В контексте политических событий на Кавказе становится ясно, что Армения ищет пути улаживания конфликта с Азербайджаном и Турцией. Конфликт между Азербайджаном и Армением искусственно разжигают, чтобы втянуть Россию в новое военное противостояние или обвинить в несостоятельности и бездействии по отношению к членам ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, куда входит Армения). Между тем президент РФ Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) 12 сентября напомнил, что руководство Армении, по существу, признало суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации.
Как Закавказье оказалось на грани третьей карабахской
- Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
- «Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта
- «Зубастая линия»: Армения винит Россию в провале миссии миротворцев в Карабахе
- Регистрация
- «Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
Азербайджан, вернувший Нагорный Карабах, готовит нападение на Армению?
Стороны конфликта договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными, а также телами погибших. Было решено, что Армения возвращает Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Ереван по договору вывел свои войска из Нагорного Карабаха. Также было обговорено, что Лачинский транспортный коридор будет связывать Армению со столицей Карабаха — городом Степанакертом.
В Карабахе в течение пяти лет должны находиться российские миротворцы. Этот срок автоматически продлится еще на пять лет, если ни одна из сторон конфликта не будет против. Выборы в Карабахе в 2023 году 9 сентября 2023 года парламент Нагорного Карабаха избрал новым президентом непризнанной республики Самвела Шахраманяна.
С начала 2023 года он был секретарем республиканского совета безопасности, до этого был членом правительства и работал в правоохранительных органах. Шахраманян выступил за укрепление государственности республики и прямую связь с Арменией через Лачинский коридор. В июне власти Карабаха сообщили, что, несмотря на подписанное в 2020 году соглашение, Азербайджан запретил все гуманитарные пассажирские и грузовые перевозки по Лачинскому коридору.
Как отмечает преподаватель МПГУ Владимир Шаповалов, новый конфликт, произошедший в 2020 году между Арменией и Азербайджаном, завершился тем, что международное сообщество в очередной раз подтвердило, что Нагорный Карабах и Степанакерт не являются территорией Армении. Остановлено вооруженное противостояние было только после непосредственного вмешательства президента России Владимира Путина. На него и на ОДКБ до сих пор возлагают надежды по прекращению нового конфликта. Кто заинтересован в эскалации Эксперты отмечают, что объективного смысла в войне для самих участников нет. Баку не победит, но и Армения от конфликта ничего не выиграет.
Тут интересантами могут выступать Турция, которая готова оказать поддержку Азербайджану. В том числе и оружием. У Анкары может быть желание «ответить» Москве за обиду: она не дала «отрезать» от Сирии кусок, населенный турками.
Минобороны России, в свою очередь, сообщило, что с момента заключения договоренности о прекращении боевых действий российским миротворческим контингентом было зафиксировано пять нарушений режима прекращения огня в Шушинском два и Мардакертском районах три [70]. Азербайджанскую сторону представляли назначенный «ответственным лицом по контактам с армянскими жителями Карабаха» Рамин Мамедов , Башир Гаджиев и Илкин Султанов, а армянскую — Сергей Мартиросян и Давид Мелкумян. Также в здании исполнительной власти Евлахского района, где проходила встреча, находились четыре офицера российского миротворческого контингента, которые, однако, в переговорах не участвовали и ожидали их завершения вне комнаты, где проходила встреча [71]. Ранения, по словам омбудсмена, получили свыше 400 человек, включая 40 мирных жителей [72]. Азербайджан[ править править код ] Могилы погибших азербайджанских военнослужащих. Ранения, как сообщает ведомство, получили 511 военнослужащих и один гражданский [19].
Основная статья: Гибель российских миротворцев в Нагорном Карабахе 20 сентября под обстрел из стрелкового оружия попал автомобиль УАЗ с российскими миротворцами вблизи населённого пункта Джанятаг , пятеро миротворцев погибли. Генпрокуратура Азербайджана заявила о гибели шести российских миротворцев: пятерых расстреляли азербайджанские военные, приняв их автомобиль УАЗ за принадлежащий «незаконным армянским вооруженным формированиям», ещё один миротворец погиб и один был ранен в результате обстрела «Камаза», за эту гибель ответственность Азербайджан возложил на «неустановленных членов армянских вооруженных формирований» [21] [73] [74]. При обстреле российских военных погиб замкомандующий подводными силами Северного флота Иван Ковган, который был заместителем командира миротворческого контингента [75]. Для расследования обстоятельств случившегося на месте происшествия сообща работают следственные органы Азербайджана и России [79] [80] [81]. Международная реакция[ править править код ] Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия встревожена резкой эскалацией ситуации в Карабахе, и призвала стороны прекратить военные действия, вернувшись к дипломатическому урегулированию [82]. Она также заявила, что Баку сообщил о планируемом наступлении за несколько минут до его начала [83] и призвала Баку и Ереван обеспечить безопасность российских миротворцев в Карабахе. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в заявлении, опубликованном на своем Telegram-канале, дал понять, что Россия не поддержит Армению в продолжающемся наступлении Азербайджана на Нагорный Карабах, раскритиковав премьер-министра Армении Пашиняна [84]. Армяне Вашингтона провели акцию протеста перед Белым домом против действий азербайджанских войск. В Армении начались митинги с требованием признать независимость НКР и защитить карабахских армян.
У здания правительства в Ереване произошли столкновения с полицией, есть пострадавшие. Протестующие называли премьер-министра Армении Никола Пашиняна предателем и требовали его отставки [27]. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок обвинила Азербайджан в нарушении обещаний не прибегать к военным действиям в Нагорном Карабахе и призвала его остановиться и вернуться к переговорам [85]. Евросоюз осудил военные действия Азербайджана в Нагорном Карабахе [86]. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что ЕС осуждает военную эскалацию вдоль линии соприкосновения и в других местах Карабаха, и призвал Азербайджан немедленно прекратить военные действия [87]. Председатель Европейского совета Шарль Мишель также заявил: «Военные действия Азербайджана должны быть немедленно прекращены, чтобы обеспечить подлинный диалог между Баку и карабахскими армянами». МИД Франции осудило начало боевых действий со стороны Азербайджана, заявив, что ни один предлог не может оправдать военную операцию в Нагорном Карабахе. Официальный представитель министерства иностранных дел ИРИ Насер Канани Чафи заявил, что «Иран считает Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога» [91]. США призвали Азербайджан прекратить боевые действия в Карабахе.
С соответствующим заявлением выступил госсекретарь Энтони Блинкен [92]. Специальный советник Генерального секретаря ООН по предотвращению геноцида Алиса Вайриму Ндериту высказала опасения, что военная эскалация конфликта несёт угрозу насилия гражданскому населению, в том числе — геноцида и связанных с ним особо тяжких преступлений [94]. В октябре 2023 году Европарламент осудил «неоправданное и заранее спланированное» вооружённое нападение Азербайджана на Нагорный Карабах и обвинил Азербайджан в проведении «этнической чистки» армян в Нагорном Карабахе, призвав ввести против него санкции [95]. В обоих документах говорилось в том числе и о ситуации в регионе. Так в первой декларации в очередной раз осуждается спланированное и неоправданное нападение Азербайджана на армян Нагорного Карабаха, которое грубого нарушает международное право и права человека, а также является явным нарушением трехсторонних заявлений о прекращении огня от 9 ноября 2020 года и обязательств, взятых на себя Азербайджаном перед ЕС. Исход же армян из Нагорного Карабаха назван этнической чисткой [96]. В другой декларации парламентарии также осуждают нападение Азербайджана на Нагорный Карабах, и напоминают что нападение последовало за много месячным голодом и блокадой армян Нагорного Карабаха. Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах. Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке.
Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном.
Читайте также: Пашинян надеется на лучшее в Карабахе, допуская эвакуацию жителей в Армению Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные.
Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян.
Новое обострение в Нагорном Карабахе: Азербайджан объявил о спецоперации «Возмездие»
Почему Иран заступится за Армению в конфликте с Азербайджаном | Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости. |
Ситуация между Арменией и Азербайджаном становится все горячее | 26.11.2022 | NVL | Почва для вражды Армении с Азербайджаном в этом случае исчезнет сама собой. |
В армяно-азербайджанском конфликте появляется всё больше внешних игроков
После того, как сбили российский вертолет и погибли летчики, стало понятно, что кровопролитному конфликту между Арменией и Азербайджаном должен прийти конец. Евросоюз призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить боевые действия, и вернуться к переговорам. В чем заключаются нынешние стратегии действий Армении, Азербайджана и РФ?И как на этот конфликт может повлиять ход российско-украинского конфликта?Попробуем переговоры не ко времениНесмотря на то. Похоже, их участием в событиях во многом и объясняется нынешнее обострение отношений между Арменией и Азербайджаном, которые за три года так и не смогли продвинуться на пути полного урегулирования.
В поисках баланса
- Армяно-азербайджанский конфликт | Министерство Культуры Азербайджанской Республики
- Кто хочет ухода российских миротворцев и российской базы из Армении?
- Новое обострение в Нагорном Карабахе: Азербайджан объявил о спецоперации «Возмездие»
- «Зубастая линия»: Армения винит Россию в провале миссии миротворцев в Карабахе
«Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта
Fishki — об истоках конфликта в Нагорном Карабахе и напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном – Самые лучшие и интересные новости по теме: Армения, Нагорный Карабах, азербайджан на развлекательном портале "Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. Россия подстрекает Азербайджан к агрессии против Армении, однако президент Ильхам Алиев опасается последствий полномасштабной войны из-за угрозы санкций со стороны западных стран, считают эксперты. На местности, особенно в горах, определить их крайне сложно, а процесс демаркации между Азербайджаном и Арменией за 30 лет не начинался ввиду оккупации Арменией значительной части Азербайджана. Между Арменией и Азербайджаном в очередной раз произошел вооруженный конфликт.
Азербайджан и Армения
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась | Россия подстрекает Азербайджан к агрессии против Армении, однако президент Ильхам Алиев опасается последствий полномасштабной войны из-за угрозы санкций со стороны западных стран, считают эксперты. |
«Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта | «Парадокс ситуации заключается в том, что напряжение вокруг Карабаха растет, несмотря на активные дипломатические контакты между лидерами Армении и Азербайджана», – констатирует Томас де Ваал. |
Армения и Азербайджан договорились о демаркации границы в Тавушской области | На местности, особенно в горах, определить их крайне сложно, а процесс демаркации между Азербайджаном и Арменией за 30 лет не начинался ввиду оккупации Арменией значительной части Азербайджана. |
Азербайджан и Армения
МИД Армении днем 20 сентября заявил, что Карабах теоретически может жить под управлением Азербайджана и жители непризнанной НКР готовы к переговорам с Баку, но диалог должен быть «налажен». Конфликт между Азербайджаном и Армением искусственно разжигают, чтобы втянуть Россию в новое военное противостояние или обвинить в несостоятельности и бездействии по отношению к членам ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, куда. Он утверждает, что Армения не будет участвовать в столкновениях с Азербайджаном, и если это действительно так – Азербайджан заберет Карабах, что станет самым позитивным сценарием, говорят эксперты. Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян.
Есть две версии развития конфликта между Арменией и Азербайджаном ― эксперт
То есть здесь менее, вроде бы, катастрофично, но на своем уровне не глобальном, на локальном, конечно, тоже может быть крайне неприятно для всех игроков. Евросоюз призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить боевые действия, и вернуться к переговорам. В разговоре министра иностранных дел Азербайджана со спецпредставителем Евросоюза по Южному Кавказу в Баку отмечалось , что армянская сторона последние дни совершила провокации как на границе, так и на территориях Азербайджана, где были размещены российские миротворцы. Удары Азербайджана были адекватными ответными мерами на эти провокации, подчеркнули в МИД страны. В Армении в свою очередь призывают российских миротворцев не допустить новой эскалации в Нагорном Карабахе.
Никол Пашинян в центре во время акции протеста против бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, избранного парламентом на пост премьер-министра страны. Несмотря на то что многие восприняли это как предательство, всё ограничилось локальными погромами его резиденции и относительно мирными протестами на площадях, которые быстро сошли на нет. Спустя полгода партия Пашиняна триумфально выиграла парламентские выборы, что подтверждает: население страны в целом поддерживает его политику и не готово к новой войне. Но и признать потерю Карабаха армяне не готовы, хотя с этим фактом, кажется, уже смирились. Здесь снова параллели с сербами, которые не смирились с потерей Косова, но тем не менее отказались от борьбы за него, выдав западному «правосудию» своих лидеров — Слободана Милошевича, Радована Караджича и Ратко Младича, — видимо, рассчитывая на то, что это положит конец бесконечной войне и запустит процесс нормализации отношений с соседями. Если для армян в Армении вопрос Карабаха — это скорее вопрос чистой геополитики, то для армян, живущих в НКР, — вопрос их жизни и смерти. Несмотря на неоднократные заверения Баку в том, что жители Карабаха смогут стать полноправными членами азербайджанского общества, приняв азербайджанское гражданство, желающих сделать это будут единицы. Не одно поколение выросло в атмосфере взаимной ненависти, люди вполне оправданно опасаются этнических чисток. Как заявил на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев, проживающие в регионе армяне должны принять гражданство Азербайджана или уехать.
Вопрос — куда? В Армению? Но готова ли Армения принять почти 150 тысяч человек: где их селить, чем кормить и где трудоустраивать? Страна находится не в лучшем экономическом положении, отчего собственное население на протяжении всех постсоветских лет продолжает уезжать. К тому же если армяне из Армении только на словах осуждают Пашиняна, то условные мигранты из соседней страны точно станут костяком оппозиции.
Объявление сделал Никол Пашинян.
При этом армянский руководитель напомнил о вопросе о правах и безопасности жителей Нагорного Карабаха в рамках международного механизма. И, как и ранее, Пашинян заявил, что вопрос о безопасности карабахских армян должен обсуждаться «в формате Баку — Степанакерт» т. Ранее, 22 мая, премьер Пашинян заявил , что Ереван готов признать 86,6 тыс. По результатам общения президент России заявил, что ситуация движется к урегулированию. Речь идёт об оставшихся вопросах по разблокированию транспортных коммуникаций. Ранее, также 25 мая, Путин указал: позиция Москвы по Лачинскому коридору единственной горной трассе, которая связывает Армению и Нагорный Карабах остается неизменной.
Так президент России ответил на слова Пашиняна о напряженной ситуации в районе коридора. Полное поглощение Нагорного Карабаха — через 2,5 года Но в целом контуры урегулирования уже очевидны. Армения официально признала Нагорный Карабах который по итогам Первой Карабахской войны 1992—1994 годов стал де-факто независимым от Баку частью Азербайджана. Как заявил Алиев: «Это был главный фактор, по которому мы не могли прийти к соглашению». Нынешний статус-кво в старейшем из постсоветских конфликтов установился, напомним, 10 ноября 2020 года, когда при участии России была остановлена Вторая Карабахская война сентябрь—ноябрь 2020-го и было подписано соглашение о прекращении огня. По результатам наступления азербайджанской армии НКР потеряла контроль над созданным после первой войны «поясом безопасности» из прилегающих к Нагорному Карабаху территорий и часть собственно НКР с городом Шуши Шуша в терминологии, принятой Азербайджаном.
Нынешняя договоренность, по сути, значит, что северная часть самопровозглашенной НКР, оставшаяся подконтрольной армянам, де-факто вернется под суверенитет Баку через 2,5 года, когда истечет мандат российских миротворцев и они вынуждены будут покинуть эту территорию. С большой долей вероятности местные армяне численностью более 100 тысяч человек вынуждены будут покинуть свои дома и уехать. Да, частью урегулирования будут гарантии безопасности, однако руководство Азербайджана где поколениями, на уровне детского сада и школы взращивалась ненависть к армянам и их расчеловечивание не сможет эти гарантии соблюдать. В свою очередь, Армения получит признание своей территориальной целостности со стороны Азербайджана который под предлогом наличия спорных территорий ввел войска на земли и, скорее всего, снятие блокады со стороны Турции, союзницы Азербайджана.
Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами.
В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена.
В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение.
Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях.
Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана.