Фото: Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. Святой благоверный князь Александр Невский оставил нам о себе больше, чем память. Подробнее о святом Александре Невском читайте в книгах: Святой Александр Невский – защитник земли Русской / автор предисловия А. Салтыков. Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев?
Иконография святого
- Новости храма святого Александра Невского
- Благоверный князь Александр Невский | 05.12.2023 | Московский Данилов монастырь
- Новости - Сайт, посвященный святому благоверному великому князю Александру Невскому
- Где находятся мощи святого
- Святой князь Александр Невский
- Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?
State Museum of Palekh Art. Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды. Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г. Ожидали ли от него столь же успешной борьбы с монголами? Скорее всего. Но именно ему чаще всего приписывают фразу: «Даст Бог, Орда переменится». Означает она совсем иной подход к опасному противнику.
Александр с братом Андреем совершают поездку в Каракорум, сердце Монгольской империи; оба получают политическую поддержку великого хана монголов; вернувшись на родину, князь устанавливает максимально хорошие насколько возможно отношения с ханом Золотой Орды, в зависимости от которой теперь была Русь — Батыем; твердой рукой принуждает разгоряченных русичей, жаждущих мстить врагам за разоренные города, гибель родных — к выплате ордынского «выхода», то есть дани; этому предшествует «число», или перепись всего подлежащего обложению населения; десятки бунтов по крупным городам, самый серьезный конфликт — в Новгороде, не затронутом нашествием; видя, что строптивые новгородцы платить дань не будут, Александр демонстративно уехал из города, предоставив его жителям самим устанавливать отношения с завоевателями; новгородцы одумались сразу, на дань согласились. Любила ли его Русь? Пожалуй, нет. Понимала ли? Тоже вряд ли. Иные говорили, что Александр — князь-отступник, изменник.
Вот только отступничества как раз не было.
Рыцари выстроились клином — особым боевым порядком, который использовали еще в Древнем Риме. Этот строй позволяет быстро прорвать оборону противника. Но у него есть недостаток: клин легко окружить. Чем Невский и воспользовался: полководец сосредоточил основные силы не в центре, а на флангах. Русские пехотинцы стаскивали рыцарей с коней крючьями и рубили топорами.
Немцам пришлось отступить в сторону, где уже открылся лед. Считается, что в тот день утонуло множество рыцарей. Любопытно, но этот факт стал предметом спора между историками. Некоторые специалисты убеждены: на самом деле ни один крестоносец не утонул! В хрониках есть упоминание о том, что русские преследовали остатки отряда рыцарей по льду, но это могла быть корка льда на земле, образовавшаяся холодной ночью. Загадочная смерть Еще одна загадка, связанная с Александром Невским, — причина его смерти.
По одной из версий, полководца отравили в Золотой Орде. В 1262 году князь отправился к хану, который собирался использовать русские войска для битвы за власть на Кавказе. И они в этом походе не участвовали", — объясняет кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов.
Тех князей, которые отказывались от совершения этих языческих обычаев, убивали. Когда святой Александр прибыл в Орду, ему велели исполнить языческие обряды. Но благоверный князь сказал: "Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Однако Батый на удивление всем не отдал приказа убить Александра. Татары оставили за ним Киев и Новгород. Через какое-то время Александр получил от хана ярлык на великое княжение. Святой Александр очень заботился о народе, защищая его от татар и щедро наделяя деньгами обездоленных. Кроме того, он не щадил своей казны на выкуп пленных, которых татары уводили в Орду. Вместе с митрополитом Кириллом благоверный князь выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды — Сарае, русской епархии, чтобы оставшиеся в плену могли утешаться богослужениями. В 1248 году папа Римский отправил к благоверному князю посольство. Он убеждал святого Александра подчиниться его власти и позаботиться о приведении к католической вере всего народа.
Во время богослужения на сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла. Также возглашалась заупокойная ектенья о приснопамятном архимандрите Тихоне, архимандрите Александре, протоиерее Александре, воине Андрее и всех от века почивших православных христианах.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей
Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. группа посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году.
Благодарные потомки
- Последние новости
- Главная страница - Заступник земли русской: Александр Невский
- Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
- Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев
Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник
Была прочитана молитва святому князю Александру Невскому и молитва о Святой Руси. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. В пятницу 6-й седмицы Великого поста, 26 апреля 2024 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невкой Лавры епископ Кронштадтский Вениамин, совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского.
Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра
Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск. её земли и культуры. 13 мая 2021 года Россия отмечает знаменательную дату – 800-летие со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.
В день памяти Александра Невского
В 1240 году шведский король послал на Новгород большое войско под командованием своего зятя ярла то есть — князя Биргера. Помолившись Богу в Новгородском Софийском соборе, не достигший еще и двадцатилетнего возраста Александр отправился на битву с небольшим войском, которое напутствовал словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные на конях, а мы имя Господа нашего призовем! Стоявший ночью в дозоре воин Пелгусий, во Святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля на реке ладью, а на ней — святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба.
Святой Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Князь, ободренный рассказом воина, безбоязненно вступил в бой и с малой дружиной одолел шведов. Даже на другом берегу реки Ижоры, где не сражалась дружина Александра, полегло множество шведских воинов, пораженных невидимой силой.
За эту победу Александр был назван русскими людьми Невским.
Шесть портретных образов княжеских дружинников не претендуют на документальный исторический портрет, но опираются на данные, сохранившиеся в источниках тех лет, в "Житии Александра Невского" и других летописях. Исторические персонажи — герои битвы практически никогда ранее не изображались отдельно.
И впервые они предстают перед зрителем в живописной серии, созданной современным художником. Это позволяет ощутить далёкое событие не абстрактно и обобщенно, а сквозь призму конкретных человеческих судеб, через личности и характеры непосредственных участников битвы.
По мнению историков, сам ордынский хан хотел избавиться от талантливого военачальника, способного объединить русские земли. А вот согласно другой гипотезе Александра Великого в Орде отравил посол Ватикана! Римский престол по-прежнему хотел подчинить часть русских земель, а еще отомстить за поражение на Чудском озере. Известно, что до этого папа Иннокентий IV дважды предлагал князю принять католичество и заключить союз против татар. Невский от сотрудничества отказался. Представители Ватикана в окружении хана действительно могли подсыпать яд замедленного действия своенравному правителю. Но большинство специалистов склоняются к другой версии: Невского никто не убивал.
Возможно, причиной смерти стали слабое здоровье князя и низкий уровень медицины того времени. Почитаемый святой Дело в том, что продолжительность жизни в то время была невелика, человек мог заразиться и умереть от чего угодно. Историкам неизвестно, чем болел князь, но возвращался он уже в болезненном состоянии. Перед смертью Александр Великий принял монашеский постриг с именем Алексий. Его похоронили в одном из владимирских монастырей. Почти сразу после погребения появились легенды о чудесах, которые происходили рядом с мощами князя. А спустя 300 лет Невского официально причислили к лику чудотворцев.
Этот строй позволяет быстро прорвать оборону противника. Но у него есть недостаток: клин легко окружить. Чем Невский и воспользовался: полководец сосредоточил основные силы не в центре, а на флангах. Русские пехотинцы стаскивали рыцарей с коней крючьями и рубили топорами. Немцам пришлось отступить в сторону, где уже открылся лед. Считается, что в тот день утонуло множество рыцарей. Любопытно, но этот факт стал предметом спора между историками. Некоторые специалисты убеждены: на самом деле ни один крестоносец не утонул! В хрониках есть упоминание о том, что русские преследовали остатки отряда рыцарей по льду, но это могла быть корка льда на земле, образовавшаяся холодной ночью. Загадочная смерть Еще одна загадка, связанная с Александром Невским, — причина его смерти. По одной из версий, полководца отравили в Золотой Орде. В 1262 году князь отправился к хану, который собирался использовать русские войска для битвы за власть на Кавказе. И они в этом походе не участвовали", — объясняет кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов. Уже по дороге домой князь почувствовал себя плохо.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей
Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий.
Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду.
Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя.
По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.
Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой.
Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития.
Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда.
Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам.
Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом.
В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей.
Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти.
Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.
Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.
Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.
Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров.
О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так!
Александра Невского «За труды и Отечество» в наши дни как Высшей Российской общественной награды, коей отмечаются лучшие представители нашего общества, делами своими подтверждающие верность славным традициям наших великих предков. Значимое доброе дело, — продолжил Патриарх, — и написанная профессором Воловиком книга о святом защитнике России благоверном князе Александре Невском, вечно живом в памяти народной, во всех повседневных делах наших во благо Отечества». Благо Отечества… С этим связаны создание Воловиком Российского союза неправительственных организаций «Отечество» и Благотворительного фонда знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», которыми он руководит уже почти два десятка лет, издание исторического и общественно-политического альманаха «Россия. Москва Первопрестольная», а также редактируемого им журнала «Честь Отечества», наконец, руководство организацией и проведением Международного конкурса «Молодые таланты Отечества». В 2014 году за литературную деятельность А. Воловику была присуждена государственная премия РФ в области культуры. Естественно, часть из накопленного материала вошла во второе издание книги. Сейчас, после расширенного вступления ее открывает новый раздел «Строители государства Российского.
Легенды и были о Рюрике и рюриковичах». В обстоятельном рассказе о средневековой Руси Новгородской и Киевской прослеживается родословная Александра Невского до деда Рюрика по его матери Умилы — новгородского князя Гостомысла и его отца князя Буривоя. Конечно, рассказывается и о князе Олеге, вещем наставнике Игоря, ставшего великим князем Киевским, о его супруге святой Ольге, их сыне, князе-воине Святославе и внуке Владимире, ставшем Крестителем Руси. Владимиру-Крестителю, как и его потомкам Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху посвящены отдельные главы. Так прослеживаются этапы рождения, становления и развития из княжества Московского великого государства Российского… Серьёзно дополнены по сравнению с первым изданием главы и о победе на Неве, которая и принесла Александру Ярославичу почётное звание Невский, и о Ледовом побоище, которое учинил он на Чудском озере, надолго отвадив западных завоевателей — охотников пробовать русскую силу на пограничных рубежах. Однако к каждому юбилею Александра Невского, буквально каждые пять лет к очередной даже не «круглой» юбилейной дате непременно появляются жаждущие очернить святого князя — он, де, и родственник восточных ханов, во всяком случае, их ставленник и подручник. И победы-то его особого значения не имеют, так себе, региональные стычки. Да мало ли чего ещё… А что, был же он побратимом одного из ханов, который… принял потом православие и был даже признан святым.
Однако действительно было необходимо усмирять своих же соотечественников, пытавшихся сбросить проклятое иго, когда Русь ещё не созрела и могла просто сгинуть в очередном нашествии Орды, поэтому приходилось усмирять непокорных Александру Невскому, чтобы Русь сохранить. Так было, когда его брат Андрей, породнившись с Даниилом Галицким, поднял восстание, обернувшееся тяжким поражением и очередным разорением русских городов и сёл. Приходилось Александру «успокаивать» и родного сына Василия, отправленного им княжить в Новгород и поддавшегося стихийной новгородской «демократии вечевой».
Об этом рассказал клирик псковского храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Максим Васильев на круглом столе «День воинской славы России: Ледовое побоище 1242 год », который прошел 18 апреля в Поганкиных палатах в Пскове, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Александр Невский наречен святым за защиту православной веры. Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев.
Однако в более взрослом возрасте, Александр Невский прославился как дипломат, талантливый полководец, мудрый и сильный правитель. Православная Церковь прославила князя за служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний. Князь нашел дипломатические способы избежать войны с монголо-татарами, однако от мира и предложения союза от крестоносцев отказался.
Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Во времена язычества князь Александр проповедовал православную культуру.
Умер великий князь 27 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду. Где находятся мощи святого Через неделю после смерти, 6 декабря 1263 года тело Александра Невского похоронили в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. Только через более чем 100 лет, мощи Александра Невского были открыты для местного поклонения.
Хранятся мощи Александра Невского в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.
В Санкт-Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.
У входа в нижегородский Александро-Невский кафедральный собор святыню встретили представители духовенства во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, члены нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев и православные жители Нижнего Новгорода. Помощь в обеспечении порядка во время мероприятия оказывали православные волонтеры. Ковчег сопровождал наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов. Перед встречей митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, заботой и попечением оргкомитета по перенесению ковчега со святыми мощами великого князя Александра Невского, в год 800-летия со дня его рождения мы встречаем сегодня святыню в нашем богоспасаемом граде. Народная память особо отмечает святого князя, который сказал: «Бог не в силе, а в правде».
Русский народ всегда в своем сердце искал правду о Боге. Через это усердие святой благоверный Александр Невский, который жил в очень непростое время иноземного пленения и междоусобной брани, как правитель и воин сумел призвать благословение Божие на свои труды. И сегодняшнему Отечеству и народу очень важно сохранить этот духовный стержень, в своей жизни дать место промыслу Божию, призывать благословение Господне на свои благие труды во славу Божию, нашего Отечества, Матери Церкви», — сказал управляющий Нижегородской епархией. Ковчег установили в центре Александро-Невского кафедрального собора, после чего митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию. Ему сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов , первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, благочинные округов и другие клирики Нижегородской епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая Кутепова , а также ученики Александро-Невской православной гимназии. По завершении Божественной литургии глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Архипастырь поблагодарил организаторов за предоставленную нижегородцам возможность поклониться мощам святого благоверного великого князя Александра Невского. Управляющий Нижегородской епархией напомнил, что святой благоверный князь Александр Невский был не только правителем Русской земли, воином, дипломатом, но и монахом: «Из жития мы знаем, что он не проводил время в уединении, посте и особой молитве, а занимался государственным устроением в то время, когда Русская земля была в иноземном ордынском пленении, во время междоусобной брани. Он не ушел в пустыню, не уединился, а участвовал в военных походах, будучи в Орде, претерпевал унижения ради Господа, своей земли и народа.
В то тяжелое время святой князь Александр Невский помнил, что Русская земля оказалась между молотом и наковальней, с Востока шли ордынцы порабощать русский народ, а с Запада — опасность смены православной веры на католическую.
Благо Отечества… С этим связаны создание Воловиком Российского союза неправительственных организаций «Отечество» и Благотворительного фонда знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», которыми он руководит уже почти два десятка лет, издание исторического и общественно-политического альманаха «Россия. Москва Первопрестольная», а также редактируемого им журнала «Честь Отечества», наконец, руководство организацией и проведением Международного конкурса «Молодые таланты Отечества».
В 2014 году за литературную деятельность А. Воловику была присуждена государственная премия РФ в области культуры. Естественно, часть из накопленного материала вошла во второе издание книги.
Сейчас, после расширенного вступления ее открывает новый раздел «Строители государства Российского. Легенды и были о Рюрике и рюриковичах». В обстоятельном рассказе о средневековой Руси Новгородской и Киевской прослеживается родословная Александра Невского до деда Рюрика по его матери Умилы — новгородского князя Гостомысла и его отца князя Буривоя.
Конечно, рассказывается и о князе Олеге, вещем наставнике Игоря, ставшего великим князем Киевским, о его супруге святой Ольге, их сыне, князе-воине Святославе и внуке Владимире, ставшем Крестителем Руси. Владимиру-Крестителю, как и его потомкам Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху посвящены отдельные главы. Так прослеживаются этапы рождения, становления и развития из княжества Московского великого государства Российского… Серьёзно дополнены по сравнению с первым изданием главы и о победе на Неве, которая и принесла Александру Ярославичу почётное звание Невский, и о Ледовом побоище, которое учинил он на Чудском озере, надолго отвадив западных завоевателей — охотников пробовать русскую силу на пограничных рубежах.
Однако к каждому юбилею Александра Невского, буквально каждые пять лет к очередной даже не «круглой» юбилейной дате непременно появляются жаждущие очернить святого князя — он, де, и родственник восточных ханов, во всяком случае, их ставленник и подручник. И победы-то его особого значения не имеют, так себе, региональные стычки. Да мало ли чего ещё… А что, был же он побратимом одного из ханов, который… принял потом православие и был даже признан святым.
Однако действительно было необходимо усмирять своих же соотечественников, пытавшихся сбросить проклятое иго, когда Русь ещё не созрела и могла просто сгинуть в очередном нашествии Орды, поэтому приходилось усмирять непокорных Александру Невскому, чтобы Русь сохранить. Так было, когда его брат Андрей, породнившись с Даниилом Галицким, поднял восстание, обернувшееся тяжким поражением и очередным разорением русских городов и сёл. Приходилось Александру «успокаивать» и родного сына Василия, отправленного им княжить в Новгород и поддавшегося стихийной новгородской «демократии вечевой».
Мудрый Александр, неоднократно побывав в Орде, представлял без иллюзий силовые её возможности. К тому же понимал, что Орда непременно ослабнет, когда расколется на улусы многочисленных потомков Чингисхана.
Оно будет состоять из молебна, концертной части, мы планируем выступление звонарей международного центра колокольного искусства, выступление государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица», праздничное песнопение архиерейского хора Тихвинской епархии», - рассказал Андрей Панов. Историк религии, архивист, доктор исторических наук Михаил Шкаровский пояснил, что в 1723 году мощи Александра Невского по указу Петра Великого перенесли из Владимира в Петербурге. В сентябре 1723 года они прибыли в Шлиссельбург и остались на год здесь. А 12 сентября следующего года мощи оказались в Александро-Невской лавре. В следующем году выйдет книга, посвященная этому событию", - добавил он.
В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал Санкт-Петербург под небесное заступничество благоверного князя, его мощи были перенесены в новую столицу. В честь святого Александра Невского по всей России построено множество храмов. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Память о нем совершается 6 декабря и 12 сентября по новому стилю перенесение мощей из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В 2021 году будет праздноваться 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Соколов А.
Благоверный князь Александр Невский
Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. Более сорока фотографий покажут посетителям выставки образы Александра Невского, святого защитника и небесного покровителя Русской земли, в убранстве Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Воскресения Христова Спас на Крови. В этих храмах многочисленные изображения святого Александра Невского выполнены лучшими мастерами живописи, бронзы, мозаики. Представленные фотографии созданы замечательными современными профессиональными фотохудожниками, благодаря их работе у зрителя появилась уникальная возможность рассмотреть фрагменты произведений с изображениями образов Александра Невского, в том числе находящихся в соборах на большой высоте, во всех подробностях и оценить размах и грандиозность убранства памятников. Несмотря на сложность съемочного процесса фотографам удалось в полной мере передать замысел мастеров искусств прошлых столетий, оставивших в пространствах Исаакиевского и Сампсониевского соборов, а также храма Воскресения Христова, исключительные свидетельства своего почитания святого благоверного князя, небесного покровителя Северной столицы. Выставку можно увидеть в Музее-заповеднике «Музей Мирового океана», экспозиционно-выставочный комплекс «Пангауз», Калининград, наб.
Да, это был Александр Невский, спасший его от тюрьмы, а жену в очередной раз от больницы.
С тех пор муж стал регулярно ходить в храм на службы, пить бросил. На память остался лишь шрам на руке, как предупреждение. А ведь женщина ни разу ни о чём не попросила святого, да и икона благоверного князя попала к ней совершенно случайно. Лишь потом поняла, что у Бога не бывает случайностей. Пулю остановила икона Словно продолжая разговор, молодой парень, стоявший поблизости, рассказал свою историю. Он как-то читал об этом святом, бабушка давала книжечку.
Когда пришло время идти в армию, старушка, благословляя внука, вручила ему небольшую иконку. Вкладывая икону в руки внука, сказала: «Он будет рядом, когда станет тяжело, держи её у сердца». Служить ему пришлось на Кавказе. Однажды ночью на их позиции напали враги, завязался бой. Пули свистели так, что порой они казались какой-то сплошной стеной металла. Парень пытался перебежать из одного укрытия в другое, и вдруг он почувствовал сильный удар в область сердца.
Сразу не придал значения, а когда достал из нагрудного кармана бабушкин оберег, потерял дар речи. В тоненькой картонной иконке застряла пуля. Ребята-сослуживцы тоже это видели. Иначе, как чудом, это назвать нельзя. До этого ему казалось, что разговоры про современные чудеса святого Александра Невского — это просто народные байки.
Наумчиковой В. Россия — страна славная своей историей, героическим военным прошлым, именами воинов и полководцев — отважных защитников Отчизны. Александр Ярославович Невский вошел в историю как великий полководец, князь Киевский, Новгородский и Владимирский.
О таком даже враг рода человеческого не мечтал, наверное. Ну прямо как в том анекдоте — помните? А в это время не менее удивленный бес из-под лавки обиженно басит: «вот честное слово, отец-игумен, даже я до такого бы не додумался» … Мне кажется данному решению раскольников из ПЦУ даже бесы в аду аплодируют, причем стоя. Ибо с такими, с позволения сказать, христианами никакие бесы не нужны. Они сами всё за них сделают. Сами подумайте, может ли Церковь, которая служит Господу, — в угоду политической конъектуре, в угоду интересам глобальных финансовых корпораций, которые развязывают конфликты по всему миру ради рынков сбыта и дешевых ресурсов, — так вот, может ли подлинная Церковь Христова взять и в угоду этим абсолютно земным интересам и мирским амбициям отказаться от своих святых, в честь которых освящены десятки и десятки храмов, и которых прославляли многие и многие столетия? Вы только посмотрите на эту карту храмов в честь Александра Невского на Украине. Многим из них по несколько веков. Ответ очевиден. Подлинная Церковь Христова никогда на это не пойдет, никогда не отречется от своего многовекового духовного наследия ради сиюминутного политизированного конфликта. Уж насколько в период Византийской империи были непростыми отношения между различными христианскими народами и царями, но ни Константинопольской Церкви, ни Иерусалимской, ни Александрийской, ни Антиохийской, ни Болгарской, ни Сербской, ни Русской, никакой иной даже в голову не приходило люстрировать святых или вымарывать их имена по политическим или национальным признакам. В свое время Кирилл Александрийский был весьма строгим идеологическим оппонентом Константинопольского архиепископа Иоанна. И, тем не менее, Церковь чествует обоих как величайших святителей. Ибо Правда Христова выше земных амбиций и политических контекстов. В разные времена на византийском престоле восседали святые императоры и православные святители, которые, — с точки зрения национально-освободительных движений каких-нибудь малых народов, входивших в орбиту Константинополя, — могли в свое время что-то говорить или как-то действовать не вполне комплементарно. И, тем не менее, у православных славянских народов, у сирийцев и арабов, даже у христиан Западной Европы неразделенного периода — есть общие единые святые, признаваемые вне всякого политического контекста, исторического нарратива или острого дискуссионного поля.
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского
Святой князь Александр Невский за 42 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России.