С него начались кардинальные перемены в российских детских домах, школах-интернатах и домах ребенка.
Детский дом: взгляд изнутри
Примерно так себе и представляют казенный быт большинство наших сограждан. Об этом судачат. Чаще всего это с пеной у рта доказывают друг другу те, кто никогда в детском доме не был. Обычные люди, находясь в плену тех самых стереотипов, очень боятся войти в детский дом.
Я себя знаю, если увижу хотя бы одного ребенка, мне сразу плакать захочется и захочется его обогреть и взять в семью! Услышав подобное, стряхиваем эмоции и встряхиваем человека. Мы предлагаем ему впервые войти в детский дом, как…например, в пионерский лагерь.
Снимите черные очки и вытрите разноцветные сопли Пожалуйста, войдите и посмотрите на ту же самую картину общежитского быта не через призму жалости и уверенности в том, что здесь — тюрьма. Это дом для семьи. Быт, уют, чистота и атмосфера этого дома зависит и от хозяйской жилки главы семьи, и от того, как складываются отношения между его обитателями.
Маленькие дома содержать в уюте проще, большие — сложнее. Это видно даже по территории, прилегающей к дому. Везде — по-разному.
И вот именно отсутствие мотивации потом влияет на всё остальное: на плохую учебу, на нежелание работать. При всем этом они — жертвы казарменной системы, в которой вынуждены проживать. День в детском доме подчиняется жесткому расписанию.
Подъем, умывание, поход в туалет - все расписано по пунктам. Я не преувеличиваю. Как-то шли с ребенком по парку, он сказал, что хочет в туалет.
Я начал суетиться, искать. А он говорит: «Да, ты не переживай, я научился терпеть». В одном из детских домов, где он жил, туалет открывали два раза в день: утром на полчаса, вечером на час, всё остальное время они терпели.
Первые две недели он, простите, писался. Потом он научился терпеть. Самым счастливым временем в жизни было время похода в школу.
С понедельника по пятницу они могли сходить туалет среди бела дня. А вот в выходные начинался ад. У администрации есть аргументы.
Если оставлять туалет открытым, то дети там курят, мусорят, проливают воду, целуются. То есть туалет закрывают в целях безопасности. А Лёшка при этом писается.
Сколько денег получают сироты после выпуска из детдома? Детям в детских домах положены определённые выплаты, которые накапливаются. После совершеннолетия эти выплаты суммируются, они лежат на сберкнижке.
Самая большая сумма, известная мне — порядка 4 миллионов рублей. Она складывается из нескольких составляющих и зависит от того, в каком возрасте ребёнок попал в детский дом. Сумма включает в себя алименты от родителей, пенсию по инвалидности, если она есть, пенсия по потере кормильца, если один или двое родителя погибли, детские и прочие выплаты.
Дальше ребёнок отрабатывает все свои мечты, которые у него накопились за время проживания в детском доме. Он испытывает свободу на себе, пытается понять, как это, чувствует себя самостоятельным, взрослым, богатым. Что делать с этим богатством, они не знают.
Они никогда до этого не были в магазине, не покупали еду, не готовили обед, не знают, сколько стоит жить, сколько платить за квартиру, как снимать показания счётчика. Они ничего не знают о самостоятельной взрослой жизни, о быте, в котором мы с вами каждый день живём. Нас этому тоже никто не учил, но мы постигали это знание исподволь, неспециально.
Эти дети под постоянной заботой и охраной, в том числе, охраняют их от незаконного труда, которым их могут эксплуатировать. В одном учреждении 16-летний лоб подходит к воспитателю и говорит: «Наталья Николаевна, ну, можно я хоть снег пойду почищу? Воскресенье, он пошел почистил снег, довольный раскрасневшийся, уставший вернулся, поставил лопату.
Наутро воспитателя елозил директор детского дома, елозил департамент опеки, а к вечеру её уже елозили по ковру министерства за то, что она эксплуатировала детский труд. После чего она сказала: «Чтобы я ещё кому-нибудь в руки дала лопату — нет!
Опубликовано 27 июня 2018, 00:00 a A Реальная история: как я вернула ребенка в детский дом Еще недавно мне казалось это чем-то невероятным: помню, как горячо возмущалась, слушая историю мальчика, которого «посылкой» заграничная мать выслала в Россию в детдом. Осуждала, когда приходила в опеку — и видела горы папок возврата детей в госучреждение. Но больше всего убивало, что их возвращали не через год или два года, а спустя 10-13 лет… Да ведь к домашнему питомцу привыкаешь, а тут человек.
По нашим наблюдениям, это происходит в первые 2-3 месяца. И в этот же момент происходят другие нехорошие вещи. Ребёнок перестаёт осознавать свои потребности, он не знает, что он хочет. Когда мы говорим про детские дома, про режим, там всё по расписанию, все одновременно едят, спят, занимаются, вне зависимости от желания. Тогда отпадает потребность хотеть.
Поэтому одна из самых больших проблем — это отсутствие мотивации. Потому смысла хотеть просто нет. Из-за этого постоянного режима, из-за удовлетворения потребностей, которые все одни у нас, наступают иногда обратимые, иногда необратимые особенности психологического развития ребёнка. И, на самом деле, это одна из тех вещей, которая отличает тех детей, которые выросли в детском доме от семейных детей. Они правда из другого теста, это действительно так. И это, безусловно, объектное отношение. Не предполагается какой-то обратной реакции, и от ребёнка тоже. То есть, сегодня он будет делать то, что ему сказали, если рисуем, значит мы рисуем, если мы лепим, значит мы лепим. И ребёнок растёт в среде, где он не предполагает, что его ответная реакция может выражаться и что она может быть кому-нибудь нужна. Таким образом, примерно всё происходит в условиях коллективного воспитания.
Конечно, если мы говорим про ребят, которые учатся в школе, покидают пределы детского дома, это другой случай, но это редкость. Как правило, ребята исключены из социума, для них даже выход в соседний двор покормить голубей может стать самым ярким незабываемым событием, на фоне всех других выступлений, приездов артистов к ним туда, внутрь. Их очень много происходит, но выход во внешний мир становится гораздо более важным и интересным. Немного из истории Раньше государство не считало детей-сирот своей проблемой. Потому что они сразу раздавались родственникам, друзьям, людям, у которых нет детей. Только при Екатерине Второй задумывается проект, очень амбициозный, первый воспитательный дом. Там находилось около 3000 детей. Просуществовало это учреждение год. И, собственно говоря, прекратило оно своё существование, потому что задумывалось оно как учреждение для сохранения жизней и для того, чтобы выучить всех детей, оставшихся без родителей. А вскоре стало понятно, что смертность детей до года очень высокая, и это не связано с инфекционными заболеваниями, причины непонятны, не выявлены.
Тогда никто не стал это изучать, и было принято мудрое решение закрыть этот дом, а детей раздать в крестьянские семьи. Вообще, эта идея с коллективным воспитанием детей была оставлена до 20-х годов, ну и соответственно до послевоенного времени. И как раз в 60-е годы появляется необходимость в образовании. То есть родитель становится обязанным дать ребёнку с особенностями развития образование, раньше эти дети считались необучаемыми и учились на дому. В этот момент все детские дома делятся по уровню здоровья детей, появляются самые закрытые дома-интернаты, в которых до сих пор находятся дети с инвалидностью. У нас, как я уже сказала, никто не изучал причину высокой смертности. А после ВОВ в Великобритании два английских джентльмена провели эти исследования, побывали в приютах, где находилось большое количество детей, без родителей оставшихся после войны. И они доказали путём исследования следующую вещь: что, оказывается, ребёнку недостаточно просто получать своевременно еду и тепло. Ему необходимо присутствие известного ему, несменяемого взрослого. Только при условии, что он ему знаком, что они друг друга знают и понимают, возникает вот то необходимое чувство безопасности, которое позволяет ребёнку хотеть, развиваться, расти и вообще жить.
И они сформировали этот термин, его изучают все студенты-психологи, это теория привязанности, и доказали, что без вот этого значимого взрослого, человека, к которому ребёнок привязан, уровень кортизола в крови у таких детей соответствует примерно уровню кортизола у человека в состоянии бомбёжки. Это состояние постоянного, хронического, острого стресса. В стрессе мы не думаем про работу, про учёбу, в этот момент мы не способны воспринимать никакую новую информацию. В том числе и поэтому этим ребятам так сложно учиться, устанавливать какие-то связи, так сложно вообще чего-то хотеть и чего-то добиваться, потому что у них постоянно присутствует это чувство хронической небезопасности. Они с ним живут. В результате вот этого постоянного стресса, который был установлен, другие последствия, не менее серьёзные, были выявлены. Такие как: отсутствие мотивации и не распознавание собственных желаний. Они очень боятся своего будущего и выхода из учреждения, потому что не знают, что их ждёт. И эта постоянная тревога очень ослабляет иммунитет в целом. И если вы видите ребят в детских домах, вы дадите им значительно меньше имеется в виду возраст.
Они медленнее растут и медленнее развиваются, даже если у них нет никаких отклонений и отсталости. Они отстают по развитию от семейных детей, потому что для них главная задача — это выживание, а не развитие. Поэтому, когда я говорила про помощь государства, это всё очень хорошо и здорово, но дети в учреждении не получают самого главного, что необходимо для жизни и развития. Они не получают личного взрослого. Человека, который заинтересован лично в них. Когда я говорила про специалистов, будем считать, что это хорошие специалисты, хотя, поверьте, бывают разные. Есть те, кто правда делает всё, что в и силах, а есть те, кому давно пора сменить работу, они полностью выгоревшие. Но мы будем говорить про хороших специалистов, они очень хорошо выполняют свою работу, но они не имеют возможности просто подойти к ребёнку и уделить ему внимание. Получается, что каждый что-то делает с ребёнком, кто-то лечит, кто-то учит, кто-то воспитывает. И никто просто не можно отнестись к нему так, как может отнестись к нему волонтёр.
Человек, который приходит с улицы, у которого нет никаких должностных обязанностей, человек, который не состоит в этом треугольнике. Он внутренне свободен, он внешне свободен, он приходит, когда хочет, когда свободен, приходит для того, чтобы что-то этому ребёнку отдать. Что-то — это внимание. Внимание и заинтересованность. Что-то, что доказывает, что я — есть, и что я кому-то нужен. В этих двух главных вещах они и сомневаются сильнее всего. Что мы имеем на выходе из детского дома? Достигнув совершеннолетия, 18 лет, став взрослым… а все ли дети взрослеют к 18 годам? Мне кажется, порог этот очень сильно сдвинулся. Я смотрю на своих близких и понимаю, что вот так вот их в 18 лет выпихнуть, это как-бы не всегда хорошо.
Они не приспособлены к самостоятельной жизни, потому что в детском учреждении за них делают все. Они не убирают в своей комнате, потому что это не соответствует санпину, они не готовят так, как готовят дети в семье, они не имеют никакого отношения к трате денег. Они не имеют доступа к своим финансам, а потом, в один день, он у них появляется. Эта грустная статистика — это правда. Просто её мало где публикуют, потому что в этом случае эту единицы из 10 говорят: «а как же мы? Мы же смогли, мы же выучились, мы же создали семьи! Да, они молодцы, они очень крутые, они смогли выбраться и преодолеть. Но это единицы, а остальные, к сожалению, своего места в обществе не находят. Поэтому, я не знаю, на сколько это убедительно, но для работников НКО это очевидно, что детские дома — это сомнительные организации. Чем можно помочь?
Я хотела перейти ко второй части и сказать, чем вы можете помочь, и начать со второго примера. Подарки — это легко. Ну, потому что это можно сделать разово, перед Новым годом, и поставить себе галочку, что вот, это хорошо. Да, это оправдано, если вы едете сами за 500 км от Москвы: в Тверскую область, во Владимирскую. Там у детей конфет и подарков не так много, и, вполне возможно, что эти подарки и конфеты будут желанными. В Москве и Московской области дети питаются конфетами. Они бьют дорогие гаджеты, которые им дарят спонсоры, во-первых, потому что не ценят.
Новости Республики Коми | Комиинформ
Детский Дом: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | ИРСИТИ.ру - новости Иркутска | «Детский дом для сирот» – каждый из нас не раз слышал это словосочетание. |
Детский дом — Википедия | Нужен ли вообще детский дом в сельской глубинке, куда не едут ни специалисты, ни спонсоры, ни наставники, ни волонтеры. |
О жизни в детском доме честно и без прикрас (история с хорошим продолжением) | «Детский дом для сирот» – каждый из нас не раз слышал это словосочетание. |
Вы точно человек?
Встречая воспитанников детского дома, невольно ловишь себя на мысли о том, что до сих пор живы стереотипы об одинаково одетых детях, непременно коротких стрижках, потерянных взглядах. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения. В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. Как живут дети в детском доме. Что происходит внутри детского дома. Кто помогает детям-сиротам адаптироваться к самостоятельной жизни. Встречая воспитанников детского дома, невольно ловишь себя на мысли о том, что до сих пор живы стереотипы об одинаково одетых детях, непременно коротких стрижках, потерянных взглядах. Home Archive for category "Новости детского дома".
проблемы и факты о детских домах
Большинство россиян сочли, что детдом лучше усыновления иностранцами Более половины россиян — 60% — считают, что детям лучше оставаться в России, чем быть усыновленными за рубеж. Для пилота выбраны 11 регионов, рассказала «Ведомостям» детский омбудсмен Мария Львова-Белова. Новости и СМИ. Обучение. Нужен ли вообще детский дом в сельской глубинке, куда не едут ни специалисты, ни спонсоры, ни наставники, ни волонтеры. Детский дом — все новости по теме на сайте издания За инвалида больше дают: что стоит за снижением числа детей-сирот в детдомах.
проблемы и факты о детских домах
Новости – ОГКОУ "Кинешемский детский дом" | Детский дом – это учреждение социальной защиты, которое обеспечивает проживание детей, лишенных попечения родителей временно или постоянно. |
Как живут в детских домах Статьи | Дети из детских домов — обычные люди, но травмы и переживания, которые они несут за собой, зачастую делают их жизнь очень тяжелой. |
Реформа детских домов - Афиша Daily | 10 января - 43208838441 - Медиаплатформа МирТесен. |
Путь к «Возрождению»: как и для чего детские дома стали Центрами содействия семейному воспитанию
Интернаты и детские дома меняют названия. Образование - 15 июня 2023 - Новости Омска - В детском доме-интернате прошла игровая программа «Путешествие в космос», посвященная. За последние десятилетия в России появилось такое уродливое и позорное явление, как "сиротпром" – по сути, использование детей-сирот в целях финансовой наживы детских домов и их руководства.
«Сменили вывеску»: куда исчезли детские дома в Московской области
Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза. Как живут дети в детских домах Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот. А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми. Государственное воспитание - гарантии и проблемы Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства.
В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу. Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Отчего же такая страшная статистика?
Детский дом - возраст детей и переход по цепочке Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат.
Если в младших группах воспитатели как-то могут достучаться до детей и сами дети тянутся к ним, то в старших группах уже все по-другому. Воспитатель уже не мог совладать с группой подростков. Помню, что долгое время не понимал шуток и не знал пословиц и поговорок. На первом курсе училища кто-то сказал мне, что у меня «скелеты в шкафу», и я на полном серьезе пошел смотреть, что же лежит в шкафу. Моя девушка в начале отношений всегда говорила мне, что я бываю очень груб — слишком сильно держал ее за руку, не понимал, что могу обидеть.
Постепенно я стал следить за собой и исправлять поведение. Выпускники детских домов могут получить среднее образование только на территории Ленинградской области, поэтому поступил в ГИЭФПТ на технологический факультет по направлению «дизайн». Потом понравилась передача «Школа ремонта», решил, что рисовать и разрабатывать интерьеры тоже интересно. Сначала это была просто идея, затем уже серьезное желание. Что тебе помогло не сойти с дистанции? Если можно так сказать, создавал себе больше проблем и вызовов, которые приносили большее количество решений, а значит, больше возможностей. Стал больше общаться с «домашними», учиться, развиваться, что-то перенимал у них. В результате, выстроил свою систему ценностей, которой придерживаюсь.
Мы вроде бы в одном мире живем… - Это вам так кажется. Я не общаюсь ни с кем из детского дома, кроме своего брата и еще одного друга. Необходимо буквально силой заставлять себя менять свою жизнь. Когда я выпустился из детского дома, то был похож на Маугли — не знал, что такое коммунальные платежи, как работает стиральная машина, как зарабатывать деньги и главное, как их тратить. Повторюсь, у детдомовцев сильно развита мимикрия, мы быстро всему учимся, если придется и если этого захотеть. К сожалению, эта способность у многих быстро переходит в двуличие, если ее не контролировать. Расскажи, как это было у тебя и твоих друзей в детском доме. Не знаю, как бы я распорядился такой суммой, так как сам получил всего 50 тысяч рублей и потратил их на нужные мне вещи.
Если бы я мог изменить закон, то сделал бы так, что накопленную пенсию можно было бы тратить только на ремонт, покупку мебели — что-нибудь полезное.
С лет восьми я стал жить в детском доме семейного типа. По сути, это была обычная пятикомнатная квартира: холодильник, две стиральные машины, телевизор, комнаты для двоих, все новое и комфортное. Поначалу все казалось непривычным, и было немного не по себе: стеснительность, первые знакомства, как обычно это бывает в новом месте. Но скоро привык и влился. Воспитатели никогда не были для нас родителями, но сделали все, чтобы вырастить из нас адекватных людей. Нас изначально учили самостоятельности, давали понять, что по жизни носиться с каждым никто не будет. Мы убирали в комнатах, мыли стены, стирали. За каждым была закреплена территория и на улице — убирали снег, подметали. Дети, конечно, были разные: те, кто попадали в детский дом лет в 14 после жизни с родителями, постоянно сбегали, уходили на свои тусовки, прогуливали школу.
Я же не помнил другой жизни, к тому же был спокойным ребенком. Бывало, конечно, и двойку мог принести, но это максимальные мои «косяки». За это наказывали: например, не выпускали из комнаты, пока не выучу таблицу умножения. Но это нормально. Если бы я с мамой остался, у меня бы вообще никакого образования не было. Вариантов не было: либо иди на уроки, либо по улицам шляйся, дома не отсидишься. В начальных классах дети считали, что со мной что-то не так и я отброс. Обзывались, подставляли. В старших классах я попал в физмат. Тут уже ребята были поадекватнее, да и повзрослее — с ними мы общались хорошо.
Учителя относились так, как и ко всем: никогда из жалости не рисовали мне оценки, да и я просил, чтобы такого не было. Выпуск из школы и дальнейшие изменения меня не слишком беспокоили. Я привык жить моментом и не задумывался о будущем. Да, планы были, но грузить голову лишними мыслями и загадывать наперед я не хотел. Думал: будь что будет. На выпускном нас собрали всех вместе, заставили надеть костюмы, показали концерт, а воспитатели сказали что-то «на дорожку». Расставаться было грустно. Так ведь всегда, когда привыкаешь и привязываешься. Но это был не конец: я и после выпуска в гости заезжал, рассказывал, что да как. Мы уезжали из детского дома, как только поступали в университет или училище.
Найти, где учиться, тоже помогали: проводили тесты по профнаправленности, предлагали варианты. Я пошел учиться на монтажника-высотника, и мне это нравилось — я с детства любил высоту. Да и отношения в группе складывались хорошие: никаких косых взглядов не было. Наоборот, ребята из регионов часто подходили к нам, минчанам, и спрашивали, как помоднее в столице одеваться, куда ходить. Меня поселили в общежитии, которое было в аварийном состоянии. Было так холодно, что зимой спал в зимней куртке и все равно замерзал. К тому же постоянный шум, пьяные компании — в общем, долго я там не прожил, тайком переехал в общагу к девушке, с которой тогда встречался. А временами, когда идти больше было некуда, я приезжал в детский дом. За тобой никто не смотрит, тебя никто не контролирует, ты знаешь, что можешь делать, что хочешь, и тебе ничего за это не будет. Первое время ощущение свободы просто переполняло.
Представьте: в детском доме нужно возвращаться к восьми, а тут гуляешь ночами напролет, прыгаешь в воду на Немиге, пьешь джин-тоник, который купил на первую стипендию, стаскиваешь флаги с Дворца спорта — в общем, делаешь, что хочешь.
Многие воспитанники детского дома называют воспитателей и нянь мамами. Мы не могли поверить, как можно было принимать такое решение, которое ударяет в самых незащищенных — детей без попечения родителей. Возможно кто-то подумал, что никто не захочет помочь этим детям и побороться за их права? А петицию за 13 дней уже поддержали 23 795 человек. При этом число голосов продолжает ежедневно увеличиваться.