В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в Православном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. новости прихода. «Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса.
Неделя мясопустная. О страшном суде
Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 10 марта. Название «Неделя о Страшном суде» происходит от того, что на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Цитата дня На Страшном суде в свете Истины проявится всё, чего мы не замечали или не хотели замечать в себе. 19 февраля, в Неделю Мясопустную, о Страшном Суде, день памяти священномученика Александра, пресвитера Симбирского, совершены богослужения. Такое воспоминание в преддверии Недели о Страшном суде очень символично – ведь сначала все усопшие должны воскреснуть, чтобы явиться на Суд к Богу. 10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Жизнь в Церкви
- Объявления
- Важный день перед Мясопустной неделей
- Православные отмечают Неделю о Страшном суде (мясопустную)
- Мясопустная неделя: Церковь отмечает Неделю о Страшном суде
- Другие новости раздела
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. 10 марта 2024 года Протоиерей Кирилл Краснощеков, священник Сергий Выгодин и диакон Димитрий Молоков совершили Божественную литургию. Неделя мясопустная, о Страшном суде. В Неделю о Страшном Суде митрополит Феофан совершил Литургию в Казанском храме в Царицыно.
Почему 19 февраля 2023 года Церковь вспоминает про Страшный суд, и что это значит
опять-таки любовь. Евангельское чтение этого дня посвящено притче Спасителя о Страшном суде (Мф.23:31-46). Именно поэтому эту неделю также называют неделей о Страшном суде. В течение семи дней Мясопустной недели верующие постепенно готовятся к строгому воздержанию и начинают процесс очищения от грехов, в соответствии с церковными канонами. Кажется, это так похоже на евангельскую притчу о Страшном суде, как отделяли овец от козлищ (Мф. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Неделя о Страшном суде носит покаянный характер, она дается верующим для подготовки к приходу Спасителя и отчета перед Ним о совершенных деяниях, как праведниками, так и грешниками.
НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ
Оно говорит нам о том, что Господь Бог не только наш любящий Отец, но и наш Судия, Который будет подводить итог земного пути каждого из нас. Неизбежностью и страхом Божьего Суда объясняется не только человеческий страх смерти, но даже боязнь мыслей о ней. Согласно учению Святой Православной Церкви человек - существо подсудное, поэтому христианин должен жить так, чтобы на Суде не постыдиться. Но враг строит козни и соблазняет через мир. Своими силами избежать ловушек дьявола невозможно, нужна помощь свыше, и она подаётся смиренным. Страшный Суд и суд частный - разные понятия. Человек идёт на частный суд после смерти, где душе определяется место пребывания до Всеобщего Воскресения и Суда.
И если участь праведников на Страшном Суде не поменяется, то души грешников, оказавшихся в аду, ожидают Судный день с надеждой. Потому Церковь и призывает ныне живущих к усердным молитвам за усопших. Согласно христианскому учению, смягчить строгий Суд Божий может покаяние.
Это объясняет Евангелие настоящей Недели. Оправданными на Страшном суде окажутся лишь те, которые в жизни своей проявили любовь, милосердие, самоотверженность к ближним своим в их разнообразных житейских нуждах — кто напитал алчущего, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, посетил больного или заключенного в темницу. Пусть же все наше поведение в жизни среди подобных нам людей будет проникнуто любовию к ним как нашим братьям! Пусть всякое положение ближнего нашего — скорбное, стесненное, тяжелое в большей или меньшей мере — всегда находит соответствующее облегчение с нашей стороны!
Не тяжелые подвиги, не великие дела требуются от нас, а самые обыкновенные, но — с любовию.
При наступлении суда для изгнанников с неба, страна изгнания и клятвы - земля - запылает, а небо свиется, как свивается одежда. Мертвецы всех времен и народов, возбужденные животворящей трубой - Словом Божиим - восстанут из гробов и составят из себя необозримое и неисчислимое собрание. Полки и воинства святых Ангелов придут на страшное зрелище, на великое служение. И ангелы отверженные предстанут на суд. Сын Божий воссядет на престоле славы, славы страшной по необъятному величию ее. Все разумные создания потрясутся от страха, увидев Создателя своего, вызвавшего их в бытие из ничтожества единым всемогущим Словом. Они будут предстоять перед Тем Словом, для Которого нет невозможного исполнения. Они будут предстоять перед Той Жизнью, при Которой, вне Ее, не может быть иной жизни.
Справедливо сказали Отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим, и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество. Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя. Решится участь всех на вечность. Прежде наступления этого суда Божественный Апостол сознается, что он не может оправдаться, хотя и не знает за собой никакого греха: потому что Судия его - Бог. Все святые, во время земного странствования своего, часто приходят воспоминанием и размышлением благочестивым на страшный суд Христов, - благовременным, спасительным страхом ограждают себя от страха, который возбудится в погибших отчаянием; благовременным осуждением себя они стараются благовременно снискать оправдание, плачем отвратить плач. Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание второго пришествия и страшного суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны. Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость: тем более должен озабочивать нас суд Божий.
С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой - условие нашей погибели? Преподобный Илия, Египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия, и время изречения, какое последует о мне от Бога»». Нужно окинуть честным взглядом свою жизнь и понять, что все мы смертны, а после смерти пойдём или в Рай к Богу или в ад на вечные муки совести. Только святость жизни может ввести человека в Рай, потому что «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» Откр. А в чём состоит святость? За что Господь будет награждать праведников на Страшном Суде или наказывать грешников? Человек — существо подсудимое. Повестка ему уже выдана, но дата не поставлена: явка в суд может произойти в любой день года и в любое час. Адвокатов не будет.
Прокуроров тоже. Правда, будут охранники, с безстрастными лицами стоящие за спиной. И будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому всё будет ясно без лишних слов. Любого из нас — говорил Дюрренматт — можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что. Страшно слушать, но трудно возражать. Редкий из сынов человеческих на том последнем Суде сможет поднять глаза на Сидящего на престоле. Большинство будет стоять, опустив голову. Это в привычной земной реальности мы скручиваем нити оправданий и сплетаем кружева силлогизмов.
Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Павел имел ввиду жизнь христиан в окружении язычников и ситуацию, когда в святилищах язычников предлагалась в пищу снедь, пожертвованная «богам».
Роспись базилики в Эфесе. Музей в г. Сельчук Часто соседи из язычников предлагали вкусить ее и христианам.
Именно об этом и говорит Апостол: «Идол в мире ничто», соответственно, и пища такая не приносит христианину ни душевного вреда, ни пользы. Другое дело, что практика вкушения идоложертвенного соблазнительна для новоначальных, и потому христианам все же следует воздерживаться от этого. Впоследствии, когда миновали исторические обстоятельства, в которых было написано послание, святые отцы увидели в словах св.
Павла иные, более глубокие смыслы, связанные с грядущим Великим Постом — именно поэтому отрывок читается накануне Масленицы. Вот что говорит о нем блж. Августин в своей «Исповеди»: «Слышал по милости Твоей… изречение, очень мною любимое: едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Иными словами: первое меня не обогатит, другое не огорчит». В наши дни отрывок звучит как призыв не превозноситься телесным воздержанием или иными «подвигами», ибо пища сама по себе не вредна и не спасительна, но все — внутреннее устроение человека. Однако — телесное воздержание необходимо, и не только ради «немощного брата», который видел бы пример христианской жизни, но и ради себя.
Проповедь "ЗАЛОЖНИКИ ВЕЧНОСТИ."
- 10 марта – Неделя мясопустная, о Страшном суде
- Оптина пустынь
- Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
- 10 марта: Неделя о Страшном суде 2024, мясопустная и сплошная Сырная седмица – следом
- 19 февраля. Неделя мясопустная, о Страшном суде.
Неделя мясопустная, о Страшном суде
Всех нас ждет Страшный Суд Христов. Если не покаетесь, все погибнете. Вот, Бог установил день, который придет, как тать в нощи, когда… Он откроет советы сердечные и воздаст каждому по делам его. Грешникам тогда не будет никакой пощады. Внидут в радость Господа только одни праведные и те, кои, подвергшись несчастию впасть в грехи, принесли потом искреннее покаяние и исправили жизнь свою. Итак, помышляя о дне том страшном, перестаньте грешить, покайтесь и восприимите твердое намерение ходить неуклонно в заповедях Божиих. И действительно, ни одна истина не сильна так умягчить нераскаянное сердце, как истина о Страшном Суде Божием… Приидите, братие, перехитрим омрачающего нас врага и отныне положим: и помнить непрестанно о Суде, и сердцем воспринимать всю силу его и весь страх его. Нарисуем в уме нашем картину Суда Страшного и будем носить ее непрестанно. Как в обычной нашей жизни видим мы, небо над собою с Солнцем и другими светилами и разные твари вокруг себя, подобно сему устроимся и в духе.
На Небе будем созерцать Господа Судию со тьмами Ангелов, а вокруг себя всех сынов человеческих, oт начала мира до конца, предстоящих Ему в страхе и трепете. Тут же река огненная и книги разогнутые. Суд готов! Таким помышлением наполним ум свой и не будем отступать от него вниманием. Восстав с одра, будем внушать душе своей: «День он страшный помышляющи, побди душа! Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечной! Но, если будем помнить, можем миновать грозных его определений.
Самолюбие скрывает нас от себя и своего суда совестного; тело и пристойная внешность укрывают нас от проницательности лиц, окружающих нас… Не то будет там: и себе будем мы все открыты, и другие будут видеть нас, каковы мы в словах, делах и помышлениях. Каждый видя себя, будет сознавать, что он видим всеми и проницается светлейшими паче солнца очами Божиими. Это сознание всеобщности видения грехов своею тяжестию подавит грешника и соделает то, что ему легче было бы, если б горы пали покрыли его, нежели как стоять так, составляя открытую цель для взоров и Небесных, и земных.
Ныне мы изобретательны на снисхождения и разными способами извиняем себя и пред собою, и пред другими, и пред Богом. Тогда не будет места никаким оправданиям. И наша совесть будет говорить нам: «Зачем ты так делал? Там этого не будет. Все свершится во мгновение ока: и Суд без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию отделятся праведники от грешников, как овцы от козлищ, и все смолкнут, ничего не имея сказать против этого Суда и осуждения. Ждется последнее поражение грешнику — решение; и се, слышится: «приидите, благословеннии! Решение невозвратное и неизменяемое, запечатлевающее участь каждого на вечные веки. Вечные веки будет звучать в ушах грешника осужденного: «Отойди, проклятый! Вот что будет!
И вот что ныне хочет впечатлеть в сердце наше Святая Церковь! Восприимем же чувством эту безотрадность состояния грешника в последний день,— безотрадность, в которую поставят его тогдашний Суд, осуждение и решение; восприимем и позаботимся избежать ее. Никому не миновать Суда.
Церковь предлагает вспомнить событие, которое еще только должно произойти.
Его участниками будут все люди - как живые, так и усопшие. За литургией читается евангельская притча о Страшном Суде, когда Сын Человеческий снова придет на землю, отделит праведников — «овец» и грешников — «козлов» и совершит суд в зависимости от деяний человека в отношении милости к своим ближним.
Ныне Церковь Божия напоминает нам о событии Страшного Суда, который всем нам с вами предстоит пройти, и никто этот Суд не минует. Напоминают нам это событие для того, чтобы мы держали бы в памяти и понимали, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но и праведный Судия. Почему Суд называется Страшным? Потому что он, во-первых, всеобщий. На нем будут осуждены не только люди, живущие на земле от начала века, но даже дьявол и его слуги.
Страшный он потому, что он окончательный. Если сейчас мы имеем какое-то ходатайство за нас святых угодников Божьих, обращаемся к ним с молитвой, к Божьей Матери, к Господу нашему Иисусу Христу, после смерти мы имеем ходатайство наших родственников о нас, которые могут молиться и просить у Господа и умилостивить тоже Его, то Страшный Суд — это то время, когда у нас уже нет ходатаев, и осуждает нас, как говорят святые отцы, и в частности Игнатий Брянчанинов так пишет, что нашим обличителем и обвинителем на нем является наша совесть, тот орган, который Господь нам дал, чтобы мы понимали как нам правильно жить. На этом Суде страшно еще, что все наши прегрешения откроются для всего мира — все наши помыслы, тайные вожделения, которые каждый из нас имеет и которые хочет скрыть, скрыть подчас не только от других, но даже и от себя, боится себя, своей греховности, своей грязности. Вот это все будет раскрыто всему миру в один миг. Рядом будут стоять люди в одном звании — богатые рядом с богатыми. И одни осудятся и пойдут в муку вечную, а другие прославятся, ибо совершили много добрых дел. Тоже самое нищие, бедные, бесные — все будут судимы на этом Суде именно праведно, и друг друга увидят прегрешения и сами себя в общем-то осудят, либо с Богом они и пойдут в рай в Царство Небесное, либо в то место, где нет уже милости Божьей — во ад.
И вот сегодняшнее евангельское чтение нам многое объясняет, что от нас требует Господь. Говорится в нем как раз о Суде Божьем, когда Господь с ангелами Своими взойдет на престол славы, будет судить, отделять овец от козлищ. Овцы пойдут на правую сторону в Царство Небесное, а козлищи на левую сторону — идет как раз разделение, и попадут во ад. И критерием этого Господь ставит отношение к ближнему.
Неделя о Страшном суде: в чем смысл притчи и что надо делать в этот день?
10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Цель христианской жизни Неделя мясопустная, о Страшном суде. В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем. В Неделю о Страшном суде Святая Церковь побуждает грешников к покаянию, учит, что любовь к ближним и милость, которую мы им оказываем, может стать ходатаицей за нас в час Страшного Суда. Предпоследнее воскресенье перед Великим постом носит название "Неделя о Страшном суде" или Мясопустная неделя.
Неделя мясопустная, о страшном суде
Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту называется в православном календаре Неделей о Страшном суде, или Мясопустной. предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически, с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Это будет последний и Страшный! Сколь досадно бывает в жизни, когда ты вдруг осознаешь задним числом, что были у тебя реальные шансы «схватить жар-птицу за хвост» и обрести нечто очень для тебя важное: человека, с которым счастьем было бы связать свою жизнь. Мясопустная неделя, о Страшном суде — что можно и нельзя делать. Предпоследний воскресный день перед началом Великого поста (Святой Четыредесятницы), празднуемый Православной Церковью именуется Неделей мясопустной, о Страшном Суде.
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
Поступать по любви им было настолько естественно, что они и не задумываясь так поступали... Мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне. И поэтому если кто из нас и думает, что он поступает милосердно, заботится о больных, посещает тюремных заключенных, питает голодного, одевает холодного, — пусть поставит перед собой вопрос: от сердца ли он поступает или потому, что чувствует, что таков его долг и что он даст ответ за свои поступки? И если только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства!.. Но обратите внимание и на тех, которые ничего из этих дел человеческой любви не совершили. Когда Христос им задает этот вопрос, они его даже не понимают: Где же мы Тебя, Господи, видели? Когда же мы Тебя не посетили в больнице или тюрьме? Когда же Тебя не одели холодного, не накормили голодного?
Когда не утешили в горе?..
Святой Вукол с младенчества отличался незлобием и целомудрием и был преисполнен Духа Святого. Святой Вукол обратил ко Христу множество язычников, хранил свою паству от ересей и защищал христиан от гонителей. Святой Вукол мирно отошел ко Господу в городе Эфесе около 100-105 г.
У его гробницы на кладбище у Царских ворот Эфеса выросло миртовое дерево, у которого исцелялись больные.
Название «Неделя о Страшном суде» происходит от того, что на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде : Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Благословенными Отца своего назовет Он тех, которые были полны любви, милосердия, жалости и сострадания. Проклятыми и осужденными на вечные мучения назовет тех, которые своими делами показали, что чужды любви, совершенно чужды самому важному в законе Божием, что отвергши этот закон, поправ святую любовь, они отвергли закон добра и предпочли закон зла; не хотели идти по пути Христову, пошли своим путем, путем зла. Ну что же, будем ли возмущаться тем, что пойдут они в муку вечную? Нет, не будем: они сами себя осудили на эту вечную смерть.
Если и не сказал бы Христос Своих страшных слов, все равно сами себя осудили бы они. Как это люди, жившие тысячи лет тому назад, могут осудить себя? Слышали вы в стихирах нынешнего воскресного дня, когда творится память о Страшном Суде, что когда начнется суд, разогнутся книги, в которых записаны деяния каждого человека. Зачем эти книги, которые разогнутся, неужели нужны они Всеведущему Богу?
Нет, конечно, не нужны. Эти книги лишь символически изображают то, что неизгладимо запечатлено в совести каждого человека, в бессмертном духе его. Внезапно в один миг пройдет пред ним вся прежняя жизнь, до мельчайших подробностей вспомнит он каждое злое слово свое, каждое злое деяние, каждую нечестивую мысль свою вспомнит — и ужаснется. Если был злодеем, если был богохульником, попирал Кровь Христову, все эти страшные дела вдруг внезапно предстанут пред его духовными очами.
Какие основания имею я говорить так и утверждать это? Имею, прямое основание имею, ибо известно из книг по психологии, что люди, бывшие на волосок от смерти — которые утопали в море и были в последний момент спасены, которые попадали под поезд, но лежали между рельсами в то время, как поезд с грохотом проносился над ними — эти люди рассказывали, что в одну страшную предсмертную минуту проходила пред ними вся их прежняя жизнь, начиная с раннего детства. Это возможно только потому, что все, что мы творим, что говорим, что думаем, неизгладимо навеки запечатлевается в духе нашем. Дух хранит все это, и когда дух освободится от оков плоти, когда плоть станет духовной, тогда дух откроет пред духовными очами человека все то, что происходило в течение его жизни.
Это будет страшный суд его самого над ним самим. Его собственный дух, его совесть осудит его. Потому глубоко справедливо и правильно, что все творившие зло будут преданы на то, чтобы вечно существовать с диаволом и ангелами его, которые отверглись добра и стали средоточием зла. С ними, с ними в вечном, бесконечном общении, будут жить распинавшие Христа, попиравшие Кровь Его.
В этом общении их злоба и жестокость будет беспредельно увеличиваться. В этом и будет состоять их бесконечное мучение. Вот в чем будет состоять Страшный Суд. Вот что должно знать, во что верить безусловно, ибо так будет.
Так говорил Христос, Его святые апостолы, Его пророки, а они лгать не могут.