Новости переносное жилище некоторых народов севера

Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности.

Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?

Значение слова ЯРАНГА. Что такое ЯРАНГА? Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв.
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера.
Переносное жилище некоторых народов Севера. ☆ 6 букв ☆ Сканворд Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи.
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля

Прочитано 3923 раз. Коренные народы Севера с древних времён живут в чумах. Для них - это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой.

Чум оленеводов — ур-хот в переводе с хантыйского означает «лесной дом». Зимний чум-тал хот, летний лун хот. Место для нового стойбища определяет мужчина, втыкая в землю или снег хорей.

Зимой для стойбища подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка вокруг чума должна быть относительно ровной для загона оленей , иметь источник чистой воды, но главное находиться среди хорошего пастбища. Именно состояние кормов в первую очередь проверяет глава кочевья.

Если кочевник в точности повторяет пути своих касланий и останавливается на местах прежних стоянок, он старается не ставить чум ровно на то же место. Обычно стойбище на одном месте может находиться от двух недель. Собирается чум быстро, впрочем, и разбирается тоже.

Для его установки не требуется дополнительных приспособлений.

Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа. Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими ээк в зависимости от размера. Правила посещения.

Весь чум, вместе с его содержимым, упаковывается в несколько нарт. А чтобы установить или разобрать чум женщины тратят около часа времени. Установка чума. Место для основного чума, если это зима, — хот вол место для стоянки первоначально хорошо утаптывается ногами. По всему периметру укладывается лапник. Первую вещь в основание жилища - железный лист — кладет женщина. Сооружение чума начинается с очага - это костер или железная печь-буржуйка. Он расположен точно под верхушкой чума, там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом.

По мнению коренных жителей очаг-центр чума - это центр вселенной. Чум мог принадлежать одной семье, а иногда и двум, часто даже не связанных родством. Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка. Кроме того, нужно знать, что установка чума, ее основа, это обязанность женщины.

Приморские чукчи нижнюю часть стационарной яранги обкладывают камнями или дёрном в виде низкой стенки. Дверь — дощатую или из куска кожи — закрывают только во время буранов. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу и холодную переднюю часть — чоттагин. Костёр разжигают в передней части. Так как дымового отверстия нет, то дым от очага выходит через дверь. Иоронга — тёплая часть яранги, полог, у стенки напротив двери.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен.

Старинные традиционные жилища разных народов

Хотел бы попросить вас рассказать об уникальных постройках коряков и ительменов с далекой Камчатки. Любопытствую, потому как сам занимаюсь строительством. Увидев графические изображения яранг и домов, был просто поражен их необычностью и оригинальностью. По роду занятий и образу жизни они традиционно делятся на тундровых и береговых. Первые — кочевники, разводят оленей, вторые — оседлые жители побережий, занимаются морским рыбным промыслом. Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга. Она имела цилиндроконическую форму, основу которой составляли три шеста высотой от трех с половиной до пяти метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром от четырех до десяти метров, ставились невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные между собой поперечными перекладинами.

В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. Он строится в виде конуса из жердей, обтянутых покрышкой из сшитых оленьих шкур зимой или брезента летом. Полом служат доски, на них настилают шкуры.

Срок службы их гораздо меньше, чем у нюков, но и обходятся они значительно дешевле. Установка чума начинается с шестов. Самый распространенный вариант для одного жилища — это четыре доски, шириной по 20 сантиметров. Печь-буржуйку желательно брать из толстого железа, такая хоть и тяжелее для перевозки во время касланий, но дольше сохраняет тепло и служит владельцу. Как обустраивают чум внутри В чумовом убранстве используются два стола из фанеры, возможны тумбочки для хранения посуды, у многих есть табуретки, лари. Внутри по центру устанавливают две деревянные жерди, на которые подвешивают предметы обихода, сушат вещи. Мария Окотэтто добавила, что каждая семья обустраивает жилище по своему желанию. Сейчас одна такая шубка стоит 80-100 тысяч рублей. В них спят и мужчины, а в дневное время женщины носят на улице», — пояснила северянка. Традиционно в одном ненецком чуме могут проживать до восьми человек: взрослых и ребятишек. Печь стоит в центре чума. Труба выводится на улицу в месте, где соединяются шесты.

Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране — люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской — историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Переносное жилище некоторых народов Севера

Жилища народов Севера На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера».
Переносное жилище у некоторых сибирских народов Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля".

Чукотская яранга

Однако на северо-востоке Евразии где, вероятно, и происходил переход в Северную Америку чум не встречается, поскольку там нет столь высоких и прямых деревьев таёжной зоны. Вместо чума местные кочевники — чукчи и коряки -- ставят ярангу: от чума взята конструкция крыши, которая сверху кладётся на большую опорную треногу, а снизу опирается на горизонтальные балки, закреплённые на малых треногах которые образуют стены. Эта конструкция более сложная, но она позволяет устроить больший объём внутреннего пространства по сравнению с чумом и не требует длинных шестов за исключением трёх опорных. К тому же яранга более устойчива, потому что стоит на треногах. Вдобавок с верхушки крыши спускаются ремни, к которым привязаны крупные камни. Другая особенность этого жилища — две или три Т-образных внутренних распорки с перекладинами в виде дуг: они ставятся в центре и выгибают наружу шесты крыши очаг, в отличие от чума, располагается сбоку. Поэтому очертания яранги напоминают каплю или полусферу, и эта конструкция лучше противостоит чудовищным зимним ветрам Чукотки и северной Камчатки. Принцип двойного слоя покрышек для зимнего времени здесь решён совсем иначе: в яранге два пространства — жилое и хозяйственное.

Жилое пространство представляет собой спальный полог из толстых оленьих шкур мехом внутрь в виде ящика без нижней плоскости, который подвешивается внутри шатра. Пол сооружается отдельно: это ветки тальника, покрытые шкурами. Отапливается полог жировой лампой и теплом человеческих тел. В течение ночи он впитывает в себя влажные испарения и утром снимается, чтобы промёрзнуть на морозе. После этого иней на нём выбивают специальными колотушками, и дальше он снова готов к употреблению. Работа нелёгкая, но необходимая: если полог не выбить, то на следующую ночь с него начнёт капать влага. Пологи могли иметь очень разный объём: в самых маленьких едва могут улечься бок о бок четыре человека, в самых больших человек может встать во весь рост и свободно ходить.

Средний размер — около полутора метров в высоту, два с небольшим в ширину и три с половиной в длину. Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога. Хозяйственное пространство располагается вне полога под шатром, и в нём находится очаг для приготовления пищи. Эти особенности возникли благодаря менее суровому климату юкагиры зимуют в лесу, а на лето выбираются в лесотундру; до побережья, подобно тем же чукчам и ненцам, они не доходят. В юкагирской яранге нет пологов и внутренних распорок. Там может быть два входа, и тогда там живут две семьи по обе стороны от очага, которым эти семьи пользуются попеременно. Малые треноги юкагиры перевели в вертикальную плоскость: две ноги стоят на земле, а третья соединяет со следующей треногой.

Опорных шестов — не три, а четыре. В отличие от чукчей, юкагиры ещё сравнительно недавно были оседлым народом, занимающимся рыболовством и охотой по берегам рек и озёр. Поэтому на чукотском языке они называются веемылыт — «речные люди». Конструкция их землянок представляла деревянную усечённую пирамиду с квадратным в плане полом, у которой углы были представлены опорными шестами, вверху скреплёнными между собой по диагонали. Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов или восточных тунгусов , но кочевое жилище заимствовали от других кочевников — чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом. Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр.

Для перекочевок в ходу чумы зимой крытые оленьими шкурами, летом — ровдугой или древесной корой , в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций. По широкой реке плывет человек на лодке. Приближается к землянке, вырытой в высоком обрывистом берегу — и заплывает внутрь. Чтобы дом не заливало, пол от входа постепенно становится выше. Сбоку от входа, у передней стены — очаг. Поблизости — еще несколько таких же жилищ, в которые попадают на лодке прямо с воды. Именно так в древности зимой жили селькупы — народ, самоназвание которого так и переводится: «таежный человек». Их древнее жилье называется «карамо». Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями.

Отапливается такое помещение чувалом — открытым очагом с широкой трубой. В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы — ведут оседлый и полуоседлый образ жизни. Ительмены спускались в землянку юрту сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход.

Жилые постройки народов Сибири отличались многообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены большими масштабами территории расселения, разнообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и отличием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов чукчей, коряков и эскимосов являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной спецификой чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: присутствие внутри пологов. Яранга с пологом - ошеломительное изобретение коряков и чукчей, которые буквально называли своё жилище подлинный дом. Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем.

Основу её составляли три шеста высотой от 3, 5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из 2-х жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, дабы при крепком ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной либо восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была довольно высокой, дабы даже в холодное время тут дозволено было спать без одежды.

С начала XVIII столетия яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских звериных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, фактически не разбиралась, стены её зачастую обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при мощном ветре крупными камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, тот, что являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня либо глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая эвенская юрта, сходственная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек применяли оленьи шкуры, летом - ровдугу либо бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек применяли также и рыбью кожу.

Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов. В такой полуземлянке проживала огромная патриархальная семья численностью до 40 человек. Крупные полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, тут проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Спецификой полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной охраной от снежных заносов верхнего входа в жилище. Чум У охотников и оленеводов тайги эвенков, тофаларов , тундры и лесотундры ненцев, энцев, долганов, нганасанов особенно распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса. Таежные народы обыкновенно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса немного, оленеводы перевозили свое жилище всецело, совместно с шестами летом волоком, зимой на нартах и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов.

Таежные народы летом применяли берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее состоятельные семьи жили в корьевых либо жердяных чумах. В грозных условиях тундры оленеводы применяли покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом вовнутрь и наружу. Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, присущной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом наоборот входа. У нганасан, долган и энцев с середины XIX столетия получил распространение так называемый нартенный чум балок , заимствованный от русских крестьян. Он применялся как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья.

В качестве покрышек применялись оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины либо брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей. Такое жилище дозволено возвести в любом месте. Чум строили из шестиметровых шестов от 15 до 50 штук , сшитых оленьих шкур 50-60 штук , циновки из трав и прутьев. Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. После этого устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние объединяли эластичной петлей.

По кругу размещали остальные шесты. К внутреннему шесту симза крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла. После этого натягивали покрышки - нюки. Основной элемент чума - шест. Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех. Снаружи чум имеет коническую форму. Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры.

С резкий поверхности чума легко скатывается снег. В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Зимний чум именуется сырей мя. Это обычный чум; - летний чум - таны мя.

Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь. Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия. Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик около 20 см , за которым обедает семья. В чуме весомое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают мягкие вещи.

Оленеводы зачастую возят с собой перины, подушки и особые теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель. Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги.

В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму. Деревянный дом У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном. У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи , - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.

Юрта Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим больше часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было сурово регламентировано. В центре располагался очаг. Место наоборот входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; тут же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую левую и женскую правую половины если стоять лицом к северной ее части.

В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, хакасы, западные тувинцы, западные буряты получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной либо многогранной крышей. Балаган и ураса Жилище якутов было сезонным. Зимнее - балаган - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX столетия традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли ломтики стекла либо слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны.

По стен располагались дощатые нары - орон. Жилище делилось на правую мужскую и левую женскую половины. В северо-восточном углу находился камелек - простой очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный юго-западный угол. Жилые и хозяйственные помещения фазенды якуты неизменно обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри фазенды ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей. Презентация Звериные жарких стран презентация к уроку по окружающему миру подготовительная группа на тему Животные Африки Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Викторина 1.

Это очень простое строение. На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх — ретэм.

Внутри в зимнее время устанавливается полог — прямоугольник из шкур длиной около двух метров и высотой полтора метра. В этом пологе и спят, предварительно прогревая его. Внутрь на некоторое время ставится большой чайник с горячей водой или жаровня с углями.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов

О любви чукчей к яранге говорит тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах. Иглу - жилище эскимосов из снега. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из льда.

Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо. Полярные путешественники долгое время не могли научиться строить хижину иглу.

Однако, обладая некоторым строительным опытом, иглу можно возвести за один-два часа. Секрет строительства хижины-иглу заключается в особой форме плит разные плиты в хижине имеют разную форму , позволяющей складывать хижину в виде «улитки», постепенно сужающейся к своду. Важным является способ установки плит с опорой на предыдущие в трёх точках. Для большей устойчивости конструкцию поливают водой с внешней стороны. В настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилье на случай проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. Большой вклад во внедрение хижин иглу в советский лыжный туризм внёс Александр Берман.

Сейчас при подготовке к лыжным походам иногда проводятся занятия по строительству хижин иглу. Крепостная башня — оборонительная постройка, составная часть крепостных стен в Средние века. Крепостные башни сооружались из кирпича, камня и дерева в углах стен и на длинных прямолинейных участках. Несколько выступая за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и другие формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5—2 раза выше стен. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны.

Конический шалаш, сооруженный из воткнутых в землю по кругу и наклонно поставленных жердей, сходящихся верхними концами, встречается у остяков, алтайцев, тунгусов и др. Такие шалаши у разных народностей отличаются материалом покрышки и размерами. Эволюция шалаша совершается в направлении к расчленению его, то-есть к отделению в нём стен от крыши. Шаг к такому отделению и вместе с тем к выпрямлению стен можно наблюдать у остяков.

Применяемые ими березовые жерди остова иногда надламываются на известной высоте и сводятся верхними концами вместе; таким образом намечается отделение крыши. Вполне отделилась крыша от стен в чукотском шалаше. Стены остова, вполне выпрямленные, образованы стоймя поставленными по кругу подпорками, к которым прикреплены сведенные конусом жерди крыши. Крыша покоится на подпорках стен, связанных между собой поперечинами, а в месте схождения верхних концов жердей опирается в вершину большого треножника, который служит основанием для всего сооружения. Эти три основных шеста, образующие треножник, указывают на связь чукотского шалаша с примитивным, нерасчлененным коническим шалашем. Полное отделение стен от крыши видим в камышевом шалаше, «кэпэ» в Средней Азии. Тут кругом поставлены связки камыша, так что они образуют цилиндрическую стену. На её верхний край накладывают такую же цилиндрическую стену из связок камыша, но связывают вместе их верхние концы; таким образом получается отдельная от цилиндрической стены надетая на неё конусообразная крыша. Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии.

Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения.

Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей.

Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа. Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими ээк в зависимости от размера.

Каждое стойбище — это несколько жилищ-яранг. Стойбище оленных коряк. Леопольд Немировский. Из книги «Путешествие по Восточной Сибири» И. В чукотской яранге обычно проживала одна семья, в корякской могло жить несколько семей родственников. Вот и наша яранга-инсталляция — для родственников и друзей; в её создании и обустройстве приняли участие не только коряки и чукчи, но и ительмены, камчадалы и русские.

Установил нашу ярангу в 2019 г. Сергей Кутынкавав, руководитель Центра детско-молодежного творчества «Школьные годы» п. Покрышки и подушки в пологе сделаны из искусственного материала, который имитирует оленью шкуру. Анатолий Ямна изготовил столик и деревянную утварь. Народная мастерица Лилия Аслапова, знаток корякской и чукотской культуры, поставила стульчик из рогов оленя, сшила большие сумки и подарила предметы для обустройства. А оленьи шкуры на полу у нас настоящие, мягкие — заходите в гости!

Два раза в месяц Наталья Валентиновна увлекательно рассказывает о простых предметах быта народов крайнего Севера. Подписывайтесь, чтобы знать больше о культуре народов России!

Пока все в чуме

Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов.

Переносной домик у народов Севера

Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы. Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур. Зимой нюки укладывают в два слоя, первый слой мехом внутрь, а верхний - мехом наружу. На один чум уходит до 80 шкур.

Основание присыпают снегом, вход также прикрывают шкурой, а место, где сходятся края нюков, прижимают нартами. Сейчас обычно используют брезент или другой прочный материал.

Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке.

Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы?

Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки.

Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод.

Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока.

Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время! Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати.

Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй. К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты. Это означало, что наступала пора загонять скот и доить коров. Собирали и разбирали юрту за час-два, при этом она была компактна и помещалась на нескольких повозках.

Якутский балаган с коровьим навозом Сибирские народы строили и стационарные деревянные юрты.

Все страны обязаны сообщать ВОЗ о появлении заболеваний чумой, движении заболеваемости, эпизоотиях среди грызунов и мерах борьбы с инфекцией. В стране разработана и функционирует система паспортизации природных очагов чумы, позволившая провести эпидемиологическое районирование территории.

Профилактические мероприятия В комплексе мер профилактики и борьбы с чумой решающая роль принадлежит мероприятиям, исключающим завоз инфекции из других стран и предупреждающим возникновение заболеваний в энзоотических очагах. Для профилактики завоза чумы из других стран большое значение имеет строгое соблюдение всеми странами международных санитарных правил. В энзоотических очагах противочумные мероприятия включают наблюдение за видовым составом и численностью грызунов, исследование грызунов и их эктопаразитов на инфицированность чумной палочкой.

При выявлении эпизоотии проводят дератизацию и дезинсекционные мероприятия в том или ином объёме. Грызунов и эктопаразитов в поле и вокруг населённых пунктов уничтожают противочумные учреждения, а в населённых пунктах — дератизационно-дезинсекционные отделы Центров санитарно-эпидемиологического надзора. Показаниями к проведению профилактической иммунизации населения являются эпизоотия чумы среди грызунов, выявление больных чумой домашних животных и возможность завоза инфекции больным человеком.

В зависимости от эпидемической обстановки вакцинация проводится на строго определённой территории всему населению поголовно и выборочно особо угрожаемым контингентам — лицам, имеющим постоянную или временную связь с территориями, где наблюдается эпизоотия животноводы, агрономы, охотники, заготовители, геологи, археологи и т. Все лечебно-профилактические учреждения должны иметь на случай выявления больного чумой определённый запас медикаментов и средств личной защиты и профилактики, а также схему оповещения персонала и передачи информации по вертикали. Меры по предупреждению заражения людей чумой в энзоотичных районах, лиц, работающих с возбудителями особо опасных инфекций, а также предупреждение выноса инфекции за пределы очагов в другие районы страны осуществляют противочумные и другие учреждения здравоохранения.

Мероприятия в эпидемическом очаге При появлении больного чумой или подозрительного на эту инфекцию принимают срочные меры для локализации и ликвидации очага. Границы территории, на которой вводят те или иные ограничительные мероприятия карантин , определяют исходя из конкретной эпидемиологической и эпизоотологической обстановки, возможных действующих факторов передачи инфекции, санитарно-гигиенических условий, интенсивности миграции населения и транспортных связей с другими территориями. Общее руководство всеми мероприятиями в очаге чумы осуществляет Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия.

При этом строго соблюдают противоэпидемический режим с использованием противочумных костюмов. Карантин вводят решением Чрезвычайной противоэпидемической комиссии, охватывая им всю территорию очага. Больных чумой и пациентов с подозрением на это заболевание госпитализируют в специально организованные госпитали.

Транспортировка больного чумой должна осуществляться в соответствии с действующими санитарными правилами по биологической безопасности. Больных с бубонной чумой размещают по несколько человек в палате, больных лёгочной формой — только в отдельные палаты. Выписывают больных при бубонной форме чумы не ранее 4 нед, при лёгочной — не ранее 6 нед со дня клинического выздоровления и отрицательных результатов бактериологического исследования.

После выписки переболевшего из стационара за ним устанавливают медицинское наблюдение в течение 3 мес. В очаге проводят текущую и заключительную дезинфекцию. Лица, соприкасавшиеся с больными чумой, трупами, заражёнными вещами, участвовавшие в вынужденном забое больного животного и т.

При лёгочной чуме проводят индивидуальную изоляцию в течение 6 дней и профилактику антибиотиками стрептомицин, рифампицин и др. Переносчики чумы и пути заражения Сегодня точно известен не только возбудитель чумы, но и способы распространения болезни. Опасными для человека разносчиками и носителями инфекции являются грызуны, к которым чумная полочка передается через зараженных блох.

Медики выделяют несколько географических зон, где риск появления заболевания максимален, но это не значит, что жители других регионов могут пребывать в спокойствии. На сегодняшний день природных очагов инфекции не выявлено только в Австралии. От блох, в теле которых чумные палочки остаются жизнеспособны до одного года, инфекция попадает в организм крыс и мышей.

Они разносят болезнь на огромные расстояния, заражая все новых блох, людей и сородичей. Если учесть, что для паразитирующих на грызунах блох человек является желанной добычей, то риск заболеть в зараженной местности многократно возрастает. От человека к человеку инфекция передается контактным и воздушно-капельным путем.

Опасными могут не только капли мочи, пота или слюны, но и предметы, которыми пользовался больной, а также не подвергнутые обработке продукты питания. Московский чумной бунт Фото: East News Убийство архиепископа Амвросия во время Московского чумного бунта В России вспышки чумы были не столь масштабными, однако про московский чумной бунт написано во всех учебниках истории. Все началось в сентябре 1771 года.

В то время в Москве случилась особенно сильная вспышка чумы. В какой-то момент трупов на улицах стало так много, что их попросту не успевали вывозить. И вот тогда в народе пошел слух: якобы причина мора в том, что москвичи слишком мало молятся Боголюбской иконе Божией Матери у Варварских ворот Китай-города.

К иконе потекли толпы верующих. Тогда московский архиепископ Амвросий, понимая, все это только способствует распространению заразы, запретил молебны, а икону повелел перенести в церковь Кира и Иоанна. Как только за реликвией пришли солдаты, толпа с криками: «Богородицу грабят!

В поисках митрополита десять тысяч бунтовщиков разграбили Чудов и Донской монастыри — Амвросия нашли и растерзали. Для наведения порядка императрица Екатерина II отправила в первопрестольную четыре лейб-гвардейских полка и своего фаворита Григория Орлова. Орлов запретил постоянный набатный звон в церквях, который создавал ощущение беды и нагонял страх на жителей.

Приказал открыть новые изолированные инфекционные больницы, увеличил число лечебниц общих практик, разрешил лечение на дому. Орлов также приказал докторам поднять жалованье, а людям, выписанным из карантина, оказывать материальную поддержку: мужчинам по 15 копеек в день, а женщинам — по 10. Это сработало лучше всяких запретов.

Орлов даже переделал под госпиталь свои собственные апартаменты. Он лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания пациентов. Эпидемия пошла на спад.

Вскоре вернулись к работе городские службы, возобновились поставки в город продовольствия и питьевой воды. В итоге эпидемия стала причиной улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Открывались новые бани, чинились дороги, вывозился мусор.

Московская чума стала одной из последних массовых вспышек заболевания на территории Европы. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки.

Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок.

Яранга делится пологами на несколько помещений.

Факел о трех языках пламени отображает главное богатство недр Надымского района — газ согревающий изнутри жилище ненцев — чум, увенчанный оленьими рогами. По данным ученых, оленеводство на Чукотке зародилось приблизительно две тысячи лет назад. Можно предположить, что и возраст жилья оленеводов — яранги — тоже около двух десятков веков. Это очень простое строение.

На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх — ретэм.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий