Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей
Кроме того, самооценка ребенка с «синдромом отличника» сильно зависит от внешних факторов и должна подпитываться постоянной похвалой. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении.
Откуда ноги растут
- Синдром отличника у ребенка: что делать? | MedAboutMe
- Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
- Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
- Родители с синдромом отличника: как такими не стать
- синдром отличника
Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза
На это могут влиять разные факторы: изначально это может быть давление извне, которое постепенно перерастает во внутреннее, которое сопровождается страхом неудачи или осуждения. Нас учат стремиться быть лучшими, заслуживать одобрение и уважение", — говорит клинический психолог, учитель английского языка и автор проекта "STEGMAX" Евгений Стеганцов. Из-за такого давления у ребенка создается мнение, что успехи в учебе — это единственное, что важно в этой жизни. Он гонится за отличными оценками, тратит все время на уроки, на выполнение домашнего задания и игнорирует отдых, встречи с друзьями и другие развлекательные мероприятия. Со временем такой образ жизни, постоянное давление со стороны родителей и учителей приводит к самокритике. Человек начинает чувствовать вину за все, что, по его мнению, не вписывается в сформировавшийся образ "успешной учебы". Он начинает критично к себе относиться, наказывать себя за недостаточно высокий балл и больше времени проводить за учебой, что только усугубляет положение. Ребенок так не учится, а лишь издевается над своей нервной системой, постоянно пребывая в стрессе. Многие думают, что заслуживают любви и уважения, только когда они безупречны. Конечно, внутри многих таится страх перед неудачей, и он зачастую становится мощным мотиватором. Мы начинаем опасаться сделать ошибку, потому что это делает нас уязвимыми.
Ошибки могут привести к насмешкам и критике от других. Но еще хуже, когда мы критикуем сами себя. Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни. Для них получить низкий балл равносильно трагедии. Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих. В целом синдром отличника влияет на все сферы жизни — начиная с физического здоровья и заканчивая личностным развитием.
Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала! Знаком вам этот диалог?
Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса. Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели? Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели. Добиваем это вопросом «А чем ты хуже Машки? Во-первых, формирование круга друзей — это выбор самого мальчика, и, называя их оболтусами, мама, прежде всего, показывает неспособность сына выбирать «правильных друзей».
Во-вторых, социализация ребенка , тем более подростка, не может проходить успешно, если он будет нелюдимым, скупердяем и прагматиком. Помощь на контрольной — это классика жанра учебы в школе, и пренебрегать этим фактором нельзя. Таким образом, вы ситуативно можете разглядеть, как из детей вырастают постоянные «отличники», старающиеся порадовать вечно недовольных родителей, учителей, зачастую друзей, отвечая их ожиданиям. Пошли сегодня в кино? Нет, я не могу сегодня. Послезавтра буду выступать перед преподавателями и экспертами. Свежий воздух полезен, отвлечешься немного… — Не могу. Родители не отпустят.
Хотят, чтобы я непременно призовое место заняла, чтобы были дополнительные баллы при поступлении… — Ну хорошо. Как твой настрой? Знаю свое выступление наизусть, но все равно боюсь что-то во время выступления забыть. В этом диалоге между двумя подругами можно разглядеть довлеющую силу родителей Алены. Посмотрим чуть подробнее: Самое главное — это власть родителей, вместо которых девушка заранее отвечает, что не сможет выйти прогуляться. А ведь час прогулки на свежем воздухе действительно пойдет ей только на пользу. Однако Алена даже не сомневается в другом ответе родителей — здесь видно их прямое влияние на нее. Страх ошибки , провала, а более масштабно — страх услышать критику родителей, наставников, педагогов.
