"Кроме того, мы приняли совместное заявление глав правительств России и Беларуси, в котором отразили принципиальные задачи союзного строительства. Белоруссия и Россия при необходимости мгновенно сблизятся ещё больше в военном и политическом плане. Как итог, у России и Беларуси будет. Россия ТРО Online вещание РИА Новости о Союзном государстве Созвучие: Литература и публицистика стран Содружества.
Военная база, углубление интеграции и сдача госпредприятий
Интеграция с Россией - Новости | Союзное государство Беларуси и России предвосхитило мировые тектонические сдвиги во всех сферах, заявил президент Беларуси Александр Лукашенко, передает БЕЛТА. |
Интеграция в промышленных масштабах | Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. |
В Витебске обсудили объединение транспортной системы России и Белоруссии
Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов обратил внимание, что снятие барьеров должно реализовываться через законодательные изменения. БТП предлагает оптимизировать регуляторную нагрузку, устранить правовые, экономические и технические препятствия для торговли, а также внедрить новые меры поддержки производителей. Так, предлагается отменить уплату утилизационного сбора на продукцию машиностроения, произведенную в Беларуси или в России, что позволит высвободить дополнительные средства и пустить их в оборот. Также предлагается отменить субсидирование продукции без сертификата происхождения, выданного белорусской или российской торговыми палатами. Такая мера поспособствует повышению конкурентоспособности на внутреннем рынке отечественной продукции и снизит объемы импорта продукции машиностроения из третьих стран. Защита отечественных производителей Важным элементом экономического роста участники сессии назвали защиту внутреннего рынка. От нее напрямую зависит технологический суверенитет и развитие конструкторско-технических компетенций. Белорусская сторона обратила внимание на экспансию восточноазиатских товаропроизводителей на белорусском и российском рынках автомобильной и грузовой техники.
За 3 месяца 2022 г. Рынок теряют как белорусские, так и российские производители. Схожая картина по тракторам, погрузчикам, карьерным самосвалам, автобусам», — обратил внимание Снопков. Такая резкая экспансия связана не только с ценами на иностранные электробусы, трактора и погрузчики они в 2-3 раза ниже российских и белорусских аналогов , но также с западными санкциями, которые и спровоцировали дилеров искать поставщиков в странах Азии. Кроме того, среди причин называется более оперативная реакция азиатских производителей на запросы потребителей о необходимости совершенствования моделей. Они ритмично отгружают поставки запчастей, обеспечивают высокий уровень сервисного техобслуживания, предоставляют более гибкие схемы оплаты, а также обеспечивают более высокий уровень оснащенности и эргономичности при такой же цене. Поиск решения мог бы стать основной задачей союзных программ на 2024-2026 гг.
Я имею ввиду антидемпинговые и спецзащитные меры. Здесь реагировать должны не только регуляторы и отраслевики, но и национальные производители, у которых есть право голоса в этом вопросе и необходимые полномочия для инициирования соответствующих расследований», — считает белорусский вице-премьер. Наука — производительная сила Союзного государства Несмотря на то, что среди 28 союзных программ нет целевой по строительству общего научного пространства Союзного государства, интеграция России и Беларуси в этой сфере также происходит. Сегодня в Беларуси реализуется 14 научно-технологических программ, которые тесно перекликаются с федеральными программами России. Более того, 27 марта 2023 г. Россия и Беларусь подписали Соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве. Этот документ заложил общую юридическую и понятийную базу для совместной научной деятельности, определил ее направления и формы.
Также соглашение регулирует охрану интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. Кроме того, Россия и Беларусь разработали совместную Стратегию научно-технологического развития Союзного государства. Сейчас проходят процедуры внутригосударственного согласования. Реализация разработанной стратегии должна изменить роль науки и технологий в развитии общества и экономики Союзного государства. В частности, Россия и Беларусь начинают совместную глубокую модернизацию белорусского завода «Интеграл» в Минске, которая должна завершиться в 2030 г. На текущий момент стороны ведут проектные работы и выбирают поставщиков оборудования. Планируется, что на площадке этого завода будет выпускаться около 100 новых электронных изделий.
Кроме того, в Зеленограде планируется создание центра фотошаблонов элементов микросхем. Предполагается, что этот проект будет осуществляться в кооперации с белорусским «Планаром». Как отмечают в российском Минпромторге, в этой сфере на мировом рынке доминируют производители из США и Японии. С российской стороны в проекте задействованы Московский институт электронной техники и Зеленоградский инновационно-технологический центр. Принципиально значимым является намерение России и Беларуси запустить к осени 2023 г. Как обратил внимание замдиректора белорусского госучреждения «Администрация Парка высоких технологий» Кирилл Залесский, только по линии Парка в 2022 г.
Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе российского кабмина. РБК узнал о планах углубленной интеграции Беларуси и России На переговорах об интеграции России и Беларуси Москва предлагала создать 12 наднациональных органов.
В их числе — единый эмиссионный центр, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи. Об этом заявил журналистам министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Он отметил, что появился новый термин «понуждение к интеграции». Сегодняшний разговор состоялся по инициативе Путина, главы стран поздравили друг друга с наступающим Новым годом и «в продолжение и развитие вчерашнего разговора» обсудили тему поставок углеводородов, однако к соглашению не пришли: Лукашенко поручил закончить переговоры с российской стороной и наладить поставки из альтернативных источников.
Он считает, что создание Союзного государства будет происходить на фоне интеграционного развала в Европе. Яркий тому пример — энергетический кризис, который «уже разделяет европейские государства».
Эксперты отмечают: европейские политики сами виноваты в сложившейся ситуации, так как Еврокомиссия буквально настаивала на сворачивании долгосрочных контрактов и переходе к биржевой торговле. Таким образом, цена на газ в настоящий момент в значительной степени определяется рынком: топливо дорожает в случае дефицита — например, из-за повышенной потребности — и наоборот. Тем временем Россия всё больше разворачивается на Восток. Запад долгое время подталкивал нашу страну к этому. У Белоруссии также есть проекты, которые могут быть интересны Китаю. Они будут реализовываться в рамках Союзного государства, в результате появится единая валюта, которая начнёт конкурировать с евро и долларом.
Уверен, к 2023 году мы увидим серьёзные изменения в экономике», — уточнил Самонкин. Спасти Лукашенко Откладывать создание Союзного государства нет смысла не только по экономическим, но и по политическим причинам. По мнению Анатолия Салуцкого, Лукашенко «захочет остаться единственным президентом Белоруссии». Условная операция «Преемник» «опасна не только для белорусско-российских отношений, но и для него самого». Поэтому Салуцкий не исключает, что создание Союзного государства произойдёт перед следующими президентскими выборами в Белоруссии, которые должны состояться не позже 20 июля 2025 года.
За все время действия союзного договора столь предметной постановки задач для правительств, республиканских и федеральных ведомств просто не было», — подчеркнул Мезенцев. По его словам, практика реализации программ Союзного государства и их финансирования из союзного бюджета нисколько не потеряла свою актуальность. Напротив, в условиях жесткого внешнего давления, в которых сейчас существуют Белоруссия и Россия, роль союзных программ и совместный ответ на технологические вызовы приобретают особую значимость, особенно в сфере импортозамещения, обеспечения конкурентоспособности экономик двух стран, подчеркнул госсекретарь Союзного государства.
Политик об усилении интеграции России и Белоруссии: «У нас общая судьба»
Сотрудничество Беларуси и России сегодня носит стратегический характер. Власти Белоруссии и России согласовали почти все дорожные карты по интеграции — значительное количество проблем снято. Правительства России и Белоруссии разработали план интеграции еще на три года.
О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
Исправить ситуацию помогла жизнь и постепенная кристаллизация единого понимания национальных интересов и государственного суверенитета политической властью интегрирующихся стран, что потребовало от России, как более крупного и сильного государства, принять принцип равноправного с Беларусью партнера. Важно также понимать, что все время после распада Советского Союза США и Западная Европа пытались различными способами не допустить интеграционных процессов на постсоветском пространстве. С этой целью в 2009 году Европейским союзом было создано «Восточное партнерство», куда включили и Беларусь. Союзное государство постоянно находилось под прицелом наших западных недругов. И то, что, несмотря на все сложности, оно выстояло, укрепилось и пришло к новому этапу своего развития, — самый сильный аргумент в пользу многовековой духовной близости россиян и белорусов. Флаги разные, мотор — один. История союзного строительства зафиксировала следующий факт: с 2000 года выполнено 69 союзных программ [1]. Согласно заявлению В. Путина, за 2021 год более чем на треть увеличился белорусско-российский товарооборот [2].
То, что сделано в сфере интеграции, уже дает конкретную отдачу в экономике наших стран. Это зарплата, рабочие места, уровень жизни, способность государств в период действия санкций оказать своим гражданам социальную поддержку и др. Успешная реализация предыдущих программ позволила заложить хороший фундамент для нынешнего этапа. Стороны сумели наладить широкую кооперацию в разных областях промышленности, космической сфере, в развитии сотрудничества регионов обоих государств и др. Вот лишь несколько примеров. В Елабуге много лет успешно действует совместное предприятие по производству минских тракторов. Белорусские тракторостроители предложили российским партнерам новую линейку тракторов с улучшенными потребительскими свойствами. Техника привлекательна ценой и оснащена высокоэффективным двигателем, собранным в Российской Федерации.
Белорусские моторостроители и их российские партнеры в 2019 году поставили амбициозную задачу — создать вместо дизельного мощный шестицилиндровый газопоршневый двигатель для автомобилей, тракторов, комбайнов и других тяжелых машин. Минчане отвечали за механическую составляющую нового двигателя, россияне, которые накопили большой опыт переоборудования дизелей в газопоршневые, — за газовое оборудование. Белорусско-российский двигатель создан. Он позволяет заменить дизельное топливо на природный газ, что значительно сокращает расходы на эксплуатацию, существенно снижает вредные выбросы в атмосферу [4]. И таких примеров много, экономики наших стран довольно тесно переплетены. Россия занимает первое место по размеру прямых инвестиций в белорусскую экономику, примерно 4 млрд долларов. В Беларуси работают около 2,4 тыс. Беларусь занимает первое место среди торговых партнеров России в СНГ и четвертое — в мире [5].
Аргументы жизни. Сильнее всего польза белорусско-российской интеграции проявилась в защите интересов простых людей, решении важных социальных вопросов: гражданам Беларуси предоставляется облегченный доступ на рынок труда России, точно так же, как и россиянам в Беларуси. Это и равные права при трудоустройстве, и в оплате труда, режиме рабочего времени, охране и условиях труда, при получении образования, медицинской помощи и др. Достижения в социальной сфере серьезно укрепляют индекс человеческого развития в обоих государствах. Учитывая, что и в Беларуси, и в России социальная политика является приоритетом, Союзное государство намерено выйти на реализацию еще более согласованной политики в этой чувствительной сфере. Они были введены в связи с ковидом. Отменены также и меры санитарно-карантинного контроля. Предусматривается строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Москва — Минск и Санкт-Петербург — Минск.
Свободное передвижение людей важно само по себе, но его значение возрастает по мере развития экономического сотрудничества, гуманитарных, родственных контактов между людьми. Все это требует от парламентов двух стран дальнейшей гармонизации законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, охраны труда, равных прав граждан, сближения подходов по поддержке малообеспеченных категорий граждан. И парламентарии уже приступили к решению этих задач. Результатом сближения в социальной сфере станет еще более сильное ощущение и белорусом, и россиянином той нашей близости и общности, которая формировалась веками. На новом этапе. Новым этапом экономической интеграции можно по праву назвать 28 отраслевых программ союзного строительства, принятых на заседании Высшего государственного совета 4 ноября 2021 года. Новое, во-первых, в том, что программы дают старт еще более тесному сотрудничеству, во многом объединяют экономики обеих стран, убирают препоны на этом пути, создают равные унифицированные условия в различных секторах экономики. Во-вторых, это своеобразная перезагрузка совместного экономического пространства, нацеленная на более тесную координацию развития.
В-третьих, союзные программы дают предметные очертания путей активизации белорусско-российской экономической интеграции, по которым наши страны должны пройти примерно за два года. Они конкретизируют и наполняют новым содержанием наше сотрудничество в различных сферах жизни. В-четвертых, ценность 28 программ в том, что они создают механизм оперативного принятия решения. До этого любой вопрос, даже небольшой, требовал своего решения на Высшем Госсовете, что усложняло и тормозило процесс интеграции. Теперь такой вопрос должен решаться автоматически в соответствии с четко прописанным в каждой программе механизмом согласования.
Поэтому комментарии здесь излишни». Назвав Россию стратегическим партнером и союзником, с которым ведется диалог, он отметил, что «Беларусь в этом диалоге настроена на конструктивное взаимодействие, но главное человеческое условие - равноправные отношения, на равноправных началах». В то же время он намекнул на то, что в прошлом году политические вопросы все обсуждались, что связывается в российском экспертном сообществе с одним из сценариев решения «проблемы-2024» переходом Путина на пост президента Союзного государства, если он будет учрежден : Если кто-то переживает, что завтра будет общий парламент, на эту тему даже разговоров нет.
Если кто-то переживает за то, что завтра у нас будет президент не Лукашенко, а кто-то другой я имею в виду сейчас, без выборов , тоже не переживайте. Мы не ведем диалог по политическим вопросам. С президентом Путиным еще в Сочи более года назад договорились по-дружески. Я ему говорю: мы не потянем эти вопросы, если начнем их обсуждать. Результаты встречи Телеграмм-канал «Незыгарь» сообщил, что беседа Путина и Лукашенко видимо, та ее часть, которая прошла с участием премьеров и министров «была эмоциональной, с переходом на личности. Лукашенко несколько раз срывался, поэтому приходилось делать паузу, чтобы разрядить обстановку. Медведев попросил Лукашенко публично извиниться за хамство в адрес членов российского правительства. Белорусскому лидеру было прямо предложено задуматься о целесообразности участия в очередных президентских выборах.
Лукашенко возвращается в Минск без результатов». Официальная «картинка» выглядела не столь пессимистичной, но и большого оптимизма по поводу интеграции также не вызывала. По итогам переговоров 7 декабря посол Семашко заявил, что двум странам осталось согласовать 8 из 31 интеграционных дорожных карт в рамках Союзного государства. Таким образом, на многочасовой встрече были согласованы три дорожные карты - делегациям двух стран удалось договориться по проектам по электроэнергетике и вопросам сотрудничества таможенных служб. Поэтому там сроки несколько сдвинуты еще на один год», — сказал посол. По его словам, стороны договорились, что вопрос полной компенсации издержек от налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года. Россия запустила налоговый маневр в нефтяной сфере в 2015 году, его суть заключается в замене экспортной пошлины на нефть на налог на добычу полезных ископаемых. Эксперты Всемирного банка предупреждали, что, если Москва не компенсирует Минску издержки, Беларуси может грозить экономическая рецессия.
Нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений обнаружили на участке «Дружбы» в Беларуси 19 апреля. Транзит нефти по трубопроводу «Дружба» приостанавливался, так как загрязненное сырье отказались принимать Польша, Германия, Словакия, Венгрия. Чистая нефть начала поступать из России в Беларусь только в начале мая. Что касается таможенного вопроса, то Семашко заявил лишь, что «сложная развязка» была найдена на встрече президентов, и «стоит задача до 1 июня 2020 года отработать всю нормативную базу - и белорусскую, и российскую». Этот вопрос является особенно острым, так как речь идет о серых схемах, по которым в Россию поступает «санкционная» продукция.
Последние события это доказали со всей очевидностью", - заявил представитель Совфеда в ходе своего выступления на форуме регионов России и Белоруссии, который проходит в Башкортостане. Он отметил, что сейчас необходимо менять ситуацию и ставить перед дипломатией задачу, в которой главное — достижение доминирующей позиции в глобальном инфопространстве и продвижение позитивных отношений между союзническими странами.
Прошедший в Москве в ноябре 2021 года российско-белорусский экспертно-медийный форум «Союзное государство: информационное пространство в цифровую эпоху» выявил ряд наших недоработок. Например, генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда с горечью отметил, что сегодня только треть молодежи знает о существовании Союзного государства [8]. Это в России.
В Беларуси, на наш взгляд, не больше. Попросите белорусских студентов назвать интеграционные проекты, в которых участвует Беларусь. Примерно половина опрошенных мною студентов вообще ничего не знает о Союзном государстве как одном из интеграционных проектов Беларуси и России. А ведь это будущая элита наших стран: политические лидеры, государственные чиновники, представители экономики, культуры, науки, образования. В Беларуси сложилась практика каждые 5-6 лет пересматривать систему социально-гуманитарного образования, и происходящие в ней изменения, как видим, — не в лучшую сторону. За разговорами об инновационном развитии гуманитарные дисциплины оказались задвинутыми на задний план в системе образования. И еще. Погоня за Болонским процессом, копирование не лучших западных образцов привели к тому, что образование — возделывание человека и его воспитание — стали называть услугами, точь-в-точь как в сфере ЖКХ. И применяли ее — чуждую нашему менталитету систему — более уродливо, нежели на Западе, объединяя в модули крупные, веками отточенные и сформированные науки и дисциплины, например, экономику и социологию. Вузовские преподаватели окрестили такую практику объединением «ужа и ежа».
Обнадеживает то, что в России это уже поняли и намереваются исправлять, о чем неоднократно заявлялось на высоком уровне, в том числе чиновниками министерства науки и образования. Полезно было бы исправлять не только в России, но и в масштабах единого образовательного пространства Беларуси и России. А путеводителем в этом процессе может стать лучшая в мире советская образовательная система. Кстати, наиболее сильные ее элементы заимствовали многие государства. В целом же важно понимать: объединенная производственная система может действовать эффективно только при условии, когда ее подпитывает живительная сила единства духа и созидания объединившихся. Ее во многом формирует в человеке образовательный процесс. Стоит также отметить, что к процессу интеграции слабо подключен потенциал общественных организаций и объединений, во всяком случае со стороны Беларуси. В этом плане выделяется своим звучанием научная конференция «Безопасность и экономический суверенитет Союзного государства Беларуси и России: общие приоритеты», которая прошла на площадке Общественной палаты России 15 февраля 2022 года. В ней участвовали представители парламентов и экспертного сообщества Беларуси и России. Участники конференции единодушно сошлись во мнении, что общественные структуры Беларуси и России должны более широко вовлекаться в реализацию интеграционных проектов.
Глубинная суть такого посыла состоит в том, что гражданское общество в любой стране является фундаментом определенной прочности и устойчивости политической системы как во внутренней политике, так и внешней. Подключение общественных формирований способно не только ускорить создание в Союзном государстве единой безбарьерной экономики, синхронизировать налоговую и таможенную системы, но и дать более четкое понимание народам наших стран, зачем мы включились в интеграцию и как протекает этот процесс. Причем сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и Беларусь коллективного Запада, такая возможность общественных формирований особенно актуальна и ценна. В процессе интеграции такие объединения могут сыграть исключительно важную роль, естественно, при поддержке политической власти. Они способны вместе с государственными органами участвовать в разработке единых образовательных программ в вузах, научных программ Союзного государства, разрабатывать содержание идеологической, воспитательной работы и др. Союзное государство Беларуси и России на данном этапе его развития представляет своеобразный тип территориально-государственного устройства, который в определенной мере проходил в своем становлении Европейский союз. В Союзном государстве и Россия, и Беларусь все больше выступают как бы в качестве регионов одного государства, но полностью юридически самостоятельных. Поэтому с точки зрения территориально-государственного устройства его нельзя отнести ни к одной из известных классических форм: ни к конфедерации, ни к федерации, ни к унитарному государству. Это не конфедерация, так как здесь координируются не только внешнеполитические действия, что характерно для конфедерации, но и внутриэкономические. Это не федерация, ибо отсутствует главный признак — наличие общей, единой Конституции.
Это не унитарное государство, потому что Союзное государство состоит из государственных образований, каждое из которых имеет юридическую самостоятельность и собственную валюту в унитарном государстве составляющие структурные образования не имеют юридической самостоятельности. В Союзном государстве нет единого центра управления и единой денежной единицы. Нет и конституционно закрепленной надгосударственной политической и экономической власти. В мировом сообществе государств оно выделяется сильными президентами с большими полномочиями в обеих интегрирующихся странах. Если рассматривать Союзное государство не с точки зрения формы, а содержания, что намного важнее, то это интеграционное образование с реально формирующейся безбарьерной экономикой. Этот феномен в своем развитии будет постоянно вызывать к себе пристальное внимание политологов, экономистов, философов, юристов, историков и политиков-практиков. Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года. Они не несут никакой угрозы суверенитету наших государств, ибо не предусматривают создание каких-то наднациональных органов. Углубление интеграции ставит целью более тесное согласование стратегий экономического развития обоих государств, объединение их усилий и возможностей. Говоря об интеграции, необходимо подчеркнуть, что это неизбежный, закономерный процесс в развитии современного мира и отдельных государств.
Он отражает степень включенности Беларуси в глобальное экономическое, политическое, культурное и информационное пространство. Характерно, что под воздействием глобализации формируются региональные интеграционные объединения — по сути новые формы государственных образований, вносятся существенные коррективы в содержание государственного суверенитета. На смену абсолютному суверенитету пришла тенденция самоограничения суверенитета в пользу национальных интересов.
Беларусь и Россия
Россия и Беларусь выступают за развитие интеграции в рамках ЕАЭС, который демонстрирует эффективность и устойчивость в условиях геополитической напряженности. Власти Белоруссии и России согласовали почти все дорожные карты по интеграции — значительное количество проблем снято. Предложения по реализации договора Союзного государства Белоруссии и России на ближайшие три года готовят правительства двух стран. Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию, заявил 27 ноября госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев в ходе выступления на "Примаковских чтениях".
Беларусь и Россия
Россия и Беларусь: проблема интеграции | Политком.РУ | Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию, заявил 27 ноября госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев в ходе выступления на "Примаковских чтениях". |
Россия и Белоруссия: 28 шагов навстречу, но — не спеша. Комментарий Георгия Бовта | Сотрудничество Беларуси и России сегодня носит стратегический характер. |
Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. Главная Наша деятельность Новости «Единая Россия»: Россия и Беларусь строят союзное пространство для процветания и защиты обоих государств. Сотрудничество Беларуси и России сегодня носит стратегический характер. «Правовые основы политической и социально-экономической интеграции Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь».
Цеков отказался от идеи объединения Белоруссии с российской областью
Высший госсовет Союзного государства России и Белоруссии является высшим органом Союзного государства, куда входят главы государств и правительств, руководители палат парламентов двух государств. Путин назвал сотрудничество РФ и Белоруссии локомотивом интеграции Евразии. В чем тогда состоит углубление интеграции России и Белоруссии, о котором сейчас говорят? Время подтвердило, что оптимальным форматом для взаимной интеграции России и Беларуси является именно Союзное государство. Важность интеграции для России среди прочего заключается в том, что она, как считает Москва, позволит надежнее привязать к себе Беларусь на случай неконтролируемой смены власти в стране, отметил в разговоре с РБК российский дипломатический источник.