Чтобы узнать, согласный является твёрдым или мягким, сначала произнесём слово и послушаем, как звучит исследуемый звук: Также учтем, что в письменной речи мягкими являются согласные, после которых пишутся буквы.
Поддержка автора сайта ↓
- Какая буква Ч гласная или согласная?
- Характеристика звука "ч" в русском языке
- Согласные звуки и буквы
- Какая мягкая и твёрдая буква ч?...
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Буквы, которые обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки А теперь давайте перечислим буквы которые могут относиться как к твёрдым, так и к мягким согласным звукам. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый?
Звук [Ч] — глухой или звонкий? Объяснения учителя, запоминалки и хитрости
Буква Ч обозначает мягкий звук [ч'], поэтому в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак (Ь) не пишется. Потренируйтесь в написании заглавной и строчной букв Ч. Помните о правильном наклонном положении тетради, держите правильно ручку тремя пальчиками. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются. Если согласных букв 21, из них 3 всегда твердые, и 3 всегда мягкие, остается 15, которые могут быть как твердыми, так и мягкими. На этой странице вы найдете ответ на вопрос Какая мягкая и твёрдая буква ч.
Мягкий или твёрдый?
- Шипящие согласные [ж], [ш],[ч'], [щ'] — урок. Русский язык, 2 класс.
- Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
- Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, обозначение
- Какой всегда звук ч?
Уроки фонетики: учим ребёнка различать звонкие и глухие согласные
Буквы, которые обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки А теперь давайте перечислим буквы которые могут относиться как к твёрдым, так и к мягким согласным звукам. Мягкий [ц'] произносится в слове пяться; в сочетании мать Сережи, где такой звуковой облик приобретает мягкий [т'] перед мягким [с']. Твёрдые и мягкие согласные, таблица которых указана выше, имеют свойство изменяться при наличии последующих мягких и твёрдых гласных. Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу.
Урок 43. Буква Ч, ч.
Буква ъ (твёрдый знак). На странице вопроса Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый? Статья Буква Ч раздела История русских букв и русского алфавита, Алфавит и его история, Русский язык. Костенко Ольга Викторовна Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч».
Русский язык
Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой — твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ».
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый — ребенок ловит мяч, а если мягкий — нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков. Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ.
Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию. Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными например, мелодия «В лесу родилась елочка». А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество. При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил. Первый класс — это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче. Источник: Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные.
Просто невозможно представить в современном мире человека, не знающего хотя бы базовые принципы фонетики. Именно фонетика изучает звуковой состав слова, все особенности и тонкости произношения. В русском языке выделяют гласные и согласные звуки. Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные-непарные, сонанты, свистящие, переднеязычные, шипящие и другие. Давайте более детально остановимся на особенностях шипящих звуков. К ним относят ш, ж, ч, щ. Особую роль в фонетике этих звуков играет их артикуляция. Все они, исходя из места образования, относятся к переднеязычным, а по способу к щелевым. Исключением является только ч. Он принадлежит к смычно-щелевым.
Это означает, что когда мы его произносим, происходит смыкание передней части языка с альвеолами, и образование щели. Также происходит дополнительное поднятие языковой спинки к небу. Например: ночь, дочь, печь, спичка, почка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, мальчик, пончик, печенье, качели. Давайте подробнее разберемся относится ли «ч» к мягким или твердым согласным звукам. Большинство согласных русского языка формируют пары по признаку твердость-мягкость. Однако, как в любом правиле есть исключения. При написании транскрипции его мягкость обозначается апострофом. В следующих сочетаниях букв нч, рч, чк, чн, мягкий знак не пишется. Например: клянчить, одуванчик; солнечный, земляничка, ворчун. Соблюдайте правила русского языка и помните об исключениях.
И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом! Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников.
Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Чебурашка приготовил для вас загадку. За стеклянной дверцей бьётся чьё-то сердце Тик— так, тик— так.
Тихо так, тихо так. Работа над новым материалом. А Развитие речевого аппарата.
Б Характеристика звука после слого-звукового анализа слов мяч и ручка. Используем звуковые модели.
Буква "ч" звонкая или глухая?
Чина: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «и». Чюрю: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «ю». Чясть: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «я». В других случаях «Ч» звучит твердо. Например: Чай: «ч» здесь звучит твердо перед буквой «а». Часы: «ч» здесь звучит твердо перед буквой «ы». Чарда: «ч» здесь звучит твердо перед буквой «а».
Череп: «ч» здесь звучит твердо перед буквой «е». Запомнить все правила произношения буквы «Ч» несложно, просто нужно понимать контекст слова и следовать правилам русского языка. Правила замены твердой Ч на мягкую Для правильной замены твердой Ч на мягкую следует руководствоваться следующими правилами: Твердая Ч заменяется на мягкую Ч после шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ц. Например: Шчепка — мягкая Ч после шипящего Ш.
А Работа с лентой букв: — Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. Назовите их. Б Работа в парах.
Чтение слогов по слоговой таблице и оценивание работы сигналами. В Чтение слогов с доски хором и индивидуально. Постановка темы и цели урока. А Сегодня к нам на урок пришёл Чебурашка.
Они позволяют правильно произносить слова, расставляя акценты так, как нужно. С помощью мягкости и твёрдости можно отличать похожие друг на друга слова, играть с фонетикой в стихотворениях и многое другое. Характеристика звуков нужна еще и потому, что на ней базируются очень многие правила русского языка.
Разберёмся вместе в специфике этого вопроса.
То же в словах рушник, двурушник, дотошный , где суффикс в современном языке уже не выделяется, и в понарошку хотя нарочно. Примечание 1. Сочетание шн регулярно пишется: 1 перед суффиксами, начинающимися с н , в словах, образованных от слов с основой на х , напр. Примечание 2.
Какая мягкая и твёрдая буква ч?
Правило касается только корней, правописание иных морфем регулируется иначе. Окончания вообще по таблице, "ё" просто не бывает у существительных в иностранных словах типа додзё это всё корень, окончание тут нулевое.
Как звуки обрадовались друг другу! Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой. Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У. О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.
А вот какое правило вам надо запомнить: Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина. Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы. Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик. Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ Ребята, прочитайте слова в столбиках.
Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов. Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика. Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная А, О, У, Э или Ы или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах. Твердость звука не обозначается. В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.
Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет — дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак. Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них: Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления. Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами — по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета - десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
В остальных случаях предпочтительным является произношение [чн].
Он надеется, ему не верится, они надеются. Со временем Ж и Ш стали обозначать твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ, как и прежде, — мягкие. В связи с этим в русском языке исторически сложилось несколько правил написания гласных после шипящих. Исключения составляют иноязычные слова: брошюра, жюри, парашют, а также слова, образованные от них: брошюрка, брошюровать, брошюровщик, парашютный, парашютист, парашютистка, парашютик.
После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е как ударной, так и безударной : жёлтый — желтеть, шёпот — шепчет, чёрточка — черта, чертит, щёки — щека. Пишется буква О, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, шорник, а также в заимствованных словах в безударном и ударном положении: шорты, шомпол, шоссе, шоколад, жокей, капюшон. После шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий под ударением пишется буква О, а в безударном положении — Е: снежок, но овражек; пятачок, но песочек; рубашонка, но доченька; ежовый, но грушевый; горячо, но певуче; ножом, свечой, но товарищем; большого, но хорошего. Исключение — наречие ещё. В дальнейшем в литературном языке он отвердел.
Гласные Э, Ю, Я могут писаться только в нерусских собственных именах географических названиях, фамилиях и т. В корнях слов, например: панцирь, цинга, дефицит, Сицилия, Цицерон.
На произношение буквосочетания «чн» влияют диалектные различия: [шн] чаще встречается в московской речи и было нормативным в старомосковской речи; для петербургского произношения более типично [чн]. Словарной нормой считается произношение [шн] в словах яичница , скучный и скучно , нарочно но [чн] в нарочный «посыльный» , конечно но [чн] в производных от «конечный»: время жизни мюона конечно, алгоритм будет работать конечно , очечник , скворечник , девичник , в происходящих от личных мужских имён I склонения Фома, Кузьма, Илья, Никита и т.
Дочка, мечта, ночной, пончик, женщина, овощной, борщ. Произнесите эти слова вслух и обратите внимание: между выделенными согласными будто бы слышится мягкий знак. Однако теперь мы знаем, что писать его там не следует. Дело в том, что иногда в словах с сочетаниями чн или чт буква ч произносится как [ш].
Рассмотрим сначала сочетание чн. В некоторых случаях единственным правильным произношением будет именно [шн], например, в словах конечно, скучно, нарочно, яичница. Это касается слов булочная, прачечная.
Твёрдые и мягкие согласные: в чем разница?
Цели урока: 1. познакомить с употреблением и произношением твердых согласных букв Ц,Ж и Ш; мягких согласных букв Ч и Щ; а также сочетаний –ого,-его, жи--, ши-, чт-, чн— 2. развивать умения быстро читать скороговорки; придумывать предложения с данными словами. Твердые и мягкие согласные звуки — одна из наиболее сложных тем для младших школьников. В белорусском, болгарском, сербском, македонском и украинском языках буква Ч произносится твёрже, чем в русском. Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой. В сочетании чт буква ч произносится как [ш] в словах что, что-то, чтобы, кое-что, ничто и других однокоренных словах. Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки.