Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и таджиков мягко говоря за цивилизованных людей не считают.
Познакомилась с памирцем.
Земли Кокандского ханства Ферганская долина и прикаспийские территории Туркменистан присоединили напрямую к Российской империи. Центральная Азия до присоединения Хивинского, Бухарского и Кокандского ханств к Российской империи В результате Британия и Россия решили не доводить до войны и договорились оставить Афганистан в качестве буферной страны между империями. Оставалось только согласовать границы. Для этого пришлось разделить народы с одинаковым культурным и ментальным бэкграундом, говорящие на одних языках. Высокогорный Бадахшан не стал исключением — веками маленькие памирские народы жили, торговали и воевали в межгорных долинах: Шугнан, Рушан и других. По соглашению России и Британии Бадахшан разделили по реке Пяндж на почти равные части. Северная отошла к Российской империи, южная оказалась под властью эмиров Афганистана, которые находились под влиянием Британской Индии. В дополнение сформировали знаменитый Ваханский коридор — узкий язычок-прокладку между империями, которым Афганистан и поныне нежно касается владений Китая. Ваханский коридор — язычок-прокладка между Российской и Британской империей Ваханский коридор — самый живописный и самый туристический регион Афганистана, как бы это странно ни звучало. По меркам Афганистана здесь максимально безопасно — тут живут только яки и редкие киргизы-кочевники. Нурекское водохранилище Граница между таджикским и афганским Бадахшаном во времена СССР Общая граница протянулась на 1 350 километров, неизменная до сегодняшних дней.
Подавляющая ее часть проходит по рекам за исключением высокогорья на самом востоке , самая протяженная из которых — Пяндж. Вокруг рушились и восстанавливались империи, Таджикистан, Индия и Пакистан получили независимость, Афганистан чередовал десятилетия военных действий с короткими мирными передышками, а граница неспешно и упрямо увеличивала разницу в жизненном укладе и менталитете таджикских народов, живущих по обе стороны Пянджа. Река Пяндж, разделяющая Таджикистан и Афганистан Афганистан оставался глубоко отсталым феодальным кланово-племенным государством с сильным влиянием ислама и местных традиций. В это время советский Бадахшан насильно деисламизировали после революции и победы большевиков над сторонниками традиционных ценностей. Коммунисты называли их басмачами, местные жители — муджахединами, борцами за веру. Регион электрифицировали и привели к более-менее общесоветскому знаменателю. В 1937 году власти закончили строительство Памирского тракта — одной из самых высокогорных дорог мира, в своей наивысшей точке — перевале Ак-Байтал, — достигающей высоты 4 655 метров над уровнем моря. До сих пор это единственная дорога Горного Бадахшана, которая связывает таджикскую столицу Душанбе с Памиром. Почти вся граница в Бадахшане проходит как раз вдоль Памирского тракта: от места, где он выходит к Пянджу до озера Зоркуль в самой глуши Памира. Таджикистан — терра инкогнита постсоветского туризма: зачем ехать в Бадахшан Это одна из самых живописных и интересных границ в мире, куда обычный путешественник может добраться без особых препон.
К сожалению, жителям бывшего СССР, которым она наиболее доступна, она и наименее интересна. На Памирском тракте полно европейцев, американцев и азиатов, но русскоязычных очень мало.
Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной. Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже!
Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой!
Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали. Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят.
Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать. Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир. По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа.
Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы. А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим? Ладно, делать все равно нечего, бурхань! Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна!
Ну надо так надо! В этот момент водитель поворачивает ключ зажигания и двигатель заводится… Сказать, что все остолбенели — это ничего не сказать, несколько минут все стояли молча застыв в неестественных позах. Мозг отказывался этому верить, потому что так не может быть. Чтобы в такое поверить нужно это испытать на себе и желательно в экстремальной ситуации. Естественно это не канал Рен-ТВ и никакого чуда не произошло.
Все оказалось прозаично. Под левой коленкой водителя был переключатель газ-бензин и во время езды по такой тряске он потихоньку опустился вертикально вниз и очутился в таком положении, что и не газ и не бензин, но никто не обратил внимания. А водитель, когда садился, видимо, задел его коленкой, он включился на бензин и двигатель завелся. Все просто, а то приметы. Едем дальше, Алик говорит — Вы хотите ехать по более лучшей и пологой дороге, но длинной, или плохой, горной, но короткой?
Нам уже было ничего не страшно, поэтому выбрали дорогу через перевал — и оно стоило того. Виды открываются просто потрясающие. А культурную составляющую организовывал Алик, рассказывая где в гражданскую войну танки жгли, где засады устраивали и где кого в плен брали. Подходы заминированы, а пулемет простреливает все пространство Если есть возможность то лучше проехать к Памиру обоими путями. Но если нет своего Алика, то можно это сделать на маршрутке.
Ко мне приезжал брат и я его так отправлял — все проверено. Выглядит это следующим образом. Ежедневно, на рассвете, на заброшенной автобазе в Душанбе, собираются желающие поехать в Хорог вместе с провожающими.
Чтобы как-то выжить, в стране принято жить одной большой семьёй. Нормальное явление, когда родители живут вместе со взрослыми детьми. Например, мужчины работают, а женщины следят за хозяйством. Так проще оплачивать ту же коммуналку.
При средней зарплате в 1600 сомони 13 тысяч таджикистанец каждый месяц платит 350—375 сомони 2500—3000 рублей за коммунальные услуги. В среднем на пропитание остаётся 1250 сомони десять тысяч. Естественно, что денег хватает на минимальный набор продуктов. При том что я заходила в сетевой супермаркет в центре города и смотрела цены на продукты и их наличие. Например, в том магазине бутылка литрового масла стоила 28,5 сомони. Это примерно чуть больше 200 рублей. Томатная паста — 27,9 225 рублей.
Макароны — 10,2 82 рубля. Это примерный порядок цен, но разброс, думаю, понятен. Что творится в сёлах с работой и покупкой продуктов, боюсь даже представить. Поэтому в Душанбе проживает огромное количество приезжих из других регионов страны. Очень часто у них нет никакой культуры и воспитания. Наверное, поэтому и были созданы Telegram-каналы, в которых публикуют фото и видео тех, кто мусорит. Общественное порицание на Востоке никого не щадит.
Это их национальная черта, что к гостю нужно относиться как к родному брату. При этом у местных таджичек есть негласная конкуренция: быстрее выйти замуж. На чужаков вроде меня они будут смотреть оценивающе-презрительно. Оно и понятно, ведь каждый пятый таджик находится в трудовой миграции в России. Естественно, такая конкуренция накладывает свой отпечаток, Например, таджички очень ярко красятся, ходят на каблуках или шпильках по городу. Во время вылета из Душанбе на моём рейсе было несколько накрашенных девушек в ярких платьях. А вообще, за всё время нахождения в Душанбе я не почувствовала неприязненного отношения к себе.
Разница культур Был у меня и опыт столкновения двух цивилизаций. Так называемая дихотомия между Западом и Востоком.
С медиапленок путешественников и историческими документальными фильмами мы имеем возможность заглянуть во внутренний мир этих этнических групп, узнать о их неповторимых обычаях и ритуалах, и понять, в чем заключается их особая сущность. Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. Видео материалы, рассказывающие о культуре памирцев, демонстрируют их гармоничное сосуществование с суровыми природными условиями.
Памирцы: самый загадочный народ СССР
Современные технологии не обошли их стороной, и сегодня памирцы сохраняют свои традиции и культурные особенности, но также активно взаимодействуют с современным миром. Одна из главных особенностей памирцев — гостеприимство. Они очень радушные и душевные люди, которые любят проводить время с гостями. И по сей день памирцы сохраняют эту традицию и охотно принимают гостей со всего мира. В то же время они сами также активно путешествуют и общаются с людьми из других культур. Многие гости из разных стран приезжают в горы, чтобы увидеть красивые пейзажи и познакомиться с жизнью памирцев, что позволяет памирцам получать дополнительный доход, тем самым улучшая свой уровень жизни. В целом же памирцы по-прежнему живут в гармонии с природой, сохраняют свои традиции и культуру, но также активно взаимодействуют с современным миром и путешествуют, чтобы узнать больше о других культурах и людях. Памирцы - это народ, проживающий в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. Их численность составляет около 140 тысяч человек.
Где живут памирцы? Памирцы проживают в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. Они также могут встречаться в других горных регионах, например, в Таджикистане, Киргизии, Афганистане и Пакистане. На каком языке говорят памирцы? Памирцы говорят на различных языках, таких как памирские языки восточный бадахшанский, ваханский, рошани , таджикский, узбекский и другие. Каждый подэтнос памирцев имеет свой язык и диалекты. Какая религия у памирцев? Большинство памирцев исповедуют ислам.
Однако из-за географического разделения и наличия множества этнических групп у памирцев также есть и другие религии: буддизм, зороастризм, язычество и христианство. Каково историческое формирование памирцев? Памирцы - это древний народ, существование которого было документировано еще в 2-м тысячелетии до нашей эры. В разные исторические периоды, они были под властью разных государств и империй, таких как Ахеменидская, Александровская, Сассанидская, Уйгурская, Селджукская, Монгольская, Тимуридская, Кокандская и другие. Как выглядят памирцы? Внешний вид памирцев зависит от их этнической принадлежности и географического положения. Однако, как правило, они имеют темный тон кожи, темные глаза и волосы. Мужчины носят длинные бороды и усы, женщины - платки на голове и длинные платья.
Несмотря на наличие авиасообщения нам не рекомендовали пользоваться самолетом, по некоторым причинам. Поэтому было решено отправляться на авто. Время — начало осени — самое безопасное с точки зрения схода селей и лавин.
Наша служба безопасности активно подключилась к организации поездки — сказали такой "лакомый кусок как мы" без сопровождения отправлять нельзя. И правда, постоянно на слуху были сообщения о грабежах на дороге в Хорог. Итак, выдвигаемся на трех джипах — впереди джип с автоматчиками, мы посередине и сзади джип с автоматчиками.
Все серьезно. Сбор на рассвете, я еще думаю — ехать чуть больше 300 км — зачем в такую рань… Потом смотрю — ящик водки грузят в машину, спрашиваю — Водка-то зачем? А потом узнаешь.
Один из "туристов" некоторое время жил в Улан-Уде и постоянно нам рассказывал про силу Байкала про шаманские практики и духов. Тут он говорит — Дорога сложная, чтобы все получилось надо задобрить духа дорог, Бурхана — "покапать" нужно! Ну нужно так нужно, кроме водителей, естественно.
В машинах рации, спутниковый телефон — связи то вдоль дороги нет, а населенные пункты здесь весьма редки. Рацией очень активно пользовались первый час, потом так надоело, что больше вообще не включали. Зато диск Талькова, который случайно оказался в машине у Алика, за время поездки выучили наизусть — радио в тех местах тоже нет.
Проезжаем пост ГАИ, видим — первая машина чуть притормозила, а когда мы подъехали — они вытягиваются по стойке смирно и честь нам отдают. Мы поприкалывались, едем дальше. На втором посту — та же картина.
Во время привала, спрашиваю у сопровождающего нас сотрудника СБ — Это что такое было? Он в ответ — Хи-хи, ха-ха типа уважают. И только намного позже сознался, когда я его совсем допытал — Да я, говорит, им удостоверение показывал.
Что за удостоверение? Выехали из Душанбе и поехали на юг — в Куляб, через Дангару — родину нынешнего президента. Поэтому, естественно, эта часть пути ничем не примечательна — отличная асфальтированная дорога, почти нет машин, доехали очень быстро.
Думаю — ну вот, осталось уже совсем немного. Заехали в Куляб — пошли завтракать. Рано еще — все закрыто, нашли какую-то столовую.
Ничего личного, но я есть не смог Только лепешку. Достали бутылку водки, говорят — а вот теперь уже пригодится! Отъехав немного от Куляба и преодолев небольшой перевал мы выехали к Пянджу.
Вернее, только мы преодолели перевал перед нами внизу открылась долина такой потрясающей красоты, что начинаешь забывать где ты вообще находишься. Афганский кишлак И вот тут началась настоящая дорога на Хорог. Дорога идет вдоль русла Пянджа, которое одновременно является и границей с Афганистаном, на протяжении 300 км.
В некоторых местах машина одним колесом едет по краю пропасти так, что из под колес камни вниз сыпятся, а с другой стороны отвесная скала. Но Алик уверенно ведет машину. Кое где приходится преодолевать и такие мосты Алкоголь принимали регулярно, но хватало его буквально на пару минут — только посмотришь в окно вниз, а там пропасть и дна не видно, только камни сыпятся и никаких следов алкоголя уже нет.
Как нам сказали — это нужно с целью акклиматизации. Не уверен — но без этого было бы тяжко. А какие виды вокруг!
Насколько разнообразны горные ландшафты. Такого разнообразия как в Таджикистане я нигде не встречал, хоть и видел достаточно много.
Как выглядят памирцы? Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы.
Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Что означает слово Памир? Цунлин — горная система на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи, преимущественно на территории Таджикистана Горно-Бадахшанская автономная область , Китая, Афганистана и Пакистана. Какой стране относится Памир? Крыша Мира — именно так часто переводят название горной системы Памир.
Памир расположен на территории Таджикистана, Китая, Афганистана и Пакистана, и при этом тесно связан с другими высочайшими горными системами мира — Тянь-Шань, Каракорум, Гиндукуш.
И почему бы их не объединить в один — в тех самых условных памирцев? Потому что с точки зрения лингвистики, их языки являются самостоятельными. В этом их история схожа с многочисленными народами Дагестана — как крупными, так и не очень. Всему виной ландшафт проживания. Люди, проживающие в горной местности, склонны к закрытому образу жизни, обусловленному тем, что чужеземцам посетить ту или иную горную долину довольно сложно чисто физически. Парадокс в том, что горцы при этом весьма гостеприимны, с радостью принимают гостей, кормят, поят и так далее. Но при этом остаются закрытыми для них. Со временем это сформировало их как отдельные народы. В основном, крупные народы Китая, Пакистана, Афганистана признают тех или иных памирцев как самостоятельные народы.
А вот в Таджикистане с этим не так: официальная власть считает их обычными таджиками. На своём канале я не раз сталкивался с тем, что в комментариях к фото-галереям люди писали, дескать, нет никаких памирцев, нет такого народа. Народа нет.
Памирцы: самый загадочный народ СССР
Пами́рцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Проживающие на этой территории таджики немного отличаются от жителей других районов республики. Памирцы используют памирский диалект, который отличается от более широко распространенного таджикского языка.
Таджикистан. Памир.
Текст научной работы на тему ««Памирская» идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане». Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ?
Таджикистан. Памир.
Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики. Серенко напомнил, что памирцы пытаются договориться с правительством Рахмона о новых условиях сосуществования, они не отличаются непримиримостью, им чужды сепаратистские идеи. Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Также жители горного региона отличаются от остальных жителей Таджикистана языками (их порядка шести), но все они, как и таджикский, относятся к восточноиранской группе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.