Реальные тексты для диктантов ВПР 2024 по русскому языку 4 класс с ответами для подготовки к всероссийской проверочной работе 2024 года. Каждый тренировочный текст диктанта составлен. день (контрольный диктант с грамматическим по итогам ii четверти зимний день усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. в большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил. Диктанты на тему «Зима» для 4 класса. Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы|зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.
Диктанты на тему «Зима» для 4 класса
Диктант зимний день ответы | Зимний диктант для 7-8 класса. Не рассчитывал я на такую ледовитую зиму, вот и подошли у меня к концу дрова. |
Диктант "Зимний день" | Сборник диктантов по русскому языку для четвертого класса по ФГОС и УМК. |
Контрольный диктант №12 "Зимний день" | Зимний день диктант 4 класс стоит чудесный зимний день. |
Диктант 4 класс 3 четверть на тему Имя прилагательное «Зимний день» - Vsediktanti | Диктант 3 класс контрольный диктант с заданиями. |
Текст Тотального диктанта – 2022 | Контрольный диктант «Зимний день». |
Презентация, доклад на тему Интерактивный диктант Зимний денёк (2 класс)
У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры.
Скоро прилетят на родину журавли. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении. Весна Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег.
Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки.
Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси. Пришла настоящая весна. Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи. Диктант по теме «Предложение» Осень в лесу Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились.
Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. Выделить грамматическую основу во 2 предложении. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» Снежные фигурки С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку.
Дед Мороз был с бородой.
Переходивший на самые высокие ноты - определение, выраженное причастным оборотом, звон какой? Замиравший в удалении - определение, выраженное причастным оборотом, между однородными определениями, выраженными причастными оборотами, стоит сочинительный соединительный союз И. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено двумя обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Он - подлежащее, выражено личным местоимение, пошёл - сказуемое, выражено глаголом, пошел куда? К мельнице - обстоятельство, выражено сущ. С предлогом, пошел как?
Надев с утра высокие охотничьи сапоги - обстоятельство, выражено деепричастным оборотом, пошёл как? Прокладывая рыхлый след по дорожкам - обстоятельство, выражено деепричастным оборотом. Engels684 15 апр.
День победы Сегодня по всей России проходит образовательная акция - Международный исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны — «Диктант Победы». Акция направлена на повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодёжи, формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, основанных на исторической правде о событиях Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. По всей стране действуют региональные площадки, на которых участники отвечают на вопросы, касающиеся не только исторических событий, но и культурной жизни СССР.
Бесшумно пролетели у края леса голубоватые сайки. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева у дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Голосование за лучший ответ.
Зимний день диктант 8 класс усадьба стояла
Главная › Диктанты 4 класс › Диктанты 4 класс 3 четверть › Имя прилагательное › Контрольный диктант «Зимний день». Рассказ Первый зимний день Константина Паустовского наполнен радостью обновления. Выпал густой снег — и земля преобразилась, словно умывшись ледяной водой из серебряного корытца. Главная» Новости» Дохнул холодом на лес январь уткнулись в сугробы и спят диктант.
Текст Тотального диктанта – 2022
Если нам понравятся добавленные вами тексты и задания к ним, мы попросим диктора озвучить диктант. Успехов вам в учёбе! Добавить текст Зимний диктант для 7-8 класса Никита сегодня проснулся рано и сразу подбежал к окну. Мороз к утру ослабел, и деревья покрыла изморозь. Обындевелые веточки блестели на солнце, как фонарики на стеклянных ниточках.
Их хрупкое ледяное покрытие осыпАлось под тяжестью птиц, которые облюбовали ветки около кормушки. Какая чародейка за ночь изменила знакомый двор? Никита вдруг забеспокоился:" Как переночевал снеговик?
В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи. И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ. Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши - ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши. Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. Бианки Слова для справок: увидели, способность. Письмо под диктовку. Грамматические задания Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж. Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания. Вспоминать о лете -... Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже. Яна купила пару ботинки и две пары чулки. В саду собрали урожай яблоки и груши. В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков. Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал. И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту — всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит дерево. То растут два дерева тесно, упёрлись друг к другу сучьями — вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи — тоже оба скрипят. Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок — скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём Четвертый класс - рубеж начальной школы, и диктанты уже начинаются почти взрослые, доходят в конце года до 80 слов и более. Ребенку необходимо научиться не только писать грамотно, но и не терять внимательность на протяжении всего диктанта. Ребенок в четвертом классе уже должен уметь с легкостью разбирать слова по составу, делать фонетический и морфологический разбор. Мы постараемся охватить на этой страничке все темы по русскому языку за 4 класс и дать оптимальное количество диктантов по ним. Объем диктанта: 1-й класс - 15 - 17 слов. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. Грамматическое задание: 1 указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях; 2 подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания; 3 разобрать по составу прилагательное: серебристым янтарным ; 4 разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении. Зимние краски Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг. Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым. Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает. Сделайте грамматический разбор последнего предложения. Зимний день Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! Выписать три словосочетания «прил. Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. На … небе загорелись … звёзды. На дворе — зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом. На небе — ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли. Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел. Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует. Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая — кукушка! Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки. Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число. Поставь глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения. В осеннем лесу Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями.
На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы.
Все учебные заведения участвуют в этой акции. В нашей школе Диктант писали не только ученики, но и учителя истории, литературы. Такие акции способствуют не просто усвоению исторических знаний, но и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Диктант зимний день
Зимний день очень поэтичен, тянет пройтись по этой волшебной белой улице. Реальные тексты для диктантов ВПР 2024 по русскому языку 4 класс с ответами для подготовки к всероссийской проверочной работе 2024 года. Каждый тренировочный текст диктанта составлен. Главная › Диктанты 4 класс › Диктанты 4 класс 3 четверть › Имя прилагательное › Контрольный диктант «Зимний день». Новости. Диктант Победы. Грамматическое задание. Диктант № 2 «Зимний день» (56 слов). Тотальный диктант состоялся 9 апреля 2022 г. Автором Тотального диктанта — 2022 стала писательница Марина Степнова.
Диктанты по русскому языку 3 класс
Диктант. Зимний день. 4 класс. преподаватель : Курская Е. Н. | 2022 г Смотрите видео онлайн «Диктант. |
Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года» | Зимний диктант для 7-8 класса. Не рассчитывал я на такую ледовитую зиму, вот и подошли у меня к концу дрова. |
Диктант "Зимний день" | Зимний день диктант. |
Диктанты ВПР 4 класс | ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте |
Диктант Победы
Контрольный диктант «Здравствуй, зима!» Зимний день диктант. Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Рассказ Первый зимний день Константина Паустовского наполнен радостью обновления. Выпал густой снег — и земля преобразилась, словно умывшись ледяной водой из серебряного корытца. Стоит чудесный зимний день.
Зимний день диктант 8 класс усадьба стояла
Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку.
Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел. Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует. Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая — кукушка! Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки. Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число. Поставь глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения. Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох. Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания. Чудесная пора осени Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени. Слова для справок: собрал, словно Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи. Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» Как мужик убрал камень На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна. В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух! Выполни синтаксический разбор предложения: I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. Солнце льёт на землю жаркие лучи. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении: В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта. Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом. Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха. Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась. Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды. Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.
И вдруг, как одна, эти солнечные картинки превращаются в светлые полупрозрачные шарики. В каждом таком шарике до двухсот семечек, и у каждого из них свой парашютик. Летят по ветру новые поколения. И человек, проходя по лужайке, невольно вспоминает своё детство, когда он помогал ветру раздувать эти волшебные шарики. Ласково пригревает яркое солнышко. Весело щебечут птицы. Покрываются нежной зеленью земля, кусты и деревья. Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния. Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озёр, в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли, где и кормятся семенами. Ольху считают сорной породой, в парках её вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который полезен садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава». Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь утром, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Ещё немного — и лужи, которых осенью всегда много, начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как летом. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее 22 убранство. Крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает он ими мокрую землю. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным зелёным бархатом. Корешки хлебов сохраняются невредимо под снегом и весною выглянут снова на свет зелёными стебельками. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто из керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. Сад сбросил свою сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше. Осень пришла внезапно. Всё сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг. Паустовскому 23 3 уровень Осенние ночи Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской улицы. Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и куст настурции на пожелтевшей клумбе. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа, похожий на детский шёпот. Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же силой, как и на небе. Созвездия Персея и Ориона проходили над землёй свой медленный путь, дрожали в воде озёр, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях. К рассвету загорался зелёный Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался на лугах над чёрными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком. Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! В этом году до половины декабря почти не снега. И вдруг зима спохватилась, что запаздывает. И пошёл снег большими хлопьями, и затрещали сильные морозы. Возьмёшь лыжи и пойдёшь бродить по первым пуховым сугробам или проложишь по полю две полоски лыжни. Многие проводят свой воскресный отдых в лесу. Они не боятся мороза, они смеются, шутят, играют в снежки. Щёки порозовели, как яблоки. Какая красота в лесу! Все дороги и пути замела зимушка, деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Снежинки, попадая в столб солнечного света, горят золотым огнём. Снег, изрезанный лыжами, словно волнующееся море, только белого цвета. Какая же ты красивая, русская зима! Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Ровный и белый наполнял комнату. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Потом всё стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. Паустовскому 3 уровень Первый снег Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну: за стёклами всё было снежно и безмолвно. Через окно я увидел: большая серая птица села на ветку клёна в саду. А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы. Трудно было оставаться дома в первый зимний день — мы ушли на лесные озёра. У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. Камень упал на лёд — плотицы метнулись в глубину, а на льду остался белый зернистый след от удара. Только поэтому мы и догадались, что у берега уже образовался слой льда. Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники. Зима начала хозяйничать над землёй. Мы знали: под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы. Мы знали, что в печках всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. Паустовскому 1 уровень Первый зелёный шум 26 Май это месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз. Наконец желанный миг настал, и город далеко. Огневу 27 3 уровень Запах весны Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны. За зимние месяцы глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. Снег в феврале обретает краски. А в лунную ночь плывёт над снегами опаловый свет. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. На работу утром уже по свету идёшь, а вечером синева в окнах появляется всё позже и позже. Это всё отголоски весеннего наступления. На Кавказе цветут фиалки, уже прорастают на пашнях в Средней Азии семена февральских посевов. Миндаль зацветает в Туркмении. Птичьи стаи заволновались на зимовках и в Иране, и в Египте, и на Каспии. Уже берут курс на север грачи. Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. Метель за метелью со свистом в трубе, с глубокими передувами на дорогах. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть утихла метель. Пескову 28 Приложение 1 В помощь учителю Критерии и нормативы оценки диктантов Методические рекомендации по выполнению единых требований к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице. Диктант оценивается одной оценкой. При проверке диктантов учитель двумя линиями подчеркивает допущенную ошибку в работе и отмечает ее на полях в соответствии с условными графическими обозначениями. Исправления подчеркиваются одной линией и не выносятся на поля. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1 в переносе слов; 2 на правила, которые не включены в школьную программу; 3 на еще не изученные правила; 4 в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5 в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» вместо работает , «дулпо» вместо дупло , «мемля» вместо земля. При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не... Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических в армии, в роще; колют, борются и фонетических пирожок, сверчок особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок исправление неверного написания на верное оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Критерии пунктуационной грамотности Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится.