Лариса Лужина сообщила об этом журналистам портала , которые хотели взять у нее интервью в связи с недавним юбилеем.
Лариса Лужина: «Мне всегда нужно было в кого-то влюбиться, иначе нет вдохновения»
Они все для него были как музы. Между нами с Володей ничего не было. Тогда, в картине, я была увлечена другим актёром — Сашей Фадеевым, поэтому у нас с Володей не могло быть никаких отношений. А он за Ритой Кошелевой, которая играла альпинистку, также ухаживал. Кто раньше с нею был — В одном из интервью вы сказали, что, испытав однажды состояние влюблённости, уже не смогли без него обходиться. Вообще вы по натуре влюбчивая?
Как это повлияло на вашу личную жизнь? Мне всегда нужно было, чтобы на площадке было в кого влюбиться. Иначе нет вдохновения. Эта влюбчивость, конечно, и повлияла на мою личную жизнь — у меня было четыре мужа! Он был очень красивый и талантливый человек.
Ну, у него просто жизнь в творческом плане не очень удачно сложилась, к сожалению. А на наши отношения очень сильно разлуки повлияли. Я снималась в Германии почти четыре года. А он — красивый мужик, здоровый, тоже увлекающийся. У него появилась девушка.
У меня — свои какие-то романтические отношения в Германии. Ко всему, ещё и детей не было — я потеряла ребёнка от него, а он очень хотел, как все мужчины. Вы никогда не жалели об этом? Я ушла от второго мужа, потому что влюбилась на съёмках в Сашу Гусакова. Он был на десять лет младше меня.
У нас с мужем уже был ребёнок, Пашка, он только пошёл в первый класс. Все девчонки меня уговаривали — не руби с плеча, Гусаков же в Минске живёт. Ну был роман на съёмках. Ну приехала в Москву — и забудь. Что, всё, что нужно и не нужно, обязательно докладывать мужу?
А я не смогла так, открылась сразу. Валера мне, конечно, не простил. А мне это и не нужно было, потому что я всё равно не собиралась просить прощения.
Сдавшая сына в интернат Лариса Лужина: «Я зарабатывала деньги» Знаменитая актриса до сих пор раскаивается в том, что она не уделяла Павлу достаточно внимания. Звезда фильма «Вертикаль» говорит, что она прекрасно знает себе цену как матери. Лариса Лужина надеялась подарить наследника еще своему первому избраннику Алексею Чардынину, но ее беременность оказалась внематочной. В итоге сына она родила второму супругу Валерию Шувалову, с которым прожила семь лет.
Кстати, тогда врачи рекомендовали знаменитости сделать аборт, но она все же решила рожать.
Она-то и оказалась тем человеком, благодаря которому Лариса стала всё-таки студенткой театрального ВУЗа. Лайус показала фотографию Ларисы Сергею Герасимову, который и предложил девушке приехать к нему на прослушивание. Лужина приехала и сумела так прочитать монолог из «Бесприданницы», что Герасимов сразу взял её к себе на курс.
В 1959-ом году девушка начала учиться во ВГИКе. Это была звёздная мастерская Герасимова-Макаровой. Начало карьеры Ларисы Лужиной в театре и кино Роли исполняют. Встреча с Ларисой Лужиной По рекомендации Герасимова студентка снималась с первого курса.
В киноленте «Человек не сдаётся» она появилась в главной роли Любы, далее была работа в «На семи ветрах» и в картине «Человек идет за Солнцем». Режиссёру киноленты «На семи ветрах» пришлось много работать с начинающей актрисой. Поначалу она не вытягивала доставшуюся ей главную роль Светланы. Как только фильм увидели зрители, Лариса стала знаменитой.
В 1964-ом Лужина окончила институт. Её приглашали во МХАТ, продолжить образование, но она была занята кинофестивалями и не смогла принять приглашение, хоть и жалела потом об этом. Благодаря всё той же кинокартине, Ларису пригласили на съёмки в Германию. Там она в течение двух лет снималась в четырёх серийной картине «Доктор Шлюттер».
Она имела успех, советская актриса получила за эту роль Национальную премию ГДР. Лучшие фильмы Лужиной Интересной работой в кинокарьере Ларисы стала роль в картине «Вертикаль». Там ей довелось работать с Владимиром Высоцким. В этот период актриса получала немало предложений о съёмках.
На каждой большой станции, где поезд останавливался, местные жители разбирали людей к себе, на постой. Так мы с мамой оказались в Ленинске-Кузнецке. Вышли на перроне, а нас почему-то никто не взял.
Уже потом приютила нас тетя Наташа. В 1945 году мы вернулись обратно в Ленинград. В нашей квартире жили чужие люди, и они нас даже не пустили.
Мама не могла драться за свою жилплощадь и просто ушла. Нас приняла тетя Аня. Сейчас на месте ее дома — частная гостиница.
Тетя Аня сшила мне первое красивое платье — в красный горошек, которое я хорошо помню. Потом нам пришлось уехать с мамой из Ленинграда в Таллин, поскольку у тети Ани была своя семья, и злоупотреблять ее гостеприимством мама не могла. В Таллине я окончила школу, работала на заводе, потом — в Доме моделей демонстрировала одежду, и в 1960 году уехала в Москву.
А мама жила в Таллине до 1988 года. Потом она переехала поближе ко мне, в Пушкино, но прожила там всего два года. Мама умерла очень рано.
Ей не надо было переезжать в Московскую область. В Эстонии были ее корни, она хорошо знала язык, и чувствовала себя там как дома. Она больше про любовь, чем про войну.
Режиссер фильма Станислав Ростоцкий сам воевал, потерял на фронте ногу. В основе сюжета — история девочки, которая ждет своего любимого человека. В госпитале ее рассказала Станиславу Иосифовичу санитарка.
Он пересказал ее Александру Галичу, и тот написал сценарий. Станислав Иосифович в роли Светланы хотел снимать другую актрису — из Малого театра, но она отказалась. Меня порекомендовал Ростоцкому мой учитель Сергей Герасимов.
Ростоцкий так хотел снимать ту актрису, что меня принял настороженно. Показал пробы и отснятые сцены Сергею Аполлинариевичу художественному руководителю фильма , и тот сказал: «Стасик, на то ты и режиссер, чтобы из глины сделать шедевр». Станислав Иосифович умел работать с актерами.
Стал понежнее ко мне относится, почаще общаться.
Лариса Лужина: «Пока я чувствую себя востребованной – я живу!»
По субботам он его всегда лупил ремнем, это была профилактика, потому что парень был очень хулиганистый. Мы с ним все время дрались. Были как кошка с собакой. Когда он меня просил "Ларка, принеси мне что-нибудь поесть", я брала булочку, выковыривала мякиш, а туда набивала горчицу и давала ему. Дети жестокий народ, да. Советский подиум Почему меня взяли в манекенщицы? Думаю, из-за роста. Метр семьдесят два сантиметра - для девушки того времени это было редкостью.
Я была худенькая. Меня взяли на демонстрацию подростковой одежды. Спустя время мне уже давали вечерние туалеты, на меня шили. Это было большое счастье. Потому что у меня не было никакой хорошей одежды. Единственное платье появилось в 10-м классе, на которое я сама заработала на летних каникулах - работала уборщицей в локомотивном депо. Труд манекенщицы нелегкий, порой целые дни уходили на изнурительные примерки.
Но показ моделей для меня был праздник, потому что я всегда думала: подиум - это как театральная сцена. И для меня это был спектакль. Я превращалась из Золушки в принцессу: надевала нарядные вечерние туалеты, красивые туфли. Нам делали прически. И я все время улыбалась. Меня называли "улыбчивая манекенщица", потому что я не могла не улыбаться. А улыбаться было нельзя, надо ходить как манекен, отрешенно.
А я улыбчивая от природы. Мы из Таллина ездили в Ленинград, а там на показы одежды приходило много финнов. И почему-то только нам с моей подругой дарили цветы. И, конечно, для меня это было как театр. Поэтому Таллин всегда остался в жизни теплым и ярким воспоминанием. Еще я первый раз поцеловалась в Таллине и помню до сих пор вкус этого поцелуя. У нас в школе был мальчишка по фамилии Собченко, такой школьный Казанова.
И вот однажды он меня провожал до дому и в подъезде поцеловал. Таким вкусным поцелуем. Боже, сколько лет прошло, а помню! Недалеко от нашего дома располагалось известное Александро-Невское кладбище. Старое, с красивыми памятниками. Оно до сих пор есть. Как-то мы решили поухаживать за заброшенными могилами.
Помню, что я ухаживала за могилкой Игоря Северянина. Только спустя годы я узнала, что это известный поэт. Ландыши для Герасимова …Мне всегда нравился театр, театральный кружок был самым любимым. Меня заметила эстонский режиссер Лейда Лайус, привела в студию и дала сыграть эпизод в фильме "Незваные гости". Лейда узнала, что у знаменитого режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова в мастерской не хватает девочки-студентки. Он кого-то исключил в самом начале учебы. Лейда прошла всю войну, она еще с военного времени знала Герасимова, они симпатизировали друг другу.
Она попросила его меня посмотреть. А в это время меня пригласили на пробы картины "Мир входящему", там нужна была немка, а иностранных персонажей всегда искали в Прибалтике. Я жила в московской гостинице "Украина", в этом же здании была квартира, в которой Сергей Герасимов жил с Тамарой Макаровой. Лейда все устроила. Мы вечером пришли к ним домой. Я во все глаза смотрела на Тамару Федоровну, фильм "Хозяйка Медной горы" я знала наизусть. У нее там главная роль… Я ее просто пожирала глазами.
Он меня попросил что-то почитать, а я волновалась ужасно. Говорю: "Можно, прочитаю стихотворение "Ландыши продают"? Спросил: "Неужели эту пошлятину? Чувствую, что не очень. Лейда сидит, нервничает, у нее красные пятна по лицу пошли. Думаю, ну, все, провалилась. Он говорит: "Что еще почитаешь?
Неожиданно стала плакать, не из-за того, что мне было жалко героиню. Мне себя стало жалко, думала, все, проваливаюсь… Он послушал: "Ладно, хватит. Беру…" Учиться у Герасимова было очень интересно, он рассказывал так, что мы теряли дар речи. Но записывать за ним было невозможно. Удивительно, рассказывал так, что дышать забывали. Но связно записать сказанное просто нереально! Я вовсе не звезда Честно скажу, я не считаю себя талантливой актрисой.
Я все про себя знаю… Я - хороший ремесленник.
После наших разговоров с ним песня и появилась. И на чей-то вопрос лет через 15 после выхода фильма, когда Володи уже не было, Станислав Сергеевич сказал, как есть: Ларисе Лужиной. Ведь там было такое откровение: «Наверно, я погиб: глаза закрою - вижу.
Приходилось признаваться, что романа между нами не было и быть не могло: я тогда была замужем за кинооператором Алексеем Чардыниным, а они с Высоцким дружили, и он часто бывал у нас в гостях. После нашего расставания с Алексеем мы с Володей встречались очень редко, а песня, кстати, мне давно нравится. Её сейчас слушают мои внуки, надеюсь, будет слушать поколение правнуков, и так я ещё долго буду жить благодаря Владимиру Семёновичу. И картина «Вертикаль» живёт и будет жить благодаря тому, что в ней прозвучали и тут же стали известными специально для этого фильма написанные альпинистские песни: «О друге», «Вершина», «Военная песня», «Прощание с горами», «Свои обиды каждый человек».
Только «Скалолазка» в картину не вошла. Высоцкий увидел у меня фотографию с французским актёром Бернаром Блие, на которой он мне что-то шепчет на ухо. И превратил в песне Блие в мировую известность: Марсо - легче укладывалось в стихотворный размер. Красота неописуемая!
Мы ведь по-настоящему ходили в горы, как альпинис-ты. Снимали мы на высоте три тысячи метров, жили в палатках, продукты нам доставляли вертолётом. Однажды профессиональные альпинисты обратились к нам за помощью, нужно было вытащить людей из-под камнепада. Глядя на наше снаряжение, они решили, что мы спортсмены.
И мы помогли спустить пострадавших.
Поэтому иногда я стараюсь куда-нибудь уехать. Один раз уехала в Париж, где встречала свой день рождения в одиночестве. Второй раз уехала с внуком в Венецию. Но все это было давно — 10 и 15 лет назад. Сейчас тоже решила, что ничего не буду делать, и уехала на пару дней в Пушкино, в Подмосковье. Поехала со своим сыном, невесткой и внуком. Еще пара моих друзей приедут. Решили день рождения тихо отметить здесь.
Впоследствии Лужина даже жалела, что сделала такой выбор. Сразу после окончания театрального Ларисе предложили роль в картине «Доктор Шлюттер», съемки которой проходили в Германии. Она уехала за границу, и жила там на протяжении двух лет, пока длилась работа. За эту работу Лужина была удостоена национальной премии ГДР.
В 1966-м Лужина попала на съемки ленты «Вертикаль», где и познакомилась с Владимиром Высоцким. Он оказывал ей знаки внимания, пытался завоевать ее сердце, но взаимности от Лужиной не было. Это именно о ней поется в его знаменитой песне «Она была в Париже». После этой картины Лужина стала востребованной как никогда.
Пока не наступили переломные девяностые, в фильмографии актрисы было уже несколько десятков картин, и она стала самой популярной и востребованной актрисой СССР. В 1976-м Лужиной предложили роль матери Юрия Гагарина в картине «Так начинается легенда». Чтобы получше раскрыть свой образ, актриса отправилась в город Гжатск, где в то время жила настоящая мама первого космонавта, и долго общалась с ней. В перестроечные времена Лужина практически исчезла с экранов и со сцены Театра Киноактера, который закрыли на некоторое время.
Чтобы заработать денег ей пришлось создать собственную постановку под названием «Театральный анекдот», и гастролировать с ней по просторам необъятной России. Личная жизнь В личной жизни актрисы Ларисы Лужиной было четыре брака. Первый раз она вышла замуж за Алексея Чардынина, сразу после окончания театрального вуза. Они прожили вместе 7 лет и разошлись.
Вторым избранником актрисы стал кинооператор Валерий Шувалов, в браке с которым родился сын Павел. Валерий был для мальчика и мамой и папой, Лужина была в то время востребована, как никогда, и ей нужно было возвращаться на съемочную площадку вскоре после родов. Фото: Лариса Лужина с мужем Этот брак долго не продержался, Лариса познакомилась со сценаристом Владимиром Гусаковым и ушла к нему от Валерия. Этому браку было отведено всего 10 лет, они расстались после того, как Лариса узнала, что муж ей изменил.
Четвертый раз Лужина вышла замуж за администратора Вячеслава Матвеева, но после того, как в 90-х он остался без работы, она подала на развод.
Лариса Анатольевна Лужина
Вероятнее всего, она заразилась на днях, во время посещения Калуги, где проходил V Международный кинофестиваль «Циолковский». Лужина рассказала тогда, что иногда у нее были экстремальные съемки. Одна из них проходила как раз в этом городе. Это была единственная драматическая роль в ее жизни — в фильме «Жизнь на грешной земле» режиссера Туманова. Нам пришлось несладко.
Я всегда вспоминаю режиссёра Светлану Дружинину и её кинодебют в 1974 году «Исполнение желаний» по одноимённому роману Вениамина Каверина. Сначала Вениамин Александрович настороженно отнёсся к тому, что его произведение будет экранизировать молодой, еще ни в чём не проявивший себя режиссёр. Но, познакомившись со Светланой, он поверил в её творческие возможности и даже захотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль! Однако Светлана Сергеевна пригласила на эту роль меня, а моим партнёром по съемочной площадке был Иннокентий Смоктуновский. Фильм получил очень хорошую критику, буквально по названию режиссёрского дебюта — «Исполнение желаний»! Впоследствии Светлана сняла прекрасные фильмы «Принцесса цирка», «Гардемарины, вперёд! Поэтому я стараюсь, чтобы дебютанты конкурсов, благодаря своим победам, были замечены и получили путёвку в жизнь.
Такой стартовой площадкой для многих становится фестиваль «Боспорские агоны»! А по поводу мнения о современном кино и театре, я считаю, что нашему зрителю испортили вкус. Поток зрелищ низкого качества хлынул на наши экраны. Лариса Лужина родилась в Ленинграде незадолго да начала Великой Отечественной войны. Её старшая шестилетняя сестра умерла от голода во время блокады. От осколочного ранения погибла бабушка. Лариса с мамой пережили блокаду, когда была открыта «Дорога жизни», их эвакуировали по Ладоге.
И всё это — за свои деньги, от государства я ничего не имела. И позже 3-комнатную квартиру на улице Крылатские Холмы я тоже купила за свои деньги. И за это спасибо Кларе Степановне Лучко.
Вместе с Петром Петрович Глебовым они сходили в Моссовет, за меня заступились. В то время же иметь несколько площадей нельзя было. И два пруда были, которые, кстати, до сих пор сохранились.
Мы с Ниной Масловой недавно встретились и обсуждали: «А помнишь, как мы купались у дома, как мы с тобой в мае уже были загорелые благодаря Удальцовским прудам, как будто мы с Канар приехали? Сейчас, конечно, там очень изменилось всё, а в нашу бытность район Проспект Вернадского был ещё мало застроен.
Говорит, что такого дохода ей достаточно. Ведь потребности у нее весьма скромные. Друзья тоже иногда помогают. Привозят продукты. А она, в свою очередь, помогает своим детям. Как выглядела актриса на выставке На мероприятии Лариса находилась в приподнятом настроении.
Возможно потому, что ее сопровождал полковник Иван, которого она ранее встретила на пограничной заставе в Челябинске. Теперь он приехал в Москву и связался с актрисой.
ЛАРИСА ЛУЖИНА: «МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ВАШ СТАРИННЫЙ ГОРОД С ВЕКОВОЙ ИСТОРИЕЙ»
Лариса Лужина (Larisa Luzhina). Народная артистка России Лариса Лужина называет свою дачу в Истринском районе Подмосковья так: «Два раза по 6 соток». Главная Наша деятельность Новости Лариса Лужина: «Пока я чувствую себя востребованной – я живу!». Жил в доме где перекрёсток. Лариса Лужина, народная артистка РСФСР.
Любовь Булата Окуджавы и муза Владимира Высоцкого: вот как сейчас живет актриса Лариса Лужина
Лариса Лужина: Благодаря Высоцкому жизнь будет долгой | О своей карьере Лариса Лужина говорит сдержанно. |
"Не очень хорошо": стало известно о состоянии 84-летней Ларисы Лужиной :: Шоу-бизнес :: | Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Лариса Анатольевна Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург). |
Советская актриса Лужина находится в реанимации, ей сделали электрошок
Три дня в конце минувшей недели советская кинозвезда, народная артистка РСФСР Лариса Лужина гостила в нашей области, где проводила творческие встречи со зрителями. Лариса Лужина, народная артистка РСФСР. Народная артистка РСФСР Лариса Лужина фразу «пошла в баню» давно не воспринимает как ругательство, она в бане живет. Лариса Лужина в фильме "На семи ветрах" (1962). Лужину приглашают на несколько лет на работу в ГДР, где она снимается в нескольких фильмах и работает в театре Карл-Маркс-Штадта. В общей сложности Лариса Лужина снялась в более чем 130 фильмах и сериалах.
Лариса Лужина:
Сейчас это город, а тогда — деревня. Блокадников высаживали на каждой станции, и их разбирали по домам местные жители. Нас высадили в Ленинск-Кузнецком. Мы с мамой стояли очень долго, всех уже разобрали, а мы остались. А кому мы нужны?
Изголодавшиеся, ослабленные. Все равно люди старались брать в дом таких, чтобы могли помогать по хозяйству, были в силе. Стоим одни на перроне. Поезд давно ушел.
Вдруг подходит женщина — тетя Наташа — с девочкой чуть постарше меня — Надей — и говорит, чтобы мы шли к ней. Потом она призналась, что не хотела нас брать, однако случайно взглянув на маму, увидела ее глаза, полные слез, и не смогла пройти мимо. Слава Богу! На встрече Нового, 1945-го, года в детском садике, организованном при мясокомбинате, устроили новогоднюю елку.
Я читала стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста»: «Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить». Рассказала — и гром аплодисментов! А директор мясокомбината взяла меня на руки, унесла в другую комнату и подарила мне… котлету!
И еще одно яркое воспоминание тех лет: нас везут в товарняке обратно в Ленинград. Одеты все — кто во что горазд. Вдруг на ходу приоткрываются двери вагона, нас ослепляет солнце, в проеме видим лицо солдата. Все стали открывать свои чемоданы, сумки, узелки, доставать красивые платья, наряжаться, прихорашиваться!
Радость такая… — Вы рассказывали, что после эвакуации часто причащались Святых Христовых Таин. Наша квартира в Ленинграде оказалась занятой, и мы с мамой вынуждены были уехать в Таллинн к моему дяде. И там я с подружками бегала в Казанскую церковь причащаться. После того, как мы подходили Чаше, нам давали теплоту запивочку и просфорки!
Но вы ничего не могли с собой поделать: открыто несли с собой эту радость, чтобы поделиться ею со зрителями! А потом был ВГИК. Вы учились у Сергея Герасимова?
Сдавшая сына в интернат Лариса Лужина: «Я зарабатывала деньги» Знаменитая актриса до сих пор раскаивается в том, что она не уделяла Павлу достаточно внимания. Звезда фильма «Вертикаль» говорит, что она прекрасно знает себе цену как матери. Лариса Лужина надеялась подарить наследника еще своему первому избраннику Алексею Чардынину, но ее беременность оказалась внематочной. В итоге сына она родила второму супругу Валерию Шувалову, с которым прожила семь лет.
Кстати, тогда врачи рекомендовали знаменитости сделать аборт, но она все же решила рожать.
За свою долгую жизнь знаменитость была замужем четырежды: первые два супруга — Алексей Чардынин и Валерий Шувалов были кинооператорами. В браке с Шуваловым Лужина и родила сына Павла. Несмотря на множественные попытки создать семью, успеха Лариса так и не достигла. На днях же актриса появилась на выставке прославленного художника Никаса Сафронова.
С ним отлично сочетается новый гарнитур со строгими фасадами. Фабричный белый цвет последних решили заменить и покрасили шкафы в тон стенам. Столешницу подобрали из искусственного камня. Воздуховод при этом замаскировали элегантной полкой. Его создали с помощью молдингов и заключили в него черно-белые снимки главной героини.
На их фото акцентом выделяется лаконичная тумба с телевизором. А еще она отлично сочетается со стеклянным круглым столом на металлической ножке. Он выглядит ультрасовременно, но придумали его в 40-е годы прошлого столетия. Рядом встали эффектные серые кресла.
Ларисе Лужиной сделали дом как для девочки-подростка. Странная переделка «Идеального ремонта»
Лариса Лужина в фильме режиссёра Семёна Туманова «Любовь Серафима Фролова», 1968 год. / Фотография Лариса Лужина (photo Larisa Luzhina). Лариса Лужина на своей даче / Фото: «Вечерняя Москва», Павел Головкин. Смотрите видео онлайн «Лариса Лужина | Кинодача» на канале «Москва Доверие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 июля 2023 года в 0:47, длительностью 00:44:01, на видеохостинге RUTUBE. Лариса Лужина в фильме "На семи ветрах" (1962). Лужину приглашают на несколько лет на работу в ГДР, где она снимается в нескольких фильмах и работает в театре Карл-Маркс-Штадта.
Лужина, Лариса Анатольевна
Сегодняшним студентам, наверное, сложно такое представить, а у Коли Губенко и его товарищей была одна кожаная куртка на троих. Ну что купишь, когда стипендия 23 рубля, а с «тройкой» и ее не получишь? Мне еще повезло — эстонское постпредство дважды в год, на ноябрьские праздники и к Новому году, выдавало по 60 рублей. Все-таки до института я уже снималась в Таллине. Стипендию, к слову, просаживали в тот же день. Из института до общежития на Ростокинском проезде ехали за 50 копеек на такси. Хотя идти было всего ничего. Таксисты нас, наглых студентов, ненавидели. А нам хотелось шикануть. Мы и в Шереметьево ездили — там можно было ночью выпить хороший кофе. И на ВДНХ любили ходить — в чешский бар за пивом, в узбекский ресторан — плов есть.
Поверите ли, в лучших ресторанах могли обедать. В «Национале», «Метрополе». И недорого все было, и пускали нас без проблем. А какие цыплята табака были в «Арагви»! Сейчас уже не то. Или в юности все иначе воспринималось? Лужина: У меня — так точно! Когда в Сибири, в эвакуации, я прочитала на «ёлке» стихотворение, мне подарили не конфету, а котлету. Представляете, что это такое для блокадной девочки, у которой сестра умерла с голоду, папа — от истощения, а бабушку убило осколком бомбы? Маму, конечно, тоже блокада догнала...
Лужина: Она всегда соглашалась с тем, что я делаю. Не препятствовала. И все работы мои ей нравились. Лужина: Специально — нет. А если показывают, смотрю уже на себя со стороны. И вижу, что играет чужая девочка. И она органична. И, конечно, песню «Она была в Париже». Вы дружили? Лужина: С ним дружил мой муж — оператор Леша Чардынин.
У меня же с Володей никакого романа не было. Что бы там ни говорили. Господи, ну, наверное, я ему нравилась. Так он вообще любил женщин. И многим симпатизировал. А песню написал, потому что очень хотел за границу. Приходил к нам домой. Но когда мы с Лешей разошлись, то и мое общение с Высоцким сошло на нет. Его ведь тогда запрещали со страшной силой. Написал шесть баллад для фильма «Стрелы Робин Гуда» — не разрешили вставить.
Лужина: Да и не снялся бы он там. Если бы не упрямство Говорухина. И фильм бы был другим без Володиных песен. Благодаря им картина жива до сих пор. Фильм-то, откровенно говоря, слабый. Говорухин сам это понимал, все-таки талантливый был человек, Царствие Небесное. Чего-то не хватило там...
Возможно, что этим хлебом и ценой своей жизни папа спас мою. После прорыва блокады в 1944 году нас с мамой эвакуировали. Мы останавливались около каждого большого города, из вагонов высаживали по 10—15 человек, которых забирали местные жители, и поезд шёл дальше. Из эвакуации мы вернулись в июле 1945 года. Уже на подъезде к городу в наш товарный вагон влез симпатичный лейтенант и сказал: «Бабоньки, готовьтесь! Потом быстро раскрыли свои узелки, у кого что сохранилось от нарядов, стали прихорашиваться, чтобы красивыми приехать в свой родной город. Мне тогда было шесть лет, и всю дорогу из эвакуации, и этот эпизод в частности я хорошо запомнила. Дверь открыли чужие люди, домой нас не впустили. К сожалению, моя мама не умела постоять за себя. Эти люди жили там официально, а все наши документы сгорели. Сначала нас приютила тётя Аня, супруга дяди Карла. В 1940 году их отправили в Таллин, но тётя Аня не приняла другой уклад жизни и вернулась в Ленинград. А дядя Карл остался, к нему мы потом и переехали. В Таллине я ходила в детский сад, окончила школу. Это было прекрасное время. Я сейчас переживаю и обижена на эстонцев, что они так себя повели по отношению к нам, что этот город вдруг стал для меня чужим. Мама жила в Таллине с 1946 года до 1980-го, а я уехала раньше, в 1960-м, когда поступила учиться во ВГИК. Кадр из фильма «На семи ветрах», режиссёр Станислав Ростоцкий. Киностудия им. Как вы её получили и как проходили съёмки? Для меня это был подарок судьбы, но работа в начале фильма не складывалась. Ростоцкий был ко мне не очень расположен. И Вячеслав Тихонов приехал из «Двух жизней» белым офицером с налётом высокомерия, со мной почти не разговаривал. К тому же меня перекрасили в блондинку, что мне категорически не идёт. В общем, дошло до того, что Ростоцкий хотел снять меня с роли. Привёз материал в Москву, показал Сергею Герасимову со словами: «Она не справляется, а успех фильма зависит от главной героини». На что Сергей Аполлинариевич ответил: «Ты сам виноват. Зачем ей быть блондинкой? У неё прекрасный натуральный цвет. И она только первый курс окончила, на второй переходит. Это сырая глина, и ты должен её вылепить. Если не получилось, то ты плохой скульптор». Картина прошла хорошо. Хотя были и негативные оценки. Например, кинокритик Николай Кладо сказал, что это не фильм о войне, а рождественская сказка. Но картина и правда не столько о войне, сколько о любви, верности, о тех миллионах женщин, которые создавали тыл. У Высоцкого есть песня, которая начинается со слов «Полчаса до атаки... В ней рассказывается о том, что в часть почтальон приносит треугольные конверты перед тем, как бойцы идут брать высоту. Солдат получает сообщение от невесты, что она полюбила другого, и эта душевная рана убивает его ещё до того, как он получает пулевое ранение. Моя героиня Светлана — представительница того женского тыла, который ждал, любил, который создавал ту силу, что подпитывала наших ребят. Я лежала в военном госпитале им. Вишневского и видела там молодых ребят, к которым приезжают их невесты. Три свадьбы было уже! Сидит парень без ног, а рядом с ним девочка в белом платье.
Руководитель драмкружка Иван Рассомахин очень любил детей и воспитывал в них чувство прекрасного. Провинциальный режиссер, будучи способным педагогом, вывел на подмостки любителей, которые в будущем станут видными актерами Советского Союза. Именно Иван Данилович открыл Ларисе Лужиной дорогу в большое кино. Девушка поняла, что у нее все получится и после школы уехала поступать в Ленинград в институт театрального искусства. Первый опыт оказался с горчинкой — экзамен Лужина не сдала. Приемная комиссия сочла ее прочтение стихов неубедительным. Девушка посчитала, что ошиблась с выбором профессии и вернулась в Эстонию, где работала фармацевтом, кондитером, секретаршей и моделью. Работая манекенщицей, она не раз выходила на площадку Дома моделей, где демонстрировала новый фасон верхней одежды. Однажды она была замечена представителем киноиндустрии, и ее пригласили на съемки в картину «Незваные гости» на роль второго плана. На съемочной площадке судьба благоволила Лужиной. Ученица Сергея Аполлинариевича Герасимова, девушка с редким именем Лейда, пригласила модель на просмотр. И гуру мирового кинематографа после прослушивания монолога из «Бесприданницы» принял на курс Ларису. В студенческом коллективе Лариса Лужина почувствовала себя, как дома. Педагоги , работавшие под руководством Сергея Герасимова, очень тепло относились к своим воспитанникам.
Ну и, конечно, Семен Туманов, который, можно сказать, сломал стереотип моей положительной и милой героини «На семи ветрах» и снял меня в своем фильме «Любовь Серафима Фролова». А как Вы попали в картину «На семи ветрах»? Помню, как перед поездкой меня вызвали в комитет комсомола и прочитали целую лекцию. И в 1962 году Вы отправились с фильмом «На семи ветрах» на кинофестиваль в Канны? Помню, как перед поездкой меня вызвали в комитет комсомола и прочитали целую лекцию, как себя вести за границей: ни с кем не общаться, никуда не выходить. Но я выходила. Я просто не могла не выйти. Сижу в Ritz-Carlton, вдруг ко мне подходит мужчина-красавец Робер Оссейн. Его портрет висел у всех наших девчонок в общежитии после выхода фильма «Анжелика». Он меня спрашивает: «Русская? Начал общаться со мной, приглашал прогуляться по городу. А я испугалась, ничего же нельзя, повсюду за нами следят, и вынуждена была ему отказать. А потом подумала про себя: «Такому красавцу отказала. Никто и не поверит». Но с Вами все-таки произошел там случай, который мог решить всю Вашу дальнейшую судьбу как актрисы. Не правда ли? Вздыхает — прим. Сейчас молодежь, наверное, этого и не поймет, а в те времена нам, студентам ВГИКА, запрещали танцевать любой иностранный танец: рок-н-ролл, вуги-вуги, твист. Кто-то все равно находил зарубежную музыку, мы включали. Но сразу же к нам приходил администратор и все выключал. Но я жила в общежитии, а у нас там проживало много иностранцев. Некий Коста Диони, который тогда учился на режиссерском у Рома, когда узнал, что я еду в Канны, говорит мне: «Слушай, давай я тебя научу танцевать твист, а то тебя пригласят, а ты не умеешь». Он показал мне элементарные движения. И действительно, там во время банкета меня пригласил один американский журналист станцевать с ним твист. Я ему говорю: «Я не танцую твист». Герасимов это увидел, подошел ко мне и говорит: «Моя ученица должна все уметь. Иди танцуй». Я и пошла. Как только начала танцевать, все стали фотографировать. И на следующий день все это было напечатано в журнале «Paris Match» прямо на развороте с надписью: «Сладкая жизнь советской студентки». Статья попала на стол Фурцевой. Ей это, разумеется, очень не понравилось. Она сочла такое поведение советской актрисы неприличным. И вычеркнула меня из списка делегатов в будущих зарубежных поездках. А у нас с фильмом «На семи ветрах» было запланировано очень много выездов за границу. И после Канн я должна была буквально сразу ехать в Карловы Вары. Ростоцкий пришел к Фурцевой и спросил: «Почему героиня фильма вычеркнута из списка делегатов? Я ей разрешил танцевать». Тогда Фурцева смягчилась и мне разрешили ехать. Конечно, я не совсем осознавала всю серьезность ситуации, но моя карьера актрисы могла в тот момент закончиться. А потом был фильм «Вертикаль» и Ваша роль доктора Ларисы… — Да. Вашим партнером по фильму стал Владимир Высоцкий. Как Вам работалось с ним? С ним было интересно и комфортно, он был хороший партнер. Не было в нем ни злости, ни зависти. Хотя тогда он уже был популярный. Все знали его песни, но выходить на сцену ему запрещали, и в картине ему тоже запрещали сниматься. На «Одесской киностудии» сказали, что Высоцкий для нас — это головная боль. Но Слава Говорухин настоял, чтоб его утвердили.