Главная» Новости» Старшая группа рисование январь городецкая роспись. Цель: Обучение рисованию элементов городецкой росписи. В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, учатся создавать основные элементы.
Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников
«Городецкая роспись.» | в старшей группе. Тема: «Городецкая роспись». |
Городецкая роспись в детском саду: рисунки (с фото) - | Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. |
Загадочный мир городецкой росписи | Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Цель: Знакомство с особенностями городецкой росписи Задачи: учить рисовать городецкие купавки голубого и розового цвета, чередуя их. |
Городецкая роспись | Особенности подготовки занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» в старшей группе детского сада, составление конспекта, инструкции по выполнению работ. |
Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников | Д/и "Знаки изучаем в домино играем" Старшая разновозрастная группа. |
Конспект нод по рисованию в старшей группе на тему: «городецкая роспись»
Вид: групповой, познавательно — информационный, практико — исследовательский, среднесрочный. Возрастная группа: старшая группа Состав участников: дети, воспитатель и родители группы. Разработчики: Воспитатель I квалификационной категории Осипова О. Срок реализации: Цели проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. В процессе ознакомления с Городецкой росписью развивать художественный вкус у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проекта. Проблема развития художественного вкуса дошкольников актуальна в аспекте современных условий.
Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место.
На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба. Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Это сильно сократило время производства и увеличило сбыт продукции на нижегородской ярмарке, куда возили свой товар на продажу узольские мастера. А особенности рисования, технические приёмы, шаблоны и главные элементы, разрабатывавшиеся десятилетиями, получили своё окончательное оформление в семидесятых годах XIX века. Тогда в деревню Курцево был приглашён из Городца для подновления местной церкви известный иконописец Огуречников.
Именно он, заинтересовавшись местным промыслом, «довёл до ума» технику живописи узольцев, привнеся в неё иконописные приёмы: способы наложения слоёв краски, игра с оттеняющими дугами и оживление рисунка белилами. Происхождение названия Назывался в ту пору промысел иначе. Мастера-крестьяне никаких самоназваний не выдумывали, а в ранних изданиях писалось либо о «нижегородской росписи» по местоположению ярмарки, на которой сбывались изделия, либо о «курцевских красильщиках» по месту их наиболее массового и развитого изготовления. В конце XIX века с появлением крупных ткацких фабрик и дешёвого ситца нужда в домашнем производстве полотна отпала. Прялки были больше никому не нужны, и, как следствие, промысел стал угасать. К первой мировой войне он практически исчез, продолжая существовать лишь в виде случайных единичных работ любителей-энтузиастов. Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение.
Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город. Всё это вкупе дало повод В. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России.
Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение. Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город.
Всё это вкупе дало повод В. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России. Технические особенности живописи Для росписи на прялочных донцах всегда были характерны нехитрые сюжеты и простейшая композиция. Со временем усложнялись отдельные элементы, возникали новые темы и персонажи, совершенствовалась техника письма, но всякая модификация осуществлялась очень бережно, не нарушая сложившуюся историческую традицию. Композиция и сюжет Композиционно роспись имела двух-трёхчастную структуру. Располагавшиеся сверху вниз части — ярусы — несли каждый свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могли рассматриваться как совершенно самостоятельные произведения: Верхний ярус, как правило, занимала бытовая или жанровая сценка, где изображались чаепития, застолья, гулянья, деревенские посиделки, нарядные кавалеры и дамы в кринолинах. А так как исторически прялка всегда являлась частью приданого, то и свадебные мотивы — сватовство, смотрины, проезд жениха с невестой — тоже нашли здесь своё отражение. Средний — представлял из себя поясок с различными цветочными узорами. Выполняя вроде бы вспомогательную роль — отделить верхний ярус от нижнего, — он смотрелся как вполне законченное произведение живописи.
Впоследствии разработанные в рамках поясков цветочные композиции стали очень популярны при росписи шкатулок и прочей мелкой сувенирной продукции. Содержанием нижнего становилось изображение птиц и животных в обрамлении пышных цветочных элементов гирлянд, орнаментов, рамок. Каждый персонаж имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Так, петух, фазан, павлин, курочка, городецкая птица олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Конь, лошадка символизировали достаток и богатство. А то, чем особенно славилась городецкая роспись — цветы — здоровье и успешность в делах. Со временем рисунки с прялочных донец перекочевали на крышки сундуков, шкатулки, солонки, разделочные доски, стали украшением детской мебели и сувенирной продукции.
Педагог обращает внимание детей на картину «Розан последовательность рисования ». Здесь показано в какой последовательности, мы рисуем розан.
Педагог рассказывает и показывает на картине сухой кистью приёмы рисования. Подмалёвок светлой краской — круг. Оттенёвка тёмной краской. Носик — маленький круг в середине большого круга 3. Дуги—лепестки вверху и внизу большого круга. Дуги—лепестки слева и справа большого круга. Дуги—лепестки между нарисованными лепестками. Оживлять цветок начинаем.
Городецкая роспись: как научиться
Показывает хохломские изделия. Что же делают в Городце из дерева? А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски показывает одна сторона которых украшена цветочным узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты. Если такую нарядную доску повесить на кухне на стену, она очень украсит интерьер. А вот ещё красивые вещи для кухни : солонки, коробки для специй и т.
Но не только для кухни делают городецкие мастера разные предметы. Они расписывают шкатулки для разных вещей : пуговиц, ниток, украшений показывает. Не забывают мастера и о детях. Для вас они делают качалки в виде лошадок, петушков, детскую мебель и т. Воспитатель ставит перед детьми 3-4 предмета и обращает их внимание на характерные особенности городецкой росписи.
Кто заметил в них одинаковые элементы? Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны. Показывает на узорах и прикрепляет к магнитной доске такой же элемент, чётко проговаривая каждое название : розан, купавка, ромашка, листья. Такие цветы называют декоративными, а чаще всего называют их сказочными. Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют городецкие художники.
Обратите внимание, как мастера объединяют их в плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него располагаются цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них левая и правая стороны одинаковые. Дети, давайте выложим на магнитную доску такую гирлянду.
Вот середина гирлянды, здесь будет находиться самый крупный цветок, например эта купавка. Прикладывает цветок к магнитной доске -А кто хочет приложить слева и справа от большого цветка два других, меньших по размеру Один из детей прикладывает два одинаковых цветка по бокам, более меньшего размера, ромашки. Следующий ребёнок продолжает изображение на магнитной доске, подставляя с обеих сторон два маленьких бутончика. Каких элементов не хватает в гирлянде. Листьев Ещё один ребёнок, выкладывает между цветами листья, уменьшающиеся по величине к концам гирлянды.
Получилась плотная цветочная гирлянда, такая же симметричная, какую рисуют городецкие мастера на своих изделиях. Далее воспитатель определяет цветосочетание элементов узора. Раздаёт каждому ребёнку по цветку, спрашивает, какого они цвета розовые или голубые. Обращает внимание детей на то, что в каждом элементе сочетаются два похожих цвета. Чаще всего это розовый с красным, голубой с синим.
А нарядными городецкие цветы делают белые и чёрные оживки : точки, дужки, штрихи.
Ребята, сегодня я предлагаю вам попробовать самим нарисовать узоры городецкой росписи. Посмотрите, у меня несколько нерасписанных шаблонов городецкой росписи. Давайте попробуем их расписать в цветовой гамме городецкой росписи. Но сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры розан, ромашка, купавка, бутон и как они располагаютс в гирлянде. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?
Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры? А теперь посмотрите на расписные городецкие доски и как по-разному можно расположить гирлянды. А теперь скажите, какие цвета мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды красный, розовый, голубой, синий. Какой цвет вы возьмёте для рисования контура птицы? А для оживок, какие цвета возьмёте? Самостоятельная работа детей, в ходе которой воспитатель напоминает о правильной технике рисования, обращает внимание на цветовую гамму городецкой росписи.
В конце занятия воспитатель предлагает выставить свои работы В конце занятия воспитатель предлагает выставить свои работы. Особенности росписи В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.
Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи.
Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно. Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию. Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев. Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями» Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков. На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок.
Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской. Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой. Заключительный и самый ответственный этап — «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры. Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5—7 лет Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии. Обратите внимание!
Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома» Мотивирующее начало занятия Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок». К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном. Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать? Дети отвечают, что должны нарисовать завиток изогнутую веточку Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы.
Развивающая: Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, воображение. Закреплять умение составлять оттенки цвета розовый, голубой, приёмы рисования кистью всей кистью, кончиком кисти. Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду городецких мастеров, желание создавать прекрасное. Материалы и оборудование: Гуашь, кисти, стаканы непроливайки, карандаши простые.
Рисование "Городецкая роспись деревянной доски".
Рисование в технике городецкая роспись требует учитывания нескольких деталей, позволяющих выполнить различные узоры. Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Занятие по декоративному рисованию "Городецкая роспись" в старшей группе. Основной задачей было познакомить с городецкой росписью, учить узнавать основные растительные узоры (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), элементы росписи (точки, штрихи, скобки), называть этапы рисования узора (подмалёвок, тенёвка, оживка).
Рисование "Городецкая роспись деревянной доски".
Конспект нод по рисованию в старшей группе на тему: «городецкая роспись» | рисование основных элементов городецкой росписи в порядке усложнения. |
Блог воспитателя детского сада: Рисование "Знакомство с городецкой росписью". | Послушали историю о городецкой росписи, узнали, что роспись известна в России и за её пределами, и чем именно эта роспись продолжает радоват. |
Конспект нод по рисованию в старшей группе на тему: «городецкая роспись»
Главная» Наши группы» Конспект НОД по рисованию в старшей группе № 3: «Знакомство с городецкой росписью». Знакомство с городецкой росписью в два этапа с изучением прописной мелованной росписи по дереву в старшей. Главная» Новости» Старшая группа рисование январь городецкая роспись. Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись». В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, учатся создавать основные элементы. Знакомство с городецкой росписью в два этапа с изучением прописной мелованной росписи по дереву в старшей.
Городецкая роспись в детском саду: рисунки (с фото)
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Городецкие узоры — столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас Задачи 1 Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать такие качества аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Читаю письмо «Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам художник с ярмарки. Помогите мне, пожалуйста. Сам я — из города Городца. Вчера на ярмарке, я устроил красивую выставку городецкой росписи на досках, но налетел сильный ураган, и унес все мои работы, и теперь у меня не осталось совсем ничего. Но я уже разослал приглашение на выставку всем своим друзьям. Я знаю, что вы хорошо рисуете. Пришлите мне пожалуйста доски расписные, с цветами и узорами, чтобы я смог устроить выставку на ярмарке. Дети: От художника А с какой просьбой он к нам обращаются? Дети: Он просит расписать ему доски для ярмарки. Ребята, давайте поможем художнику, ведь он уже пригласил на выставку своих друзей. А где же доски? Ребята, посмотрите, а вот и наши доски. Ой, ребята, здесь еще и стихотворение. Давайте я вам его прочту стихотворение о городецкой росписи. Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты- Что ни в сказке сказать Городецкая роспись — сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит.
Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой. Воспитатель: Понравилась вам наша выставка? Дети: Да! Воспитатель: Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка? Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами,лихих всадников гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Какими же узорами нам их расписать? Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи. Городецкая роспись — как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Один влево, другой вправо. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку.
Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников
рисование основных элементов городецкой росписи в порядке усложнения. Конспект занятия по изобразительному развитию в подготовительной школе группе «Городецкая роспись» (расписываем разделочную доску) с презентациейПодготовила: Воспитатель Коновалова Екатерина Алексеевна, МАДОУ детский сад. Тема: «Городецкая роспись». Старшая группа. Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Ход работы: Воспитатель: Ребята сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, учатся создавать основные элементы. Сегодня воспитатель Омарова Н. Н. провела в подготовительной группе № 6 "Золотая рыбка " занятие "Городецкая роспись".
Фотоотчет занятия по декоративному рисованию "Городецкая роспись" (старшая разновозрастная группа)
Детям очень понравилось составлять узоры из элементов городецкой росписи и теперь они знают чем отличается городецкая роспись от росписи других народных промыслов.
Ребята рассматривали образцы, расписанные городецкой росписью. Отметили, что основные цвета это ярко- желтый, золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Кроме того, Ольга Евгеньевна познакомила детей с городецким розаном, с листиками и кустиками, с городецкой купавкой. Затем ребятам было предложено стать мастерами Городецкой росписи и расписать шаблон птицы.
Нужно следить за тем, чтобы кисть стояла перпендикулярно листу бумаги. Оживки всегда наносятся на однотонный силуэт, что придает им определенный объем.
Обычно рассмотрение городецкой росписи начинают городецкими цветами, которые изображаются в основном круге. Городецкие цветы отличает разнообразие цветов и форм. Цветы являются символом здоровья и процветания. Купавка является самым распространенным цветком в городецких орнаментах. У нее подмалевка большего размера, чем у бутона.
В конверте лежит материал поэтапной росписи тарелки. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Основная часть.
Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Ответы детей. Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.