Известно, что крещение Киевской Руси произошло в годы правления князя Владимира, а точнее в 988 году. Тогда князь заключил союз с Византией, после чего сам принимает христианство и берет в жены царевну Анну. Сразу после этого он проводит крещение русских земель.
Доклад: Крещение Господне
Реферат на тему "Крещение Руси". Доклады и выступления. с 18 на 19 января или с 19-го на 20-е? Крещение Господне: история возникновения и смысл этого церковного праздника, какие существуют традиции, правила, обряды и приметы в России?
Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы
Русская церковь изначально, по образцу греческой, зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в церковных вопросах. Источники умалчивают, когда появилась митрополия на Руси и кто был первым митрополитом, сколько епископов было первоначально. Известно, однако, что во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. Церковь в Древней Руси была не только господствующей силой в духовной жизни народа, но и влиятельной общественной и политической силой. Церковь имела обширные земельные владения, свои села и города, своих холопов и даже свои полки, а также свой суд и, законодательство.
Князья платили десятую часть налогов на содержание церкви десятину. Создававшиеся на Руси монастыри становились сильнейшими церковными организациями. Первым из них был Киево-Печерский «печера» — пещера, в которой селились монахи монастырь, основанный во второй половине XI в. Общее число монастырей в домонгольские времена доходило до 70.
Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Сила и живучесть язычества на протяжении многих веков позволяют говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни на Руси. В отдельных областях языческие обряды и обычаи сохранились практически в неизменном виде вплоть до начала XX в. До принятия христианства Киевская Русь была государством со значительно развитой языческой культурой, языческим летописанием.
Восточные славяне в середине I тыс. Постепенно славяне стали использовать для записи греческие буквы, но без всякой системы, «без устроения», то есть не приспособив их к особенностям своего языка. Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия — «равноапостольных» просветителей, греков по происхождению, крестивших Болгарию, а во второй половине IX в. Сначала «солунские» братья, из Солуни нынешние Салоники , создали глаголицу, с помощью которой переписали первые церковные книги для южных славян, и крестили Болгарию.
Позже из смешения глаголицы с элементами греческого письма возникла более легкая и удобная кириллица. Кириллический алфавит в России дважды подвергался серьезным изменениям — при Петре Великом и после октября 1917 г. В настоящее время древняя кириллица сохранилась как язык православного богослужения — церковнославянский. После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность.
По выражению академика Д. Лихачева, «с христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с определенной грамматикой». Настоящими носителями древнерусского просвещения становятся монастыри, где велось русское летописание и собирались богатейшие библиотеки рукописных книг.
Киево-Печерский монастырь стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к книжности как к христианской добродетели. В основе школьного монастырского образования лежали принципы «энкиклиос педиа» греч. Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является «Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца — новгородского посадника Остромира.
Она датируется серединой XI в. В домонгольской Руси бытовала в основном переводная литература византийских, античных и других иностранных авторов. Основными жанрами древнерусской литературы были агиография жития святых и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве».
После принятия христианства Владимир организовал на Руси первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в изложении события от времени Рюрика до начала XI в. Книги были дороги, до народа не доходили, и он нашел выход отражению своим чаяниям и представлениям о политике Руси в устном народном творчестве, в былинах, появление которых многие ученые относят ко времени княжения Владимира.
В князе Владимире народ видел выдающегося политического деятеля, символ государственного единства Руси. Но положительно относясь к нему, былины не идеализируют его: подчеркивается разница между ним и богатырями. Князь — только центр, вокруг которого группируются богатыри. Именно они с их подвигами, силой, добротой, справедливостью — истинные выразители идеалов народных масс.
С принятием христианства на Руси получило широкое распространение монументальное каменное зодчество. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, соединившие византийский канон с местными условиями и требованиями киевского князя. Шедевром древнерусской архитектуры принято считать Золотые ворота в Киеве. Во Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове были возведены Успенские соборы, отличавшиеся величественностью и изяществом формы.
Не случайно впоследствии при строительстве Успенского собора Московского Кремля был взят за образец Владимирский Успенский собор. Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры, сам тип крестово-купольного храма, повсеместно утвердившийся на Руси. Храм воспроизводил картину мира в соответствии со строгой иерархией как выражением божественного порядка. Древняя Русь восприняла византийскую систему сводчатых и купольных перекрытий, строительство зданий изысканной пространственной конфигурации и большой высоты.
Однако чисто русским явлением, преобразившим облик византийского крестово-купольного храма, стало многоглавие куполов. Из Византии пришли на Русь три основные вида изобразительного искусства: мозаика красочный узор из кусочков смальты , фреска роспись на стене, выполненная специальными красками по сырой штукатурке и икона от греч. Первыми живописцами были греческие мастера, создавшие наиболее почитаемую на Руси чудотворную икону Владимирской богоматери ныне хранится в Третьяковской галерее , мозаичную Богоматерь Оранту от греч. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла.
Приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного цела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов, упорно боролась против работорговли. Христианство способствовало укреплению княжеской власти.
Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и справляли буйные праздники родной старины.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества.
С крещенской водой и Крестом священники в праздник обходили избы своих прихожан, окропляя жилище и распространяя благословение от Храма Спасителя на всех чад Церкви Христа. Использовали святыню при молитвах — заклинаниях на изгнание злых духов, ее пили те, кто не допускался к Причастию.
Богоявленская вода называется у православных агиасмой с греч. Принимали свяченую воду утром, натощак как просфору или антидор с добрыми намерениями и молитвами, попросив у Бога благословения на день грядущий. Хранили живую воду-оберег в святом углу, под образами.
Приметы и традиции Крещения Господня запрещали прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода целебную силу теряет, а может вообще разлиться. Женщины перед Крещением снимали на стогах снег: он идеально отбеливал и холсты, и кожу. Снег и лед с чистого поля, собранные в эту ночь, считаются целебными: их можно сохранять, исцеляя тело и душу.
Считалось, если святую воду заморозить, на ней ясно проступают очертания креста. Крещенские морозы всегда отличались особой силою. Перед вечерей хозяин подходил к окну с ложкой кутьи и закликал мороз на угощение, приговаривая при этом, раз он не идет на кутью, то и на урожай грядущий чтобы не приходил.
Дети тоже забавлялись у окна, приглашая мороз на ужин. После Крещения морозы, как правило, отступали. Народные приметы праздника Еще одна традиция Крещения — приметы дня: человеку, крещенному на Иордана, всю жизнь счастье будет попутчиком; «крещенское рукобитье — к счастливой семье» — сговориться в этот день о свадьбе— добрый знак; и любой договор в этот день, скрепленный рукопожатием, гарантировал божье благословение и поддержку; много снега на Крещение — к обильному урожаю хлеба; утром на праздник пошел снег — к урожаю гречки; кружит метель — дружно будут роиться пчелы; звезды ярко блестят — к приплоду скота и урожаю ягод; сны в богоявленскую ночь вещие, гадания — аналогичны рождественским; если крещенская ночь совпадала с полнолунием — жди половодья весной; утром хмуро и тепло, иней или снег — год будет с хлебом; а если наоборот, солнечно и холодно — голодный неурожайный год; собаки постоянно лают — в лесу будет много зверя к охоте.
Русское Православие всегда воспринимают вместе с народными традициями, окружающими основной культ. Культ создает культуру в форме народных обычаев. Хорошо это или плохо для современного человека — трудно сказать.
Одни через обряды приходят к Богу и вере. У других к ним чисто потребительски — гастрономический интерес: выпил водички — «очистился», зачем утруждать себя исповедованием грехов? Для таких традиции, обычаи Крещения бесполезны.
Для третьих обычаи — пережиток средневековья, они даже вида их не принимают, отдаляясь от Бога и Храма совсем. Неудивительно: 70 лет веру выжигали. Уговорите себя пойти на Богоявление в Храм.
И не на 15 минут, захватив с собой драгоценную живую воду как трофей, а на всю службу. А может, Господь укрепит, и к Причастию подготовитесь. Вот это уже будет настоящий праздник и ни с чем несравнимая радость сопричастности и духовного просветления.
Традиция окунаться в прорубь относится к эпохе Ивана Грозного и с истинным покаянием имеет мало общего. Девушки перестают гадать. Крещенская традиция предписывает девушкам прекратить гадания на будущее в день Богоявления. Приготовить сочиво. Блюдо представляет собой пресную кашу. В древности она занимала почетное место при праздновании Богоявления. Сегодня традиции поедания сочива на Крещения придерживаются все реже. Не злословить и не ввязываться в споры.
Негативная энергетика противоречит концепции православного христианства. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду. Посетить церковную службу. Крещенские традиции предписывают посетить Церковь 19 января. Приметы Крещения Господня Наши не столь далекие предки считали, что по погоде в Крещение Господне можно предсказать будущее. Даже сегодня, несмотря на воцарение рационализма, люди по-прежнему видят взаимосвязь между природными явлениями и жизнью. Пурга в день Богоявления предсказывает урожайный год.
Праздник Крещения называют еще Богоявлением.
Само слово «крещение» переводится с греческого, как «погружение в воду». Считается, что при омовении Христа людям явилась Святая Троица. Традиции праздника Вечер накануне праздника называется Крещенский сочельник. В это время православные соблюдают строгий пост, поэтому пировать и веселиться не положено. Некоторые верующие не едят вообще, а только пьют воду. После богослужения разрешается отведать сочиво. Это постное блюдо готовят из зерен пшеницы, ячменя, перловки или риса с маком, изюмом и орехами. Заправляют кашу медом.
Садиться за стол можно только после выноса свечи после литургии и первого причащения.
Традиции и современность — Крещение Господне
В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви.
Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным.
Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г.
Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно.
Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг. В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области.
В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Церкви Богоявления Господня и св.
Ферапонта В г. Орше Республики Беларусь в 1623 г. Обитель располагалась в Кутейно — юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г.
В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак. Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать ее в холодильнике — святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять. Как часто можно пить крещенскую воду? Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи. Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится. Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом. Для чего святой водой окропляют жилища и вещи? Люди набирают крещенскую воду в проруби на реке Тобол, г. Это делается для того, чтобы они стали не только нашими, но Божьими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас». Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, даже будучи изгнан, возвращается. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого», — говорится в Евангелии от Матфея глава 12, стихи 43—45. Можно ли пить крещенскую воду людям некрещеным или неверующим? Если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять. При освящении дома ею кропят даже «скаредные места» — туалеты. Конечно, из этого не следует, что некрещеных надо специально поить крещенской водой.
Церквям и монастыря отдавались обширные территории, кроме того им обязательно жертвовалась десятина. Церковь сыграла большую роль в централизации Русского государства, оказала влияние на культуру. Большая часть летописец тех лет написана именно церковными летописцами. Вариант 2 Крещение Руси 988 год является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. Речь идет не только о принятии новой веры и духовном смысле который является более существенным для верующих этого события, но и о воздействии на культуру страны в целом. Крещение следует рассматривать в историческом контексте, так как подобно любой массовой религии христианство со временем, а точнее практически сразу после гибели своего зачинателя, то есть Христа и его ближайших учеников, превратилось в инструмент политический, который весьма умело использовали правители разных стран для работы с народными массами. Безусловно, эти утверждения не отрицают духовных подвигов святых подвижников и глубокого внутреннего содержания этой религии, речь идет только об аспекте политическом, который тоже имеет свое значение в этом мире. Итак, в 988 году князь Владимир Святославович выполняет крещение страны с центром в Киеве на тот период. На самом деле до Владимира на Руси христианство постепенно распространялось, так как его бабушка — княгиня Ольга была первой крещеной правительницей страны, а за сто лет до Ольги из Византии на Русь посылал проповедников митрополит Фотий, благодаря чему князья тоже принимали учение Христа. Тем не менее, официальным годом считается 988, так как именно тогда новая религия закрепляется на государственном уровне, а прежние оказываются в опале. Согласно довольно известной легенде Владимир принимает христианство, так как в период своего великого посольства сравнивает другие религии и ему не нравятся запреты иудаизма и ислама, а христианство кажется самым приемлемым вариантом.
Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Рассказываем об истории, смысле и традициях праздника. Смысл названия 1 Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Этот день также часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов" или "святыми Светами" — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. История праздника 2 Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.
Крещение Руси (X век)
Как родился праздник Крещения Господня | Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. |
Доклад на тему Крещение Руси сообщение | Доклад на тему город великий новгород. Слово «крещение» означает «погружение». |
Зеленые воды реки Иордан
- Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции
- История, традиции и смысл праздника Крещение Господне
- Крещение Господне 2022: дата, история и традиции праздника
- Библиотека
- Простая традиция или церковный обряд. Зачем окунаться в прорубь на Крещение | Ямал-Медиа
- Крещение Господне: история и традиции праздника
Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания
19 января Крещение Иисуса Христа празднуется Православной церковью как один из великих двунадесятых праздников. Ему предшествует Крещенский сочельник — канун Богоявления и Крещения. Крещение Господне Каждый год 19 января, православные христиане отмечают Великий праздник Крещения Господня. Крещение господне 19 января. В результате появления в мирской жизни Отца, сына и Святого духа Крещение по-другому называют Богоявление. Своим крещением в Иордане Иисус Христос положил начало таинству крещения одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Сообщение на тему: «Крещение Господне». Подготовила: Одинокова Божена. Богоявление или Крещение Господне 2024 – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события | База знаний "Правмир".
Крещение Господне
передать из поколения в поколение особенности празднования праздника «Крещение Господне». С момента крещения человек уже не сам, но со Христом шествует по жизненному пути, окончание которого — в вечности. — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Все про праздник Крещения: история, традиции, что делать 19 января, когда брать крещенскую воду и все о купании в крещенскую ночь; комментарий священника Андрея Синицына. Реферат на тему "Крещение Руси". Для каждого евангельского христианина-баптиста святое водное крещение является одним из самых запоминающихся и важных событий в жизни.
Главные новости
- Крещенские купания: история и традиции — Щи.ру
- Доклад Крещение Руси сообщение
- BAPTISM OF RUSSIA IN 988 AND ITS SIGNIFICANCE FOR FORMATION OF FEATURES OF THE RUSSIAN CIVILIZATION
- Крещение Господне - как возник праздник
- Крещенские купания
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
Крещение Господне — Википедия | За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. |
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году | Подготовка по мероприятиям «Крещения» продолжается в рабочем режиме. |
30 фактов о празднике Крещения - Русская семерка | как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан. |
Крещенские купания | Восточно-христианская традиция отмечать Крещение 19 января известна с конца IV в. Отправной точкой выделения праздника как отдельной даты стала зародившаяся на Западе практика празднования Рождения Спасителя как особого праздника. |
Крещение Господне | Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. |
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника
Крещение Господне. Праздник Крещения Господня (другое название — Святое Богоявление) — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Реферат на тему "Крещение Руси". На Крещение не приходится ни один из четырех православных постов, однако в Крещенский сочельник тем, кому позволяет здоровье, необходимо соблюдать определенные воздержания в пище. Новости «Живой Кубани». Жизнь. Феномен освященной воды и смысл купания в проруби: объясняем традиции праздника Крещения.
Крещение Господне
Так все узнали о божественном происхождении Иисуса Христа. О традициях празднования Крещения В праздник Богоявления в России проводятся различные службы. Верующие окунаются в проруби иордани. Для крещенских купаний делают специальные проруби или устанавливают купели. Считается, что купание в иордани очищает душу и укрепляет тело. При этом купания исключительно добровольны. Главное для верующих — это посещение службы в храме, исповедь, причастие и прием крещенской воды.
За день до Богоявления, в Крещенский сочельник, у православных принято поститься. Из крупы готовят специальное постное блюдо — сочиво. Принимать пищу разрешается лишь после того, как утром по завершении литургии вынесут свечу и пройдет первое крещение крещенской водой. Важнейшей традицией праздника является освящение воды. Оно проходит в церкви и у водоемов. Воду освящают два раза: первый раз — 18 января и второй — 19 января, на Божественной литургии.
Крещенскую воду называют агиасмой с греческого — «святыня». Считается, что она исцеляет тело и душу человека. Пить и пользоваться крещенской водой можно в течение года. Все это время она не портится и остается свежей. Ею окропляют помещения, вещи, наносят на больные места, ее, в частности, дают пить тому, кого не допускают к причастию.
На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами.
Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор. В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа.
По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.
На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово : великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».
На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем.
Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, по смерти героя Цимиския, была жертвою мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и царство небесное. Владимир, уже готовый к этому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала этой жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом. Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза, и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла. Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего см. Бояре и дружина его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Владимир принял христианство и получил в супружество царевну в 989 году. Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она как усердная христианка радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками. Пришлось крестить многих "мечом и огнем". Но пришлось пройти Владимиру и через это, ибо для него крещение не сводилось к чисто религиозному акту: для него это была глубокая реформа, которая позволила бы в исторически краткий срок догнать передовые страны. Крещение киевлян князем Владимиром Большой интерес представляет сам процесс обращения в христианство киевских горожан. Как видно из «Повести временных лет», ему предшествовала особая психологическая подготовка населения. Вернувшись домой, Владимир Святославич прежде всего стал уничтожать идолов языческих богов: «…повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати». Наибольшему надругательству подвергалась статуя Перуна - самого могущественного бога, по представлениям славян-язычников. Ее сбросили с пьедестала, привязали к конскому хвосту, проволокли вниз по Боричеву ввозу до Ручья, спустили по Ручью в Днепр и отправили плыть по течению. Причем до погружения ее в воду 12 мужей били по статуе жезлами, а после того как она попала в Днепр, специально приставленные люди должны были отталкивать ее от берегов до тех пор, пока она не выплывет за пределы Руси. Это была яркая демонстрация жителями Руси бессилия языческих богов, показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его людям за нанесенные им оскорбления. Летом 990 г. Летом того же года, по прибытии русского войска из корсунского похода в Киев, Владимир Святославич крестил своих сыновей и некоторых вельмож. Затем, после ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в христианство многих знатных людей столицы. День этот, по тексту «Повести временных лет», самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. Киевляне начали собираться на Днепр еще на заре. Накануне христианские миссионеры объехали город: объявили - на утро назначено крещение. Явиться должны были все - княжеские слуги громко и внятно передавали слова князя Владимира: «Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- да будет мне враг! Так что Летописец записал точно: «И сошлось там людей без числа». Итак, массовое действо, государственный акт, первый церковно-государственный акт в Древней Руси. Священники, дьяконы, дружина князя готовились с вечера. Одни должны были поститься, чтобы поутру отслужить литургию, пока еще без особого стечения христиан, потом торжественно, крестным ходом с хоругвями и образами идти на Днепр. Другие отвечали за сбор народа. Княжеское войско, скорее всего отроки младшая дружина , постарались согнать киевлян и раньше назначенного. Пусть лучше постоят, подождут - час не ровен, вдруг князю покажется, что приказ его исполнялся без усердия? Стало быть, распределили районы, пошли спозаранку будить киевлян-язычников, колотить дубьем в двери и заборы: «Вставайте: князь на реку велит!.. На горке, ее потом назовут Владимирской, не пройдет и девяти веков, встанет на высоком постаменте бронзовый Владимир с большим крестом. Но это потом, потом, а сейчас - толпы на низком берегу под кручей, цепочка охранения - мера необходимая; не то чтобы разбегутся, но так порядка больше. Прибывают все новые и новые язычники, согнали сколько могли. По реке тянет ладаном: идет служба, смуглые чужеземные попы в сияющих на солнце - ох и дорогих - ризах с пением погружают в воду крест... Никто в толпе толком не понимает ни что с ним будут делать, ни что делать ему самому. Знают только, что загонят в воду. Наконец наверху показалась группа всадников: «Владимир, Владимир!.. Не то чтобы нужен был меч на крещении, наряд князя подчеркивает торжественность события. С коня не слез - сверху виднее. Может быть, даже не столько ему виднее, сколько виднее его самого - это важно. За князем, вплотную, небольшой отряд. Тоже на всякий случай. На этот день отбирали, вероятно, особо: только христиан. И, желательно, из варягов: не свои, в случае чего - проще будет. Дружина особого любопытства не проявляет - эти всякого навидались и только опытным глазом иногда окидывают толпу: может, надо кого конем потеснить, плетью огладить. Но пока порядок. Рядом с князем - могучий Добрыня, умница, военачальник, друг и к тому же родня - брат матери, дядя. На Добрыню во всем можно положиться как на каменную стену. Впрочем, каменной стены еще нет. Стену вокруг города сложат позднее, а пока, пока следует признать - ландшафт вовсе не отвечает ни торжественности момента, ни парадности дружины и духовенства на реке. Подол - еще не город. Бревенчатая крепость, рубленые терема, среди них даже один каменный, княжий; жилые дома, караульни, мастерские, конюшни, амбары-склады, казармы, рынки - все это наверху, на горе. С Подола виднеется даже верх старой Ильинской церкви - в Киеве издавна немало христиан. Здесь же, на низком берегу Днепра, несколько хибарок вразброс, щепье валяется, лыко. Наверно, что-то тесали, короба плели под всякий торг купеческий. Дегтем тянет, где-то ладью смолят, и ладаном - раздули кадила попы греческие. Словом, пора начинать. Наверное, ходом церемонии распоряжался Добрыня. Дело ответственное, да и нужно ему войти в курс: по весне следующего года Добрыня княжьим посадником отправится крестить Новгород, свою вторую родину... Князь кивнул, и Добрыня поскакал вниз, к попам, распорядиться. Вот тут вернемся к «Повести временных лет». Все, о чем в ней рассказано, происходило в Киеве впервые. Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно... Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит.
Невидимо для нас освящение происходит Благодатью Божией. В молитве на освящение воды испрашивается Помощь Божия для исцеления телесных и духовных недугов. Придя домой, святой водой окропляют весь дом. Стены, мебель, посуду, двор, огород, сарай, гараж, автомобиль. Это делается не с каким-то оккультным смыслом, а с пониманием, что святая вода отгоняет зло и несет Божие Благословение. Одной из традиций, пришедшей из язычества и закрепившейся в нашей стране стало гадание на праздник. Нужно понимать, что ничего общего с христианством гадание не имеет. Подобные действия полностью противоречат Божественному промыслу в жизни человека. Гадание отворачивает, удаляет от Бога и ничего, кроме горя и бед, принести не может. В годы Безбожия велась пропаганда, что святая вода имеет целительные свойства, благодаря серебру. Так как священник погружает в нее серебряный крест. Но сколько ионов серебра будет содержаться в километровом водохранилище, глубиной двадцать метров? Тем более если по бедности, и крест-то у священника деревянный! Крещенская вода имеет другую структуру: об этом сняты целые телепередачи с подтверждением уважаемых ученых. И в этот великий праздник действительно освящаются все водоемы! И делает это, конечно, не крест и не священник, а Бог, поэтому Крещенская вода не портится в течении многих лет. И обладает чудесными свойствами: отгоняет духов тьмы и помогает от многих болезней. В дни тяжелых напастей к святой Крещенской воде прибегают как к верному средству избавления от бед — вместе с молитвами освящают дом и зло обязательно отступает. Как и сердечные страхи и тревоги, рожденные нашей сумасшедшей, стремительной жизнью. Зачем христиане окунаются в крещенскую воду 18-е января на Крещенский Сочельник Церковью установлен строгий пост. Пост не только телесный, в приеме пищи постного характера, но и духовный. Это отказ от непотребных развлечений, оказание моральной или материальной помощи нуждающимся. И, конечно же, молитва. Многие христиане готовятся к окунанию в купели, проруби или водоеме. Традиция окунания в воде на праздник Крещения существует очень давно.
История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями
Восточно-христианская традиция отмечать Крещение 19 января известна с конца IV в. Отправной точкой выделения праздника как отдельной даты стала зародившаяся на Западе практика празднования Рождения Спасителя как особого праздника. Важные Факты О Празднике Крещения: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись! Новости «Живой Кубани». Жизнь. Феномен освященной воды и смысл купания в проруби: объясняем традиции праздника Крещения. Известно, что крещение Киевской Руси произошло в годы правления князя Владимира, а точнее в 988 году. Тогда князь заключил союз с Византией, после чего сам принимает христианство и берет в жены царевну Анну. Сразу после этого он проводит крещение русских земель. Если на Крещение идёт дождь, дождливо будет до конца января. Если на Крещение видно усыпанное звёздами небо, то летом и осенью можно ожидать большого урожая грибов, гороха и ягод. Доклад на тему «Таинства православия» обновлено: 13 августа, 2020 автором: Научные