Гастроли начала "Псковитянка" – первая и самая многострадальная опера Римского-Корсакова, над которой он работал 35 лет. По ее словам, «Псковитянка» просто просится для постановки в Псковском Кремле.
В печатном номере
- Опера Римского-Корсакова «Псковитянка» (The Maid of Pskov) |
- Опера о женском подвиге Боярыня Вера Шелога. Псков (Мари Козлова) / Проза.ру
- Мариинский театр (Основная сцена)
- «Псковитянка» Римского-Корсакова – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- В Мариинском театре прошла премьера оперы «Псковитянка» - Новости Санкт-Петербурга
- Главные новости
"Псковитянка", опера Римского-Корсакова
Княжеская дочь Ольга влюблена в сына посадника Михаила, но сосватана за другого. Влюбленным не суждено быть вместе. Тайное свидание с любимым прерывается следовавшим за ними ревнивцем, люди которого нападают на Михайло, а Ольгу против воли уводят с собой. Попытка Михаила освободить возлюбленную приводит к смерти Ольги. Царь слишком поздно узнает в Ольге свою потерянную дочь.
Но в перерывах между этими занятиями, он ещё победил Казанское ханство и взял Казань, решив тем самым серьезную политическую задачу и дав относительный мир этим краям. Он объединил русские земли под своим началом и сформировал мощное Московское государство, могущее противостоять сильному внешнему врагу.
Конечно, его методы не отличались гуманностью, а кто из монархов в 16 веке мог этим похвастаться? Непросто было усмирить и принудить к подчинению Москве двух "господ", как называли себя Великий Новгород и Псков, некогда вольные феодальные республики, и победить их "вольницу". Именно эпизоды этого процесса во Пскове мы и видим в "Псковитянке". Безусловно, самое сильное впечатление в спектакле произвела Ирина Чурилова. Ее Вера Шелога и ее дочь Ольга, такие разные, и в то же время похожие, очаровывали. Как же подходят певице роли и партии кротких, жизнерадостных, обходительных, но сильных девушек, которые знают, чего хотят и ради чего приносят жертву.
Они умеют уговаривать, мягко убеждать, они не кричат и не требуют, но получают своё лаской и обходительностью! Таковы ее героини и в "Псковитянке". И музыкальный материал, словно создан для певицы. В этих партиях ее голос звучит очень красиво и выразительно! Вера у нее страстная и непокорная, решившаяся на любовный грех, раскаивающаяся в нем и страшащаяся мужниной расправы, но не желающая забывать свою тайную и недозволенную любовь. Есть в ней, правда, что-то от Любаши из "Царской невесты", она бы расправилась с соперницей, да не достать ее.
Ооо, тут характер, который не сумел и не успел развернуться! А Ольга - беззаботна и влюблена, мечтает о свидании с любимым и печалится, что просватана за старого и ненавистного. Но верит она в своё счастье, не захочет же отец обречь ее на страдания! Все это слышно в ее голосе и видно в интересной драматической игре. Но в одночасье счастье уходит - она не княжеская дочь, а приемная, да и кто отец неизвестно.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
И даже одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», которую впоследствии часто ставили в театрах в качестве пролога к «Псковитянке».
Литературным первоисточником стала одноименная историческая драма Льва Мея, написанная в 1840-е гг. Писатель одним из первых обращается к эпохе Ивана Грозного, точнее к событиям 1570-71 гг. Мей изучает исторические труды «Историю государства Российского» Н. Карамзина, новгородские и псковские летописи, письма князя Курбского Ивану Грозному , но, основывая свою пьесу на подлинной истории, в то же время применяет к ней сослагательное наклонение правда, воображая события исключительно личного, а не государственного порядка. Ольга так зовут «заглавную» псковитянку , приемная дочь князя Токмакова, на самом деле является незаконной дочерью Ивана Грозного от боярыни Веры Шелоги. Просватанная за боярина Матуту, она отдает свое сердце молодому предводителю псковской вольницы Михайло Туче. Но счастью их не бывать. На городском вече жители узнают о страшных новостях из Великого Новгорода набег опричников , и это приводит к расколу. В своей драме Мей допускает не только вымысел, но и анахронизм, сталкивая события разных лет.
Как известно, народное собрание в Пскове было упразднено еще в 1510 г. Юрий Токмаков убеждает псковичей подчиниться власти московского царя, чтобы избежать кровавых расправ, которым подверглись жители Великого Новгорода. Но буйная вольница во главе с Тучей покидает город. Последующая встреча Ольги с царем и внезапная ее смерть в финале она воспринимается именно как жертвенная даруют городу Пскову царскую милость и спасение от разгрома. Лично знакомый с писателем М. Балакирев первым приметил в «Псковитянке» удачный сюжет для оперы и рекомендовал ее молодому Римскому-Корсакову, бывшему на тот момент автором нескольких симфонических произведений. Опера рождалась 1868-1872 г.
В Псковском Кремле с успехом прошла постановка оперы «Псковитянка»
Оперу «Псковитянка» называют самым трудным ребенком композитора Николая Римского-Корсакова. «Псковитянка» завоевала признание зрителя в Солодовниковском театре, и оперой заинтересовался управляющий московскими казенными театрами вский. Худрук Мариинского театра намерен поставить знаменитую оперу «Псковитянка» непосредственно в декорациях Псковского кремля.
🎭 «ПСКОВИТЯНКА»
Афиша Апрель 26. Время сеансов: 21:30 и 22:30 ежедневно. Вход по приглашениям, получить которые можно в кассе Филармонии. Сезонный билет "Филармония Джаз". Цена: 500-1200 руб.
В "Впервые в российской практике классическая опера на исторический сюжет показывается на открытом воздухе и непосредственно в тех местах, где происходили события, отраженные в либретто. Зрители размещались в импровизированном партере, который вместил около четырех тысяч человек.
Спектакль прошел при аншлаге, что говорит об особом интересе псковичей и гостей Псковской области к уникальной постановке", - говорится в сообщении пресс-службы. В постановке участвовали около 550 человек: труппа Государственного Академического Большого театра России, солисты Мариинского театра, псковские артисты, члены псковского клуба исторической реконструкции "Плесков-град" и другие.
Специально для участия в спектакле в Псков привезли несколько десятков дрессированных лошадей. Они привычны к громким голосам и не пугаются выстрелов. Пока идут репетиции, животных держат в тени. Впрочем, солнце - главный враг всех артистов. Андрей Архипов, исполнитель роли Малюты Скуратова: "С таким гримом опасность попасть под солнышко, и это все стечет. А это 40 минут работы гримера. Просто жалко".
Артисты стоически переносят жару. А ведь многим приходится еще и бегать. Юрий Лаптев: "Расстояние в театре меряется 5-7 метров, а здесь 300-250. Люди должны сбегать встретить царя, когда он въезжает, и вернуться на вечевую площадь и вовремя вступить. Действие разворачивается не только на центральной площади, но и на всей территории Кремля. Чтобы зрители ничего не пропустили, спектакль транслируется на огромном экране.
Покой местных жителей нарушает новость о скором прибытии в город царя Ивана Васильевича. Псковитяне обсуждают прибытие самодержца и его намерения. Княжеская дочь Ольга влюблена в сына посадника Михаила, но сосватана за другого. Влюбленным не суждено быть вместе. Тайное свидание с любимым прерывается следовавшим за ними ревнивцем, люди которого нападают на Михайло, а Ольгу против воли уводят с собой.
"Псковитянка", опера Римского-Корсакова
Одним из первых и наиболее значимых его событий стал перенос на Новую сцену оперы «Псковитянка», которая теперь показывается с прологом «Боярыня Вера Шелога». подробная информация, 12+. Без исключения все оперы, созданные на тему истории Руси, отличаются эпичностью и размахом. 15-минутными овациями в адрес исполнителей и организаторов завершилась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка" в Псковском кремле, передаёт корреспондент ПАИ. «Псковитянка», Мариинский театр, опера в Санкт-Петербурге. Расписание и покупка билетов онлайн. Вопреки этим препятствиям и нападкам консервативной прессы, «Псковитянка» имела большой успех среди передовых театральных слоев, особенно у студенческой молодежи.
49-й Фестиваль русской музыки им. М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова.
- В Псковском Кремле с успехом прошла постановка оперы «Псковитянка»
- Еще раз о «Псковитянке»
- Читайте еще
- Притяжение «Псковитянки»
- Дом культуры «Маяк» опубликовал видеозапись оперы «Псковитянка»
Гергиев поставит оперу в Псковском кремле
Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители. Государственный академический Большой театр России представил премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» в концертном исполнении. народная артистка РСФСР Тамара Милашкина. Знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" покажут петербуржским зрителям на Исторической сцене Мариинского ли вы, что "Псковитянка". Оперу «Псковитянка» называют самым трудным ребенком композитора Николая Римского-Корсакова. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, ко. Смотрите онлайн видео «Оперу "Псковитянка".
Псковский Кремль стал естественной декорацией для оперы «Псковитянка»
Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй! Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который относится к ней милостиво, заметив в ней сходство с матерью. Девушки славят царя.
После того, как они уходят, царь, расспросив Токмакова, окончательно убеждается в том, что Ольга — его дочь, и, потрясённый воспоминаниями юности, объявляет: «Псков хранит Господь! Дорога в Печерский монастырь , глухой лес. В лесу царская охота. Начинается гроза. По дороге проходят девушки с мамками.
От них отстала Ольга, которая затеяла странствие в монастырь лишь для того, чтобы по дороге встретиться с Тучей. Происходит встреча влюблённых. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Туча падает раненым; лишается чувств Ольга — её на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи. Царская ставка под Псковом.
Но солнце сменяет луна — и звучит третий звонок. События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков. Знаменитую оперу на музыку Римского-Корсакова уже долгие десятилетия не ставили в Большом театре. Но исполнить ее в исторических декорациях — особая честь. Здесь в буквальном смысле стены помогают, стены Псковского кремля. На таком историческом фоне не пришлось строить много декораций, хотя кое-что все-таки построили, например, еще немного крепостной стены с колокольней — все потому, что по ходу оперы ее придется сжечь. Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко родом из Рязани, но на время она — та самая псковитянка Ольга, которая окажется дочкой царя. Екатерина Щербаченко, солистка Государственного академического Большого театра, исполнительница роли Ольги: «Единственный минус — репетировать было очень тяжело из-за жары под палящим солнцем.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
Покой местных жителей нарушает новость о скором прибытии в город царя Ивана Васильевича. Псковитяне обсуждают прибытие самодержца и его намерения. Княжеская дочь Ольга влюблена в сына посадника Михаила, но сосватана за другого. Влюбленным не суждено быть вместе. Тайное свидание с любимым прерывается следовавшим за ними ревнивцем, люди которого нападают на Михайло, а Ольгу против воли уводят с собой.