Основная операция союзных войск была начата в Крыму в сентябре года с высадки под Евпаторией мощного десанта — 62 тысячи человек, который затем двинулся на юг, к Севастополю. После захвата Крыма "красные" осуществили масштабную зачистку от "нежелательных элементов" с массовыми расстрелами. Начать хотя бы с того, что он провозгласил репрессии против белых офицеров, оставшихся в Крыму, противоречившими условиям ультиматума Фрунзе.
ФСБ пресекла в Крыму деятельность группы диверсантов, которыми руководили из Киева
Реклама При обысках правоохранители изъяли оружие, экстремистскую литературу и атрибутику, листовки и рукописные тексты со свастикой и лозунгами в поддержку украинских нацистов. Также полиция обнаружила средства связи для распространения экстремистского контента и банковские карты для перевода средств. Следственные органы возбудят против фигурантов уголовные дела по статьям об организации террористического сообщества.
Здесь он пошёл на риск, поскольку, если бы ветер переменился, вода в Сиваше могла подняться и отрезать переправившиеся части. Наступление готовилось в труднейших условиях. Распутица и бездорожье затрудняли подвоз в войска всего, что было необходимо. Врангель срочно перебросил сюда свои резервы, но они не смогли остановить наступление красных войск. Одновременно после четырёхчасовой артиллерийской подготовки 51-я стрелковая дивизия пошла на штурм Турецкого вала. В ходе трёх атак эта дивизия понесла большие потери от пулемётного и артиллерийского огня и залегла перед рвом.
Днём 8 ноября переменился ветер, и вода в Сиваше стала прибывать. Фрунзе приказал 2-й Конной армии одной дивизией поддержать перекопскую атаку, а на дооборудование бродов через Сиваш были мобилизованы местные жители. Подвиг и останется в истории навсегда. В четвёртом часу ночи 9 ноября 51-я дивизия под командованием В. Блюхера обошла вброд Турецкий вал слева и овладела им. В то же время был усилен натиск на Литовском полуострове, и белые начали отход ко второй полосе обороны. Фрунзе выехал в штаб 4-й армии, чтобы ускорить её переход в наступление. В ночь на 11 ноября 30-я стрелковая дивизия вместе с 6-й кавалерийской прорвали Чонгарские укреплённые позиции и двинулись на Джанкой.
Успешно развивалось наступление и на перекопском направлении. Переброшенная сюда 2-я Конная армия 11 ноября сломила сопротивление конного корпуса белогвардейцев, и они начали общее отступление. Но это далось красноармейцам немалой ценой. Запомним эту цифру. В тот же день, 11 ноября 1920 года, Фрунзе отправил Врангелю новый ультиматум: «Ввиду явной бесполезности дальнейшего сопротивления Ваших войск, грозящего лишь пролитием лишних потоков крови, предлагаю Вам прекратить сопротивление и сдаться со всеми войсками армии и флота, военными запасами, снаряжением, вооружением и всякого рода военным имуществом. В случае принятия Вами означенного предложения Революционный Военный совет армий Южного фронта на основании полномочий, предоставленных ему центральной Советской властью, гарантирует сдающимся, включительно до лиц высшего комсостава, полное прощение в отношении всех проступков, связанных с гражданской борьбой. Всем нежелающим остаться и работать в социалистической России будет дана возможность беспрепятственного выезда за границу при условии отказа на честном слове от дальнейшей борьбы против рабоче-крестьянской России и Советской власти. Ответ ожидаю до 24 часов 11 ноября.
Моральная ответственность за все возможные последствия в случае отклонения делаемого честного предложения падёт на Вас». Было и радиообращение к военнослужащим врангелевской армии: «Командование красным Южным фронтом сегодня послало радиограмму Врангелю, в которой предлагает ему со всеми подчинёнными ему сухопутными и морскими силами сдаться советским войскам в 24-часовой срок. При добросовестном исполнении этого всем бойцам Крымской армии гарантируется жизнь и желающим свободный выезд за границу. Белые офицеры, наше предложение возлагает на вас колоссальную ответственность. Если оно будет отвергнуто и борьба будет продолжаться, то вся вина за бессмысленно пролитую русскую кровь ляжет на вас. Красная Армия в потоках вашей крови утопит остатки крымской контрреволюции». А он на адресованный ему ультиматум ничего не ответил. Считается, что и обращение к военнослужащим своей армии Врангель от них просто скрыл.
Решение принял такое: использовать данное ему для ответа время как возможность срочно грузиться на суда для эвакуации. Используя угрозу применения артиллерии кораблей Антанты, он способствовал беспрепятственной погрузке белых. Вопрос же стоял не только о судьбе его армии. В Крыму к тому времени скопилась масса врагов Советской власти, бежавших со всей европейской части России: буржуи, помещики, жандармы и т. Поэтому подготовлена была эвакуация из разных портов Крыма Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии, Керчи с использованием всех имевшихся на ходу 126 судов. В том числе: 12 тысяч боевых офицеров, 15 тысяч казаков, 10 тысяч юнкеров, 30 тысяч офицеров и чиновников тыловых частей. Но следует подчеркнуть вот ещё что. Из Крыма врангелевцы вывезли и запасы продовольствия, а если не вывезли, то привели в негодность с помощью керосина.
Из-за этого там начался голод. Однако вы понимаете, кого потом в этом голоде обвинили? Когда ложь правит бал — Мы с вами подходим сейчас к очень острому вопросу, вокруг которого сочинено и до сих пор громоздится множество антисоветских фальсификаций. Я имею в виду вопрос о красном терроре в Крыму после его освобождения от врангелевских войск. Наш читатель Генрих Иосифович Симановский из Минска обращает внимание на материалы из Википедии и различных современных СМИ, в которых односторонне господствует белогвардейское изображение событий того периода. Извращённое, а зачастую просто вымышленное. Что скажете на это? За основу берётся белогвардейский, с позволения сказать, историк Мельгунов, большинство выдумок которого в его книге про красный террор давно и убедительно разоблачены.
Начать хотя бы с того, что он провозгласил репрессии против белых офицеров, оставшихся в Крыму, противоречившими условиям ультиматума Фрунзе. Но ведь ультиматум, как мы уже говорили, не имел ответа, погибла в результате масса бойцов и командиров РККА, так что ссылки на сделанные в этом документе предложения не имеют смысла. При этом идёт головокружительная игра в цифры, якобы отражающие численность уничтоженных тогда офицеров. Мельгунов сколько их насчитал? Симановский: «Однажды из-за романтичной натуры Фрунзе погибли несколько тысяч человек. Во время военных действий в Крыму у него возникла красивая идея: «А что если предложить белым офицерам сдаться в обмен на помилование? Да, бурная фантазия Мельгунова ещё на 50 тысяч превышена… — Оказывается, Ленин и Троцкий приказали все эти 200 тысяч офицеров уничтожить. А Фрунзе якобы отказался исполнять приказ и был отстранён от командования Южным фронтом.
Ложь от начала до конца. Их построили на берегу моря, каждому повесили камень на шею и выстрелили в затылок». Вы представляете?
Пророссийские активисты начали собираться у здания Верховного совета Крыма уже часов в десять утра. Именно там я впервые увидел Сергея Аксёнова, нас представили. Аксёнов, как мне объяснили тогда, был лидером партии, которая очень скромно была представлена в местном парламенте буквально несколькими депутатами , но при этом довольно жёстко стояла на позициях исторического сближения Крыма с Россией. Тогда Аксёнов, никому кроме отдельных персон, глубоко или профильно погружённых в крымскую повестку за пределами полуострова не известный, показался мне отважным и по-своему харизматичным политиком.
По крайней мере, его выступление на стихийном митинге, начавшемся прямо на ступеньках Верховного совета, выглядело одним из самых убедительных. Однако истинное своё лицо и лидерские качества Сергей Аксёнов проявил отнюдь не у микрофона на трибуне, а чуть-чуть позже. Непредвещавший ничего агрессивного митинг внезапно перерос в массовую потасовку, когда с прилегающих к площади улиц к зданию парламента потекли толпы политических оппонентов пророссийского движения с голубыми флагами с выведенной на них письменной буквой "т" — сторонников крымско-татарской организации "Меджлис" ныне признанной в РФ экстремистской. Это очень важно, потому что как раз именно такими тонкими субстанциями манипулируют безусловные враги Крыма. Я буду говорить только о тех, кто сознательно или случайно был связан с террористической организацией "Хизб ут-тахрир" запрещена в РФ, не путать с ливанской "Хезболлой"! Если посмотреть ретроспективные кадры событий того дня, то среди хаоса и толпы вы сможете разглядеть так называемые пятёрки, состоящие из бородатых парней, один из которых обязательно в ярко-красной куртке. Действия этих пятёрок были хорошо организованы и скоординированы, именно они заводили в нужный момент толпу и по факту состояли из подготовленных боевиков, которые и должны были осуществить силовой захват Верховного совета.
Во время потасовки боевики пускали в ход условно легальные перочинные ножи и газовые баллончики среди пророссийских активистов по итогам было несколько десятков раненых и двое погибших. Стоит напомнить, что крымско-татарский "Меджлис" поддержал госпереворот в Киеве и взял на себе миссию довести начатое на Евромайдане дело до логического конца, приняв государственные органы управления Крыма под свой контроль. Надо сказать, что у радикалов почти получилось это сделать. Чёткие и слаженные действия меджлисовских пятёрок в конце концов способствовали оттеснению пророссийских активистов от периметра здания. Депутаты, прибывшие на сессию в парламент, оказались заблокированными внутри. Я по стечению обстоятельств очутился вместе с ними. К счастью, охране здания удалось заблокировать двери, и это на какое-то время притормозило планы радикалов по захвату совета.
Было совершенно очевидно, что проводить сессию под таким давлением невозможно. Столкновения и штурм, после того как мы оказались в заблокированном здании, продолжались 20—30 минут. В конце концов один из забаррикадированных выходов — кажется, запасной — меджлисовцам удалось пробить. Звуки драки и крики были слышны на первом этаже парламента. Пока часть депутатов находилась в откровенной панике и истерично бегала по коридорам между кабинетами, Сергей Аксёнов вместе с горсткой пророссийских активистов пытался сделать всё, чтобы экстремисты не смогли захватить Верховный совет, то есть буквально участвовал в столкновениях, фактически организовав и заняв оборону.
Кроме того, в их телефонах обнаружили переписки с лидерами воюющих на стороне Украины группировок. Источник «РИА Новости» в правоохранительных органах Крыма уточнил, что задержанные общались с членами признанного террористическим и запрещенного в России «Русского добровольческого корпуса», неоязыческого ультраправого объединения Wotan Jugend и батальона «Азов», который также признан террористическим и запрещен. Собеседники рассказали, что материалы передадут для возбуждения дела по ч. Источники также сообщили, что, по данным следствия, лидером крымской ячейки «Белой масти» является 24-летний Михаил Мауров, который уехал в Грузию, а потом планировал отправиться на Украину и вступить в признанную террористической и запрещенную организацию «Легион свобода России». По данным следствия, координировал его украинский куратор.
Верховный Совет и Совмин Крыма захвачены российским спецназом
Перед ним было поставлено отдельное стратегическое задание: опережая немецкие войска на линии Харьков-Лозовая-Александровск-Перекоп-Севастополь, освободить Крымский полуостров от большевиков, захватить Севастополь. Конечной целью операции должен был стать Черноморский флот, дислоцированный в Севастопольской бухте, который планировалось включить в состав украинских вооруженных сил. Группе Петра Болбочана в ходе операции ставилась также задача захватить военное имущество крымских портов. Организацей и отправкой этого подразделения занимался лично генерал Натиев, поручив Петру Болбочану командование Крымской группой. Сергей Шемет, близкий друг полковника Болбочана, вспоминал позднее в своих мемуарах: «На протяжении всего похода корпуса из Киева до Харькова непосредственное управление частями во время боевых действий осуществлял полковник П. Болбочан, в то время как генерал Натиев вынужден был все свое время отдавать делам организации собранных на скорую руку в Киеве и посланных в поход частей.
Натиев умел оценить заслуги своих помощников и не боялся конкуренции тех, кто своими заслугами поднимался выше общего уровня, поэтому он не побоялся выдвинуть Болбочана и назначить его командующим первой дивизией Запорожского корпуса, не побоялся дать Болбочану и его дивизии выполнить отдельное задание — освобождение Крыма от большевиков, хотя это поручение, очевидно, давало тому возможность подняться в глазах Правительства и общества ещё выше. Генерал информировал полковника про намерение немецкого командования силами корпуса при поддержке флота осуществить операцию по захвату Крыма. Имея тайное задание украинского правительства опередить немцев и захватить Крымский полуостров раньше них, запорожцы готовились самостоятельно взять Перекоп. Петр Болбочан, как командир дивизии и более низкий по рангу офицер, был вынужден признать свое подчинение немецкому генералу, однако от предложенной помощи — немецких боевых частей и бронепоездов, которые должны были прибыть в Мелитополь, отказался. Немецкое командование достаточно скептически отнеслось к планам запорожцев, учитывая выгодное оборонительное положение противника: на Перекопе большевики могли даже незначительными силами сдерживать численно превосходящие силы противника, а на Сиваше природные условия делали переправы практически неприступными.
Немцы считали невозможным взятие Перекопа без тяжелой артиллерии, которая должна была поступить в ближайшее время в распоряжение 15-й ландверской дивизии, и восприняли намерения Болбочана как бессмысленную дерзкую затею. Возможно, именно это побудило немцев разрешить наступление запорожцев на Крым. Костя Гордиенко, инженерный курень, конно-горная артиллерийская дивизия, три полевые и одна гаубичная батареи, бронеавтомобильная дивизия и два бронепоезда. На первом плане — сотник Остап Луцкий, полковник Петров, архикнязь Вильгельм Габсбург, полковники Болбочан и Сельванский 13 апреля 1918 года подразделения Крымской группы выступили на юг, из Харькова на Лозовую. Оттуда они начали наступление в севастопольском направлении и 14 апреля после коротких боёв заняли Александровск.
В Александровске запорожцы встретились с Украинскими сечевыми стрельцами, которые с австрийской армией наступали с Правобережья. Запорожская пехота под прикрытием бронепоездов и артиллерии, приступом взяла неприятельские линии обороны и вынудила большевиков отступать в направлении Крыма, на сивашские позиции.
Мы хотим — или пусть нам вернут Конституцию 1992 года, или мы с удовольствием уйдем в Россию, если нас возьмут. С удовольствием. Это наша Родина», — говорила местная жительница. Для нас это было чуждо, потому что мы все здесь говорим на русском языке. Это наш язык, на котором мы думаем», — рассказывал активист «Крымской весны» Сергей Тореханов. Десять лет назад семья Торехановых в полном составе вышли к зданию крымского парламента. Сын уволился, готовился записываться в ополченцы, мама после работы кормила защитников полуострова. Все бежали.
Я сейчас говорю, у меня мурашки идут по коже. Крымчане понимали, что их не услышат, готовились к худшему сценарию. Волнения проходят по всему полуострову — Севастополь, Симферополь, Керчь. Кульминационные события развернулись в крымской столице.
Это был судьбоносный для Крыма момент. Дальше можно было думать лишь о том, сколько удастся продержаться против Красной Армии и как провести эвакуацию. А если бы всё-таки? Но, допустим, случилось чудо.
Вероятность такого чуда измерялась бы сотыми долями процента. Сама природа коммунизма не допускала даже мысли о перемирии с белыми и оставления под их контролем хотя бы какого-то кусочка территории бывшей империи. Но не будем об этом. Допустим, случилось какое-то чудо, и Красная армия , обломав зубы на Перекопе, отступила, а позже Совнарком заключил с Крымом мир, оставив полуостров жить своей жизнью. Что за государство образовалось бы здесь? Нет сомнений, что это было бы что-то вроде военной диктатуры. Едва ли здесь была бы восстановлена власть Романовых. Главой государства был бы сам Врангель как человек, чьими стараниями такое государство вообще существует.
Не важно, как бы барон себя назвал. Царём, верховным правителем, маршалом или президентом. Не важно, была бы это монархия или республика. При любых раскладах господствующей идеей независимого Крыма был бы милитаризм. Тут всё просто.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 3 мая 2023, 18:07 ФСБ пресекла в Крыму деятельность группы диверсантов, которыми руководили из Киева В подтверждение террористической сущности киевского режима сегодня пришла новость из ФСБ. В Крыму пресечена деятельность группы диверсантов, которая готовила серию взрывов и покушений на полуострове.
Штурм Перекопа. Засекреченная легенда взятия красными Крыма
Глава Крыма против запрета абортов в России. Мешков, на тот момент – депутат ВС Крымской АССР, в знак протеста против такой трусости объявил публичную голодовку. Крымская операция (1918) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Прибывшие в Крым Белые полки были деморализованы. К списку расстрелянных белых в Крыму в 1920-1921 гг. Россия выступает против навязывания Крыму предложенной посреднической миссии для урегулирования ситуации на полуострове.
Меджлис готовил масштабное кровопролитие в Крыму
решение о войсковой карательной операции против Крыма будет приниматься совместно с меджлисом. В частности, против осуществляемой на полуострове кампании массовых казней высказался Ю.П. Гавен. После захвата Крыма "красные" осуществили масштабную зачистку от "нежелательных элементов" с массовыми расстрелами.
Подземная война в Крыму: большевики против интервентов
Поражение белых в Крыму в 1920 году стало одной из наиболее освещённых русской эмиграцией тем Гражданской войны. Пользуясь ситуацией, генерал Врангель предпринял попытку осуществить десантную операцию на Кубань, рассчитывая в очередной раз поднять кубанских и донских казаков против Советской власти. Командовавший белой армией Петр Николаевич Врангель понимал, что его попытка продолжить войну безнадежна: у него в Крыму слишком мало войск. Силовики в Крыму задержали 12 человек, которые являются членами группировки «Белая масть», сообщили источник РБК и телеграм-канал Baza.