В Токио решили отказаться от термина «незаконная оккупация» применительно к Курильским островам, принадлежащих России. Новости кино, отзывы пользователей, афиша кинотеатров Москвы и Питера. Обои, фотографии, постеры, трейлеры, кассовые сборы и многое другое. Утечка радиоактивной воды произошла на аварийной японской «Фукусиме-1». новости сегодня, события, происшествия в Японии, ЧП, ДТП. МИД Японии снова заявил о "незаконной оккупации" южной части Курил.
Как в Южной Корее отмечали 105 лет Первомартовского движения
Россия не должна забывать о страданиях, которые причинила народам Дальнего востока оккупация Японией в XX веке, заявил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Советско-японская война 1945, военные действия СССР против Японии в целях ликвидации последнего очага Второй мировой войны, оказания помощи. Правительство Японии утверждает, что южная часть Курильских островов является "исконной японской территорией", которая сегодня якобы находится "под незаконной оккупацией. Причем об ужасах, которые творила Япония на оккупированных территориях, можно судить даже по такому предвзятому и зачастую необъективному источнику как «Википедия». В Японии вернули термин «незаконная оккупация» в отношении южной части Курильских островов. В Японии второй раз в течение двух лет внедрили формулировку о «незаконной оккупации северных территорий» (как называют в Японии южные Курилы).
Япония вновь заявила о незаконной оккупации Курил Россией
По его словам, украинская сторона вынуждена была согласовывать свои действия с «тремя начальниками». В ноябре Мединский раскрыл требования России на переговорах с Украиной. Набиуллина пояснила, что инфляция возникает из-за того, что для этих денег не будет хватать товаров и услуг по старым ценам, передает РИА «Новости». Глава ЦБ отметила, что политика регулятора напротив направлена на стимуляцию роста сбережения. Набиуллина также отметила, что период высокого роста номинальных зарплат идет практически с начала 2023 года. Он отметил, что у украинской армии рушится и вторая линия обороны, включавшая Очеретино. К югу от Очеретино противник будет постепенно откатываться на линии водоемов и Карловского водохранилища», — подчеркнул Рожин. Освобождение населенных пунктов подтверждается соответствующими видеозаписями, указал эксперт в своем Telegram-канале.
По мнению эксперта, украинская сторона пока не способна стабилизировать фронт. В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа. В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей. И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики. Ранее сообщалось, что ВС России заняли более выгодные рубежи в Харьковской области. Назвать точно, насколько будет температура выше нормы, он не смог, передает ТАСС. Прогнозируется, что температура воздуха будет преимущественно выше нормы на европейской территории страны, в северных регионах, на севере Урала и Сибири, а также в Якутии.
На остальной территории России погода будет близкой к норме, рассказал Вильфанд. Ранее синоптики рассказали , почему в России появились желтые осадки. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.
На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Великобритании, которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию ДВК с постоянным пребыванием в Вашингтоне и Союзный совет с местонахождением в Токио для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли. Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти.
Вы всегда можете отключить рекламу.
The author studies Soviet initiatives in the occupational bodies, and highlights the responsibility of the Soviet Union for the failure of the US peace initiative for Japan in 1947. Трегубенко Статья посвящена исследованию целей участия Советского Союза в послевоенной оккупации Японии в 1945-1947 годах. Автор анализирует внешнеполитическую линию СССР в ходе работы в органах союзного контроля над Японией и роль, которую она сыграла в провале американской мирной инициативы для Японии 1947 года. В течение нескольких лет после окончания Второй мировой войны государства антигитлеровской коалиции работали над созданием основ нового мирового порядка. Осуществление территориального размежевания, возмещение экономического ущерба, решение гуманитарных проблем стали центральными вопросами, которые предстояло урегулировать союзникам для заключения мирных договоров с побежденными странами Европы и Азии. Естественно, что при этом каждый из победителей старался с максимальной полнотой соблюсти собственные интересы. Решение вопроса о послевоенном устройстве Японии было не менее значимо для судеб послевоенного мира, чем европейское урегулирование. От результатов взаимодействия стран-победителей в азиатском регионе, а прежде всего СССР и США, зависел характер их отношений на многие годы вперед. Всякий недружественный шаг бывших союзников в этот период лишь усиливал ответную реакцию, а его отсутствие могло бы предотвратить противостояние или хотя бы снизить его накал. Советский Союз, являясь одним из победителей в войне, внесших решающий вклад в разгром фашизма, справедливо претендовал на ведущую роль в этом процессе.
Участвуя в союзной оккупации Японии, он применял различные инструменты проведения своей политики, как то: работа в органах союзного контроля, поддержка коммунистической партии Японии, ведение пропаганды в собственных средствах массовой информации. Однако, несмотря на все усилия по установлению влияния в стране, ему пришлось смириться с закреплением в ней стратегического влияния США, выразившемся в подписании в 1951 г. Долгое время не удавалось создать даже формальных оснований для развития мирных отношений СССР и Японии. Совместная декларация 1956 г. Сегодня Россия и Япония поддерживают «регулярный доверительный диалог на высшем уровне», активно развивают торгово-экономические отношения, активизируют сотрудничество в культурной, гуманитарной, научно-образовательной сферах и пр. Однако отсутствие мирного договора до сих пор оказывает «сдерживающее воздействие» [6] на развитие российско-японских отношений. Непризнание Японией итогов территориального размежевания, на законности которых настаивает Россия, периодическое будирование этого вопроса в японских политических кругах основано, в том числе, и на предубеждениях, вызванных политической линией СССР в ходе послевоенной оккупации Японии. Отказ от заключения мирного договора в 1947 г. Долгосрочные цели, которые преследовал Советский Союз в первые послевоенные годы в отношении Японии, до настоящего момента остаются неисследованными. Иностранные авторы, изучающие вопросы послевоенного мирного урегулирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чаще исследуют историю Сан-Францисского мирного договора, анализируют причины успеха американской политики в стране.
Отечественная историография данного периода уделяет значительное внимание внешнеполитическим инициативам СССР в отношении Японии. Работы советских ученых Л. Кутакова [4], Х. Эйдуса [7], В. Березина [1] представляют собой подробное перечисление этих инициатив - выступлений советских представителей в органах союзного контроля, запросов, проектов реформ и т. С другой стороны, жесткой критике подвергается внешнеполитическая линия Соединенных Штатов, препятствовавшая законному участию СССР в оккупации Японии. Работы современных российских ученых либо крайне коротко освещают данный период, либо в значительной степени повторяют аргументы и выводы советских авторов. Так, например, А. Кошкин подчеркивает «заслугу Сталина как руководителя государства, отстаивавшего геополитические и военно-стратегические интересы нашей страны» [3, с.
Претензии на южную часть Курильских островов, которые в Японии называют «северными территориями», продолжает быть предметом напряженности в диалоге между Японией и Россией. В «Синей книге» снова утверждается, что у Японии якобы есть права на Курильские острова, которые сейчас «оказались под контролем России без законных оснований». Однако, несмотря на это, японский внешнеполитический департамент выразил намерение искать пути разрешения спора о «северных территориях» и подписания мирного договора с Россией.
МИД Японии вновь заявил о "незаконной оккупации" южной части Курил Россией
На людях ставили опыты по заражению бактериями чумы, сибирской язвы, холеры, тифа. Большинство инфицированных умирали в страшных муках. По словам Ямады, без опытов над людьми нельзя было обойтись. Военные предполагали, что бомба должна была взрываться на высоте до 100 метров для наибольшего поражения противника. ФСБ не впервые в этом году рассекречивает документы о планах Японии во Второй мировой войне. В июле спецслужба опубликовала японское «Руководство по службе секретной войны», где говорится о способах допроса военнопленных.
Отмечается, что понятие «незаконная оккупация» было впервые употреблено с 2003 года, а формулировка «территория, принадлежащая Японии» — впервые с 2011-го. Согласно тексту статьи, на фоне «вторжения на Украину» МИД Японии изменил свою позицию по отношению к РФ — Россия обвиняется в агрессии и расшатывании основ международного порядка. В Госдуме отметили, что у Японии была историческая возможность приближения к фантазии владения островами, когда ей были сделаны предложения по вовлечению в экономическую деятельность Курил.
Северные территории — это острова, над которыми Япония имеет суверенитет. И несмотря на то, что эти территории являются неотъемлемой частью Японии, в настоящее время незаконно оккупированы Россией», — сказано в статье. Согласно документу, который отражает текущую ситуацию вокруг спорной территории, Япония будет придерживаться курса на заключение договора с правительством Российской Федерации о разрешении территориальной проблемы.
Вместе с тем МИД Японии отметил, что Токио по-прежнему привержен "решению проблемы северных территорий и заключению мирного договора" с Москвой. Также ведомство в своем документе подчеркивает, что Япония считает приоритетным вопрос возобновления гуманитарных обменов с южной частью Курильских островов, в особенности посещений могил предков бывшими японскими жителями этих территорий. Власти Японии практически не употребляли термин "незаконная оккупация" в отношении Курил во время нахождения на посту премьер-министра Синдзо Абэ. Такой фразы не было и в официальных документах. Москва и Токио с середины прошлого века проводили переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны.
Япония во Второй мировой войне
ЯПОНИЯ" (документальный фильм). На видео отмечены: 3 класса. Причем об ужасах, которые творила Япония на оккупированных территориях, можно судить даже по такому предвзятому и зачастую необъективному источнику как «Википедия». Южная часть Курильских островов является "исконными японскими территориями, на которые распространяется суверенитет Японии и которые сейчас находятся под незаконной. Официальный представитель МИД России Мария Захарова призвала Токио прокомментировать слова министра по делам северных территорий Японии, который заявил. Часть 5. Японская оккупация или «Остров непокорных».
ФСБ раскрыла планы Японии по оккупации СССР
Первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский назвал «стыдом и позором» заявления премьер-министра Японии Фумио Кисиды о ядерной угрозе. Премьер-министр Японии Фумио Кисида по случаю государственного визита в США преподнес президенту Джо Байдену набор подарков, среди которых был также набор мерча от компании Nintendo, включая плюшевые фигурки, чашки и тарелки с изображениями главных героев знаменитой игры Super Mario. Ру В Японии открылось кафе, где запрещено разговаривать и слушать музыку В Японии открылось кафе, в котором посетителям запрещено разговаривать и слушать музыку, пишет Sora News. Этому способствуют сниженные цены на энергоресурсы и нормализация цепочек поставок. Землетрясение магнитудой 5,2 произошло на юге префектуры Миядзаки на юго-западном острове Кюсю.
И несмотря на то, что эти территории являются неотъемлемой частью Японии, в настоящее время незаконно оккупированы Россией», — сказано в статье. Согласно документу, который отражает текущую ситуацию вокруг спорной территории, Япония будет придерживаться курса на заключение договора с правительством Российской Федерации о разрешении территориальной проблемы. Фото: Pixabay.
В «Синей книге по дипломатии» — справочнике о дипломатической ситуации и ее перспективах, о положении Японии в мире, — Курилы вновь названы оккупированной Россией территорией. Северные территории — это острова, над которыми Япония имеет суверенитет. И несмотря на то, что эти территории являются неотъемлемой частью Японии, в настоящее время незаконно оккупированы Россией», — сказано в статье.
Россия же ввела ответные санкции против Японии, в частности, были прекращены безвизовые поездки граждан Японии на Курилы. Картина дня.
Восточная агрессия
- Япония: последние новости
- Япония заявила об оккупации Россией Курильских островов
- Япония вновь заявила о незаконной оккупации Курил Россией
- Япония вернула Курилам статус «незаконно оккупированных» территорий | Пикабу
Зачем 75 лет назад СССР напал на Японию
В последние годы Токио воздерживался от термина "оккупация" и ограничивался заявлениями, что на острова распространяется японский суверенитет. К слову, Россия и Япония до сих пор не подписали мирный договор 1945 года из-за нерешённого вопроса вокруг южной части Курильских островов.
В дипломатической книге Японии также отмечается намерение придерживаться курса по установлению мирного договора с Россией после «разрешения территориальной проблемы». Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил , что позиция японского руководства в отношении островов, входящих в южную часть Курил, в будущем не изменится. В январе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил об отсутствии пока перспектив для переговоров России и Японии по мирному договору.
Для оккупационного режима в Японии были характерны два момента. Во-первых, оккупация осуществлялась американскими войсками, которые выступавшими от имени союзных держав. Во-вторых, назначенный правительством США главнокомандующий оккупационными войсками, определяя направление преобразований в Японии, издавал обязательные для исполнения рекомендации и передавал их правительству Японии, которое проводило их в жизнь от своего имени, под свою ответственность и во многих случаях при необходимом законодательном оформлении. Этапы и итоги оккупационной политики Период американской оккупации Японии можно разделить на два этапа — 1945-1947 и 1947-1952 гг.
Первый этап оккупации был временем подведения итогов войны, когда превалировали политические цели, в частности — демилитаризация и демократизация Японии, создание в стране условий, которые бы исключали возможность возрождения японского милитаризма. Оккупационное управление Америки было косвенным. Правительство Японии, сохранённое американскими властями, напрямую подчинялось целям оккупации, осуществляло от своего имени действия по их реализации и корректировало под эти условия решение задачи нормализации повседневной жизни, восстановления экономической и финансовой системы, возобновления гражданского производства и так далее. Цели оккупационных властей были сквозными, они достигались через системное переформатирование всех сторон жизни, вычленение милитаристских и националистических составляющих, введение демократических принципов. Постепенно в Японии демонтировались основы полуавторитарной монархической структуры, в которой культивировался милитаризм, а также базис его экономической и идеологической поддержки.
Сунао Токунага опубликовал повесть «Спи с миром, жена! Демократический подъём испытывала и поэзия: при Обществе новой японской литературы была создана секция поэтов. Результатом её работы стал выпуск журнала «Новые японские поэты» «Син нихон сидзин».
К обществу примкнули такие поэты, как Дзюн Окамото , Мицухара Канэко , Киёси Акияма , один из крупнейших поэтов периода пролетарского литературного движения Сигэдзи Цубои выпустил в 1946 сборник стихов «Плоды» [22]. По окончании войны сложилось ещё одно писательское объединение — «Послевоенная группа» «Сэнго ха» , участники которой своими задачами ставили формирование «современного свободного человека» и углублённое изображение личности [23]. С января 1946 года «Сэнго ха» стала выпускать журнал «Новая литература» «Киндай бунгаку» , вокруг которого постепенно сложилась группа завоёвывавших внимание читателя писателей — Хироси Нома , Риндзо Сиина , Харуо Умэдзаки , Синъитиро Накамура и др. Среди проблем, поднимавшихся «Сэнго ха» — вопрос взаимоотношения искусства и политики, а также вопрос о «современной личности»: представители группы, объяснявшие отсутствие организованного сопротивления распространению фашизма интеллигенцией отсутствием у японцев качеств «раскрепощённой современной личности», делали вывод, что главной задачей литературы является выработка и последующее распространение правильного понимания отношений личности и общества, прежде пренебрегавшего интересами индивидуума [24]. Рост интереса к культурному наследию в области литературы выразился в увеличении числа изданий, посвящённых таким жанрам поэзии, как танка и хайку: «Танка дзасси» «Журнал танка», 1948 , «Танка хайку кэнкю» «Изучение танка и хайку», 1948 , «Танка сэйтё» «Звук танка», 1950 и др. Эта тенденция привела и к созданию Дзюндзи Киноситой нового жанра пьес минвагэки на темы народных сказаний. Пьесы Киноситы ставились коллективами различных направлений и жанров и вызвали такой интерес, что даже было создано Общество по изучению народных сказаний. В конце 1940-х годов приобретают популярность литературные произведения, в которых воспевается специфика национальных обычаев и традиций: Дзюнъитиро Танидзаки публикует роман « Мелкий снег » 1947 , а Ясунари Кавабата — « Тысячу журавлей » 1949—1951 [25].
Ещё один японский писатель, Тацудзо Исикава , в романе-эпопее « Тростник под ветром » 1949 , описывая время с конца Второй мировой войны до запрещения всеобщей забастовки штабом в феврале 1947 года, говорил о недопустимости повторения той трагедии, что пережил японский народ в годы войны. В 1952 году свой антивоенный роман « Огни на равнине » на основе личных воспоминаний создал Сёхэй Оока ; по сюжету произведения рядовой Тамура становится свидетелем того, как его озверевшие товарищи доходят до каннибализма [26]. Кинематограф [ править править код ] Значительное внимание Управление гражданской информации и просвещения уделяло восстановлению японского кинопроизводства. В октябре 1945 года была издана директива, определявшая принципы, которыми следовало руководствоваться участникам съёмочного процесса: отказ от идеи японского милитаризма, стимулирование либерального движения и создание условий, при которых исключается новая угроза миру со стороны Японии. Для осуществления этого распоряжения в декабре 1945 года была создана Федерация кинопродюсеров Эйга сэйсакуся рэнгокай. Ещё раньше, в ноябре, был определён список из 277 старых фильмов, которые было запрещено демонстрировать из-за их направленных на пропаганду националистских и милитаристских идей [27]. В 1946 году режиссёром Акирой Куросавой был выпущен фильм « Без сожалений о нашей юности », в котором рассказывалось о руководителе антивоенного движения, Тадаси Имаи — лента « Враги народа », обличавшая руководителей Японии военных лет, а Кэйсукэ Киноситой — картина « Утро семьи Осонэ » об испытаниях в годы войны либерально настроенной семьи. В 1947 году вышел фильм « Война и мир » Фумио Камэи и Сацуо Ямамото , носивший выраженный антимилитаристский характер [28].
Суровая реальность послевоенной Японии нашла отражение в таких фильмах 1948 года, как « Дети улья » Хироси Симидзу и « Пьяный ангел » Акиры Куросавы; в 1949 году Ясудзиро Одзу снял картину « Поздняя весна » о мирной жизни японских буржуа [29]. Преобразования открыли путь на японский экран ранее цензурировавшихся любовных сцен и сцен с поцелуями. Руководство штаба не стало поддерживать это табу и не стало препятствовать потоку американских фильмов, наводнивших послевоенную Японию. В кинематографе наиболее сильно из всех видов искусства проявилась политика «обратного курса». В 1948 году было уволено 270 сотрудников кинокомпании « Тохо », выпускавшей фильмы с осуждением бюрократии и героизацией коммунистов революционеров. После забастовки, объявленной в «Тохо» и продолжавшейся 195 дней были уволены ещё 100 человек — профсоюзных активистов и коммунистов [6]. Кэндзи Мидзогути Оставшиеся без работы создали собственные объединения, организовали сбор средств и наладили внестудийный выпуск продукции, таким образом положив начало независимому японскому кинематографу.
Особенности оккупации Японии
Является абсолютно непростительным тот факт, что 77 лет назад Советский Союз незаконно оккупировал четыре острова северных территорий. Является абсолютно непростительным тот факт, что 77 лет назад Советский Союз незаконно оккупировал четыре острова северных территорий. Япония оккупирована пиндосами с 1945 го года и по многим вопросам права голоса не имеет.
МИД Японии снова обвинил Россию в «незаконной оккупации» Южных Курил
«Военная партия Сибири была полна решимости оккупировать дальневосточные территории СССР так же, как и другие части азиатского континента. военная оккупация Японии в годы, последовавшие за поражением Японии во Второй мировой войне. Оккупация, возглавляемая Соединенными Штатами при. В докладе ведомства говорится, что «северные территории — неотъемлемая часть Японии, но в настоящее время незаконно оккупированы Россией». Официальный представитель МИД России Мария Захарова призвала Токио прокомментировать слова министра по делам северных территорий Японии, который заявил. После странного подрыва железной дороги Япония ввела свои войска на северо-восток ослабленного гражданской войной Китая и в кратчайшие сроки захватила и фактически. Японские власти вернули формулировку о том, что Южные Курилы «являются неотъемлемой частью Японии и в настоящее время незаконно оккупированы Россией».
Алексей Пастухов. История Тайваня. Часть 5. Японская оккупация или «Остров непокорных»
Этот документ также являлся плодом работы тех же ведомств, что и в первом случае, и представлял собой значительно, в три раза, расширенный вариант "Первоначальной политики... Хотя все прежние основные указания и положения здесь были сохранены, в него было добавлено много важных и интересных новшеств, на которых стоит остановиться. Прежде всего в нем было дано уточненное определение территории собственно Японии, которая состояла из четырех главных и "около тысячи более мелких прилегающих островов, включая острова Цусима"17. Если первый документ говорил о суверенитете Японии над указанными островами, то эта директива обозначала район американской военной администрации, а поэтому не ссылалась на международные соглашения союзников по Японии и имела в виду фактически сложившееся на тот момент положение дел. Из этого следовало, что власть Макартура не распространялась на Южный Сахалин и все Курильские острова, занятые советскими войсками. Директива конкретизировала мероприятия, относившиеся к функционированию военной власти в Японии. Макартуру предписывалось принять надлежащие меры для полного управленческого и административного отделения от Японии следующих территорий: 1 ее бывших подмандатных и иных островов в Тихом океане Каролинских, Марианских, Маршалловых и др. Это распоряжение не определяло национальный статус этих территорий, а лишь фиксировало, что они не подчиняются государственной власти Японии.
При этом американцы по-прежнему предусмотрительно не упоминали 15 Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. Washington, 1969, p. London, 1961, p. Japan: The Story of a Nation. New York, 1974, p. Макартуру было дано указание оккупировать Токио, а также по своему выбору столицы префектур и стратегические пункты, необходимые для осуществления контроля за японским правительством.
В других случаях ему не следовало оккупировать какую-либо часть страны в отсутствие потребности в прямом военном управлении. При необходимости он мог использовать свои войска в любом районе Японии для восстановления законности и порядка, а также введения прямого военного управления. Начальники штабов подчеркивали, что американские войска должны так вести себя с японским населением, чтобы завоевать у него доверие к США и Объединенным Нациям. Согласно директиве в Японии учреждались военные суды, которые должны были заниматься преступлениями против оккупационных войск. Чтобы гарантировать ведущую роль военной администрации США в оккупационной политике, представителям гражданских ведомств Соединенных Штатов или правительств Объединенных Наций запрещалось исполнять свои оккупационные функции в Японии независимо и без одобрения Верховного командующего18. Серьезные перемены были намечены в области политического и административного управления в Японии. Подлежали немедленному упразднению колониальное министерство Великой Восточной Азии, а также министерства военное, военно-морское и вооружений.
Высшие должности в правительстве, включая премьер-министра и министров, могли занимать только лица, пользующиеся доверием оккупационных властей. Комитет начальников штабов США разрешал функционирование под контролем Верховного командующего местных и центральных органов власти, уголовных и гражданских судов, органов полиции. При этом из них в обязательном порядке изгонялись все ненадежные и реакционные кадры, связанные с прежним режимом и политикой. По всей стране распускались мощные государственные политические организации, в течение долгого времени являвшиеся опорой прежней власти, такие как Политическая ассоциация Великой Японии, Ассоциация помощи имперской власти, Политическое общество помощи имперской власти. Японское правительство обязано было отозвать из-за границы тех своих дипломатов и агентов, на которых могли указать американские власти, а также передать союзникам архивы и собственность своих дипломатических представительств19. В области демилитаризации Макартур должен был обеспечить быстрое разоружение японских вооруженных сил, включая жандармерию но не гражданскую полицию , гражданский корпус добровольцев и все полувоенные организации, а их личный состав не удерживать в качестве военнопленных, а демобилизовать. Подлежали роспуску все военные и полувоенные организации, включая Высший военный совет, Совет фельдмаршалов и адмиралов, императорская Ставка, генеральные штабы армии и военно-морского флота, армейский, морской и гражданский корпуса добровольцев, жандармерия.
В директиве конкретно уточнялись категории лиц, подлежавших немедленному аресту по подозрению в военных преступлениях до последующего распоряжения. Это не только высшие должностные лица, как в прежней директиве, а все члены Высшего военного совета, Совета фельдмаршалов и адмиралов, императорской Ставки, генштабов армии и флота, а также все офицеры жандармерии и все армейские и морские офицеры, являвшиеся видными проводниками воинствующего национализма и агрессии; все важные фигуры ультранационалистических, террористических и секретных патриотических обществ20. В сфере политической деятельности Макартуру предписывалось запретить распространение японской милитаристской и ультранационалистической идеологии и пропаганды в любой форме, в том числе финансирование и поддержку со стороны японского 18 Ibid. Он обязан был установить минимально необходимые контроль и цензуру за гражданскими средствами связи, включая почту, радио, телефон, телеграф, кино и прессу, в целях обеспечения задач оккупации. Через имеющиеся средства массовой информации надлежало пропагандировать демократические идеалы и принципы. Все существующие политические партии, организации и общества брались под контроль. Те из них, чья деятельность согласовывалась с требованиями и целями оккупации, поощрялись.
В противном случае они запрещались. Всячески приветствовались демократические политические партии. В кратчайший срок должны были быть проведены выборы в представительные органы местной власти, а на региональном и национальном уровне - после соответствующего указания Комитета начальников штабов США. Огромное значение американские власти придавали кардинальному изменению в системе образования Японии, которое должно было решительно трансформировать менталитет японского народа в мирном направлении. Макартуру предписывалось как можно быстрее возобновить работу учебных заведений. Все преподаватели, запятнавшие себя активной защитой воинственного милитаризма и агрессии, подлежали немедленному увольнению и замене приемлемыми и квалифицированными кадрами. Военное и полувоенное обучение в школах запрещалось.
Школьные программы должны были включать концепции обучения, ориентированные на построение мирного и демократического японского общества. Все исторические, культурные и религиозные объекты надлежало защитить от разрушения и разорения21. Экономическая часть директивы Комитета начальников штабов значительно расширяла и уточняла содержание предыдущего документа. Она распространяла власть Верховного командующего на всю экономическую сферу Японии, позволяла ему вносить любые необходимые изменения в управление экономикой. При этом он мог действовать либо напрямую, либо через императора и японское правительство. Однако в директиве прямо подчеркивалось, что он "не должен брать на себя какую-либо ответственность за экономическое восстановление Японии или укрепление японской экономики". Это японцам предлагалось сделать самим путем отказа от милитаристских амбиций и налаживания мирной жизни.
Значительные уточнения были внесены в программу экономического разоружения. Макартура ставили в известность, что она будет включать в себя сокращение или ликвидацию некоторых отраслей японской экономики, связанных с военным делом, таких, как производство чугуна, стали, цветных металлов, алюминия, магния, химикатов, синтетического каучука, синтетического топлива, радио- и электрооборудования, автоматических механизмов, торговых судов, тяжелых машин. Разрешалась также конверсия этих производств в целях выпуска исключительно потребительских товаров22. Указания, посвященные функционированию японской экономики, предусматривали принятие японским правительством эффективных мер, которые позволили бы ему, опираясь на собственные силы и ресурсы, избежать острого экономического бедствия; обеспечить справедливое распределение имеющихся запасов; удовлетворить оккупационные нужды и будущие репарационные требования. При этом потребности оккупационных сил не должны были ставить японское население на грань голода, массовых заболеваний и материальной нужды. Японским властям нужно было предпринять все усилия для максимального увеличения производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, угля, стройматериалов, одежды и др. Серьезную опасность для целей оккупации вашингтонские стратеги видели в инфляции.
Макартуру поручалось проследить, чтобы японские власти приняли все возможные меры ради ее предотвращения. Директива конкретизировала, в какие отрасли экономики был закрыт доступ активным сторонникам воинствующего национализма и агрессии. Им запрещалось находить- 21 Ibid. Это касалось, в том числе, всех, кто занимал ключевые позиции в этих отраслях начиная с 1937 г. Макартуру предписывалось обеспечить защиту от уничтожения и сохранность всех заводов, оборудования, документации крупных японских промышленных и финансовых компаний, игравших важную роль в японской военной экономике23. Директива расширяла перечень мер, направленных на демократизацию экономических институтов Японии. Японские власти должны были как можно скорее отменить контроль за рабочими, который был установлен в военное время и создать законодательство, защищающее их интересы.
К концу августа было закончено разоружение и принятие в плен Квантунской армии и других сил противника, которые располагались в Маньчжурии и Северной Корее. Надо заметить, что наши войска ворвались даже в Сеул, но потом согласно имевшемуся с США соглашению оставили его и отошли к северу. Русское воинское кладбище в Порт-Артуре посещали большие группы советских офицеров, красноармейцев и краснофлотцев. Посетили кладбище и маршалы Советского Союза, и генералы, и адмиралы. Здесь, в месте захоронения с 9 февраля 1904 по 2 января 1905 года 15 тысяч солдат, матросов и офицеров Порт-Артурского гарнизона и флота особенно остро ощущалась связь поколений и времён истории России.
В центре кладбища стоит белая часовня на высоком фундаменте, на мраморе которой написано: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура». Генералы отдавали рапорт. Под звуки траурно-торжественного марша советские, русские воины нового поколения возлагали цветы на могилы русских воинов прошлого поколения. Советские солдаты, как и солдаты царской армии, защищавшие Порт-Артур, стояли насмерть и в войне с Германией и её союзницей Японией не посрамили русского оружия, вернули свои земли и отомстили за смерти своих соотечественников. Как мирный договор с Россией в 1905 году, так и акт о безоговорочной капитуляции в 1945 году Япония подписывала на территории США — в 1945 году на борту американского линкора «Миссури».
Ограничить влияние США без войны с ними было под силу только великому Советскому Союзу во главе с великим государственником И. Укрепление СССР своих позиций на Дальнем Востоке, как и в Европе, позволило народам советской страны нормально жить и развиваться сорок лет до 1985 года. Второго сентября 1945 года И. Сталин обратился к гражданам СССР: «Поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном.
Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня. И вот, этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побеждённой и подписала акт безоговорочной капитуляции. Это означает, что Южный Сахалин и Ку-рильские острова отойдут к Советскому Союзу, и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии.
Наш советский народ не жалел сил и труда во имя победы. Мы пережили тяжёлые годы. Но теперь каждый из нас может сказать: мы победили. Отныне мы можем считать нашу отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира".
В честь славных советских войск, одержавших победу, 3 сентября был дан салют в Москве 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. День 3 сентября был объявлен праздничным Днём Победы над Японией. В советско-японской войне 1945 года есть ещё некоторые заслуживающие рассмотрения факты. В частности, нашим генеральным штабом был разработан план высадки десанта на самый северный из японских островов — Хоккайдо, то есть высадки десанта непосредственно на территорию японского государства. Но 28 августа советские войска получили приказ о запрете штурма.
Некоторые военные считают, что надо было нарушить договор с американцами и штурмовать остров Хоккайдо, расположенный недалеко от Южного Сахалина и задолго до японцев освоенный русскими, как и все другие острова Курильской гряды. Даже в самом конце 18 века японцы не претендовали на Южные Курилы и признавали право России на эти земли. Корияма Ёсимицу, японский историк, пишет, что глава центрального правительства Японии Мацудайра Саданобу ещё в 1792 году в своём предписании подчинённым, изданном в связи с предстоящими русско-японскими переговорами, заявил, что район Нэмуро остров Хоккайдо не является японской землёй. Острова не только не входили в состав Японии, но японцы до конца 18 века не ступали на землю островов. Могами Тонукай, участник экспедиции, высадившийся на Южные Курилы в 1785 году, писал в своём отчёте: «Я был первым японцем, ступившим на эту землю, жители острова были удивлены, увидев меня, и окружили толпой, разглядывая меня».
Промышленник Семён Дорофеевич Итуёсов произвёл большое впечатление на Могами своими познаниями в географии Курил.
В начале года пресс-секретарь президента РФ заявил о невозможности продолжения переговоров Москвы и Токио по мирному договору. С его слов, Япония присоединилась к политике недружественных по отношению к России стран.
Также он отметил, что в сложившихся условиях между российской и японской сторонами отсутствует содержательный диалог, что делает переговоры на данный момент невозможными. Японский премьер-министр Фумио Кисида со своей стороны в начале февраля подтвердил неизменность позиции Японии по поводу четырех островов южной части Курил.
СССР неуклонно настаивал на необходимости не включать в счет репараций военные трофеи, захваченные странами-победительницами. Это означало, что сверх уже «изъятых стратегических предприятий и вывезенных неотъемлемых частей промышленности» [8] Маньчжурии, находившейся под советским контролем, СССР надеялся получить значительные суммы в счет репараций с Японии.
Отказ Советского Союза допустить на подконтрольные ему территории Северной Кореи и Маньчжурии миссию американского экономиста Э. Поули, призванную оценить оставшуюся японскую собственность и разработать на этом основании репарационную программу, настоятельные требования СССР поделить между союзниками, а не ликвидировать военно-морской флот Японии, отказ СССР предоставить Японии «ввиду крайней нехватки продовольствия в стране и угрозы распространения заболеваний, а также общественных волнений» [10] право рыболовного промысла в районе полуострова Камчатка заставили союзников напомнить, что СССР «должен разделять [с ними] обязанности по оккупации и устройству Японии» [там же]. Тогда же бескомпромиссная позиция Советского Союза заставила американских дипломатов выработать и такой тезис для переговоров: о решении капитулировать Япония сооб- щила после атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки, значение советского наступления было невелико, поэтому преимущественные права на репарации с Японии имеют США, а также Великобритания. Однако в 1947 г.
Даже петиции с просьбами отдельных членов парламента некоторых японских префектур о передаче Японии отдельных островов Курильской гряды, расположенных рядом с Хоккайдо, оставались пока без ответа. США торопились с разработкой мирного договора, желая заключить его до середины 1948 г. Советский Союз к этому моменту занимал не столь сильную позицию: большинство предложений его представителей в органах союзного контроля не были приняты, поскольку носили явно политический характер. Так, СССР категорически отверг новую конституцию Японии на том основании, что она сохраняет пусть даже символически императорский трон.
Аграрная реформа и рабочее законодательство не раз подвергались резкой критике советских дипломатов за отсутствие в них социалистических норм. Утверждения, что так называемая чистка - изгнание с государственных постов лиц, имевших отношение к милитаристскому прошлому Японии, -была проведена недостаточно тщательно и необходимы дальнейшие увольнения и судебные преследования, неоднократно звучали в речах советских дипломатов. Единственная опора - коммунистическая партия Японии - имела незначительное представительство в законодательных органах страны, пользовалась доверием небольшой части населения, хотя и зарекомендовала себя как организатор политических митингов и забастовок, срывавших мероприятия штаба оккупационных войск. Кроме того, союзникам не раз были предоставлены поводы подозревать о существовании, по крайней мере, политического диалога, если не эконо- мической помощи, между СССР и компартией Японии.
Возможность расширить ряды идеологически близких социальных сил путем создания коалиции с социалистической партией в ходе парламентских выборов 1946 г. В самом же Советском Союзе при наличии явного желания иметь в Японии влияние большее, чем предоставлял статус одной из оккупирующих держав, сформировалась установка на категорическое неприятие тех политических сил, которые занимали лидирующие позиции в правительстве и парламенте страны. Соответственно, ни одна из реформ, проводимых под их руководством, не могла получить одобрения в Москве. Единственным критерием «демократичности» политического строя Японии являлись успехи компартии во внутриполитической борьбе.
Население Японии было крайне обеспокоено судьбой сотен тысяч своих соотечественников - военнослужащих и гражданских лиц, насильственно удерживаемых на территории СССР вопреки условиям Потсдамской декларации. Напомним, что в соответствии с ее 9-м пунктом «японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены», должно было быть предоставлено право «вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь» [2, с. На территории СССР японские военнопленные оставались, по крайней мере, до 1949 года. Осознавая всю шаткость своего положения, но все же имея надежды расширить представительство близких себе политических сил в законодательных органах страны, СССР в 1947 г.
Кроме того, было и очевидное основание - предложенный порядок голосования. Таким образом, в 1945-1947 гг. Однако СССР в ходе обсуждения этих вопросов занял бескомпромиссную позицию. Подвергая критике предложения союзников, он настойчиво требовал установления контроля над всеми областями жизни страны, ликвидации ее самостоятельности в финансово-экономической сфере, демилитаризации и выплаты значительных репараций.
Кроме того, Советский Союз активно боролся за расширение собственного влияния в Японии: принимал участие в работе органов союзного контроля, часто использовал их для выступлений в поддержку компартии Японии, предлагал введение социалистических норм в формируемое законодательство страны, следил за широким освещением своих действий в СМИ для их популяризации среди японского населения. Соединенные Штаты в первые два послевоенных года концентрировали свои усилия на китайском направлении внешней политики в АТР. Выдвинутая в 1947 г. После 1949 г.