Читал стихи и Есенин, и прочие имажинисты, иногда, очень редко, выступал Маяковский, а потом были бесчисленные поэты и якобы поэты, принадлежавшие к самым разнообразным группам, о которых сейчас никто даже не помнит. Современники утверждали, что на выступлениях Есенина его стихи трогали даже суровых мужчин, которые не могли сдержать слёз. Существует предание, в котором описано, как Сергей Есенин, подобно простому русскому парню Михайло Ломоносову, из родного села Константинова отправился прямо в своей деревенской одежде в российскую столицу, чопорный и надменный Санкт-Петербург. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей.
Вывешиваю 3-ю главу биографии Есенина
Петербург стал для Есенина судьбоносным: здесь он открылся России как поэт, познакомился с литературной элитой XX века и добился оглушительного успеха и именно в этом городе закончилась его е пройдёмся по знаменательным местам, где когда-то бродил. Читает Сергей Есенин. Стихи С. Есенина читает. МХАТ имени Горького представил в Петербурге спектакль "Женщины Есенина". Есенин, действительно, читал в Петербурге стихи Александру Блоку.
Пензенский библиотекарь прочтет свои стихи на родине Есенина
Когда Есенин читал свои стихи, то слушающие уже не знали, видят ли они золото его волос или весь он превратился в сияние. Сергей Есенин читал свои стихи перед различной публикой в Петербурге. Это стихотворение Есенина-Вольпина до сих пор нигде не напечатано, записано с его голоса.
«Рязанский парень со стихами». Петербургские адреса Сергея Есенина
Я тоже крестьянин и пишу так же, как Вы, но только на своем рязанском языке. Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51. Если Вы прочитаете мои стихи, черканите мне о них.
Мне жаль, что я на этой открытке не могу еще сказать. Жму крепко Вашу руку. Рязанская губ.
Рюрик Ивнев. Но, конечно, хорошо для тебя напечатать наперво 51 стихотворение. Если что имеешь сказать мне, то пиши не медля, хотя меня и не будет в здешних местах, но письмо твое мне передадут.
Особенно мне необходимо узнать слова и сопоставления Городецкого, не убавляя, не прибавляя их. Чтобы быть наготове и гордо держать сердце свое перед опасным для таких людей, как мы с тобой, соблазном. Мне многое почувствовалось в твоих словах — продолжи их, милый, и прими меня в сердце свое.
Клюев [201]. Это меня не волнует, но хочется знать, на какой стороне Философов и Гиппиус. Николай Клюев.
Он Николай Клюев. С 1 мая по конец сентября Есенин жил в родном селе. С его приездом в доме сразу нарушался обычный порядок: на полу — раскрытые чемоданы, на окнах появлялись книги, со стола долго не убирался самовар.
Леонид Каннегисер. В конце мая — начале июня в гости к Есенину приехал еще один молодой поэт из окружения Кузмина — Леонид Каннегисер, будущий убийца председателя петроградского ЧК Урицкого. Так уже сам Есенин в письме к Чернявскому от 13 июня рассказывал о своем и Каннегисера времяпрепровождении в деревне[209].
Эту повесть даже самый доброжелательный критик вряд ли назовет большой удачей Есенина[212]. Отголоски прозаических опытов Есенина слышны в его эпистолярных стилизациях того же времени. Берману от 2 июня 1915 года: Дорогой Лазарь Васильич!
Посылал я вам письмо, а вы мне не ответили. За что вы на меня серчаете? Меня забрили в солдаты, но, думаю, воротят, я ведь поника[220] Далёко не вижу.
Пришлите журнал-то. Как он-то живет[221]. Сюда к молодому поэту поспешил Клюев, некоторое время уже обретавшийся в столице.
Пока же Городецкий, Клюев и Есенин действовали слаженно. О своем потенциальном участии в этой группе Есенин, как мы помним, горделиво упомянул в первом, весеннем письме Клюеву. Именно в октябре 1915 года в сознании современников начал формироваться миф о двух неразлучных друзьях, старшем — Клюеве и младшем — Есенине.
Клюев — в 4 часа с Есениным до 9-ти. Из дневника писателя Б. Начал он читать негромко, под сурдинку басом.
Мальчишка 19-летний, как херувим блаженности и завитой, и тоже удивил меня. В четверть часа эти два человека научили меня русский народ уважать и, главное, понимать то, что я не понимал прежде, — музыку слова народного и муку русского народа — малоземельного, водкой столетия отравляемого. И вот точка.
Однако происхождение это по мере необходимости варьировалось от мальчика из простой крестьянской семьи до внука богатого старообрядца. Правда, как это часто бывает, находится посередине: семья Есениных была среднего достатка, и старообрядцев в ней не было. Есенин с матерью. Есенин предстает эдаким Ломоносовым, в лаптях и от сохи пешком пришедшим в столицу. Однако между этими точками в его биографии были еще три года, проведенные в Москве: годы работы в типографии Сытина, знакомства с литературной средой и творчеством символистов, обучения в университете Шанявского — то есть время знакомства с миром большого города и большой литературы, формирования личности будущего поэта. Миф третий: ученик крестьянского поэта За восемь лет до Сергея Есенина громкую карьеру крестьянского поэта в Петербурге начал Николай Клюев. Схожесть их литературных образов и скандальные совместные выступления создали миф о Клюеве как о первом учителе Есенина и его проводнике в непростой литературной жизни Петербурга. Формированию этого мифа, по воспоминаниям Мариенгофа, способствовал и сам Есенин.
Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Клюев ввел? Сологуб с Чеботаревской ввели? Затем — Сергей Городецкий. Фотография Николая Клюева с дарственной надписью«Сергею Есенину. Прекраснейшему из сынов крещеного царства, моему красному солнышку, знак любви великой — на память и здравие душевное и телесное. В его рассказе, дошедшем в передаче Всеволода Рождественского, Есенин предстает некомильфотным, но влюбленным в поэзию деревенским самородком, незвано явившимся к маститому поэту и покровителю юных дарований.
Только ты, милый, выйди на лестницу и там постой.
Он стал композитором и автором сотни известных хитов. Он нашел себя в литературе и подарил миру роман «Ирония фарта», трёхтомник «Карельская сага» и другие книги, получившие восторженные отзывы критиков и читателей. Вечер начнётся увлекательной экскурсией по музею-квартире выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа в сопровождении арфы.
Первый ряд партера VIP — это удобные мягкие кресла.
Изучение жизни Есенина которого играет Сергей Безруков иллюстрируется кадрами из его жизни. Таким образом, демонстрируется как бы фильм в фильме. Например, Хлыстов обнаруживает факт, что Есенин порезал вены. Тут же показывают 20-е годы, и как это случилось, — сообщает Правая. Ру Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
В Петербурге отметят 125-летие со дня рождения Есенина
В Москве, в гостинице «Националь» у меня состоялась еще одна встреча с человеком, хорошо знавшим Есенина. Сол Юрок был одним из самых знаменитых импресарио в мире, открывателем многих талантов. Юрок полгода сопровождал Айседору Дункан и Есенина во время их американского турне и многое рассказал мне о поэте в октябре 1970 года. Основательница танца жеста, она прошла колоссальную культурную школу, училась в Греции и Италии, жила в Париже, была знакома со скульптором Роденом.
Рождение ее звезды произошло еще в 1900 году на Парижской выставке, когда Есенину было всего десять лет. Они познакомились в мае 1921 года в Москве, а не в Петербурге, как показано в фильме. До этого Дункан неоднократно бывала в России и уже завоевала славу: в нее был влюблен Станиславский, о ней восторженно писали поэты Серебряного века Андрей Белый и Дмитрий Мережковский.
Она была звездой. В фильме это озорная бабенка, которая бегает босиком по лужам, много пьет, бьет хрусталь и ругается матом. Между Есениным и Дункан была огромная разница не только в возрасте, но и в менталитете, культуре.
Эта яркая личность взросла совсем на другой почве. Встретились два художника, но они должны были расстаться, потому что линии их судеб никак не пересекались, будучи вместе, они шли параллельным путем. Здесь также немало фактических ошибок.
Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу…». Поэт познакомился с Дункан в 1921 году, а стихи были написаны в 1924-м, когда Есенин уже расстался с Айседорой. Насколько правдива такая трактовка образа?
На фоне бесконечных попоек непонятно, когда же, собственно, поэт писал свои гениальные стихи. Мы не видим колоссальной творческой работы. Обрывки стихов возникают случайно и часто невпопад.
А ведь до 1919 года Есенин был образцовым сыном своих родителей. Он все время напитывался культурой: учился в Народном университете имени Шанявского, ходил в Суриковский кружок, работал в типографии Сытина. И потом, ведь в церковно-приходской школе, которую он закончил, особо не побалуешь.
В сериале этого нет. Но тогда непонятны устои. Откуда взялся поэт Есенин: он как бы выпал из ниоткуда и пошел гулять по России.
Нам показали только Царское село, где Есенин якобы читал стихи императрице Александре Федоровне и ее дочерям. А ведь он был простым санитаром и его даже на задворки дворца не подпускали. Опять налицо путаница фактов.
Как раз тогда он прочитал свое стихотворение «В багровом зареве закат шипуч и пенен…», написанное по случаю именин императрицы. За это поэт и был пожалован золотыми часами, но он сдал их в полковую кассу после Февральской революции. Эпизода, где Есенин в поезде трясет золотыми часиками перед солдатами, быть не могло: за это ведь монархиста могли и к стенке поставить.
Потом мы видим, как Есенин прогуливается с великой княжной Татьяной по аллеям парка. Этого не было. Никакими особыми привилегиями Есенин на службе не пользовался, жил в обычной казарме.
В фильме он не вылезает из кабинета Троцкого, который все время поучает поэта. В реальности Есенин встречался с Троцким не более двух раз в связи с намерением начать издание журнала. Он действительно подарил Троцкому сборник своих стихов.
Кроме того, сохранилось письмо Есенина к Троцкому, в котором он объясняет свои взгляды на развитие литературы. Но оно так и не было послано адресату. Не причастен Троцкий и к путешествию Есенина на агитпоезде.
Есенин оказался там по приглашению приятеля Колобова, который служил комиссаром поезда и взял поэта в свой вагон. Во время этой поездки была написана поэма «Пугачев». Не совсем корректна и версия о крайней оппозиционности Есенина режиму.
Известно, что он пользовался покровительством Кирова. Более того, как свидетельствует один из милиционеров, по просьбе Луначарского был издан приказ Есенина пьяного не задерживать, а препровождать домой. Ему прощалось многое.
Власти понимали, что Есенин — это действительно национальный гений. А ведь как поэт Есенин начинал тяжело. Его стихи долгое время не печатали, он был не интересен публике.
Есенин часто приходил из редакции голодный, холодный и говорил: «Не берут меня, но придет время, буду я еще петь на своей ветке». Он несомненно ощущал свою внутреннюю силу и избранность. Есенин был необыкновенно литературный человек, прекрасно знавший русскую литературу, художник от Бога.
Но соперников не выносил. Хотя в более зрелом возрасте стал терпимее относиться к чужому таланту. Известен такой факт.
В литературных кругах она даже получила название «Лавка Есенгофа». Поэт сам стоял за прилавком.
И Сергей Есенин в этом плане не исключение. В Ленинграде сохранилось немало памятных мест, связанных с жизнью и творчеством великого русского поэта. Сюда, в бывшую столицу Российской империи, Есенин приехал ранней весной 1915 года. Здесь произошло его литературное крещение: состоялась встреча девятнадцатилетнего рязанского паренька с первым поэтом России Александром Блоком. Здесь залучали его в свои салоны, декадентствующие литераторы.
В Петрограде же познакомился Есенин с М. Горьким и В. Здесь вышел его первый сборник стихов «Радуница», принесший молодому поэту широкую известность. С этого времени Есенин местом своего постоянного жительства избирает Петроград, который встретил его столь доброжелательно. Призванный в 1916 году в армию, Есенин проходил военную службу в Царском Селе и часто бывал в столице. Октябрь 1917 года Есенин встретил также в этом городе. По горячим следам событий, потрясших весь мир, он создал многие произведения, в которых восторженно славил революцию, открывшую народу путь к новой жизни.
Весной 1918 года Есенин переехал в Москву, поселившись там, он. В последние годы своей жизни Есенин стал особенно часто бывать в городе на Неве. И это не случайно.
Впоследствии именно Блок откроет перед Есениным двери в литературный мир. Пестеля, 27 и Литейном пр. Здесь проходили литературные вечера, на которых выступал поэт со своими произведениями.
Конечно, нельзя не назвать библиотекарей — главных инициаторов, чтецов, технических оформителей и вдохновителей акции.
Чтецов, имеющих столь разный опыт, объединила любовь к русскому поэту. Стоит особо отметить, что были участники, читающие стихи не на родном языке. Так, русские библиотекари читали Есенина на украинском и сербском языках, болгарка — на русском. Безусловно, акция имеет потенциал для развития и расширения границ, и наш первый опыт международного сотрудничества может принести более обильные плоды. Чтецы не ограничились только поэзией Есенина. Акция не уложилась в отведенные пять дней, желающих прочесть стихи Есенина, почтить его память оказалось даже больше, чем мы ожидали.
В Петербурге отметят 125-летие со дня рождения Есенина
Петербург стал для Есенина судьбоносным: здесь он открылся России как поэт, познакомился с литературной элитой XX века и добился оглушительного успеха и именно в этом городе закончилась его е пройдёмся по знаменательным местам, где когда-то бродил. В его представлении, Высоцкого, Есенин должен читать свои стихи совсем не в благостной декламационной манере, а яростным голосом, что, впрочем, и было отмечено во многих воспоминаниях. Читает Сергей Есенин. Стихи С. Есенина читает. Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу». Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали.
Есенин-Вольпин читает свои стихи
Борис Орлов прочитал своё любимое стихотворение Сергея Есенина: Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река… И как подтверждение того, что настоящая, большая поэзия никогда не умирает, прозвучали такие строчки из стиха: Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка — Но косой выводят строчки хоть куда, Под весенним солнцем, под весенней тучкой Их читают люди всякие года… Много замечательных стихов прозвучало и в этот раз у памятника Сергею Есенину, который стоит в углу Таврического сада, где скульптором А. Чаркиным он изображён несколько богемным: в костюме, с галстуком-бабочкой, сидящим на скамье с кленовым листом в руках говорят, что С. Есенин, действительно, часто бывал в этом парке, любил прогуливаться здесь. Памятник был открыт 3 октября 1995 года, и каждый год в день рождения поэта сюда приходят петербуржцы, чтобы прочитать стихи и возложить цветы. Владимир Холменко и Борис Орлов В этот раз пришли многие представители Союза писателей России Санкт- Петербургского отделения, чтецы, актеры, художники, педагоги и многие другие. Борис Орлов предоставил слово Александру Николаенко, который внёс своим великолепным чтением цикла стихов Есенина ощущение подлинного праздника есенинской поэзии: Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза… Эти и многие другие стихи Сергея Есенина, прочитанные Александром Николаенко, Святославом Терновым, Ярославом Любимовым, писателем Владимиром Холменко, в их выступлениях прозвучали как исповедь, как признание в любви к поэтическому слову Сергея Есенина, о котором современник Сергея Есенина, поэт Николай Леопольдович Браун в воспоминаниях написал следующее: «Поэзия Сергея Есенина, так любившего жизнь, всё шире и шире откликается в сердцах живых, любящих жизнь.
Он пройдет в государственном музее-заповеднике в селе Константиново Рязанской области 30 сентября. Здесь пройдут литературные встречи с поэтами и писателями из разных регионов России. Юлия Стешкина здесь прочитает цикл авторских стихотворений о Сергее Есенине», — сообщили ГТРК «Пенза» в пресс-службе областного министерства культуры и туризма.
Кого они любили - гениального поэта? Ангела с золотыми волосами? Озорного жизнерадостного человека? Влияние родителей Есенина и драматические изменения в его материнской судьбе отразились на его взрослой жизни и на его взаимоотношениях с возлюбленными. Но до сих пор никто не осматривал творчество поэта с этой точки зрения.
Каменев был переведен в кандидаты в члены Политбюро, Зиновьев потерял контроль над Ленинградской парторганизацией, чистка которой была поручена Кирову.
Утром 24 декабря Есенин приехал в Ленинград и направился к поэту Эрлиху, но того не оказалось дома. Оставив ему записку, поэт поселился в пятом номере гостиницы «Интернационал» «Англетер». Сторонники версии самоубийства утверждают, что Есенин был подавлен и склонен к суициду. По свидетельствам современников, он был настроен на работу, читал друзьям стихи, рассказывал о новом, порученном ему журнале. За 1925 год у него вышло 8 книг, им было подготовлено полное собрание сочинений. Материальное положение Есенина было успешным — и не только благодаря будущей хорошо оплачиваемой работе.
Существовал договор с Госиздатом на выплату гонорара за полное собрание сочинений в течение полутора лет. Первый перевод на 640 рублей уже поступил. Еще в Москве издателю Евдокимову Есенин рассказывал о своих планах — работе в журнале «Поляне», руководство которым обещал ему Киров. Племянница поэта Светлана Есенина: «Вскоре в Ленинград Есенин должен был перевезти и семью, о чем свидетельствует его телеграмма от 7 декабря, в которой поэт просил Эрлиха подыскать ему трехкомнатную квартиру». Все это говорит о его позитивном настрое. В восемь вечера Эрлих ушел домой и не остался ночевать потому, что утром должен был получить перевод для Есенина.
В номере остались Есенин и Ушаков. На полпути Эрлих вспомнил, что забыл доверенность, и возвратился. Ушакова не было. Есенин сидел за письменным столом в зимнем пальто. Утром 28 декабря Устинова и Эрлих постучались в номер Есенина. На стук не отзывались.
Вызывает удивление тот факт, что сам Назаров в номер заходить не стал и вызвал милицию. Можно предположить, что он знал, что произошло. Несмотря на то, что рядом с гостиницей были прокуратура и ГПУ, на место трагедии явился лишь участковый надзиратель Николай Горбов, составивший акт: «... При снятии трупа с веревки и при осмотре были обнаружены на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез на левой руке, на кисти царапины, под левым глазом синяк... Рождественский, П. Медведев, М.
Фроман и Эрлих. Акт поражает непрофессионализмом. Участковый не описал следы крови на полу, столе, стенах, не исследовал трубу отопления, состояние одежды, вещдоки. Газеты того времени писали, что на столе было окровавленное лезвие. Однако в акте о нем упоминания нет. Не исследованы и не описаны травмы на теле погибшего.
Между тем лицо Есенина было изуродовано, поперек лба справа налево шла глубокая впадина, левый глаз вытек, над ним был багровый синяк, под правой бровью глубокая, похожая на проникающую, рана. На предплечье правой руки большая рваная рана. В подобных случаях при составлении акта обязательно присутствие на месте трагедии судмедэксперта. Но в документах об этом нет ни слова. В гостиницу прибыл агент угрозыска Ф. Иванов, однако пробыл там недолго, и уголовное дело так и не завели.
Из акта Горбова никак не следует, что речь идет о самоубийстве. Понятые не могли видеть труп в петле. Однако, лжесвидетельствуя, они подписали документ, в котором говорится, что труп висел в петле. Впоследствии Рождественский писал о том, что видел труп на полу! Вот его воспоминания: «Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе.
Распухшее лицо было страшным... Но накануне вечером, по свидетельству Эрлиха, Есенин сидел в зимнем пальто, к тому же известно, что отопление в эти дни было отключено. Да и не мог поэт, порезав вены на левой руке, взобраться на подставку под канделябр и повеситься на высоте около 4 метров. Рост Есенина — 168 см, высота подставки под канделябр — не более 1 метра 20 см. Самостоятельно накинуть петлю на шею он не мог. Даже если бы использовал обе руки — левую, с порезанными венами, и правую, с вырванным клоком мяса, — ему бы пришлось подпрыгнуть, чтобы сделать это.
Кроме того, в этом случае кровь из ран поднятых вверх рук должна была бы попасть ему на плечи и оставить следы на стене. Как мог человек с глубокой травмой на лбу и вытекшим глазом проделать столь сложные манипуляции? Известно, что у повесившихся мышцы слабеют. Но Горбов упоминает согнутую в трупном окоченении правую руку, что возможно, только если Есенина повесили уже после убийства. Одним из первых на месте трагедии оказался художник Сварог, сделавший рисунки лежащего на полу Есенина, на котором видны следы насилия, многочисленные травмы, разорванная одежда. Однако рисунки и свидетельства Сварога до сих пор игнорируют.
Перед тем как М. Наппельбаум сфотографировал место трагедии, комнату и одежду погибшего привели в порядок. Официальная версия не может убедительно объяснить причины появления впадины на лбу, вытекшего левого глаза, перебитого носа, порванных углов рта. Недавно стало известно, что растиражированное изображение номера является зеркальной копией с оригинала. На нем пуговицы от пальто Есенина расположены с «женской стороны», а труба отопления — справа. На подлинной фотографии она расположена слева.
Но тогда впадина, возникшая, согласно официальной версии, от соприкосновения с трубой, не могла идти справа налево. Еще одна улика — доверенность Эрлиху на получение денег. Светлана Есенина показала ее мне — подпись Есенина на ней похожа на подпись под принуждением умирающего человека. Обратите внимание на фотографию ниже... Акт вскрытия тела, подписанный судмедэкспертом Александром Гиляревским, поражает непрофессионализмом. Но Гиляревский — опытный специалист дореволюционной школы: сохранился другой, составленный им в те же дни и выполненный безупречно акт.
Согласно Гиляревскому, смерть Есенина последовала от асфиксии удушья «через повешение». Но Гиляревский не присутствовал на месте происшествия и не имел права делать вывод о повешении. Он не констатировал самоубийство и не имел на это права, так как это дело следствия. На фотографии на шее Есенина видна горизонтальная странгуляционная борозда только на части шеи. Такие следы возникают, если убийца душит жертву сзади. При повешении полоса не может быть горизонтальной, и она отчетливее в стороне, противоположной узлу петли.
Современные судмедэксперты считают, что покойный находился в повешенном состоянии более 12 часов.