Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто.
Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской.
Трагическая жизнь Надежды Крупской
Прочитал Ваши воспоминания залпом и с удовольствием. Нужно обязательно напечатать, по возможности без изменений. Казалось, мир между ними восстановлен. Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в жизни страны. С 1924 г. Преподавала в Академии коммунистического воспитания с 1924 г. Была организатором добровольных обществ «Долой неграмотность», «Друг детей», председательницей Общества педагогов-марксистов.
С 1927 г. На заседаниях Политбюро, конференциях, съездах она часто выступала, высказывала свое мнение. В 1924 г. Она считала, что нужно из аппарата безоговорочно выгонять всех. Ее тут же раскритиковали. В октябре 1925 г.
Зиновьев, Каменев, Сокольников и Крупская представили в ЦК документ, отражавший серьезные противоречия во взглядах новой оппозиционной группировки с линией Сталина. Так называемая «Платформа 4-х» отрицала возможность построения социализма в СССР при технической отсталости страны и отсутствии пролетарских революций в развитых странах Европы. Новая оппозиция утверждала, что государственная промышленность Советской страны является не социалистической, а государственно-капиталистической, что НЭП есть только непрерывное отступление перед капиталистическими элементами, что советская экономика всецело зависит от стихии внешнего капиталистического рынка, что монополия внешней торговли не нужна. Лидеры новой оппозиции возражали против увеличения ассигнований на тяжелую промышленность, выступали за развитие легкой промышленности и за широкий ввоз промышленных изделий из-за границы. Оппозиционеры заявляли, что ЦК партии угрожает опасность перерождения. Сталина и предложила сместить его с поста Генерального секретаря ЦК.
Крупская на съезде заявила от оппозиции о недопустимости подменять принципиальное обсуждение актуальных вопросов организационной склокой, призвала «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма, а... Съезд осудил выступления «новой оппозиции». В феврале 1926 г. Ленинградская партконференция отстранила Зиновьева от руководства и избрала новый губком во главе с С. Крупская впоследствии признала свою позицию ошибочной. Поэтому мне казалось тогда в 1925 году правильной позиция оппозиции.
Но сейчас, в момент борьбы, в момент необходимости сплочения всех сил, мне кажется, что все члены оппозиции должны выйти из оппозиции и теснее сомкнуться около ЦК» продолжительные аплодисменты. До лета 1929 г. Сначала ее отстранили от пропаганды, потом от борьбы с неграмотностью, потом от управления школами и составления школьных программ. Крупская, «я переключилась на другую работу, на библиотечное дело; организационно к вопросу школы я никакого отношения не имею». Внешне ей оказывались знаки уважения, но внутри аппарата ее систематически компрометировали, унижали, а в рядах комсомола о ней распространялись самые нелепые и грубые сплетни. Но она продолжала писать воспоминания, сборники высказываний Ленина, при этом старалась представить своего супруга, каким он был в жизни, нормальным, талантливым человеком, совершавшим порой и ошибки, с присущими ему достоинствами и недостатками.
В это время образ Ленина в литературе канонизировался, он обожествлялся, а рядом с ним постоянно присутствовал его ближайший ученик и соратник Сталин - гений того же масштаба. Известен конфликт Крупской с «Союзом безбожников» в 1929 г. Руководители этой организации предлагали превратить школу в один из центров антирелигиозной борьбы. Но руководство Наркомпроса, в частности Крупская и Луначарский, считали вполне нормальной сложившуюся ситуацию, когда школа оставалась фактически нейтральной. Они были против радикальных методов борьбы с религией, против того, чтобы с верующих детей срывали кресты и насмехались над ними. Но идеи «Союза безбожников» перекликались с «генеральной линией» Сталина, поэтому и Крупская, и Луначарский оказались в меньшинстве.
Во второй половине 1929 г. Луначарским, была вынуждена подать в отставку. Новый нарком А. Бубнов встретил Крупскую холодно. Ленина Н. Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом.
Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. Подкорректированная Крупская приветствовала коллективизацию: «Эта перестройка на социалистических началах сельского хозяйства — это настоящая подлинная аграрная революция». Она клеймила выброшенного за пределы страны Троцкого, который «никогда не понимал крестьянского вопроса», она предлагала в деле коллективизации мощнее использовать все механизмы партийного аппарата: «борьба с кулаком заключается в том, чтобы на идеологическом фронте не оставалось никакого следа кулацкого влияния».
И вновь Крупская в первых рядах, в 1931 г. В своей речи на XVII съезде партии в январе 1934 г. Крупская произносила имя Сталина в унисон со всеми другими ораторами: «Вот на XVI съезде товарищ Сталин заострил вопрос о всеобщем обучении. Конечно, это вопрос громадной важности, это сознавала партия с самого начала…». В 1935 г. В конце 1930-х Крупская пыталась заступиться за Бухарина, Троцкого, Зиновьева, Каменева, протестовала против гонений на детей «врагов народа».
Все это вызывало неудовольствие Сталина, он даже угрожал ей «представить в будущих учебниках женою Ленина не ее, а старую большевичку Е. Да-да, — добавил Сталин, — партия все может». В этой ремарке иногда менялись имена: вместо Стасовой подставляли то Инессу Арманд, то Фотиеву. Сталин постоянно включал Крупскую и Анну Ильиничну в партийные комиссии, решавшие судьбы бывших вождей партии. Женщины в лучшем случае не являлись на заседания этих комиссий или голосовали, как все, то есть за предложение тов. Крупская голосовала за предание суду Н.
Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Каменева и своих ближайших друзей и соратников по партии. Последние годы ее жизни она находилась в определенной изоляции, - ее переселили в санаторий старых большевиков «Архангельское». На фасаде дома мемориальная доска с надписью: «Видный деятель Коммунистической партии, сестра В.
Ленина Анна Ильинична Ульянова-Елизарова жила в этом доме с 1919 по 1935 годы». После смерти Ленина Анна Ильинична была до 1932 г. По поручению ЦК партии она собирала документы по истории семьи Ульяновых. Полученные в конце лета 1924 г. По формулярным послужным спискам удалось проследить служебный путь А. Получение дворянского звания подтвердили и копии документов Дворянского депутатского собрания Казанской губернии, где поселилась семья Бланков после выхода Александра Дмитриевича в отставку.
Из Казани же были получены документы об И. Во время поездки в Ленинград осенью 1924 г. Анна Ильинична ознакомилась с подлинниками обнаруженных документов, из которых следовало, что ее дед, Александр Бланк, принял святое крещение в 1820 г.
Об этой причине смерти супруги Ленина сообщается и в книге Веры Васильевой "Кремлевские жены". Она отмечает, что Хрущев, "раскрывший" это преступление, сообщил членам Политбюро, что Крупская была отравлена тортом, который преподнес ей в день рождения Сталин. Крупская Н. Об этом стадо известно Сталину и вот итог. Лучший ответ Борис Н.
В феврале 1900 года закончилась ссылка Ульянова. Ленин поехал поближе к Питеру, во Псков. Крупская осталась добывать оставшийся срок в Уфе. Надежда Константиновна зарабатывала переводами, частными уроками и продолжала революционную деятельность. За границу 24 марта 1901 года закончился срок ссылки в Уфе. На следующий день Крупская получила загранпаспорт и 26 марта выехала в Москву, к маме Ульянова Марии Александровне. В своих мемуарах жена Ленина рассказывала о том, что, когда они жили за границей, Мария Александровна никогда не писала письма одному сыну. Только Наде и Володе. Мелочь, но сколько в ней чуткости! Побывав в обеих столицах, Крупская отправилась за пределы России. На встречу с мужем. Семейная чета окунулась в работу по созданию каналов переправки нелегальной литературы, созданию подпольных групп. Все это время шла борьба в зарубежной революционной среде. За границей стала выходить газета «Искра». Секретарем газеты стала Крупская Существовало несколько точек зрения на развитие революции в России. Подрывная деятельность против царского строя принесла результаты. Страна, участвующая в Первой мировой войне, кипела. Первая леди страны Советов После победы Октябрьской революции Крупская оказалась у истоков формирования пионеров и комсомольцев — «нового поколения строителей коммунизма». Занимая невысокую для «первой леди» должность заместителя народного комиссара просвещения, Надежда Константиновна определяла политику страны в области образования. Став доктором педагогических наук, она сформулировала основной тезис советской педагогики: «Главная задача школы не в обучении, а коммунистическом воспитании». В 1920 году Главполитпросвет, возглавляемый женой вождя, направила на места «черные списки» книг, запрещенных в библиотеках советской России. Крупская, входящая в элиту руководства страны, решила, что мысли Платона, Канта и Шопенгауэра не для черни. Ознакомиться с произведениями философов можно было только избранным в спецфондах библиотек. Опале были подвергнуты детские сказки, чье содержание «не было коммунистическим». Были названы 97 писателей, чьи произведения представляли собой «буржуазную муть». Не устроила новую власть даже сказка С. Аксакова «Аленький цветочек». Вдова 21 января 1924 года умер Ленин. Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в политике. Стала членом Центрального Комитета большевиков. Главным направлением деятельности стало написание многочисленных работ о покойном муже. На 14 съезде партии вдова Ленина выступила с критикой Сталина.
После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений.
Поход на молодежь
А душевную… — Надежда Константиновна, карета скорой помощи все никак не прибудет. Потерпите, голубушка. Она закрыла глаза. Потерплю… А ведь какой вечер! Она давно не была так счастлива.
Да и вообще, была ли? Мигом жизнь прошла. Надя была гимназисткой-отличницей. Умная, с тонким, может, не самым красивым, но милым лицом и пухлыми губками, она нравилась.
Не как некоторые, что сводили с ума сразу. Взять ту же подругу лучшую, Аполлинарию Якубову — ох, огонь! Надя тихая, без внешнего блеска. А Иван Бабушкин глаз оторвать не может!
Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах. Как торопилась она на его собрания!
Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых.
Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией...
Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности.
Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом.
Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели.
Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку.
Так называла Крупская свою мечту о малыше.
Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние. Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую. Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина». В этом документе, надиктованном Лениным ещё в 1922 году или, по альтернативной версии, написанном самой Крупской , Сталин не рекомендуется в качестве преемника. Крупская зачитала его перед ближайшими соратниками вождя в мае 1924-го, уже после смерти Ленина. Сталин даже подал в отставку, но вопрос о сохранении им должности генсека тогда к ней относились как к технической был поставлен на голосование, и большинство высказались за Сталина. После этого он начал планомерно уничтожать оппозицию.
Крупская в 1936 году. Wikimedia Commons А для вдовы Ленина настали странные времена. Она сохраняла свои посты, её слова всё ещё хватало, чтобы решать чужие судьбы, однако её собственная ей уже не принадлежала в полной мере. Публично Крупская поддерживала Сталина , а Сталин высказывал ей всё подобающее уважение, но врагами они быть так и не перестали.
По официальным данным, причина её гибели — перитонит, но ряд фактов говорит о том, что старейший член коммунистической партии могла совершить суицид. Ломоносова, автор книги о смерти Ленина, врач-исследователь Валерий Новосёлов.
Она видела, как уходят из жизни её соратники, она была одинока: ни детей, ни внуков, ни супруга", — сказал эксперт в беседе с "Газетой.
В конце следующего года Чуковский будет вынужден «покаяться» и отречься от сказок его письмо будет опубликовано в «Литературной газете» — до 1942 года он не напишет ни одной сказки. Вместе с тем Крупская поможет с жильем другому «выдумщику» - Михаилу Булгакову. Подробности, которые помогли писателю остаться в Москве, он изложит в рассказе «Воспоминание» 1924 года. Крупская будет хлопотать за многих «провинившихся», в том числе выступать против преследования детей «врагов народа». Загадка смерти Причины смерти Крупской по-прежнему остается загадкой. По одной из версий, озвученной в частности Верой Васильевой в книге «Кремлевские жены», вина за смерть Надежды Константиновны лежит на Сталине — присланный на юбилей торт в других источниках — конфеты был якобы отравлен. Впрочем, не совсем тогда понятно, каким образом «уцелели» остальные гости?
Или они не отведали отравленного угощения? По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Когда 24 февраля у нее появились резкие боли в животе, она была доставлена в больницу, где у нее обнаружили закупорку склерозированных сосудов кишечника с последующим омертвением части кишечника и воспалением брюшины. Правда, ходили слухи, что медики прибыли только через 3 часа после вызова, что также могло повлиять на трагический исход дела. Как бы то ни было, ее смерть останется еще одной исторической загадкой. Надежда Константиновна была похоронена у Кремлевской стены. Урну с ее прахом нес лично Сталин. Поделитесь этим постом с друзьями Facebook.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Годы жизни Надежды Крупской | Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. |
Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна | Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». |
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
Крупская, Надежда Константиновна | Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. |
Клинический случай. Единственная Надежда - Телеканал Доктор | В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР. |
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал | Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. |
Надежда Крупская: что мы не знали о супруге Ленина | И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. |
Надежда Крупская: что мы не знали о супруге Ленина
Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным. Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём».
Поход на молодежь
Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. 27 февраля 1939 г. в 6.15 утра Надежда Константиновна Крупская умерла в кремлевской больнице. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины | Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. |
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины | Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. |
Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской - Умная | Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». |
Надежда. Трудное счастье революционерки | Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. |
Крупская. Дочь гувернантки
Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья. У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы" Замечу, что если сочинения Льва Толстого — этого "Зеркала русской революции" —Крупской запретить все же не удалось, то большая часть книг из составленного ею списка была запрещена всю историю СССР, в том числе — Евангелие, являющееся не только религиозной книгой, но и основой русской и мировой культуры. Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01. Главные тезисы ленинской вдовы об этой чудовищной "идеологической диверсии" заключались в том, что там плохо изображен народ, хорошо — царь-гиппопотам, и все проникнуто мещанством и буржуазностью: "Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, НАРОД — ТРУС, дрожит, визжит от страха… Это уже совсем не невинное, а крайне злобное изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании. Перед царем он открывает свою душу… Какой политической смысл она имеет?
Какой-то явно имеет. Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато…. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению….
Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота. Все это свидетельствовало об "остром животе", то есть необходима была срочная хирургическая помощь. Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла.
Но тогда привлекательными считались другие черты лица. К тому же будущей жене вождя досталось наследственное аутоиммунное заболевание. Оно с каждым годом искажало ее внешность и влияло на здоровье. На пару с близкими Владимир Ильич давал Надежде обидные прозвища. Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой». Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком».
Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь». Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской. Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику. За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию. Вся семья за одним столом Ревновала ли Крупская своего мужа? Когда супруги эмигрировали в Европу, Ленин познакомился с Инессой Арманд. У них были общие революционные интересы, и поэтому многие приписывали им роман. Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы. Объяснялось это просто: отношения были платоническими, что доказывало единственное письмо Инессы, где она упоминает о «поцелуях, без которых могла бы и обойтись». Инесса уважала Надю и дружила с ней. После смерти Инессы Крупская хорошо относилась к ее детям, даже хотела удочерить одну из девочек. Правда, было поздно — той уже исполнилось 22 года. Но всю жизнь Крупская проявляла участие в делах этой семьи, а внука Инессы даже звала своим «внучком». Из-за Базедовой болезни Надежда Константиновна не могла иметь детей, поэтому любила заботиться о чужих. А еще из-за отсутствия своих детей думали, что Надя была фригидной, и Ленин жил с ней, как с идейной подругой, но не как с женщиной. В наше время таких проблем бы не возникло — Базедову болезнь научились лечить, но тогда это был приговор. Черты лица Крупской постепенно менялись, делая ее непривлекательной в физическом плане, но она не переживала, и мужа своего ни к кому не ревновала. В ее личной жизни было все в порядке. Ленин и Н. Крупская в Горках. С заботой о детях Хотя в жизни Надежды Крупской не было того женского счастья стать матерью, но о том, чтобы другие матери лучше воспитывали и ухаживали за младенцами, она позаботилась. Нарком здравоохранения Дмитрий Ильич Ульянов, брат вождя революции, вместе с Надеждой Константиновной провели большую работу по введению в жизнь матерей и малышей резиновых пустышек. Это спасло здоровье и даже жизнь миллионам советских детей. Сейчас мы даже не представляем, как малыши жили без пустышек, а тогда матери использовали вместо этого «успокоительного» средства мякиши хлеба.
Клинический случай. Единственная Надежда
В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие (тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!) прошла в Лозанне курс лечения от бесплодия, но без результата. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Кроме того, причиной венчания в церкви могло стать и разное происхождение Владимира Ильича и Надежды Константиновны: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а Крупская происходила из потомственной дворянской. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской.
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Терпеливо дождалась, когда он соберется уходить, и вышла за ним следом. Они долго говорили об общем деле. Крупская показала себя с самой лучшей стороны. Она была умна и хорошо образована.
Если ей хотелось заинтересовать понравившегося человека, она достаточно легко этого добивалась. Девушка пригласила Владимира «на огонек», и он пришел в дом Крупских. Жена Ленина Когда отбывавший очередное наказание Ульянов прислал Крупской из тюрьмы письмо с предложением выйти за него замуж, она ни минуты не колебалась и сразу ответила согласием.
Теперь она получила полное право всегда быть рядом со своим кумиром. Жить семейной жизнью с будущим вождем было очень непросто. Подавляла его огромная кипучая энергия, он буквально фонтанировал идеями и прожектами.
Владимир к тому же не терпел возражений, считая, что его мнение — истина в последней инстанции. Но юная жена нашла к своему неординарному супругу тонкий подход. Она никогда не спорила впрямую, но день за днем мягко заставляла прислушиваться к себе.
В круговороте революционных страстей вождь пролетариата не забывал о страстях человеческих. Ему очень нравилась пламенная революционерка, красавица Инесса Арманд. Крупская, конечно, все это видела, но зажала свои чувства в кулак.
Она никогда не устраивала сцен, к своей сопернице относилась с уважением и… равнодушием. А Ленин страдал, и однажды Крупская даже предложила мужу развод — чтобы Владимир Ильич мог соединиться с любимой женщиной.
После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию. Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии. Однажды Крупская даже сказала, что если бы Владимир Ленин был жив, то вероятнее всего он тоже оказался бы в тюрьме. Конечно, Сталину это все не нравилось, поэтому их отношения складывались самым непростым образом. После смерти вождя Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу, не собираясь с кем-либо делить доставшуюся ему власть.
Вопреки ее воле похоронить мужа, его тело забальзамировали и отправили в Мавзолей. Когда Сталин взял курс на коллективизацию страны, Крупская стала единственной, кто не стал молчать. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее. Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам.
По инициативе Крупской открывались ночные группы в детских садах, где женщины, работавшие в ночные смены, могли оставить детей. В парках и на бульварах начали строить детские площадки, в рабочих клубах открывались детские комнаты. Ничего подобного в дореволюционной России не было. Советское образование, созданное на основе трудов Крупской, не имело аналогов по эффективности нигде в мире Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии. Но после смерти Сталина государство снова обратило внимание на труды Крупской по педагогике, на ее идеи, и эти идеи начали массово претворять в жизнь. В итоге именно благодаря Надежде Крупской сформировалось и успешно функционировало столько лет то самое советское образование, аналогов которому по эффективности не было нигде в мире. Внимание к вопросу абортов Надежда Константиновна считала очень важным обратить внимание на проблему абортов.
Строго запрещать аборты она считала неправильным подходом, поскольку суть проблемы видела в тех условиях жизни, которые подталкивали женщин к прерыванию беременности часто с огромным риском для жизни. Улучшение социального положения женщины — вот, что стояло приоритетным в идеях Крупской, именно это она считала самым важным. Крупская с пионерами, 1927 г. Фото: общественное достояние Борьба с неграмотностью На 1923 год в России неграмотными оставались 111 миллионов человек из 133 миллионов населения. В селах и деревнях не было ни детских садов, ни школ, возможностей для получения образования для детей крестьян практически не существовало. Ставя перед государством задачу организовать в сельской местности детские сады, Крупская обращала особое внимание на то, что дети в таких учреждениях должны быть обеспечены максимальными условиями для развития и образования.
Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А. Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая. В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана полковника горной службы. Остался членом Горного совета алтайских рудников. Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище. Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. И что интересно — чуть позже здесь же появляется имя Андрея Антоновича Крупского, открывателя месторождения золота, управляющего Салаирским рудником на Алтае 1854-1895. То есть, можно предположить, что семьи Крупских и Тистровых-Фроловых — это настоящий клан золотопромышленников из Сибири. Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки. В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись. Им на смену приходили ушлые управляющие-немцы. Но ведь один из таких и был Тистров, выгодно женившийся на внучке управляющего всех золотых рудников Алтая. Темная история с этими несметными богатствами Российской Империи, которыми управлял клан Тистровых-Крупских-Фроловых. Но, может быть, когда заходит речь о финансировании революционного движения в России и, в частности, В. Ленина, то надо не в Германию упираться, а в золото Сибири, которым командовали его будущие родственники? Ленин, выходит, выгодно женился? И история эта с приходом Октябрьской революции не закончилась. Научное наследство прадеда Крупской в полной мере работало на новую страну.
Что случилось с отцом Надежды Крупской
Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие (тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!) прошла в Лозанне курс лечения от бесплодия, но без результата.