Сегодня, президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, согласно которому Курильские острова считаются территорией Японии, и «которые продолжают находиться под оккупацией Российской Федерации». Тем паче что и премьер Синдзо Абэ на днях «расчехлился»: «Мы не требуем вернуть нам все острова Курильской гряды, объектом переговоров выступают четыре (sic!) северных острова, они не входят в Курилы, а являются естественным продолжением острова Хоккайдо».
Зеленский признал Курилы «оккупированной Россией территорией»
Вскоре после подписания декларации Хатояма ушел в отставку, а новые лидеры не продолжили его курс на сближение с СССР. В меморандуме советской стороны говорилось, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии». Таким образом, было официально заявлено, что условием передачи островов является фактический разрыв Японии с США. Ранее в ходе переговоров СССР предлагал лишь демилитаризировать передаваемые острова, чтобы не допустить размещения на них американских войск, и запретить «проход через все проливы из Японского моря для военных судов из неприбрежных стран» в текст декларации они не вошли, а Кравцевич характеризует их как заведомо неприемлемые для Японии. Хотя надо отметить, что декларация представляет собой документ, ратифицированный Президиумом Верховного совета СССР и правительством Японии. Меморандум же является односторонним документом. Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности четырех островов оставался основным камнем преткновения в японско-советских позже и японско-российских отношениях. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории. Лишь 18 апреля 1991 года во время визита в Японию Михаил Горбачев впервые фактически признал наличие территориальной проблемы.
Попытки компромисса: «два плюс альфа» В 1992 году уже независимая Россия предлагала вариант, условно называемый «два плюс альфа», означающей передачу двух островов в соответствие с декларацией 1956 года — и, отдельно, обсуждение проблематики Кунашира и Итурупа. Мирный договор предполагалось подписать после достижения соглашения о судьбе всех островов — причем «альфа» могла быть различной от совместной экономической деятельности до постепенной передачи островов Японии, что могло растянуться на десятилетия. Проблема военного присутствия США не оговаривалась. Однако это предложение не было принято японской стороной, исходившей из того, что Россия должна передать все четыре острова — в Японии исходили из того, что создалось уникальное «окно возможностей», которое вскоре может закрыться. Кроме того, распад СССР привел к отделению куда более значительных территорий, что тогда не было воспринято большинством населения России как трагедия. Можно спорить о том, насколько в 1992 году был шанс на решение территориальной проблемы. Дело было не только в завышенных ожиданиях японской стороны, но и в ситуации внутри России. Популярность Бориса Ельцина в связи с непопулярными экономическими реформами снижалась.
Внешняя политика российского правительства, главным актором которой был МИД во главе с Андреем Козыревым, подвергалась все большей критике со стороны как депутатов, так и немалой части представителей исполнительной власти. В январе 1993 года Верховный совет отложил ратификацию куда более «безобидного» российско-венгерского договора о дружбе и сотрудничестве, в преамбуле которого содержалась формулировка: «исходя из общего стремления преодолеть наследие тоталитаризма и в особенности осуждая вторжение в Венгрию 1956 года, приведшее к подавлению демократических устремлений ее народа» документ был ратифицирован уже Государственной думой в 1995 году. Жесткую позицию по поводу островов заняло военное руководство. По поручению начальника Генштаба Виктора Дубынина был подготовлен доклад о значении Южных Курил для России, основные тезисы которого были опубликованы в прессе. Началась активная кампания, в результате которой тема островов была сакрализирована — Южные Курилы в публичном пространстве превратились в символ территориальной целостности России. Речь шла не только о военно-стратегических и экономических аргументах, но и о том, что передача даже двух островов может стать частью цепной реакции и привести к новым территориальным требованиям, причем со стороны не только Японии, но и других государств, в первую очередь, Германии. Такие страхи привели к серьезному росту негативных настроений в Сахалинской области, жители которых стали опасаться возвращения в будущем к границам, определенным Портсмутским миром. Возникли и опасения потери Калининграда.
Кроме того, быстро возникло ощущение, что в случае с островами решение о передаче будет носить необратимый характер. В отличие от потери «советских» территорий, которую немалая часть населения считала временной, связанной с преходящими политическими факторами, которые в будущем должны отступить перед экономическими интересами и культурно-исторической общностью что существенно смягчало восприятие распада СССР. В любом случае компромисс по схеме «два плюс альфа» достигнут не был. Планировавшийся на 1992 год визит Ельцина в Японию был отложен за три дня до начала, а когда в октябре 1993-го он все же состоялся, то в его ходе была принята расплывчатая Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорилось о том, что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией то есть имелась в виду и декларация 1956 года. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырех южных островов Курильской гряды. В последующем, несмотря на периодические контакты с японской стороной и даже договоренность в 1997-м с премьером Рютаро Хасимото предпринять усилия для заключения мирного договора к 2000 году, Ельцин не решался всерьез вернуться к этой теме, придя к выводу, что лучше отложить решение территориальной проблемы до будущих поколений. Тем более, что его рейтинг не позволял принимать столь непопулярные решения. Владимир Путин и Ёсиро Мори После прихода к власти популярного лидера Владимира Путина в Японии вновь усилились надежды на передачу островов.
Тем более, что тогдашний премьер Ёсиро Мори с учетом внутрироссийских реалий стал склоняться к варианту «два плюс альфа». В 2000 году Путин в Японии встречался с Мори, а уже 25 марта 2001 года во время очередной в Иркутске российский президент заявил, что в 2000 году совместными усилиями Россия и Япония достигли заметного прогресса в ключевых направлениях двустороннего партнерства. По итогам переговоров Путин и Мори приняли Иркутское заявление о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. В заявлении было зафиксировано согласие сторон ускорить процесс оформления договорно-правовой базы российско-японских отношений и заключить договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Поэтому в какие-то долгосрочные перспективы этой инициативы верится достаточно слабо. Тем не менее о создании особых условий для сотрудничества с Японией власти высказывались не раз. Так, в день открытия Олимпиады в Токио президент России Владимир Путин назвал предстоящие возможности для инвестиций в регион с точки зрения азиатских партнеров «беспрецедентными». Впрочем, с введением свободного налогового режима острова не станут сильно привлекательными для иностранных инвесторов. Для этого надо сперва построить необходимую инфраструктуру в регионе, а это и большие траты, и долгая окупаемость.
Дмитрий Стрельцов заведующий кафедрой востоковедения МГИМО«Я не думаю, что проекты на Курилах сулят какую-то существенную выгоду и привлекают инвесторов на эти острова. Даже с учетом того, что там имеются богатые морские ресурсы, морепродукты, ископаемые, редкоземельные металлы, но тем не менее это все требует огромных инвестиций. Говорилось еще о туризме, но тоже это требует огромных инвестиций в инфраструктуру. Поэтому быстрых прибылей это все не сулит. Да, могут быть точечные проекты, но, что это будет какой-то Меккой для иностранных инвесторов, я бы не стал говорить». Постоянно люди живут только на четырех из более чем 30 Курильских островов — Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане.
Хотя до этого официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила , что передачу Японии островов нельзя даже обсуждать, поскольку это противоречит Конституции, глава государства фактически дезавуировал мнение собственных дипломатов. Безусловно, мы должны это учитывать, но я не считаю, что мы должны приостанавливать разговор по мирному договору.
Здесь много очень тонких вопросов, и в ходе предварительных дискуссий мы поставили перед нашими коллегами, друзьями и партнерами по этим переговорам ряд вопросов, в том числе связанных с обеспечением безопасности». И добавил: «Мы исходим из того, что Москва и Токио в стратегическом плане заинтересованы в заключении мирного договора». Но Конституция является законом прямого действия, и ее положения нужно не «учитывать», а безоговорочно исполнять. В заявлениях же Путина по факту соблюдение конституционных положений увязывается с конъюнктурными соображениями целесообразности их использования в зависимости от хода переговоров с другой стороной. Как будто неясно, что никакие переговоры с Японией на эту тему невозможны априори, поскольку позиция Токио неизменна и сводится к следующему: сначала верните нам хотя бы два острова, потом мы, возможно, подпишем мирный договор и продолжим требовать оставшиеся «северные территории». Ну и зачем терять время попусту? Мы уже не раз задавали вопрос , а ради чего весь сыр-бор? Зачем России вообще мирный договор с Японией, если спокойно жили без него 75 лет и еще тыщу проживем?
На экономические отношения наличие или отсутствие этого документа никак не влияет, на культурные, спортивные, гуманитарные и прочие связи — тоже. Этот самый пресловутый мирный договор как та овчинка, которая не просто не стоит выделки, а и не нужна вовсе, потому что суровый климат давно изменился.
В ведомстве отметили, что японские власти сознательно выбрали антироссийский курс вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства. Позже министр иностранных дел России Сергей Лавров указал , что у Москвы и Токио разные подходы к заключению мирного договора.
Курилы: отдать нельзя отдать
Курильские острова сегодня — Выброс пепла высотой 3 км зафиксировали на курильском вулкане Эбеко. Проблема принадлежности южных Курильских островов — территориальный спор между Россией и Японией, который является неурегулированным со времени окончания Второй. Со времен окончания Второй мировой войны Россия и Япония не подписали мирный договор из-за территориальных споров по Курильским островам Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи. Курильские острова. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik.
Шок! Россия отказалась от переговоров! Что теперь будет с миром?
В Японии в последнее время усиливаются голоса, призывающие к включению Курильских островов, которые принадлежат России, в состав японского государства. Курильские острова, как отмечает издание, входят в состав Сахалинской области России, однако Япония долгое время оспаривает принадлежность четырех островов архипелага – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи (названия по японским картам). Кому принадлежат курильские острова? • Принадлежность 4 Курильских островов (Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи) уже долгое время оспаривается Россией и Японией.
РФ прекращает действие соглашения об облегченном посещении японцами Курил
И они признают японский суверенитет над четырьмя спорными островами еще с 1950-х годов». Южные Курилы — один из самых богатых биоресурсами регионов в мире. Рыбный промысел здесь всегда был основой экономики. Во-вторых , между островами находится Срединно-Курильский прогиб, где, по прогнозам, находятся большие запасы нефти и газа. Россия, которой пока хватает и других скважин, еще не начала разработку этих месторождений, а вот Япония, испытывающая дефицит собственных углеводородов, без сомнений, сразу же начнет добычу. В-третьих , на вулкане Кудрявый, что на острове Итуруп, находится крупнейшее в мире месторождение рения. Это очень редкий и дорогой металл, используемый в ракетостроении.
И готовится к противостоянию с США в Юго-Восточной Азии «Японская позиция, она очень часто менялась, начиная с 1956 года, где речь шла о двух островах. Потом мы по вашей инициативе, по японской инициативе, вообще прекратили какие бы то ни было разговоры об этой части Курильской гряды. Потом мы возобновили [разговоры] по просьбе японской стороны», — напоминал в 2021 году российский лидер Владимир Путин. Он также добавил, что после возобновления переговоров речь шла о двух островах, однако позиция Японии вновь изменилась и речь пошла о четырех островах. Несмотря на неоднозначную реакцию в обществе, многие в Японии отмечали, что вопрос о принадлежности островов де-факто закрыт. Токио косвенно признавал невозможность изменения границ. При этом готовность России к их совместному экономическому освоению открывала определенные перспективы, которые могли бы в будущем быть зафиксированы подписанием долгожданного мира. Почему Япония претендует на Курильские острова Токио мотивирует свои претензии на Курильские острова российско-японским Трактатом о торговле и границах от 1855 года. В том документе четыре острова были признаны японскими, а остальные территории Курил — российскими владениями. И против кого Токио задумал разрешить себе ответные удары По договору от 1875 года Россия передала Японии право на 18 островов Курильской гряды в обмен на часть Сахалина.
Но в 70-е годы ситуация резко изменилась, когда оппозиционная партия потребовала ухода американских войск с острова Окинава. Чтобы сгладить конфликт, правящая партия начала пропаганду по возвращению Курил. А в 1981 году был учрежден День Северных территорий, который празднуется 7 февраля. С этого времени в стране началось активное движение за возвращение островов. Остальная часть требует полного возврата Южных Курил. Почему Россия не хочет отдавать Японии курильские острова Первое, зачем России Курильские острова — нежелание допустить американские корабли в воды Охотского моря. При этом западные эксперты считают, что России не хватает технических возможностей, чтобы выводить подводные лодки на долгое плавание. Это еще одна причина, держать Охотское море под полным контролем. Есть и другой важный нюанс. Российские власти опасаются, что при передаче Курил Японии, Германия заявит свои права на Калининградскую область. В процессе спора между Россией и Японией о Курильских островах возникали различные варианты компромисса на протяжении все послевоенной истории. Возврат Шикотана и группы островов Хабомаи уже давно не интересует японское правительство. Даже когда к ним добавлялся остров Кунашир. Из всех спорных территорий — эти 3 острова населенные и самые крупные. Но Японию этот вариант не устроил. В конце 1980-х годов поступали предложения от Японии, чтобы Россия продала эти острова. И даже несмотря на кризисное положение в стране, власти отказались. В 2012 году в Японии сменился премьер и начался новый виток решения вопроса, что будет с Южными Курилами. Перед каждой дипломатической встречей, в новостях появляются новые слухи и предположения о том, отдали острова или нет. При этом премьер Японии заявил, что только референдум среди местных жителей, может окончательно решить судьбу Курильских островов. Российские власти данную ситуацию никак не прокомментировали. Как добраться из Москвы до курильских островов До островов можно добраться только из Южно-Сахалинска. При этом билеты на 1 человека с багажом и ручной кладью стоят 15 тыс. Повышение цены возможно только в преддверии праздников или при повышении спроса. Из морского порта Корсаковский 2 раза в неделю летом отправляется корабль до Кунашира. Пароход делает остановки у острова Шикотан и на некоторых рейсах — у Итурупа. Продолжительность плавания — от 1,5 до 2,5 суток, а стоимость билетов от 3,5 тыс. При этом в зимнее время пароход не имеет четкого расписания и отходит при хороших погодных условиях. Добраться до Южно-Сахалинска из центральной части России проще всего из Москвы. Стоимость билетов начинается от 13 тыс. Цена зависит от выбранной авиакомпании, сезона и комфортности рейса. Таким образом, стоимость путешествия до островов будет начинаться от 25 тыс. Другой вариант — это на пароходе из Петропавловска-Камчатска. Искать пароходы можно на форумах, так как это обычно частные судна, которые набирают людей и отправляются в плавание.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Россия разорвала соглашение об облегченном посещении Курил японцами
Владимир Зеленский заявил, что подписал указ о признании южных Курильских островов "оккупированной Россией территорией Японии". Суверенитет Японии над Курильскими островами Российская империя признала в конце XIX века. Мацуно: Япония настаивает на территориальной принадлежности Курильских островов. Курильские острова представляют собой цепочку островов, которые простираются между японским островом Хоккайдо на южной оконечности и российским полуостровом Камчатка на северной оконечности. так сказано в ежегодном докладе по дипломатии МИД Японии под названием "Синяя. Япония устроила провокацию вблизи Курильских островов.
Япония объявила о переходе Курильских островов под свою юрисдикцию
Кроме того, к 2026 году на островах Кюсю и Хоккайдо, что граничат с Сахалином и Курилами, будут созданы два новых подразделения, вооруженных гиперзвуковыми ракетами. Против кого это все направлено, догадаться нетрудно. Но как японцы могут провернуть такое, не опасаясь «застекления»? Заметим, что Токио самым активным образом поддержал Украину в войне против России. По состоянию на май 2023 года, прямая финансовая помощь Киеву оценивалась в миллиарды долларов, что по достоинству оценили в кабинете Зеленского: Президент высоко оценил личное лидерство Фумио Кисиды в мобилизации международной поддержки Украины, в частности в рамках председательства Японии в «Группе семи». Лишь послевоенные ограничения сдерживают Токио от передачи ВСУ летальных вооружений, однако давно поставляются условно нелетальные, и их регламент растет, о чем заявил премьер-министр Фумио Кисида: Япония оказывает Украине помощь в ряде областей, в том числе предоставляет снаряжение. Мы решительно настроены на продолжение поддержки Украины. Для этого мы намерены применять наш опыт и знания в таких сферах, как разминирование, разбор завалов, восстановление источников жизнеобеспечения, включая сельское хозяйство и энергетику. Мы намерены оказывать свойственную Японии детальную помощь в различных областях, включая предоставление техники. От условных аптечек и армейских сухпайков японцы уже перешли на вездеходы, бронемашины, погрузочную технику и грузовики, а главное - установки для разминирования ALIS.
Теперь в Токио обсуждается вопрос о передаче боевых разведывательных машин, минные тральщиков Сил самообороны Японии для нужд ВМСУ, все из которых оснащены автоматическими пушками.
Таким образом, было официально заявлено, что условием передачи островов является фактический разрыв Японии с США. Ранее в ходе переговоров СССР предлагал лишь демилитаризировать передаваемые острова, чтобы не допустить размещения на них американских войск, и запретить «проход через все проливы из Японского моря для военных судов из неприбрежных стран» в текст декларации они не вошли, а Кравцевич характеризует их как заведомо неприемлемые для Японии. Хотя надо отметить, что декларация представляет собой документ, ратифицированный Президиумом Верховного совета СССР и правительством Японии.
Меморандум же является односторонним документом. Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности четырех островов оставался основным камнем преткновения в японско-советских позже и японско-российских отношениях. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории. Лишь 18 апреля 1991 года во время визита в Японию Михаил Горбачев впервые фактически признал наличие территориальной проблемы.
Попытки компромисса: «два плюс альфа» В 1992 году уже независимая Россия предлагала вариант, условно называемый «два плюс альфа», означающей передачу двух островов в соответствие с декларацией 1956 года — и, отдельно, обсуждение проблематики Кунашира и Итурупа. Мирный договор предполагалось подписать после достижения соглашения о судьбе всех островов — причем «альфа» могла быть различной от совместной экономической деятельности до постепенной передачи островов Японии, что могло растянуться на десятилетия. Проблема военного присутствия США не оговаривалась. Однако это предложение не было принято японской стороной, исходившей из того, что Россия должна передать все четыре острова — в Японии исходили из того, что создалось уникальное «окно возможностей», которое вскоре может закрыться.
Кроме того, распад СССР привел к отделению куда более значительных территорий, что тогда не было воспринято большинством населения России как трагедия. Можно спорить о том, насколько в 1992 году был шанс на решение территориальной проблемы. Дело было не только в завышенных ожиданиях японской стороны, но и в ситуации внутри России. Популярность Бориса Ельцина в связи с непопулярными экономическими реформами снижалась.
Внешняя политика российского правительства, главным актором которой был МИД во главе с Андреем Козыревым, подвергалась все большей критике со стороны как депутатов, так и немалой части представителей исполнительной власти. В январе 1993 года Верховный совет отложил ратификацию куда более «безобидного» российско-венгерского договора о дружбе и сотрудничестве, в преамбуле которого содержалась формулировка: «исходя из общего стремления преодолеть наследие тоталитаризма и в особенности осуждая вторжение в Венгрию 1956 года, приведшее к подавлению демократических устремлений ее народа» документ был ратифицирован уже Государственной думой в 1995 году. Жесткую позицию по поводу островов заняло военное руководство. По поручению начальника Генштаба Виктора Дубынина был подготовлен доклад о значении Южных Курил для России, основные тезисы которого были опубликованы в прессе.
Началась активная кампания, в результате которой тема островов была сакрализирована — Южные Курилы в публичном пространстве превратились в символ территориальной целостности России. Речь шла не только о военно-стратегических и экономических аргументах, но и о том, что передача даже двух островов может стать частью цепной реакции и привести к новым территориальным требованиям, причем со стороны не только Японии, но и других государств, в первую очередь, Германии. Такие страхи привели к серьезному росту негативных настроений в Сахалинской области, жители которых стали опасаться возвращения в будущем к границам, определенным Портсмутским миром. Возникли и опасения потери Калининграда.
Кроме того, быстро возникло ощущение, что в случае с островами решение о передаче будет носить необратимый характер. В отличие от потери «советских» территорий, которую немалая часть населения считала временной, связанной с преходящими политическими факторами, которые в будущем должны отступить перед экономическими интересами и культурно-исторической общностью что существенно смягчало восприятие распада СССР. В любом случае компромисс по схеме «два плюс альфа» достигнут не был. Планировавшийся на 1992 год визит Ельцина в Японию был отложен за три дня до начала, а когда в октябре 1993-го он все же состоялся, то в его ходе была принята расплывчатая Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорилось о том, что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией то есть имелась в виду и декларация 1956 года.
Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырех южных островов Курильской гряды. В последующем, несмотря на периодические контакты с японской стороной и даже договоренность в 1997-м с премьером Рютаро Хасимото предпринять усилия для заключения мирного договора к 2000 году, Ельцин не решался всерьез вернуться к этой теме, придя к выводу, что лучше отложить решение территориальной проблемы до будущих поколений. Тем более, что его рейтинг не позволял принимать столь непопулярные решения. Владимир Путин и Ёсиро Мори После прихода к власти популярного лидера Владимира Путина в Японии вновь усилились надежды на передачу островов.
Тем более, что тогдашний премьер Ёсиро Мори с учетом внутрироссийских реалий стал склоняться к варианту «два плюс альфа». В 2000 году Путин в Японии встречался с Мори, а уже 25 марта 2001 года во время очередной в Иркутске российский президент заявил, что в 2000 году совместными усилиями Россия и Япония достигли заметного прогресса в ключевых направлениях двустороннего партнерства. По итогам переговоров Путин и Мори приняли Иркутское заявление о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. В заявлении было зафиксировано согласие сторон ускорить процесс оформления договорно-правовой базы российско-японских отношений и заключить договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
В Иркутском заявлении отмечалось, что переговоры будут вестись на основе принятых до настоящего времени документов, начиная с декларации 1956 года, причем только в одном из них — совместном советско-японском заявлении 1973 года — не упоминалось о территориальной проблеме. Но и в нем содержалось положение о том, что «урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими странами», которое можно трактовать как слабый намек на «островную» проблему в то же время возможна и другая трактовка, принятая в СССР — о том, что речь шла о других вопросах, например, о доступе к захоронениям военнопленных.
Адмиралтейств-коллегия признала Хвостова и Давыдова виновными в самовольном нарушении правительственных инструкций о сугубо мирном развитии взаимоотношений с Японией и бесчинствах против японцев. В качестве наказания были аннулированы награды офицерам за проявленные в войне со Швецией храбрость и мужество. Стоит отметить, что наказание весьма мягкое. Возможно, это было вызвано тем, что в российском правительстве понимали правильность действий офицеров, которые фактически изгнали захватчиков с российской территории, но не могли их не наказать из-за нарушения инструкций. В 1811 году капитан Василий Головнин, высадившийся на Кунашире для пополнения запасов воды и продовольствия, был вместе с группой моряков захвачен в плен японцами.
Головнин находился в кругосветном плавании, в которое он отправился в 1807 г. Инцидент с пленением Головнина правительство сегуна намеревалось использовать и для того, чтобы вынудить российские власти принести официальные извинения за рейды Хвостова и Давыдова на Сахалин и Курилы. Вместо извинений иркутский губернатор направил наместнику сегуна на о-ве Эдзо разъяснение о том, что эти офицеры предприняли свои действия без согласия на то российского правительства. Этого оказалось достаточным, чтобы освободить Головнина и других пленных. Монопольное право на освоение Курильских островов принадлежало Российско-Американской компании РАК , созданной в 1799 г. Основные её усилия были направлены на колонизацию Аляски, как регион значительно более богатый, чем Курилы. В результате к 1820-м годам фактическая граница на Курилах была установлена по южной оконечности острова Уруп, на котором существовало поселение РАК30.
Этот факт подтверждает указ Александра I от 1 сентября 1821 г. По сему, воспрещается всякому Иностранному судну не только приставать к берегам и островам, подвластным России, в предыдущей статье обозначенным; но и приближаться к оным в расстоянии менее ста итальянских миль. Нарушивший сие запрещение подвергнется конфискации со всем грузом. Тем не менее, как отмечает А. Плотников, Россия могла претендовать ещё, как минимум, на остров Итуруп, так как японские поселения были только в южной и центральной части острова, а северная часть оставалось необжитой31. Следующую попытку установить торговлю с Японией Россия предприняла в 1853 г. Как и в случае с Резановым, переговоры начались только спустя полгода — 3 января 1854 г.
Вопрос о торговле с Японией был важен для России, так как население российского Дальнего Востока росло, и значительно дешевле было снабжать его из Японии, чем из Сибири. Естественно, на переговорах Путятин также должен был решить вопрос территориального размежевания. Вот выдержка из неё32: По сему предмету о границах наше желание быть по возможности снисходительными не проронивая однако наших интересов имея в виду, что достижение другой цели — выгод торговли — для нас имеет существенную важность. Из островов Курильских южнейший, России принадлежащий, есть остров Уруп, которым мы и могли бы ограничиться, назначив его последним пунктом Российских владений к югу, — так, чтобы с нашей стороны южная оконечность сего острова была как и ныне она в сущности есть границею с Японией, а чтобы с Японской стороны границею считалась северная оконечность острова Итурупа. При начатии переговоров о разъяснении пограничных владений наших и японских, представляется важным вопрос об острове Сахалине. Остров сей имеет для нас особенное значение потому, что лежит против самого устья Амура. Держава, которая будет владеть сим островом, будет владеть ключом к Амуру.
Японское Правительство, без сомнения, будет крепко стоять за свои права, если не на весь остров, что трудно будет оному подкрепить достаточными доводами, — то по крайней мере на южную часть острова: в заливе Анива у Японцев имеются рыбные ловли, доставляющие средства пропитания многим жителям прочих их островов, и по одному этому обстоятельству они не могут не дорожить означенным пунктом. Если Правительство их при переговорах с Вами явит податливость на другие наши требования, — требования по части торговли, — то Вам можно будет оказать уступчивость по предмету южной оконечности острова Сахалина, но этим и должна ограничиться сия уступчивость, то есть мы ни в коем случае не можем признавать их прав на прочие части острова Сахалина. При объяснениях обо всем этом, Вам полезно будет поставить Японскому Правительству на вид, что при положении, в котором находится сей остров, при невозможности Японцам поддерживать свои права на оный, — права, никем не признаваемые, — означеный остров может сделаться в самом непродолжительном времени добычею какой-нибудь сильной морской державы, соседство коей едва ли будет Японцам так выгодно и так безопасно, как соседство России, которой бескорыстие ими испытано веками. Вообще желательно, чтобы Вы устроили сей вопрос о Сахалине согласно с существующими выгодами России. Если же встретите непреодолимые со стороны Японского Правительства препятствия к признанию наших прав на Сахалин, то лучше в таком случае оставить дело это в нынешнем его положении то есть неразграниченным — statehistory. Вообще, давая Вам сии дополнительные наставления, министерство иностранных дел отнюдь не предписывает оных к непременному исполнению, зная вполне, что в столь далеком расстоянии ничего нельзя предписать безусловного и непременного. Вашему Превосходительству остается следовательно полная свобода действий.
Итак, мы видим, в этом документе признаётся, что фактическая граница между Россией и Японией проходит по южной оконечности Урупа. Основной задачей Путятина становится как минимум отвергнуть претензии Японии на весь Сахалин, а как максимум — заставить японцев признать его полностью российским, так как остров этот имеет стратегическое значение. Путятин, однако, решил пойти дальше и в своём послании Верховному Совету Японии от 18 ноября 1853 г. Как отмечает А. Кошкин, японское правительство, в тот момент испытывавшее давление со стороны США и западноевропейских стран, желавших открытия Японии для торговли, боялось, что Россия может к ним присоединиться, и поэтому не исключало возможности размежевания, по которому все острова, включая самый южный — Кунашир, признавались российскими. В 1854 г. Однако переговоры зашли в тупик, и в январе 1854 г.
Путятин решил их прервать и вернуться в Россию, чтобы узнать о ходе Крымской войны. Это было важно, так как англо-французская эскадра действовала и у тихоокеанского побережья России. Япония подписала торговый договор с США. Путятин вновь отправился в Японию, чтобы добиться для России установления отношений с Японией на уровне не ниже, чем с США. Переговоры опять затягивались, а 11 декабря 1854 г. Переговоры проходили в городе Симода. В результате неуступчивости японцев по вопросу о Сахалине, Путятин ради подписания соглашения с Японией пошёл на максимальный компромисс.
Таким образом, ситуация с Южными Курилами, де-факто существовавшая уже много лет, была признана официально. Тем не менее, так как юридически эти 4 острова входили в состав Российской империи, о чём официально было объявлено ещё в 1786 г. По заключённому соглашению, для торговли с Россией открывались три японских порта — Нагасаки, Симода и Хакодатэ. В точном соответствии с японо-американским договором, русские в этих портах получали право экстерриториальности, то есть их не могли судить в Японии. В оправдание Путятина стоит отметить, что переговоры велись в то время, когда телеграфной связи между Японией и Санкт-Петербургом не было, и он не мог оперативно консультироваться с правительством. А путь что по морю, что по суше из Японии в Петербург только в одну сторону занимал чуть меньше года. В таких условиях Путятину приходилось брать всю полноту ответственности на себя.
С момента его прибытия в Японию до подписания Симодского трактата переговоры длились 1. И раз полученные инструкции давали ему возможность сделать уступки по Южным Курилам, то он их сделал, предварительно попробовав поторговаться за Итуруп. Проблема использования Сахалина, вызванная отсутствием на нём русско-японской границы, требовала своего решения. По этому договору обе стороны могли свободно передвигаться по всему острову и возводить на нём постройки. Это было шагом вперёд, так как ранее, хотя остров и считался неразделённым, русские не использовали южную часть Сахалина, которую японцы считали своей. После этого соглашения по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М. Корсакова в окрестностях залива Буссе был основан военный пост Муравьевский, который превратился в центр освоения русскими Южного Сахалина.
Это был самый южный пост на Сахалине, и он располагался значительно южнее японских постов35. Японцы в то время не имели возможностей так же активно осваивать Сахалин, поэтому данное соглашение было более выгодным для России, чем для Японии. Россия стремилась решить проблему Сахалина окончательно и полностью получить его в своё владение. Для этого царское правительство было готово уступить часть Курильских островов. МИД России уполномочил военного губернатора А. Кроуна и Е. Бюцова, назначенного русским поверенным в делах в Китае, продолжить переговоры по Сахалину.
Для них были подготовлены инструкции. Бюцову предписывалось убедить японский МИД отправить своих представителей в Николаевск или Владивосток для окончательного разрешения вопроса о Сахалине на основе установления границы по проливу Лаперуза, обмену Сахалина на Уруп с прилегающими островами и сохранения прав японцев на рыболовные промыслы. Переговоры начались в июле 1872 г. Японское правительство заявило, что уступка Сахалина будет воспринята японским народом и иностранными государствами как слабость Японии и Уруп с прилегающими островами будет недостаточной компенсацией35. Переговоры, начавшиеся в Японии, шли тяжело и с перерывами. Возобновились они летом 1874 г. Эномото впервые заговорил об отказе от Сахалина за компенсацию в виде всех Курильских островов — от Японии до Камчатки36.
В это время обострялась ситуация на Балканах, война с Турцией которую, как и во время Крымской войны, могли вновь поддержать Англия и Франция становилась всё более реальной, и Россия была заинтересована как можно скорее решить дальневосточные проблемы, в т. К сожалению, российское правительство не проявило должной настойчивости и не оценило стратегическое значение Курил, которые закрывали выход в Тихий океан из Охотского моря, и согласилось на требования японцев. Также по этому договору Россия разрешила судам Японии без уплаты торговых и таможенных пошлин в течение 10 лет посещать порт Корсаков на Южном Сахалине, где учреждалось японское консульство. Японским судам, купцам и рыбопромышленникам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и Камчатки36. Договор этот часто называют обменным, но фактически речь не идёт об обмене территориями, так как Япония не имела сильного присутствия на Сахалине и реальных возможностей его удержать, — отказ от прав на Сахалин стал простой формальностью.
На экономические отношения наличие или отсутствие этого документа никак не влияет, на культурные, спортивные, гуманитарные и прочие связи — тоже. Этот самый пресловутый мирный договор как та овчинка, которая не просто не стоит выделки, а и не нужна вовсе, потому что суровый климат давно изменился.
Между тем в Токио оговорки Путина расценивают по-своему, понимая их как чуть ли не слабость России и ее готовность расстаться с островами. Надо лишь еще чуть-чуть поднажать, и Москва сломается. При том в политическом торге рассчитывают именно на нынешнего российского лидера, вспоминая его увлеченность японскими единоборствами и любовь к восточной традиции. Здесь вспоминают, что в сентябре прошлого года Путин и премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга договорились продолжить переговоры по Курилам «на основе прежних соглашений». Читайте также Литва готовится к войне с «путинским холопом» Лукашенко По версии Вильнюса, страны Балтии будут «брать через Беларусь» А на днях агентство «Киодо» привело мнение депутата верхней палаты японского парламента Мунэо Судзуки, который считает: «Проблему северных территорий можно решить только при президентстве Путина. Если это упустить, то в будущем решения не будет». Странная, согласитесь, похвала в адрес руководителя державы, с которой у твоей страны имеется давний неурегулированный территориальный спор.
Так в чем же смысл переговоров? В 2010 году японским парламентом уже принят закон, по которому российские острова Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда в японском понимании — Шикотан и т. Напомню, что в президентском пакете поправок в Конституцию, внесенном 20 января 2020 года в Государственную Думу, этой поправки не было.
Курильские острова 2024: Кому принадлежат и где находится (+факты и история)
Правительство Японии назвало южные острова Курильской гряды «незаконно оккупированными Россией». Они считают, что эти острова принадлежат Японии и являются ее территорией. Главная» Новости» Япония токио новости. Сейчас Япония заявляет что, "Северные территории" не относятся к Курильским островам, поэтому в 1951 году она якобы не отказывалась от претензий на Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Сегодня, президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, согласно которому Курильские острова считаются территорией Японии, и «которые продолжают находиться под оккупацией Российской Федерации».
Курилы наши?
По сей день остается неясным, кому сегодня принадлежат Курильские острова. В Синей книге по дипломатии за 2023 год, выпущенной японскими властями, утверждается, что Северные территории (японское название части островов Курильской гряды, на которые претендует Токио) принадлежат Японии, а Россия является их незаконным оккупантом. Проблема принадлежности южных Курильских островов — территориальный спор между Россией и Японией, который является неурегулированным со времени окончания Второй. Курильские острова сегодня: происшествия, важные события, новости политики, экономики, культуры и спорта. Мацуно: Япония настаивает на территориальной принадлежности Курильских островов. Китай впервые за почти 60 лет занял нейтралитет по вопросу принадлежности Курильских островов.