Новости в советскую эпоху нормой стало

"Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка".

Самые популярные газеты в СССР

Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо.

Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности

В стране действовал Клуб интернациональной дружбы — добровольное общество, существовавшее практически при всех советских учебных заведениях и дворцах пионеров. Его целью были внутрисоюзные и международные контакты со сверстниками. Многие жители страны писали письма актерам, ведущим телепрограмм, певцам, писателям, спортсменам, космонавтам и даже высшему руководству страны. Радиоточка вместо push-уведомлений Контент недоступен Проводному вещанию в СССР придавали очень большое значение, ведь радио служило не только источником информации и развлечений — новостей, объявлений, прогнозов погоды, музыки и радиоспектаклей — но и важным инструментом гражданской обороны. Система предусматривала включение громкоговорителей уличного оповещения и сирен на случай чрезвычайного происшествия или войны.

Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. В годы Великой Отечественной войны проводное вещание оставалось практически единственным источником информации.

Социализм с экранов скорее обострял переживаемые людьми тяготы, становясь предтечей всенародного разочарования в социалистическом проекте. В феврале 1989 года в редакции «Московских новостей» проводился круглый стол о природе сталинизма, где сотрудницей издания Людмилой Сараскиной был задан знаковый вопрос: «И всё-таки сталинизм — это явление инородное для русской революции, для социализма или укоренённое в них? В этом вопросе отразилось смещение общественного мнения. Оно ещё делило коммунистическое учение на ленинизм и сталинизм, но само это учение стремительно теряло свою неприкосновенность в глазах общественности. Московские студенты спрашивали парламентариев: «Какова судьба нашей страны? Каковы уроки 1917 года?

Как нужно относиться к талонной системе? Неудовлетворённость, остающаяся после просмотра этого выпуска, вызвана не столько данными ответами, сколько озвученными вопросами. Первая полоса газеты «Московские новости» от 20 января 1991 года о событиях в Вильнюсе Первая полоса газеты «Московские новости» от 20 января 1991 года о событиях в Вильнюсе Тем временем в Ленинграде сумасшедшей популярностью пользуется телепередача Александра Невзорова «600 секунд». В левом правом углу счётчик отсчитывает секунды до конца программы, пока ведущий рассказывает о гниющих продуктах на складах при пустующих прилавках, о том, куда из морга деваются золотые зубы покойников, о маньяках и их жертвах. Читайте также наш материал «Александр Невзоров. Спектакль длиной в жизнь». Вся эта круговерть находилась под пристальным вниманием западных стран, которые вплоть до 1987-го недополучали информацию о происходящем в СССР. Сообщения от ТАСС поступали с большой задержкой: ведь вся без исключения информация подвергалась утомительнейшей редакции — проверялась и перепроверялась, из-за чего говорить об актуальности не приходилось, как, впрочем, и о неангажированности.

В этих условиях Запад обращает внимание на первое в Советах независимое информагентство «Интерфакс», самиздатовские газету «Экспресс-хроника» и журнал «Гласность». Информагентство с самого начала ориентировалось на политиков и бизнесменов, за плату передавая новости зарубежным изданиям при помощи только вот появившихся телефаксов, а позже при помощи сети SprintNet. Если для иностранных источников сообщения от «Интерфакс» обрисовывали картину в верхах и в целом по стране, то информация, получаемая от «Экспресс-хроники» и «Гласности», характеризовала настроения низовой бюрократии. Оба издания были непримиримыми противниками как чиновничьего аппарата, так и Политбюро Горбачёва. Оба издания были правозащитными, их главными темами были репрессии и властный произвол — из-за международной известности «Гласности» её изобличающие материалы всё же приводили к необходимым подвижкам и порой некоторым решениям давали откат. Газета «Экспресс-хроника» Газета «Экспресс-хроника» Становилось заметно, что репрессивное начало всё более отчуждается от общества: если раньше кампания против начиналась в печати, то к 1989 году партия почти полностью потеряла контроль над руководством СМИ, а тем более над отдельными журналистами. Без конструируемого общественного фасада стало очевидно, что партия состоит из соперничающих группировок, делящихся на консерваторов и либералов. Журналистика уже не пыталась целенаправленно создать реальность, её нескончаемый новостной поток определялся средой, которую она населяла.

Созданная 9 августа 1990 года радиостанция «Эхо Москвы» тогда ещё «Радио-М» была ярким тому примером — она была изначально задумана в качестве конкурента иностранным радиостанциям за советский коммерческий эфир. Рыночное мышление позволило разным изданиям транслировать самые разные точки зрения: «600 секунд» Невзорова в 1990-ые склонились в сторону русского национализма, ведущие «Взгляда», в обход цензуры, сняли подпольный выпуск с критикой Политбюро из-за событий в Вильнюсе в 1991 году. Попытка Августовского путча, так или иначе стремившегося восстановить советский строй, натолкнулась на резкое неприятие этих новых СМИ.

Подобная карточная система питания существовала и в СССР, так что думаю все, кто хочет "вернуться назад в СССР" будут довольны — можно будет ходить в магазины с карточками и получать по ним сахар и водку Что самое интересное — фанаты СССР любят рассказывать, что мол карточная система появилась уже в "проклятые девяностые", когда "проклятые либералы и Мишка-меченый довели страну до ручки". Разумеется, это неправда, и лучше всего об этом говорят исторические факты — карточная система распределения в том или ином виде существовала всю историю СССР, а то, что было в восьмидесятые-девяностые — просто лучше запомнилось, так как произошло при жизни нынешних поколений. Итак, в сегодняшнем посте мы посмотрим, как в СССР питались по карточкам, узнаем с чего это началось и подумаем, что со всем этим делать. В стране победившей революции. Люди, не интересующиеся темой, не слышали об этом — но самые первые продуктовые карточки появились в России не во времена Перестройки и даже не во времена Второй мировой войны, а больше ста лет назад — весной 1916 года. К этому времени Российская Империя была уже сильно истощена войной, как психологически, так и экономически — в стране начался продовольственный кризис, и была введена карточная система.

В частности, существовали талоны на сахар — так как сахаропроизводящие заводы Польши оказались в зоне боевых действий. После переворота 1917 года был тут же построен коммунизм карточная система накрыла всю страну — в отдельных районах страны по талонам распределялся даже хлеб, и продолжалось так до 1921 года. В 1921 году начался НЭП, страна вздохнула немного свободнее и карточки отменили. Однако с приходом к власти великого агронома и языковеда НЭП был свёрнут, и карточная система была введена снова — товаров на всех попросту не хватало. Помимо, собственно, карточной системы, при "великом вожде" существовали так же нормы отпуска товаров в одни руки — так, к примеру, с апреля 1940 года один покупатель мог купить не более 1 килограмма мяса и не более 0,5 килограмма колбасы. Напомню, что в 1940 году со времен переворота прошло уже 23 года — но страна, как видите, так и не стала жить по-человечески.

Деревень больших, колхозов, было множество в стране, ферм, коровников, совхозов, все работало вполне. Бесплатно людям выдавали, дома, квартиры на совсем, в стране Советской люди знали, найдут работу без проблем. Секции, кружки и курсы, все бесплатно для детей, Ведь страна свои ресурсы, направляла для людей.

В школу в форме мы ходили, в фартуках и пиджаках, Красный галстук мы носили и портфель несли в руках. Уважаем был учитель, он нам знания давал, жизни наш путеводитель, за это денег он не брал. Спортсмены наши удивляли, рекордов брали вышину, Под красным флагом выступали, не за деньги, за страну. Депутат был из народа, из ткачей и работяг, Из колхозников, с завода, без охраны, не «варяг». Певцы, певицы с голосами, со смыслом пели все года, И так душевно исполняли, их песни с нами навсегда.

История отечественной журналистики -2007 год

А уже в 1936 году скрывающиеся от алиментов превратились в настоящих монстров и героев сатиры. То есть у одного человека первый ребенок мог родиться, когда о его судьбе можно было не беспокоиться, а второй — когда из-за такого же отношения к детям он становился преступником. У людей просто не существовало такого понятия, как неприкосновенность частной жизни. Власть вмешивалась абсолютно во все ее аспекты и находила этому объяснение: удовлетворяй мужа раз в 7—10 дней , потому что коммунистка; роди , потому что этого требует партия; воспитывай, как сказал Макаренко; отпусти ребенка на войну, потому что это твой долг. Право на сексуальность существовало только в первые годы СССР, затем отобрали и его. Из прессы исчезают темы о менструации, а разговоры о «половой жизни» полностью поглощаются медицинскими статьями о том, «как жить, чтобы быть плодоноснее». Будут приняты во внимание также письма из Житомира». В 1984 году в Москве треть мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 лет оказались одинокими. А в целом по стране людей брачного возраста, не состоящих в браке, стало более 40 миллионов. Молодые люди СССР перестали строить отношения, а разведенные не заводили новых.

Люди не умели говорить друг с другом об ожиданиях и потребностях, а также мало кто получал удовольствие от секса и прорабатывал свои детские травмы. Разорвать брак, который не приносит ничего хорошего, стало самым простым решением. В 80-х годах о психологических проблемах населения стали писать психотерапевты в отдельной рубрике «Работницы», где разбирали «типичные» обращения граждан. Правда, разговор с обществом через прессу велся в консервативном традиционалистском ключе: «Психологический климат семьи — это главным образом женское дело»«В поисках совместимости», «Работница», 1987 год. По сравнению с этим «мужской разговор» выглядит откровением: «Что ж, девушки, жены, матери — они вправе предъявить нам свой счет. Но они ведут разговор со своей позиции: какими ОНИ хотят нас видеть, как ИМ хотелось бы, чтобы мы себя вели. Что ж, наверное, и вправду настало время для серьезного мужского разговора. Чего МЫ сами, мужчины, ждем от себя? Что считаем достойным своего мужского имени, что — нет?

Для тех, кто не мог пойти к только набирающим популярность и еще малочисленным психотерапевтам, открылся телефон доверия. По телефону доверия обращались с тысячами вопросов: «Почему жена не избавит меня от гиперопеки моей матери? В целом психотерапевты были настроены оптимистично, они пришли в выводу, что повальное одиночество — это нормальная эволюция взаимоотношений: «Было время, когда вне семьи человеку трудно было прожить. А психологические потребности супругов — в моральной и эмоциональной поддержке, в тесном общении, в развитии личности — жизнь отодвигала на задний план. В наши же дни житейские проблемы уже не так сплачивают людей. Прожить можно и друг без друга. Но зато в каждом современном человеке необычайно возросла потребность быть понятым». Теперь журнал дает домашнюю работу — просит ответить на вопросы анкеты и «подумать, зачем вы друг другу». Как менялось отношение к сексу в России за последние 100 лет Письмо вместо психотерапии Пока малочисленная часть населения решила все-таки заняться психотерапией, чтобы разобраться в себе, остальные люди стали просто писать в газеты: о ссорах с партнерами, о детях, о счастье, об одиночестве.

Опубликованное письмо, в котором девушка рассказывает о ссоре с парнем и просит совета, собирает 2000 отзывов. Люди, вместо того чтобы решать проблемы, сочли, что проще выставить четкий список требований к партнеру и найти максимально похожего — того, кто готов сразу принять правила игры. Начать дискуссию об объявлениях помог и кинематограф, внимательный к изменениям в стране.

Пенсионеры сожалеют, что уходят в прошлое традиции семейных обедов, которые были характерны прежде. Для приема пищи у советских граждан назначалось конкретное время, к которому все собирались за столом. Теперь же члены семей часто обедают врозь, когда кому удобно.

В часы пик в вагонах метро или пригородных электричках трудно было встретить пассажиров без книжек. Однако неподдельный интерес к печатному слову не имел ничего общего с покупкой целых собраний сочинений для украшения интерьера. Кроме того, советские граждане записывались в библиотеки, куда увлеченные читатели ходили не реже двух раз в месяц. Мы жили в эпоху очередей, но о некоторых из них сейчас приятно вспомнить. В частности, это очереди в библиотеках. Люди действительно увлекались чтением.

На некоторые книги записывались за месяц. Особым спросом пользовались научно-популярные, литературные, спортивные и детские издания. Женщины читали журналы, к которым прилагались выкройки и схемы вязания. Рукодельницы шили по ним оригинальные наряды.

Свернуть Вера в светлое коммунистическое будущее не только СССР, но и всего мира, ярко проявилась в жанре научно-социальной фантастики. Первым произведением такого рода стал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», написанный в середине 1950-х гг. В нём автор описывает развитие Земли как части галактического содружества цивилизаций — «Великого Кольца». Широкую популярность у почитателей этого жанра получили романы братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Первая их совместная книга — «Страна багровых туч» — вышла в 1959 г.

Но всё же основной темой для литературы и искусства периода оттепели стал человек с его духовными ценностями и исканиями, переосмысление недавнего прошлого страны, проблем в развитии советского общества. В литературе начал развиваться новый жанр — деревенская проза. Представители этого направления — Валентин Овечкин, Фёдор Абрамов, Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин в раннем периоде творчества — отказались от «лакировки» колхозной действительности, сосредоточили внимание на переосмыслении драматической судьбы крестьянства, русской деревни в 20-м веке, нравственных проблемах, взаимоотношении человека и природы. Большую роль в развитии этого жанра сыграла публикация в журнале «Новый мир» рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Шукшин и В. Белов, 1973 г. Фотография И. Гневашева С конца 1950-х гг. Начало ей положили так называемые «исповедальные повести» в журнале «Юность».

Их героем стал молодой образованный горожанин, вчерашний школьник, студент, — начитанный, критически мыслящий, внутренне свободный молодой человек. Эта тематика нашла широкое отражение и в советском кинематографе. Именно такие молодые люди были представлены в фильмах Георгия Николаевича Данелии 1930—2019 «Я шагаю по Москве» 1964 г. Фрагмент съёмок фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г. Из коллекции Мосфильма Возрастание роли науки, вера в её возможности изменить жизнь общества вела к романтизации учёных, особенно физиков. О людях науки начал рассказывать Даниил Гранин в повести «Искатели». В 1960-е гг. Лучшим фильмом 1962 г. Картина была посвящена работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях.

Процесс десталинизации дал возможность обратиться к теме репрессий. Но ещё ранее, в 1956 г. Рассказ об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем чиновников, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете, вызвал большой резонанс. В развернувшейся дискуссии принял участие и Хрущёв. Из произведения Н. Хрущёва «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» «В его [Владимира Дудинцева] книжке «Не хлебом единым», которую сейчас пытаются использовать против нас реакционные силы за рубежом, предвзято надёрганы отрицательные факты и тенденциозно освещены с недружественных нам позиций. В книжке Дудинцева есть и правильные, сильно написанные страницы, но общее направление книги неверно в своей основе. У читателя создаётся впечатление, что автор этой книги не проникнут заботой об устранении увиденных им недостатков в нашей жизни, он умышленно сгущает краски, злорадствует по поводу недостатков. Такой подход к изображению действительности в произведениях литературы и искусства есть не что иное, как стремление показать её в извращённом виде, в кривом зеркале».

Задания Как вы поняли, что именно вызвало возмущение у Хрущёва в книге Дудинцева? В чём Хрущёв видел предназначение литературы? Важное место в искусстве и литературе этого периода занимала тема Великой Отечественной войны. Продолжалось развитие так называемой «лейтенантской прозы». Писатели, прошедшие войну в звании младших офицеров, обращались к собственному фронтовому опыту. На первом плане в их произведениях — не героизация событий, а интерес к личности, попавшей на войну, осмысление пережитой трагедии. Василь Владимирович Быков 1924—2003 , 1944 г. Фотография неизвестного автора Снижение пафоса при изображении войны не привело к снижению драматизма, скорее, наоборот, придало ему трагедийную силу. Такую оценку можно дать и фильму «Судьба человека» Сергея Фёдоровича Бондарчука 1920—1974 , также участника войны.

Фильм был снят по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Сергей Бондарчук был не только его режиссёром, но и снялся в главной роли — шофёра Андрея Соколова, прошедшего ад фашистского концлагеря и потерявшего на войне всю свою семью. Сергей Бондарчук в роли Андрея Валько. Кадр из фильма «Молодая гвардия» Судьбе человека на войне были посвящены художественные фильмы «Летят журавли» режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г. Их высоко оценили не только советские, но и зарубежные зрители. Но такое изображение войны — не как подвига, а как трагедии — далеко не всегда устраивало советское партийное руководство. Показательна в этом отношении судьба романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Явный антисталинский характер романа вызвал резкую реакцию. Рукопись и черновики были конфискованы КГБ и уничтожены.

Суслов, отвечающий за идеологическую работу, ответил, что об этом «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет.

Его организация была возложена на акционерное общество «Радиопередача», учредителями выступили Наркомпочтель, Всероссийский электротехнический трест заводов слабого тока, РОСТА. Формой организации было акционирование, типичное для периода Новой Экономической Политики. Идеологический контроль над материалом, поступающим в эфир, осуществлялся Наркомпросом. Относительная свобода первых лет работы советского радио была связана, прежде всего с тем, что технические возможности вещания были несовершенными — передачи шли в прямом эфире. Традиционная «печатная» цензура приспосабливалась к новому формату с большим трудом. Популистские по сути, однако, задействовавшие много людей одновременно «Радиогазеты» и «Радиомитинг» — как самая популярная из её составляющих в 20-е годы создавали некоторую возможность общественной дискуссии и обмена мнениями: «безграничные интонационные средства человеческого голоса, способного вобрать в себя всю палитру мыслей и чувств» [4] строгой цензуре не поддавались. Уже к 1925-му году структура «Радиогазеты» окончательно оформилась и состояла из постоянных рубрик: «Что нового за границей», «По Союзу Советских Республик», «Что слышно в Москве? Реальностью стали мечты Велимира Хлебникова: «Вершины волн научного моря разносятся по всей стране к местным станам Радио, чтобы в тот же день стать буквами на тёмных полотнах огромных книг, ростом выше домов, выросших на площадях деревень, медленно переворачивающих свои страницы» [5] Цензура Самые первые постановления Главлита, касавшиеся цензуры в СМИ, носили разъяснительный характер, устанавливали канон для оценки тех или иных явлений в жизни молодой советской прессы: «Своеобразные условия пролетарской диктатуры в России, наличие значительных групп эмиграции, усилившиеся благодаря новой экономической политике, материальные ресурсы у наших противников внутри Республики, создали благоприятную для них атмосферу в выступлении против них в печати.

Цензура является для нас орудием противодействия растлевающему влиянию буржуазной идеологии» [6] Однако к середине десятилетия перемены коснулись уже организации самого дела: 2-го ноября 1925 годы вышел приказ по правлению акционерного общества «Радиопередача» о категорическом запрещении входить в радиостудию во время передач и репетиций, для того, чтобы ограничить и пресечь всякую возможность информационной диверсии. Полностью деятельность «Радиопередачи» была приостановлена в 1928-м году, в рамках общей концепции «Реорганизации системы радиовещания». Такие эфирные формы, как радиогазета и радиомитинг были запрещены к середине 30-х гг.

Читайте также

  • Была ли свобода информации в СССР?
  • «В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»
  • Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время
  • Журналистика периода "оттепели"
  • Телефон не роскошь, а средство общения

Продуктовый заказ

  • Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период? / Оффтопик / iXBT Live
  • «Футбол-Хоккей»
  • Сайт об истории и не только
  • «Новости» – ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ
  • Домашний телефон
  • Апокалипсис-1990: «настоящее», «прошлое», «будущее» в литературной публицистике

«Правда» и «Известия»

Жесткий характер советской цезуры обусловил завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе идеологического надзора. В дальнейшем “Известия” стали уважаемым печатным изданием, которое широко освещало жизнь как за рубежом, так и в границах Советского Союза. К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти.

Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают

Но больше всего влиянию были подвержены дети. Дозорники Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. История пионера, который в возрасте 13 лет якобы разоблачил преступления отца-кулака и был за это убит его родственниками, стала культовой в СССР. О нём слагали песни в том числе знаменитый Сергей Михалков, который позднее участвовал в написании советского гимна и поэмы, писали книги, ставили спектакли и даже оперу. При этом Морозов был лишь одним из многих детей-доносчиков. В 1933 году, спустя год после гибели Павлика, газета «Пионерская правда» написала о новом герое — Мите Гордиенко из-под Ростова-на-Дону. Школьник доносил на своих односельчан, которые собирали опавшие колоски на колхозном поле в то время уже действовал так называемый «закон о трёх колосках», по которому могли казнить даже за кражу нескольких зёрен. По одному из доносов арестовали двух человек, мужчину и женщину. Её в итоге приговорили к десяти годам лагерей, его — к расстрелу. Гордиенко за свой подвиг получил именные часы, пионерский костюм и подписку на газету «Ленинские внучата». Известен также Проня Колыбин, который в похожих обстоятельствах донёс на собственную мать.

Женщина получила срок, а мальчика отправили отдыхать в Артек. Воровали и воруют колхозное добро. Например, мой отец Григорий Семёнович вместе с Кузнецовым, бригадиром первой бригады, и сродником, кулаком Фирсовым В. Ночью, когда все засыпали, к отцу являлись его друзья — бригадир Кузнецов Кузьма и Фирсов В. Все трое отправлялись воровать. Бригадир Кузнецов всё время назначал моего отца в Спасск к колхозным хлебам. Воза всё подвозили к нашему двору. Эти мошенники с возов брали хлеб. А в воза насыпали землю весом столько, сколько брали хлеба. Хлеб прятали в пустой избе, потом его продавали», — утверждала девочка.

После её доноса на скамье подсудимых оказались 16 человек. Балыкин и Фирсов получили по 10 лет заключения строгого режима, остальных обвиняемых приговорили к разным срокам исправительных работ. Поступок Оли Балыкиной стал примером для нового движения дозорников, которое по сути представляло собой кузницу пионеров-осведомителей. Детей учили следить за всеми подряд — за односельчанами, собирающими на уже убранных полях колоски для своей голодающей семьи, ненавистными советскому строю кулаками, за соседями и родителями. Даже появилась книга «Юные дозорники», представлявшая собой инструкцию по правильному доносительству. В ней пионерам объясняли, как выявлять врагов народа и куда о них сообщать. Согласно одной из рекомендаций, донос следовало лично отвести на железнодорожную станцию и опустить в почтовый вагон проходящего поезда, чтобы враги не смогли перехватить письмо на почте. Рупором движения была «Пионерская правда». Её редактор Андрей Гусев якобы даже ставил пионерам в пример мальчика, донёсшего на директора школы, который задал детям антисоветскую задачку: «Всего в селе было 15 лошадей, а когда люди вступили в колхоз, то 13 лошадей сдохли. Сколько лошадей осталось?

Они полны недовольством. В письмах читатели выразили своё возмущение тем, что местные чиновники нередко ещё путают «государственный карман со своим собственным». Эти пассажи, а их в статье было немало, тут же вызвали широкую дискуссию в обществе. Цитаты из статьи составили фонд «вражеских голосов», а на саму Самолис давили и продолжали давить даже в обход положительному мнению Горбачёва о её статье. Эксцессы реакции сопровождали весь перестроечный период, причём это необязательно было связано с желанием чиновников снять личную ответственность.

Мотивы бывали и посложнее. Ярким примером было освещение в СМИ Чернобыльской аварии. Зачитанное 29 апреля 1986 года в эфире программы «Время» сообщение из 23 слов долгое время было всей известной общественности информацией. Первым отправившемся туда журналистом был корреспондент «Правды» Владимир Губарев, который в своих воспоминаниях говорил о том, что руководство страны долго не могло понять, что же именно произошло, подозревая, что снизу им врут. Тогда-то и сложились условия, когда сверху транслировались идеи «нового человека», «гласности» и, в конце концов, «перестройки», и пресса получила мандат на смещение акцентов с описаний партийных планов к бурной полемике об их исполнении.

Опять же, нужен был только повод, и с этим задалось — это и разгромная статья идеолога перестройки Александра Яковлева в «Правде», ответ на оправдывающее сталинизм письмо в «Советской России», и громкие расследования коррупции в Узбекской ССР, на то время пришлись ещё и кадровые перестановки, в том числе и в руководстве СМИ. За перестроечный период сложилась удивительная ситуация, когда центральная печать стала для либерального крыла Политбюро настоящим ленинским «организующим» началом — факт публикации материала отзывался во всех слоях советского общества смыслом «об этом можно говорить! Пафосно, но иначе ещё не получалось: в то время «Московские новости» и журнал «Огонёк» мешали громаду официоза с раскрепощением. Вместе с лозунгом «Трезвость — оружие революции! Прибегание к просторечию сокращало дистанцию между журналистами и читателями.

Только после фраз «я убеждён» или «на мой взгляд» силуэт партии мерк. Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране». За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни. Раскрепощаемую авторством советскую историю публикуют литературные журналы. Экспрессии последних трёх достаточно, чтобы на краткий миг свести пафосы самиздата и официальной печати, но дальше они идут разными путями.

Перестроечный плакат Перестроечный плакат Витринные «Московские новости» продвигали идею возвращения к революционному пути Ленина. Газета противопоставляла фигуру Ленина личности Сталина. Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком. Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов.

За первый год существования в газете были помещены 13 публикаций, не просмотренных цензурой. Дважды цензорам — А. Смирнову и А. Юферову — выносился выговор за невнимательное прочтение номера. Газету Шрейера в цензурном ведомстве характеризовали как бьющую на скандал, ориентированную на низшие круги общества. В начале издания Н. Редактором газеты был утвержден бывший издатель «Производителя и промышленника» Н.

После четырехлетних прошений в Главное управление по делам печати Нотович впервые подписал номер Н. Издатель обратился в Главное управление по делам печати с уверением, что подцензурная редакция не получала никаких официальных инструкций. Распоряжение министра внутренних дел было отменено, цензору Смирнову сделано замечание. Нотович подал прошение об освобождении Н. Решающую роль сыграло исключительное положение Н. Среди первых нарушений бесцензурных Н. Герцена в июльском фельетоне и обнаруженная младшим инспектором типографий незаконная розничная торговля газетными номерами в чайной и табачных лавках.

В 1880 г. Газету цензуровали Е. Богданов, В. Ведров, П. Голохвостов, С. Коссович, Н. Лебедев, Н.

Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей.

В 1968 г. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П.

Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В.

Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека. Передачи телевидения различались в зависимости от канала. На первом канале преобладала общесоюзная информационная, общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч и визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время».

Как расквитаться с врагом

  • Заметки на полях: о чем писали газеты в СССР накануне Второй мировой | Статьи | Известия
  • Продуктовый заказ
  • Навигация по записям
  • 50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны | Аргументы и Факты
  • СССР старые новости.

Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР

История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР 22 апреля) стал Днём советской печати.
«Правда» и «Известия» Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ.
Новости СССР listen online. Music Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи.
Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя.

«Перемен требуют наши сердца»

Советские учёные добились выдающихся успехов в естественных науках: семь исследователей в этот период стали лауреатами Нобелевской премии. Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. Первое мая давно стало символом весны, но мало кто знает, почему важная дата празднуется именно в этот день. В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо.

СССР старые новости.

Их знакомство обычно происходило уже в лагерях. Революционное сообщество, которое могло бы стать значимым общественно-политическим фактором, в СССР так никогда и не возникло. Впрочем, в некоторых республиках — в Армении, Азербайджане, Молдове, отчасти в Грузии и Эстонии — именно подпольные кружки националистического толка так до конца и остались наиболее распространенной формой конфронтации с государственной властью. Оппозиционная политическая активность проявлялась не только в деятельности подпольных кружков.

Еще в 1950-е, задолго до того, как открытое диссидентское поведение стало нормой общественной жизни для относительно больших групп людей, кое-кто решался и на публичные выступления политического характера см. Основная конфронтация мыслящей части советского общества с властью разворачивалась совсем в другой плоскости. Для тех людей, которым удалось пройти школу послевоенного вольномыслия, доклад Хрущева был не откровением, а лишь неполным и робким признанием того, что они, интуитивно или путем логического анализа, а иные и на собственной шкуре, поняли еще при жизни Сталина.

Именно эти люди составили костяк свободомыслящей интеллигенции следующих десятилетий. Именно они были впоследствии прилежными читателями самиздата. И именно из них вкупе с более молодым поколением, «детьми XX съезда», чья юность пришлась на период хрущевских разоблачений рекрутировались первые диссиденты.

Другие же стали внимательными и сочувственными слушателями диссидентской проповеди, той вмещающей социальной средой, без которой любое общественное движение обречено на исчезновение или вырождение в обособленную секту. Это было поколение детей Большого террора 1937—1938 годов, даже если репрессии не затронули их семьи непосредственно. Их юность пришлось на военные годы, а многие, те, кто постарше, прошли через страшный опыт фронтов Великой Отечественной.

Некоторым случалось своими глазами увидеть катастрофические последствия «раскрестьянивания» деревни. Их душило выпадение из мирового исторического процесса, «железный занавес», изолировавший СССР от внешнего мира и отъединивший отечественную интеллигенцию от европейской культуры. Само слово «политика» вызывало у этого поколения тяжелую изжогу, ибо оно не знало другой политики, кроме той, что привела человечество к мясорубке Второй мировой войны, а их страну — к кровавому маразму позднего сталинизма.

Это были люди, недоверчиво и враждебно относившиеся к любой идеологии, ибо единственная известная им идеология оказалась грандиозным блефом, который многим из них удалось раскусить раньше других. Это были интеллектуалы, которые, независимо от того, были они гуманитариями или естественниками, еще в юности выучили, что только три вещи имеют непреходящую ценность и оставляют надежду на спасение в страшном и враждебном человеку мире: человеческая солидарность, не осложненная никакими концепциями, внеположенными человеку; внутренняя свобода, «самостоянье человека»; творчество. Существовала лишь одна область социальной активности, в которой все эти ценности могли быть реализованы одновременно, — культура.

Прежде всего литература. Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции. В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам.

Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма. И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса.

Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже. Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить.

Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других. В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники».

В эти годы происходит создание союза журналистов СССР. Новые полиграфические комбинаты строятся по всей стране, одновременно с этим наблюдается рост тиражей газет и журналов - так, разовый тираж газет в 1977 году составил 140 млн.

Подписка на партийную прессу тогда была обязательна для каждого коммуниста. В конце 70-80 гг. Информационные материалы поступают к подписчикам по телетайпам, фототелеграфу, по почте в виде бюллетеней, по линиям связи, а также по радио. В 1961 году происходит создание Агентства печати «Новости», среди создателей значилось несколько общественных организаций.

Оно получает широкую сеть представителей по всему миру, организует собственное издательство. На материалах данного агентства издаются журналы, газеты и пресс-бюллетени с общим тиражом 2,5 млн экземпляров в год.

К первой особой группе относились: Москва, Ленинград, Прибалтика, Кавказ и все курорты союзного значения.

Жители этих городов получали продукты в первую очередь и по более высоким нормам. Города миллионники и остальные союзные республики СССР относились к первой и второй группе. Хуже всего ситуация была в маленьких городах и районных центрах.

Жители получали снабжениепо более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Самое интересное, что из-за планового распределения в стране такие города даже не получали продукцию, которую сами производили. Поэтому населению небольших городов приходилось отправляться в так называемые "продовольственные туры".

Ездили обычно в крупные города в последние выходные каждого месяца, где закупались продуктами на несколько недель. Именно для этих целей государство организовывало дополнительные рейсы электричек и поездов. Наиболее дефицитные товары В СССР существовали особые еще более дефицитные товары, приобрести которые было практически невозможно.

Одним из ярких примеров - дефицит легковых автомобилей с 1965 по 1975 годы. В это время производство автомобилей хоть и выросло более чем в 5, 5 раз, но это не помогло удовлетворить имеющийся спрос, который с каждым годом только увеличивался. Дело в том, что большая часть легковых автомобилей шла на экспорт.

Чиновникам, актерам и писателям автомобиль выдавали, а вот простым советским гражданам приходилось стоять в очереди годами, иногда до 10-12 лет. В те времена существовал и черный рынок, где можно было приобрести легковой автомобиль. Но цены, на нем были почти 2 раза выше государственных, а на престижные модели, например на "Волгу"не зависимо от пробега наценка была более чем в 2,5 раза.

На таком рынке попадались не только советские автомобили, но и иногда иномарки, включая трофейные. В 1979 году цены на легковые автомобили всех марок подняли в среднем на 1 тыс. Что в последствии немного успокоило спрос на столь дефицитный товар.

С 1986 года автомобиль для советского гражданина стал высоколиквидным средством сохранения личных сбережений. А с 1988 года после принятия закона «О кооперации в СССР», гражданам разрешилось покупать не только легковые автомобили, но и грузовые автомобили, в том числе и автобусы. Что ранее было запрещено.

И только после 1991 года процедура покупки автомобиля стала более доступной и простой. Дефицит бытовой техники. Еще одним неплохим примером является дефицит бытовой техники.

Спрос на телевизоры, холодильники и стиральные машины был огромный, поскольку производили эту технику в недостаточном количестве. Также спрос был и на другие товары, например, электроинструменты, магнитолы и т. Стоимость первых видеомагнитофонов была заоблачной и составляла около 10 среднемесячных зарплат.

Несмотря на немаленький ценник купить видеомагнитофон было очень не просто. Поскольку, после поступления в продажу он стразу стал очень дефицитным товаром. В некоторых городах даже практиковались предварительные заявки, оформив такую заявку человек становился в очередь и ожидал свой видеомагнитофон около года.

Дефицит книг и печатной продукции. Данный дефицит возник в 1960-е годы и на это было несколько причин. Во-первых, книги в советские времена были дешёвые, их сразу раскупали.

Долгое время руководство страны не понимало масштаба трагедии. Одним из первых журналистов, которому разрешили поехать в Чернобыль, был Владимир Губарев из «Правды». До поездки он встретился с Александром Яковлевым, и тот попросил его после возвращения не только описать в своей газете то, что произошло, но и зайти к нему. В своих воспоминаниях Губарев рассказывал, что, по его мнению, и Яковлев, и Горбачев понимали: снизу им врут. Для них он был независимым источником информации, от которого они хотели услышать правду. То есть Политбюро долгое время само не понимало, что происходит. Последняя фраза в картине — «К чему дорога, если она не приводит к храму?

После этого другие фильмы, долгое время лежавшие на полках, увидели свет. Для государства, которое запрещало религию, показ такого фильма был большим событием. Эдуард Шеварднадзе в интервью американскому журналу «Вестник» вспоминал об этом так: «... Когда встал вопрос о выпуске «Покаяния» на экраны, начались запреты, исключения из партии и так далее. Уже во время перестройки Горбачев, Яковлев и я были за прокат этого фильма, но решающее слово, как ни странно, сказал Лигачев… Семья его жены, как и моей, пережила все те же несчастья. Когда они с женой посмотрели фильм, Лигачев был настолько тронут, что не смог скрыть этого и сказал, что фильм необходимо показать». Все разрешения, любое снятие табу шли сверху.

Ее произнесла администратор гостиницы «Ленинград» Людмила Иванова во время телемоста «Женщины говорят с женщинами. Ленинград — Бостон». Позже она много раз говорила, что эта фраза испортила ей жизнь. Они проходили с 1982 по 1986 год, однако всесоюзным явлением стали при участии Фила Донахью и Владимира Познера. Именно они считались самой любимой парой у телезрителей. Интересно, что американцы показывали эти мосты в прямом эфире, а мы — в записи, долго их монтировали, выбрасывали реплики. Прямой эфир В 1987 году, 7 марта, впервые в прямом эфире вышла телепрограмма Владимира Молчанова «До и после полуночи», и он моментально стал знаменитым.

Передача шла раз в месяц. Молчанов произвел большое впечатление на телезрителей своим аристократическим видом, белым костюмом, нездешней манерой говорить, тембром голоса. Выпуски «До и после полуночи» и «Взгляда», который дебютировал через полгода, славились еще и тем, что в них можно было услышать прежде недоступную музыку. Молчанов показывал западные клипы, а «Взгляд» — русский рок. Следом стала открываться наша запрещенная ранее литература, написанная как в СССР, так и за рубежом.

О чём писали советские газеты (1987 год) - 1

Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития. На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. "Ювентус" стал первым финалистом Кубка Италии. 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий