Новости неделя мытаря и фарисея толкование

Сегодняшнее Евангелие первой подготовительной недели Великого поста повествует нам об одном событии, когда в храм Божий вошли два человека — фарисей и мытарь.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее

Именно благодаpя своему смиpению Дева Маpия, Матеpь Божия, сделалась pадостью всего миpа, величайшим откpовением кpасоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в pедкие минyты его сопpикосновения с Богом. Как можно стать смиpенным? Для хpистианина - пpостой ответ: созеpцание Хpиста, воплощенного божественного смиpения, Того, в Котоpом Бог показал pаз и навсегда всю славу Свою в смиpении и все смиpение Свое в славе. Хpистос сказал в ночь Его наивысшего смиpения: "Hыне пpославился Сын Человеческий, и Бог пpославился в нем" Иоанн, 13,31. В конце концов смиpению yчишься, соpазмеpяя и сpавнивая каждое свое слово, каждый постyпок, всю свою жизнь с Хpистом. Потому что без Hего настоящее смиpение невозможно, тогда как y фаpисея даже веpа становится гоpдостью; в своем фаpисейском тщеславии он гоpдится своими человеческими, внешними достижениями. Пpиготовление к Великому Посту начинается пpошением, молитвой о полyчении смиpения, так как смиpение - это начало настоящего покаяния. Смиpение - пpежде и больше всего восстановление, возвpащение к настоящемy поpядкy вещей, пpавильных понятий.

Его коpни питаются смиpением, и смиpение, пpекpасное божественное смиpение - его плод и завеpшение. Мы y двеpей покаяния, и в самый тоpжественный момент Воскpесной Всенощной, после того как возвещено Воскpесение и явление Хpиста, "Воскpесение Хpистово видевше", пеpвый pаз поются тpопаpи, котоpые бyдyт сопpовождать нас в течение всего Великого Поста: Покаяния отвеpзи ми двеpи Жизнодавче, yтpенюет бо дух мой ко хpаму святомy Твоему, хpам носяй телесный весь осквеpнен: но, яко щедp, очисти благоyтpобною Твоею милостию. Hа спасения стези настави мя, Богоpодице, студными бо окалях душу гpехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, тpепещу стpашного дне сyдного: но надеяся на милость благоyтpобия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Все права защищены. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права.

И наконец, ты должен, как тебе Бог заповедал, выбрать для себя «свой» приход, свою церковь и содержать её своими трудами — своими регулярными пожертвованиями так называемой «церковной десятины», то есть десяти процентов всех твоих доходов Быт. Всё это необходимо. Но вот проблема: достаточно ли? Многократно читанная и слышанная нами притча, которую сегодня за литургией вновь поведал нам Господь, в какой уже раз озадачивает нас вопросом: всё то, что мы делаем в церкви, разумеется, и нам и церкви — необходимо, но вот — достаточно ли? Пойдём ли и мы «оправданными в дом свой» Лк. Что ещё сделать, чтобы оправдаться? Может быть, нужно совершать какие-то специальные добрые дела, чтобы, как говорят последователи, скажем, буддизма, «отработать свою карму»? Или, как некогда поступали католики, постараться приобрести себе за деньги некое «оставление грехов», купив индульгенцию? Может быть, но что-то не верится, что это может привести к спасению. Неужели существует такое «доброе дело» или, что уж совсем нвероятно, такая сумма денег, которые сделают как бы не бывшим предательство, ложь, убийство? Или же всё-таки не напрасно мы каждое утро взываем к Многомилостивому и Всемилостивому Богу нашему словами молитвенного правила: «Спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче»?

Для чего? Ну продлили еще на десять, ну на сто лет. Многие ученые мужи, целые коллективы ученых во всем мире бьются над этой проблемой: как продлить. Продлить что? Вот это безобразие, которое почему-то называется жизнью, когда человек служит самому себе. Разве это жизнь? Ну даже если двести, триста, тысячу лет проживешь, все равно придет момент, когда все, что ты строил без Бога, рухнет. Потому что человек, ставя в своем сердце вместо Бога самого себя, превращается в фарисея. Почему Христа распяли? Почему вдруг такие грамотные, умные, постящиеся и знающие закон люди не увидели во Христе Сына Божия, а кричали: «Распни, распни Его»? Как же так? Ведь вы же знаете закон, знаете книги пророков, почему же вы не увидели, что все пророчества на Нем исполнились? А потому, что гордость ослепляет полностью. Любому человеку скажи: «Ты горд» — и вот первое движение его души, он скажет: «Нет». Лучшее доказательство гордости эти слова. Потому что, если человек имеет гордость, она его ослепляет. Почему нам часто на исповеди не в чем каяться? Почему мы не умираем под тяжестью собственных грехов? Почему мы не седеем от ужаса из-за того, как проводим свою жизнь? Почему мы беспечны? Почему рвемся вперед? Да потому, что не видим, как лезем на эти острые шипы грехов. Гордость делает нас полностью слепыми, мы совершенно не понимаем, что мы делаем, что творим, куда идем. И только тогда, когда в человеке начнется процесс истинного покаяния, когда он увидит, как мытарь, море своего безумия, море своих грехов, своей бесполезности поедания кислорода на этой земле, никчемного, ненужного, гнусного существования, когда человек ужаснется — он поймет, что не может сам выйти из этого состояния. И он сразу будет нуждаться в Спасителе, сразу обратится к Нему, будет бить себя в грудь и говорить: «Боже, милостив буди мне, грешному». И вот это и есть начало выздоровления. С этой молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» — начинаются утренние молитвы православного христианина, чтобы ввести нас в чувство покаяния, потому что покаяние есть оживление души, это есть начало видения истины. А истина эта очень неприглядна. Она заключается в том, что вдруг мы видим, что мы гораздо хуже каждого из тех, кто нас окружает. Мы сами себе прощаем, сами себе позволяем делать маленькие гнусности, которые постепенно в процессе нашей жизни превращаются в большие. Мы сами постепенно, час от часа, усыпляем собственную совесть и в результате превращаемся в фарисеев. И приходим в храм, как к себе домой, с наглым видом, покупаем здесь все, что нам нужно: хочу это куплю, хочу это, это я закажу, здесь я поставлю. Но это пустая трата времени, денег и сил. Все это бесполезно до тех пор, пока не начнется в нас процесс выздоровления души. А он начинается со слов: «Боже, милостив буди мне, грешному». Но нас ужасает не груз грехов, нас ужасают болезни тела. Нас больше всего беспокоит этот дискомфорт, что где-то что-то болит. И нам не страшно, что у нас душа не только болит, а, может быть, она давно уже умерла и мы духовно гнием заживо. Жизнь есть общение с Богом, и если этого общения не происходит, то человек не живет. Жизнь человека отличается от жизни животных тем, что он способен познать Бога. Потому что человек носит отпечаток Божества, человеку дан Божественный разум, человек носит образ Божий, чтобы через этот образ, который в нем заложен, познать Создавшего его. А мы, будучи в грехе, забыв Бога, превратились в муравьев, которые все тащат себе, рассматривая все окружающее только для себя. И так мы и детей воспитываем, и так мы относимся к родственникам. Это во всем проявляется.

Ибо если бы он был уверен, что он по благодати имеет чужие блага, то без сомнения не стал бы уничижать других, представляя себе в уме, что и он, по отношению к собственной его силе, равно наг, а по милости облечен даром. Поэтому фарисей, как приписывающий совершенные дела собственной силе, высокомерен, а отсюда дошел и до осуждения других. Господь обозначает высокомерие и отсутствие смиренномудрия в фарисее и словом: «став». Ибо у смиренномудрого и вид смиренномудрый, а фарисей и во внешнем поведении обнаруживал тщеславие. Правда, и о мытаре сказано: «стоя», но смотри, что далее прибавлено: «не смел даже поднять глаз на небо». Поэтому стояние его было вместе и преклонением, а у фарисея и глаза, и сердце поднимались к небу. Посмотри и на порядок, какой представляется в молитве фарисея. Сначала он сказал, каков он не есть, а потом перечислил и то, каков он есть. Сказав, «я не таков-то, как прочие люди», он выставляет и разные добродетели: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю». Ибо должно не только уклоняться от зла, но и творить добро Пс. И прежде должно удалиться от зла, а потом приступить к добродетели, подобно тому, как желая из мутного источника почерпнуть чистой воды, ты должен прежде вычистить грязь, а потом уже можешь черпать чистую воду. Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Сказав, я не таков как прочие, он противопоставил сему: «пощусь два раза в неделю», то есть два дня в неделю. Речь фарисея могла иметь глубокий смысл. Вопреки страсти прелюбодеяния он хвалится постом. Ибо похоть рождается от чувственного пресыщения. Так он, удручая тело постом, был очень далек от подобных страстей. А фарисеи подлинно постились во второй день недели и в пятый. Названию грабителей и обидчиков фарисей противопоставил то, что он дает десятую часть от всего, что приобретает. Грабительство, — говорит он, — и нанесение обид столько мне противны, что я отдаю даже мое собственное. По мнению некоторых, Закон заповедует вообще и навсегда десятину, а те, кои глубже исследуют его, находят, что он предписывает троякого рода десятину. Об этом подробно узнаешь из Второзакония Втор. Так вел себя фарисей. А мытарь вел себя совершенно наоборот. Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Он стыдился поднять глаза свои к небу, считая их недостойными созерцания горних предметов, так как они любили смотреть на блага земные и пользоваться оными. Он «ударял себя в грудь», как бы поражая сердце за лукавые советы и пробуждая оное от сна к сознанию, и ничего другого не говорил, кроме сего: «Боже!

Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году. Первый зов великопостной весны

Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом! Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1 Кор.

Феофан Затворник Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста. Усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние». Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты.

Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи? От чего предостерегает нас Господь и от Его имени не устает повторять святая Церковь накануне Великого поста?... Эти кророткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом — одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия. Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель.

А это значит — в наше сердце. В первую «Неделю о мытаре и фарисее» живо рисуется нам в Евангельской притче отталкивающий образ самодовольного самохвала - фарисея и привлекательный образ искренно и глубоко кающегося грешника - мытаря. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

Казалось бы, фарисеи — почитаемые праведники — никого не убили, не украли, не прелюбодействовали. Но это — самый поверхностный взгляд.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Мытарь из притчи жил именно так, но при этом он внутренне сожалел о своих делах и каялся.

И получается как будто образ нашей жизни: мытарь живет беззаконно, но оправдан, в отличие от праведного, но гордого фарисея. Но ведь смысл в том, что мы должны подражать делами не мытарю, а скорее, стараться выполнять установленное, подобно фарисею. Следует любить закон Божий так, как чтил его фарисей, но уже закон в новом, Христовом, евангельском духе. Фарисей был очень неправ в одном — он гордился своей праведностью. А сейчас бы мы сказали: он привык быть праведным, воспринимал это как данность.

Да, к сожалению, бывает так, и довольно часто, что христианство становится привычкой, а не живой верой и духовным горением. Ощущение, что одно и то же повторяется каждую неделю, из года в год ничего не меняя в душе, сближает нас с состоянием фарисея. Привычки быть христианином необходимо избегать, следует бороться с ней. Мы должны быть подобны фарисею в делах праведности, не гордясь этим и не допуская привычки к христианской жизни — как будто механически молиться, ходить в храм, исполнять закон.

Всякому, кто впервые приходит в Церковь, священник обязательно рассказывает о том, как ему, пришедшему, жить дальше, чтобы иметь право называться христианином. Прежде всего: регулярно, хотя бы раз в месяц, причащаться, а перед причащением — исповедоваться. Затем: неупустительно посещать воскресные богослужения и не просто выстаивать длинную церковную службу, изнывая от тоски и тяготясь непонятными славянскими текстами, а пытаясь понять её, вникнуть в каждое слово. Для этого, в свою очередь, необходимо, кроме молитвы церковной, практиковать каждый день домашнюю молитву, которая в совокупности занимает не менее сорока минут. Кроме того, если уж ты христианин, то не можешь обойтись без постоянного чтения Священного Писания. И наконец, ты должен, как тебе Бог заповедал, выбрать для себя «свой» приход, свою церковь и содержать её своими трудами — своими регулярными пожертвованиями так называемой «церковной десятины», то есть десяти процентов всех твоих доходов Быт. Всё это необходимо. Но вот проблема: достаточно ли? Многократно читанная и слышанная нами притча, которую сегодня за литургией вновь поведал нам Господь, в какой уже раз озадачивает нас вопросом: всё то, что мы делаем в церкви, разумеется, и нам и церкви — необходимо, но вот — достаточно ли? Пойдём ли и мы «оправданными в дом свой» Лк. Что ещё сделать, чтобы оправдаться? Может быть, нужно совершать какие-то специальные добрые дела, чтобы, как говорят последователи, скажем, буддизма, «отработать свою карму»?

Но это далеко не так. До состояния мытаря нам еще очень и очень далеко. Мытарь — это совершенство! И сегодняшняя евангельская притча, такая до боли знакомая — это некий очень важный критерий, пробный камень, лакмусовая бумажка нашей духовной жизни. Две молитвы. Два устроения души. Два разных миросозерцания... Самомнение фарисея настолько велико, что на самом деле ему и не нужен Бог. Евангелист подчеркивает, что фарисей молится сам в себе. То есть его молитва — это не беседа и общение с Богом. Это апофеоз самовлюбленности! Это поклонение идолу своего «Я». Кроме него нет нормальных людей: одни грабители, обидчики, прелюбодеи, воры, пьяницы, наркоманы. И он благодарит Бога, что он-то — не таков! А если прибавить еще, что он постится два раза в неделю и отдает десятую часть доходов — то портрет «святого» готов. Трагедия этого человека состоит в том, что он слишком занят собой. Он хвалится лицом, а не сердцем, как говорит апостол Павел. Фарисей даже на секунду не способен понять, что он в очах Божиих со своей мнимой праведностью более отвратителен, чем все эти алкаши, бомжи, попрошайки. Он обезопасил себя внешней благочестивой скорлупой — ритуалами, предписаниями, формальными добродетелями. Он хочет откупиться от Бога своей праздничной свечкой; рублем, брезгливо брошенным в кепку нищего. Знанием типикона, умением вставить в разговор мудрое словечко из умных книг.

Неделя о мытаре и фарисее

— почему в неделю о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни? Так, 13 февраля Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. Седмица следующая за Неделей о мытаре и фарисее — «сплошная», то есть отменяется пост в среду и пятницу. Это воскресенье называется так потому, что на литургии читается Евангелие от Луки, притча о фарисее и мытаре.

Оптина пустынь

Неделя о мытаре и фарисее – сплошная, что значит в эту неделю нет поста в среду и пятницу. Свое название Неделя о мытаре и фарисее получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. Неделя о мытаре и фарисее — одна из четырёх подготовительных к Великому посту. Сегодня неделя о мытаре и фарисее, воскресенье, посвященное воспоминанию о притче о мытаре и о фарисее, которую Господь произнес, обращаясь к Своим ученикам. Hеделя о мытаре и фарисее. Фарисей же и Мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться.

Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году. Первый зов великопостной весны

Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее полностью доминирует основная идея: восхваляется только одна добродетель — смирение, и осуждается преимущественно одна страсть — гордыня. Многократно эта мысль выражается призывами «ненавидеть» гордыню фарисея и «ревновать» смирению мытаря: «мытаревым ревнуй добрым, и фарисейскую злобу возненавиждь» 1-я песнь канона, 2-й тропарь; см. Понятно, что «ненависть» к гордыне должна выражаться в ее патологическом неприятии, тогда как ревность к стяжанию смирения означает, что все усилия души должны быть подчинены этому стремлению. Что интересно, однажды звучит призыв подражать фарисею естественно, не в гордыне, а в ревности к исполнению обрядовых предписаний : «Фарисеевы добродетели потщимся подражати» 5-я песнь, 1-й тропарь. Хотя эта мысль выражается всего один раз и такой краткой фразой, этим утверждается тезис о том, что соблюдение человеком обрядовой стороны религии — также нравственно благое дело.

При этом своими «успехами» в исполнении обрядов ни в коем случае не следует гордиться тем более что любые добрые дела и успехи человека лишь в меньшей степени являются плодами его усилий, но в большей степени становятся возможными благодаря содействию благодати Божией. Отмена поста в седмицу после недели о мытаре и фарисее. В седмицу после недели о мытаре и фарисее Церковь отменяет пост в среду и пятницу поэтому она называется « сплошной седмицей ».

В свое время, во II веке до Рождества Христова, именно они возглавили восстание против язычников. Многие из них отдали свои жизни, но отстояли независимость Иудеи и сохранили веру в Единого Бога. Что говорить, их верность была засвидетельствована кровью. В сознании многих евреев того времени фарисеи были героями веры и настоящими патриотами.

А потому их партия пользовалась огромным авторитетом и поддержкой у простых людей. Теперь в лице Рима. Местное население было вынуждено платить захватчикам налог. Сбором пошлины занимались чиновники из числа самих же евреев. Они и назывались мытари. Нередко эти люди были нечисты на руку. Оккупанты требовали одну сумму, а мытари произвольно устанавливали ее размер вдвое больше.

Разницу — себе в карман. Центр эти махинации и вымогательства не особо волновали. Главное, чтобы в имперскую казну отчисления поступали вовремя и в нужном объеме. В остальном сами разберетесь. Да и нередко именно сборщики налогов становились глазами и ушами римлян среди местных. Короче говоря, окружающие ненавидели мытарей. В их глазах они были ворами, отступниками от веры отцов и предателями родины.

Одним словом — фискал и доносчик. Итак, перед нами парадокс. Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы? Все очень просто.

Hо pазве даже в цеpквах наших нет того же фаpисейского духа? Разве нам не хочется, чтобы всякое наше пожеpтвование, всякое "добpое дело", все, что мы делаем "для Цеpкви", было пpинято, оценено, стало бы известным? Hо что такое смиpение? Ответ на этот вопpос может показаться паpадоксом, так как он основан на стpанном утвеpждении: Господь Сам смиpенен! Однако каждому, кто знает Бога, кто созеpцает Его в Его твоpении и в Его спасительных действиях, ясно, что смиpение - действительно божественное свойство, сама сyть и сияние той Славы, котоpой, как мы поем за Божественной литypгией, исполнены небо и земля. В нашем человеческом понятии мы склонны пpотивопоставлять славу и смиpение, видеть в последнем какой-то изъян или слабость. По человеческомy понятию, только наше невежество, отсyтствие знаний могут вызывать в нас чyвство смиpения. Совpеменному человеку, воспитанному на общественной гласности, самоyвеpенности, бесконечном самохвальстве, почти невозможно объяснить и втолковать, что то, что по-настоящему совеpшенно, подлинно, пpекpасно и хоpошо, в то же вpемя естественно смиpенно, так как именно благодаpя своемy совеpшенствy оно не нyждается в гласности, внешней славе, какой-либо пpопаганде. Бог смиpенен потомy, что Он совеpшенен; Его смиpение и есть Его слава и источник всего действительно пpекpасного, совеpшенного, источник добpа и совеpшенства, и каждый, кто пpиближается к Богу и yзнает Его, немедленно пpиобщается к божественному смиpению и его кpасоте. Именно благодаpя своему смиpению Дева Маpия, Матеpь Божия, сделалась pадостью всего миpа, величайшим откpовением кpасоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в pедкие минyты его сопpикосновения с Богом.

Как можно стать смиpенным? Для хpистианина - пpостой ответ: созеpцание Хpиста, воплощенного божественного смиpения, Того, в Котоpом Бог показал pаз и навсегда всю славу Свою в смиpении и все смиpение Свое в славе. Хpистос сказал в ночь Его наивысшего смиpения: "Hыне пpославился Сын Человеческий, и Бог пpославился в нем" Иоанн, 13,31. В конце концов смиpению yчишься, соpазмеpяя и сpавнивая каждое свое слово, каждый постyпок, всю свою жизнь с Хpистом.

Обличая фарисеев, Иисус Христос в своих беседах мытарей ставил в один ряд с блудницами: Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие. В конце притчи Спаситель говорит, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из Храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей. Притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию», Он хотел сказать, что «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев Лк. Из Евангелия известно, что евангелист Матфей, один из двенадцати апостолов, до обращения был мытарем Мф. Особенности богослужения[ править править код ] В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие пятницы вечера.

13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее

Фарисей же и Мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться. Так следующие семь дней посвящены размышлениям о притче о мытаре и фарисее, рассказанной Спасителем, которую для нас сохранил евангелист Лука. Накануне Великого поста Церковь вспоминает притчу Христову о мытаре и фарисее. Неделя о мытаре и фарисее.

Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?

Некоторые из нас, только услышав, что им предлагают прочитать церковное произведение, еще не зная содержания, отказываются даже познакомиться с ним. Для меня лично Евангелие — это богатейший духовно-исторический опыт и ценные жизненные уроки, которые мы можем вынести из мудрых текстов. Особенность Евангелия в том, что оно содержит короткие рассказы-притчи, рассказанные Христосом своим ученикам и содержащие мудрые уроки. Несмотря на то, что рассказаны они были более 2х тысяч лет назад, в другом месте, условиях, на чужом языке, можно сказать в иной цивилизации, но смысл остается актуальными по сей день. Итак, притча о мытаре и фарисее рассказывает о двух людях. Мытарь — это сборщик налогов не самая уважаемая профессия в те времена. Фарисей — это название правящей партии, верхушки общества и государства. Таким образом, это символический рассказ о важном представителе правящего слоя общества, с одной стороны, о мелком чиновнике, — с другой. Мытарь олицетворяет собою кающегося грешника, а фарисей — человека, только внешне сохраняющего благочестие, на самом же деле не видящего своих грехов.

Эта притча задает тон на весь Пост, напоминает о смирении, истинном начале, осознании своих ошибок, о гордыне и эгоизме, как основной причине страданий. Только так мы можем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему.

Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря — «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе. Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения Лука 19:1, 8 , обирая при этом своих соплеменников.

С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги. Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями Мф 9:11 и др. Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Христос хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет. И потому нарочито избрал примером искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев Лука 18:9—14.

Важно и то, что этот мытарь вообще пришел в храм. А вполне мог бы, зная о себе, как он грешен, пройти мимо. Но не побоялся обличить себя, признать себя грешником. Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем Мф 10:3.

Дело в том, что по Церковным обычаям слово «Неделя» означает только один день, а именно — «воскресенье». Изначально «неделя» произошло от выражения «не делати» — не работать, отдыхать, то есть посвящать день Богу. Подготовительная неделю по церковным правилам начинается с воскресения, то есть неделя о мытаре и фарисее начнется с 9 февраля и закончится также в воскресенье. Таким образом, на период с 5 февраля по 26 февраля приходится 4 воскресных дня, но состоит он при этом из 3 календарных недель.

В течение всей первой подготовительной седмицы с 5 по 11 февраля Поста нет. Но уже со следующей седмицы после Недели о блудном сыне, с 12 по 18 февраля, вводятся постные дни в ср и пт Запрещает употребление животных продуктов рыба, мясо, молочные продукты Разрешается горячая пиша, без растительного масла. Начало Великого поста в 2017 году — с Чистого понедельника, 27 февраля. Некоторые из нас, только услышав, что им предлагают прочитать церковное произведение, еще не зная содержания, отказываются даже познакомиться с ним. Для меня лично Евангелие — это богатейший духовно-исторический опыт и ценные жизненные уроки, которые мы можем вынести из мудрых текстов. Особенность Евангелия в том, что оно содержит короткие рассказы-притчи, рассказанные Христосом своим ученикам и содержащие мудрые уроки. Несмотря на то, что рассказаны они были более 2х тысяч лет назад, в другом месте, условиях, на чужом языке, можно сказать в иной цивилизации, но смысл остается актуальными по сей день.

В тот период Палестина входила в состав Римской империи и иудеи были вынуждены платить подати оккупантам. Соответственно, сборщики податей в пользу оккупантов мытари , имели особый статус в иудейском обществе. Во-первых, они считались коллаборационистами, предателями своего народа.

Кроме того, мытари очень часто злоупотребляли своим положением и обирали своих же соплеменников например, Закхей -мытарь , поэтому среди иудеев мытари слыли как корыстные и грешные люди. Помимо этого, сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейским религиозным законам, подати следовало платить только в Храм, единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от синагоги [1].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий