Желание изменить мир привела молодого Достоевского в политический кружок Будашевича-Петрашевского.
Молодой Достоевский
Читать Достоевского не скучно | Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы». |
Памятник молодому Достоевскому появился в Москве | Молодой литератор. Ещё во время учёбы в Главном инженерном училище в Петербурге Достоевский увлёкся литературой. |
Достоевский, Федор Михайлович | На Воздвиженке открыли новый памятник Федору Михайловичу Достоевскому, в котором сошлось немало мистических совпадений. |
Молодым омским писателям и поэтам вручили премию имени Федора Достоевского | Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы. |
Мишурова Яна - Молодежный вопрос в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского – Журнал «Родная Кубань» | "Ф. М. Достоевский": Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г. — Тянь П. |
В Москве открыли памятник молодому Достоевскому
В 1859 г. В том же году в журналах "Русское слово" и "Отечественные записки" были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г.
Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г. С весны 1867 г. В 1868 г. Благодаря этому роману Достоевский смог погасить свои долги в казино и через несколько лет окончательно отказался от азартных игр. К 1869-1870 гг. Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях. Первым из них стал роман "Бесы" 1871-1872 , созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г.
Гуманитарная наука не должна превращаться в индустрию, поточно производящую диссертации. Все-таки наш классик не только «достоянье доцента», но и национальное достояние. Пушкин, Гоголь, Толстой… Все как на подбор дворяне. А что Достоевский? Знал ли истоки рода, гордился ли дворянским происхождением? Его отец скрывал от детей свое происхождение. Дед Андрей Григорьевич чьего отчества — а оно выяснилось недавно — Достоевский, видимо, не знал был еще подданным Речи Посполитой. Отсюда напряженное отношение писателя к Польше и католичеству.
Пушкин говорил, что семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа. Это не сословная спесь. Естественно, в русском дворянстве концентрировалась культурная и родовая память. Достоевский, кстати, очень дорожил своей принадлежностью к сословию. Он понимал, что у нации должен быть культурный авангард. Но отнюдь не возносящийся над «мужиком Мареем», а, напротив, духовно связанный с ним. Но порой создается впечатление, что Федор Михайлович для вас — лишь повод к большому разговору: о России, о революции, о терроре… В вашей последней работе «Возвращение билета» задействованы чуть ли не все главные имена русской литературы — от Чаадаева и Белинского до Мандельштама, Заболоцкого, Булгакова, Синявского, Солженицына. Но согласитесь, что и «Возвращение билета», и «Последний год Достоевского» далеко выходят за рамки «чистого» литературоведения.
По этому поводу замечено: «Но для того чтоб мною ведать, вам надобно меня убить». Значим не только текст, но и контекст: исторический, психологический, бытовой. Литература не объяснима исключительно из нее самой. Хотелось бы постичь не только механизм возникновения образа хотя это тоже важно , но и причины жизни, ему потворствующие. В «Возвращении билета» Достоевский лишь один из персонажей, но он — тот магический кристалл, сквозь который различима суть вещей. Неужели нельзя без потрясений? Но ведь тогда получается: чем хуже жизнь, тем лучше литература. Как-то нецивилизованно, негуманно… Может, ну ее, такую литературу?..
Когда отец Мережковского привел к Достоевскому своего пятнадцатилетнего отрока и тот стал читать ему свои слабые юношеские стихи, слушатель с неудовольствием заметил: «Чтобы хорошо писать, надо страдать! Папашу можно понять. Но писатель сам делает выбор. Вы думаете, автор «Бедных людей» очень стремился на эшафот? Нет, этот подсознательный суицидальный синдром был следствием глубокого недовольства собой, в том числе как художником. Он хотел, как говорят его каторжники, «переменить судьбу». Не будь Семеновского плаца и Сибири, написались бы те же «Братья Карамазовы»? Не знаю.
Вообще, биография таких писателей, как Пушкин, Толстой, Достоевский, — часть национальной истории.
Однако Достоевский был уверен, что система безупречна, просто ему не хватает хладнокровия. Иногда писателю везло, и он выигрывал внушительные суммы, но вместо того, чтобы расплатиться с долгами, он тут же их проигрывал. В казино Висбадена Федор Михайлович настолько проигрался, что хозяин отеля, которому он серьезно задолжал, держал его на хлебе и воде пока тот не рассчитался. Русский де Сад О чрезмерной сексуальности Федора Михайловича ходили легенды. Говорят, что не в силах совладать с напором гормонов, он нередко прибегал к услугам проституток, одна те были не в восторге от его любвеобильности и болезненных сексуальных пристрастий. Тургенев даже окрестил своего коллегу «русским маркизом де Садом». Вытянуть из омута разврата Достоевского могла только настоящая любовь, которую он и нашел в лице второй жены Анны Сниткиной.
Ему было 45, ей — 20. Но вольности Достоевский позволял и в интимных отношениях с молодой супругой, однако та пыталась не замечать странностей сексуального поведения мужа. Рецепт от ревности Федор Михайлович был паталогически ревнив. Приступ ревности к жене мог родиться практически на ровном месте, и неважно кто был рядом — глубокий ли это старик или невзрачный юнец.
Родион Раскольников совершает преступление прежде всего для того, чтобы подтвердить свою теорию на идейном уровне. Для писателя было важно исследовать проблему преступлений гораздо шире, чем примитивный уровень, основанный на материальном положении убийцы. Так, отчетливо мысль о власти идей над обществом проявляется в «Бесах». В основе романа действительно произошедшая история — убийство студента Иванова. Это кровавое преступление повторят герои романа Достоевского ради идеи, ради сплочения. Убийство студента, как предполагал писатель, было представлено убийцей как дело политическое и важное для последователей: «Иначе понять нельзя, как несколько юношей кто бы они ни были могли согласиться на такое мрачное преступление» [4]. О своей книге Федор Михайлович рассуждал в статье «Одна из современных фальшей»: «Я хотел поставить вопрос и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы. Даже несмотря на то, что в рядах петрашевцев преимущественно были люди образованные, Достоевский признается, что бороться с существовавшими тогда идеями и понятиями мало кто из представителей молодежи мог, все были заражены идеями теоретического социализма. В той же статье он напишет: «Нечаевым, вероятно, я бы не смог сделаться никогда, но нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы…» [4]. Внедрение идей в молодое сознание, особенно разрушительных, происходит молниеносно. Федор Михайлович ощущал стремление молодых людей к правде. Он оценивал готовность пойти на все, на любые жертвы и на самопожертвование как национальную черту поколения. Открытым для писателя оставался лишь один вопрос: что считать за правду. В статье «Опять о женщинах» Федор Достоевский приводит пример девушки, поразившей его своей настойчивостью в убеждениях, в необходимости жертвы. Восемнадцатилетняя девушка, которая по ее определению «совсем не так молода», приходит за напутствием к писателю в решительном настроении отправиться в Сербию ухаживать за больными. Автор «Дневника писателя» тогда установил, что это идейное стремление к жертвенности не имело «ни малейшего тщеславия, ни малейшего самомнения и самоупоения собственным подвигом, — что, напротив, очень часто видим в современных молодых людях» [1, с. Юрий Селезнев упоминает тот факт, что тысячи юных девушек добровольно уехали на Балканы помогать бойцам за национальное освобождение. Для этих девушек «великая, единящая идея» стала причиной подвига милосердия. В молодом поколении Федор Михайлович, как верно заметил Юрий Селезнев, видел потребность в руководящей идее, порой доводящей до крайностей. И если одна крайность — это готовность самопожертвования во имя народа, то другая — готовность пожертвовать всем ради доказательства своих теорий. Достоевский называл такую фанатическую всеразрушительную идею бесовством. Временной тип, как его называл А. Герцен, постепенно переставал быть таковым, распространяясь среди молодого поколения мгновенно, в несколько раз быстрее. Для Федора Михайловича очевидно было, что общество шатается. Отсутствие высшей идеи, идеалов очевидно приводило к зыбкой почве неопределенности: высшие идеи каждый начинал вырабатывать для себя самостоятельно или стремился следовать сознательно и бессознательно чужим идеям, не всегда созидательным. Незадолго до написания романа «Братья Карамазовы» Федор Михайлович в статье «Об анонимных ругательных письмах» высказал потребность молодежи в правильном руководителе. По мнению Достоевского, педагоги слишком заняты педагогией, а родители «делами» и не делами, поэтому чрезвычайно важный возраст остается без внимания, предоставленный самому себе. В статье «Опять о случайном семействе» писатель выделяет два типа отцов: отцы ленивые и отцы прилежные. Первые апатичны, безучастны к своим детям. Если отец богат, но ленив, замечает Федор Михайлович, то дети вступают в жизнь одни и «сердца их ничем не связаны с прошедшим, с семейством, с детством» [1, с.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | Федор Достоевский — все новости о персоне на сайте издания На портале «Узнай Москву» вышел новый маршрут с аудиогидом о детстве Достоевского. |
Экземпляры: Молодой Достоевский | 8 июля 2021 года в Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Русские мальчики и девочки Достоевского: ранние человеколюбцы и. |
Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома» | Внимание Достоевского привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодежи. |
Книга. В. Кирпотин. «Молодой Достоевский» — 12524805 | На Воздвиженке открыли новый памятник Федору Михайловичу Достоевскому, в котором сошлось немало мистических совпадений. |
Young adult как современный Достоевский
Портрет Федора Михайловича Достоевского в молодости выполнен его однокашником по Николаевскому инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, в будущем. Именно там Достоевский поверил в Бога, а от социалистических мечтаний о справедливом переустройстве мира не осталось и следа. Молодой Достоевский начал различать любовь от физического наслаждения. «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Фёдор Достоевский | федор достоевский, новости культуры, книги. |
Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист | В центре Москвы открыли памятник молодому Достоевскому. |
Достоевский: биография, фото, личная жизнь | федор достоевский, новости культуры, книги. |
А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы | Аннотация: В статье рассматривается вопрос, насколько правы были те авторы советского времени, литературоведы и идеологи, которые считали, что молодой Достоевский как член. |
В Москве появился молодой Достоевский — фото | Кроме того на librebook вы можете скачать книгу Подросток Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. |
Памятник юному Достоевскому открыли у книжного клуба в центре столицы
Без юного энтузиазма молодых достоевсковедов было бы очень трудно 4 часа в любую погоду (чаще всего в День Достоевского бывает солнечно и слишком жарко) проводить экскурсии. В сентябре 1869 года к Достоевским в Дрезден приехал молодой родственник жены из Петербурга. В Театре Российской армии пройдут показы Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом». единственный художник, у которого я кое-чему научился, он - величайший среди русских гигантов» (Кнут Гамсун).
Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист
Отметим, что торжественную церемонию открытия композиции посетил праправнук всемирно известного писателя Алексей Достоевский. Ранее портал KudaGo рассказывал , что около 180 мероприятий к юбилею Достоевского проведут в Москве. Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Google News и Яндекс.
В письме сестре он рассказывает о своих чувствах к М.
Исаевой: «Я давно уже люблю эту женщину до безумия, больше жизни моей. Если бы ты знала этого ангела, ты не удивилась бы. В ней столько превосходных, прекрасных качеств. Умна, мила, образованна, как редко бывают образованны женщины, с характером кротким, понимающая свои обязанности, религиозная».
Но в браке супруги счастья не обрели: нужда, болезни, ревность, неудовлетворённость своим положением, ссоры и бесконечные выяснения отношений отравляли существование. Даже переезд в Петербург не помог, напротив, пагубно сказался на здоровье Марии Дмитриевны, и вскоре она погибла от чахотки. Эту любовь-страдание Достоевский описывал так: «Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе — по её страстному, мнительному и болезненно-фантастическому характеру, — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу». Эти сильные чувства нашли своё отражение и в творчестве писателя.
Образ Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание» имеет портретное сходство с Марией Исаевой и частично воспроизводит её судьбу. Анна Григорьевна Сниткина, посвящённая во все подробности этого периода жизни Достоевского, отмечала, что «это было первое настоящее сильное чувство со всеми его радостями и муками». Выдающиеся сестры В шестидесятые годы XIX столетия женщины России стали активно участвовать в общественной жизни и стремились получить образование, самореализоваться, заявить о своих талантах. Так получилось, что в судьбе Достоевского отметились сразу две незаурядные сестринские пары.
Первая — это Анна и Софья Корвин-Круковские. Анна, подписавшись мужским псевдонимом, прислала в журнал «Эпоха» две повести и получила одобрение и лестный отзыв Достоевского. При встрече она произвела сильное впечатление на писателя. Дочь генерал-лейтенанта Василия Корвин-Круковского была девушкой заметной: высокая и стройная блондинка, красавица и гордячка, умная и независимая.
Именно последнее свойство её характера стало препятствием во взаимоотношениях с Достоевским. Когда писатель признался Анне в своих чувствах, девушка ответила отказом. Становиться тенью гения ей не хотелось. Её дальнейшая судьба — это череда решительных поступков: она стала женой французского революционера, участвовала в Парижской коммуне, затем переехала в Швейцарию, где стала членом Русской секции Первого Интернационала.
После вернулась в Россию и вместе с мужем составила отличную «Французскую хрестоматию для средних и старших классов» Санкт-Петербург, 1877-1878. О романтических отношениях Анны с Ф. Достоевским в своих «Воспоминаниях детства» рассказала её знаменитая сестра — Софья Корвин-Круковсая, в замужестве Ковалевская. Будущий доктор философии Гёттингенского университета, профессор математики Стокгольмского университета и член-корреспондент Российской академии наук, в возрасте пятнадцати лет она была тайно влюблена в воздыхателя старшей сестры.
Когда Фёдор Михайлович предложил руку и сердце Анне, Соня страдала: «Ну и пусть её любит, пусть на ней женится, мне какое дело!.. Всем хорошо, всем хорошо, только мне одной... Задушевные беседы с сёстрами, их споры и откровения не прошли для писателя бесследно.
Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Биограф писателя Л.
Сараскина отмечает, что Достоевский не знал своей столь древней родословной. Генеалогией рода Достоевских начала заниматься вдова писателя лишь после его смерти. Дед писателя Ф. Достоевского Андрей Григорьевич Достоевский 1756 - около 1819 служил униатским, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова ныне Винницкая область Украины. Отец, Михаил Андреевич 1787-1839 , учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома в больнице для неимущих, известной под названием Божедомки. В 1827 году М.
Достоевский за отличную службу и выслугу лет был произведён в чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство. Позже, в 1829 году, за ревностную службу был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, а в 1832 году удостоен чина надворного советника и ордена Святой Анны 2-й степени «Анна на шее». Несмотря на то, что в 1857 году Ф. Достоевскому было возвращено право дворянства, после революции 1917 года сословная принадлежность писателя определялась понятиями мещанин или разночинец. В статье о Достоевском Луначарского писатель представлен в частности как «полураздавленный мещанин разночинец», который стремился к «моральному истреблению революции». В 1831 году Михаил Андреевич приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году и соседнюю деревню Черемошню Чермашню , где в 1839 году, по слухам, был убит собственными крепостными.
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 11 ноября 1821 года в Москве, и был вторым сыном из восьмерых детей семейства. Младшая сестра Любовь умерла в 1829 году вскоре после рождения, когда будущему писателю было 7 лет. Достоевский вспоминал, что его «отец и мать были люди небогатые и трудящиеся». Несмотря на бедность отца, Достоевский получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был благодарен родителям. В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима рассказывает, что по этой книге он в детстве учился читать. Большое впечатление на ребёнка тогда произвела библейская Книга Иова.
Впоследствии размышления писателя о Книге Иова были использованы при работе над романом «Подросток». С детских лет, а затем в особенности на каторге, где Достоевский мог читать Новый Завет издания 1823 года, подаренный жёнами декабристов, Евангелие стало главной книгой в жизни писателя. С 1831 года семейство начало выезжать из Москвы на лето в своё скромное имение, где Ф. Достоевский познакомился с крестьянами и узнал русскую деревню. Именно тогда, в первый выезд, испугавшегося мальчика Фёдора успокоил седеющий пахарь. Своё воспоминание об этой сцене Достоевский описал в рассказе «Мужик Марей» в «Дневнике писателя».
По словам писателя, детство было самой лучшей порой в его жизни. Отец обучал старших братьев латыни. По окончании домашнего обучения Фёдор Достоевский вместе со старшим братом Михаилом в течение года изучал французский язык на полупансионе учителя Екатерининского и Александровского училищ Н. Драшусова, сын которого А. Драшусов давал братьям уроки математики, а другой сын В. Драшусов обучал их словесности.
С 1834 по 1837 год Михаил и Фёдор Достоевские учились в престижном московском пансионе Л. Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила впоследствии также ставшего писателем , в пансион К. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он как и его брат зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».
Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя. Существует две версии его смерти. Согласно официальной версии отец писателя умер в поле от апоплексического удара. Другая версия основана на слухах: М. Достоевского убили собственные крепостные мужики. Обе версии подробно описаны биографом Достоевского Л.
Исследователи, придерживающиеся версии убийства, ссылаются на воспоминания младшего брата писателя Андрея Михайловича. Мотив отцеубийства в качестве публичного возмездия всплывает на страницах романа «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?.. Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Достоевская писала: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Французский словарь Лярусс, ссылаясь на воспоминания писателя Д. Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца.
Однако по собственным воспоминаниям Д. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка не падучей не в 1839 году, а гораздо позже — после «вторичного сближения с Достоевским», т. В своей известной статье Фрейд писал, что «ненависть Достоевского к отцу, желание смерти этому злому отцу» вытеснялась в Эдипов комплекс. Преодолевая вину при известии о смерти или убийстве отца, что совпадало с собственными наиболее тайными и невыносимыми желаниями, сын наказал себя первым эпилептическим припадком. В действительности нет достоверных источников, подтверждающих эпилепсию Достоевского ни в детстве, ни в юности. По свидетельству самого писателя первый припадок падучей он испытал в более позднее время — на каторге.
Автор пятитомной биографии Достоевского Джозеф Франк оппонирует австрийскому психоаналитику: «В качестве доказательств Фрейд приводит «факты», в лучшем случае расцениваемые как сомнительные, а в худшем — как обычные заблуждения. История болезни Достоевского, выстраиваемая Фрейдом в попытке её «объяснения» психоаналитическими терминами, является фикцией». Точную дату смерти Михаила Андреевича Достоевского - 6 июня 1839 года - впервые определил Г. Фёдоров в 1975 году. После исследования архивов Фёдоров обнародовал новые факты, удостоверяющие естественную смерть отца писателя, которая была зафиксирована двумя врачами независимо друг от друга. Слухи об убийстве крестьянами распространил помещик соседнего имения П.
Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. До сих пор биографы Достоевского разделены на два лагеря в зависимости от приверженности той или иной версии кончины отца писателя. Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет после трагического события. Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя». Учёба в училище тяготила юношу.
Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского составили литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий, Д. Григорович, А. Бекетов и Н.
По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика.
Проба пера Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон». А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди».
Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным». Автор сократил некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести. Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр.
Каторга В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы» ; участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам. Фёдор Достоевский на каторге В 1849 за причастность к противозаконной деятельности литератор вместе с другими петрашевцами был арестован, лишен чинов, состояния и приговорен к смертной казни. В последний момент когда осужденные уже стояли на эшафоте царским указом ее заменили четырьмя годами каторжных работ в рудниках.
Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем — в прапорщики, вернули потомственное дворянство, а также право печататься. Федор Достоевский В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга — эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни. Так спустя 10 лет он получил возможность вернуться в Петербург и в литературу.
Развитие писательской деятельности После возвращения в город на Неве литератор выразил свои впечатления о каторге и жизни заключенных преступников в повести «Записки из Мертвого дома». Для современников она стала настоящим откровением. Федор Достоевский и Иван Тургенев В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья».
В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу. В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок».
Писатель Федор Достоевский Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий. За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» 1868-69 , «Бесы» 1871-72 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-80 , названные позже «великим пятикнижием». В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем.
Достоевский В 1877 Достоевского избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Спустя два года он стал почетным членом Международной литературной ассоциации. В 1880 на церемонии открытия памятника Пушкину в Москве он произнес знаменитую, вызвавшую всеобщий восторг, речь, высказав свои заветные мысли о литературе и, в целом, о жизни.
Личная жизнь Федора Достоевского В молодости писатель слыл сластолюбцем и постоянным посетителем борделей. Ходили слухи, что проститутки не соглашались встречаться с ним повторно из-за извращенности его желаний. Тургенев его якобы именовал «русским Де Садом», а Софья Ковалевская записала в дневнике, что он изнасиловал десятилетнюю девочку.
Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет
Лидером ТОП-20 самых издаваемых авторов в России стал Достоевский — он сместил с первой строчки Стивена Кинга. Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы. 26 июня - 43777692191 - Медиаплатформа МирТесен. Юные Достоевские читали — и много — уже с четырех лет, и так же много молились.
Памятник молодому Достоевскому установили недалеко от Кремля
Федор Достоевский получал образование в частных пансионах в Москве и Санкт-Петербурге. С 1838 по 1843 г. В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Летом 1844 г. Творческий и жизненный путь Первой напечатанной работой Федора Достоевского стал перевод с французского романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде", вышедший в 1844 г. В 1846 г.
Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка. В 1848 г. В конце того же года в журнале "Отечественные записки" была опубликована повесть Достоевского "Белые ночи". В апреле 1849 г. Находясь в заключении, написал рассказ "Маленький герой". В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги.
Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового. В 1850-1854 гг.
Мать, происходившая из купеческой семьи, занималась воспитанием детей. В 1834-1838 гг. Федор Достоевский получал образование в частных пансионах в Москве и Санкт-Петербурге. С 1838 по 1843 г.
В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Летом 1844 г. Творческий и жизненный путь Первой напечатанной работой Федора Достоевского стал перевод с французского романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде", вышедший в 1844 г. В 1846 г. Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка.
В 1848 г. В конце того же года в журнале "Отечественные записки" была опубликована повесть Достоевского "Белые ночи". В апреле 1849 г. Находясь в заключении, написал рассказ "Маленький герой". В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги.
Самое важное в этом сне не чувствительный позыв Подростка, а вдруг открывшаяся в нем «вся бездна его неверия — в идеал, в Катерину Николаевну, в божественную природу человека» Викторович. О, неужели эта бесстыжая женщина — та самая, от одного взгляда которой кипело добродетелью мое сердце? Семнадцатилетняя самоубийца Оля очень быстро утратила веру в людей. Крафт — страстный ум, фанатик идеи — потерял веру в родину и тоже не хочет жить. Васин — умница, человек широких познаний — живет без одушевляющей веры, и потому ни в какое дело не вносит «сердечного пламени». Но главный изъян молодежи, по мысли писателя, — безверие религиозное, а знание без веры мертво. Эта мысль утверждается в беседах Подростка с появившимся в их доме его «законным» отцом, странником Макаром Ивановичем Долгоруким. Старик Макар явился прямым воплощением того, о чем всю жизнь мечтал Аркадий, в чем он и признается уже при первой встрече: «Я вам рад. Я, может быть, вас давно ожидал. Я их никого не люблю: у них нет благообразия... Позднее то же слово произносит Макар в качестве упрека современным «большим людям»: «благообразия не имеют, даже не хотят его... Благообразия — то есть благого образа, достойного человека, который должен помнить, что он «образ и подобие Божие». Главное свойство благообразного человека — истинно братская любовь к другому человеку, ответственность за судьбу другого. Макар сразу поразил Подростка величавым иконописным обликом: «Седой-преседой старик, с большой ужасно белой бородой», «держал себя прямо», «широкоплеч, очень строгого вида, хотя несколько бледен и худ, с продолговатым лицом, с густейшими волосами». Конечно, это впечатление величия произошло и от того, что известно было Аркадию о жизни Макара Долгорукого, о его понимании своей роли в качестве «законного супруга» матери Подростка Софьи Андреевны. Макар Иванович полагал, что церковный брак с ней обязал его быть для нее опорой на всю жизнь, опекуном во всем он даже о денежном обеспечении ее заботился больше Версилова. Сношения его с «семейством» в виде постоянной переписки и посещения «родных» продолжались всю жизнь. Отпустив жену с Версиловым, он «взял грех на себя», а ее простил «великодушно и раз навсегда». Любовь к человеку органически сочетается у него с любовью к миру в целом. Ему свойственно радостно-экстатическое восприятие природы, любование ее «красотой неизреченной», благословение всему живущему на земле. От этой любви и преобладающего эмоционального настроя рождается «веселие» сердца и умиление. По логике Макара, человек, «весело» воспринимающий Божий мир, — это и человек, верующий в Бога: «Ты не безбожник, ты — человек веселый», — говорит он лечащему его доктору. Макар внушает Подростку веру в Бога как доверие к миру, к его нетленной красоте, доверие к человеку, способному посвятить себя тому, чтобы «мир был самое прекрасное и веселое и всякой радости преисполненное жилище... Благодаря Макару в Подростке меняется онтологическое отношение к миру, по-иному видится ему теперь природа бытия. Это замечательно передано в том, как по-разному воспринимает Аркадий «луч заходящего солнца» до встречи с Макаром и после нее. Макар внушает ему представление о тайне бытия, недоступной одному логичному взгляду ученого, о бессмертии любви, завещанной Христом: «и по смерти любовь». И все же наставления Макара Ивановича не спасают Аркадия от его падения, последовавшего за смертью старца. Более того, пытаясь оправдать это падение, мудрствующий Подросток даже силится опереться на некоторые максимы старца, например, на его установку доверять жизни, принимать ее, какова она есть. Задумав шантаж Ахмаковой, пытаясь заручиться поддержкой мошенника Ламберта, Аркадий пробует утешить себя ссылкой на законы жизни: «Ничего, коль с грязнотцой, если цель великолепна! Потом все омоется, все загладится. А теперь это — только широкость, это — только жизнь, это — только жизненная правда — вот как это теперь называется! Эта работа связана с разгадыванием собственной «широкости», а также «широкости» Версилова, а точнее, с осознанием отцом и сыном присутствия в себе «двойника» — человека, поступающего наперекор благородным стремлениям. Теперь даже исповедь Версилова — его рассказ о своих исканиях и утопиях, о «золотом веке» — волнует Аркадия не содержанием идей отца, а тем, как выражается в этом рассказе его личность: «Я был даже растроган, лжи, которой я опасался, не было, и я особенно рад был тому, что уже мне ясно стало, что он действительно тосковал и страдал и действительно, несомненно, много любил — а это было мне дороже всего». Юноша надеется, что отец идет наконец к ладу с миром и браку с матерью. Неожиданны для него новые срывы Версилова: расколотая им икона — благословение Макара, новое бегство из дома и новый фатальный порыв страсти к Ахмаковой. Но и в себе самом Аркадий обнаруживает «двойника»: он уже не во сне, подсознательно, а вполне осознанно понимает, что пытается использовать документ, компрометирующий Ахмакову письмо, в котором она высказывала предположение о сумасшествии своего отца, старого князя Сокольского , не для спасения Версилова, а чтобы принудить ее стать его любовницей или женой. Позднее Аркадий испытывает острое чувство стыда, сознание грязи и мерзости, оттого что поддался двойнику двойник его, кстати, получает и персонификацию — это его товарищ по гимназии, пройдоха и шантажист Ламберт. Версилов получает свободу после смерти Макара Ивановича с точки зрения Макара, он теперь как раз несвободен — обязан жениться на Софье Андреевне, сдержать свое дворянское слово; Версилов же, наоборот, считает своим долгом «восставать против фатума». Аркадий же после катастроф, вызванных обманом и гонениями, сознает себя вправе быть судьей всех, кто зависит от «документа». В заключительной главе проблема самовоспитания утрачивает возрастной характер, рассматривается как задача всякого человека. Эффект же «работы с собой», оказывается, во многом зависит от степени открытости личности для людей, для мира: импульсивный сообщительный Подросток способен лучше понять других, чем всегда сосредоточенный на собственных страстях Версилов. В решающий момент при шантаже Ламбертом Ахмаковой Аркадий обнаруживает вдруг осмотрительность и находчивость, в то время как всегда сдержанный Версилов теряет всякий контроль над собой, покушаясь на жизнь любимой женщины и самоубийство. Но твердость Аркадия в кульминационной и вместе с тем заключительной ситуации обеспечена прежде всего тем, что ему удается победить двойника, что в сознании его утвердилась другая — гуманная, благородная цель — «спасти всех! Говоря теперь о своем отношении к Катерине Николаевне, он заявляет: «О, пусть я покажусь ей мелким мальчишкой, который стерег ее и замышлял заговор; но пусть она сознается, что я покорил самого себя, а счастье ее поставил выше всего на свете». Замечательно это «покорил самого себя» — оно отвечает главной проблеме воспитания, по мысли Достоевского, — смирению «гордым человеком» своей «гордыни». И хотя Аркадий так и не сумел никого осчастливить, он действительно спас, буквально спас от смерти и Катерину Николаевну, и отца. Покорив самого себя, он на самом деле явился спасителем «ближних». Через преодоление эгоизма, тщеславия, «плотоядия» обретает человек свой истинный образ — свой человеческий лик. Обретая же в себе человека, он способен уверовать и в образ Божий в себе — обрести Бога. Таков итог самовоспитания юноши в романе «Подросток». Отец Аркадия Андрей Петрович Версилов относится к разряду правдоискателей из дворян. Варианты этого типа представлены во многих романах русских писателей 1860—1870-х гг. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» , И. Гончарова «Обрыв» , Н. Лескова «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» , А. Писемского «В водовороте», «Мещане» и др. Все они представляют разновидности образов аристократов, по-своему «идущих в народ», стремящихся нравственно приблизиться к нему и понять ценности демократической культуры. Уже первый рассказ Версилова Аркадию о романе с «мамой» обнажает фальшь в его гуманности и народолюбии. Начавшийся в пору общего увлечения народом, в 1840-х гг. Григоровича, «Поленька Сакс» А. Дружинина союз Версилова с Софьей Андреевной носил искусственный, надуманный характер, хотя сам герой ставил этот «роман» в один ряд с гражданскими побуждениями либеральных дворян: «О, мы тогда все кипели ревностью делать добро, служить гражданским целям, высшей идее; осуждали чины, родовые права наши, деревни и даже ломбард, по крайней мере, некоторые из нас... Версилов полюбил Соню за незащищенность, за «вечную приниженность» перед ним. Признать ее человеком, равным себе, он никогда не мог. Не было у него в начале их связи и настоящего уважения к Макару Ивановичу, хотя с ним Версилов разыграл комедию равенства: человека провинившегося и кающегося перед обманутым мужиком. Позднее этот либеральный жест был осознан Версиловым как самообман: «Я, конечно, ломался, но я ведь тогда еще не знал, что ломаюсь». Впрочем, не одно «ломание» и не одно желание потешиться с молодой крестьянкой было в этой истории. В любви к «маме» проявилось и искреннее и глубокое чувство «кающегося дворянина»: чувство вины перед этой женщиной за ее сломанную жизнь, а вместе с тем чувство вины перед всем приниженным, многострадальным народом, символом которого была для него Софья Андреевна: «Началось с ее впалых щек, которых я никогда не мог припомнить, а иногда так даже и видеть без боли в сердце — буквальной боли, настоящей, физической», — признается он. Версилов любил ее именно как символ народного унижения и нравственной чистоты, то есть «более, так сказать, гуманною и общечеловеческою любовью». Такой же отвлеченный характер носит и выношенная им идея появления в России «еще нигде не виданного высшего, культурного типа» — «типа всемирного боления за всех». Версилов убеждает Подростка, что во всей Европе к 1870-м гг. Разумеется, эта тысяча состоит из любимого им дворянства. К народу, к человеку массы он теперь относится с недоверием. Однажды он высказывается с большей откровенностью: «... И однако же, должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза последнее необходимо. В этих рассуждениях есть зародыши идей, из которых позднее разовьется концепция Великого инквизитора в романе «Братья Карамазовы» : есть мысль об элите, руководящей человечеством на пути к всемирному единству, убежденность, что сила элиты держится на страхе и авторитете, что гуманизм избранных сочетает любовь и презрение к слабым людям. В мыслях Версилова все эти элементы даны не системно — идейные установки героя лишены связующего стержня, подобно его сердечным увлечениям, отражают духовную раздвоенность. И сама позиция Версилова как представителя «высшей идеи», хранителя «знамени», чисто созерцательная, не органичная для его жизни. В этом отношении он является антиподом другому отцу подростка, Макару Долгорукому, у которого вся жизнь является реализацией его принципа «благообразия». Элементы инквизиторской идеи сочетаются у него с верой в то, что человечество пройдет через «страшные муки», достигнет наконец «царствия Божия». В «исповедь» Версилова перед Подростком включен сон о «золотом веке». Автор, с небольшими поправками, перенес описание этого видения из неопубликованной главы «У Тихона», исключенной из окончательного текста романа «Бесы». Сон Версилова представляет «земной рай человечества», очень похожий на изображение картины К. Лоррена «Асис и Галатея». С точки зрения Достоевского, на картине изображена «колыбель европейского человечества». Но этот сон вызвал у Версилова размышления не о прошлом, а о той грядущей гармонии, к которой стремятся социалисты-атеисты и которая, по-видимому, наступит как некая переходная стадия мирового развития, так как люди все больше одержимы идеей созидания мира без Бога. В этом мире люди, утратив веру в бессмертие и любовь к Богу, почувствовали бы себя осиротевшими и «весь избыток» утраченной любви перенесли бы на своих собратьев и на природу. И все же, хотя такой исход представляется Версилову вполне логичным, сердце его не допускает возможности жизни человека без Бога: «... Он приходил к ним, простирал к ним руки и говорил: "Как могли вы забыть Его? Мечтательство есть причина того, что он плохо поддается воздействию «живой жизни», в особенности если она не согласуется с его представлениями о себе и людях. Катерина Ахмакова откровенно признается Версилову в том, почему она его разлюбила, несмотря на его «величайший ум»: «Мне всегда казалось в вас что-то смешное». Это «смешное» в самом чувстве Версилова к ней, в том, что он долгое время принимал свою самую сильную любовь за ненависть, а женщину, обожаемую им, — за человека, недостойного любви. Но эта оценка бросает дополнительный свет на всю жизненную позицию героя. В его народолюбии, в его идее мирового гражданства тоже есть нечто надуманное. Связь с народом, по мысли писателя, должна быть естественной и серьезной, и ведет к такой связи отказ от сословно-кастовой исключительности, умение понять потребности и ценности других сословий, открытость для мира, к чему оказывается не способным Версилов, проповедующий «всесоединение идей». Щенников Г. Прижизненные публикации издания : 1875 — Отечественные записки. Журнал литературный, политический и ученый.
Последнее замечание свидетельствует о том, что новый герой «вырастал» из недавнего Ставрогина, постепенно отдаляясь от него в сторону большей «страстности» и «утонченного великодушия», тем самым удаляясь от ставрогинского природного демонизма, затягивающего в бездну злодейства «красный жучок» , В результате образ Версилова стал новой версией «подпольного» и «хищного» героя, хотя некая связующая «пуповина» сохранилась даже в окончательном варианте, где ему было передано видение о «золотом веке» впечатление от картины К. Лоррена «Асис и Галатея» , заимствованное из исповеди Ставрогина в неопубликованной главе «У Тихона». Вместе с набросками двух главных героев на самых ранних стадиях работы над романом определился его пафос: «Главное. Разложение — главная видимая мысль романа». Этот диагноз духовной болезни нации сложился у Достоевского начиная с 1860-х гг. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла». Впоследствии у Достоевского мелькала мысль назвать свой новый роман «Беспорядок». Эта мысль наиболее полно выражалась в двух главных героях, каждый из которых по-своему воплощал безмерную нравственную «широкость», размывание границ добра и зла: один от незрелости неустоявшейся личности Подросток , а другой от окончательного разлада нестабильной, несцентрованной натуры ОН. Достоевский долго колебался, кому из этих двух героев отдать ведущее положение в романе, 11 23 июля 1874 г. Это решение оказалось поворотным для всей творческой истории: новая иерархия образов означала и новый роман. Столь же значимым был и переворот 7 августа 1874 г. Впоследствии, в январском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. Зеркальность приведенной черновой записи, переворачивающей название тургеневского романа, очевидно, означала, что русские «теперешние дети» и «теперешние их отцы» поменялись своими местами: «Ибо сын, намеревающийся быть Ротшильдом, — в сущности идеалист, т. По свидетельству маркиза де Кюстина в книге «Россия в 1839», которую Достоевский хорошо знал, барон свои преступления совершал «не столько из корысти, сколько из любви ко злу, из неутомимой страсти к разрушению». Имя Унгерна-Штернберга в сознании Достоевского оно, возможно, контаминировалось с именем героя-злодея из романа Ж. Санд «Ускок» упоминается на многих страницах черновиков к «Подростку», даже и после того, как его потеснило имя Ротшильда. Идея Ротшильда не исчерпывает духовной сущности юного героя Достоевского, она занимает принципиально иное место в сюжете «Подростка» по сравнению с идеей Наполеона в «Преступлении и наказании» , где она «проглотила» своего создателя. Подросток хотя и приезжает с готовой идеей, но вся мысль романа та, что он ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе, этого жаждет он, ищет чутьем, и в этом цель романа». Таким образом, основой сюжета «Подростка» автор едва ли не с самого начала полагал не проверку идеи готового мировоззрения, как в предыдущих произведениях, начиная с «Записок из подполья», а поиск идеала юным героем; от романа испытания идеи Достоевский перешел к роману воспитания личности. Этой сюжетной спецификой в конечном счете определяется и форма повествования, на которой Достоевский остановился в сентябре 1874 г. Срок написания записок отодвигается потом на 4 года, но затем Достоевский вновь и уже окончательно возвращается к годичному разрыву между временем действия и временем написания, что давало возможность соединить большую осмысленность повествования с сохраняющейся наивностью подросткового мышления. Роман в его мемуарно-исповедальной форме подчинял фактологию диалектике воспринимающего сознания героя-повествователя «Кончив же записки и дописав последнюю строчку, я вдруг почувствовал, что перевоспитал самого себя, именно процессом припоминания и записывания». Главной загадкой для Подростка и объектом его разысканий всегда оставался ОН Версилов , раз и навсегда поразивший воображение сына, его идеал, то исчезающий, то вновь обретаемый. Представляя ЕГО несомненным героем-идеологом, теоретическим идеалистом, Достоевский долгое время не мог «сочинить» достаточно конкретизированной «идеи», планировалось даже, чтобы «идея Версилова так и осталась невысказанною». На ранних стадиях творческой истории идеализм героя имеет скорее апофатический характер; так, явно оспаривая Герцена и солидарно с Евангелием Мф. Достоевский отдает ЕМУ и свои мучительные мысли о конечности земного бытия человечества, вызванные научной теорией тепловой смерти Вселенной: «на время быть и честным не стоит, ибо ледяные камни. Как ужасно мучают его ледяные камни! Обожание человечества вместо Бога» о братстве потерявших веру людей. Параллельно этому затянувшемуся процессу оформлялась другая составная часть идеологии Версилова. Начиная с 9 октября 1874 г. Достоевский намечает рассуждения ЕГО о «главенствующем сословии» с его «исповеданием чести»: «Идея о дворянстве и лучших людях». Мечты Версилова о перспективах России и человечества увлекательны, но они не более чем умствование, игра воображения, не находящая реализации в жизненной практике, определяемой скорее раздвоенной натурой героя. Это обстоятельство подтверждает, что «идея» в художественном мире «Подростка» — не то, что воплощается в действиях героя, а то, что составляет его идеал. Система женских персонажей вплоть до августа 1874 г. Любовный многоугольник втягивал в свою бурную сферу и Подростка, влюбленного то в Лизу, то в Княгиню. Тут — фабула». Конкретизировать суть интриги Достоевский смог лишь в конце августа 1874 г. В противоборстве любовных страстей все женские персонажи так или иначе проявляли свою «хищность», до тех пор пока 7 сентября 1874 г. Первым трансформировался образ жены ЕГО; теперь она — «прекрасный Божий ангел», вслед за тем и Княгиня была определена как «страстно идеальное создание, с жаждою и исканием истины и добра... Столь очевидное усиление «положительного» полюса романа, сошедшего было на нет после исчезновения из черновиков «идиота» Федора Федоровича, свидетельствует о глубокой перемене всего замысла. О том же говорит и одновременное появление в черновиках нового героя, бывшего дворового человека, а ныне странника Макара Ивановича. После 8 сентября 1874 г. Последнее свидетельствует о том, что Достоевский особенно тщательно разрабатывал словесно-речевой портрет нового героя, с этой целью он широко использует как фольклорные источники духовные стихи, легенды, устные рассказы, лексические и фразеологические заготовки, в т. Впервые так серьезно и основательно в творчество Достоевского входил герой, выразитель христианского подвижничества в его народно-православном варианте первые наброски к этому типу можно найти в «Житии великого грешника». С его приходом в романе смещался фокус повествования, новое видение мира давал герой, обладающий искомой духовной стабильностью, «благообразием». По плану Достоевского система ценностей практического христианства должна быть лишь намечена в романе как возможный «луч» для мятущихся героев. Таково действие Макара Ивановича на Подростка: «Потрясающее впечатление, но не уничтожающее идею». Подобная сознательная установка автора делает беспочвенными претензии к Достоевскому относительно недовоплощенности этого образа начиная с Вс. Другое дело, что в дальнейшем сам тип героя получил у Достоевского новое развитие старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Творческая история «Подростка», таким образом, насчитывает несколько радикальных поворотов замысла, последний из которых формирование «идеи» Версилова приходится даже на заключительный период. Длительный перерыв в печатании между 2-й и 3-й частями романа вызван был, очевидно, не только житейскими обстоятельствами вторая поездка Достоевского в Эмс в мае—июле 1875 г. Поначалу Достоевский планировал роман в 4 частях, последняя часть отпала лишь на завершающих стадиях. Мучительный, затяжной характер творческой работы определялся формированием новой жанровой версии романа Достоевского, эстетически выражающей тотальный духовный «беспорядок», а в то же время противовес ему в «благообразном» воззрении на мир. Созданию благоприятной творческой атмосферы не способствовали и критические отклики на первую часть романа в январе—феврале 1875 г. Недружественная реакция близкого Достоевскому консервативного лагеря определялась во многом самим фактом публикации «Подростка» в «Отечественных записках». Печатавший свои романы начиная с «Преступления и наказания» в «Русском вестнике», Достоевский в апреле 1874 г. Катков быстро спохватился и отменил это решение, но было уже поздно, Достоевский заключил договор с Н. Некрасовым и получил от него аванс. Причина этого «ренегатства» а именно так восприняли решительный шаг Достоевского близкие ему А. Майков , Н. Страхов , В. Мещерский заключалась, однако, не только в финансовых соображениях Достоевского. Поступок бывшего редактора «Гражданина», воевавшего с «Отечественными записками», был слишком демонстративным на фоне обостряющихся партийных междоусобиц, он отчасти напоминал своей программностью попытку Версилова встать над политической схваткой и провозгласить «всепримирение идей». Подобного рода манифестацию не могли одобрить ни прежние, ни новые союзники Достоевского. Среди последних, пожалуй, лишь Некрасов был действительно увлечен новым романом Достоевского, реакция его соредактора Щедрина, поначалу сдержанно-положительная, быстро сменилась на резко отрицательную см. Позицию редакции в целом выразил Н. Михайловский в «Записках профана» в том же январском номере «Отечественных записок» за 1875 г. Критик остановился на «сцене у Дергачева», где Достоевский использовал некоторые подробности из недавнего судебного процесса о народническом кружке А. Долгушина; редакция, заявил Михайловский, не может одобрить «прискорбную манию» автора «делать из преступных деяний молодых людей, немедленно после их раскрытия, исследования и наказания, тему для своих романов». Решение редакции, несмотря на это, печатать «Подросток» объяснено было тем, что «во-первых, г. Достоевский есть один из наших талантливейших беллетристов, во-вторых, потому, что сцена у Дергачева со всеми ее подробностями имеет чисто эпизодический характер. Будь роман на этом именно мотиве построен, "Отечественные записки" принуждены были бы отказаться от чести видеть на своих страницах произведение г. Достоевского, даже если б он был гениальный писатель». Это объяснение послужило поводом для ряда спекуляций в консервативной прессе. Впоследствии эту тему подхватила «Иллюстрированная газета» 1876. Соловьев в «Русском мире» — 1876. Образчиком узкопартийной критики были отклики на роман консервативного литератора В. В «Очерках текущей литературы» «Русский мир». Причину творческого поражения критик усмотрел в болезненном тяготении Достоевского к «нестерпимой» для читателя атмосфере «душного и мрачного подполья, где копошатся недоучившиеся маньяки, жалкие выскребки интеллигенции». Авсеенко уверял, что прежде, в «Русском вестнике», романы Достоевского очищались от «грязи» намек на главу «У Тихона», выпущенную из «Бесов» , редакция же «Отечественных записок» «оказалась менее взыскательною, и нынче г. Достоевский является в своем собственном неисправленном виде». Впоследствии в «Русском вестнике» 1876. Критик либерально-народнической ориентации А. Скабичевский «Биржевые ведомости». Тем не менее и он сошелся с Авсеенко в эстетическом отторжении от художественного мира Достоевского, якобы переходящего грань условного изображения, за которым искусство «перестает быть искусством, а делается уже самой жизнью». Автор «Подростка», сетовал критик, «не ограничивается только тем, что представляет вам ряд своих поэтических образов, но самих вас заставляет участвовать в нравственных страданиях героев». Рассуждения Скабичевского ср. В этом смысле глубоко прав оказался Вс. Соловьев, автор единственного безоговорочно положительного отзыва на первую часть романа «Санкт-Петербургские ведомости». Неприязненный прием, встреченный романом, сам Достоевский объяснял «умственной несложностью» критиков, тем не менее газетные отклики подтолкнули его к прямому диалогу с читателями. План предисловия к «Подростку» остался нереализованным, но момент эстетической саморефлексии получил продолжение в черновиках рассуждения Версилова на тему «будь я романистом» , а затем в окончательном тексте романа в форме письма учителя Николая Семеновича к Аркадию. Отталкиваясь от традиций дворянской романистики от Пушкина до Л. Толстого, запечатлевшей «красивые законченные формы» бытия, Достоевский прогнозирует явление нового романа, художественно аутентичного новой эпохе «общего беспорядка и хаоса». Не дожидаясь прихода адекватной критики см. Довольно, будущее покажет... Насколько глубока была пропасть между автором и его критиками, показывает и то, как был понят этот финальный аккорд романа, воспринятый под знаком тогдашней полемики о судьбе дворянства. Рассуждения об исторически выработавшемся красивом дворянском типе, воплощающем идеал чести, были опровергнуты Н.