Ситуация с незакрытыми гештальтами становится патологичной в двух случаях.
Что такое гештальт и как его закрыть
- Незакрытый гештальт — 30 ответов | форум Babyblog
- Чем опасны незавершенные гештальты?
- Незакрытый гештальт - что это такое, незавершенный гештальт: как выявить и каков эффект
- Что такое гештальт, как и зачем его закрывать (упражнения) |
- Что такое гештальт и как его закрыть
- Как закрыть гештальты и наслаждаться «СЕЙЧАС»?
Что такое гештальты и почему нужно их закрывать
Гуру гештальт-подхода Фриц Перлз сформулировал своё видение причин человеческого счастья и несчастья так: главный источник, питающий невроз — это незавершённый (незакрытый). В гештальт-терапии есть понятная схема реализации этой потребности, которая состоит из 4 этапов. Основные признаки незакрытого гештальта и предупреждение таких ситуаций.
Закрыть гештальт в отношениях: как это сделать правильно
Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Разбираемся, что такое незавершенный или незакрытый гештальт и как от него избавиться, с психологом Юлией Носовой. Незакрытые гештальты можно попытаться осознать и закрыть самостоятельно. Если тебя терзает незакрытый гештальт, то у меня есть хорошие новости: после прочтения этой статьи и выполнения действенных упражнений ты испытаешь облегчение и сможешь.
Незавершенный гештальт в любви и самореализации. Как закрыть гештальт?
Что такое «незакрытый гештальт» и как он может разрушить вашу жизнь | «Мы остаемся с незакрытым гештальтом, если не смогли выразить возмущение, гнев, разочарование, любовь, признательность, благодарность значимым людям — родителям. |
Закрыть гештальт — что это такое простыми словами | Явление такое, как незакрытый гештальт, – это проблема, что требует быстрого разрешения. |
Незакрытые гештальты Марии Сокольцовой
Незакрытый гештальт: понятие в психологии, причины формирования. Незакрытые гештальты можно попытаться осознать и закрыть самостоятельно. Сегодня мы поговорим о том, что такое незакрытый гештальт, и чем он грозит. Гештальт-терапевт может работать с мешающими жить установками и убеждениями через незавершенные гештальты. Сегодня мы поговорим о том, что такое незакрытый гештальт, и чем он грозит. Незакрытые гештальты не только вредят психике, но и отвлекают от других дел.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Закрытый гештальт указывает на завершенный опыт или разрешенную ситуацию, в то время как незакрытый представляет собой незаконченный опыт. В гештальт-терапии есть понятная схема реализации этой потребности, которая состоит из 4 этапов. Гештальт оказался не закрыт. В 2021 году губернатор решил по новой пройтись по независимым муниципалитетам. Явление такое, как незакрытый гештальт, – это проблема, что требует быстрого разрешения. Незакрытый гештальт забирает максимум внимания, но это может мешать другим, актуальным задачам. Закрыть гештальт 2 сезон — продолжение драматической комедии с легким оттенком психологии, спиритологии и фантастики.
Незакрытый гештальт Беглова по муниципалам
Это то, что ему было нужно в тот конкретный момент. А я, как психолог, осознавала, что это мое достижение — дать человеку в самый тяжелый момент его жизни почувствовать, что он не один. Зачем психологу психолог — Мария Альбертовна, психологам, как, наверное, и врачам, и соцработникам, и многим другим, свойственно профессиональное выгорание, эмоциональное истощение. Ведь очень тяжело такие истории пропускать через себя. Как вы справляетесь с этим? Зависит от характера. Вряд ли космонавтом способен стать человек меланхоличный.
Там должны быть совершенно другие качества. Для социального работника больше подошел бы, наверное, флегматичный характер. Что касается стрессоустойчивости, то к этому определению я отношусь с долей скептицизма. Возможно, на какой-то период, пока человек замотивирован, заинтересован в своей профессии, он и будет стрессоустойчив, но синдром эмоционального выгорания никто не отменял. Если ресурсы не пополнять, то в итоге пострадать любой человек может. Когда не вижу цель и перспективу развития.
Это выводит из баланса. Для меня очень важно развитие, движение, а статика очень сложное состояние для меня лично. Я по натуре сангвиник и поэтому, наверное, всегда мобильна, готова прийти на помощь. При том, что во многих вопросах педантична, очень чувствительна и сопереживательна, как мама. Даже не столько в профессии, сколько в том ведомстве, где вы работаете сейчас? Нужен ли психологу психолог?
Более того, нахожу удовлетворение в своей работе, когда вижу ее результат. И конечно, психологу нужен психолог. Для того чтобы не выгореть, оставаться с ресурсами, быть в силе, обязательны супервизии супервизия — это работа психолога с более опытным коллегой, который помогает разбирать сложные ситуации из практики, а во время обучения проводит сессии для тренировки. Они помогают ресурсно пополняться. Ну и психолог сам способен оказать себе помощь, применяя те же техники, что рекомендует пациентам. Находясь в состоянии стресса, понимает, как правильно этот период прожить.
Впрочем, консультации коллег тоже полезны, говорит Мария Сокольцова и смеясь добавляет, что у нее 13-летняя дочь. И она сама планирует обратиться за консультацией по психологии взросления к коллегам. Не то чтобы за помощью, а скорее для того, чтобы подтвердить свои устои, говорит Мария Альбертовна. Любовь к искусству — с детства Все школьные каникулы Мария проводила в Лешуконском районе у своей бабушки. И наверное, поэтому так трепетно относится к богатому творческому наследию этого края, богатой культуре Русского Севера. Эту тягу к народному творчеству психолог транслирует и на свою профессиональную деятельность.
Не поверите, по инициативе Марии Сокольцовой осужденные — сначала со скепсисом и недоверием, а сейчас уже увлеченно участвуют в мастер-классах по созданию обрядовых куколок-оберегов. Я человек, в общем-то, коммуникабельный, общительный и даже эмоциональный. Плюс к этому я легка на подъем, и поэтому предложить и организовать то, что мне и самой интересно, не составляет какого-то труда. И, по моим наблюдениям, и личному составу сотрудников, и спецконтингенту осужденным. Сначала стало интересно самим — мы прочли много литературы, изучили историю появления обрядовых кукол-оберегов, технологию их изготовления, а потом я предложила мастер-классы осужденным.
Это когда психика становится просто зацикленной на определенных событиях или отношениях. Образно говоря, это как некое изображение, в котором недостает какой-то части. Мозг человека безуспешно пытается заполнить этот пробел, создав полное изображение. Скорее всего, существуют серьезные причины, по которым сделать это невозможно, но психика все равно будет к этому стремиться. Например, если в детстве было переживание унижения, обиды или равнодушия, то во взрослой жизни, как ни странно, порой возникает тенденция бессознательно выбирать такую среду, которая будет обеспечивать подобное же отношение. Так наше подсознание пытается «выправить» ситуацию, как бы давая возможность решить ее заново. Примеры незакрытых гештальтов Например, человек расстался со своей «половинкой», но не успел обсудить что-то важное или не смог понять причину разрыва. После этого он может стать морально надолго привязанным к этому вопросу до тех пор, пока не найдет простой способ или силы понять, принять ситуацию и забыть о ней. Когда при расставании все четко, понятно и полностью завершено, таких проблем, как правило, не возникает. В жизни встречаются варианты, которые куда меньше значат по масштабу: например, после неприятного разговора в офисе с начальником вы постоянно прокручиваете в голове диалог, думая о том, что можно было бы ответить вот так и рассказать вот это, а вы этого не сделали. Такого рода проблемы менее опасны для психики, но все равно доставляют массу неприятных переживаний. Как закрыть гештальт Чтобы это сделать, нужно дать себе возможность погрузиться в ситуацию столько раз, сколько необходимо, чтобы окончательно ее исчерпать. Это сложно, ведь предстоит разобраться с сожалениями, обидами, гневом — всем тем, что лежит тяжким бременем на психике, не оставив ничего недосказанным и непонятым. Не все могут сделать это самостоятельно, иногда лучше обратиться к психологу. Понять, что процесс завершен, можно опытным путем — в следующий раз, проживая похожую ситуацию, вы не будете испытывать дискомфорта. Специалисты советуют действовать постепенно, осторожно и настойчиво. Определите, что именно вас беспокоит, и разбейте проблему на промежуточные этапы. Помните, что потребность в решении проблемы поглощает вашу энергию до тех пор, пока вы берете на себя полную ответственность за произошедшее. Уясните для себя четко — действительно ли от вас зависел исход той ситуации? Иногда сделать это можно лишь осознав, что вы перепутали личную вину с чужой волей.
Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки. Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться. Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это. Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это. У каждой движухи — чёткие цели и задачи. Противоречия есть, но я приведу отклики отучившихся, для наглядности «вам шашечки или ехать? Так просто дипломы не раздают. И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс. Все ли гештальтисты одинаково полезны? Конечно, нет. Как и специалисты любой другой профессии. Все ли хирурги одинаково круты? А учителя? А парикмахеры? Да даже грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются. Так же и с гештальтистами. Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться. А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные. В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках. Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе. Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества. У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической или мета- позиции, у кого-то — хуже. Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта. Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт. Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть и это повод для смены терапевта , но в этом и выражается человеческий фактор в профессии. Примеры факапов и недопониманий про гештальт «Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую! Вся работа только на этом строится! Но то, что работа с запросом часто идёт через внимание к чувству — правда. Как и то, что много внимания уделяется развитию самоосознания и самочувствительности. Но разве этого нет и в других подходах? Те же КПТшники разве не задают вопросы про то, что человек думает, делает, чувствует, и какое убеждение лежит в корне исследуемого поведения?
Постарайтесь вжиться в его роль, почувствовать, как он относится к вам, какие эмоции вы вызываете в этом человеке по отношению к себе. Ответьте на то, что вы сказали, будучи собой, используя слова, которые вы желали бы услышать от партнера. Можно ответить согласием, несогласием, извинением, благодарностью, просьбой, предложением или чем-то еще, что вам кажется подходящим. Говорите так, как если бы вы говорили с реальным человеком. Выражайте свои мысли, чувства, пожелания, претензии, вопросы или что-то еще, что вы хотите сообщить себе. Когда закончите говорить, пересядьте на свой стул и продолжите разговор, переключаясь между ролями, пока не почувствуете, что сказали все, что планировали. Неважно, сколько времени вы потратите на ролевую игру, главное, чтобы вы почувствовали облегчение от проведенного диалога об отношениях и закрыли тем самым гештальт. Когда вы закончите ролевую игру, посмотрите на стул, который символизировал возлюбленного, и попрощайтесь с этим мужчиной или этой женщиной, с этими отношениями. Скажите: «Прощай», «Спасибо», «Прости», «Я тебя люблю» или что-то еще в качестве прощания. Почувствуйте, как вы отпускаете этого человека и даете этим отношениям уйти из вашей жизни. Затем уберите стул с места, где он сидел, и освободите это пространство для новых возможностей, новых отношений с другим человеком. После того, как вы попрощаетесь, посмотрите на себя и поощрите себя за то, что вы сделали. Скажите себе «Молодец», «Ты справился», «Ты сильный», «Ты заслуживаешь лучшего» или что-то еще в качестве похвалы. Почувствуйте, как вы уважаете и цените себя за то, что вы прошли этот трудный, но важный процесс. Затем встаньте с места, где вы сидели и сделайте что-то, что поможет вам вернуться в реальность и почувствовать себя бодрым и свободным от прошлых отношений. Выберите любой способ самостоятельно закрыть гештальт или попробуйте оба, в зависимости от того, что больше подходит ситуации и нравится вам. Главное — будьте открытым, не бойтесь столкнуться со своими прошлыми отношениями и не отказывайтесь от развития будущих. Если вы заинтересовались темой гештальт-терапии и хотите узнать больше о ней, мы приглашаем вас пройти повышение квалификации по гештальт-терапии от НАДПО. Этот курс даст вам теоретические знания и практические навыки по применению гештальт-терапии в разных сферах жизни. Вы сможете: Познакомиться с историей, принципами и методами гештальт-терапии. Освоить техники работы с незавершенными гештальтами, эмоциями, телом, сопротивлением, контактом, состоянием и др. Научиться анализировать и решать типичные психологические проблемы: тревога, депрессия, зависимость, стресс, конфликты и др. Развить свои личные качества, самосознание, креативность, ответственность и др. Получить документ о повышении квалификации по гештальт-терапии, подтверждающий ваши знания и компетенции. Обучение проводится в дистанционном формате, что позволяет вам изучать материал в удобное для вас время и в комфортном темпе. Вы получите доступ к интерактивным лекциям, практическим заданиям, тестам, консультациям и будете получать обратную связь от опытных преподавателей, психологов и наставников, общаться с другими участниками курса, обмениваться опытом и впечатлениями, участвовать в групповых дискуссиях. Доступна оплата обучения в рассрочку, без необходимости получения одобрения от банка.
Что такое гештальт и как его закрыть
Чем опасны незакрытые гештальты Незакрытый, он напоминает «битую» компьютерную программу, которая периодически создает проблемы пользователю. Суть явления в том, что психика стремится довести задуманное до конца и, концентрируясь на задаче, ставит ее в приоритет. Недостигнутая цель подсознательно привлекает к себе максимальное внимание и много значит — от нее сложно отвлечься и почти невозможно забыть. Сам по себе такой эффект довольно простой, и он неплох, даже полезен, так как побуждает довести начатое до конца.
Однако в некоторых случаях это просто невозможно по ряду причин — например, когда выполнение задачи зависит не только от самого человека, но и от других людей или обстоятельств. Либо, когда проблема связана с тем, что уже невозможно изменить в принципе — с умершими людьми, бесповоротно разрушенными отношениями и т. Груз нерешенных проблем может нанести серьезный вред психике и отношениям.
А ситуация, с которой человек когда-то не справился, скорее всего, повторится. Потому что психика будет снова и снова создавать подобные варианты развития событий, чтобы, наконец, завершить их. Откуда берутся гештальты Наличие незавершенных гештальтов определяется переживаниями по тому или иному поводу, в основном из прошлого.
Это когда психика становится просто зацикленной на определенных событиях или отношениях. Образно говоря, это как некое изображение, в котором недостает какой-то части. Мозг человека безуспешно пытается заполнить этот пробел, создав полное изображение.
Скорее всего, существуют серьезные причины, по которым сделать это невозможно, но психика все равно будет к этому стремиться. Например, если в детстве было переживание унижения, обиды или равнодушия, то во взрослой жизни, как ни странно, порой возникает тенденция бессознательно выбирать такую среду, которая будет обеспечивать подобное же отношение. Так наше подсознание пытается «выправить» ситуацию, как бы давая возможность решить ее заново.
Примеры незакрытых гештальтов Например, человек расстался со своей «половинкой», но не успел обсудить что-то важное или не смог понять причину разрыва. После этого он может стать морально надолго привязанным к этому вопросу до тех пор, пока не найдет простой способ или силы понять, принять ситуацию и забыть о ней. Когда при расставании все четко, понятно и полностью завершено, таких проблем, как правило, не возникает.
В жизни встречаются варианты, которые куда меньше значат по масштабу: например, после неприятного разговора в офисе с начальником вы постоянно прокручиваете в голове диалог, думая о том, что можно было бы ответить вот так и рассказать вот это, а вы этого не сделали.
Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт.
И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами.
Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко.
Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве.
Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок.
Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу.
Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки.
Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов.
Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться. Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это.
Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это. У каждой движухи — чёткие цели и задачи. Противоречия есть, но я приведу отклики отучившихся, для наглядности «вам шашечки или ехать? Так просто дипломы не раздают.
И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс. Все ли гештальтисты одинаково полезны? Конечно, нет.
Как и специалисты любой другой профессии. Все ли хирурги одинаково круты? А учителя? А парикмахеры?
Да даже грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются. Так же и с гештальтистами. Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться.
А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные. В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках.
Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе.
Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества. У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической или мета- позиции, у кого-то — хуже.
Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта. Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт. Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть и это повод для смены терапевта , но в этом и выражается человеческий фактор в профессии.
Примеры факапов и недопониманий про гештальт «Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую! Вся работа только на этом строится!
Благодаря терапии женщина начала выбирать более подходящих людей в свое окружение и пересмотрела свои взгляды на замужество как на единственный способ реализоваться Марина Ионычевагештальт-терапевт Можно ли закрыть гештальт самостоятельно По словам Юлии Ананьевой, самостоятельно человек может проработать какие-то несущественные моменты. Если речь идет о глубоких травмах, лучше обратиться к психотерапевту.
Если за открытым гештальтом прячется болезненная ситуация или серьезная утрата, человек самостоятельно не пойдет в свою травму, если он, конечно, не мазохист. Психика попросту не даст ему провести над собой эту экзекуцию Юлия Ананьевагештальт-терапевт Эксперт добавила, что психика человека способна скрывать множество «слепых пятен». Самостоятельно человек может попросту не осознавать, где именно есть незакрытые гештальты, отравляющие ему жизнь. Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники. Творчество, игра, искусство — это все, что помогает нам выйти из обыденности, из привычного способа мыслить, помогает нам расшевелиться и посмотреть на ситуацию другим взглядом.
Мне кажется, не только в терапии, но и в повседневной жизни важно вносить элементы игры, творчества и фантазии. Это во многом раскрашивает нашу жизнь и помогает выйти из автоматического режима, к которому мы все склонны Галина Хафизовагештальт-терапевт Техники закрытия гештальта Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». В первом случае нужно поставить перед собой стул и представить, что на нем сидит человек — источник переживаний. Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения.
Следует вслух высказать все свои чувства воображаемому собеседнику — выразить боль обиды, или, наоборот, сказать, как он дорог. Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично.
И в процессе этого повторного проживания выплеснете те чувства и эмоции, которые вы хотели выплеснуть, но не смогли этого сделать. Скажите то, что хотели сказать, но так и не сказали. Сделайте то, что хотели сделать, но так и не сделали. Причем это должно происходить не столько в вашем уме, сколько на уровне эмоций и чувств, дабы вы могли прожить это максимально реалистично. Еще раз стоит повторить, что закрытие гештальта — это не процесс одного часа или дня. Гештальт — это психологическая травма той или иной степени поражения, не стоит ждать от собственных манипуляций мгновенного действия.
Невозможно стать успешным по жизни в одно мгновение, как невозможно избавиться в одночасье от проблем прошлого. Ваша задача перепрожить прошлое таким образом, чтобы суметь выплеснуть все скопившиеся эмоции, чтобы не осталось недосказанного, недоделанного, не осталось непонятных моментов, вызывающих беспокойство. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что вас тяготит. Как понять, что ваши усилия дали свои плоды, и гештальт закрыт? При упоминании ситуации в будущем вы уже не испытаете дискомфорта, как это было раньше, отнесетесь к ней спокойно и ровно. Этот новый для вас опыт необходимо направить на пересмотр свой жизни, основных переломных ее моментов. Как минимум, это дает человеку большую уверенность в себе, снизиться или исчезнет ощущение собственной никчемности и ненужности. В свою очередь, это ведет к качественным изменениям жизни в целом.
Для чего еще служит эта техника У большинства людей в жизни есть автоматизмы — в определенных ситуациях они раз за разом поступают однотипно, то есть, совершают одни и те же ошибки.
Чем грозит незакрытый гештальт в отношениях с мужчиной
Особенно, если остановиться в тот момент, когда уже знаете решение проблемы, и увлечены действием. Например, если ученик работает над сложной задачей по математике и, наконец, обнаружил верную формулу, а тут вдруг прозвенел звонок… Скорее всего, эта задача не даст ребенку покоя, пока он не найдет ответ. Или представьте, автор решил написать рассказ. Долго сидит перед компьютером с открытой чистой страницей в Word, потом его вдруг озаряет идея, пальцы быстро стучат по клавиатуре - нужно успеть записать хорошую мысль… И тут внезапно отключили свет! Чувствуете напряженность, которая витает в воздухе? Пока электрики чинят свет, автор думает о том, чтобы не забыть гениальную мысль… Возможно даже делает пометки в телефоне. Эффект Зейгарник в жизни Многие не раз наблюдали, как работает эффект Зейгарник в жизни.
Сценаристы популярных рейтинговых сериалов часто используют этот психологический прием, чтобы удержать внимание зрителей. Как часто бывало: хотите посмотреть одну серию и вдруг замечаете, что на часах уже далеко за полночь... Та же история и со СМИ. Яркие заголовки цепляют и заставляют читать продолжение новости. И авторы современных детективов нагло используют человеческие слабости, за что и получают высокие гонорары за свои книги.
Чем опасны незакрытые гештальты Незакрытый, он напоминает «битую» компьютерную программу, которая периодически создает проблемы пользователю. Суть явления в том, что психика стремится довести задуманное до конца и, концентрируясь на задаче, ставит ее в приоритет. Недостигнутая цель подсознательно привлекает к себе максимальное внимание и много значит — от нее сложно отвлечься и почти невозможно забыть. Сам по себе такой эффект довольно простой, и он неплох, даже полезен, так как побуждает довести начатое до конца. Однако в некоторых случаях это просто невозможно по ряду причин — например, когда выполнение задачи зависит не только от самого человека, но и от других людей или обстоятельств. Либо, когда проблема связана с тем, что уже невозможно изменить в принципе — с умершими людьми, бесповоротно разрушенными отношениями и т. Груз нерешенных проблем может нанести серьезный вред психике и отношениям. А ситуация, с которой человек когда-то не справился, скорее всего, повторится. Потому что психика будет снова и снова создавать подобные варианты развития событий, чтобы, наконец, завершить их. Откуда берутся гештальты Наличие незавершенных гештальтов определяется переживаниями по тому или иному поводу, в основном из прошлого. Это когда психика становится просто зацикленной на определенных событиях или отношениях. Образно говоря, это как некое изображение, в котором недостает какой-то части. Мозг человека безуспешно пытается заполнить этот пробел, создав полное изображение. Скорее всего, существуют серьезные причины, по которым сделать это невозможно, но психика все равно будет к этому стремиться. Например, если в детстве было переживание унижения, обиды или равнодушия, то во взрослой жизни, как ни странно, порой возникает тенденция бессознательно выбирать такую среду, которая будет обеспечивать подобное же отношение. Так наше подсознание пытается «выправить» ситуацию, как бы давая возможность решить ее заново. Примеры незакрытых гештальтов Например, человек расстался со своей «половинкой», но не успел обсудить что-то важное или не смог понять причину разрыва. После этого он может стать морально надолго привязанным к этому вопросу до тех пор, пока не найдет простой способ или силы понять, принять ситуацию и забыть о ней. Когда при расставании все четко, понятно и полностью завершено, таких проблем, как правило, не возникает. В жизни встречаются варианты, которые куда меньше значат по масштабу: например, после неприятного разговора в офисе с начальником вы постоянно прокручиваете в голове диалог, думая о том, что можно было бы ответить вот так и рассказать вот это, а вы этого не сделали.
Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии. Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь? Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за один сеанс, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния. Чем поможет психолог в этой ситуации? Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно тревожит человека. Во-вторых, он точно поможет правильно идентифицировать чувства, связанные с этой ситуацией.
Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали. Что мне это даст? Мне кажется, что тогда я наконец смогу чувствовать себя в безопасности, а значит, стану более независимой и смогу общаться с другими людьми на равных. Беда в том, что я не могу заставить родителей изменить отношение к себе. Получается, все, что мне остается, — это изменить свое отношение к ним. Может, хотя бы тогда что-то изменится? Что не нравится в ситуации и как это изменить Когда Маша, несмотря на страх и сопротивление, все-таки погрузилась с проживание отчаяния из-за отношений с родителями и когда она услышала внутри себя их обычное: «У тебя все равно ничего не получится! Да у тебя руки не из того места растут. Да что ты можешь-то? Чего еще от тебя ждать? Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно. Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано. В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми. Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений. Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло. Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение — как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз. И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены. Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере. Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие , чаще бывать на людях и общаться с ними а не стоять в сторонке, как раньше , чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести. Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть. Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом. Переоценка жизни Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной: «Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно. Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома. Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было.
Что такое незавершенный гештальт или как поставить точку
Использует в работе гештальт-подход. Наталья Велене. Что такое незакрытый гештальт? Незакрытый гештальт — это неудовлетворённая потребность, незавершённое действие, невысказанные чувства , которые оказывают влияние на текущую жизнь человека. Незавершённые гештальты «тянут» энергию человека, мешают сосредоточиться на настоящем и получать удовольствие от жизни. В гештальт-терапии есть концепция, согласно которой потребность человека удовлетворяется по циклу контакта: сначала потребность нужно распознать с помощью органов чувств, потом найти в окружающей среде способы её удовлетворить и в конце получить удовольствие, если потребность была распознана и удовлетворена правильно. Если на этом пути случился какой-то «сбой», тогда можно говорить о незавершённом гештальте. В результате закрытия гештальта происходит завершение этого цикла, понимание причин тревожащей ситуации и осознание новых возможностей для действий: осознание своих потребностей, выражение подавленных или скрытых эмоций, принятие ответственности за совершённые поступки. В чём проявляется?
Незакрытый гештальт может являться триггером, то есть на определённые вещи или события может быть острая и болезненная реакция, причём часто человек не осознаёт причины такого реагирования. Проявления: Повторяющиеся сценарии. Например, женщина строит отношения с разными мужчинами, но все они оказываются зависимыми от чего-то, то есть во всех её отношениях есть схожие проблемы. Яркие эмоциональные реакции, где степень выражения эмоций не соответствует произошедшей ситуации. Например, женщина переписывалась с коллегой-мужчиной по работе, а муж устроил ей скандал из-за ревности, при этом обозвал её. Повторяющиеся сны. Сновидения с похожим сюжетом, где нет ощущения завершённости действия. Телесные реакции — перенапряжённые участки тела, зажимы, мышечный панцирь.
Таким образом, тело «переваривает» непрожитые эмоции, сохраняет остановленные реакции. Например, после общения с пожилой матерью, у мужчины может часто обостряться боль в желудке без, казалось бы, «видимой» причины. Источник dzen. Человек может часто вспоминать о неразрешённой ситуации, причём воспоминания чаще связаны с переживанием неприятных эмоций и тревогой. Опасность заключается в том, что человек, сам того не понимая, может выбирать одних и тех же неподходящих партнёров для отношений, неподходящую ему работу. Острые эмоции и слова, высказанные во время ссоры, которая вспыхнула из-за пустяка, могут приводить к разрыву семейных и дружеских отношений. Слишком сильная агрессия может угрожать здоровью другого человека или целостности вещей. Незакрытый гештальт может привести к повышенной тревожности, трудностям со сном, психосоматическим проявлениям, хронической боли.
Незакрытый гештальт может повлиять на самооценку, поскольку человек может ощущать неопределённость или затруднения в понимании себя. Незакрытый гештальт может привести к трудностям в принятии решений, так как человек не видит всей картины целиком, какие-то риски или выгоды могут быть не замечены и переоценены. Как исправить? В сессиях с гештальт-терапевтом. Например, использовать «Технику пустого стула». Она предоставляет человеку возможность визуализировать и взаимодействовать с воображаемыми или символическими представлениями других людей или аспектов самого себя. Для осуществления этой техники необходимо попытаться представить другого человека или аспект самого себя и поставить этот образ на один из стульев. Представить этот образ в деталях: одежду; позу; мимику; жесты.
Затем начать взаимодействие с воображаемым представлением, сидящим на стуле.
Эксперименты советского психолога показали, что прерванные дела сохраняются в памяти дольше, чем уже выполненные. Особенно, если остановиться в тот момент, когда уже знаете решение проблемы, и увлечены действием. Например, если ученик работает над сложной задачей по математике и, наконец, обнаружил верную формулу, а тут вдруг прозвенел звонок… Скорее всего, эта задача не даст ребенку покоя, пока он не найдет ответ. Или представьте, автор решил написать рассказ. Долго сидит перед компьютером с открытой чистой страницей в Word, потом его вдруг озаряет идея, пальцы быстро стучат по клавиатуре - нужно успеть записать хорошую мысль… И тут внезапно отключили свет! Чувствуете напряженность, которая витает в воздухе?
Пока электрики чинят свет, автор думает о том, чтобы не забыть гениальную мысль… Возможно даже делает пометки в телефоне. Эффект Зейгарник в жизни Многие не раз наблюдали, как работает эффект Зейгарник в жизни. Сценаристы популярных рейтинговых сериалов часто используют этот психологический прием, чтобы удержать внимание зрителей. Как часто бывало: хотите посмотреть одну серию и вдруг замечаете, что на часах уже далеко за полночь... Та же история и со СМИ. Яркие заголовки цепляют и заставляют читать продолжение новости.
Поэтому ситуации лучше закрывать на первой стадии, чтобы не доводить до крайности.
Но душевные травмы становятся настолько обыденными, что выявить их становится непросто. Со временем боль притупляется, интенсивность воспоминания уменьшается. Но подсознание регулярно напоминает о себе знакомыми сценариями: Детское воспоминание каждый раз вызывает болезненное чувство тоски , неудовлетворенности, грусти , разочарования. Вы расстраиваетесь, когда мысленно возвращаетесь к одной ситуации. Вы видите повторяющиеся сны, которые смутно напоминают события из жизни. Вы выбираете «неудачных» партнеров с похожей внешностью, манерами, поведением, достатком. Ваши отношения развиваются и заканчиваются по одному печальному сценарию.
Вы срываетесь на супругах, детях в определенных ситуациях без видимой причины. Вы испытываете необъяснимую антипатию к незнакомому или малознакомому человеку. Вы с поразительной настойчивостью продолжаете наступать на одни и те же грабли, даже испытав боль или потерпев поражение. Неприятные телесные ощущения тошнота, мигрень, резь в глазах резко появляются при общении с одним и тем же человеком, но также резко исчезают. Как закрыть гештальт? Классический способ завершить гештальт — воссоздать ситуацию, чтобы доиграть ее до конца. Желательно в похожем помещении и с теми же героями.
Но проблема в том, что большинство ситуаций из прошлого находятся вне зоны нашего контроля. Например, это умершие родственники или «бывшие», встречаться с которыми нет никакого желания. Поэтому освобождаться от груза прошлого лучше с психотерапевтом. Но большинство «свежих» гештальтов можно закрыть своими силами. Расправляться с новыми незакрытыми ситуациями можно по мере их поступления с помощью проверенных методик: Посвятить месяц решению мелких бытовых проблем: отремонтировать сантехнику, разобрать хлам на балконе, выбросить треснутые тарелки, вымыть окна.
К счастью, у нас есть еще и разум, который знает, что первобытные люди были лишены возможности съесть два торта зараз, а бегать им приходилось почти постоянно.
Современная жизнь совсем другая, и постоянное сберегание энергии может привести к проблемам со здоровьем. Разум знает, что надо делать, однако обращаться с телом его еще надо научить, потому что без налаженных отношений между ними простые приказы не работают. Светлана Казимирова: «Большинство из нас не обучены сотрудничать с телом, слушать его потребности, распознавать сигналы. Тогда оно берет свое через навязчивые желания, которые, кажется, идут ему во вред. А тело таким образом или компенсирует нехватку любви и тепла, или борется со страхом перед чем-либо, или пытается найти ресурсы и выход из сложной для человека ситуации. Когда мы игнорируем и не замечаем свои глубинные чувства и переживания, тело справляется само, как умеет.
Что же делать? Свои чувства, свои ощущения, свои потребности. Индийская поговорка гласит: «Никто тебе не друг и не враг, но каждый встречный — великий учитель». Главный учитель — наше тело. Всю жизнь мы слышим: не ешь много сладкого, следи за фигурой, делай зарядку. Нас научили, что тело — некое чудовище, которое надо обуздать и подчинить своей воле.
Или внешний инструмент, который нужно отладить под свои нужды и чинить, если плохо работает. А ведь тело, ум, чувства и эмоции — это единый организм. И если мы боремся с чем-то, то и оно будет бороться с нами. Именно поэтому принуждение бесполезно, на него, как на любое насилие, ответом будет саботаж». Голос тела «Как-то я прочитала про одного человека, который активно занимался зарядкой, буквально изнурял себя активностью, дрессировал себя, а вся его натура этому сопротивлялась. Когда он в очередной раз встал на голову, у него случилось кровоизлияние, — рассказывает Динара, 34 года.
Как тут поймешь, это обычная лень или тебя о чем-то предупреждают?
Гештальт: обычный и незакрытый
Примером незакрытого гештальта можно назвать расставание с человеком на полуслове. Незакрытый гештальт — это ситуация, напоминающая зависшую компьютерную программу, с которой не разобрались до конца. Незавершенный гештальт — это понятие гештальтпсихологии, обозначающее прерванное, но животрепещущее событие, которое требует проработки и завершения в настоящем времени. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. Незакрытый гештальт – это ситуация, в которой время не лечит. Девочки, как закрыть гештальт? Я часто вспоминаю своего бывшего. Это были мои первые отношения, первая серьезное любовь.