Девушка, несмотря на желание провести время с подругой, не может себе этого позволить из-за боязни «опозориться» перед аудиторией. Несмотря на то, что она «знает наизусть», ей все равно необходимо учить и учить, чтобы показать лучший результат хотя это далеко не правильная стратегия при публичном выступлении. Итак, девушка находится под давящим авторитетом родителей, которым важнее всего успешное выступление ребенка, заработок дополнительных баллов при поступлении в вуз. Почему нам вообще приходится говорить о том, что синдром отличника — это негативное и нежелательное явление? Ведь в данном случае, толкая человека на действия, мы приводим его к отличному результату, фактически, он добивается успеха. Тем не менее возникает резонный вопрос: «Чьего успеха? Сама ли Алена хочет лучше всех выступить на конференции? Ответ очевиден — это желание их родителей.
Привыкая к такому образу действий, то есть выполняя запросы и реализуя амбиции чужих людей, мы становимся от них сильно зависимы, а любая зависимость приводит к страху. Поэтому синдром отличника носит отрицательный характер и несет в себе деструктивные настроения. Выше мы отмечали схожесть перфекционизма и синдрома отличника. Можно ли действительно об этом утверждать?
И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА - повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная; - постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться; - склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого; - неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих; - первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать; - застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных; - постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих. Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками.
И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу — «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому». Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства". Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте. Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом — стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе. Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным — человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.
А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими. Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений. Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности. Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника.
Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности. Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется». Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих. В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах: 1. Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека. Школьная успеваемость не является показателем интеллекта. Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы.
Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецируя собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.
Ранее клинический психолог Арина Кейро в беседе с ФАН рассказала о способах отвлечь детей от гаджетов. Ошибка в тексте?
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Синдром отличника практически всегда приводит к проблемам с самооценкой — с детства у ребенка вырабатывается неуверенность в себе и нездоровый перфекционизм, который мешает в принципе что-то начинать. При синдроме отличника ребенок ориентируется на видимые подтверждения его успехов. Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное? Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так. Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей.
Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу? Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить. Как предотвратить появление синдрома отличника? Любите своего ребенка а также своих близких и себя самого не за что-то, а просто так.
Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих.
Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку.
Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку. Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей.
Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий.
Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства.
Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса.
Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина.
Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми.
Психотерапия Ещё о детях Семья Беременность и дети Семья и отношения Почти все родители мечтают о том, чтобы ребёнок учился в школе на «хорошо» и «отлично». Однако, как показывает практика, последствия всегда хорошей учебы и стремление не совершать ошибок имеют много побочных эффектов. Прежде всего, они плохо отражаются на детской психике и судьбе ребёнка.
Виктор Глебов
- Определите, что мешает получать пятёрки
- Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
- Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим | Аргументы и Факты
- Причины возникновения синдрома отличника
- Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
- Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза
Вы всегда можете отключить рекламу. Коцуба, Т. Курышкина Проводится анализ достаточно малоизученного в психологии понятия «синдром отличника» и наличия ситуативной тревожности в условии оценки качества выполненных заданий и в ее отсутствии. Ключевые слова: «синдром отличника», ситуативная тревожность, тревожность, невротический перфекцио-низм, перфекционизм, внешняя оценка, творчество. Об авторах: Постановка проблемы Коцуба «Синдром отличника» до сих пор остается неопределенным понятием в психологии. Коро-риментальной работы заключается в том, что это лева. По мнению К.
Хорни, перфекционистские стремления способствуют ббк 88. По мнению А. Автор говорит о том, что существует основная триада невротического типа реагирования: гиперсоциальность, сензи-тивность и тревожность [захаров, 2000, с. Хамачек выделяет два типа перфекционизма, а именно: здоровый и невротический. Автор рассматривает невротический перфекционизм как чрезвычайную озабоченность людей ошибками в собственной деятельности. Такие люди сильно сомневаются в качестве полученного результата, для них важны оценки и ожидания значимого окружения.
Перфекционисты чувствуют, что их родители, учителя, работодатели предъявляют высокие требования, и невозможность соответствовать им для них равнозначно потери их принятия [Hamachek, 1978]. Сомнения в собственных действиях. При этом оценка своей деятельности другими людьми играет более важную роль, чем собственная оценка.
Скорее всего, у него есть этот синдром. И лучше справиться с ним в детстве, чтобы во взрослой жизни не было проблем, описанных дальше.
Чем опасен синдром отличника Такие дети очень зависят от мнения других. При малейших замечаниях у них быстро падает самооценка. Поэтому они стараются любым путем получить высокую оценку, чтобы их похвалили и полюбили. При этом знания их почти не интересуют. Но самое неприятное начинается, когда они вступают во взрослую жизнь.
Человек с синдромом отличника постоянно живет с мыслями о том, что о нем думают другие, завышая ожидания от самого себя. Для таких людей тяжело осознать, что все их действия связаны со страхом кому-то не понравиться. В результате на достижения тратится уйма энергии, человек превращается в робота, у которого все «по полочкам» и нет права на ошибку. Со временем такая жизнь приводит к: эмоциональному истощению и выгоранию; хроническому стрессу и проблемам со здоровьем; проблемам в личной жизни; неудовлетворенности жизнью в целом, ощущению, что она проходит мимо. И если вовремя не обратиться к психотерапевту, человек продолжит во всем этом увязать, глубже погружаться в работу, пока «не накроет» окончательно.
Из-за чего возникает синдром отличника В основном это ошибки родителей и врожденные особенности характера. Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые зачастую бывают незаметны: Несбывшиеся мечты Когда родители переносят свои нереализованные желания на ребенка: «Я мечтал стать футболистом, но родители записали меня в музыкальную школу.
Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника? Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Вот несколько советов, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: 1.
Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний. Не перехваливайте и не занижайте заслуги школьника. Похвала и конструктивная критика должны быть в меру. Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка.
На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя. Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал. Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания.
Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей. Вывод: Синдром отличника - это убеждение, что идеал может и ДОЛЖЕН быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Но человек взрослеет. Синдром отличника вполне можно приобрести и позже: например, в институте, на первой работе. Кроме того, в какой-то момент он перестает зависеть от системы оценок и становится чертой характера человека, которая связана с излишним напряжением и постепенно усугубляется, приводя к неврозу, депрессии, апатии, бессоннице, нервным срывам и вплоть до реактивного психоза.
Участвуют в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и завоевывают исключительно призовые места? Возможно, у вас нет детей, и история данная непосредственно про вас или ваше прошлое, и в таком случае вы, скорее всего, знакомы с понятием «синдром отличника», и это та самая ложка дегтя в бочке радости за учебные и профессиональные достижения, служащие поводом для гордости.
Психология до сих пор не включает в свои обширные терминологические рамки данного определения, несмотря на то, что проблема «всегда готовых к ответу учеников» действительно существует. Более того, она граничит с таким понятием как «перфекционизм», опасность которого раскрывается в статье « Перфекционизм: что это и как от него избавиться ». Однако далее мы расскажем именно про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Как поставить себе диагноз? Чтобы понять, что вы являетесь человеком с синдромом отличник», необходимо разобраться в терминологии. Так, синдром отличника — это совокупность психологических особенностей человека, при которых он стремится к самому лучшему результату, то есть для него в приоритете стоит не сам процесс и извлечение из него пользы, а достижение успеха и поощрение [ М. Петряева, 2019 ].
Обратите внимание, что данный синдром свойственен не только детям, но и взрослым, и если в первом случае это отклонение наступает неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, поправить ситуацию с ребенком тоже можно, и, на самом деле, даже проще, но для этого родителям следует вовремя распознать симптоматику и зачастую побороть себя. Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности: болезненное восприятие даже незначительной критики ; постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового; сравнение своих успехов с результатами окружающих; зависть в случае лучшего результата у соперников; изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других; склонность к депрессии в результате неудач и ошибок; зацикливание на ошибках и провалах; постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей [ И. Базенков, 2020 ]. Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями.
Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома — это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь чужими ценностями и идеалами. Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух — это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно. Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности — это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий.
Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих. Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить. Как прошла контрольная? А другие успели? Машка, наверное, успела, отличница наша. Почему ты не записал последние пункты? Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных!
Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала! Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса. Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели?
Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. Рассказываем, что такое синдром отличника, о его признаках и симптомах у детей и взрослых. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life. Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребёнка синдром отличника и хотят остановить его развитие. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя.
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Возникновение синдрома отличника у ребенка, прежде всего, связано с межличностными отношениями внутри семьи.
"Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника?
Даже, если у ребенка не появится новой звездочки на тетрадке, он будет знать, что Вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других детей, указывая на то, что кто-то делает это лучше, чем он. Сосредоточьтесь на том, как ребенок вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился. Конечно, формально мы знаем, что темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов особенности памяти, внимания, восприятия не подлежат никакому оцениванию. На практике, как всегда, выходит иначе. Отсюда, Совет N5. Помогите ребенку овладеть недостающими навыками и умениями. Развивайте внимание, память, мелкую моторику. Если ребенок плохо усвоил учебный материал, постарайтесь выяснить, что вызывает трудности и объяснить то, что осталось непонятным. Каждый ребенок - маленькая личность, постарайтесь сделать упор на предметы, которые нравятся Вашему малышу и где он может достичь успехов.
Так Вы сохраните интерес к школе. Совет N6. Не стоит слишком восторгаться "пятерками" и "убиваться" из-за "двоек". Не забывайте, что ребенок идет в школу за знаниями, а не за отметками. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на "отлично" от первого до последнего класса. В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, двоечник-первоклассник, классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу. Совет N7. Будьте примером.
Если мама - перфекционист, то и ребенок может вырасти с "синдромом отличника". Не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах. Когда играете с ребенком, не бойтесь проиграть. И демонстрируйте при этом здравое отношение к проигрышу.
Люди не перестанут вас любить или уважать.
Для работы над собой психологи рекомендуют проводить небольшие тренинги — нарушать повседневный уклад жизни. Вот некоторые примеры: Придите на работу позже и честно скажите, что проспали; Запишитесь в любой кружок и посмотрите, что идеальных нет — все учатся на своих ошибках; Смените стиль одежды. Пусть не нвсегда, но позвольте себе на выходных одеться так, как вы бы никогда не оделись. Хвалите себя за мелкие достижения и не обращайте внимания на ошибки. Жизнь соткана из успеха и неудач.
Один мудрец сказал, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Даже слепой, нащупывая правильный путь, проделывает десятки ударов палкой. И наконец, профилактика — проще лечения. Если вы заметили патологию у ребенка, уже сегодня приложите максимум усилий, чтобы избавиться от нее. Покажите ребенку, что любите его не за успехи, а за то, что он есть.
Не скупитесь на нежность и тепло.
Так называют стремление человека быть в определенном деле а иногда и во всем лучше окружающих и при этом получать одобрение от значимых для него людей. По сути, это болезненная зависимость от мнения окружающих, желание быть всегда первым, страх оказаться не на высоте. В данной статье, я хочу рассмотреть еще одну из причин, как родители могут повлиять на формирование у ребенка «синдрома отличника». Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети. Формируется этот синдром еще в детские годы. Первый признак - когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых педагогов и родителей в первую очередь отличными оценками. Вторая причина - постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности. Третьей причиной становится явное или скрытое родительское неодобрение, когда ребенок приносит из школы не только «тройки», но и «четверки», и даже «пятерки с минусом».
В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Главной причиной, которую я хочу рассмотреть, является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться - тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Но это не так работает. В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни. Некоторые студенты, благодаря воспитанию родителей, реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши.
Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе. Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание. Страх ошибиться. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний.