Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”.
«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — репортаж с уникального производства
Атомный ледокол «Арктика» была заложена 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, а спущена на воду 26 декабря 1972 года. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом на переднем и заднем ходу со скоростью 1,5-2 узла при полной мощности энергетической установки и осадке по КВЛ на глубокой воде. На Балтийском заводе начали резать металл для пятого атомного ледокола проекта 22220. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.
Ввод в строй атомного ледокола «Урал» и спуск на воду атомного ледокола «Якутия»
Однако в последующем в итоге сроки сдачи ледоколов "Сибирь" и "Урал" были перенесены, и фактиически серийные суда сдаются с опозданием на два года. В августе 2019 года АО "Балтийский завод" получило контракт стоимостью около 100 млрд рублей на строительство четвертого и пятого универсальных атомных ледоколов проекта 22220 ЛК-60Я. Срок сдачи ледоколов, которым присвоены названия "Якутия" и "Чукотка", запланирован на 2024 и 2026 годы. Атомный ледокол "Якутия" строительный номер 05709 по этому контракту был заложен на АО "Балтийский завод" 26 мая 2020 года, и теперь спущен на воду, а атомный ледокол "Чукотка" строительный номер 05712 был заложен там 16 декабря 2020 года.
Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном.
В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысячи 400 миль. Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-120Я. Арктический туризм[ править править код ] С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс.
Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году. В 1990 году совершил свой первый экскурсионный тур атомный ледокол «Россия». Появление круизных рейсов в 1990 году было связано с невостребованностью ледоколов и являлось единственной возможностью сохранить атомный ледокольный флот. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия».
Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лёд толщиной до трёх метров. Как ожидается, они обеспечат проводку судов с углеводородным сырьём с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод". Между Балтийским заводом и "Атомфлотом" заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220: — головной "Арктики" стоимостью 37 млрд рублей; — "Сибири" и "Урала" стоимостью 84,4 млрд рублей; — "Якутии" и "Чукотки" стоимостью 100 млрд рублей без НДС.
Имеют двойной корпус, два атомных реактора, посадочную площадку для вертолетов, ломают лед передним и задним ходом, рассчитаны для бассейна Северного Ледовитого океана. Русские ледоколы атомные , действующие в настоящее время. Сколько лет живут атомные ледоколы? Срок эксплуатации ледокола — около 20 лет, приблизительно 100000 час. Ледокол работает в условиях повышенного риска: толщина льда в Северном Ледовитом океане достигает до 2,5 м. В таких условиях ледокол совершает до 50 маневро-реверсов в час.
Как провожают атомоходы: «Арктика» ушла на север
"Росатом" заложит в Петербурге пятый и шестой ледокол типа "Арктика" | Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. |
Главные по Арктике: история атомных ледоколов России - 03.12.2023, Sputnik Беларусь | Универсальный атомный ледокол "Урал" является вторым серийным и третьим ледоколом проекта 22220, построенным для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. |
Севморпуть. Часть 3: ледоколы. — DRIVE2 | Современный атомный ледокол с таким же названием (проект 22220) был спущен на воду 22 сентября 2017 года, атомоходы этого типа являются самыми большими и мощными в интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. |
Принцип работы ледокола: как он ломает лед | ГлавПалуба | Владимир Путин заявил, что атомный ледокол «Лидер» будет колоть лед без ограничений Путин заявил, что атомный ледокол «Лидер» расширит возможности СМП Источник фото: www. |
Что представляет собой атомный ледокол «Урал»? | Новости партнеров. |
Атомный ледокол: как все устроено?
Ледокольный флот России: больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании и Китая вместе взятых - Rigel | В начале сентября атомный ледокол проекта 22220 "Урал" прибыл на Кронштадтский морской завод для проведения планового ремонта. |
Атомные ледоколы России | Спустя десяток лет компанию ему составил атомный ледокол «Арктика», а Северный морской путь стал полноценной транспортной артерией: акватория стала пополняться портами, большую часть которых впоследствии перепрофилировали в круглогодичные. |
Атомный ледокол — Википедия | Первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот» в 2022 году, следом за ним в конце года заказчику передали «Урал». |
Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- Ледокольный флот России: больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании и Китая вместе взятых
- Что представляет собой атомный ледокол «Урал»?
- Характеристики и история строительства атомных ледоколов проекта 22220
- Действующие ледоколы России
Единственный во всем мире. Рассказываем о российской «Арктике» – самом мощном ледоколе на планете
Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой. Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м. Благодаря атомным ледоколам — а такие есть только у России — движение по нему ведется круглый год, но не таким большим потоком, какой возможен. Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м.
Сделано в России
Лакокрасочное покрытие на носу и бортах судна снижает трение об лёд. Во время рабочих рейсов оно довольно быстро стирается. Восстановление ЛКП обычно проводят раз в год. Атомоходы проекта 22220 разрабатывались, чтобы заменить ледоколы, построенные в советское время. Это универсальные машины, которые могут работать на всех участках Севморпути, легко ломают трёхметровый лёд, прокладывают каналы шириной до 37 м. Подобной техники до этого в стране не производилось. По проекту на ледоколах должны были устанавливать импортные системы электродвижения, электротехнику и другое оборудование. Но создателям пришлось самим разрабатывать решения.
В итоге все получилось — атомоходы проекта 22220 практически целиком собраны из российского оборудования. Раньше в русла рек могли заходить только два атомных ледокола — «Таймыр» и «Вайгач». Оба относятся к классу «Таймыр», то есть мелкосидящим ледоколам. Эти ледоколы меньше атомоходов проекта 22220 — по длине на 20 метров, по ширине — на 5 метров. Корпуса ледоколов изготовили в Финляндии, а вот ядерные энергетические установки поставили в Ленинграде. Для улучшения ледопроходимости ледоколы класса «Таймыр» оборудованы системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов.
Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше. Долгие годы «Вайгач» и «Таймыр» были основными ледоколами на маршруте Мурманск-Дудинка. В феврале—июне 2007 года ледокол «Вайгач» выполнил один из самых насыщенных рейсов — сначала провёл более 30 танкеров, которые следовали в порт Витино в Белом море. После этого при поддержке ледокола совершили два рейса на западное побережье полуострова Ямал. В общей сложности рейс продолжался более 5 месяцев. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» планировалось вывести из эксплуатации в 2026 и 2027 году.
В феврале—апреле 2011 года «Вайгач» впервые в истории атомного ледокольного флота работал в Финском заливе. За 3 месяца работы на Балтике ледокол освободил из льдов и провёл более 250 судов. В июле 2011 года «Вайгач» поставил рекорд — провёл танкер с 61000 тонн газоконденсата по акватории Севморпути всего за 8 суток. Ледокол участвовал в нескольких спасательных операциях, регулярно участвует в постановке судов к причалам портов Дудинка, Диксон и Сабетта, сопровождает суда Норильского Никеля. Именно «Вайгач» выполнил первую в истории проводку каравана судов через всю акваторию Севморпути — от восточной до западной кромки льдов. Эти ледоколы уже более 20 лет практически не сходят с маршрута. Сейчас на помощь им пришли суда серии 22220, но «Таймыр» и «Вайгач» до сих пор выполняют важные задачи и обеспечивают перевозку грузов по Севморпути.
До появления проекта 22220 флагманским ледоколом Росатомфлота был «50 лет Победы». Оба ледокола работают на Севморпути. А в летние месяцы «50 лет Победы» возит туристов в экспедиции на Северный Полюс. Ледокол забирает туристов в порту Мурманска, делает остановку на островах архипелага Франца-Иосифа и завершает маршрут прямо на географическом Полюсе Земли. Такая экспедиция — уникальная возможность пройти маршрутом первооткрывателей и покорителей Арктики, которые исследовали Северный Ледовитый океан. А многие — погибали, так и не добравшись до Полюса. Атомоход «Ямал» ввели в эксплуатацию в 1992 году, «50 лет Победы» — в 2007 году.
Эти ледоколы были рассчитаны для работы на открытых морских участках. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, У обшивки остальной части корпуса толщина 30 мм. Среди льдов Арктики можно встретить живность — белых медведей, песцов. Обычно при приближении ледокола животные стараются уйти с его пути. Песец полярная лиса. Уникальное судно Росатомфлота — лихтеровоз «Севморпуть». Это единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой.
Он до сих пор в строю и готов доставлять грузы туда, где и портов никаких нет. Изначально «Севморпуть» конструировали так, чтобы он не нуждался в ледокольной поддержке. Ледокольная активность зимой сосредоточена на западе. Сквозную круглогодичную навигацию пока только планируют — это перспективное направление торговых путей. Восточный участок никогда не использовался круглый год. Сейчас обсуждают переориентацию транспортировки нефти и газа в Индию, Китай. На Севморпути нужно создавать центры по сжижению газа, перегрузки.
Нужна инфраструктура нужна — и резкое усиление ледокольной группировки. Мощная ледокольная группировка — это толчок к освоению Арктики. Интенсивность движения постоянно растёт. Сейчас все ледоколы задействованы. Современные атомоходы — это экологически чистый транспорт. Внутри используются мусоросжигатели, установки для опреснения, очистные сооружения — никаких выбросов вредных веществ в океан. С появлением новых ледоколов растут транзитные возможности Севморпути.
На современных атомоходах можно освоить и восточный сектор, организовать сквозные рейсы на Чукотку. Моряки говорят, что каждый новый ледокол получается всё более надёжным, удобным и комфортным.
Он представлял собой портовый буксир с переделанной носовой частью, позволявшей наползать на лед и ломать его собственным весом. Позднее появился первый арктический ледокол «Ермак», в разработке которого приняли участие ученый Дмитрий Менделеев и вице-адмирал Степан Макаров. Его построили на крупнейшей английской верфи Armstrong Whitworth.
На этом сотрудничество с Англией не закончилось — в 1915 году Российская империя приобрела у западных партнеров ледокольный пароход «Беллавенчур» и переименовала его в «Александр Сибиряков». Именно этот ледокол в 1932 году впервые в истории прошел Северный морской путь за одну навигацию. Экспедицию возглавлял советский математик и географ Отто Шмидт. Благодаря их появлению стало возможным полномасштабное освоение Арктики. Атомные ледоколы могли работать без дозаправки чуть более пяти лет.
Первый корабль подобного типа построили в 1959 году и назвали «Ленин». В создании судна участвовали более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий ледокол можно было сравнить с космическим кораблем. Спустя 30 лет «Ленин» вывели из эксплуатации и превратили в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и открыт для посещения.
Первый атомный ледокол — "Ленин" — был введен в строй 3 декабря 1959 года. В строительстве атомохода принимали участие более 500 предприятий со всего Советского Союза. За это время он прошел расстояние, более чем втрое превышающее путь от Земли до Луны.
Строящийся атомный ледокол «Якутия» полностью укомплектован ядерным топливом 5 апреля 2024 13:06 Спуск на воду атомного ледокола «Якутия». Электросталь Московском области изготовил и отгрузил ядерное топливо для второго реактора универсального атомного ледокола «Якутия», который строится на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, сообщает сегодня, 5 апреля, издание «Атомная энергия». Активная зона для первого из двух реакторов энергетической установки была поставлена в декабре 2023 года. Таким образом, будущее судно российского атомного флота полностью обеспечено ядерным топливом. Тепловыделяющие сборки будут загружены в реактор после прохождения входного контроля. Универсальные атомные ледоколы УАЛ проекта 22220 оснащены реакторными установками РИТМ-200, которые относятся к четвертому поколению реакторов гражданского судового класса.
Подписка на дайджест
- Победитель льда
- Подписка на дайджест
- Характеристики и история строительства атомных ледоколов проекта 22220
- Характеристики и история строительства атомных ледоколов проекта 22220
- Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ Арктика, проект 22220 – АО ЦКБ «Айсберг» | Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. |
Атомный ледокол: как все устроено? // Новости НТВ | Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания. |
Атомный ледокол: как все устроено? | Судно строили на Балтийском заводе, который производит универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал»). |
«Арктика»: сверхледокол | Первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот» в 2022 году, следом за ним в конце года заказчику передали «Урал». |
Характеристики и история строительства атомных ледоколов проекта 22220
Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой. Ранее сообщалось, что атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" будет введен в эксплуатацию с мощностью на гребных валах до 50 МВт. За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.
Строительство атомного ледокола "Лидер" идет по графику
Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях. Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет. Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов. Однако, сейчас он заодно используется как круизное судно. И для экипажа, и для туристов есть спортивный зал, бассейн, сауна, больница и созданы другие необходимые условия комфортного времяпрепровождения. На пороге 2000 года ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу и стал 7-м в мире кораблем, достигшим этой точки Земли. Как и "Ямал", при закладке в 80-х он носил другое название: "Урал".
Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье.
Ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лёд толщиной до трёх метров. Как ожидается, они обеспечат проводку судов с углеводородным сырьём с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод".
Ледокол — это всегда тяжелое судно. Именно большой вес позволяет проламывать толстые льды. Тяжелому кораблю, выполняющему непростые задачи — исключительно мощные двигатели. Как ледоколы ломают лед Ледоколы проламывают лед, используя инерцию и мощность, чтобы носовая часть "заплыла" на ледяную поверхность. В результате этого, лед ломается на куски под весом корабля. Затем битый лед отталкивается корпусом ледокола по мере его продвижения. Если возникает необходимость пройти через лед большой толщины, то ледокол выступает в роли "топора" — наносит удары по льду, пока препятствие не будет уничтожено, после чего спокойно двигается вперед.
Срок эксплуатации ледокола — около 20 лет, приблизительно 100000 час. Ледокол работает в условиях повышенного риска: толщина льда в Северном Ледовитом океане достигает до 2,5 м. В таких условиях ледокол совершает до 50 маневро-реверсов в час. Все механизмы, помимо штатного износа, получают мощнейшую вибрационную нагрузку. Для безопасной эксплуатации важно не допустить зазоры, смещения, расцентровку и т. Атомный реактор также имеет пограничный срок безопасной работы.
Как провожают атомоходы: «Арктика» ушла на север
Основное назначение атомных ледоколов – обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути, который является кратчайшим между Западом и Востоком. Атомный ледокол "Якутия" спустили на воду на Балтийском заводе в Петербурге. Атомный ледокол "Якутия" спустили на воду на Балтийском заводе в Петербурге. Спуск на воду строящегося атомного ледокола "Якутия" (строительный номер 05709) проекта 22220 (ЛК-60Я) на АО "Балтийский завод". Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220".