вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Первый значимый святой, который встречается нам на пути Великого Поста – это великомученик Феодор Тирон. Святой Феодор, храбрый воин, Был славным воином Христа, И был мучений удостоен, Но веру предавать не стал. Святой Феодор бесстрашно подошел к костру, осенил себя крестным знамением и стал посреди пламенных языков.
Великомученик Феодор Тирон отдал жизнь за веру в Христа
Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество и умножение числа христиан. Он увольнял христиан из армии и с государственной службы, лишил христианских клириков привилегий, дарованных им Константином, велел возвратить язычниками отобранные у них храмы, вернул из ссылки осужденных христианами еретиков, чтобы расколоть церковь изнутри. Юлиан не запрещал христианам исповедовать свою религию и не подвергал их репрессиям за саму веру, но убийства христиан языческой чернью оставлял безнаказанными. Так что поставить константинопольских христиан перед выбором - умереть с голоду или фактически принять участие в языческом жертвоприношении - вполне в его характере. Спасший от голода Но, по преданию, когда этот приказ был отдан, Константинопольскому архиепископу Евдоксию во сне явился святой Феодор Тирон и, предупредив его о замысле императора, велел употреблять в пищу кутью - разваренные зерна пшеницы символ Воскресения , подслащенные медом символ вечного блаженства - благо какие-то запасы зерна были тогда в каждом доме. Икона Святого великомученика Феодора Тирона.
Варфоломеев Перейти в фотобанк В память об этом впоследствии было установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста с освящением колива и раздачей его верующим. Первое описание этого праздника оставил Константинопольский патриархом Нектарий, возглавлявшим эту кафедру в 381-397 годах: именно он тогда именовался Торжеством Православия — как победа христиан над коварством язычников.
За активную работу девушку и двух апостолов схватили, избили и повесили на дереве вниз головой. Во время их казни в город пришел апостол Иоанн Богослов. Вместе они помолились Христу. Земля разверзлась, образовалась большая яма. В нее упал градоначальник с супругой, почитаемая ими ядовитая змея, жрецы и множество язычников. После молитвы Филиппа земля исторгла живыми всех, кроме градоправителя и змеи.
Получивший тяжелые увечья Филипп скончался, а Мариамна и Варфоломей были освобождены и отпущены. После Мариамна отправилась проповедовать Евангелие в Ликаонию, где мирно скончалась. Мариамну в народе прозвали Кикиморой. В фольклоре кикимора — супруга лешего или домового. Изображается как низенькая старуха с взъерошенной шевелюрой. Если кикиморе не пришлись по нраву хозяева дома, она устраивала им мелкие пакости: гремела посудой по ночам, портила пряжу и так далее. Что можно делать 2 марта 2 марта принято посвящать духовному и физическому очищению, молитвам.
Теперь мы все вместе приедем и помолимся…».
У мучеников особая благодать помогать близким Вспоминая чудо Феодора Тирона, можно отметить, что отечественная история изобилует примерами подвигов страстотерпцев, таких как, например, самые первые русские святые Борис и Глеб, которые предпочли смерть борьбе за власть со своим братом. Они были сродниками Александру Невскому и явились ему уже после своей смерти, оказав скорую помощь в битве на Неве. Сегодня у нас тоже война. Но не только и не столько это обычная война с применением оружия на поле брани, когда идет речь о столкновении с внешним врагом, либо о междоусобице. Хотя и это имеет место, как, например, сегодня на Украине, и мы снова вынуждены убедиться, что междоусобные столкновения между братьями бывают гораздо более жестокими, чем сражения с иноплеменниками. Но сейчас мы остановимся на другого рода войне, а именно: врагу рода человеческого удалось преуспеть в борьбе за сердца многих во всех слоях общества, завладеть либо частью их «сердечной территории», либо, у некоторых, сердце полностью оказалось в руках демонов. В результате ситуация сегодня кажется безвыходной: беспрецедентное нравственное падение, вездесущая коррупция, «неправда черная» в судах, непобедимая наркоторговля, тяжелейший демографический кризис представляются непреодолимыми. Создается впечатление, что все человеческие усилия по преодолению этих бед напрасны.
Но отчаиваться не следует. По сравнению со временами Александра Невского мы теперь имеем небывалые по числу сонмы новомучеников и исповедников российских, готовых прийти на помощь своим сродникам. Когда человек предпочитает смерть ради того, чтобы не отречься от Христа и Его заповедей, это кажется большинству людей безумием, не имеющим никакого реального основания и пользы. Многим непонятно, например, что святые Борис и Глеб «лежали и ждали, когда их убьют». Но именно в этих случаях присутствует реальность слов Христа: «Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее. А отдавший душу свою ради Меня и Евангелия сохранит ее» Мк.
Узнав об этом, градоначальник Кронид, испугавшийся, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, привел его к игемону Публию и сказал: - Господин, этот человек, ставший недавно воином, сжег храм матери богов. Я привелего к тебе, чтобы ты придумал для него достойную казнь. Узнав, из какого полка Феодор, Публий позвал к себе военачальника Вринку и спросил у него: - Как случилось, что твой подчиненный пошел на такое страшное преступление? Вринка отвечал: - Прибыв в мой полк, Феодор отказался принести жертву богам. Я увещевал его и, наконец, назначил ему срок, чтобы он одумался. Но его преступление говорит о том. Что он совершенно отступился от наших богов. Поступай с ним так, как велят наши законы. Тогда игемон призвал к себе Феодора и спросил его: - Ответь мне, почему вместо жертвы богине ты принес ей огонь? На это святой отвечал: - Неужели так бессильна ваша богиня, что она боится огня? Игемон стал угрожать святому мучениями, которые его ожидают, если он не покорится императорским эдиктам и не принесет жертву богам. Но святой отвечал: - Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук. Я надеюсь на Господа Бога моего и уповаю от Него получить награду на Небесах. Я готов пострадать за Него. Тогда Публий приказал запереть святого в темнице, запечатать ее и не давать Феодору пищи. Но святой продолжал молиться, невзирая на голод. Не принимай земной пищи и пития, Я укреплю тебя в твоих страданиях, за которые уготована тебе жизнь вечная на Небесах. После этого Господь скрылся. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душой. Великое множество святых Ангелов явилось ему. Темничные стражи, услыхав пение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотри через окно и увидели множество мужей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором. В страхе они известили об этом Публия.
Житие святого Федора Стратилата и о чем просят перед его иконой, молитвы
Феодор Ушаков издал такое предписание: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. По окончании войны с османами, завершившейся чередой блистательных побед Российской эскадры, подвижник наладил в Севастополе ремонт судов и финансировал перестройку церкви свт. Николая — покровителя моряков. Государыня Екатерина Алексеевна пожаловала ему в ту пору драгоценный складень-крест с мощами угодников Божиих и возвела подвижника в чин вице-адмирала. Праведный воин Феодор Ушаков В правление Павла I совершена была знаменитая Средиземноморская компания, целью которой было не допустить расширения владений постреволюционной Франции. В те дни командующий проявил необыкновенную мудрость.
Подойдя к о. Корфу, он обратился к грекам православным с воззванием помочь свержению оккупировавших их вероотступников-французов. Результатом данного обращения стала повсеместная вооруженная помощь жителей острова. О той победе хроника свидетельствовала, что Ушаков «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».
В 1804 г. Оставив службу, некоторое время жил он в Петербурге, а в 1810 г. Алексеевку неподалеку от Санаксарской обители. Тогдашний настоятель Нафанаил оставил о подвижнике такое воспоминание: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения». О последних днях жития его современник повествовал, что провел он их «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
Изображают подвижника в мундире адмиральском, при кортике или шпаге. В руках его либо труба подзорная, либо часто хартия с изречением «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». Святой праведный Феодор Ушаков Часто изображают его на фоне моря и кораблей, иногда даже можно встретить композиции, запечатлевшие сцену сдачи в плен адмиралу и его матросам османов. Встречаются житийные образы праведника, образы, совместные со св.
Феодором Санаксарским, а также со свв. Феодорами Стратилатом и Тироном. Иногда в композиции может присутствовать образ Искупителя, благословляющего служителя Своего. К угоднику Божиему Феодору обращаются, конечно же, в первую очередь, моряки и люди, специальности которых связаны с морем. Однако предстательства его просят и военные иных воинских родов.
Защиты святого адмирала просят в случаях всякого рода притеснений и обид, в случаях угрозы. К нему обращаются также и в периоды эпидемий, помня о том, как скоро удалось справиться подвижнику с холерным поветрием в Херсоне. Преподобный Феодор Студит Этот угодник Божий был родственником св. Романа Сладкопевца. Родителями же его были сборщик податей Фотин и супруга его Феоктиста.
В 782 г. В месте имения своего устроили они обитель, именуемую Саккудион, устав которой утвердили по подобию устава, разработанного свт. Василием Великим. С 794 г. Феодор сделался в обители той настоятелем.
В 798 г. Студиты имели в те годы огромнейшее признание среди прочих членов Церкви. В тот период подвижник отправлен был в изгнание за то, что организовал Крестный ход с ликами угодников Божиих. В скитаниях суждено было ему окончить земной путь. Произошло это в 826 г.
Через 2 года преподобного канонизировали. Интересный факт В 1065 г. Феодосий Печерский ввел Устав Студийской обители в Киевской лавре. По тем правилам жили монастыри отечественные до XIV-го столетия, после чего стали переменять их на уставы Иерусалимские. Изображают угодника в облачении священнослужителя, с хартией либо Писанием Священным в руках.
Персты десницы его обычно сложены в благословляющем жесте. Встречаются лики его совместные с иными праведниками, пострадавшими во времена иконоборчества. Древнейшая фреска с ликом этого угодника сохранилась в сербской обители Студенице, возведенной в XII-м в. Фреску XIV-го в. Этот угодник всегда был весьма почитаем среди христиан.
К нему взывали не только с прошениями о помощи в гонениях и об укреплении верующих в борьбе с еретиками, но и во множестве иных ситуаций. К примеру, известны случаи, когда угодник этот останавливал бушующие пожарища и избавлял взывающих к нему от нападения хищников. Многочисленны и случаи излечений, произошедших по молениям к нему, особенно при недугах путей дыхательных и желудка. Праведный старец Феодор Томский Осенью 1836 г. Следуя этапом, проявлял он заботу всяческую о слабых, помогая им чем возможно в пути.
Впоследствии, живя на поселении, он каждую субботу выходил за околицу и встречал очередной этап, одаривая ссыльных милостыней, которую приносили ему почитатели.
Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так как повелел святой Феодор , сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.
А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане[5] замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство.
Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, — он был нетерпим. Много пострадав, напоследок он был брошен в огромный разожженный костер и, не пострадав от него, посреди пламени предал душу Богу. Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас.
Впоследствии мощи святого Феодора были перенесены в Константинополь. Спустя полвека после кончины мученика, в 361 году, на императорский престол вступил Юлиан Отступник. В детстве он был крещен и воспитан в христианской вере, но, став императором, всенародно отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и попытался восстановить язычество как государственную религию.
Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно. Он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Юлиан задумал тайно осквернить христиан.
Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенно строгий пост. Призвав Константинопольского епарха градоначальника , Юлиан повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять все съестные припасы, продаваемые на городских рынках, кровью идольских жертв. Приказание императора было исполнено, и на всех рынках были положены продукты, окропленные кровью идоложертвенных животных.
Но Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком, арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему: - Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому что все по приказанию осквернено идоложертвенной кровью. Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов.
Святой отвечал: - Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений. Но епископ продолжал выказывать недоумение. Он не знал что такое коливо, потому что в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, откуда был родом святой Феодор, варили пшеницу с медом и называли это коливом.
Так объяснил архиепископу святой Феодор. Тогда епископ спросил святого: - Кто ты и почему так заботишься о христианах? На это святой отвечал: - Я — мученик Христов Феодор.
Я по повелению Божию послан к вам на помощь. Сказав это, святой стал невидим. Епископ тот час же собрал всех христиан и рассказал им о том, что случилось.
Юлиан Отступник, видя, что планы его разрушены и христиане не покупают себе еды на рынках, отменил свое приказание и повелел доставлять на рынки неоскверненные продукты. А христиане, благодаря Господа за Его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика святого Феодора, в субботу первой седмицы великого поста совершили празднование святому.
Приказание императора было исполнено, и на всех рынках были положены осквернённые продукты. Данное намерение императора-отступника носило не локальный характер, а простиралось также и за пределы Константинополя. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона.
Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком — арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо, т. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему: - Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому, что всё по приказанию нечестивого императора осквернено идоложертвенной. Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов. Святой отвечал: - Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений.
Но епископ продолжал высказывать недоумение. Он не знал, что такое коливо, ибо в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, где жил святой, варили пшеницу с мёдом и называли это коливом. Так объяснил архиепископу Святой Феодор.
День памяти Феодора Тирона
Феодор Тирон мужественно ответил: «Со Христом моим и есть, и буду!.». Святой великомученик Феодор Тирон — первый святой, на личности которого останавливает внимание Церковь во дни Великого Поста. И священник совершает молебный канон святому великомученику Федору Тирону и благословляет эти яства, называемые коливом.
Православная молитва Феодору Тирону — священные тексты, о чем просят святого
Феодор Тирон мужественно ответил: «Со Христом моим и есть, и буду!.». Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души. был издавна почитаем на Руси. Великомученик Феодор Тирон, память которого Церковь празднует 2 марта (17 февраля ), жил в III-IV вв.
Великомученик Феодор Ти́рон
Святой до конца жизни не отказался от веры. Сил ему придал явившийся и утешивший его Спаситель. По преданию его останки не сгорели в огне и были погребены в Константинополе, а голова — в Гаэте. В IV веке святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и предупредил его о злом замысле императора Юлиана Отступника. Желая поиздеваться над христианами, тот приказал в первую седмицу Великого поста тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Чтобы люди не остались без еды, святой велел сварить пшеницу с медом и приготовить коливо Поминальное блюдо. Другие названия — кутья, канун, сочиво — Прим. В память об этом православная церковь в первую субботу Великого поста освящает коливо и раздает верующим. В народе благочестивый образ Феодора Тирона трансформировался в Федора-тирана. По легенде этот злой человек однажды раскаялся и стал помогать людям.
Поэтому Феодору молятся о защите от разбойников, злых людей и преступников. Кто такая Мариамна Кикимора Мариамна приходилась сестрой Филиппу, одному из двенадцати апостолов. Она просила Иисуса разрешить ей отправиться в странствия вместе с братом, и получила благословение сопровождать его и апостола Варфоломея.
Святого подвергли всевозможным жесточайшим истязаниям и выкололи ему глаза. Осужденный на сожжение, мученик Феодор без боязни вошел в раскаленную пещь и так предал душу свою в руки Божии, тело же его оказалось неповрежденным от огня и было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь и положены для поклонения в храме, освященным в его имя.
По восшествии на престол императора Константина Великого 306—337 церковь Христова обрела спокойствие, которое продолжалось около пятидесяти лет, до кратковременного царствования Юлиана-отступника 361—363 , который был родным племянником св. Константина и получил христианское воспитание, но в душе оставался убежденным язычником. Пока христианство находилось под покровительством византийских императоров, юный Юлиан не решался открыто перейти в язычество, но как только утвердился у власти, так сразу же показал свое истинное лицо. Будучи деятельным сторонником реставрации отмиравших языческих традиций, Юлиан еще в самом начале своего правления издал по этому поводу особый эдикт. К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью. Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны.
По свидетельству церковного историка Созомена [1] , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение». Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей.
Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости», по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов.
Здесь тоже необходимо возвести иконостас, работы над которым мы уже начали.
Но также нуждаемся и в вашей помощи: в завершении работ по иконостасу, обустройстве интерьера и может быть, если Бог благословит, в росписи потолка и стен. Он пережил различные перестройки, переделки. В 1812 году горел, в середине XIX века отреставрирован, в лихую годину безбожия, особенно после закрытия в 1934 году, использовался не по-назначению. В 1960-х годах был приспособлен для мастерских Грабаря. К началу 2000-х годов был приведен в полуразрушенное аварийное состояние.
После 2004 года началось его возрождение. А совсем недавно силами Министерства культуры РФ проведены ремонтно-реставрационные работы, благодаря которым храм преобразился, но, к сожалению, осталось множество нерешенных вопросов, основные из которых мы только что огласили. Так поможем же всем миром в благоустройстве и благоукрашении Храма, сохранившегося и преобразившегося спустя трех с лишним веков.
Феодора пытали и приговорили к сожжению. Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам. А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию.
Лавра молитвенно почтила память великомученика Феодора Тирона
Святой великомученик Феодор Тирон. Феодор Тирон мужественно ответил: «Со Христом моим и есть, и буду!.». Чтение о Великомученике Феодоре Тироне. из "Православного календаря со словами старца Наума. Частицы мощей св. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души: Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон
Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары. А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане[5] замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство. Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, — он был нетерпим. Много пострадав, напоследок он был брошен в огромный разожженный костер и, не пострадав от него, посреди пламени предал душу Богу. Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества — за это его и называют Отступником.
Житие его начинается с описания службы в армии 306 г. Известно также, что родился он в знатной семье. Отец его занимал высокое положение, потому их семья пользовалась уважением. По приказу римского императора Галерия в Амасии проходила кампания по обращению христиан в языческую веру. В принудительном порядке они должны были принести жертвы каменным идолам. Тех, кто сопротивлялся, заключали в тюрьму, предавали жестоким мучениям, убивали. Когда эта новость дошла до легиона, в котором служил Феодор Тирон, юноша открыто выразил протест своему военачальнику Вринку. В ответ ему было дано несколько дней для размышлений. Феодор провел их в молитве и не отступил от веры. Выйдя на улицу, он заметил бурное оживление. Мимо него прошел конвой с вереницей пленных христиан, их вели в темницу. Тяжело ему было смотреть на это, но он твердо верил в Иисуса Христа и надеялся на утверждение истинной веры. На главной площади города Феодор увидел языческий храм. Лукавый жрец зазывал «темный» народ поклониться идолам и принести им жертвы, дабы обрести все желаемые блага. В ту же ночь Феодор Тирон поджег этот храм. Наутро от него остались лишь груда бревен и разбитые изваяния языческих кумиров. Всех мучил вопрос, почему боги предков не защитили себя?
Черного моря. Прозвище его Тирон происходит от латинского «tiro», что значит «новобранец», «рекрут». Во время проводимой по указанию императора Галерия 305-311 кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор вместе с другими верующими был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам, но воин твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Военачальник Феодора Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой усиленно молился. После этого Феодора обвинили в поджоге языческого храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Феодор вновь исповедал себя христианином, после чего был заключен в тюрьму и обречен на голодную смерть. Там ему явился Иисус Христос, Господь утешал и подкреплял его.
Твердо и непреклонно он стоял за святую веру. А в конце все же испустил дух. Однако древние свидетельства говорят о том, что тело его не было тронуто огнем, что, конечно же, явилось для многих чудом и заставило уверовать в истинного Господа. День ангела Вспоминают святого Феодора 17 18 февраля по старому стилю, а по новому — 1 марта в високосный год, 2 марта — в невисокосный. Также в первую субботу Великого поста в православных храмах проходит благодарственное празднование святому великомученику. В эти дни все Федоры празднуют день ангела, желающие заказывают молебный канон. Существуют и молитвы, тропари, которые помогают верующим обратиться за помощью к святому. Икона В иконописи Феодор Тирон изображается в военной форме того времени с копьем в руке. Даже после смерти он продолжает помогать верующим: укрепляет их дух, хранит мир и взаимопонимание в семье, удерживает от искушений и злых умыслов. Существует апокриф о подвигах святого Тирона, где он предстает как герой-змееборец. Это сказание является отрывком, описанием мученичества, которое претерпел Феодор Тирон. Житие его лишь немного затрагивается в начале повествования. Композиция ее, словно мозаика, составлена из нескольких сюжетных моментов. В центре иконы видна фигура женщины в цепких объятиях крылатого змия. Справа изображена мать великомученика в колодце и окружении аспидов, а слева царь с царицей смотрят, как Феодор сражается с многоголовым змием. Чуть ниже автор приводит сцену освобождения матери мученика из колодца и сошествие ангела с короной для героя. Храм Православная вера не забывает и чтит память великомученичества, создавая святые образы, сакральные места.