Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Лекции профессора Осипова Алексея Ильича. Алексей Ильич Осипов. Биографию Алексея Ильича Осипова и личную жизнь определило его знакомство с игуменом Никоном. Возможности человеческого познания.
Алексей Осипов:"Церковь поддерживает СВО и борьбу с неонацизмом"...
Осипов Алексей Ильич – один из ведущих мировых специалистов в области богословия, катехизатор, профессор, на протяжении многих лет преподающий в Московской Духовной академии. Биография профессора Алексея Ильича Осипова: личная жизнь, официальный сайт. Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы. Последние выступления Осипова Алексея Ильича 2023: новости и аналитика. Осипов Алексей Ильич — русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия Что т. Об экологии мира, Алексей Ильич Осипов - О чём говорит Рождество Христово и столетие события 1917 года (Ивантеевка, 2016.11.24) и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно.
Последние лекции осипова
Считается, что в католичестве и у обновленцев исторически сохраняется преемство рукоположений, а в старообрядчестве нарушено. Поэтому для католиков и для обновленцев достаточно покаяния. Появились данные, что преподобный Исаак Сирин принадлежал к Церкви Востока несторианской , признающей только два Вселенских Собора. Но он всегда находился в лике святых Православной Церкви. Есть ли здесь противоречие? Как относиться к этому и подобным случаям? Бесспорно, что, исходя из характера его аскетических творений, прежде всего, «Слов подвижнических», он достиг высочайшей степени духовного совершенства. В то же время его мало интересовали вопросы вероучительного характера, и в любом случае каким-то убеждённым несторианином он не был. Его основная догматическая мысль: и творение мира, и Жертва Христова были следствием одной и той же неизменной любви Божией. Поэтому для него был чужд юридический взгляд на Спасение, совершённое Господом Исусом Христом, как выкуп искупление.
Староверы сохранили литургическое пение и его жемчужину — знаменный распев, главная задача которого — это не устроить торжественный концерт, а помочь человеку молиться во время богослужения. На Ваш взгляд, может ли эта форма пения вновь стать значимой в РПЦ? Да, такова цель церковного пения, и знаменный напев отвечает ей. Но итальянщина слишком глубоко зашла в нашу Церковь, и трудно надеяться на положительные изменения. Каким образом или способами русскую церковную традицию и культуру лучше всего передавать новым поколениям? Воспитанием, образованием, примером, трудом. Вы присутствовали на богослужении в разных христианских конфессиях. Как Вы считаете, почему лишь в храмах РПЦ, по сравнению со всеми остальными, не существует четкого порядка молитвенных действий на службе кто-то стоит, кто-то сидит, кто-то преклоняет колена, кто-то прикладывается к иконам и т. Прежде всего, не только в РПЦ.
Так называемый порядок у католиков, протестантов и нередко у православных например, у греков и др. Но хождений там тоже достаточно. Как за установленными и традиционно идущими церковными канонами и обрядами не забыть Христа, чтобы не вышло так, что человек всю жизнь ходит в храм, исполняет предписания, а христианином так и не стал? Это та же проблема, которая была и во время Исуса Христа, когда иудеи свели свою религию к исполнению обрядового закона Моисея и преданий старцев. Ведь такая религия легче, нежели борьба со своими страстями и похотями. Легче совершить богослужение или отстоять его, чем внимательно, с благоговением молиться во время него, например, молитвой Исусовой. Христиане забыли, что спасение достигается искренним покаянием, а не отчётом о проделанных грехах; очищением души, а не заслугами своих подвигов и добрых дел перед Богом что догматизировано католичеством ; осознанием своей греховности и своей неспособности искоренить страсти своей силой, то есть смирением, а не исканием восторгов и благодатных переживаний, чего жаждут находящиеся на пути прелести. А если это забыто, то можно всю жизнь ходить в храм и остаться отвергнутым Самим Господом «праведником». Святые Отцы учат, что бесы не знают наших мыслей, как их знает Бог, но они понимают их из нашего внешнего поведения.
И советуют держать себя очень строго, внимать себе. Как Вы считаете, не является ли здесь главной мысль именно о самоконтроле, пребывании ума в самом себе, а не об узнавании бесами нашего настроения и мыслей? С чем, по Вашему, связан феномен «ревнителей-неофитов», когда человек, недавно пришедший в Церковь, вдруг начинает считать себя «святее Папы Римского»? С незнанием себя, своих страстей, мечтательностью, ревностью не по разуму — что-то близкое к младостарчеству. Каким образом диавол попал в рай, чтобы искусить Адама и Еву? Скорее всего, речь здесь идёт о возникшей у прародителей горделивой дьявольской мысли, что они, как боги.
Происходит вот это неслитное, неизменное, нераздельное, неразлучное единение этого хлеба и вина с кем? Соединение вот какое — теснейшее. Благодаря чему?
Не физическому изменению, а соединению этих хлеба и вина с Богом Словом. Это соединение хлеба и вина отныне именуется истинным Телом и Кровью Христа. Потому что отныне они соединены с Богом Словом Воплощенным, становятся едиными с ним, поэтому каждый причащающийся, как говорил Кирилл Александрийский, сотелесен Христу, единокровен Христу, то есть мы становимся — мы, по своему телесному не только душевному состоянию — становимся такими, как Он. Но кому же когда приходила мысль, что мое тело — тело Христа? Да нет, Его тело и остается Его телом. Мы становимся едиными с ним, ибо соединяемся, а не превращаемся. Вот два ключевых термина, которые показывают все отличие нашего понимания Евхаристии от понимания католического. Там, если хотите, происходит превеществление — одно вещество в другое. Там происходит изменение, превращение… Кстати, все это возникло знаете на какой волне?
На волне алхимии, когда думали, что путем смешения могут возникнуть новые элементы. Здесь: не превращение происходит, а единение происходит. Вы слышите, до чего разные подходы и разные понятия. Поэтому, Евхаристия — Дар. Причащаясь этих Святых Даров, мы соединяемся, самым существенным, каким только есть, образом, то есть не только моя душа, но и само мое тело, соединяется самым существенным образом с тем Христом, которому я причащаюсь. Об этом есть целый ряд высказываний святых отцов, я не буду их зачитывать, а прочту только одно. Оно, может быть, наиболее интересное — из святого Иренея Лионского. Он описывает один из эпизодов, связанный с мучениками. С мучениками… Санкта и Блондины.
Поскольку это очень интересный эпизод, небольшой, то послушайте. Они же, эллины, принимая, что это действительно совершается христианами, внушили и другим эллинам, и мучениями заставляли мучеников Санкта и Блондину признаться в этом». То есть, что они едят плоть и кровь человеческую. Даже дозволенного не вкушают, то есть обычного — животного — что бы вот здесь могли это сделать: вкушать плоть или кровь Христа. Понимаете, как великолепно, в образе, высказана эта мысль. Митрополит Вениамин Федченко в своей работе «Литургия» Известный такой митрополит, написавший довольно много работ по различным темам писал: « Но, Боже сохрани, предаваться здесь мечтательному воображению физического воззрения на Святые Тайны. Здесь все духовно, все сверхъестественно, все Божественно». Тот же святой Иреней Лионский, которого я только сейчас зачитывал, пишет: «Как хлеб, взятый от земли, после призывания над ним Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей — из земного и небесного — так и тела наши, принимая Евхаристию». Видите, оказывается, что происходит?
Вот, оказывается, это очень важный момент. Я почему об этом говорю: неоднократно уже обращались много людей, я вам скажу, с этим вопросом, иногда прямо даже — что же мы, людоеды, да? Что пьем настоящую кровь? Помню, даже, один студент привел свою сестру, которая не могла причащаться по этой причине. Только вот после такого объяснения, она наконец осознала, что мы не людоеды, не христоеды. Вот понимаете, чем нас награждает это западное богословие? Ничего подобного. Ни в какой лаборатории, нигде вы не найдете никаких физических и химических изменений. Речь совсем не об этом идет.
Все на эту грубую, внешнюю сторону. Так и мы в Святой Евхаристии причащаемся, да, самого Христа, ибо эти хлеб и вино, воспринятые им в Свое естество, тем самым становятся Им, то есть Его Плотью и Кровью, но не в физическом и химическом смысле. Вот, что я хотел сказать. И еще, в связи с этим, конечно очень важно но это относится уже ко всем Таинствам, и к Таинству Крещению , кто причащается достойно. Это вопрос очень важный. Часто спрашивают: «Как достойно причаститься? Знаете, этот термин у нас вошел в обычай «достойно» , но он немножко, знаете ли, немножко мне не нравится. Вы знаете, что такое достойно? У меня сразу нос немножко кверху поднимается.
Не о достоинстве идет речь, а о полезности… о полезности. Когда человек причастится с пользой, действительно с пользой?.. Только при одном условии: когда он действительно видит, действительно осознает, действительно чувствует, действительно переживает насколько он не достоин, не достоин сопричаститься Христу. Мерою смирения измеряется, если хотите, достоинство человека. То есть, проще сказать, мерой осознания им своего недостоинства измеряется подлинное достоинство человека. Вот, оказывается, чем. Звучит это несколько парадоксально, но это именно так. Серафим Саровский поэтому и говорил: « Бывает иногда так: здесь, на земле, и приобщаются, а у Господа остаются не приобщенными». Оказывается, так же, как и в любом таинстве, можно приступить к нему, совершат надо мной священнодействие, приму я эти Святые Дары, а сам останусь не приобщенным.
Самое главное почему… Самое главное — или чувствуешь себя достойным А это бывает часто, когда человек все вычитает, отпостится дня три, вычитает все, и подходит уже, знаете ли, гоголем. Это беда. Без благоговения… Вот тогда — не меньшая беда. Лучше не подходить человеку. Нет веры — тогда и воздержись, нет благоговения — тогда и воздержись. Мы подходим, приступаем к Богу, а не к чему либо. Здесь, если Бог позволил приступить к себе, неужели мы приступим без соответствующего благоговения? По—видимому надо это помнить. В противном случае апостол Павел прямо пишет: «Кто ест или пьет недостойно — суд себе ест и пьет.
И от того многие из вас болеют и умирают». Болеют и умирают… К таинствам нужно относиться с очень большой ответственностью. Недаром это сказано: «Это — огнь поедающий! Даже некоторые лекарства нельзя принимать, не подготовившись соответственно. Здесь это — лекарство из лекарств и здесь ответственность налагается огромнейшая. Вы слышите — «… болеют и умирают». Таинство Покаяния — это одно из самых насущных Таинств, с которыми соприкасается каждый верующий человек. Вы знаете, к чему там сведено Таинство? Петра стоят будочки, там написано — франсе, дойч, инглиш — то есть, человек с соответствующим языком может зайти в эту кабиночку, там решеточка небольшая, и с другой сидит священник и вы можете в эту решеточку, не видя друг друга, говорить все, что вам угодно.
К сожалению, Таинство Покаяния превратилось в отчет о грехах. Отчет… Дошло до того, что пишут вот такие «талмуды» толстенные, приходят и давай зачитывать. Да разве Таинство Покаяния отчет о проделанных грехах, о проделанной работе? Да что же это такое?! Само слово — «Таинство Покаяния» — уж, кажется, показывает, что должно совершаться, и — во вторых — безумен тот, кто думает, хоть в какой угодно толстой тетради, написать все то, что он сделал греховного. И во веки веков все не записать. Поэтому в таинстве Покаяния требуется не отчет о грехах, а требуется раскаяние человека и, прежде всего, в том, что особенно он знает: в нем есть, его мучает, что он совершил. Требуется покаяние, а не отчет — повторяю. Вот это, к сожалению, забывается.
А как легко отчитать: я написал, подошел — тра—та—та—та — все, накрыли, пошел — все в порядке, отчитался! Во что превращаем… во что превращаем… Таинство Покаяния называют вторым Крещением, поскольку оно, действительно, способно очистить душу человека. Многие—многие люди переживают, когда, действительно, после исповеди, как будто камень с плеч, как жернов с шеи сбросил человек. Он окрыленный просто выходит. Вот, что такое это Таинство — Покаяния, а не отчета! Вот это очень важно знать, очень важно помнить. Таинство Покаяния никогда не может быть долгим, в том смысле, что человек не может перечислять того множества. Потому что есть вещи, о которых болит душа — он их назовет, но таких вещей, о которых особенно болит душа, их никогда не бывает так много. Где начинается перечисление множества, там пропадает вообще всякое чувство и человек уже забывает, зачем он вообще и пришел сюда.
И, дальше скажу вам, что лучший отчет о грехах сделал бы не человек, а любой бесенок. Вот бы уж с удовольствием отчитался перед батюшкой — такое бы нагородил, что сам батюшка бы взвыл. Только, к сожалению, там покаяния не будет никакого, а отчет великолепнейший представил — на пятерку. Итак, повторяю, это таинство Покаяния, а не отчет. В отношении Венчания или Таинства Брака. Нужно понять, как и в любом другом Таинстве, здесь верующим подается особый дар, Дар Божий. Какой, в данном случае? Вспомоществующий им двоим и их детям в деле спасения. Вы слышите?..
Совместного спасения! Не может один человек спасаться и жить. По разным причинам, не будем говорить сейчас каким, не может. Они вступают в брак. Вот здесь мы и спрашиваем помощи Божией в совместной жизни, в совместном спасении. Цель какая? Спасение… спасение… То есть, помощь друг другу в исполнении заповедей Божиих. Здесь, в браке, соприкасаются страсти, обнажаются страсти. То они закрыты, пока знакомы, а в совместной жизни они открываются.
Да еще какой подвиг терпения! Одно дело говорить, там, и любить весь мир, а другое дело полюбить рядом вот с тобою, у которого вот такой, знаете, характер. Попробуй, справься! Как один, очень недавно, мой племянничек сказал: «Только женившись, я узнал, что такое счастье, но было уже поздно». Но, правда, я думаю, наверное, и каждая женщина может так сказать. Так что вот в чем существо Таинства Брака. Хочу только одно отметить, что нельзя смешивать брак и таинство Брака. Это просто две разные реальности. Ну просто разные и все.
Брак от начала установлен Богом. На браке был сам Господь в Канне Галилейской, претворил воду в вино даже, то есть в благословение преблагословение дал! Никакого венчания, причем, не совершил. Вот удивительно! Ничего не сказано. А надо бы было совершить, правда?.. Нет, не совершил таинство Венчания. Брак есть всегда брак, когда он законно осуществляется, это брак. Таинство Брака — это священнодействие особое, при котором верующим людям дается особый дар благодати.
Когда можно принимать это Таинство? Тогда, когда есть вера. Нет веры — не балуйся этими вещами. С огнем играть нельзя. Вот, возможно даже Не знаю, это вопросы требующие уже богословского осмысления и совместного решения, но, по крайней мере тут, я говорю не учение, а точку зрения свою. Верующая, а может и нет, но не против. Ибо у апостола Павла написано Когда возник вопрос, разводиться ли с мужем неверующим — они в браке состоят — или с женой неверующей, он так и написал, что не следует этого делать. Жизнью, примером покажи, что такое христианство, что оно делает с человеком, насколько оно прекрасно. Вот поэтому, мне кажется Слышите, я не учение церкви вам предлагаю, нет, а мне кажется что, если одна сторона очень искренне верующая и действительно желает принять это таинство, а другая просто не возражает, хотя и нет веры Ну, знаете, это сколько угодно так бывает, особенно часто среди мужчин это бывает: «Да я не против, в конце концов.
Ну, пожалуйста! Но мне так кажется. Хочу только сказать, что брак — это всегда есть брак законный. Не венчанный брак это не блуд — это брак, но, если верующие люди, но не венчаются, то грех их в чем состоит? Вот в чем грех. То есть они не хотят воспользоваться даром Божьим и в этом, действительно, они согрешают. Вот в чем, но совсем не в том, что часто можно слышать. В отношении Соборования. Сейчас это Таинство, все более широкое значение приобретает в церкви, все больше людей к этому прибегают, уже становится, кажется, нормой.
Я скажу так — если исходить из того указания Священного Писания, по которому и возникло это Таинство, то там сказано просто и прямо: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитера церковного», то есть болезнь такова, что сам не может прийти. Призовет… Ну, правда, неудобно же звать, когда я и сам могу сходить. Ясно же… Настолько болен, что призовет… Вот истоки… истоки происхождения этого Таинства. К этому Таинству приглашалось обычно несколько священников, даже семь Вы знаете, семь число такое — священное , с тем, чтобы соборно, вместе, церковь помолилась о нем и «Молитва веры восставит болящего» — сказано. И, какие грехи согрешил, будут прощены ему. Потому что — совместная молитва, все вместе. Вот и идея Таинства Соборования, а как относиться уже практически сейчас — это пусть решает вера каждого. Но я скажу, главные Таинства у нас — это Таинства Покаяния и Причащения. Соборование это уже — ну, кто желает, пожалуйста, когда болен — конечно, но главные Таинства — это Покаяние и Причащение.
И я очень рад и, я думаю, все рады , что в нашей церкви эти два Таинства соединены нераздельно. Требуется просто, чтобы перед причащением человек исповедовался. Хотя на самом деле это два совершенно разных Таинства, но в нашей церкви они соединены и это очень хорошо. Я наблюдал многократно к сожалению, наблюдал , ну вот в частности на западе, среди православных, когда там подходят без всякой исповеди, без всякой подготовки православные люди. Сидим до часу, до двух, смеемся, проводим, так сказать, время, потом смотрю утром уже причащаются. Я не осуждаю, но — печально, потому что приступить к Святому Причащению надо с величайшим благоговением. И вот та подготовка, о которой мы говорим, в частности и исповедь, она создает эту атмосферу благоговения в моей душе. Слава Богу, в нашей церкви мы еще пока держимся этого, хотя уже прорывы начинаются. Уже на Пасху, пожалуйста, можете без исповеди.
Уже начинаются прорывы. Уже, знаете ли, стены ломаются. Спрашивается — зачем на Пасху?.. Зачем на Пасху?.. Вы что, в Великий Четверг или в Великую Субботу не можете причаститься? В чем дело? Кто не работает — в четверг, кто работает — в субботу. Почему ночью на Пасху? Чтобы служба подольше на часочек была или что?
Или без исповеди, что ли, можно? Я знаю, что это я лично наблюдал и я знаю — это опытный духовный человек , он запретил причащаться на Пасху: сказал — пожалуйста, есть четверг есть суббота страстные — причащайтесь. И приходите к Причастию так, как это следует — с исповедью, с покаянием, тогда вы, действительно, встретите день Святой Пасхи в настоящей радости. А здесь уже получается как: вновь причастились, потом разговелись и пойдет дело! Вот я и говорю — прорыв уже есть и едва ли с этим можно справиться, потому что нам это очень импонирует. Без исповеди на Пасху причастился, пришел, разговелся — все, как следует — настоящий православный христианин! Все, как положено… Ну, что еще? По—моему, это Таинство менее всего вызывает воп—росов. Оно идет прямо из Откровения Божия.
Мы находим в Книге Деяний, когда самарияне приняли Крещение, но не приняли еще Духа Святого, и апостолы Петр и Иоанн были специально посланы на то, чтобы возложить на них руки и они приняли Духа Святого. Видите, как меняются, кстати, формы. Возложили руки и приняли Духа Святого. Видите — формы меняются. Таинства не магия. Формы меняются и церковь может это менять, лишь бы сохранилось ядро, самая суть, правильное отношение к Таинству, как таковому. Что касается Таинства Отчитывания , вы прекрасно знаете все, что связано с этим. Весь вопрос в том, как относиться к этому. Я могу, но это потребует много времени, мог бы вам сейчас зачитать просто множество, вы слышите, множество высказываний Св.
К чему сводится вся их мысль? К тому, что этим заниматься может только тот человек, который победил в себе страсти. Тот, кто не достиг бесстрастия, кто не победил беса в себе, не может этим заниматься. Понятно, не победив в себе, как ты можешь побеждать в других. Только достигший бесстрастия, получает от Бога дар вы слышите? Это беда нашего времени. В Книге Деяний по этому поводу написано очень строго и ярко. Семь сыновей первосвященника именем Иисуса Христа пытались изгонять бесов, изгоняли, и напали на одного. Он им ответил: «Хорошо!
Знаю Павла и Иисуса знаю, именем которого вы изгоняете бесов, а вы кто? Хороша картинка? Вот бы надо прямо фильм… фильм поставить в отношении этих отчитывателей! Так вот, Св. Отцы очень сильно об этом пишут. Авва Питерион говорит: «Итак, чадо, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти, ибо, какую страсть кто победит, тот такого беса и изгонит». Варсонофий Великий пишет: «Противоречие дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы. Если же кто из не сильных, будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он же им противоречит. Так же запрещать им — дело мужей Великих, имеющих над ними власть.
Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал это, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову». Вот Исаака Сирина еще прочту: «Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет, а это твое дерзкое прекословие, служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие». Я расскажу вам один вот случай, зачту его, бывший со старцем Алексием Зарайским. С ним беседовал один послушник и, в частности, говорит ему: «Я спрашиваю отца Алексия, почему он не выгонит беса из девушки бесноватой которая помогала его семье там жить — бесноватой , а он отвечал мне, почему же он может знать, что на то есть Воля Божия? Она причащается Святых Тайн и, если это нужно, то Христос, ею принимаемый, Сам в силе изгнать его, а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его? Замечательно… Она же причащается! Это предел! Это предел возможного для человека — соединение с Богом, и если Христос видит это полезным, он сам изгонит, а если это не полезно, так зачем же тогда это делать.
Не правда ли, какой мудрый, правильный подход. А вот Кассиан Римлянин, например, на очень важный момент обращает внимание: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где пребывают, благодаря, якобы, святости людей, про нечистоту которых они знают». Вообще, надо знать, что всякое общение вот такого рода, эти попытки изгнания бесов, самым отрицательным образом действуют на самого заклинателя, то есть священника, и, увы, и на этих больных, ибо способ, которым священник воздействует, незаконный. Если Бог тебе не дал дара, как ты смеешь именем Божьим это делать? Кто дал тебе этот дар чудотворения? Тогда как ты смеешь? Отцы, которые получали этот дар, изгоняли одним словом, одним прикосновением. Никаких молитв, никаких действий, ничего не делали.
