Новости храм василия блаженного внутри

Внутри собора Василия Блаженного также находится музей, в котором представлены подлинные вещи, которые использовались в храме, например дарохранительница и хоругви. Лично мне Собор Василия Блаженного понравился и я бы с удовольствием вернулась сюда еще раз, но только уже в компании с экскурсоводом и более детально все осмотрела. Внутри собора Василия Блаженного также находится музей, в котором представлены подлинные вещи, которые использовались в храме, например дарохранительница и хоругви. Собор Василия Блаженного, являющийся частью музейного комплекса Государственного исторического музея (ГИМ), входит в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Как я уже упоминала, в прошедшую субботу, 4 августа, я с группой блогеров выбралась на экскурсию в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного).

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади

В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Впервые за два последних года двери церкви преподобного Варлаама Хутынского в Храме Василия Блаженного открыты для посетителей. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв.

Собор Василия Блаженного - часы работы, история и интересные факты

Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, в церкви Василия Блаженного. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Храм Василия Блаженного был построен в 1555–1561 годах, так что в 2021 году ему исполняется 460 лет.

Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.

Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».

Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, то есть только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного. Культурный слой у Покровского собора на Красной площади Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке. Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок.

За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол. Колокольня и колокола С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета. Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы. Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов.

Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора. Фрагмент колокольни Покровского собора Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол. Дополнительные сведения о колоколах и звонах Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.

Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона — один тон внизу юбки, второй — в середине юбки, третий — наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный. Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен — плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм. До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов.

В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов. Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами. Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто — хаотичным, звонари плохо попадали в ритм.

Иностранцы от этого страдали — звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол. Колокол — это уста, у него есть язык, который говорит в этих устах. Эта т. Колокола весом выше ста пудов — это обычно, ножные, педальные колокола. На колокольни посторонних не пускают, потому что звон должен идти ровно, а колокола и языки весят по разному. Для их уравнивания создаётся система рычагов и оттяжек. Все верёвки идущие на пульт, должны создавать одинаковое усилие.

Открывшееся при ремонте в начале 2010-х годов потайное помещение представляет собой неглубокое подполье высотой менее двух метров между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Архитекторы-реставраторы объясняют существование этого помещения строительными потребностями.

На сегодняшний день все желающие могут посетить это помещение [62]. В подклете находятся некоторые иконы. Вторая написана в 1780-х годах и является списком фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Ранее список располагался над входом в придел Василия Блаженного [112]. Галереи и крыльца[ править править код ] По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой [93] [109]. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись , которая неоднократно обновлялась.

В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом [113]. Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114].

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116].

Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114].

Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова.

В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении.

Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского.

Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября.

В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них.

Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114].

Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м.

Блогпоход в храм Василия Блаженного. Часть 1-я: колокольня, церковь Василия Блаженного и не только.

До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна — основное сокровище русского государства. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы. Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора. При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников — кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви. В 18 веке он был перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до нашего времени не сохранился. Хотя Троицкая церковь проще по конструкции, чем Покровская, вместо шатра здесь— восьмигранный барабан и свод, зато красная спиралевидная восьмиконечная звезда на фоне древней побелки привлекает внимание фотографов, любителей современного искусства и конспирологов.

Если смотреть на потолок долго, то возникает эффект калейдоскопа — иллюзорности движения изображения, так что начинает кружиться голова.

НО… Есть версия, мол Постник и Барма — это один человек! В 17 веке в «Судебнике» есть строчка: «Сын Постникова, по реклу по прозвищу Барма». Из Германии или Италии. Уж слишком Покровский собор отличался от русских храмов того времени. А вот с европейскими — есть сходство. Например, в центре можно увидеть не привычный для храмов купол, а так называемый — «шатёр». Тогда, для России — суперредкое решение! Но не для Европы. Храм Василия Блаженного в Париже.

Если верить легенде, это могло произойти в 19 веке — когда Москву занял Наполеон. Якобы ему так понравился собор, что он захотел перенести его в Париж! Но осознав, что дело это не осуществимое, приказал храм взорвать! Кстати, решение о сносе — не миф.

Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество. Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться.

В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора. В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей. Храм Василия Блаженного — задумка Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве?

Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора. Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Он родился в Москве, бывал на Красной площади и любовался храмом Василия Блаженного — Покровским собором. Учёные предполагают, что именно этот собор вдохновил поэта на создание одной из сцен знаменитой трагедии «Борис Годунов».

Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.

Храм Василия Блаженного, пожалуй, самый знаменитый собор России и визитная карточка страны. пожалуй, главного символа не только Москвы, но и всей нашей необъятной России. так много там потайных закоулков и расписанных коридоров. Впервые за два последних года двери церкви преподобного Варлаама Хутынского в Храме Василия Блаженного открыты для посетителей. В храме Василия Блаженного завершился монтаж иконостаса одной из церквей.

Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 2.

Подробную информацию, а также как выглядит храм внутри вы увидите в виртуальном туре ниже. ФОТО Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения. Понравился виртуальный тур?

Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в.

Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. Наверх Церковь Покрова Пресвятой Богоматери Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 14 н. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве.

Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение. В центральную церковь ведут три портала входа со стороны внутренней галереи собора. Архитектурное убранство порталов отличается большим разнообразием и оригинальностью, они богато украшены резным кирпичным декором в виде бус, розеток, чешуек, ромбов. Окончательная обработка кирпича происходила на месте, после того как порталы были выложены. В процессе реставрации церкви частично восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" на северной и западных стенах и сохранены фрагменты более поздних наслоений — масляная живопись XVIII-XIX вв. Под шатром и под оконными проёмами обнаружены фрагменты фресковой надписи позволившие восстановить храмозданную летопись XVI в. Долгое время буквы были скрыты под слоями масляной записи. Лишь в конце 1950-х гг. Летопись содержит точную дату окончания строительства собора — 29 июня 12 июля н.

Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см. Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки. Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Проект был презентован в рамках празднования 460-летия возведения храма и 149-летия Государственного исторического музея, сообщает пресс-служба Минкультуры России. Уникальные экспонаты снаружи здания можно будет осмотреть самостоятельно или в составе экскурсионной группы.

Отреставрированный иконостас вернулся на свое место в церкви Варлаама Хутынского — одной из 11 под сводами Покровского собора на Красной площади. Многомесячная ювелирная работа завершена. Реставраторы удалили пятна, укрепили красочный слой, восстановили утраты древесины. Какие иконы были в этой церкви в XVI веке, когда ее только построили, сейчас никто не знает — не сохранились ни описания, ни изображения. Этот иконостас появился позже — уже в ХХ веке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий