Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Надежда Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье.
Первая вдова СССР
Там она, не без помощи супруга, но все-таки самостоятельно, написала свою первую брошюру — «Женщина-работница». Только в 1905 году ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной. Потом она была опять запрещена», — вспоминала Крупская. В этом манифесте она хотела показать, что, «лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки». Книга оказывала сильное воздействие на читательниц. И писала Крупская убежденно — разве что слишком много цитировала любимого Некрасова. Надежда Крупская в молодости. Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви. Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе.
Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества. Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства. По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым.
Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги. И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции. Есть там и характеры — прежде всего, его и ее. Но не только! Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности. Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад».
И петь он, оказывается, любил. Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам. В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей. В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки. Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время. И ведь плодотворная оказалась идея.
После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина. Сосредоточилась на работе в Наркомпросе по линии школы, на которую большевики сделали серьезную ставку. Не только идеология, но и гигиена, всеобщая грамотность, горячая пища для школяров, педагогическое образование. И, разумеется, стремление ко всеобщему и обязательному бесплатному среднему образованию. Долгий путь к этой цели. Все это следовало наладить почти с нуля. Система яслей или материнских школ — это тоже Крупская, ее идея. Внешкольное образование, дома пионеров с кружками и секциями — это тоже новация, которую поддержала Надежда Константиновна. Официально она занимала такие должности: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса.
Но по существу — была министром образования, учитывая, что наркомпрос Анатолий Луначарский, в большей степени, был, по нашим современным понятиям, министром культуры. Надежда Крупская в бархатном пальто и шляпке «таблетка». Фото: Wikimedia Ортодоксия Крупской В последние годы Крупскую принято считать чуть ли не цербером советской цензуры, которая только и делала, что травила писателей и запрещала пыталась запретить? Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился. В особенности — старые большевики и опытные работники Наркомпроса. А Крупская, несомненно, относилась именно к этой плеяде. Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы. Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала.
Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым. В 1898 году в Шушенском Надежда и Владимир, бывшие к тому времени атеистами, обвенчались на этом настояла мать Надежды. Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. Ленин и Н. Крупская на Песчаной горке После ссылки супруги уехали в эмиграцию. Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарём Ленина, преподавала в партийной школе, была умелым редактором текстов, отвечала на письма. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком.
На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…». Крупская в Горках Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома.
Венчалась пара в Шушенском. И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения. Но после замужества Надежда взяла фамилию супруга и на самом деле была Ульяновой. Тем не менее женщина продолжила вести активную деятельность под именем Крупская. Надежда хотела сепарироваться от знаменитого мужа. Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя. Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели. Однако при всей любви к малышам жена вождя громко выступала в защиту прерывания беременности. Она боролась за прекращение преследования женщин, которые избавились от своего плода.
Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Каганович летом 1930 года на районной партийной конференции. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. В результате было принято решение «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал». Смерть ее была загадочной. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки. Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной. Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет. Тем не менее, Сталин лично нес урну с прахом Крупской к Кремлевской стене, где она и была похоронена. Биография: Крупская Ульянова Надежда Константиновна [14 26. Член Коммунистической партии с 1898. Родилась в семье демократически настроенного офицера. Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 входила в марксистские студенческие кружки. В 1891-96 преподавала в вечерне-воскресной школе за Невской заставой, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1894 встретилась с В. В 1895 участвовала в организации и работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В августе 1896 арестована. В 1898 приговорена к ссылке на 3 года в Уфимскую губернию, которая по ее просьбе была заменена на с. Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь К. В 1900 заканчивала срок ссылки в Уфе; вела занятия в рабочем кружке, готовила будущих корреспондентов «Искры». В ноябре 1905 вместе с Лениным вернулась в Россию; сначала в Петербурге, а с конца 1906 в Куоккала Финляндия работала секретарем ЦК партии. В конце 1907 Ленин и К. В 1911 преподаватель партийной школы в Лонжюмо. С 1912 в Кракове помогала Ленину поддерживать связи с «Правдой» ибольшевистской фракцией 4-й Государственной думы. В конце 1913 — начале 1914 участвовала в организации издания легального большевистского журнала «Работница». Делегат 2-4-го съездов РСДРП, участница партийной конференций [в том числе 6-й Пражской ] и ответственных партийных собраний в том числе Совещания 22 большевиков , проходивших до 1917. Участвовала в создании социалистических союзов молодежи. Принимала активное участие в Октябрьской революции 1917; через К. По словам М. Покровского, К. Крупской, 1966, с. После установления Советской власти К. Луначарским и М. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, один из организаторов политико-просветительской работы. В 1918 избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. В 1919 на пароходе «Красная звезда» участвовала в агитпоходе по только что освобожденным от белогвардейцев районам Поволжья. С ноября 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Внесла крупный вклад в разработку важнейших проблем марксистской педагогики — определение целей и задач коммунистического воспитания; связь школы с практикой социалистического строительства; трудовое и политехническое воспитание; определение содержания образования; вопросы возрастной педагогики; основы организационных форм детского коммунистического движения, воспитание коллективизма и т. Большое значение К. Редактировала журнал «Народное просвещение», «Народный учитель»,"На путях к новой школе", «О наших детях», «Помощь самообразованию», «Красный библиотекарь», «Школа взрослых», «Коммунистическое просвещение», «Изба-читальня» и др. Делегат 7-17-го партийных съездов. Активный деятель международного коммунистического движения, делегат 2-го, 4-го, 6-го, 7-го конгрессов Коминтерна. Выступала на многочисленных партийных, комсомольских, профсоюзных съездах и конференциях, собраниях рабочих, крестьян, учителей.
Надежда революции
Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка. Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин. А в ссылке, когда Ленина не было рядом, она увлеклась другим революционером — красавцем Виктором Курнатовским… Крупская и семья Арманд В 1909 году во Франции Ленин впервые встретился с Инессой Арманд, которая не только разделяла революционные взгляды, но и была настоящей красавицей. А Крупская из-за базедовой болезни выглядела непривлекательно, из-за выпученных глаз Ленин в шутку называл ее «селедкой»… Известно, что в 1911 году Крупская даже предложила Владимиру Ильичу развод — по-видимому, причиной являлась его любовная связь с Арманд. Но вместо этого Ленин решил порвать с Инессой.
Настоящим ударом стала для Ленина кончина Арманд в 1920 году. Он попросил жену позаботиться о младших детях бывшей возлюбленной, оставшихся во Франции. Надежда Константиновна сдержала слово, младшие дочери Арманд даже некоторое время жили в Горках, но затем были снова отправлены за границу.
Всё это глупости. Отношения супругов как минимум в первые годы носили полноценный характер, и о детях они задумывались. Но прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью.
Эту свою боль она наглухо закрыла в сердце, сосредоточившись на политической деятельности, став главным и самым надёжным помощником своего мужа. Соратники отмечали фантастическую работоспособность Надежды — все годы рядом с Владимиром она обрабатывала огромный объём корреспонденции, материалов, вникая в совершенно различную проблематику и успевая одновременно заниматься написанием собственных статей. Она была рядом с мужем и в ссылке, и в эмиграции, помогала ему в самые сложные минуты. Между тем её собственные силы подтачивала болезнь, из-за которой её внешность становилась всё более уродливой. Каково было переживать Надежде всё это, знала лишь она. Август — сентябрь 1922 год.
Так и случилось — у него вспыхнул роман с ещё одной соратницей по борьбе, Инессой Арманд. Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина. История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания. Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой. Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях.
Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд, 1914 год. Фото: Public Domain Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать.
По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
Колхозники поручили своей делегации возложить венок на гроб покойной. Идут учителя, работники библиотек, красноармейцы, ученые, артисты, домашние хозяйки. Несмотря на ранний час, в колоннах много детей. Похороны Надежды Крупской С обнаженными головами проходят люди мимо гроба, всматриваясь в родное лицо.
Скорбные мелодии оркестров заставляют еще острее ощущать боль утраты. Трудно оторвать взор от навеки застывшего лица Надежды Константиновны. Похороны Надежды Крупской Источник фото: История России в фотографиях Многочисленные делегация возлагают у подножия гроба венки с. Ленина , работниц комбината «Красная Роза» и от многих других организаций. Скрябин и другие. Ученых сменяют Герои Советского Союза: тт. Подходят в гробу делегация колхозников Московской области во главе с передовиками сельского хозяйства—орденоносцами.
В почетный караул становятся тт. Дзержинского и другие. Пришла проститься с Надеждой Константиновной делегация союза советских писателей. В почетном карауле стоят тт. Петровский, Ярославский, Горкин, Щербаков. Николаева, Пронин. С каждым часом людской поток все увеличивается.
За два дня — 28 февраля и 1 марта — через Колонный зал Дома союзов прошло около 500 тысяч человек, отдавших последний долг Надежде Константиновне. Жители Москвы направляются на траурный митинг на Красную площадь в день похорон Н. Источник фото: В светлое будущее - с Надеждой.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?». 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летия, в Кремлевской больнице из-за «паралича сердечной деятельности» умирает вдова вождя мирового пролетариата Владимира Ленина Надежда Константиновна Крупская. Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. Профессор МПГУ, доктор исторических наук Василий Цветков рассказал интересные факты о первой леди Страны Советов – Надежды Крупской, как она познакомилась с Лениным, конфликте со Сталиным и деятельности в партии.
«Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской
Она избиралась в разные детские комитеты, где продолжала заниматься реформами в вопросах детского воспитания и образования. В 1937 г. Карьера Крупской Надежда Константиновна, как и все остальные, прекрасно понимала, что свою известность она получила не столько за свои заслуги, сколько потому, что являлась вдовой Ленина. При этом было бы неправильно говорить, что она отличалась глупостью и совершенно не разбиралась в политике. Крупская не была тенью своего мужа, а наоборот, неоднократно доказывала свою значимость. Это хорошо осознавал и сам Ленин, поскольку еще во время знакомства с ней обратил внимание на острый ум будущей супруги.
Вызывает уважение и то, что когда Надежда поняла, что не сможет родить Ленину детей, она закрыла глаза на его отношения с Инессой Арманд. Более того, Крупская даже дружила с любовницей мужа. Возможно именно поэтому Ленин не захотел разводиться с Крупской, расставшись с Арманд, так как по достоинству оценил поступок жены. Личная жизнь В молодости Надежда Крупская была весьма привлекательной девушкой. Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни.
Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес. Крупская и Ленин Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане. Вступив в брак в 1898 г. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение.
Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Стоит отметить некоторые странности, связанные с ее кончиной.
Мама работала гувернанткой. Надежда Крупская в детстве Особым богатством Крупские не владели, но единственную дочь отдали учиться в престижную женскую гимназию княгини Оболенской. Хотя этот факт из биографии Крупской вызывает споры нескольких поколений историков.
Всегда считалось, что Надежда окончила гимназию в 1887-м, и по итогам получила золотую медаль. Однако в книге самой Крупской «Моя жизнь» есть строки, посвященные именно этому периоду ее жизни, где она пишет, что процесс обучения был сложным, скучным и достаточно трудным. К тому же, никто не может сказать, что когда-либо видел ее золотую медаль, нет ни одного подтверждения от подруг по гимназии, которые подтвердили бы тот факт, что Надежда действительно окончила это учебное заведение. Поэтому некоторые историки пытаются утверждать, что никакой медали не было, хотя Крупская действительно училась в этой гимназии, а после окончания осталась там преподавать. После окончания гимназии Крупская стала студенткой Бестужевских курсов в Петербурге.
В одних источниках написано, что она училась там на протяжении года, в других, что всего два месяца. Дело в том, что Надя увлеклась революционными идеями, стала активной участницей марксистского кружка, устроилась в вечернюю школу для рабочих преподавателем. На протяжении пяти лет она в полной мере отдавалась этой работе, пока ее не арестовали первый раз. В этом же кружке она и познакомилась с Владимиром Ульяновым. Он не был красавцем — невысокий, лысоватый, картавый, но расположил девушку к себе своей увлеченностью марксистскими идеями и способностью убедить всех в своей правоте.
Владимир тоже заинтересовался Надеждой, хотя среди его окружения были девушки намного привлекательнее, чем она. Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным. Революционерка Надежду арестовали в 1896 году и отправили в ссылку в Уфу. Ульянова тоже сослали, но в Шушенское. Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться.
У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж. Владимир и Надежда обвенчались в церкви в 1898-м, хотя оба считали себя атеистами. Надежда Крупская на рабочем месте Вся последующая биография Надежды связана с революционной деятельностью. Она уезжает в эмиграцию вместе с Лениным, оказывает ему всяческую поддержку в делах партии. Крупская вела почтовую переписку, шифровала письма всего ею зашифровано более 30 000 писем , работала преподавателем в партийной школе, редактировала и переписывала статьи.
В Россию Надежда вернулась в 1917-м, и сразу включилась в работу по подготовке Октябрьской революции.
Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру.
Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера.
Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.
В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.
И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями.
Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой? Венчалась пара в Шушенском.
И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения. Но после замужества Надежда взяла фамилию супруга и на самом деле была Ульяновой. Тем не менее женщина продолжила вести активную деятельность под именем Крупская.
Надежда хотела сепарироваться от знаменитого мужа. Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя. Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
Надежда Крупская, около 1890-х годов. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Надежда Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Но руководство в их паре на себя взяла Надежда. Бороться за равенство ей было не привыкать. Себя она отдала Ленину, но во имя революции. Современники бы назвали ее продюсером революции. Она сделал из своего мужа имиджевую звезду, создала ему команду сподвижников, сделала так, чтобы его идеи были восприняты, а главное, находила финансы для осуществления всех этих задач.
Так что и сам Ильич был создан своей «Рыбой». Публицистическое и историческое наследие, которое оставила после себя Крупская — огромно. Письма, речи, статьи — все это имеет историческую ценность. Но большинство в ней видит только женщину неприятной внешности, то и дело восклицая, мол, как дедушка Ленин мог вообще жениться?
Только сам Владимир Ильич прекрасно знал, что без поддержки этой женщины у него бы ничего не получилось. Как Крупская связалась с революционерами? Самопожертвенность Крупской для истории осталась практически незамеченной. Крупская родилась в 1869 году в Санкт-Петербурге, ее родители хоть и были дворянского происхождения, но богатством не отличались.
Отец был поручиком, а мать работала гувернанткой. Несмотря на ограниченность в средствах, они старались дать дочери лучшее образование. Она училась в женской гимназии и окончила ее с отличием. В своей автобиографической книге она вспоминает этот период как тяжелый и скучный.
Потому ее нельзя назвать особенно прилежной ученицей. Впрочем, каких-либо архивных данных о том, что Надежда окончила именно эту гимназию, да еще и с отличием, нет. Да и саму ее золотую медаль никто никогда не видел. Впрочем, нет и свидетелей в лице подружек, с которыми она вместе училась.
Немудрено, что этот факт всячески пытаются поставить под сомнение. После окончания гимназии она продолжает образование на Бестужевских курсах, в те же годы увлекается революционными идеями. В ту пору это было неким модным явлением, и многие молодые и продвинутые представители молодой интеллигенции интересовались революцией. Крупская, будучи весьма стеснённой в деньгах, была довольно модной девушкой.
Но финансы не позволяли ей обновлять гардероб постоянно, она увлеклась идейной модой. Со временем и вовсе став отрицать всю мишуру в виде нарядов, украшений и других милых сердцу вещиц, она стала настоящим скрепом революции. Ленин и революция - главные ее интересы в жизни. Так она смогла стать идейной модницей номер один.
Тогда как в привычной модной сфере такой триумф бы ей точно не грозил. Тот факт, что Надежда была явно не простой девушкой отрицать нельзя. Мама Нади была тихой и спокойной, в прошлом — выпускница института благородных девиц, очень набожной. А вот отец, наоборот, был бунтарем.
Будучи уездным начальником в Польше, он до последнего защищал интересы местного населения. Надежде досталось от характеров обоих родителей. С одной стороны она, как любая женщина и ее мать, хотела семейного тепла, с другой стороны была таким же бунтарем по своей природе, как и ее отец. Знакомство с Лениным Совместных фото у них не так много, хотя она всегда была рядом с ним.
С Владимиром они познакомились на одной из встреч марксистского кружка. Ее пригласили туда на посиделки «на блины». Встреча была организована по случаю приезда «одного волжанина». И вот они встретились.
Не было никакой искры или взаимного притяжения. Сердца обоих уже были отданы революции. Однако Надежда влюбилась.
Она бесплатно обучала пролетариат в вечерней воскресной школе, куда приходили рабочие, чтобы получить хоть какие-то знания. Школа находилась достаточно далеко, за Невской заставой, но это не пугало отчаянную и смелую Надежду.
Там она не только обучала трудящихся письму и счету, но также пропагандировала марксизм, активно участвуя в объединении мелких кружков в единую организацию. В 1891 году она вступила в марксистский кружок. Семья и революция С Владимиром Лениным она познакомилась в феврале 1896 года. В 1897 году за активную революционную деятельность Надежда Константиновна была арестована. Ее на три года выслали из Петербурга.
Поначалу она была сослана в село Шушенское, находящееся в Сибири. Там же в это время находился в изгнании и В. Они поженились в июле 1898 года. Церемония бракосочетания была более чем скромной. Молодожены обменялись медными обручальными кольцами.
Ссылка закончилась весной 1901 года. Супруги уехали заграницу. Там партийная работа не прекращалась. Соратники отмечали ее фантастическую работоспособность. Будучи правой рукой Ильича, она обрабатывала огромный объем корреспонденции и материалов, и одновременно писала собственные статьи.
Крупская вела активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий «Вперёд», «Пролетарий». Когда началась революция 1905—1907 гг. Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги.
Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга.
В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории.
Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны.
Ленин же в конечном счёте остался с женой — как предполагает историк Леонид Млечин, «любовь он счёл делом преходящим, менее значимым, чем прочные дружеские отношения с Крупской». Утешение Крупская находила в работе на благо общества — как она его понимала. Это не аскетизм. Напротив, личная жизнь обогащается благодаря тому, что общее дело всех трудящихся становится личным делом», — говорила она. Возвращение в Россию Вместе с мужем Крупская вернулась в Россию в 1917 г. Сильным ударом для нее стало резкое ухудшение здоровья Ленина — первый инсульт случился в мае 1922 г. Крупской пришлось заново учить мужа говорить, писать, общаться.
Ленин восстановился, но ненадолго — в 1924 г. После смерти Ленина для Крупской настали мрачные времена. С одной стороны, её формально ценили как «ближайшую соратницу» вождя, с другой — её мнение игнорировали. Иосиф Сталин, сосредоточивший власть в своих руках, не любил Крупскую за то, что та осмеливалась с ним спорить. Она, в свою очередь, критиковала Сталина и его репрессии.
В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год.
В 1890 году , будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК.
После разгрома революции 1905 — 1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Конспиратор» [3] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами.
Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.
Поход на молодежь
В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Не так давно мы проводили опрос у памятника Надежде Константиновне Крупской и выяснили, что мало кто знает, кто она и чем занималась помимо того, что была замужем за Владимиром Лениным. В 1929 году Надежда Крупская обратила внимание на такое явление, как рецидив, или возвращение неграмотности. Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. Мемуаристы отмечают, что Крупская «любила тех, кто умел отстаивать свою точку зрения.
Крупская сводила с ума многих мужчин
Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.
Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька».
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания.
В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей.
Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.
Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений.
Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.
Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности.
Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».
Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента.
Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»?
Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя».
Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.
Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации.
Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.
За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу.
Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления.
Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм.
В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов. Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием, выдавались аттестаты, а остальным — свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища». Бабушка окончила школу с отличием и была отправлена учить детей в Подмосковье.
Там и встретила Октябрьскую революцию. Потом попала в МГУ... С этим вузом, расположенным в Ленинских горах столицы очевидно, у бабушки было связано многое, и не только встречи с Крупской. И опять-таки скрытный её характер и моё нелюбопытство не позволили прояснить что именно. Помню только неизменные слёзы у неё на глазах, когда изредка по радио начинала звучать старая советская песня: Когда взойдешь на Ленинские горы, Во всей красе предстанет нашим взорам Великий город сбывшейся мечты.
Шумит над нами юная листва. Надежда мира, сердце всей России, Москва — столица, моя Москва... Но Москва была лишь отправным пунктом долгого педагогического пути Марии Борисовны. На котором были и такие полярные пункты назначения, как северная русская Вологда, где, кстати, родилась моя мама. Или далёкий среднеазиатский Ташкент, в котором эвакуированная во время войны бабушка преподавала русский язык и литературу русским и узбекским детям...
Война со временем покатилась на запад, а вслед за ней отправились из эвакуационной ссылки миллионы людей. Среди них и Мария Борисовна. Это общее возвратное движение занесло её в, хоть и сильно порушенный боями, а всё-таки тёплый и относительно сытный Донбасс, в восстановление которого страна начала вкладывать силы и средства ещё до окончания войны. И бабушка стала вкладывать силы — в школы шахтёрского края. Работала сначала учительницей, потом — директором школы, а потом — инспектором районного отдела образования.
Пешком, на попутках, в любую погоду обходила и объезжала она городские и сельские школы немаленького Ясиноватского района — помогала, подсказывала учителям, воевала с местным начальством, выбивая все, что нужно было учебным заведениям в ту пору — от дров или угля, до парт и учебников... Умерла Надежда Константиновна в 1939 году. Обстоятельства ее смерти до сих пор засекречены — должно пройти 90 лет после кончины. Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная.
Накануне она отметила 70-летие. После скромного застолья у юбилярши обострился аппендицит, переросший в перитонит. Надежда Константиновна пережила своего великого мужа на 15 лет. Работала ежедневно. При этом, как и все пролетарские лидеры, никогда не думала о собственном благополучии.
С самого начала семейной жизни революционная семья жила только необходимым. Как вспоминала Крупская, чаще сидели на сухомятке. Питались на ходу, покупали то, что хозяйки готовили и разносили по квартирам. Никогда не имели собственного жилья. Снимали во время вынужденной эмиграции квартиры в Цюрихе, Берне, Познани или Париже —было недорого.
Второй источник — пенсия, которую получала Надежда Константиновна за отца: он умер, когда ей было 14 лет. И наконец, доходы от публицистической деятельности.
Надеюсь, это сегодня никого не смущает? Время доказало, что в унижении женщины нет ничего хорошего. Хотя у нас по-прежнему с несправедливым заведомым скепсисом относятся к женщинам в политике.
Даже Крупскую иногда демонизируют… Жена и секретарь Осенью 1891 года она начала работать учителем в вечерне-воскресной школе в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте, под Петербургом — до ареста, который последовал через 5 лет. Проводила агитацию среди рабочих — и оказалось, что они готовы ей внимать. Надежда Крупская после окончания гимназии в 1887 г. Фото: Wikimedia В 1894 году она познакомилась с Владимиром Ульяновым, который на 24-м году жизни уже носил кличку Старик — за ум и лысину. Вместе они стояли у истоков социал-демократического марксистского движения в России.
Конечно, Надежда Константиновна играла куда более скромную роль. И по характеру не годилась и не стремилась в лидеры. По существу, она была секретарем-референтом супруга. И выполняла эту хлопотную работу, по воспоминаниям современников, замечательно. Сохранилась легенда — ее подтверждала сама Надежда Константиновна, — что руку и сердце он ей предложил из ссылки в Шушенском, письмом.
А она ответила: «Ну, что ж, женой так женой». И отправилась к нему из своей уфимской ссылки в сибирскую. Ни в этом принятии своей судьбы, ни в поспешной поездке не прочитывалось обреченности. Скорее, она сразу разглядела, что это — ее выигрыш, прямая дорога к воплощению мечты. Там она, не без помощи супруга, но все-таки самостоятельно, написала свою первую брошюру — «Женщина-работница».
Только в 1905 году ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной. Потом она была опять запрещена», — вспоминала Крупская. В этом манифесте она хотела показать, что, «лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки». Книга оказывала сильное воздействие на читательниц.
И писала Крупская убежденно — разве что слишком много цитировала любимого Некрасова. Надежда Крупская в молодости. Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви. Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец.
Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества. Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье.
И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства. По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым. Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги.
И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции. Есть там и характеры — прежде всего, его и ее. Но не только!
Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности. Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад». И петь он, оказывается, любил. Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам.
В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей. В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки. Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время.
И ведь плодотворная оказалась идея. После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина.
Во время пребывания в Европе Крупская пристально изучала движение скаутов, и пришла к выводу, что можно и в России организовать нечто подобное, с небольшими изменениями под большевистские реалии. Не менее рьяно взялась революционерка и за образование. В 1917-м она вошла в состав Государственной комиссии по просвещению. Спустя шесть лет ее избрали в Центральный комитет партии, начиная с 1929-го, заняла должность заместителя наркома просвещения России, стояла у истоков создания советского образования. Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике. Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда.
У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности. Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат. Общественная деятельность После того, как умер Ленин, Надежда предпринимала попытки противостоять действиям Иосифа Сталина. Но силы были явно не равны, поэтому очень скоро она прекратила борьбу. Крупская выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, а после публично призналась в ошибочности своего мнения.
Предпринимала попытки защитить от репрессий соратников Ленина, однако это не дало результатов. Стоит заметить, что Крупская имела большое влияние в политических кругах, и при желании могла достичь своей цели, но в ней как будто что сломалось, она быстро сдавалась. Надежда Крупская на съезде с учениками В 30-х годах Крупская стала свидетелем того, что под репрессии попали не только «враги народа», но и их дети, и пыталась это пресечь. Добилась лишь того, что ее отстранили от работы, доверив заниматься исключительно библиотечной работой. Надежда начала писать мемуары о Ленине, участвовала в рецензировании картин о нем, которых в те годы снималось много. Она становилась членом различных комитетов, связанных с работой с детьми и молодежью. Тогда же стала доктором педагогических наук. Умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после шикарного празднования 70-летнего юбилея.
Внезапно у Надежды открылся перитонит, но ее по неизвестным причинам не прооперировали. Ее прах находится в Кремлевской стене на Красной площади.