Посмотрите — никогда этого не было и, вдруг, сейчас во второй половине двадцатого века это вспыхнуло. Причем началось это в одном месте, а затем — смотрим уже и другие начинают. Потому что, увы, тут присутствуют, повторяю, и моменты совсем другие. К сожалению, самые низменные, я бы сказал: сребролюбие, слава и т. Опасное это дело. Посмотрите, что случается со всеми, кто долго занимается спиритизмом: сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и т. То же самое происходит и с человеком, который не достиг, повторяю еще раз, бесстрастия и не получил особого повеления Божия на это дело. Поэтому Отчитывание — очень опасная вещь. Опасная для самого священника, и опасная для тех, кто приходит, и для тех, кто приводит этих людей для подобных целей.
Приступить к Священным Дарам в болезнь и смерть, боясь этого и считая себя недостойным, и не приступишь — лучше уж так буду жить. ОТВЕТ: Я сказал, что степень достоинства причащающегося определяется степенью осознания им своего недостоинства.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
В 1963 — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 году окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по экуменизму, истории русской религиозно-философской мысли, актуальным богословским проблемам, протестантизму. С 1965 параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по основному богословию и западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 — профессора, в 2004 — заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.
С 1982 по 2006 годы был заведующим аспирантурой МДА. С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Религия» г. Дубна, Московская область. В 2007 получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В 1971 году клятвы были сняты, однако нетронутыми остались множество прочих сомнительных постановлений. Например, о том, что душа входит в тело ребенка на сороковой или восьмидесятый день по зачатии, время преложения Святых даров по католическому учению или чудаковатое учение о том, что Бог дал человеку пальцы, чтобы складывать буквы IС ХС. Сейчас звучат мнения, что стоит полностью отменить деяния этого Собора? Что Вы скажете по этому поводу? По любому вопросу могут быть различные мнения.
Но не думаю, чтобы кто-то разделял сейчас приведённые Вами «чудаковатые» решения Собора. И на их основании говорить об отмене всех деяний Собора, конечно, нелогично. Это большой вопрос. Я не слышал, чтобы он ставился. В этом году отмечается столетие двух русских революций 1917 года и последующих за ними гонений на религию. Есть разные толкования этих событий, например, что революции стали наказанием для страны за обмирщение. Другие говорят, что эти события помогли очиститься Церкви, и теперь она сияет в своей полноте. Какое Ваше видение этих событий? Библия наполнена указаниями на то, что всегда, везде и все трагические события происходят по причине греховной жизни человека, семьи, народа. Что всё происходящее является прямым следствием нарушения ими духовных законов жизни.
Но поскольку эти законы и заповеди Христовы наиболее известны христианам, то они более всех и ответственны за находящие скорби. Однако Бог есть Любовь и Врач, а не палач, поэтому и страдания являются не местью Бога людям, а лечебными средствами, помогающими исцелению их душ. Это исцеление и очищение, естественно, зависит от того, как человек отнесётся к возникающим скорбям. Если он будет искать виновных вне себя и обвинять их, то не получит пользы. Если же, как правый разбойник, скажет: «Достойное получил по делам своим, благодарю Тебя, Господи, помилуй меня», — то вместе с ним получит и облегчение в страданиях, и мир души, и жизнь вечную. Но впечатление такое, что покаяние, а следовательно, и очищение не столь часто бывает среди христиан. Поэтому говорить о сиянии церкви в своей полноте не приходится. Почему храмов, проповедей и разговоров о духовности всё больше, а нравственное состояние общества ниже, чем даже в эпоху развитого социализма?
Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера
Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура.
Паисия Святогорца и наше время». Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 131.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на hotpleer mail.
Со своим духовным наставником игуменом Никоном Духовный отец Алексея Осипова был известен своей праведной жизнью и исключительной любовью к Богу.
О жизни священника до прихода к вере известно немного. Мужчине пришлось тяжело в период репрессий. Николай, так звали игумена до пострига, принял монашество в тридцать шесть лет.
В то время религия подвергалась всяческим гонениям, монастыри по всей стране не действовали, и священнику приходилось вести жизнь монаха в миру. Неизвестно, при каких обстоятельствах произошло знакомство Алексея и игумена. Однако оно переросло в крепкую дружбу на долгие годы.
Никон много рассказывал о Боге и религии, следил за школьной успеваемостью мальчика, его досугом. В душе Алексея, монах заложил зерно глубочайшей веры. На могиле своего учителя, монаха Никона Воробьёва В связи с этим, в школьные году Осипов наотрез отказался вступать в комсомол.
В 1955 году юноша окончил школу, однако поступать куда-то учиться не захотел. Вместо этого, Алексей продолжил жить в семье родителей и несколько лет изучал основы религии под руководством своего наставника. В 1958 году юноша получил от монаха рекомендательное письмо, с которым отправился в столицу.
Наставник принимал участие в жизни Алексея до самой смерти.
ПРОФЕССОР ОСИПОВ
Осипов Алексей Ильич - Антимодернизм.ру | Лекции, книги и интервью Алексея Ильича Осипова (профессора Московской Духовной Академии; доктора богословия; члена Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви). |
Осипов - Алексей Ильич Осипов лекции скачать | Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов отвечает частозадаваемые на вопросы. |
Лекции Осипова Алексея Ильича mp3 - Cлушать и Cкачать mp3 | Алексе́й Ильи́ч О́сипов — советский и российский учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия (1985). Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет. |
Алексей Осипов - фото, биография, личная жизнь, новости, лекции 2021 | Алексей Ильич Осипов профессор МДА читает лекции для студентов и слушателей. |
В лектории «Маковец» пройдет встреча с профессором Московской духовной академии А.И. Осиповым | Алексей Ильич выступал с лекциями и беседами в России и за рубежом перед различными аудиториями. |
983 комментария
- Последние лекции осипова
- Лекции Осипова Алексея Ильича - Смотреть видео на
- Осипов Алексей Ильич скачать mp3 бесплатно и слушать онлайн на Хотплеере (8caf)
- Евхаристия в жизни христианина
- Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой»
Последние лекции осипова
ресурс на котором собраны все последние эфиры шоу и телепередач. Такие как Лекции профессора а (Москва) (Союз) (выпуск от 25 июня 2023 года) сегодняшний, смотреть онлайн. Профессор Алексей Ильич Осипов — Любовь и семья, вызов современности 04:50. Лекции, книги и интервью Алексея Ильича Осипова (профессора Московской Духовной Академии; доктора богословия; члена Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви). Биография Алексея Ильича Осипова. Заслуженный профессор МДА А.И. Осипов отвечает на вопросы после лекции о православном воспитании и образовании. Алексей Ильич выступал с лекциями и беседами в России и за рубежом перед различными аудиториями. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых.
Лекции Алексея Ильича Осипова.
По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Нет, не совершил таинство Венчания. Брак есть всегда брак, когда он законно осуществляется, это брак. Таинство Брака — это священнодействие особое, при котором верующим людям дается особый дар благодати.
Когда можно принимать это Таинство? Тогда, когда есть вера. Нет веры — не балуйся этими вещами. С огнем играть нельзя.
Вот, возможно даже Не знаю, это вопросы требующие уже богословского осмысления и совместного решения, но, по крайней мере тут, я говорю не учение, а точку зрения свою. Верующая, а может и нет, но не против. Ибо у апостола Павла написано Когда возник вопрос, разводиться ли с мужем неверующим — они в браке состоят — или с женой неверующей, он так и написал, что не следует этого делать. Жизнью, примером покажи, что такое христианство, что оно делает с человеком, насколько оно прекрасно.
Вот поэтому, мне кажется Слышите, я не учение церкви вам предлагаю, нет, а мне кажется что, если одна сторона очень искренне верующая и действительно желает принять это таинство, а другая просто не возражает, хотя и нет веры Ну, знаете, это сколько угодно так бывает, особенно часто среди мужчин это бывает: «Да я не против, в конце концов. Ну, пожалуйста! Но мне так кажется. Хочу только сказать, что брак — это всегда есть брак законный.
Не венчанный брак это не блуд — это брак, но, если верующие люди, но не венчаются, то грех их в чем состоит? Вот в чем грех. То есть они не хотят воспользоваться даром Божьим и в этом, действительно, они согрешают. Вот в чем, но совсем не в том, что часто можно слышать.
В отношении Соборования. Сейчас это Таинство, все более широкое значение приобретает в церкви, все больше людей к этому прибегают, уже становится, кажется, нормой. Я скажу так — если исходить из того указания Священного Писания, по которому и возникло это Таинство, то там сказано просто и прямо: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитера церковного», то есть болезнь такова, что сам не может прийти. Призовет… Ну, правда, неудобно же звать, когда я и сам могу сходить.
Ясно же… Настолько болен, что призовет… Вот истоки… истоки происхождения этого Таинства. К этому Таинству приглашалось обычно несколько священников, даже семь Вы знаете, семь число такое — священное , с тем, чтобы соборно, вместе, церковь помолилась о нем и «Молитва веры восставит болящего» — сказано. И, какие грехи согрешил, будут прощены ему. Потому что — совместная молитва, все вместе.
Вот и идея Таинства Соборования, а как относиться уже практически сейчас — это пусть решает вера каждого. Но я скажу, главные Таинства у нас — это Таинства Покаяния и Причащения. Соборование это уже — ну, кто желает, пожалуйста, когда болен — конечно, но главные Таинства — это Покаяние и Причащение. И я очень рад и, я думаю, все рады , что в нашей церкви эти два Таинства соединены нераздельно.
Требуется просто, чтобы перед причащением человек исповедовался. Хотя на самом деле это два совершенно разных Таинства, но в нашей церкви они соединены и это очень хорошо. Я наблюдал многократно к сожалению, наблюдал , ну вот в частности на западе, среди православных, когда там подходят без всякой исповеди, без всякой подготовки православные люди. Сидим до часу, до двух, смеемся, проводим, так сказать, время, потом смотрю утром уже причащаются.
Я не осуждаю, но — печально, потому что приступить к Святому Причащению надо с величайшим благоговением. И вот та подготовка, о которой мы говорим, в частности и исповедь, она создает эту атмосферу благоговения в моей душе. Слава Богу, в нашей церкви мы еще пока держимся этого, хотя уже прорывы начинаются. Уже на Пасху, пожалуйста, можете без исповеди.
Уже начинаются прорывы. Уже, знаете ли, стены ломаются. Спрашивается — зачем на Пасху?.. Зачем на Пасху?..
Вы что, в Великий Четверг или в Великую Субботу не можете причаститься? В чем дело? Кто не работает — в четверг, кто работает — в субботу. Почему ночью на Пасху?
Чтобы служба подольше на часочек была или что? Или без исповеди, что ли, можно? Я знаю, что это я лично наблюдал и я знаю — это опытный духовный человек , он запретил причащаться на Пасху: сказал — пожалуйста, есть четверг есть суббота страстные — причащайтесь. И приходите к Причастию так, как это следует — с исповедью, с покаянием, тогда вы, действительно, встретите день Святой Пасхи в настоящей радости.
А здесь уже получается как: вновь причастились, потом разговелись и пойдет дело! Вот я и говорю — прорыв уже есть и едва ли с этим можно справиться, потому что нам это очень импонирует. Без исповеди на Пасху причастился, пришел, разговелся — все, как следует — настоящий православный христианин! Все, как положено… Ну, что еще?
По—моему, это Таинство менее всего вызывает воп—росов. Оно идет прямо из Откровения Божия. Мы находим в Книге Деяний, когда самарияне приняли Крещение, но не приняли еще Духа Святого, и апостолы Петр и Иоанн были специально посланы на то, чтобы возложить на них руки и они приняли Духа Святого. Видите, как меняются, кстати, формы.
Возложили руки и приняли Духа Святого. Видите — формы меняются. Таинства не магия. Формы меняются и церковь может это менять, лишь бы сохранилось ядро, самая суть, правильное отношение к Таинству, как таковому.
Что касается Таинства Отчитывания , вы прекрасно знаете все, что связано с этим. Весь вопрос в том, как относиться к этому. Я могу, но это потребует много времени, мог бы вам сейчас зачитать просто множество, вы слышите, множество высказываний Св. К чему сводится вся их мысль?
К тому, что этим заниматься может только тот человек, который победил в себе страсти. Тот, кто не достиг бесстрастия, кто не победил беса в себе, не может этим заниматься. Понятно, не победив в себе, как ты можешь побеждать в других. Только достигший бесстрастия, получает от Бога дар вы слышите?
Это беда нашего времени. В Книге Деяний по этому поводу написано очень строго и ярко. Семь сыновей первосвященника именем Иисуса Христа пытались изгонять бесов, изгоняли, и напали на одного. Он им ответил: «Хорошо!
Знаю Павла и Иисуса знаю, именем которого вы изгоняете бесов, а вы кто? Хороша картинка? Вот бы надо прямо фильм… фильм поставить в отношении этих отчитывателей! Так вот, Св.
Отцы очень сильно об этом пишут. Авва Питерион говорит: «Итак, чадо, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти, ибо, какую страсть кто победит, тот такого беса и изгонит». Варсонофий Великий пишет: «Противоречие дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы. Если же кто из не сильных, будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он же им противоречит.
Так же запрещать им — дело мужей Великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал это, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову». Вот Исаака Сирина еще прочту: «Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет, а это твое дерзкое прекословие, служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».
Я расскажу вам один вот случай, зачту его, бывший со старцем Алексием Зарайским. С ним беседовал один послушник и, в частности, говорит ему: «Я спрашиваю отца Алексия, почему он не выгонит беса из девушки бесноватой которая помогала его семье там жить — бесноватой , а он отвечал мне, почему же он может знать, что на то есть Воля Божия? Она причащается Святых Тайн и, если это нужно, то Христос, ею принимаемый, Сам в силе изгнать его, а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его? Замечательно… Она же причащается!
Это предел! Это предел возможного для человека — соединение с Богом, и если Христос видит это полезным, он сам изгонит, а если это не полезно, так зачем же тогда это делать. Не правда ли, какой мудрый, правильный подход. А вот Кассиан Римлянин, например, на очень важный момент обращает внимание: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению.
Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где пребывают, благодаря, якобы, святости людей, про нечистоту которых они знают». Вообще, надо знать, что всякое общение вот такого рода, эти попытки изгнания бесов, самым отрицательным образом действуют на самого заклинателя, то есть священника, и, увы, и на этих больных, ибо способ, которым священник воздействует, незаконный. Если Бог тебе не дал дара, как ты смеешь именем Божьим это делать? Кто дал тебе этот дар чудотворения?
Тогда как ты смеешь? Отцы, которые получали этот дар, изгоняли одним словом, одним прикосновением. Никаких молитв, никаких действий, ничего не делали. Посмотрите — никогда этого не было и, вдруг, сейчас во второй половине двадцатого века это вспыхнуло.
Причем началось это в одном месте, а затем — смотрим уже и другие начинают. Потому что, увы, тут присутствуют, повторяю, и моменты совсем другие. К сожалению, самые низменные, я бы сказал: сребролюбие, слава и т. Опасное это дело.
Посмотрите, что случается со всеми, кто долго занимается спиритизмом: сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и т. То же самое происходит и с человеком, который не достиг, повторяю еще раз, бесстрастия и не получил особого повеления Божия на это дело. Поэтому Отчитывание — очень опасная вещь. Опасная для самого священника, и опасная для тех, кто приходит, и для тех, кто приводит этих людей для подобных целей.
Приступить к Священным Дарам в болезнь и смерть, боясь этого и считая себя недостойным, и не приступишь — лучше уж так буду жить. ОТВЕТ: Я сказал, что степень достоинства причащающегося определяется степенью осознания им своего недостоинства. Поэтому если кто действительно ощущает это недостоинство, тот как раз может подходить к святому причащению. Кому нельзя приходить — это тому, кто считает себя достойным: вот тому лучше пока подождать.
Так что бояться нечего — как раз наоборот! Как раз и происходит во исцеление души и тела, во оставление грехов! Нельзя причащаться «праведникам», «здоровым», о которых Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, а грешников». Вот так!
Так что, не знаю, эти страхи по—видимому просто оттого, что меня неправильно поняли. Нет никаких абсолютных стандартов. Возьмите письма самых авторитетных людей и увидите: одним советуют причащаться в две недели раз, другим — в месяц раз, третьим и еще реже. Нельзя тут просто так сказать, потому что это таинство, к которому требуется подготовка духовная!
Нужно человеку действительно знать поэтому: условия его жизни, работы, отношений семейных и т. Поэтому в общей форме ответ на этот вопрос дать нельзя. До революции дело дошло до того, что требовалось — например вот в военных школах и т. Раз в год!
Ну конечно, я бы сказал, что это полный предел!.. На самом деле, по—видимому, требуется несколько раз в год. По крайней мере требуется: Великим постом, Рождественским постом, Успенским постом, Петровским — по крайней мере в посты! Но если у человека есть возможность, то можно было бы несколько раз и между постами.
Чем же хуже не имеющие сана? ОТВЕТ: Речь идет не о лучше или хуже, а о том, что литургия совершается только для того чтобы причастить верующих. Только для этого она и совершается: не может быть литургии без причащающихся — тогда получается: для чего же эта литургия, для чего же эти Святые Дары? Поэтому священник как пастырь — по самой идее своей хотя бы — он первый и причащается, а за ним уже все те, кто готов к этому.
Это введено ему просто в обязанность, что налагает на него еще одно вот то бремя — мы слышали о священстве — ответственность я бы сказал большую, чтобы он всегда был готов к причащению. Не простое это дело, правда же? Не простое!.. И дело совсем не в достоинстве… Я сказал, что никто не лучше и не хуже — это Бог судья каждому, мы не знаем кто лучше, кто хуже.
Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? А оказалась выше многих тех, кто причащается каждую неделю или, может быть, чаще даже. Возможна ли эта практика в миру в наше время? ОТВЕТ: Эта практика существовала не в монастырях, она существовала у духовных наставников и руководителей.
Были и в монастырях, были и вне монастырей, но там, где был именно опытный духовный наставник. Там эта практика существовала, потому что она оказалась очень эффективной для духовной жизни послушников. Вокруг великих старцев всегда был очень узкий круг послушников, которые находились именно в отношениях послушания — в отношении всех прочих, отношения были другие: отношения совета. И вот именно те, которые были послушниками — то есть очень небольшой круг этих людей — открывали свою душу… Открытие помыслов что такое?
Вот я и иду к наставнику, и оказывается это очень эффективный способ снятия вот этой страсти с себя. Все кто имел такую возможность очень быстро восходили, а потом начались карикатуры!.. Карикатуры, обезьянничанья!!! Когда человек, не имеющий никакого духовного опыта, а только потому, что он в сане или в возрасте, например, или занимает определенное положение, начинает требовать себе откровения помыслов… Я слышал, что будто бы это сейчас проделывают некоторые наши игуменьи — это, я вам скажу, настоящая беда!..
Потому что откровение помыслов возможно только человеку духовно — слышите?! Если у человека есть страстишки то он подумает: ах ты так, ну я тебе покажу! Преподобный Касиан Римлянин так и говорил: «Полезно открывать свои помыслы, но не кому попало». Многие не зная этого и открыв свою душу людям неопытным, потерпели огромный урон.
А тут, подумать только, требуют! На колени!.. Смотри в глаза!!! Открывай свои помыслы!..
Это, знаете, жуть!!! И против этого не принимается даже мер!.. Я вам скажу: это трагедия, это настоящая трагедия!.. Это же молодых девчонок буквально сводит с ума: придут они в монастырь — молодые, ничего не понимающие — а тут им: «На колени!
Так, что ты сегодня?.. Духовник избирается по доброй воле, вы слышите? Тот с кем я вижу общение, с кем у меня устанавливается душевный контакт, к кому я чувствую доверие — к этому человеку я приду и действительно всю душу открою, и скажу: помогите. Что мне делать?
А здесь, видите ли, по обязанности: я игуменья!.. Кощунство это настоящее над великим делом христианской жизни, которое именуется откровением помыслов!.. Это кощунство и издевательство!!! Ведь при крещении дается имя и ангел—хранитель?
ОТВЕТ: Вот потому стремятся, что в наше сознание глубоко вошло, что некрещеный ребенок… а дальше я не знаю, многоточие… Что — некрещеный ребенок?.. Что, погибнет? Все дети, жившие до Христа и естественно не могущие принять крещение, интересно, куда они идут? Спаслись или в ад?
Теперь, с пришествием Христа? Все те, до Христа, которые вели праведный образ жизни — тем более дети, о которых Христос сказал: «Не мешайте им приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное» — все они будут спасены. Знаем это учение Церкви — не мое, не его, не третьего!.. Все до Христа жившие праведно, скончавшиеся в покаянии и дети — и дети!
Это учение церкви. Убийственная логика! До Христа жившие дети оказывается, не погибнут благодаря жертве Христовой, а рожденные после жертвы Христовой — погибнут!? Причем, дети, о которых Сам Господь сказал!..
Откуда это взяли?! Эта мысль встречается только у одного — у блаженного Августина. Кстати, он нашей Церковью так и именуется — блаженным, не святым даже. Ну не важно, он святой.
Ни у одного святого отца нет такой мысли, ни намека даже на то, что дети не крестившиеся погибнут. Нет такого учения!.. Но, еще раз вам говорю — мы уже говорили с вами о крещении — если есть возможность крестить умирающего ребенка, то можно и крестить. По вере родителей он получает тот же дар благодати, но скажу вам такую вещь: мы, наверное, забываем о том, кто совершает крещение.
Таинство крещения кто совершает? С этой целью я должен вам зачитать одну мысль, чтобы мы поняли это. Кто крестил разбойника, скажите? Какой священник его крестил?
Иоанн Златоуст об этом пишет: «Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас же удостоился отверзть двери рая». Так же крещены были множество мучеников, которых никто не крестил — не успевали они креститься. Спрашивается: как же они? Крещение, то есть дар благодати, дает Господь — еще раз повторяю — Господь, не священник!
А как Господь дает, при каком условии? Для нас, которые ничего не видят, Церковь установила священнодействие, которое уверяет нас в том, что дар благодати дается верующему искренно. Так вот и здесь, мы можем быть в полной уверенности, что Господь конечно же даст этот дар нового человека — этот дар благодати, это семя — даст каждому младенцу, который ни в чем не повинен! Ни в чем!..
Даже если он и не был крещен… Поэтому не надо вот так… Великие страдания подчас испытывают родители: умер некрещеным!.. Даст Господь!!! Как дал этим мученикам, как дал этому разбойнику, но если имеете возможность крестить — ну что ж, крестите. Если не успели по объективным причинам, не нужно переживать: Господь даст, каждому человеку даст, все то, что можно ему дать.
Тем более — невинному младенцу. Вот на панихиду записку подают, спрашивают: крещеный или некрещеный? Почему не пишут на панихиду? Говорят, что ангелов не надо поминать.
Дети кто? Это и есть ангелы!.. Это наши ангелы — дети, они же невинные! Кого же тут писать!?
Это первая сторона. Вторая сторона: в церкви все благообразно и по чину да бывает… То есть все священнодействия постепенно оформлялись исторически!.. И вот в частности проскомидия, например, сопряжена с чем? Она символизирует собою поминовение членов церкви крещеных — отсюда, частичка вынимается, вот — она собой и символизирует.
Поэтому за некрещеных, которые не приняли крещения здесь в условиях жизни земной, эта частичка не вынимается, но совсем не потому, что дети отверженные. Более того, совсем не потому, что они вообще, все люди не крещеные — отверженные, совсем нет!.. В таком случае мы должны отвергнуть весь ветхозаветный народ, а мы почитаем многих из них праведниками. Смотрите, мы празднуем из них пророков, святых — они крестились?
Так как же тогда мы смеем их поминать? Надо понять же это… В Церкви есть определенная дисциплина и только по этой причине!.. А вообще я вам скажу так: молиться мы не только можем, но и должны за всех. И всегда — даже в самые тяжелые гонения Русской Церкви, в атеистическое время, во времена издевательства над нашей Церковью — вы всегда слышали прошение «…о властех и воинстве ея».
А у власти кто стоял? Те, кто гнал Церковь, противники Церкви, враги Церкви!.. Даже о них Церковь молилась… Так если уж молилась о ненавистниках и гонителях Церкви, как же нам быть с младенцами? Причем мы не спрашивали, кто там стоит: крещен ли, некрещен — многие из них, в этих «властех и воинствах», не были крещены — это бесспорно.
Там были разные: иудеи, мусульмане и др. Что же делает Церковь?.. На весь храм дьякон возглашает!.. А здесь это у нас так уж установилось, чтобы на панихиде младенцев не поминали.
Я думаю, что действительно их не следует поминать — ангелов не поминают!.. В этом я не вижу ничего худого: мы можем к ним только обращаться, чтобы они за нас помолились, и это будет более правильным, чем за них молиться. Если понимать вот эти слова Христовы: «Кто не крестится от воды и Духа, тот не войдет в Царство Небесное» буквально, то мы сразу должны исключить из Царства Небесного: первое — все ветхозаветное человечество; во—вторых — из святцев следует исключить всех мучеников за Христа, которые не приняли крещения! Первого среди них — разбойника из святцев надо быстрее удалить!..
Сейчас Алексей Ильич произошедший феномен объясняет силой убеждения духовного отца и на протяжении многих лет воспитывает в себе это уникальное качество. Юношеские годы Когда Алеша Осипов достиг возраста вступления в комсомол, юноша однозначно отказался становиться членом этой организации. Причины своего поступка молодой человек не озвучивал, но, вероятно всего, они кроются в религиозных убеждениях, привитых Алеше мамой и духовным наставником. По окончании школы у будущего профессора богословия возник вопрос, куда пойти учиться дальше. Администрация и учителя школы предлагали одаренному парню подать документы в вуз, но духовный отец советовал Осипову избрать иной путь. На протяжении последующих трех лет начинающий богослов под руководством неизменного наставника готовился поступать в Московскую духовную семинарию. Главный упор при подготовке шел на изучение описаний жизни святых отцов и трактовки основ христианской веры. Осипов на одной из конференций, посвященной экуменизму Вооружившись рекомендациями наставника и успешно пройдя все предварительные собеседования, Алексей Осипов был зачислен сразу в выпускной 4-й класс учреждения, которое юноша блестяще окончил на следующий год.
Как позднее рассказывал Алексей Ильич, таких глубочайших знаний в богословии, полученных им от наставника, студентам не могли обеспечить даже педагоги семинарии. Затем Алексей Осипов поступает в Московскую духовную академию и так же успешно выпускается в 1963 году, пишет диссертацию, получает кандидатскую степень по богословию и направляется работать в одну из смоленских церквей. Трудился на новом месте он недолго. Почти сразу по приглашению высшего учебного заведения РПЦ Русской православной церкви молодой человек идет для дальнейшего обучения в аспирантуру. Зрелый возраст В 1964 году, в 26 лет Алексей Осипов после пройденного курса в академии завершает обучение в аспирантуре. Преподавание После окончания курса молодой человек получает приглашение поработать в академии и остается преподавать в ней основы богословия и новую на тот момент дисциплину экуменизм всехристианская сплоченность. Занимаясь преподавательской деятельностью, одновременно Алексей Ильич читает лекции по основам богословия, христианской веры и западным вероисповеданиям на 1-ом курсе в академии и на 5-ом в семинарии. Осипов почти всю свою жизнь вел преподавательскую деятельность В 1969 году молодой ученый становится доцентом, а в 1975 году получает звание профессора духовной академии.
С 1990 года на протяжении трех лет работает при академии главным редактором печатного издания «Богословский вестник». Работа в РПЦ В 1964 году Алексей Осипов получает должность секретаря комиссии РПЦ, занимающейся подготовкой материалов для составления религиозно-этической энциклопедии, издательство которой планировалось осуществить в Афинах. С 1973 года и по сей день профессор является одним из наиболее активных сотрудников РПЦ.
Ответить » Вера, 20. Подскажите, пожалуйста, как можно попасть на лекции Алексея Ильича в каникулярное время?
На его сайте такой информации нет… Спасибо! Ответить » Юлия, 10. Осипову, действительно в его лекциях можно подчерпнуть множество полезной информации, и лучше разобраться в своих противоречиях, для меня его лекции находка, ну а те, кто недоволен, должны вести себя по- христиански, вандализм это не для нашей христианской души. Ольга А. Юлия, насколько информация, содержащаяся в лекциях А.
Осипова «полезна» можете узнать, прочитав сообщения в данной теме. Тогда и подумайте: действительно ли лекции профессора Осипова являются находкой и могут помочь разобраться в противоречиях, как Вы об этом написали. Апостол Пётр в своем 1 Послании писал, что такова есть воля Божия — заграждать уста невежеству безумных людей 2:15 , а Вы это назвали вандализмом. По Толковому словарю Ожегова вандализм означает бессмысленно — жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Это Алексей Ильич разрушает единство Церкви, возрождая древние ереси, считая, что Правила Вселенских Соборов устарели, что спасение возможно вне Церкви и т.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство»! Осипова за «полезную» информацию. Ксения, 06. Ответить » Андрей, 03. Ну Алексей Ильич во всех своих лекциях всегда говорит, ссылаясь на Святых Отцов, а не от себя.
Касательно Вселенских Соборов вы сначала прочитайте постановления, а затем говорите, не нужно голословно осуждать. Дословно: — говорят: «Правила Вселенских Соборов», а сами забыли, что есть «оросы» — учительные определения — это одно; а правила — это другое. Потому что правило имеет несколько уровней: от весьма фундаментального например, поставления епископа до таких бытовых мелочей например, можно ли мыться в бане с евреем или нет. Такие были даже правила, за нарушения которых нарушители подвергались очень суровым наказаниям, епитимиям, отлучались на многие годы от причастия. Ответить » Ольга А.
Мы же руководствуемся творениями святых Отцов, и в первую очередь, учением святителя Игнатия Брянчанинова о Покаянии. Ваше обвинение нас в малодушии является голословным. Далее, Андрей, Вы обвинили нас в малограмотности и не образованности. Малограмотным человеком является тот, кто недостаточно разбирается в какой-то области знаний Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Необразованный человек — тот, кто не имеет достаточного образования Толковый словарь Д.
По вашему мнению, наша необразованность и малограмотность проявилась в том, что мы не различаем правила и оросы. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Но для истинных христиан, кто старается хранить Догматическое и Нравственное Предание Церкви очень важно соблюдать и Правила Святых Вселенских Соборов, не считая некоторые из них, по примеру Алексея Ильича Осипова и его последователей устаревшими или касающимися бытовых мелочей как Вы пишете, Андрей.
Биография Осипова Алексея Ильича. Личная жизнь, жена
- Лекции Осипова Алексея Ильича - Смотреть видео на
- 983 комментария
- Профессор Алексей Ильич Осипов - работы и публикации читать на сайте Правмир
- Осипов Алексей лекция (найдено 80 песен)
- Новые лекции
- проф. А.И. Осипов
Когда же, наконец, этого еретика отлучат от Церкви?! Сколько он еще будет сеять соблазн?
Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой» | Читать онлайн книги, лекции, публикации, интервью, а также слушать онлайн аудиолекции заслуженного профессора МДА Алексея Ильича Осипова. |
Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы | Прямая речь профессора Алексея Осипова. |
Осипов Алексей Ильич профессор МДАиС - 67 треков. Слушать онлайн | Лекция профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова "Тернистый путь священства". |
Профессор МДА Алексей Ильич Осипов | Алексей Ильич Осипов Статьи и лекции читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на |
В лектории «Маковец» пройдет встреча с профессором Московской духовной академии А.И. Осиповым | Я человек не религиозный, но Алексей Ильич Осипов зажигал, вдохновлял. |
Осипов Алексей Ильич
Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы. русский православный богослов, апологет христианства, профессор Московской духовной. Профессор Алексей Ильич Осипов: Процесс обмирщения Церкви идёт, и, к сожалению, на него не обращается внимания.
Алексей Осипов: личная жизнь (жена, дети) и биография богослова
Царство Божие усилием берется. Бога любит тот, кто исполняет заповеди Его, кто кается, осознает себя грешным, не осуждает других. Слышали, что пьяницы друг друга не осуждают? Наоборот, сочувствуют очень глубоко и помогают. Нам, христианам, вот у кого надо учиться, оказывается». Вопросы и ответы Алексея Ильича Осипова после лекции о Евхаристии в жизни христианина Профессор Алексей Ильич Осипов — выдающийся русский православный богослов, публицист, лектор и педагог. Заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, проповедник, видный православный деятель, член Российской академии естесственных наук.
Говоря о пророчествах и старчестве Алексей Ильич часто цитирует преподобного Иоанна Лествичника: «Когда мы желаем вверить наше спасение кому-нибудь, то ещё прежде вступления на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, мы должны рассматривать, испытывать и даже искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача — на больного, вместо бесстрастного — на человека, обладаемого страстями, вместо пристани — в пучину и таким образом не найти готовой погибели». Вот с какой осторожностью нужно подходить ко всякому духовному руководителю, а также и к его словам, и уж тем более пророчествам. Даже искуси! Но не принимай все на веру, безрассудно». Как человек готовится, если его приглашают на высокий прием, а если на этом приеме ему еще надо что-то говорить, — то он ой-ой, как готовится! Понятно, в каком душевном тонусе он находится.
Поэтому, как минимум, за одни сутки перед причастием нужно постараться вести христианский образ жизни: делом, словами, мыслями, желаниями, отношениями с людьми. Это первое. Второе: постараться, хотя бы в это время не смотреть этот несчастный телевизор, и не смотреть этот несчастный в квадрате интернет! Постараться не общаться, насколько это возможно, ни с кем и ни с чем. Почитать Евангелие, толкование на Евангелие, почитать святых отцов. Постараться помолиться, постоянно возвращая свою улетевшую мысль к словам молитвы, а это самое трудное.
И, конечно, потребуется не только воздержание всех наших чувств, но и воздержание нашего тела, то, что называется постом. У Иоанна Лествичника в его «Лествице» Слово четырнадцатое называется: «О любезном для всех и лукавом владыке чреве». Вот хоть бы один день попридержать его, чрево. Знаете, традиции поста ведь были разные: иногда семь дней, иногда три. В наше время — дай то Бог, чтобы человек хотя бы один день провел вот таким образом: в воздержании, понуждении себя к молитве, отчуждению от всякой суеты. Это чрезвычайно важно.
В день причастия надо всячески избегать суеты и всяких развлечений. Писание ведь говорит очень строго: «Проклят всяк, кто творит дело Божие с небрежением». Причастившись, но ведя себя по-язычески, мы этим самым страшно наказываем самих себя. Причащаться нужно, по словам Феофана Затворника, «в месяц однажды или два раза, хотя ничего нельзя сказать неодобрительного, если кто-то может чаще». Детей лучше всего причащать, когда сами готовы причаститься, потому что нельзя относиться к этому таинству формально и чистого ребенка в свой грязный омут тут же опускать. Это поразительно — каждое воскресенье, каждый праздник детей у нас причащают, потом смотришь: а где же они?
Немножко подросли и уж никого не найдешь в храме. Спасибо большое, это очень хороший вопрос. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Надо начать учиться молиться». Да я всю жизнь молюсь, особенно, когда гром грянет. Мы настолько уже привыкли, простите мне это слово, «болтать» молитвы, что уже просто невозможно. Попробуйте прийти к своему начальству и попробовать так обращаться, как мы вычитываем молитвы.
Так что же делать? Святитель говорит: «Молитвой называется только то, что произносится с вниманием, благоговением и покаянием. Без этого нет молитвы, а только пустословие и оскорбление Бога. Я как-то пошутил, что в месте молитвослова, где стоит: «Господи, помилуй! Чтобы держать свое внимание, чтобы оно не улетело, произнеся вот эти пять слов, требуется «аскео» или тренировка. В мирском языке аскет — это спортсмен.
Только спортсмен занимается телом, а аскет куда более важным делом — своей душой. Положить себе за правило — тренировать внимание в молитве. Когда производится монашеский постриг, то специально вручаются четки, и не только как символ, как знак того, что без молитвы нет религии, а как инструмент, с помощью которого ты отныне должен все свое внимание обратить на молитву Иисусову, завещанную святыми отцами. Вся суть религии — в молитве. Но не в вычитывании ее, а в молитве. Апостол пишет: «Лучше пять слов умом, нежели тьму это десять тысяч языком.
Приучить себя к этому и научимся, потому что Господь обязательно поможет. Почему женщина должна, входя в церковь, надевать платок? Многие молодые женщины воспринимают это как дискриминацию, а слова апостола Павла об этом у них вызывают отторжение. Это что же мы, за протестантами пойдем, у которых только — Писание? Помню, сидим как-то мы с ними, православная делегация, идет диалог, обсуждение, в частности, обсуждается тема «гомиков». Встает один немец, лютеранин, и говорит: «А вот наша церковь совершает такие богослужения…» Мы говорим: «Ой как интересно, а вы не читали о Содоме и Гоморре?
У вас какое священное Писание? Писание открывается только тому, кто сам становится сопричастником духа Божьего, Автора Священного Писания. Поэтому критерием правильного понимания Писания являются учения святых отцов. И фундамент нашей веры состоит в учении святых отцов, а не в домыслах богословов. Наш фундамент — это святоотеческое учение.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на mail lightaudio.
Он призывает верующих проявлять покорность и смирение в своих молитвах, помня о тленности всего земного. Эти рекомендации были опубликованы на дзен-канале «Торжество православия».
Религия" в г. Дубне Московская обл. Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства"; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге.
Самого страшного пока не случилось
Лекции Алексея Ильича Осипова. Профессор Алексей Ильич Осипов отвечает на вопросы о вере, о смысле жизни, о христиансте. Алексей Ильич Осипов Статьи и лекции читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на алексей ильич осипов скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.