессе работы исследуем установку «надо выйти замуж поскорее», а за ней тянутся негативные убеждения о себе — «я недостаточно хороша для хороших мужчин». В процессе работы нам удалось отследить эти мысли, оказывается, клиентка переняла их от матери. Благодаря терапии женщина начала выбирать более подходящих людей в свое окружение и пересмотрела свои взгляды на замужество как на единственный способ реализоваться Марина Ионычевагештальт-терапевт Можно ли закрыть гештальт самостоятельно По словам Юлии Ананьевой, самостоятельно человек может проработать какие-то несущественные моменты. Если речь идет о глубоких травмах, лучше обратиться к психотерапевту. Если за открытым гештальтом прячется болезненная ситуация или серьезная утрата, человек самостоятельно не пойдет в свою травму, если он, конечно, не мазохист. Психика попросту не даст ему провести над собой эту экзекуцию Юлия Ананьевагештальт-терапевт Эксперт добавила, что психика человека способна скрывать множество «слепых пятен». Самостоятельно человек может попросту не осознавать, где именно есть незакрытые гештальты, отравляющие ему жизнь. Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники.