На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Биография Надежды Крупской, Владимир Ленин, личная жизнь, муж, дети, рост, возраст, фото и последние новости о революционерке. Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Надежда Константиновна Крупская, (14 (26) февраля 1869 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель.
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. Факты из биографии Надежды Крупской, которые скрывали советские историки. КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Надежда Крупская вела активную общественную деятельность и большой пласт ее работ касается именно детей.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Его также лишили права поступать на госслужбу, с чем Константин Игнатьевич был несогласен. Он много лет судился с целью восстановить свое честное имя и в итоге выиграл дело. Увы, к этому времени он растерял остатки здоровья и вскоре после победы умер от чахотки. Поручик Константин Игнатьевич Крупский Пока отставной прапорщик искал правду и маялся по судам, семью обеспечивала мать. Елизавета Васильевна работала гувернанткой у знатных особ и умела делать любую работу по дому. А вот Надя так и не стала хозяйкой.
Мать считала, что девушке дворянских кровей негоже пачкать руки и гнуть спину. Дошло до того, что когда дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить. Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином. Красивая и образованная С общеизвестных портретов Крупской на нас смотрит некрасивая круглолицая женщина.
С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так. У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинная русая коса. Сама она себя любила называть «дамой с петербургской внешностью», но красавицей себя не считала. Внешность Крупской позднее испортили гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы.
Надежда была не только миловидной, но и образованной девушкой. Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе.
Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди.
Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ульянова и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота.
Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Она автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию.
И он не ошибся: сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. К моменту знакомства с Лениным у Надежды уже были романы с единомышленниками по борьбе, но вождя мирового пролетариата это не очень волновало. Ленин стал часто посещать питерский дом Крупских, где все дышало уютом. Ему нравилось, что Надя молча с восхищением слушала его речи, а ее мать Елизавета Васильевна вкусно готовила. Владимир Ильич сразу поразил Надежду Крупскую своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива.
Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи! С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызвала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось, прежде всего, то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. В 1895 году В. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником.
Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Эк вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Заключать церковный брак Владимир Ильич и Надежда Константиновна не хотели — они были за «свободную» любовь, на венчании настояла Елизавета Васильевна, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая бюрократическая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец, к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Последнее слово в этом деле было за енисейским генерал-губернатором, который решил, что уж если Крупская хочет жить с Лениным в ссылке, то у нее для этого должно быть юридическое основание, а таковым может считаться лишь замужество. Венчание происходило в местной Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе.
Интересная история вышла с обручальными кольцами. В одном из последних досвадебных писем Владимир Ильич попросил невесту приобрести и привезти в Шушинское ящик с ювелирными инструментами. Дело в том, что вместе с Лениным в ссылке томился прибалтийский рабочий Энберг с женой и многочисленным малолетним потомством. Проблема пропитания семьи заставила Эрнберга освоить профессию ювелира, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Получив от жениха и невесты столь необходимый инструмент, он тут же отблагодарил молодых, расплавив два медных пятака и сделав из них обручальные кольца. Свидетелями стали местные крестьяне Заверткин и Ермолаев — со стороны жениха, и Журавлев — со стороны невесты, а гостями — политические ссыльные. Скромный свадебный «банкет» с чаепитием проходил так весело, а пели так громко, что хозяева избы, с удивлением не обнаружив на столе спиртного, все-таки попросили вести себя потише. Мужем Владимир Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит.
Когда в 1915 году умерла теща Елизавета Васильевна, супругам пришлось до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». Во время ссылки Крупская была единственным помощником Ленина в его огромной теоретической деятельности. Однако кое-кто из Ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Вот такой у Ленина был помощник! Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает».
В 1899 году Н. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница». В ней она с исключительно ярко раскрыла условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая книга о положении трудящихся женщин в России, основанная на марксистских позициях. После окончания срока своей ссылки Н. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись с В. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В. Лениным в 1907 году.
В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным.
Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей».
В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него.
Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. После этого до 1942 года он не написал ни одной сказки. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г.
Надежда Крупская. Женой так женой
Крупской сыграла большую роль в становлении новой системы народного просвещения и культуры в нашем крае. Важнейшим событием того времени стало посещение Надеждой Константиновной города Сарапула в составе коллектива агитпарохода «Красная Звезда», который курсировал по Волге и Каме летом 1919 года. Двигался агитпароход только ночью, дни проводил на стоянках. Утром 29 июля 1919 года агитпароход «Красная Звезда» прибыл в Сарапул.
На пристани его встречали несколько тысяч красноармейцев и местных жителей. Здесь же был проведен митинг, в котором принял участие командир 28-й дивизии Второй армии В. На митинге с речью выступила Н.
На следующий день, 30 июля, в Сарапуле было созвано совещание работников просвещения, на которое собрались около ста учителей города и уезда. Совещание проходило в одном из известных исторических зданий города — бывшем доме купца Н. Смагина, где располагался тогда городской Дом учителя.
Самое активное участие в этом совещании приняла Н. Крупская, которая выразила желание побеседовать с местными учителями и помочь им разобраться в интересующем всех вопросе — проведении в жизнь идей новой трудовой школы. Надежда Константиновна подробно рассказала о положении в стране, о задачах организации новой единой трудовой школы и о роли учителя в современной жизни, а затем ответила на многочисленные вопросы присутствующих.
Впоследствии Надежда Константиновна отмечала, что сарапульские учителя держались свободнее, чем в предыдущих городах, и что по задаваемым вопросам было видно, что они серьезно задумываются над современными проблемами организации школьного образования. За два дня пребывания агитпарохода «Красная звезда» в Сарапуле его сотрудники провели огромную пропагандистскую и культурно-просветительную работу. В разных районах города на пристани, в Пушкинском саду, на Красной площади было проведено пять митингов, на которых присутствовало до 10000 человек.
С книжного склада агитпарохода было продано несколько тысяч книг. Отпущено населению и расклеено по городу около 3000 плакатов и листовок. На семи киносеансах побывало свыше 8000 зрителей.
Память о пребывании Надежды Константиновны Крупской на сарапульской земле сохранилась у жителей города на долгие годы. Очевидно, об этом событии вспоминала и заведующая Сарапульской городской библиотекой Галина Федоровна Рыжкова, когда в 1936 году решилась написать Надежде Константиновне Крупской письмо с просьбой о помощи в комплектовании библиотечного фонда. Ведь книг в то время было мало, особенно недоставало научно-популярной и технической литературы, изданий произведений современных авторов.
Фонды библиотеки практически не пополнялись. К удивлению и огромной радости Г. Рыжковой, Надежда Константиновна вскоре ответила на ее письмо и пригласила приехать за книгами в Москву.
Как вспоминала позже сама Галина Федоровна, Н. Крупская сказала одному ответственному лицу: «Откройте все двери перед этой женщиной и помогите ей подобрать книги для библиотеки города Сарапула». Помощь была оказана, и Галина Федоровна вернулась в Сарапул с книгами для библиотеки.
В 1969 году, в ознаменование 100-летия со дня рождения Н.
Впрочем, у Надежды тоже была слабость — она обожала сладости. Иногда тайком она могла зайти в кафе, чтобы побаловать себя воздушным десертом. А вот Ленин такого не поощрял и не позволял тратить деньги революции на свои прихоти. Крупская редко покупала себе одежду, часто отказывала даже в чем-то необходимом. Опора для мужа Одно из редких фото. Большинство были уверены, что Крупская это некий титан, у которого нет чувств. Но как только занемог Ленин, она ухаживала за ним, забыв о своих интересах и вечных проблемах с самочувствием. Последние годы Ленина были для нее очень тяжелыми, впрочем, без него легче не стало.
Она понимала, что смерть вождя народов всколыхнет весь Союз. Сразу после того как Ленин скончался, она написала отказ от его наследства, а на похоронах даже не плакала. Те, кто хорошо знал Крупскую, объясняли это тем, что она больше не хотела жить, не видела смысла. А наложить на себя руки было еще более невообразимой затеей. Она понимала, что после ухода супруга ее жизнь изменится. Ленина она пережила на 15 лет и все эти годы были наполнены новыми сложностями. Она была уверена, что так она расплачивается за то счастье, которое было в ее жизни. Имея ввиду, конечно же, Ленина. Если прежде она твердо стояла на ногах, то сейчас ей было совсем не ясно, что делать.
Ее безусловное революционное чутье не давало ей покоя. Не давала покоя оно и Сталину. Она всегда оставалась в некоторой оппозиции, но понимая, что ее имя неизменно олицетворяется с Владимиром Ильичом, и может привести к расколу в партии, пошла на попятную. Она уже не была той уверенной и спокойной Крупской. Словно потеряв почву под ногами, она стала метаться. Правящая верхушка, поняв это, пыталась ее сломить. Их встреча была решающей для страны. Внешне ей, как вдове вождя, продолжали оказывать почет и уважение. Но при этом же не упускали случая, чтобы опорочить ее слухами, распространяя самые нелепые сплетни.
Шутки про ее внешность были в особом ходу и никого не смущало, что именно ей во многом должны быть благодарны те, кто пользуется благами революции, у истоков которой она стояла. Для Сталина она была как бельмо на глазу. Он всегда ожидал подвоха от нее, видимо помнил, на что способна эта женщина. К тому же она слишком многое знала про самого товарища Сталина. И не только лицеприятное. История партии разворачивалась на ее глазах и перед ней было бы неловко переписывать ее в угоду Сталину. Согласно истории партии, Сталин всегда был рядом с Лениным, и Крупская понимала, что все это — наглая ложь. Которая казалась ей отвратительной и оскорбляющей память ее мужа. Рядом с Крупской постоянно кто-то умирал, гибли старые товарищи, причем зачастую при странных обстоятельствах.
Да и ее передвижения все были под контролем. Без Ленина она не видела смысла жизни. Он все еще писала, но ее статьи публиковали, мягко говоря, неохотно. После долгих переговоров между редактором, который проверял на цензуру, проверку каждой буквы и слова, статья, наконец, могла быть напечатана. Зачастую пытались включить правки по тексту для культивирования личности Сталина, большинство из них проходили мимо Крупской, зато выходили под ее фамилией. Что ей оставалось делать? Она, словно загнанная в угол, не понимая, что и как она может изменить, в мучениях от тяжелой болезни, просто пыталась дожить свою нелегкую судьбу. Ее гибель тоже опутана тайной. Случилось это сразу после ее дня рождения.
Since 1890, she was a member of Marxist student circles. She was known by the party nicknames Lamprey and Fish. In 1896, she was deported to the Ufa province for her anti-government propaganda, but Krupskaya managed to get a permission to go to Shushenskoye village, Minusinsk district, where her future husband was already exiled to.
On her way to the exile she visited Krasnoyarsk. Upon arrival at the railway station, Nadezhda Krupskaya and her mother, Yelizaveta Vasilievna, took a cab from the station to the address received from Vladimir Lenin. Krupskaya wrote in her memoirs: "In Krasnoyarsk, I lived with some medical assistants.
Of course, I agreed. When Nadezhda Konstantinovna and Yelizaveta Vasilievna arrived in Krasnoyarsk, I was renting a tiny apartment consisting of two rooms on Malokachinskaya Street... My sister and I gave our guests the bigger room.
In Shushenskoye, there were long bureaucratic to get the permission to marry: without this, Nadezhda and her mother could not live together with Lenin. Finally, by the summer of 1898, Krupskaya was allowed to become his wife. Though being atheists, the bride and groom had a church wedding on July 22, 1898 in the Peter and Paul Church in Shushenskoye.
The end of the exile Krupskaya spent in Ufa.
Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». В своем первом произведении — «Женщина-работница» 1899 года — Надежда Константиновна рассказывает о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России, когда, занятая работой, она не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка.
В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей рабочих людей. Своими многочисленными статьями про важность дошкольного воспитания она пробуждала огромный интерес у всех трудящихся матерей того времени. Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.
После смерти Крупской в 1939 году, интерес к ее деятельности значительно снизился, а вскоре и вовсе пропал. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Тем не менее, ее полное собрание сочинений мир увидел лишь в 1989 году. В педагогических трудах Н.
Крупская выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины. И именно эта великая и самоотверженная женщина ответственна за появление лучшей в мире системы образования — советской. Пожалуйста, оставьте это поле пустым. Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждую неделю.
Прочтите нашу политику конфиденциальности , чтобы узнать больше.
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА | Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. |
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото | Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. |
Надежда Крупская. Женой так женой | Крупская Надежда Константиновна Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. |
КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия | советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. |
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР | российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. |
Информация
- Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости
- Субботние чтения: «Ах, Надя, Наденька!» Фурия революции Надежда Крупская :: СамолётЪ
- Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna -
- Крупская Надежда Константиновна, биография — РУВИКИ
Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования
Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась. Надежда Константиновна Крупская. Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Надежда Константиновна Крупская
Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями.
За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К.
Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам.
Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Центральный Комитет ВКП б поручает своему генсеку товарищу Сталину ответственность за соблюдение режима, установленного врачами. В декабре 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли. Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел матерных слов для Надежды Константиновны. И в завершении сказал: она нарушила запрет врачей, и он передаст дело о ней в Центральную Контрольную комиссию партии. Ссора Крупской со Сталиным произошла через несколько дней после начала болезни Ленина, в декабре 1922 года. Ленин узнал об этом только 5 марта 1923 года, и продиктовал секретарше письмо Сталину, похожее на ультиматум: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». После диктовки Ленин был очень взволнован. Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников. На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ. Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура. На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал почти все, что с ним происходит. В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова. Почти еще целый год Владимир Ильич жил. Крупская не отходила от него. Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон. Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране». Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин предложение отверг. Вместо этого его тело превратили в мумию и поместили в подобие египетской пирамиды на главной площади страны. Крупская пережила мужа на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла ее. Но она не сдавалась. Каждый день работала, писала рецензии, давала указания, учила жить. Написала книгу воспоминаний. Наркомпрос, где она работала, окружил ее любовью и почитанием, ценя природную душевную доброту Крупской, вполне мирно уживавшуюся с суровыми идеями. Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Каганович летом 1930 года на районной партийной конференции. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. В результате было принято решение «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал». Смерть ее была загадочной. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки. Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной. Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет. Тем не менее, Сталин лично нес урну с прахом Крупской к Кремлевской стене, где она и была похоронена.
Оба начинаются «дорогая Надюшка, Надюшенька». Очень тепло для почти 50-летнего мужчины. В письме он постоянно наставляет ее больше отдыхать, слушаться врачей, принимать лечение, в конце неизменное — «крепко обнимаю тебя, целую, твой В. Ульянов», — Ольга Шалёва. Болезнь Ленина Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом. Врачи советуют ему ехать на Кавказ. Он соглашается, но курорты выбирает исходя из того, что лучше для жены. В телеграмме Орджоникидзе пишет: «Не подходящее. Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя. А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо». Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию. При пальпации ведь она не всегда определяется. Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более. Соответственно, пошли на хирургическую ревизию,— Ольга Демичева. В 1937 году умерла Мария Ильинична Ульянова. Для Крупской это стало трагедией — в последние годы сестра Ленина жила вместе с ней. Крупская ясно ощутила, что большая семья ее мужа была все эти годы и ее семьей. Последний вздох 26 февраля 1939 года Крупской должно было исполниться 70 лет. За три дня до этого она приехала в Архангельское, в пансионат для ветеранов партии. Вдруг у нее началась резкая боль в животе и открылась рвота. Вызванный консультант Лечсанупра Кремля профессор Михаил Коган предположил пищевое отравление и порекомендовал положить на живот горячую грелку. Стало хуже. Профессора Алексей Очкин и Михаил Кончаловский, предположили острый аппендицит и потребовали срочно доставить больную в Кремлевку. По дороге в Москву у Крупской началось трепетание предсердий. А уже в хирургическом отделении профессор Спасокукоцкий поставил диагноз — тромбоз сосудов брыжеечной артерии. Боль усилилась. Новый консилиум поставил новый диагноз — перитонит. Но операцию делать не рискнули. На следующий день после юбилея Надежды Крупской не стало. Вскрытие подтвердило тромбоз в развитии верхней брыжеечной артерии. Если бы Крупская попала в клинику сегодня — ей провели бы обследование, которого в то время не было, поставили бы точный диагноз и с большой долей вероятности, спасли жизнь.
Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Крупская активно поддерживала молодежь и переписывалась со многими пионерами, советскими детьми. Благодаря ее инициативе были открыты многочисленные музеи в России. В 1930-е годы была противником установления командной системы управления страной, была противником гонений и репрессий. Однако ее быстро отстранили от занимаемой должности и она вынуждена была заняться вопросами библиотечной системы.
«Похожа на селёдку»
- Надежда. Трудное счастье революционерки
- Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
- Читайте также
- Надежда Крупская: биография, политическая карьера, фото, личная жизнь с Лениным
Крупская сводила с ума многих мужчин
По одной из версий, между Макаренко и Крупской было противостояние. Каждый пытался доказать, что именно его подход к воспитанию и образованию детей правильный. Есть предположение, что Надежда Константиновна выступила с жёсткой критикой педагогической системы Макаренко. И после этого его отстранили от должности руководителя колонии имени Горького. Сейчас уже сложно установить факт конфликта. В воспоминаниях они друг друга практически не упоминают. Но их педагогические методы различались, поэтому некое недопонимание вполне могло быть.
Крупская продвигала мысль, что человек сможет одинаково хорошо освоить сразу несколько профессий. Но идея политехнизма провалилась. Позже супруга Ленина резюмировала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это всё было ошибкой». В 1930-х гг. Крупская с пионерами.
Wikimedia Commons Вообще, для Крупской было характерно признание собственных промашек. Она быстро поняла, что упор на безликий коллектив не приносил желаемых результатов. Начались поиски «золотой середины» между «я» и «мы». По рекомендации Крупской, педагоги пытались найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Да, работало это далеко не всегда. Но важен сам факт.
Школьников стали учить не только «ставить себе общественные задачи», но решать их коллективными усилиями. Естественно, у Крупской случались явные перегибы. Чего только стоит «буржуазная муть», брошенная в адрес «Крокодила» Корнея Чуковского. Не пощадила она и другие произведения писателя. Критика была столь мощной, что в 1929 г. И лишь в начале 1940-х гг.
Досталось от Крупской и Александру Пушкину. Под ударом оказалась «Сказка о рыбаке и рыбке». Якобы мораль произведения шла вразрез с моралью коммунистической.
Мало кто помнит. Однако Крупская — яркая, образованная и самостоятельная личность, выдающийся политик и гениальный педагог. Именно ей и ее соратницам удалось совершить практически невозможное — выучить неграмотную Россию читать и писать. Сегодня масштабы этой работы трудно представить. И хотя собственных детей она не имела, это не мешало ей думать о детях всего советского народа. Разумеется, все это было под эгидой партии: Крупская, с помощью своих трудов, хотела не просто помочь детям всех слоев общества получить образование.
Она стремилась вырастить истинных коммунистов, сверхлюдей, черпающих вдохновение и счастье из труда и строительства социализма. Супруга и революционерка Дочь бывшего поручика и гувернантки петербурженка Надежда Константиновна Крупская в юности любила рисовать, обладала актерским талантом, прекрасно читала стихи и хотела стать актрисой. Но стала революционеркой и женой вождя мирового пролетариата. Она с удовольствием рассказывала о своем знакомстве со «Стариком» — такую партийную кличку имел тогда молодой и энергичный Ульянов. Он был внимателен, галантен и мог спеть романс «Я вас люблю, люблю безумно». Дни, проведенные в ссылке в Шушенском, Крупская считала самым счастливым временем, наполненным «поэзией и молодой страстью». Непьющего и некурящего Ленина очень тепло приняла мать Крупской и настояла на их венчании. Владимир Ильич любил охотиться, кататься на коньках, не выносил грязи и пятен. Надежда Константиновна была старше супруга на один год и не обладала талантом хозяйки домашнего очага, не умела ни шить, ни готовить, но избавила Ленина от трудной и громоздкой канцелярской работы.
Она вела почти всю обширную переписку мужа и стала фактически одним из соавторов громадного социалистического эксперимента, хотя и находилась в тени Ленина.
Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. За эту книгу Крупская Надежда Константиновна фото ее представлены в статье получила звание доктора педагогических наук. Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции.
В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине. Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном. Смерть В. Ленина Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли. Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении. Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим.
Для него это стало настоящим ударом. Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом. Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию. Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу. Он скончался в 1924 году. А после его смерти Надежда Константиновна уже не была прежней.
Ее «бога» больше не было рядом, а жизнь без него превратилось в существование. Тем не менее она находила в себе силы вести дальнейшую работу по пропаганде народного просвещения. Наркомат просвещения Надежда Константиновна работала в Народном комитете просвещения сразу после революции. Она продолжала борьбу за создание трудовой политехнической школы. Воспитание детей в духе коммунизма стало центральным звеном всей ее жизни. Крупская Надежда Константиновна, фото которой в окружении пионеров расположено ниже, души не чаяла в детях. Она искренне старалась сделать их жизнь счастливее.
Также Крупская внесла большой вклад в просвещение женской половины населения. Активно привлекала женщин к участию в социалистическом строительстве. Пионерия Надежда Константиновна стояла у истоков создания пионерской организации, вносила большой вклад в ее развитие. Но в тоже время она не только координировала действия организации, но и участвовала в непосредственной работе с детьми. Именно пионеры попросили ее о написании автобиографии. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Она посвятила эту работу всем пионерам страны.
Последние годы жизни Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей. Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину. Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом».
В 1896 году она была арестована и после 7-месячного заключения отправлена в ссылку в Сибирь, отбывала ее в селе Шушенском, где и стала женой Владимира Ульянова. Являлась секретарем газеты «Вперед». В 1905 году вместе с Ульяновым вернулась в Россию; была секретарем ЦК. После разгрома революции 1905—1907 годов Крупская отправилась во вторую эмиграцию.
Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ульянова и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.
Надежда Крупская - кратко
Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. В 1939 г., спустя несколько дней после 70-летнего юбилея, Надежда Крупская умерла от острого аппендицита. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет.
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха. Но, состояние не улучшалось. Просветительская деятельность В Европе шла война, и вера в скорую революцию почти угасла даже у Ленина. В Швейцарии их застигла новость о февральских событиях в Петрограде. В Россию они прибыли уже втроем — Ленин, Крупская и Арманд. В России болезнь, казалось, отступила. Крупская перестала ходить к врачам и активно занялась образованием и воспитанием новой советской молодежи. Именно она стояла у истоков комсомола, пионерской организации и системы детских садов.
Во дворах начали устраивать детские площадки — песочницы, мостики, лесенки, горки, первые лавочки для родителей и клумбы с цветами. Крупскую всегда удручали муштра, зубрежки и наказание, делавшие учеников гимназий глубоко несчастными. Она искренне любила детей и страдала от отсутствия своих. В то же время тяжело воспринимала болезненные изменения в своей внешности — пучеглазие, изменение цвета кожи и потерю остатков привлекательности. Но Ленин снова отдает предпочтение законной супруге. Оба начинаются «дорогая Надюшка, Надюшенька». Очень тепло для почти 50-летнего мужчины. В письме он постоянно наставляет ее больше отдыхать, слушаться врачей, принимать лечение, в конце неизменное — «крепко обнимаю тебя, целую, твой В. Ульянов», — Ольга Шалёва. Болезнь Ленина Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом.
Врачи советуют ему ехать на Кавказ. Он соглашается, но курорты выбирает исходя из того, что лучше для жены. В телеграмме Орджоникидзе пишет: «Не подходящее. Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя. А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо». Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию.
При пальпации ведь она не всегда определяется. Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более. Соответственно, пошли на хирургическую ревизию,— Ольга Демичева. В 1937 году умерла Мария Ильинична Ульянова.
Надежда Крупская состоит в Государственной комиссии по просвещению. С 1929 г.
На этих постах она занимается как раз теорией педагогики и внедрением самых передовых педагогических методик. Здесь её наследие переоценить невозможно. По большому счёту, всё хорошее, что было в советской системе дошкольного образования, — безусловная заслуга Надежды Константиновны. Хотя бы детские сады — не штучные, а массовые: «Нужно, наконец, добиваться от города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная с трёх-четырёх лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с природой, с широким божьим миром... Поэтому городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей, садов и материнских школ для детей дошкольного возраста». Надежда Крупская, 1936 год.
Каждый желающий может подойти к окну и посмотреть во двор. Видите детскую площадку? То, что она там есть, — тоже наследие Крупской. Нет, они были и до революции. Строго приписанные к немногочисленным городским паркам, иногда платные. В 1914 г.
Но вот что говорит Крупская: «Следует организовать как можно больше детских площадок не только в парках и скверах, но и при школах, и во дворах... Песочница для малышей и небольшой сарайчик, где хранились общественные игрушки и книги для ребят постарше. Однако с появлением работ Крупской о физическом воспитании детей дошкольного возраста на площадках стали появляться горки и «устройства для балансирования» — всем известные «лазилки». Которые, наверное, стали лучшим и уж точно самым массовым памятником этой незаурядной женщине.
Я знаю, никто не позвонит мне на работу и не скажет «Надюша, приезжай домой, я без тебя не сяду обедать»». Надежда Крупская умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летия. Урну с ее прахом захоронили в Кремлевской стене, позади Мавзолея. Великий педагог и поддержка трудящейся женщины Надежда Константиновна и Владимир Ильич до конца жизни прожили вдвоем, без детей. Работа стала единственным смыслом жизни Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи в 1935 году Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем ограничивать женщину только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание».
Отец хоть и был офицером, но выказывал сочувствие революционерам — народовольцам. Был членом Комитета русских офицеров, даже поддержал польское восстание 1863 года. Но, похоже, лишь на словах, поскольку никаких репрессий в отношении него не было. Среди друзей матушки были члены коммунистического интернационала. Она начинает активно посещать кружок и одновременно преподавать рабочим в воскресной школе. Вот там, в кружке, и знакомится с молодым марксистом-юристом Владимиром Ульяновым. В 1894 году они встретились на квартире, где собиралась революционная молодежь. И совершенно не понравились друг другу. Сам он тоже красотой не блис тал, потому и Надежд а не особо рассматривала как объект флирта. Но нравились ум и умение убеждать в своей правоте. В 1896 году власти начали активно преследовать марксистов, а многие из них оказались в ссылке. Вначале попадает в сибирское село Шушенское Ульянов. А вскоре отправляют в Уфу и Надежду Крупскую. Вот только тут между ними завязывается активная переписка. И выясняется, что они буквально с полуслова понимают друг друга. Заканчивается все тем, что в одном из писем Владимир признается Надежде в любви и предлагает ей руку и сердце. Та отвечает согласием.
Биография Надежды Константиновны Крупской
Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — профессиональная революционерка, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР. Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области.